Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«ХАКАССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»
КОЛЛЕДЖ
педагогического образования, информатики и права
ПЦК
дошкольной педагогики, психологии и частных методик
специальность
050705 Специальное дошкольное образование
Педагогические
условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Студентка : Бердяева Ирина
Научный руководитель: Васильева М.И.
Абакан,
2013
Оглавление
Введение
глава. Теоретические подходы к
решению проблемы воспитания толерантности в исследованиях ученых
.1 Решение вопроса воспитания
толерантности в современных концепциях воспитания ребенка
.2 Средства, методы и условия
воспитания толерантности у детей дошкольного возраста
.3 Особенности организации
воспитательной работы с детьми с ОНР Ш уровня
глава. Пути и средства формирования
толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного
образовательного учреждения
.1 Анализ уровня развития
толерантности у детей старшего дошкольного возраста
.2 Педагогические условия развития
толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Актуальность проблемы воспитания подрастающего
поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних
десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная
статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного
экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве
межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи
формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной
терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в
воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется
специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого
этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений,
с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового
поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой -
принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые
закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и
поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность
реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на
категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы,
сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур,
политических взглядов и пр. В решении задач формирования толерантности особая
роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному
этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сензитивен
для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода
интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды
деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте
активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в
форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм
поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.
Толерантность как комплексное качество личности
формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой,
учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и
специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается
в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку
методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру
ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания
толерантных начал.
Таким образом, суть проблемы формирования
толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия
между: потребностью современного общества в личности, способной строить
отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным
использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в
формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; потенциальной
возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности
детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой
возможности в практике дошкольных учреждений; необходимостью интенсифицировать
процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием
научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и
моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной
проблеме.
Цель исследования: выделить и обосновать
педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР, реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: воспитание толерантности у
детей дошкольного возраста как социально-нравственная проблема.
Предмет исследования: педагогические условия
воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР,
реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: воспитание толерантности
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня будет протекать эффективно, если созданы следующие педагогические
условия:
педагоги и родители демонстрируют толерантное
отношение к другим людям;
ведется целенаправленная работа по расширению
представлений детей о разных расах, их традициях, особенностях;
в педагогический процесс включены проекты,
предполагающие демонстрацию и развитие уровня социально-коммуникативного
развития детей.
Задачи исследование:
. Уточнить сущность и структуру понятия
«толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической
литературы.
. Раскрыть специфику воспитания толерантности в
дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать особенности организации
воспитательной работы с детьми с ОНР III
уровня
. Выявить уровень развития толерантности детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня
. опытно-экспериментальным путем показать
эффективность условий воспитания толерантности у детей старшего дошкольного
возраста с OHP
III уровня
Теоретико-методологичской основой исследования:
концепция социально-нравственного развития дошкольников С.А. Козловой,
теоретические положения об условиях и методах нравственного воспитания
дошкольников В.Г. Нечаева, Э.К. Суслова, Е.И. Радина , Р.С.Буре и др.
Методы научного исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования.
. Эмпирические методы: диагностические
задания О.В. Дыбиной «Необитаемый остров», «Помощники», анкета для родителей,
беседа с воспитателями.
. Интерпретационные методы: количественный и
качественный анализ полученных результатов.
I глава. Теоретические подходы к решению проблемы
воспитания толерантности в исследованиях ученых
.1 Решение вопроса
воспитания толерантности в современных концепциях воспитания ребенка
Последнее десятилетие привнесло радикальные
изменения в систему отечественного дошкольного образования
<#"603854.files/image001.gif">
Из этих данных видно, что до
создания нами системы работы по формированию толерантности, у детей старшего
дошкольного возраста с низким уровнем представления было выявлено 12%, после
проведенной работы процент детей с низким уровнем значительно уменьшился до 5%.
Средний уровень увеличился на 6%, и даже высокий уровень увеличился на 1%.
Важно отметить, после проведенной
нами работы дошкольники стали внимательнее относится друг к другу, взрослым,
стараться оценивать свои поступки, дети стали охотнее обсуждать значение
толерантных поступков, также стремиться реализовать полученные знания,
представления в своем поведении к другим.
Таким образом, предложенная нами система
работы с детьми старшего дошкольного возраста способствовала формированию у них
представлений о толерантности.
Заключение
В настоящее нелегкое время
потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает
всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию
«толерантность». Наиболее близкий нам - понимание толерантности как уважение
чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в
результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих
это.
В социальном плане толерантность
означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия
культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления
человеческой индивидуальности.
Основа толерантности - признание
права на отличие.
Ответственность на внедрение в
общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.
Формирование толерантности - процесс
очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше.
Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы
можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие
личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов,
способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация
развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные
позиции, общественные функции.
Взрослый выделяется как образец,
поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность.
Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное
отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей
и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников
позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру
взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.
Формирование толерантности в
дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и
обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о
правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую
деятельность - игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы
полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в
мотивы поступков, приобрели побудительную силу.
И на третьем этапе ребенок уже сам
обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от
взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая,
направляющая функция.
Взрослый должен помочь ребенку
сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
Итак, выделенные нами задачи
исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структуру
понятия «толерантность», проанализировав философскую и психолого-педагогическую
литературу.
Осветили проблему формирования
толерантности в дошкольном детстве.
Наметили содержание и средства
формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, цель исследования
нами была достигнута. Мы обосновали содержание, пути и средства формирования
толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический
список
1.
Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002.
-№15. -С. 6.
.
Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. -
М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
.
Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности.
-2002. -№2. -С. 104.
.
О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики
Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
.
Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольноевоспитание. -
2003. -№11. -С. 51.
.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект
пресс, 2002. - 251с.
.
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Педагогика, 2001. - 118с.
.
Алмазов Б.Н. Становление личности и средовая адаптация / Социальная педагогика:
теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. -
101с.
.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2000. - 272с.
.
Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе
индивидуального развития человека / Психология личности // сост. Д.Я.
Райгородский. Самара: Универс групп, 1999. - Т.2. - С. 90-94.
.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2000. -376с.
.
Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного
осмысления. СПб.: «Эго», 2008. - 791с.
.
Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / «Мемориал»:
вестник Ленинградского общества. М., 2001, - № 24. - С. 134140.
.
Асмолов Л.Г. Толерантность: от утопии к реальности / На пути к толерантному
сознанию // Под ред. Л.Г. Асмолова. М., 2000. - С. 149-152.
.
Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность /
Век толерантности: научно-публицистический вестник. М., 2001.-С. 35-36.
.
Бардиер Г.JI. Социальная психология толерантности. СПб.: СПбГУ, 2005. - 120с.
.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445с.
.
Безюлева Г.В., БондыреваС.К., ШеламоваГ.М. Толерантность в пространстве
образования: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т., 2005.
- 152с.
.
Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л.Н.Бережнова, И.Л.Набок,
В.И.Щеглов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240с.
.
Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2004. - 196с.
.
Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? / вестник Моск. ун-та.,
1996. № 1. - С. 160-165.
. Ерофеева,
Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева. - М.:
1980.
. Агавелян,
М.Г. Воспитывать тактичного собеседника / М.Г. Агавелян. - М.: 1985.
. Зернова,
Т. Воспитание любви и уважения к книге / Т. Зернова. - М.: 1989.
. Гелло,
В. Учите беречь книгу / В. Гелло - М.: 1976 .
Козлова,
С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова - М.:
2001.
. Нравственное
воспитание в детском саду / Под ред. Т.А. Марковой . М.: Просвещение, 1986. -
53-55 с.
. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac38
30. http://www.
allbest.ru
.
http://www.bibliofond.ru
32.
Зенина. Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие
/ Т.Н. Зенина. - М.: «Центр педагогического образования», 2007. - 80 с.
.
Детский сад и семья / Под ред. ТА. Марковой. М.: Просвещение, 1986. - 346с.
. Зверева,
О. Л., Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. Заведений / О.Л. Зверева. - М.: Академия, 1999. -
328 с.
. Данилина,
Т. А., Степина, Н.М. Социальное партнерство педа¬гогов, детей и родителей:
Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина. - М.: Академия, 2004.-112с.
.
Емельянов, С. М. Практикум по педагогике/ С.М. Емельянов.- СПб., 2000. - 462 с.
Приложение
Приложение А
Диагностика «Я и мир вокруг меня»
.Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
.У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить
понятие «Я и другие»?
.Ты живешь вместе с мамой и папой, братом,
сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
.Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое
поведение? Кто в твоей семье главный?
.Как нужно себя вести в детском саду, в
общественных местах, среди сверстников?
. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь, это
злой, жестокий человек?
. Ты не ссоришься со сверстниками, значит,
боишься или проявляешь терпение, терпимость?
. К вам в группу пришел новый ребёнок, он
чернокожий, подашь ли ты ему руку?
. Где живут русские (белорусы, поляки,
англичане, американцы и т.д.)?
.Чем славится наш город, Россия?
.Какая страна самая холодная (жаркая)?
. Как ты думаешь, во что любят играть дети в
Америке?
.Как выглядит одежда людей, живущих в жаркой
(холодной) стране?
. Как ты будешь встречать гостя из другой
страны?
. Что такое мир? Что такое война?
. Что нужно делать, чтобы на нашей планете был
мир?
Протокол беседы с ребенком
Сальникова Надя, Высокий уровень
. я, это значит, что я - человек,
девочка, ребенок, который живет на Земле.
. Да, у меня есть друзья, и очень много,
они самые лучшие. Я и другие, это значит, что я - человек, имею много других
людей, может быть друзей, маму, папу, они будут для меня другими.
. Да, я живу с мамой, папой, братом,
сестрой. Они моя семья, когда мы все дома, мы веселимся, радуемся. Мы все
семья.
. Я всегда слушаюсь взрослых, ведь это
плохо если тебя ругают за непослушание. А в семье у нас главный папа, мы все
его слушаемся, и никогда с ним не ругаемся.
. Дома нужно вести себя, как папа
говорит, или как мама разрешает. В общественных местах нельзя кричать, бегать,
прыгать, нужно делать так как тебе говорит мама или папа. Среди сверстников мы
ведем себя так как они ведут себя, и за это нас даже наказывают.
. Я думаю, что он злой. Потому что слабых
надо защищать как и маленьких.
. Я никогда не ссорюсь со своими
друзьями, потому что я боюсь их потерять.
. Нет, я не буду с ним дружить, ведь он
черный. Я скорее всего напугаюсь его.
. Русские это мы и мы живем в России.
Англичане живут в Англии, американцы в Америке, поляки в Польше.
. Наш город славиться чистотой и
природой. Она у нас самая красивая и все приезжают на нее посмотреть.
. Самая холодная страна это на севере,
потому что там много белых медведей. А самая жаркая это Африка, там еще люди
голые ходят.
. Я думаю они такие же как мы, любят
играть в разные интересные игры.
. В жаркой стране люди ходят без одежды,
ведь там жарко, зачем им одежда. В холодной стране, нет людей, потому что там
холодно и живут только белые медведи.
. Я поздороваюсь с ним и буду дружить,
если он не будет черным.
. Мир - это когда мы ходим к памятникам
погибших воинов. А война - это где погибают люди, все стреляют, где наши
зеленые солдаты, дрались с армейцами в красном.
. Нужно защищать страну, и никогда не
драться с армейцами.
Анкета для родителей
. Определите, каково отношение Вашего ребенка к
членам семьи:
Заинтересован в общении со всеми членами семьи
одинаково
Предпочитает общение с некоторыми членами семьи
Относится ко всем избирательно
Относится равнодушно
Свой
вариант_________________________________________________
. В ситуации, требующей проявления помощи, Ваш
ребенок:
Оказывает помощь самостоятельно
Всегда охотно помогает
Помогает только по просьбе
Неохотно помогает
Помощь носит формальный характер
Отказывается помочь
Игнорирует просьбу о помощи
Свой вариант
_________________________________________________
. Определите, как реагирует Ваш ребенок на
изменение Вашего настроения:
Замечает и реагирует только на ярко выраженные
эмоциональные состояния (например, гнев, радость и т.д.)
Самостоятельно замечает малейшие изменения в
Вашем настроении, чутко реагирует
Замечает изменение настроения только в
ситуациях, в которые он эмоционально включен (например, в процессе игры,
общения)
Замечает и реагирует на изменение моего
настроения, когда я сама об этом говорю
Всегда замечает изменение моего настроения
Редко обращает внимание на мое настроение. Не
реагирует
Никогда не замечает изменение моего настроения
Игнорирует изменение моего настроения
Свой вариант ________________________________________________
. Оцените, как часто Ваш ребенок самостоятельно
проявляет заботу, внимание по отношению к другим:
Всегда
Часто
Время от времени (при обращении внимания)
Редко
Забота носит избирательный характер
Никогда
Свой вариант ________________________________________________
. При успехе или неудаче других членов семьи Ваш
ребенок:
Радуется, огорчается вместе со всеми
Иногда завидует успеху других, радуется неудаче
Проявляет равнодушие, игнорирует
Свой вариант_________________________________________________
. Оценивая поведение Вашего ребенка по отношению
к другим людям, можно сказать,
что:
Поведение изменилось в лучшую сторону
Ребенок стал более внимательным, участливым
Ребенок стал более эмоциональным
Поведение ребенка существенно не изменилось
Поведение по отношению к другим ухудшилось
Свой
вариант_________________________________________________
Протокол анкеты для родителей
Вековцева Наталья Александровна
1. Относится ко всем избирательно
2. Зависит от настроения, от «самостоятельно.
охотно», если есть настрой, до игнорирования, если нет настроения
. Опять же зависит от настроения Алены -
может заметить, может нат
. Зависит от настроя
. Радуется, огорчается вместе со всеми,
иногда завидует успеху других, радуется неудачи
. Поведения ребенка существенно не
изменилось
Приложение В
Беседа с воспитателями
1.Знаете ли Вы национальный состав вашей группы?
Учитываете ли Вы его при организации деятельности детей?
.Является ли предметно - развивающая среда
фактором формирования межличностных отношений детей разных национальностей?
Ответ обосновать
.Какие Вы предпримите усилия для расширения
предметно - развивающей среды?
.Какие формы и методы Вы используете для
формирования основ дружбы и толерантности между детьми разных национальностей?
.Знакомите ли Вы детей с культурой других
национальностей? Если да, то уточните с культурами каких народов знакомите?
Какие формы и методы Вы при этом используете?
.Как Вы считаете, достаточна ли проводимая Вами
работа в воспитании и образовании детей в условиях поликультурного ДОУ?
Протокол беседы с воспитателем
Ярченкова Надежда Ивановна
Ответы на вопросы:
. Да, конечно, каждый воспитатель должен знать
состав своей группы. И организуя деятельность и занятия мы ставим детей в
равные рамки обучения.
2. Думаю, что да. Так как именно там дети
общаются в тесной форме.
. Развитие знаний детей о культуре и быте
русских и бурят. Так как у нас смешанная группа.
. проводятся праздники «Сагаалган»,
«Масленица», что касается игр, то перечень игр, которым обучаются дети,
принадлежат к двум основным нациям, представленным в группе, т.е. бурят и
русских, например: «Салочки», «Жмурки», «Шагай наадан» и др.
. Мы считаем свою работу вполне
достаточной, это обоснованно тем, что в группе в основном преобладают две
нации.
Приложение Г
Методика «Необитаемы остров»
Цель: выявить умение выслушать другого человека,
с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое
мнение.
Методика проводиться с подгруппами детей.
Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на
необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:
. С чего вы бы начали свое существование на
острове?
2. Решите, какие предметы необходимо взять
с собой?
. Чем будет заниматься каждый из вас?
Попробуйте распределить обязанности между собой.
. Кого бы выбрали командиром?
. На острове много хищных зверей. Как вы
можете спастись от них?
. На острове надвигается страшный ураган.
Что вы будете предпринимать?
Высокий уровень (3 балла) - ребенок проявляет
инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои
предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умения выслушать
сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить;
Средний уровень (2 балла) - ребенок отличается
недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение
инициатора, соглашаясь, может возразить, учитывая свои интересы, выступить со
встречным предложением;
Низкий уровень (1 балл) - ребенок не вступает в
общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая
своего мнения, либо проявляет отрицательную направленность в общении.
Приложение Д
Методика «Помощники»
Цель: выявить умение детей выслушать другого
человека, с уважением отнестись к его мнению, интересам, спокойно отстаивать
свое мнение.
Материал: тазики, тряпочки, клей, ножницы,
кисти, полоски бумаги, лейки. Тряпочки.
Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как
мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Взрослый делит детей на 4
подгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать капитана,
подготовить необходимый материал, распределить обязанности и выполнить
поставленную перед командой задачу. После этого педагог дает задание каждой
подгруппе:
. Помочь маме вымыть столы и стулья;
. Помочь дедушке - у него порвалась
любимая книга;
. Помочь бабушке полить цветы, вытереть
пыль с листьев;
. Помочь младшем навести порядок в
игровой зоне.
Высокий уровень (3 балла) - ребенок берет на
себя функцию организатора, распределяет обязанности, проявляет умение выслушать
сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить, способен
оказать взаимопомощь, и обратиться в случае затруднения, за помощью к взрослому
или сверстнику;
Средний уровень (2 балла) - ребенок недостаточно
инициативен, принимает предложение более активного ребенка, однако может
возразить, учитывая свои интересы , принимает помощь других, но сам не
обращается;
Низкий уровень (1 балл) - ребенок не проявляет
активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих
предложений, от помощи взрослого и сверстников отказывается
Приложение Е
Таблица 2
Протокол исследования
№
п/п
|
Ф.И.
ребенка
|
Умение
предложить цель деятельности
|
Умение
планировать содержание деятельности
|
Умение
распределить обязанности с учетом интересов детей
|
Умения
выбрать средства для осуществления деятельности
|
Умение
принимать и оказывать помощь
|
Умение
учитывать мнение партнера
|
1
|
Вяткина
Лиза
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Легошина
Вероника
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Сальникова
Надя
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
4
|
Гладышева
Виолета
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Метряшев
Саша
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Карцев
Кирилл
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
8
|
Похильченко
Алеша
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
9
|
Кочетов
Валера
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
10
|
Дронова
Алина
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
11
|
Девятов
Егор
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12
|
Даркуновская
Юлия
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
13
|
Вековцева
Алена
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
Пашин
Тимофей
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15
|
Бакирова
Ариша
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
16
|
Козликина
Юлия
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
17
|
Попов
Антон
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
18
|
Беспалова
Наташа
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
19
|
Смирнов
Сережа
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
20
|
Бажитов
Максим
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
21
|
Белева
Аня
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
22
|
Животов
Денис
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
23
|
Боровиков
Сережа
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
24
|
Титов
Ваня
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|