Комплексное исследование рынка товаров и услуг в маркетинговой политике предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    61,4 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплексное исследование рынка товаров и услуг в маркетинговой политике предприятия















Комплексное исследование рынка товаров и услуг

в маркетинговой политике предприятия

Содержание

Введение

1. Комплексное исследование рынка как основа информационного обеспечения коммерческой деятельности

1.1 Понятие и содержание информационного обеспечения

коммерческой деятельности

.2 Использование коммерческой информации в практической

деятельности предприятий

2. Организационно-экономическая характеристика ООО "Мэтр Заславль" <#"603794.files/image001.gif">

Рисунок 1.1. Содержание работы по информационному обеспечению коммерческой деятельности

Рассмотрим значение этих направлений.

.Изучение покупателей и мотивов покупок. Эта работа является наиболее важной составляющей комплексного исследования рынка, требует исследования социально-психологических особенностей покупателей, их типов. Достаточно сложно получить объективные данные о мотивах покупок. Не менее трудно правильно измерить и оценить их. Но для того чтобы ориентировать деятельность торговой организации на конечного потребителя, необходимо располагать такой информацией.

.Изучение требований рынка к товару, то есть требований конечных покупателей к потребительским свойствам товара и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. При этом как для торговых организаций, так и для изготовителей данные запросы со стороны конечного потребителя товара являются составляющими его конкурентоспособности. Поэтому в данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспособности товаров и их соответствия характеру запросов конкретного рынка и его сегментов. [2. c. 155]

Исследуются формы и методы работы, применяемые в торговой практике с определенным товаром, т.е. устанавливается, какие виды договоров (сделок) заключают партнеры; какие используют каналы и формы продвижения товара, стимулирования сбыта, методы продажи и услуги и т.д.

.Изучение конъюнктуры рынка предполагает его тщательное комплексное исследование. Исследования конъюнктуры включают анализ спроса и предложения на рынке и его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса, степени и условий рыночной конкуренции и т.п. Эта информация необходима для принятия соответствующих решений на всех уровнях коммерческой деятельности: стратегическом, тактическом и оперативном. Наблюдение за текущей конъюнктурой рынка и ее анализ позволяют решать оперативные коммерческие задачи, а выявление длительных тенденций и закономерностей дает возможность делать прогнозы, вырабатывать правильную коммерческую стратегию.

Анализ рыночной ситуации на отдельных сегментах проводится с целью изучения запросов какой-то части потребителей, а также для оценки возможностей торговой организации по их удовлетворению. В качестве сегментационных признаков наиболее часто используются демографические, климатические, географические, экономические, но могут быть применены и другие критерии.

.Исследование конкурентной среды и конкурентов, работающих на данном рынке. В рыночных комплексных исследованиях ему отводится существенное место. Эта информация всегда должна быть в поле зрения коммерсантов, чтобы они могли удержать свои позиции на рынке. Она позволяет объективно оценивать реальное положение торговой организации на рынке.

.Изучение потенциальных возможностей торговой организации и ее конкурентоспособности. Необходимость этой информации объясняется тем, что на ее основе можно оценить сильные и слабые стороны деятельности фирмы, определить ее реальные цели и задачи, а также разработать коммерческую стратегию, обеспечивающую устойчивое финансовое положение на рынке товаров и услуг.

Информация, полученная при комплексном изучении рынка, должна поступать своевременно, быть обстоятельной, достоверной. Только в таком случае она представляет практическую значимость. Поэтому должна быть создана система, включающая следующие элементы: сбор, обработку, хранение и передачу информации. Эти элементы образуют упорядоченный поток коммерческой информации. Информация может быть получена из внутренних и внешних источников.

Внутренними источниками получения коммерческой информации являются данные статистической и бухгалтерской отчетности торговой организации, а также оперативного учета результатов коммерческой работы, личные наблюдения специалистов за работой своей организации и др.

Используя внутренние источники, можно получить информацию об объемах и динамике продажи, закупок, товарных запасов, размерах дебиторской задолженности, выполнении договоров поставки, издержках обращения, рентабельности и т.д.

На основе этой информации выявляются проблемы в работе торговой организации, определяются пути их решения.

Внешние источники информации дают сведения об изменениях, происходящих на рынке товаров и услуг. К ним относятся данные государственной статистики, периодической печати, консультации специалистов и организаций, специализирующихся на рыночных исследованиях; информация, полученная при специальных обследованиях, и др.

Можно выделить несколько этапов работы с внешней информацией: оценку сведений, выявление их достоверности, точности; отбор наиболее ценных сведений; распространение информации, передачу ее специалистам в кратчайшие сроки; накопление полезной информации и обеспечение возможности получения ее в нужный момент заинтересованными пользователями.

Кроме того, источники коммерческой информации делятся на первичные и вторичные.

Первичные содержат сведения, полученные из устных бесед со специалистами в процессе деловых контактов, переговоров, при заключении договоров, путем проведения опросов, интервью и т.п. [3. c. 98]

Вторичные источники информации содержатся в основном в статистических, справочных, обзорных аналитических изданиях, документах, отчетах.

Основными источниками информации о состоянии рынка товаров и услуг являются: статистическая отчетность, данные статистики бюджетов, нормы и нормативы потребления, данные оперативного и бухгалтерского учета, материалы специальных обследований, опросов, наблюдений.

Государственная статистическая отчетность содержит показатели объема и структуры товарооборота и товарных запасов по товарным группам. На основе данных государственной статистики по продаже товаров можно выявить тенденции развития товарооборота и его структуры по областям республики, торгующим системам, министерствам, а также предприятиям с различной формой собственности, определить долю рынка, которую они занимают. Представляется возможность выявить особенности спроса сельского и городского населения. По отдельным товарам (телевизоры, холодильники, стиральные машины, часы и др.) можно получить данные о реализации и обеспеченности ими населения в натуральном выражении.

Статистическая информация о товарных запасах дает возможность проследить за их динамикой в сумме и в днях к товарообороту, контролировать их структуру, размещение до регионам, торговым системам и организациям, между оптом и розницей.

Государственная статистика дает информацию о численности населения, его половозрастной и социальной структурах, составе семей, рождаемости, смертности, миграции, системе расселения, денежных доходах населения, их покупательной способности и др.

Кроме того, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь иногда проводит специальные выборочные обследования, например, для получения данных о семейных бюджетах по всем социальным группам. Государственная статистика дает возможность также получить данные об объемах и структуре производства товаров, динамике и индексах цен и другую важную информацию.

Внутренняя статистика торговых организаций и промышленных предприятий также имеет важное значение, пополняет банк данных коммерческой информации.

Для того чтобы информация о рынке была достаточно полной, своевременной и точной, используются различные методы ее получения.

Для изучения рыночной ситуации применяются:

изучение данных статистической отчетности;

учет и анализ данных о динамике и структуре продажи и остатков по материалам инвентаризаций;

учет и анализ данных, полученных при изучении спроса населения;

изучение данных специально проводимых исследований (сплошные и выборочные обследования, опросы, интервью);

изучение данных экспертных оценок;

изучение материалов конъюнктурных совещаний;

изучение опыта работы конкурентов.

.2 Использование коммерческой информации в практической деятельности предприятий

Коммерческая информация, полученная при комплексном исследовании рынка, используется для принятия коммерческих решений.

Коммерческие решения - все управленческие решения, связанные с куплей-продажей сырья и продукции. Коммерческое решение является программой действий для поставленной цели, указывает этапы работ, их последовательность, методы и средства достижения цели.

Например, снизился объем продажи, запасы на складе растут. Необходимо принять коммерческое решение.

Ни одно, даже самое простое, решение не может быть принято без информационного обеспечения. Первостепенная задача коммерческого работника - отобрать необходимую информацию, которая позволила бы объективно оценить рыночную ситуацию. Например, это объем продажи в прошлые периоды, затраты на реализацию, цены, требования покупателей, конкуренты и др. Далее объективно оценивается ситуация, выявляются причины и методы их решения. [4. c. 216]

Особенностью коммерческих решений является то, что они многовариантны. При их решении следует учитывать большое количество факторов, изменения на рынке. Коммерческое решение может быть оптимальным только для данной коммерческой ситуации, в данный момент; оно может быть более эффективным, чем у конкурентов, но не может быть единственно правильным.

2. Организационно-экономическая характеристика ООО "Мэтр Заславль" <#"603794.files/image002.gif">

Рис 3.1 - Количество клиентов

Анализируя места покупок товара, выяснилось, что большинство потребителей предпочитают покупать товары в ОАО «Мэтр Заславль» (40%), вторым местом по частоте покупок товаров - магазин «Новоселкин» - там приобретают товары 35% опрошенных. Реже всего приобретаются товары в магазине «Джем» - 15% и в специализированных магазинах - 10%.

Рис 3.2 - Выбор места совершения покупок

На вопрос, указанный в п. 5 анкеты, где выяснялось, что же повлияло на выбор предприятия, специализирующегося на продаже отделочных материалов, респонденты показали, что основные причины - лучшие условия обслуживания, а также реклама предприятия.

Рис 3.3 - Влияние на выбор фирмы

Отрадно, что оценка ассортимента продукции в ОАО «Мэтр Заславль» достаточно высока - большинство респондентов оценили его как широкий.

Рис 3.4 - Оценка ассортимента в ОАО «Мэтр Заславль»

В результате проводимого исследования удалось выяснить, каковы цены на товары ОАО «Мэтр Заславль». Основная масса респондентов ответила «приемлемы». Коэффициент высок, но недостаточен.

Рис 3.5 - Сравнение цен на аналогичные товары

Анализ следующих пунктов анкеты показал уровень качества обслуживания в ОАО «Мэтр Заславль». Наивысший бал - сотрудников - 4. Бал не низок и показывает, что руководству и сотрудникам фирмы есть к чему стремиться в перспективе.

Рис 3.6 - Качество обслуживания в ОАО «Мэтр Заславль»

Чувствительность потребителей к скидкам, предоставляемым в магазинах строительных материалов, показана на рисунке 3.7.

Рис 3.7 Параметры чувствительности к скидкам

Удалось выяснить, каков процент поступления информации о строительных продуктах. Здесь - 80% положительной оценки. Коэффициент высок, но недостаточен.

Рис 3.8 - Поступление информации о товарах и услугах ОАО «Мэтр Заславль»

Анализируя способы поступления клиентам информации о товарах, выяснено: 76% респондентов уверены, что лучший способ - через СМИ, 12% отдают предпочтение консультациям продавцов-консультантов, 6% - размещению на информационных стендах, 4% - рекламным письмам, 2% - другим способом.

Рис 3.9 - Способы получения информации о товарах

Последними вопросами анкеты были вопросы классификационного характера, куда относились вопросы о возрасте, поле, образовании, уровне дохода, сфере профессиональной деятельности. Подведя итоги исследования, удалось выяснить, что большинство клиентов являются самодостаточными гражданами, имеющими, в большинстве своем высшее образование, возрастной ценз различен: большинство респондентов - от 25 до 55 лет, т.е. работающее население Республики Беларусь. В отношении занятости населения можно сказать, что клиенты работают в сферах, где не возникает проблем с оплатой труда (это - финансы, кредит, страхование, транспорт, торговля, общественное питание, образование, культура), что говорит об их платежеспособности.

Таким образом, исследование поведения покупателей и оценка деятельности предприятия ОАО «Мэтр Заславль» позволили сделать следующие выводы.

Большинство покупателей заходят в магазин с целью приобретения конкретного строительного товара.

Наиболее популярным источником получения информации о месте совершения покупки является реклама в СМИ, далее - наружная реклама, информация от друзей и знакомых, другое.

Степень приверженности покупателя к конкретному данному магазину усилена. Основные факторы выбора ОАО «Мэтр Заславль» - лучшие условия обслуживания, далее по значимости: удобное расположение магазинов, широкий ассортимент товаров, качество обслуживания, рекомендации знакомых и наличие скидок. Абсолютное большинство покупателей в настоящее время оценивают уровень обслуживания в магазинах розничной торговли как высокий, так и средний. Прослеживается положительная динамика в оценке покупателями уровня обслуживания в магазине. При оценке ассортимента товаров в торговых точках ОАО «Мэтр Заславль», почти половина ответили, что он широк. Также прослеживается положительная тенденция в оценке покупателями ассортимента товаров. Рекламы, адекватной товарному ассортименту, сейчас стало гораздо больше, значительно меньше респондентов, говорящих об отсутствии рекламы ОАО «Мэтр Заславль».

Большинство респондентов считают, что цены на товар в ОАО «Мэтр Заславль» приемлемы, что говорит о покупательской способности отделочных материалов в данной фирме. Давая оценку формам обслуживания в торговых залах фирмы, больше покупателей говорят о среднем уровне, меньшая - о высоком. В общем, проведя анализ данного исследования, можно отметить положительную динамику в оценке респондентов.

Таким образом, реализация целей и задач, поставленных в плане маркетингового исследования, подтвердила основную гипотезу: ОАО «Мэтр Заславль» имеет пока сильные конкурентные позиции, однако положение предприятия нельзя считать достаточно устойчивым, прежде всего по причине активного наступления конкурентов. На выбор стратегии данной фирмы влияет как общее состояние конъюнктуры рынка отделочных материалов и других продаваемых товаров, степень сбалансированности спроса и предложения, тенденции их развития, уровень насыщенности рынка товарами, ценовая политика, ассортиментная структура предприятия, средняя норма прибыли по отдельным товарным группам, темп роста реализации, а также отношение к потребителям.

4. Пути повышения эффективности коммерческой работы предприятия

Для получения максимального эффекта от деятельности фирмы важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы по всем ее направлениям.

Базовыми должны стать мероприятия по совершенствованию информационной обеспеченности, так как эффективное осуществление коммерческой деятельности невозможно без подробной, достоверной и - своевременной информации. С этой целью для любой организации целесообразно вести компьютерный учет товаров на складе, контрагентов, иметь информационные базы данных (правовых, бухгалтерских и др.). Важно иметь возможность оперативно получать информацию для принятия управленческих решений относительно направлений коммерческой деятельности. В данном случае эффективным будет создание связанных баз данных по всем направлениям коммерческой деятельности.

Для обеспечения эффективной договорной работы в организации необходимо грамотное составление договоров, как с поставщиками, так и с покупателями, т.е. заключение договоров на наиболее выгодных для фирмы условиях. Выгодными условиями договора могут выступать следующие:

осуществление доставки/вывоза товара силами другой стороны, т.е. когда транспортные расходы берет на себя поставщик/покупатель;

выгодное распределение риска в случае форс-мажорных обстоятельств;

в договорах с поставщиками: фиксированные цены в течение некоторого периода, на срок действия договора; отсрочка платежа за товар;

в договорах с покупателями: предоплата за товар; минимальный размер приобретаемой партии за определенный период и т.д.

Также необходимо вести контроль исполнения договоров отдельно по каждому контрагенту, в том числе и контроль за выполнением своих договорных обязательств. Данная работа позволит оперативно проводить мероприятия по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности, снижению кредиторской задолженности, а также избежание штрафов и пени за просроченные обязательства. Одно из таких мероприятий - предоставление скидок при предоплате за товар. Таким образом, организация высвобождает свои оборотные средства, что дает возможность погасить свои обязательства перед кредиторами.

В направлении формирования ассортимента повысить эффективность деятельности можно путем расширения и углубления ассортимента. Однако - прежде необходимо изучить спрос покупателей, их желание и готовность приобретать данные товары. В зависимости от специфики деятельности организации целесообразным может быть создание более узкого, но глубокого ассортимента; замена морально устаревших, неходовых товаров новыми.

Для обеспечения эффективности деятельности по управлению товарными запасами целесообразно применение логистических принципов при определении потребности в закупаемых товарах, использование различных систем контроля состояния запасов (системы оперативного управления, равномерной поставки, пополнения запаса до максимального уровня, с фиксированным размером заказа при периодической или непрерывной проверке фактического уровня запаса и др.).

Эффективное управление товарными запасами предполагает минимизацию расходов на транспортировку и хранение товаров. В случае, когда по договору организация-покупатель является заказчиком транспорта, ей необходимо определить, что выгоднее: привлечь для перевозки груза стороннюю организацию либо использовать собственный транспорт? При принятии решения по данному вопросу, фирма должна учитывать размер партии, периодичность заказов, а также сравнительный анализ затрат при использовании обоих вариантов. Если фирма все же осуществляет доставку товаров собственным транспортом, она должна вести работу по оптимизации маршрутов с целью экономии топлива и времени пребывания автомобиля в пути.

Повышению эффективности коммерческой деятельности по закупкам товара будет способствовать эффективный выбор поставщиков, сотрудничество с которыми обеспечивает максимальную выгоду и минимальный риск. С этой целью коммерческая служба торговой организации должна проводить сравнительную характеристику поставщиков по наиболее важным критериям (для каждой организации они могут быть разные). Необходимо также определить: закупать товар у производителя или - у посредника. Естественно, что цена у производителя будет ниже, тогда главным критерием будут выступать затраты.

Повышение эффективности коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров обеспечивается совершенствованием ценовой политики фирмы, а также применением средств рекламы и стимулирования продаж.

Ценовая политика будет более эффективной при использовании дифференцированных цен. Это предполагает предоставление различных видов скидок для покупателей: скидки за покупку определенного количества единиц товара или на определенную сумму, скидки за предоплату, скидки розничным организациям за продвижение товара и др.

Применение скидок оказывает стимулирующее воздействие на покупателей. Такое же действие оказывает и предоставление отсрочки платежа, однако это невыгодно для продавца, и целесообразно лишь в том случае, когда покупатель приобретает достаточно большую партию, а также для привлечения новых и поощрения постоянных клиентов. В любом случае решение о применении такого способа оплаты может быть принято только после изучения достоверной информации о платежеспособности и финансовом состоянии покупателя.

Существуют также неценовые средства привлечения покупателей и стимулирования продаж. В оптовой торговле к таким средствам относятся: организация стендов торговой организации на специализированных выставках, реклама в специализированных печатных изданиях в виде небольших статей с информацией о предлагаемом товаре, товаре новинке, оказание дополнительных услуг и т.д.

Эффективность деятельности по продаже товаров зависит не только от размера валового дохода организации, но и от его структуры: рост суммы валового дохода должен быть вызван более высоким темпом роста прибыли по сравнению с темпом роста издержек обращения. Поэтому торговая организация должна постоянно вести работу по оптимизации и снижению доли затрат, связанных с реализацией товаров.

Разработка и применение тех или иных мер по повышению эффективности коммерческой деятельности определяется конкретными условиями (внутренними и внешними), в которых действует торговая организация. Как в мире не существует двух одинаковых людей, так и нет двух организаций, которые могли бы пойти по одному пути, повышая эффективность своей деятельности. Изучение теоретических аспектов коммерческой деятельности торговой организации и оценки ее эффективности лишь дает специалистам в этой области определенную базу понятий, приемов и методов для осуществления ими практической деятельности.

Заключение

Информация - совокупность сведений, которые собирают и анализируют.

Коммерческая информация - это совокупность сведений о ситуации на рынке товаров и услуг.

Информационное обеспечение коммерческой деятельности - это система сбора, обработки данных, позволяющая изучить ситуацию на рынке товаров и услуг, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления рыночной ситуацией.

Назначение коммерческой информации в том, что она позволяет проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее и осуществлять контроль за результатами этой деятельности. Промышленному предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации для обоснования коммерческих решений, прогнозирования развития рыночной ситуации, своевременно и правильно реагировать на ее изменения. Информационная база создает научную и практическую основу для повышения эффективности коммерческой деятельности. Поэтому к коммерческой информации предъявляются следующие требования: она должна быть обстоятельной, достаточно полной, достоверной, сопоставимой, поступать своевременно. Только в таком случае она представляет практическую значимость.

По содержанию коммерческую информацию можно разделить на группы:

информация о покупателях и мотивах их покупок;

информация о товаре;

информация о конкурентной среде;

информация о потенциальных возможностях предприятия;

информация о конъюнктуре рынка;

информация о поставщиках материальных ресурсов;

информация об оптовых покупателях.

Был проведен анализ деятельности ОАО «Мэтр Заславль».

Кратко исследовав коммерческую деятельность ОАО «Мэтр Заславль», можно с уверенностью констатировать, что предприятие является стабильным, конкурентоспособным учреждением среди предприятий данной отрасли. Успех на рынке предоставления товаров, достижения в маркетинге в значительной степени предопределяется качеством управления работой предприятия.

Несомненно, специализированные предприятия должны отслеживать изменения в отношении клиентов к товарам и вносить коррективы в ассортимент. С самой широкой точки зрения обслуживание клиентов может быть инструментом, определяющим и удовлетворяющим высшую потребность клиентов. Вместо источника затрат оно может превратиться в источник прибыли.

У ОАО «Мэтр Заславль» есть своя клиентура, у него налажены отношения с поставщиками. Предприятием проводится большая работа по привлечению покупателя. Оно широко предоставляет клиентам весь комплекс отделочных материалов.

На основе маркетинговых исследований выяснилось, что сегодня ОАО «Мэтр Заславль» необходимо более точно представлять запросы потребителя, как существующего, так и потенциального, отрабатывать специальные ускоренные технологии работы, ориентированные на принятие конкретных решений. Основную задачу, которую должно решить предприятие - соблюдение баланса между полным предоставлением ассортимента и удобством для покупателей при выборе им товара и его покупке.

В ходе исследования коммерческой деятельности предприятия на рынке предоставления отделочных материалов получены следующие основные результаты:

исследован рынок, его цели и задачи;

разработана миссия предприятия, его ориентиры стратегии;

дана оценка внешней среде предприятия;

проведено маркетинговое исследование и проведён анализ полученных данных;

даны рекомендательные выводы.

На основании проведённого маркетингового исследования можно заключить, что перспективы развития деятельности ОАО «Мэтр Заславль» довольно обширные. Данное предприятие является одним из лидером среди себе подобных.

Рассмотрев процессы коммерческой деятельности в ОАО «Мэтр Заславль», основываясь на результаты маркетингового исследования предпочтений потребителей, а также проведя обзор позиции деятельности предприятия и конкурентоспособности его на рынке предоставления отделочных материалов, можно дать следующие рекомендательные выводы.

ОАО «Мэтр Заславль» необходимо активно осваивать потенциал территории не только в ширину, увеличивая продажу своих товаров, но и в глубину, продавая потенциальным клиентам весь спектр отделочных материалов, увеличивая тем самым получение прибыли, выполняя задачи удержания рыночной доли.

ОАО «Мэтр Заславль» необходимо продолжать осуществлять основную цель - создание фундамента для прочных партнерских отношений предприятия и клиента, выращивать лояльного клиента посредством политики сбытовых стратегий. Таким образом, развитие бизнеса должно идти по пути улучшения качества обслуживания потребителя и продаваемой продукции, разработки средств продвижения, мониторинга и контроля розничных продаж в торговой сети предприятия, сбору информации об отношении потребителя к товару.

Список литературы

1.Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник /С.Н. Виноградова, О.В. пигунова.-3-е изд., испр.- Минск: Выш. шк., 2010 364с.;

2.Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНИТИ-ДАНА, 2007- 623 с.;

.Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008 - 448с.;

.Виноградова С.Н., Пигунова О. В. и др. Коммерческая деятельность: Учебник. - Минск.: Выш. шк., 2005.-351 с.

5.Основы маркетинга: Учеб. Пособие/ О.М. Овечкин - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004г. - 288с.;

6.Гурская, С.П. Правила торговли и защита прав потребителей: учеб. пособие / С.П. Гурская .- Мн.: Выш. шк., 2005.;

7.Гурская, С.П. Товарные ресурсы: текст лекций для всех специальностей. - Гомель, БТЭУ , 2002.;

.Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник для вузов/ Ф. П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2008 - 248с.;

9.Толкачев, С.П. Правовое регулирование финансовой и хозяйственной деятельности. Договор поставки: учеб. нагляд. пособие для студ. всех спец. / С.П. Толкачев. - Гомель: ГКИ, 2001. - 31 с.;

.Организация коммерческой деятельности: справ. пособие / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2000. - 464 с.;

11.Петухова, Н.Г. Эффективность коммерческой деятельности розничного торгового предприятия в условиях развития рыночных отношений: текст лекции для студ. всех спец. / Н.Г. Петухова. - Гомель: ГКИ, 2000. - 67 с.

Похожие работы на - Комплексное исследование рынка товаров и услуг в маркетинговой политике предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!