Учёт косвенных расходов в составе себестоимости продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учёт косвенных расходов в составе себестоимости продукции

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика косвенных расходов

.1 Понятие и виды косвенных расходов

.2 Методы распределения косвенных расходов

Глава 2. Организация учёта косвенных расходов

.1 Учёт общепроизводственных и управленческих расходов

.2 Учёт коммерческих расходов

.3 Перспективы использования методов управленческого учёта в калькулировании себестоимости продукции

Глава 3. Применение методов управленческого учёта в анализе себестоимости продукции

.1 Методика анализа косвенных расходов

.2 Анализ косвенных расходов с использованием методов управленческого учёта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Как известно, процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ и оказанием услуг. В процессе создания продукции определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее изготовление, таким образом, себестоимость - это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции.

Этим и определена актуальность темы работы. Затраты играют большую роль в деятельности организации. От величины затрат зависит финансовый результат от продажи готовой продукции, выполнения работ, услуг. Ведь финансовый результат определяют как разницу между выручкой от продажи продукции без вычетов, предусмотренных законодательством и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции, оказывают непосредственное влияние на себестоимость. Перечень затрат строго регламентирован.

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета расходы включают в себя убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности предприятия. Они, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием доходов и расходов. В бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами. Это состоит в том, что затраты должны накапливаться на счетах 10 «Материалы», 02 «Амортизация», 70 «Расчеты по оплате труда», затем на счетах 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» и не списываться на счета продаж, до тех пор, пока продукция, товары, услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы. Лишь в момент продажи предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы.

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.

Целью данной курсовой работы является изучение косвенных расходов как важного объекта управленческого учета. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)   дать понятие затратам и классифицировать их;

2)   рассмотреть управление затратами на производство;

3)   изучить организацию учета косвенных расходов на теоретическом и практическом уровнях.

Работа состоит из трёх глав. Первая глава рассматривает общую характеристику косвенных расходов, вторая глава содержит обзор порядка учёта косвенных расходов. Третья глава - практическая, в ней рассматривается управленческий учёт на примере ООО «Астраханьгазпром».

Источники для написания работы - «Бухгалтерский учёт» (автор - Н.П. Кондраков), «Бухгалтерский управленческий учет» (автор М.А. Вахрушина), «Система производственного учёта и контроля» (автор С.А. Стуков), «Учёт и анализ в промышленном производстве за рубежом» (автор Н.Г. Чумаченко), «Управленческий учет» (одноимённые источники, авторы соответственно А.Д. Шеремет и Т.П. Карпова).

Глава 1. Общая характеристика косвенных расходов

1.1 Понятие и виды косвенных расходов

По способу включения в себестоимость затраты подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, основная зарплата производственных рабочих, потери от брака и некоторые другие.

Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (условно): общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и некоторые другие. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции. Например, в угольной промышленности, где вырабатывается лишь один вид продукции, все затраты являются прямыми.

Нередко основные расходы отождествляют с прямыми, а накладные - с косвенными. Накладные расходы действительно распределяют между объектами учета затрат и калькулирования косвенным способом. Вместе с тем значительная часть основных расходов также распределяется по соответствующим объектам косвенным способом: основная часть вспомогательных материалов, отчисления на социальные нужды и др. В ряде производств даже сырье и основные материалы распределяются по объектам учета и калькулирования косвенным способом - пропорционально нормам расхода сырья и материалов, рецептурным нормам и т.п.

Среди косвенных расходов принято выделять общепроизводственные и общехозяйственные расходы. К ним примыкают и коммерческие расходы (расходы на продажу).

Общепроизводственные расходы - это расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации. В частности, сюда входят следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы.

Общехозяйственные расходы - это расходы для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, это следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

По участию в процессе производства различают производственные и внепроизводственные затраты (расходы периода).

Производственные затраты непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, и они включаются в их себестоимость. К производственным затратам относят материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления в единый социальный налог, потери от брака, общепроизводственные расходы и прочие производственные расходы.

Внепроизводственные затраты (расходы периода) непосредственно не связаны с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг и не включаются в производственную себестоимость. Они списываются на уменьшение прибыли от продажи продукции (на счет 90 «Продажи»). К расходам периода относят расходы по продаже продукции (коммерческие расходы).

Значительная часть расходов на продажу непосредственно относится на себестоимость проданной продукции (упаковочные и тарные материалы, транспортные расходы и т.п.). Часть расходов на продажу распределяется между видами проданной продукции косвенным способом - пропорционально производственной себестоимости, стоимости проданной продукции и т.п.

Общехозяйственные расходы могут включаться в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) или относиться к расходам периода в зависимости от принятого в организации порядка их списания. Если в учетной политике предусмотрено исчисление полной производственной себестоимости продукции, то общехозяйственные расходы списываются на счета учета затрат на производство, т.е. включаются в состав производственных расходов. При исчислении неполной производственной себестоимости продукции общехозяйственные расходы относят к расходам периода и списывают на счет 90 «Продажи».

Таким образом, деление расходов на производственные и внепроизводственные не во всём совпадает с делением расходов на прямые и косвенные.

1.2 Методы распределения косвенных расходов

Основной целью распределения затрат в финансовом учете является исчисление прибыли и стоимости активов; в налоговом учете - исчисление налогооблагаемой базы; в управленческом учете - подготовка релевантной информации для принятия управленческих решений, мотивации, уточнения нормативов и др. Для сокращения затрат на ведение учета при выборе метода распределения затрат нужно стремиться к удовлетворению всех целей и задач. Если же этого невозможно достичь, то выбирается приоритетная цель, исходя из которой в учетной политике фиксируется метод распределения косвенных расходов.

При выборе методов распределения затрат нужно учитывать два главных критерия:

) причинно-следственный, т.е. должна быть ясна связь объекта с относимыми на него затратами, например, транспортно-заготовительные расходы распределяются по подразделениям и объектам калькулирования пропорционально плановой стоимости отпущенных по данным направлениям материалов;

) справедливого влияния на результаты деятельности.

Основы процесса распределения косвенных затрат:

1.      Выбирается калькуляционная система, в которой будут распределяться затраты: традиционная с одноступенчатым распределением затрат или АВ-костинг с многоступенчатым распределением затрат.

2.      Выбираются группы распределяемых затрат, например, общепроизводственные расходы - в разрезе подразделений, общехозяйственные расходы, затраты вспомогательных производств - в разрезе видов продукции, работ и услуг.

.        Организуется учет на счетах или внесистемный сбор затрат в разрезе выбранных групп.

.        Выбираются итоговые и промежуточные объекты учета затрат. Промежуточные объекты связаны с многоэтапностью процесса перераспределения затрат. Если конечным объектом калькулирования могут быть виды продукции (работ, услуг), то промежуточными - переделы, продукция, работы, услуги вспомогательного производства, операции.

.        В случае выбора традиционного метода распределения косвенных затрат определяется база распределения, на основе которой можно связать группу затрат с объектом учета затрат. Примерами баз распределения являются основная заработная плата производственных рабочих, объем продаж, нормативные ставки, рассчитанные на основе стоимости машино-часов работы оборудования, и др.

.        В случае выбора метода «АВ-костинг» выявляются носители (драйверы) затрат и носители (драйверы) себестоимости операций.

.        Рассчитывается коэффициент (ставка) распределения.

.        Распределяются косвенные затраты по выбранным объектам.

Исходя из целей и критериев распределения и перераспределения затрат нужно принять решение по первому, второму, четвертому и пятому (или шестому) шагам процесса распределения и перераспределения затрат, например, использовать ли единую группу затрат или составную, т.е. детализированную по аналитическим статьям затрат или подразделяющуюся на подгруппы переменных и постоянных затрат. Выбор закрепляется в учетной политике в части управленческого учета.

Распределение себестоимости услуг вспомогательных производств осуществляется обычно на основе количества переданных услуг потребителям и фактической себестоимости услуг. Проблемы распределения затрат вспомогательных производств возникают в случае оказания ими встречных услуг друг другу. Например, инструментальный цех затачивает инструменты для ремонтно-механического цеха, в то же время ремонтно-механический цех производит ремонт оборудования инструментального цеха; или парокотельная отапливает ремонтно-механический цех, в то же время оборудование парокотельной ремонтирует ремонтно-механический цех.

Способы распределения косвенных расходов зависят от вида распределяемых расходов, технологической особенности производства продукции и ряда других факторов. Например, отчисления в единый социальный налог распределяют по объектам пропорционально оплате труда работников; общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между объектами различными способами - пропорционально оплате труда работников, плановым и сметным затратам и т.п.

Следует отметить, что, несмотря на близость названий некоторых статей в группировках по элементам затрат и статьям калькуляции, содержание их существенно различается.

Например, по статье калькуляции «Сырье и материалы» отражают стоимость израсходованных материальных ресурсов не только покупных (как в группировке по элементам затрат), но и собственного производства. Кроме того, по калькуляционной статье «Сырье и материалы» отражают стоимость только тех материалов, расход которых непосредственно связан с производством продукции (работ, услуг). Стоимость материалов, израсходованных на управленческие нужды и при продаже продукции, отражается по статьям калькуляции «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Расходы на продажу».

На западных предприятиях популярны три метода распределения услуг вспомогательных производств: прямой; пошаговый; метод распределения встречных услуг с помощью системы линейных уравнений.

Прямой метод распределения используется наиболее широко за рубежом, при этом игнорируются встречные услуги одного подразделения другому, все услуги списываются на затраты основных цехов.

Пошаговый метод состоит в следующем. Выбирается цех, услуги которого распределяются первыми. Эти услуги распределяются между вспомогательными и производственными цехами. Далее берут следующий вспомогательный цех и последовательно, шаг за шагом, продолжают распределение. Заканчивают подразделением, оказавшим минимальный объем услуг. Этот метод более точен, чем прямой.

При методе распределения с помощью системы линейных уравнений:

) стоимость оказанных встречных услуг выражается через линейную зависимость, т.е. строится система линейных уравнений;

) решается система линейных уравнений;

) затраты вспомогательных цехов распределяются пропорционально количеству оказанных услуг.

Глава 2. Организация учёта косвенных расходов

2.1 Учёт общепроизводственных и управленческих расходов

К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Первые два вида расходов включают в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитывают на синтетическом счете 25 «Общепроизводственные расходы»; общехозяйственные расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по такой же статье включают в себестоимость продукции. Указанные счета активные, собирательно-распределительные. На дебете счетов в течение месяца отражают затраты, по кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета. После завершения месяца остатки на указанных счетах отсутствуют. Для указанных расходов установлена единая методика контроля затрат: по каждому их виду составляют плановую смету с подразделением по статьям; аналитический учет затрат осуществляют по статьям в соответствии с установленной номенклатурой; фактические затраты по статьям сопоставляют со сметными и устанавливают отклонения.

Указанным расходам, имеющим общие характеристики, свойственны некоторые различия. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаются полупеременными или условно-переменными, т.е. зависящими от объема производства продукции, а общепроизводственные и общезаводские расходы - постоянными, т.е. не зависящими от объема производства продукции. Кроме того, в составе общехозяйственных расходов размер многих из них регламентируется государством для целей налогообложения. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования учитывают обычно на отдельном субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы».

Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования можно осуществлять по каждому цеху (производству и др.) в отдельности по следующей номенклатуре статей:

) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;

) «Эксплуатация оборудования» (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии, услуги вспомогательных производств и т.п.);

) «Ремонт оборудования и транспортных средств»;

) «Внутризаводское перемещение грузов»;

) «Прочие расходы».

В некоторых организациях по ст. 2 «Эксплуатация оборудования» отражают затраты электроэнергии, как силовой, так и технологической, вследствие отсутствия их раздельного учета и большого удельного веса силовой энергии.

Из перечисленных статей расходов по содержанию и эксплуатации оборудования наиболее существенными являются затраты на амортизацию и ремонт оборудования транспортных средств.

Финансовым и налоговым учетом предусматривается возможность применения различных вариантов начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

Сравнение способов начисления амортизации по внеоборотным активам для целей финансового и налогового учета позволяет сделать вывод о том, что общим для обоих видов учета является линейный способ. Этот способ целесообразно использовать и для целей управленческого учета.

Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют ведомости учета затрат цехов, которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят на основании первичных документов и разработанных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств и листков-расшифровок по прочим денежным расходам, отраженным в журналах-ордерах.

Использование ЭВМ позволяет автоматизировать учетный процесс и получать идентичную ведомости ф. № 12 готовую машинограмму.

По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования списывают на счета 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции пропорционально затратам на оплату труда работников или другими способами: пропорционально нормативным или плановым затратам, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др.

Выбранная база распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования должна в наибольшей степени увязывать производство продукции с этими расходами. Если, например, в организации широко применяется ручной труд с примерно одинаковым уровнем механизации и автоматизации производственного процесса, то в качестве базы распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования можно использовать заработную плату производственных рабочих или отработанное ими время.

При высоком уровне механизации и автоматизации производственного процесса, особенно когда один человек управляет работой нескольких станков с помощью дистанционного управления, в качестве базы распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования целесообразнее использовать количество часов работы оборудования (машино-часы).

Если при производстве отдельных видов продукции используется специализированное оборудование, то все расходы по нему следует относить на эти виды продукции прямым путем.

На втором субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы» ведут учет расходов по обслуживанию, организации, управлению структурным подразделением (цехом, производством и т.д.).

Аналитический учет второй части общепроизводственных расходов ведут также в ведомости учета затрат цехов, а при использовании ЭВМ - в соответствующей машинограмме по следующей номенклатуре статей:

) «Содержание аппарата управления цеха»;

) «Содержание прочего цехового персонала»;

) «Амортизация зданий, сооружений и инвентаря»;

) «Содержание зданий, сооружений, инвентаря»;

) «Ремонт зданий, сооружений и инвентаря»;

) «Испытания, опыты и исследования, рационализация и изобретательство»;

) «Охрана труда»;

) «Прочие расходы»;

) «Потери от простоев»;

) «Потери от порчи материальных ценностей при хранении в цехах»;

) «Недостача материальных ценностей и незавершенного производства» (за вычетом излишков);

) «Прочие непроизводительные расходы».

По истечении месяца собранные в ведомости № 12 расходы списывают в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 28 «Брак в производстве» и других счетов (10, 76, 79, 97, 99).

В небольших организациях можно отказаться от раздельного учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других общепроизводственных расходов. В этом случае организация самостоятельно устанавливает номенклатуру статей общепроизводственных расходов с выделением наиболее существенных. Эти расходы целесообразно закрепить за центрами затрат и центрами ответственности для усиления контроля за ними. По небольшим цехам вспомогательных производств общепроизводственные расходы обычно учитывают непосредственно на счете 23 «Вспомогательные производства».

В качестве базы распределения общепроизводственных расходов используют затраты на оплату труда работников, затраты на производство без стоимости сырья и материалов, прямые затраты по отдельным видам продукции, объем выпуска продукции и др.

Общие для всей организации расходы учитывают на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». В финансовом учете их аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным в четыре раздела:

А. Расходы на управление организаций

) «Заработная плата аппарата управления организацией»;

) «Командировки и перемещения»;

) «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»;

) «Прочие расходы» (канцелярские, почтово-телеграфные и т.п.).

Б. Общие хозяйственные расходы

) «Содержание прочего общехозяйственного (не административно-управленческого) персонала»;

) «Амортизация основных средств»;

) «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера»;

) «Производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования»;

) «Охрана труда» (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т.п.);

) «Подготовка кадров»;

) «Организованный набор рабочей силы»;

) «Прочие расходы».

В. Налоги, сборы и отчисления

) «Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы».

Г. Непроизводительные расходы

) «Потери от простоев»;

) «Потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах» (в тех случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновников);

) «Недостача материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков)» (в тех случаях, когда эти потери не могут быть взысканы с виновных лиц);

) «Прочие непроизводительные расходы».

Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов, а при использовании ЭВМ - в соответствующей машинограмме. Ведомость составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производства, расчета амортизации основных средств и листков-расшифровок по прочим денежным расходам. По окончании месяца общехозяйственные расходы распределяют и списывают на основное, вспомогательные и промышленные производства и хозяйства и другие счета затрат.

Порядок списания общехозяйственных расходов определяется учетной политикой организации.

Между видами произведенной или проданной продукции общехозяйственные расходы распределяют пропорционально затратам на оплату труда работников, совокупным затратам на оплату труда работников и на содержание и эксплуатацию оборудования, объему производства или продажи, неполной производственной себестоимости продукции, прямым затратам на производство продукции и т.п.

Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют специальные ведомости распределения этих расходов.

Списание общехозяйственных расходов по назначению оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 20 «Основное производство» (на сумму расходов, относящихся к основному производству); Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (на сумму расходов, относящихся к вспомогательным производствам); Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» (на сумму расходов, причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев по внешним причинам); Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки производства) и др.;

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Укажем, что при определении затрат по элементам значительная часть косвенных расходов относится к прочим расходам.

В элементе «Прочие затраты» учитываются иные затраты, формирующие затраты на производство и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг, управление, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам.

Для получения информации о затратах по экономическим элементам используют данные синтетических счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» и ряд других счетов для учета «прочих затратил (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

Следует иметь в виду, что по кредиту указанных счетов отражаются все расходы соответствующих ресурсов - на осуществление обычной деятельности, капитальных вложений, финансовых вложений и др.

Поэтому для определения затрат по экономическим элементам по обычным видам деятельности нужно из кредитовых оборотов счетов 10, 70, 69, 02, 04, 05 и ряда счетов по учету «прочих затрат исключить суммы оборотов, не относящиеся к обычным видам деятельности, и внутренние обороты.

Изложенная методика исчисления затрат по экономическим элементам не всегда обеспечивает необходимую точность расчетов величины элементов. К тому же при использовании данной методики не обеспечивается получение детальной информации о расходах организации по элементам затрат.

Планом счетов бухгалтерского учета от 2000 г. рекомендовано использовать счета 30-39 для учета расходов по элементам затрат Состав счетов и методика учета затрат по этим счетам устанавливаются самой организацией, исходя из особенности своей деятельности и рекомендаций Минфина РФ (до настоящего времени такие рекомендации отсутствуют). В качестве одного из возможных можно рекомендовать следующий порядок учета затрат по их элементам.

Дополнительно к используемым счетам 20-29 следует открыть синтетические счета:

«Материальные затраты»;

«Затраты на оплату труда»;

«Отчисления на социальные нужды»;

«Амортизация»;

«Прочие затраты».

На этих счетах целесообразно учитывать все затраты организации по их элементам, т.е. не только на осуществление основной деятельности, но и на другие виды деятельности (на осуществление капитальных и финансовых вложений, операционные и внереализационные расходы и др.).

По дебету счетов 30-34 необходимо учитывать все расходы по формированию соответствующих затрат. При этом по дебету счета 30 «Материальные затраты» будет отражена стоимость израсходованных материалов (с кредита счета 10 «Материалы»), расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций, подлежащих включению в состав материальных затрат (с кредита счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.).

По дебету счетов 31-34 отражаются соответствующие суммы начисленной оплаты труда (с кредита счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»), отчисления на социальные нужды (с кредита счета 69 «Расчеты по социальному страхованию», начисленная амортизация по основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам (соответственно с кредита счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов»), прочие затраты (с кредита счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

По окончании месяца учтенные на счетах 30-34 затраты списываются, в зависимости от направления расходов, с кредита счетов 30-34 в дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство, 23 «Вспомогательные производства» и других счетов (25, 26, 29, 44, 91, 99 и др.).

2.2 Учёт коммерческих расходов

косвенный общепроизводственный коммерческий управленческий расход

Расходы, связанные с рекламой и реализацией продукции, называются коммерческими (внепроизводственными). Вместе с производственной себестоимостью эти расходы составляют полную себестоимость продукции. Они отражаются на счёте 44 «Расходы на продажу».

Заинтересованность предприятий в постоянном росте массы прибыли, самостоятельность и ответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции на рынке обуславливают необходимость снижения коммерческих расходов, систематического анализа и прогнозирования затрат на производство продукции на ближайшую и дальнейшую перспективу.

Основными задачами бухгалтерского учета коммерческих расходов являются:

1.      Своевременное, полное и достоверное отражение в учете фактических затрат, связанных с сбытом продукции.

2.      Контроль за эффективным использованием сырья, полуфабрикатов, материалов, топлива, энергии, фонда оплаты труда, за соблюдением смет расходов на обслуживание и управление производством.

.        Выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции.

.        Выявление резервов снижения коммерческих расходов.

В плане и учете должно быть обеспечено единство:

·        номенклатуры коммерческих расходов;

·        содержания расходов на обслуживание и управление производством;

·        принципов группировки и распределения комплексных статей коммерческих расходов;

·        принципов калькулирования себестоимости единицы продукции.

При всем разнообразии видов деятельности, особенностей технологии и организации производства, характера вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, для правильного формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и определения прибыли в целях налогообложения, должны соблюдаться общие принципы учета коммерческих расходов:

Согласование с плановыми и нормативными показателями, при этом для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов;

Неизменность принятой методологии учета коммерческих расходов и калькулирования себестоимости продукции в течение года;

Документирование, полное отражение в учете затрат по нормам и отклонения от норм. При соблюдении этого принципа необходимо отметить, что на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) относятся только документально подтвержденные расходы (отсутствие документов или их неправильное оформление считается, не является достаточным основанием для отнесения затрат на себестоимость);

Единообразие состава и классификации затрат, объектов калькулирования и методов распределения затрат по отчетным периодам, видам продукции и т.д..

Регламентация состава себестоимости продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Состав расходов на продажу можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 1 Состав расходов на продажу (коммерческих расходов)

Номера статей

Наименование статей расходов

Содержание статей

1

2

3

А. Расходы по организации сбыта (маркетинговые операции)

1.

Оплата услуг сторонних организаций

· Оплата услуг сторонних организаций по маркетингу в случаях, когда штатным расписанием не предусмотрены ответствующие функциональные службы (изучение рынков сбыта, конкурентоспособности выпускаемой продукции и др.);  · затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, связанным с операциями по сбыту продукции;  · оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионых (факторинговых) операций; комиссионные сборы и вознаграждения, уплачиваемые сбытовым и внешнеторговым организациям.

2.

Расходы на рекламу

· Затраты на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов



каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.); · на разработку и изготовление эскизов, этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов упаковки и т. д.; · на рекламные мероприятия (объявления в печати, передача по радио и телевидению, размещение в Интернете); · на световую и иную наружную рекламу; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, · указателей др.; · на ранение и экспедирование рекламных материалов; · на оформление витрин, выставок-продаж комнат образцов; · на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий; расходы, вызванные участием предприятия в выставках в пределах республики, аукционах, товарных биржах, в международных ярмарках и выставках за границей.

Б. Транспортно-экспедиционные расходы

3.

Расходы на тару и упаковку изделий на склада готовой продукции. Другие операции, обеспечивающие сохранность грузов при перевозке

· Услуги вспомогательных цехов или участков по изготовлению тары и упаковки, по консервации и затариванию продукции;  · расходы на оплату труда рабочих, занятых упаковкой, консервацией и затариванием продукции на складе готовой продукции отдела сбыта;  · отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда; стоимость материалов, расходуемых при упаковке готовой продукции; ·  стоимость тары, приобретаемой на стороне;  · оплата услуг сторонних специализированных организаций по затариванию, фасовке и упаковке изделий.

4.

Расходы на погрузку и транспортировку продукции

· Стоимость услуг вспомогательных цехов по доставке продукции на станцию или пристань отправления и погрузке ее в вагоны и суда; ·  оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных и посреднических организаций; · расходы по креплению изделий на железнодорожных платформах и вагонах.

5.

Прочие расходы по сбыту

· амортизация основных средств, обсуживающих процесс сбыта товаров и самих товаров; расходы по содержанию основных средств,



· используемых при обслуживании процесса реализации; · биологические потери при хранении транспортировке продукции в пределах норм естественной убыли, относящиеся к реализованной в течение года продукции; Прочие расходы, связанные со сбытом товаров (готовой продукции и товаров приобретенных)


2.3 Перспективы использования методов управленческого учёта в калькулировании себестоимости продукции

В настоящее время за рубежом получил широкое распространение еще один метод калькуляции, получивший название direct-costing, который можно назвать методом прямых затрат. Его смысл состоит в четком разграничении прямых и косвенных расходов и формировании себестоимости продукции (работ и услуг) только на базе прямых расходов, которые легко учитываются по первичным документам. Косвенные расходы, т.е. те затраты, которые обусловлены общепроизводственными и общехозяйственными задачами предприятия, в данном методе не распределяются по видам и сортам продукции (работ и услуг), а списываются в конце месяца на всю реализованную продукцию (работы и услуги) подобно коммерческим затратам.

Производственная себестоимость, сформированная по принципу учета прямых расходов, существенно упрощает анализ прибыльности отдельных видов и сортов продукции (работ и услуг), так как использует четкое сопоставление выручки от реализации (без налогов, возмещаемых покупателями) с прямыми расходами. Разница между этими показателями носит название маржинального дохода, который включает в себя прибыль и косвенные расходы, общие для всей продукции (работ и услуг) предприятия.

В первые годы применения директ-костинга производственная себестоимость продукции исчислялась только по прямым переменным затратам.

В процессе дальнейшего развития метода директ-костинга производственную себестоимость продукции стали исчислять не только по прямым, но и косвенным переменным расходам.

Применительно к России сущность метода директ-костинга заключается в том, что сокращенная или неполная производственная себестоимость продукции исчисляется только по переменным и условно-переменным затратам.

Прямые переменные расходы сразу учитываются на счетах учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»).

Условно-переменные расходы в течение месяца учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и по окончании месяца списываются на счета учета прямых переменных затрат (20, 23, 29).

Постоянные расходы учитываются в течение месяца на счете 26 «Общехозяйственные расходы», с которого по окончании месяца списывают на счет 90 «Продажи». Это означает, что общехозяйственные расходы в производственную себестоимость продукции не включаются.

При исчислении сокращенной себестоимости продукции используют показатели маржинального и остаточного дохода (прибыли от производства).

Маржинальный доход определяют вычитанием из выручки от продажи продукции или стоимости произведенной продукции суммы переменных затрат.

Показатель остаточного дохода или прибыли от производства исчисляют вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат.

Показатели маржинального дохода и прибыли от производства имеют важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат.

На основе анализа взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» определяют критическую точку объема производства в единицах продукции или стоимости продукции. Кроме того, на основе данных, получаемых при методе директ-костинга, обосновывают оптимальный объем производства продукции, целесообразность принятия отдельных заказов, цены на новую продукцию и т.п.

Состав статей отчета по прибыли от производства при методе директ-костинга в значительной мере соответствует составу статей отчета о прибылях и убытках (форма № 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности): выручка от продажи; себестоимость проданной продукции; валовая прибыль; коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль от продаж.

Показатели валовой прибыли, себестоимости проданной продукции, управленческих расходов ф. № 2 соответствуют статьям маржинального дохода, переменных и постоянных затрат отчета о прибыли от производства. Различие состоит лишь в показателях «прибыль (убыток) от продаж» и «прибыль от производства», поскольку первый показатель исчисляется с учетом расходов на продажу, а второй - без учета этих расходов. Использование данных по счетам 25 и 26 для калькулирования себестоимости продукции по методу директ-костинга дает не совсем точные результаты. Для исчисления более точных показателей себестоимости продукции по данному методу необходимо из состава общепроизводственных расходов выделить реальные переменные косвенные расходы и присоединить их к прямым переменным расходам для определения совокупных переменных затрат.

Для получения данных о косвенных переменных расходах, учитываемых по счету 25 «Общепроизводственные расходы», целесообразно открыть к этому счету два субсчета:

-1 «Общепроизводственные переменные расходы»;

-2 «Общепроизводственные постоянные расходы».

На первом субсчете следует учитывать основную часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (суммы амортизации по основным средствам, начисляемые в зависимости от объема продукции (работ), стоимость потребленного топлива, всех видов энергии, смазочных материалов, расходы по текущему ремонту оборудования и транспортных средств, внутризаводскому перемещению грузов и т.п.).

На втором субсчете учитывают ту часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, которая не зависит от объема производства (суммы амортизации по основным средствам, начисляемые способами, не связанными с объемом производства, часть прочих расходов и т.п.), а также все остальные расходы по обслуживанию, организации и управлению структурным подразделением организации.

Конкретный перечень расходов, учитываемых на первом и втором субсчетах счета 25, определяется с учетом всех специфических особенностей деятельности структурных подразделений и организации в целом.

По окончании месяца общепроизводственные переменные расходы следует списывать на счета учета прямых затрат, а общепроизводственные постоянные расходы - на счет 90 «Продажи».

Следует отметить, что во многих западных странах метод директ-костинга не рекомендуется использовать для составления финансовой отчетности и налогообложения. Он применяется именно в управленческом учете для осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.

Однако данный метод имеет важный недостаток, связанный с тем, что косвенные расходы текущего периода списываются на объем только реализованной продукции (работ и услуг) и не попадают в состав незавершенной продукции (работ и услуг) и готовых изделий, оставшихся на складе. Поэтому многие специалисты считают, что при использовании данного метода в бухгалтерском учете нарушается принцип сопоставления текущих доходов и расходов.

Важным аргументом в пользу списания на реализацию продукции (работ и услуг) косвенных расходов (в том числе части коммерческих затрат) является тот факт, что в составе этих расходов большую долю составляют расходы по оплате труда управленческого персонала предприятия. Омертвляя их в составе незавершенного производства и нереализованной продукции, предприятие уменьшает источник выплаты заработной платы административному аппарату, которому в рыночной экономике отдается приоритет.

Глава 3. Применение методов управленческого учёта в анализе себестоимости продукции

3.1 Методика анализа косвенных расходов

Как указывалось выше, косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция - роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. По своему составу это комплексные статьи, состоящие из нескольких элементов.

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (РСЭО) включают амортизацию машин и оборудования, затраты на их содержание, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. Некоторые виды затрат (например, амортизация) не зависят от объёма производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объёма производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путём, или с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных от объёма выпуска продукции и суммы этих затрат.

Для пересчёта плановых затрат на фактический выпуск продукции можно использовать формулу:

;

где Зск - затраты скорректированные на фактический выпуск продукции;

Зпл - плановая сумма затрат по статье;

 - перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции %;з - коэффициент зависимости затрат от объёма производства продукции.

В ходе дальнейшего анализа выясняют причины относительного перерасхода или экономии средств по каждой статье затрат.

Анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов имеет большое значение, т.к. они занимают большой удельный вес в себестоимости продукции. Эти расходы так же разделяют на условно-постоянные и условно-переменные, а последние корректируют на процент выполнения плана по производству товарной продукции. Фактические данные сравнивают с плановой величиной накладных расходов. При проверке выполнения сметы нельзя всю полученную экономию отнести на счёт предприятия, так же как и все допущенные перерасходы оценивать отрицательно. Оценка отклонений фактических расходов от сметы зависит от того, какие причины вызвали экономию или перерасход по каждой статье затрат. В ряде случаев экономия связана с невыполнением намеченных мероприятий по улучшению условий труда, технике безопасности, изобретательству, подготовке и переподготовке кадров и т. д. Невыполнение этих мероприятий наносит предприятию иногда больший ущерб, чем сумма полученной экономии. В процессе анализа должны быть выявлены непроизводительные затраты, потери от бесхозяйственности, которые можно рассматривать как неиспользованные резервы снижения себестоимости продукции.

Непроизводительными затратами следует считать потери от порчи и недостачи сырья (материалов) и готовой продукции, оплату простоев по вине предприятия, доплаты за это время и в связи с использованием рабочих на работах, требующих менее квалифицированного труда, стоимость потреблённой энергии и топлива за время простоя предприятия и др.

Анализ общепроизводственных расходов в себестоимости единицы изделия производится с учётом результатов, полученных при анализе их в целом по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам за исключением покупных материалов или заработной платы основных производственных рабочих.

Сумма этих расходов, приходящихся на единицу продукции (УК), зависит от изменения:

а) общей суммы цеховых и общезаводских расходов (Зц);

б) суммы прямых затрат, которые являются базой распределения косвенных (УДi)

в) объёма производства продукции (VBП)

.

Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта.

Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезённого груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объёмом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка - один из факторов повышения спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объёма продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.

В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.

3.2 Анализ косвенных расходов с использованием методов управленческого учёта

В качестве примера возьмём анализ затрат в ООО «Астраханьгазпром».

Анализ затрат предприятия проведен согласно данных управленческого учета. Расхождение с данными, представленными в бухгалтерской отчетности, связано с тем, что:

При формировании затрат, согласно управленческого учета, не учитываются условные факты хозяйственной деятельности (начисления в резерв). Затраты, полученные от других подразделений ООО «Астраханьгазпром», отражены в затратах не в постатейной разбивке, а относятся на статью, соответствующую виду услуг, оказанных подразделением.

Затраты на содержание предприятия составили ( млн. руб.):

Таблица 2.1

Показатели

Лимит

Факт

Откл.

%

Затраты всего, млн.р.

1017,1

1010,5

-6,6

99,4


Таблица 2.2. Материальные затраты, млн.руб

Показатели

2010

2011

Откл.

%

1. Вспомогательные материалы

98,5

111,3

12,8

113


Рост по данной статье затрат произошел в результате:

·        роста закупочных цен на отдельные виды материалов и оборудования;

·        увеличения объема использования дорогостоящих МТР в структуре потребления МТР.

·       

Таблица 2.3. Анализ цен на важнейшие виды материалов и оборудования

№п/п

Наименование материалов, оборудования

Ед.изм.

Цены 2010г

Цены 2011г

%

1

Электроды УОНИ 13/55 диаметр 3мм

тн

35,67

50,44

141,4

2

Сталь листовая, 3 мм

тн

16,77

24,00

143,1

3

Сталь периодическая

тн

13,00

21,48

165,2

4

Сталь угловая

тн

13,44

19,69

146,5

5

Трубы электросварные 108х4

тн

23,3

19,83

85,1

6

Трубы ВГП 25х3

тн

17,00

23,87

140,4

7

Трубы сварные больших диаметров 820х10-14

тн

50,00

-

-

8

Кран шаровый Ду 50 Ру 80

шт

10,2

17,9

175,5

9

Кран шаровый Ду 300 Ру 80

шт

389,3

483,0

124

10

Кран шаровый Ду 500 Ру 80

шт.

1 064

892

83,8

11

Кран шаровый Ду 150Ру 80

шт

211

171,37

12

Метанол

тн

3,14

5,88

187,3

13

ДСП 3,5х1,75х16

м³

5,00

5,44

108,8

14

Цемент М-500

тн

2,7

2,94

108,8


В целом по службам предприятия использование вспомогательных материалов выглядит следующим образом (таблица 2.4)

Таблица 2.4


2010г

2011г

Откл.

%

Подразделения

54,9

48,0

-6,9

87,4

УМГиП

46,4

46,4

0

100

УСГ

8,5

1,6

-6,9

18,8

Службы

43,6

63,3

19,7

145,2

Автотранспортная служба

5,2

6,4

1,2

123,1

ЭХЗ и ЭВС

11,1

19,3

8,2

173,9

КИПиА

20,4

22,3

1,9

109,3

Др.производственно-хозяйств. нужды (БПО, АСУП, АУПи др.)

6,9

15,3

8,4

221,7

Итого

98,5

111,3

12,8

113


Таблица 2.5.1 Энергия всех видов, млн. руб

Наименование

2010 г

2011 г

Откл.

%

Эл.энергия

4,0

3,6

-0,4

90

Теплоэнергия

1,5

0,7

-0,8

46,7

Вода и стоки

0,7

0,6

-0,1

85,7

ВСЕГО

6,2

4,9

-1,3

79,0


Снижение затрат по энергии связано с расторжением договоров по коммунальным услугам по 5-ти базам УСГ.

Таблица 2.5.2

Ед.изм.

Эл.энергия

Теплоэнергия

Вода и стоки


Тыс.квт.час

Тыс.Гкал

Тыс.м3.

2011 г., всего

2858

3,1

29

В том числе:




УСГ

54

0,7

0,4

Субабоненты

170



2010 г., всего

2950

2,8

27

В том числе:




УСГ

227

0,7

2,6

Субабоненты

115



Откл. (+, -)

-92

0,3

2


В 2011г. был осуществлен пуск системы горячего водоснабжения на базе РЭБ «АТГ», в связи с этим наблюдается увеличение расхода тепловой энергии и водоснабжения.

Таблица 2.6.Затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ)

Ед. изм.

2010г

2011г

Откл.

%

Млн.руб.

11,6

9,5

-2,1

82

тыс.литров

2514,6

1816,7

-697,9

72,2

тыс.км.

6667

4611

-2056

69,2


Снижение расходов по ГСМ связано с уменьшением количества автотракторной техники на 51 единицу с 01.05.05г. (передача в ОАО «Газпромрегионгаз»).

Расходы по статье затрат «Услуги производственного характера» снизились на 21,9 млн.руб. вследствие:

·        расторжения договора по техобслуживанию газораспределительных сетей с ОАО «Капьяргаз» (4,8 млн.руб.), что связано с выбытием газораспределительных сетей;

·        снижения финансирования по данной статье затрат.

Таблица 2.7.Услуги производственного характера, млн. руб

Показатели

Отчет 2010

Отчет 2011

Откл.

%

ВСЕГО:

46,0

24,1

-21,9

52,4

в том числе





Проверка средств измерений

0,4

0,5

+0,1

125

Диагностика, обследование газопровода

12,6

9,1

-3,5

72,2

Тех обслуживание вентиляционного оборудования


0,1

+0,1

-

Электрометрическое обследование покрытия газопроводов

4,1

2,9

-1,2

70,7

Техосмотр, диагностика, освидетельствование

0,1

1,1

+1,0

1100

Тех.обслуживание приборов

4,6

0,6

-4,0

13

Приборо - водолазное обследование газопроводов.

5,2

5,4

+0,2

103,8

Техобслуживание газораспределительных сетей

6,4

0

-6,4

-

Экспертиза технологии МГ

1,5

0

-1,48

1,3

Несение готовности к ликвидации аварийного разлива нефти

1,0

0

-1,0

-

Пуско-наладочные работы

 1,3

0

-1,3

-

Техобслуживание

8,8

4,4

-4,4

50


Таблица 2.8. Газ на собственные и технологические нужды

Ед. изм.

2010

2011

Откл.

%

Млн.руб.

16,1

9,0

-7,1

56

Млн.м3

39,1

16,8

-22,4

43

Себестоимость 1 тыс.м3

411,76

535,71

123,95

130


Снижение затрат по данной статье возникло за счет уменьшения объема газа на собственные и технологические нужды на 22,4 млн.м3.

Экономический эффект от снижения объема газа на собственные технологические нужды и потери сглаживается ростом себестоимости 1 тыс.м3 газа на 30 %.

Несмотря на то, что в отчетном периоде дважды повышались тарифные ставки и оклады с 01.04.2011г на 10% и с 01.10.2011 г на 10%, по статье «фонд оплаты труда» наблюдается снижение затрат, что в свою очередь объясняется выделением из состава ООО «Астраханьтрансгаз» Управления сетей газоснабжения и сокращением численности персонала на 507 человек (таблица 2.9)

Таблица 2.9


Наименование показателей

Ед. изм.

2010г

2011г

% выполнения

%




факт

план

факт

плана

к 2010г

1

Среднесписочная численность

чел.

1 088

767

767

100

101,9

2

Фонд оплаты труда

т. руб.

221769

194 633

194 586

100

87,7

3

Среднемесячная зар. плата

руб.

16 988

21 143

21 143

100

124,5


Таблица 2.10 Отчисления от фонда оплаты труда


2010

2011

Откл.

%

Млн.руб.

58,6

44,4

-14,2

75,8


Снижение отчислений произошло за счет снижения налоговой ставки с 35,6% до 26,0% (без учета регрессивной шкалы).

 

Таблица 2.11 Амортизация основных средств


2010

2011

Откл.

%

Млн.руб.

142,0

43,2

-98,8

30,4


Снижение амортизационных отчислений произошло за счет выбытия основных фондов, в основном по группе «Сооружения» (газораспределительные сети): выбытие основных средств на 01.12.04г. на сумму 2812,9 млн.руб. (2132 км газораспределительных сетей).

При увеличении стоимости арендованных основных фондов ОАО «Газпром» с 4716,2 млн. руб. до 8405,8 млн. руб., арендная плата увеличилась на 93,8 %

Таблица 2.12


2010

2011

Откл.

%

Млн.руб.

143,0

277,2

134,2

193,8


Рост затрат по статье «аренда основных фондов» произошел в результате: переоценки арендованных основных фондов; увеличения количества арендованных объектов (на 78 объекта).

Таблица 2.13 Прочие затраты


2010

2011

Откл.

%

Млн.руб.

247,7

292,3

44,6

118


Основное влияние на динамику прочих затрат оказали:

1. Затраты по статье «автотранспорт»


2010

2011

Откл.

%

Млн.руб.

14,8

16,7

1,9

112,8


Увеличение затрат произошло: из-за роста тарифов на транспортные услуги, выполняемым ТУ «АГАТ» с 01.07.2011г.

2. Затраты по статье «капремонт». Выполнение плана работ по капитальному ремонту, в стоимостном выражении, составило: в 2010г - 100 %, в 2011г - 100 %.

Снижение объема работ по капремонту также связано с выводом объектов Управления сетей газоснабжения (14,1 млн.руб. в 2010 г.) и снижением финансирования.

Данные в млн.руб.

2010

2011

Откл.

Итого по предприятию:

148,9

106,0

-42,9

71,2

Итого по УМГиП

134,8

106,0

-28,8

78,6

Линейная часть газопроводов

67,0

46,0

-21,0

68,6

Подводные переходы

17,3

17,2

-0,1

99,4

АГРС и ГРС

4,2

8,2

4,0

195,2

Обьекты энергетики

13,2

3,7

-9,5

28,0

Средства КИПиА

5,8

6,9

1,1

119,0

Здания и сооружения

19,0

14,2

-4,8

74,7

автодороги

8,3

9,8

-1,5

118,1

Итого по УСГ

14,1

0



Межпоселковые газораспред.сети

2,8

0



Районные базы УСГ

11,3

0





3. Затраты по статье «налоги»  тыс.руб


2010

2011

Откл.

%

Всего

1356

2366

1010

174,5

Земельный налог

789

1647

858

208,7

Транспортный налог

363

331

-32

91,2

Плата за пользование водн. объектами

9

51

42

566,6

Плата за загрязнение окружающ.среды

195

337

142

172,8


Увеличение налоговых отчислений, в частности, земельного налога, обусловлено: регистрацией и постановкой на кадастровый учет 4 земельных участков.

4. Связь, тыс.руб.


2010

2011

%

Услуги связи

8921

10397

117


Рост расходов на услуги связи связан с увеличением объема услуг в результате подключения дополнительных средств связи, а также в связи с увеличением тарифов на услуги связи.

5. Командировки


2010

2011

%

 тыс.руб.

4265

3101

73


Снижение расходов по этой статье на 27%, по сравнению с 2010 годом, связано с передачей Управления сетей газоснабжения в ОАО «Газпромрегионгаз» и, как следствие, исключением из затрат командировок персонала УСГ.

6. Авиация

20102011%




 тыс.руб.

11710

16997

145

Увеличение затрат по данной статье произошло за счет повышения стоимости 1 летного часа, по сравнению с 2010г. более чем на 40%.

7. Расходы по договорам страхования, тыс.руб.

Наименование

2010

2011

%

Страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасных производственных объектах.

1277

1940

152

Страхование ответственности перевозчика по перевозке опасных грузов

43

0

0

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств

412

809

196

Страхование строительных и монтажных рисков

352

305

87

Договор страхования от несчастных. случаев

232

616

266

Договор добровольного мед. страхования граждан

17171

14780

104

Итого

19487

18450

95


Таблица 2.14Распределение затрат по основным видам деятельности

Показатели

2010

2011г

2011 к 2010%


Прямые

Косв

всего

Прямые

Косв

всего


Эксплуатация магистральных газопроводов и продуктопроводов / УМГиП

453,4

235,4

688,8

635,6

315,2

950,8

138

Эксплуатация газораспределительных сетей и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования / УСГ

226,0

76,8

302,8

36,9

12,9

49,8

16,4

Аренда

0

0

0

7,5

2,5

10,0

-

ИТОГО

679,4

312,2

991,6

679,9

330,6

1010,5

101,9


Сумма затрат предприятия распределяется между основными видами следующим образом:

·        к прямым затратам относятся затраты по эксплуатации магистральных газопроводов и продуктопроводов, и эксплуатации газораспределительных сетей, а также затраты по аренде;

·        к косвенным затратам относятся затраты связанные с функционированием специализированных управлений и служб (служба электрохимзащиты и энерговодоснабжения, служба КИПиА, автотранспортная служба и т.д.), а также затраты на содержание аппарата управления.

В структуре затрат «Астраханьтрансгаз» достаточно высоко соотношение косвенных затрат к прямым. В отчетном периоде они составили 32,7% к прямым и перераспределились между основными видами деятельности (пропорционально прямым затратам) следующим образом:

Таблица 2.15 Распределение расходов в ООО «Астраханьгазпром»

Показатели

Млн.руб.

% от суммы косвенных затрат

Эксплуатация магистральных газопроводов и продуктопроводов

315,2

95,3

Эксплуатация газораспределительных сетей

12,9

3,9

Аренда

2,5

0,8

ВСЕГО косвенных затрат

330,6

100,0


Высокий процент косвенных расходов объясняется спецификой организационной структуры и отнесением затрат на общепроизводственные расходы. Соотношение косвенных затрат отнесенных на УСГ и УМГиП сложилось в соответствии с учетной политикой:

·        общепроизводственные расходы (сч.№25.), вспомогательные (сч №23) распределяются пропорционально прямым затратам УМГиП, УСГ и аренду (сч№20);

·        общехозяйственные расходы (сч.26) распределяются пропорционально выручке от реализации продукции и услуг.

Заключение

Основные выводы по работе можно сделать следующие:

1. По способу включения в себестоимость затраты подразделяют на прямые и косвенные. Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно (условно): общепроизводственные и общехозяйственные расходы, часть расходов на продажу и некоторые другие. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции.

. Способы распределения косвенных расходов зависят от вида распределяемых расходов, технологической особенности производства продукции и ряда других факторов. Например, отчисления в единый социальный налог распределяют по объектам пропорционально оплате труда работников; общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются между объектами различными способами - пропорционально оплате труда работников, плановым и сметным затратам и т.п.

. К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Первые два вида расходов включают в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитывают на синтетическом счете 25 «Общепроизводственные расходы»; общехозяйственные расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по такой же статье включают в себестоимость продукции.

Расходы, связанные с рекламой и реализацией продукции, называются коммерческими (внепроизводственными). Вместе с производственной себестоимостью эти расходы составляют полную себестоимость продукции. Они отражаются на счёте 44 «Расходы на продажу».

Список использованной литературы

1.   Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2006 - 344 с.

.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа М.: Финансы и статистика, 2010 - 288 с.

3.      Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента М.: Финансы и Статистика, 2011 - 280 с.

.        Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. - 533 с

.        Каверина О.Д. Управленческий учёт. М.: Финансы и статистика, 2003 - 352 с.

.        Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Форум, 2011 - 288 с.

.        Карпова Т.П. Управленческий учет. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003 - 350 с.

.        Ковалев В.В. Финансовый анализ М.: Финансы и статистика, 2010 - 432 с.

.        Кожинов В.Я. Бухгалтерский учёт М. ИНФРА-М, 2011 - 544 с.

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 2006 - 640 с.

.        Скоун Т. Управленческий учет М.: Изд-во ЮНИТИ, 2003 - 144 с.

.        Стоянова Е.С. Экспертная диагностика и аудит финансового положения предприятия - М.: Перспектива, 1999 - 320 с.

.        Стуков С.А. Система производственного учёта и контроля. М.: Финансы и статистика, 1988 - 223 с.

.        Управленческий учет /под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002. - 512 с.

.        Чумаченко Н.Г. Учёт и анализ в промышленном производстве за рубежом. М.: Финансы, 1971 - 240 с.

.        Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М, 2010 - 176 с.

Похожие работы на - Учёт косвенных расходов в составе себестоимости продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!