Учет тары и упаковки на примере предприятия ООО 'МЕТАТР'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    80,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет тары и упаковки на примере предприятия ООО 'МЕТАТР'












Курсовая работа

«Учет тары и упаковки на примере предприятия ООО «МЕТАТР»

Ведение

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.

Разнообразие свойств и особенностей товаров, различные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т.д.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим: предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара; зашита товара от влияния других товаров; обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления; придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей; создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета; выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы; использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить ее функции, а следовательно, и сделать еще более значимой в торгово - технологическом процессе.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.

Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помешенных в них товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.

Бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:

тара из древесины;

тара из картона и бумаги;

тара из металла;

тара из пластмассы;

тара из стекла;

тара из тканей и нетканых материалов.

В данной курсовой работе будет рассмотрена тема: «Учёт тары на предприятии» на примере ООО «МЕТАТР».

Цель данной работы - анализ методов учёта тары на данном предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) Рассмотреть правовые основы учета тары на предприятии.

) Изучить методы учёта тары.

3) Рассмотреть методы учёта тары на ООО «МЕТАТР».

) Дать характеристику этих методов.

Объектом данной курсовой работы является предприятие ООО «МЕТАТР».

Предметом исследования являются методы учёта тары на данном мясокомбинате.

1. Тара

Любое предприятие постоянно имеет дело с различными видами тары, в которой товары доставляются от производителя (продавца). Причем само предприятие может выступать и продавцом, реализующим товар в таре, и покупателем, его получающим. И сама тара может быть как неотъемлемой частью товара, так и служить только для сохранности поставляемого в ней товара. Все это влияет на учет и налогообложение операций с тарой.

Тара - это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей. Гражданский Кодекс обязывает продавца передать товар в таре, кроме случаев, когда товар не требует по своему характеру упаковки (ст. 481 ГК РФ). Положения о таре находят отражение в договорах между контрагентами. У продавца и покупателя свой учет тары, который зависит от ряда факторов: от вида тары и от рода деятельности организации; различен учет возвратной, залоговой и невозвратной тары, а также отраженной в сопроводительных документах поставщика и не отраженной в них.

1.1    Функции тары и упаковки

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют.

Эти функции сводятся к следующим:

предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;

защита товара от влияния других товаров;

обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей.

Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить ее функции, а следовательно, и сделать еще более значимой в торгово-технологическом процессе.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.

1.2 Классификация и характеристика основных видов тары

упаковка тара учет оборот

Для упаковки товаров используется разнообразная тара. Это обусловлено физико-химическими свойствами товаров, также применением различных упаковочных материалов, из которых изготавливается тара и упаковка.

Классифицируют тару по следующим основным признакам: функции в процессе товарного обращения; кратность использования; принадлежность; назначение; метод изготовления; конструктивные особенности; прочность; устойчивость к внешним воздействиям; материал изготовления.

По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).

Потребительская упаковка предназначается для продажи населению товара, является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя, как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке.

Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную, картонную и т.д.

Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), по различным конструктивным признакам: форме, размерам.

Потребительскую упаковку также разделяют на индивидуальную и групповую. Индивидуальная предназначена для упаковывания единицы продукции. В групповую упаковывается несколько единиц продукции.

По отношению к упаковываемому продукту потребительскую упаковку разделяют на внутреннюю и внешнюю.

По кратности использования потребительская упаковка делится на разовую и возвратную.

Остановимся более подробно на нескольких типах тары и упаковки.

Одноразовая тара

Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки товаров, как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оплачиваются.

Иногда стоимость тары однократного использования не включается в цену товара, выделяется в сопроводительных документах поставщиков отдельно и оплачивается покупателем. В этом случае она приходуется в обычном порядке по цене приобретения, может продаваться другим организациям вместе с товаром или отдельно (после использования затаренного в нее товара) либо использоваться внутри организации в определенных целях. При невозможности использования в вышеуказанных целях оплаченная тара однократного использовании списывается на расходы.

Многооборотная тара

Многооборотная тара в сопроводительных документах поставщиков указывается отдельной строкой по ценам, указанным в договоре.

Согласно ст. 517 ГК РФ покупатель (если иное не предусмотрено договором) обязан возвратить поставщику многооборотную тару в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.

К возвратной таре, как правило, относятся:

а) деревянная тара (ящики, бочки и др.);

б) картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.);

в) металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.);

г) стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.);

д) тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.);

е) специальная тара - специально изготовленная для затаривания определенных товаров.

Согласно п. 3 ст. 254 НК РФ отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договоров поставки.

Расходы по перевозке возвратной тары оплачиваются или поставщиком, или покупателем (в зависимости от условий договора).

Если по условиям договора многооборотная тара подлежит возврату поставщику, то право собственности на нее не переходит к покупателю до определенного срока, в течение которого тара должна быть возвращена поставщику.

Если по условиям договора многооборотная тара не подлежит возврату поставщику, то право собственности на нее переходит к покупателю одновременно с переходом права собственности на товары.

Разновидностью многооборотной тары, подлежащей возврату поставщикам, является тара-оборудование.

Тара-оборудование предназначена не только для хранения и транспортировки, но и продажи из нее товаров. Она является многооборотной тарой, право собственности на которую принадлежит поставщику (учитывается на его балансе) и подлежит обязательному возврату покупателями.

Залоговая тара

В случаях, предусмотренных договором поставки, поставщиком может взиматься с покупателя залог (вместо стоимости многооборотной тары), который ему возвращается после получения от него порожней тары в исправном состоянии.

Поскольку сумма залога, как правило, значительно больше стоимости тары, взимание залога является способом, позволяющим поставщику обеспечить исполнение обязательств покупателем по возврату тары.

Поставщик и покупатель учитывают данную тару по сумме залога (залоговой цене). При этом у поставщика разница между фактической себестоимостью и залоговой ценой тары при ее приобретении списывается на финансовые результаты.

Суммы полученного (уплаченного) залога отражаются на счете 76 в корреспонденции со счетами по учету денежных средств (как у поставщика, так и у покупателя).

Если многооборотная тара возвращена поставщику в срок, обусловленный договором, ее залоговая стоимость возвращается покупателю или засчитывается по соглашению сторон в счет погашения задолженности покупателя за уже поставленные товары или в качестве аванса под будущие поставки товаров.

В случае невозвращения покупателем поставщику залоговой тары, сумма залога за эту тару не возвращается. Поставщик списывает сумму залога на финансовые результаты. Покупатель в случае невозврата тары приходует ее на свой баланс, рассматривая перечисленную за нее денежную сумму как плату за приобретенную тару. Условиями договора могут предусматриваться дополнительные санкции за невыполнение обязательств по возврату залоговой тары.

Так как предприятие имеет дело с разными видами тары, то можно привести её классификацию. Первая характеристика, по которой классифицируют тару - это возможность ее повторного использования. К такому классу относятся:

− многооборотная тара.

Она отличается «многоразовостью» своего использования. Это, как правило, деревянная, картонная, металлическая, пластмассовая, стеклянная, тканая тара (всевозможные ящики, мешки, бутылки, бочки, контейнеры и т.д.);

− одноразовая тара, повторное использование которой невозможно. Это чаще всего бумага, полиэтилен и т.д. Ее еще называют «потребительской» тарой, в которой товар доставляется до конечного потребителя.

В условиях договора поставки стороны могут оговорить «будущее» тары, то есть подлежит она возврату или нет. В таком случае выделяют:

− возвратную тару (поставщику или тароремонтной организации);

− невозвратную тару (как правило, это одноразовая тара).

Так как МЕТАТР-это мясокомбинат и использует только невозвратную тару, мы будем рассматривать одноразовые упаковки.

В бухгалтерском учете операции по движению тары отражают проводками. Поступление тары под товаром от поставщика: Дтсч. 413Ктсч. 601.

Возврат многооборотной тары поставщику: Дт сч. 601Ктсч. 413.

Поступление тары по залоговым ценам: Дт сч. 413Ктсч. 601.  Удержание поставщиком части залоговой стоимости тары в возмещение расходов на ремонт, очистку и промывку тары:

Дт сч. 51 - Кт сч. 601 - возвращена залоговая стоимость тары за минусом расходов тарополучателя, подлежащих возмещению таросдатчиком (торговой организацией);

Дт сч. 44 «Расходы на тару» - Кт сч. 601 - торговой организацией списаны расходы, предъявленные тарополучателем к возмещению.  Оприходование тары, не указанной в счете поставщика, по ценам возможной реализации:

Дт сч. 413 - Кт сч. 911 «Внереализационные доходы». Оприходование излишков тары, выявленных при инвентаризации:

Дт сч. 413 - Кт сч. 911 «Внереализационные доходы» - оприходованы излишки тары, выявленные при инвентаризации.

Списание тары, пришедшей в негодность в результате недостачи, боя, лома, порчи:

Дт сч. 94 - Кт сч. 413 - списана тара, пришедшая в негодность. Списание тары в результате естественного износа:

Дт сч. 912 «Операционные расходы» - Кт сч. 413.

2. Организация оборота тары в торговле

Под оборотом тары понимают ее обращение между двумя последовательными заполнениями. В торговле выполняется целый ряд операций, связанных с обращением тары. Основными из них являются:

• приемка тары, поступившей с товаром;

• вскрытие и высвобождение тары из-под товара;

• хранение тары;

• возврат тары;

• документальное оформление операций с тарой.

На предприятиях торговли происходит приемка тары по количеству и качеству. Она осуществляется в порядке, установленном договором купли - продажи или поставки. При этом стороны договора могут ссылаться в нем на правила, записанные в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Приемка тары осуществляется материально ответственными лицами одновременно с приемкой поступившего в ней товара. Количество поступившей тары сверяется с указанным в сопроводительных документах. При проверке качества и комплектности тары руководствуются нормами соответствующих нормативно-технических документов, устанавливающих требования к ним.

Кроме того, проверяется правильность маркировки. Характеризующая тару маркировка должна содержать: наименование предприятия-изготовителя тары или его товарный знак; обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации; надпись «Многооборотная» (для многооборотной тары).

В случае выявления расхождений в количестве тары или ее ненадлежащего качества покупателем составляется акт, служащий основанием предъявления претензии поставщику. Более подробно вопросы приемки на предприятиях оптовой и розничной торговли рассмотрены в соответствующих главах учебника.

Вскрытие тары производят в определенной последовательности с помощью специального инвентаря, что позволяет избежать ее повреждений.

Такой инвентарь включает различные приспособления, при помощи которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары.

Сюда относят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты, гвоздодеры ударные для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над поверхностью тары, обыкновенные гвоздодеры, хозяйственные молотки, клещи, ключи для вскрытия резьбовых металлических бочек. Для выполнения комплекса операций по вскрытию тары применяют комбинированные инструменты - молоток-гвоздодер-ножницы, молоток - топорик-гвоздодер и др. Вскрытие тканевых и бумажных мешков производят специальным ножом для вскрытия мягкой тары.

Освобожденную из-под товаров тару очищают, сортируют по видам, назначению и категориям.

Хранят тару в специально отведенных помещениях или под навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Располагают тару на деревянных решетках, настилах, подтоварниках. Условия хранения тары различных видов и типов определяются соответствующими стандартами.

Многооборотная тара хранится на предприятиях торговли до накопления отгрузочных партий. Разовая тара после освобождения из-под товара в большинстве случаев подлежит утилизации.

Как правило, в договорах предусматривается имущественная ответственность покупателя не только за несвоевременный возврат тары, но и за возврат тары более низкого, чем при получении, качества. Поэтому на многих предприятиях оптовой торговли и в крупных магазинах создаются ремонтные мастерские, производящие ремонт тары перед ее отправкой поставщикам.

Завершающая операция с тарой на предприятиях оптовой и розничной торговли - ее вывоз - производится на основании товарно-транспортной накладной.

Предприятия торговли могут возвращать многооборотную тару непосредственно поставщикам или сдавать ее на тарные предприятия (склады), основная задача которых - сбор, ремонт, очистка, хранение и возврат тары предприятиям-поставщикам.

Тарные склады имеют в своем распоряжении надлежаще оборудованные автомобили для централизованного вывоза тары, а также мастерские, оснащенные современным деревообрабатывающим и другим оборудованием.

Организация таких предприятий-складов способствует снижению потерь по таре.

2.1 Учет тары на предприятиях

Наличие и движение тары (кроме тары-оборудования) учитываются:

− на субсчете «Тара под товаром и порожняя» счета «Товары» − торговыми организациями и организациями общественного питания;

− на субсчете «Тара и тарные материалы» счета «Материалы» − всеми остальными организациями.

Тару принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Она формируется или исходя из затрат на приобретение данного вида материальных ценностей у сторонних организаций, или, в случае самостоятельного изготовления тары, исходя из предварительно «собранных» на счетах учета расходов собственных затрат. Синтетический и аналитический такой тары разрешено вести в учетных ценах, если номенклатура тары обширна и велика скорость ее оборачиваемости. Учетные цены устанавливаются организацией самостоятельно по видам тары. Это могут быть договорные, планово-расчетные, усредненные или фактические цены прошлого периода.

При возникновении разницы между фактической себестоимостью и учетной ценой тары она списывается со счетов учета затрат (в случае ее самостоятельного изготовления) или счетов учета расчетов (при покупке) на счета учета финансовых результатов (п. 166 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. №119н, далее − Методические указания).

Предприятие-покупатель затаренного товара при поступлении тары отражает ее в учете по цене, указанной в сопроводительных документах, а если стоимость тары не выделена отдельной строкой - по цене ее возможной реализации.

В налоговом учете стоимость тары определяют исходя из цен приобретения и других затрат, связанных с ее покупкой или созданием, без учета НДС и акцизов, кроме случаев, названных в статье 170 Налогового кодекса, когда эти налоги учитываются в стоимости приобретенных ценностей.

Тара учитывается в составе материально-производственных запасов, если ее стоимость не превышает 20 000 рублей и срок полезного использования не позволяет отнести ее к амортизируемому имуществу, или в составе амортизируемого имущества, если срок ее эксплуатации больше года, а стоимость − свыше 20 000 рублей за единицу.

3. Бухгалтерский учет расходов на упаковку и тару

Порядок организации бухгалтерского учета операций с тарой определяется в методических указаниях, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. №119н.

Целью учета тары является своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о наличии и движении всех видов тары, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.).

Общая схема движения тары в организации


Для всех организаций (за некоторым исключением) учет тары рекомендуется вести на субсчете «Тара и тарные материалы» счета 10 «Материалы» плана счетов бухгалтерского учета. Для организаций, занимающихся торговой деятельностью и общественным питанием, учет тары рекомендуется вести на субсчете «Тара под товаром и порожняя» счета 41 «Товары». Тара, используемая для осуществления технологического процесса производства, т.е. тара, как производственный и хозяйственный инвентарь, в зависимости от срока службы может учитываться на счете учета основных средств. Учет тары на складах и в подразделениях осуществляется аналогично учету материалов.

Вне зависимости от условий приобретения тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, слагаемой из всех расходов по доставке или изготовлению тары.

Поступление тары под товарами, а также выбытие этой тары отражаются в тех же документах, которыми оформляются поступление и выбытие товаров.

Тару, не указанную отдельно в документе поставщика и не подлежащую оплате, приходуют на основании акта об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма N ТОРГ-5) по рыночной цене, но только в том случае, если она может быть использована в организации или продана на сторону.

На возврат тары поставщикам и сдачу тары тарособирающим организациям обычно выписывают товарную накладную (форма N ТОРГ-12).

Наличие и движение тары учитывается на счете 41-3 «Тара под товаром и порожняя». Исключением является стеклянная посуда в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания, которая учитывается на счете 41-2. На базах и складах стеклянная посуда под товарами учитывается на счете 41-1, а порожняя - на счете 41-3. Тара, относящаяся по правилам бухгалтерского учета к основным средствам, учитывается на счете 01 с начислением амортизации в установленном порядке. В дальнейшем списание этой тары осуществляется в порядке, установленном для объектов основных средств.

Если организация планирует упаковку (полиэтиленовые пакеты, коробки и т.п.) включать в стоимость товаров, то такие упаковочные материалы следует отражать на счете 10-4 и при расходовании списывать на счет 44.

Аналитический учет тары ведется бухгалтерией в натуральном и стоимостном выражении по структурным подразделениям и местам хранения, по материально ответственным лицам, а внутри их - по видам и группам тары.

Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая слагается из всех расходов по ее покупке и доставке в организацию или затрат по ее изготовлению.

В случае наличия в организации значительной номенклатуры и высокой скорости оборачиваемости тары разрешается вести учет тары в учетных ценах, устанавливаемых дифференцированно по видам тары.

В качестве учетных цен могут применяться:

а) договорные цены;

б) фактическая стоимость тары по данным предыдущего отчетного периода (например, года);

в) планово-расчетные цены, рассчитанные применительно к уровню фактической себестоимости приобретения тары;

г) средняя цена группы (разновидность планово-расчетной цены) - применяется при объединении нескольких видов тары, имеющих незначительные колебания цен, в одну учетную группу.

В случае применения учетных цен разница между фактической себестоимостью тары и стоимостью ее по учетным ценам списывается при поступлении тары на счет 91.

Если тара поставщику отдельно не оплачена, но может использоваться в организации или быть продана, то такая тара приходуется по рыночной цене с учетом физического состояния с отнесением ее стоимости на финансовые результаты.

При упаковке товаров в тару одноразового использования ее стоимость включается в стоимость товаров и, соответственно, в оборот, облагаемый НДС.

При отпуске товаров в многооборотной таре, не подлежащей возврату покупателями, стоимость этой тары, оплачиваемой сверх стоимости товаров, облагается НДС в общеустановленном порядке.

В обоих случаях покупатель имеет право НДС, уплаченный поставщику, предъявить к вычету.

Порядок расчетов по НДС между поставщиком и покупателем по многооборотной возвратной таре зависит от вида применяемых цен на эту тару.

По многооборотной возвратной таре, на которую устанавливают залоговые цены, поставщик, приобретая ее у предприятия-производителя, НДС, уплаченный производителю, не предъявляет к вычету, а включает в стоимость тары.

При отгрузке товаров в многооборотной таре, учитываемой по залоговым ценам, стоимость ее не включается в налоговую базу по НДС (п. 7 ст. 154 НК РФ). НДС с этой тары следует начислить только в случае невозврата тары покупателем, когда эта тара становится собственностью покупателя. Поставщик при этом должен на стоимость этой тары выписать покупателю счет-фактуру.

Стоимость многооборотной тары, на которую не установлены залоговые цены, а также многооборотной тары, реализуемой без затаривания в нее товаров, облагается НДС в общеустановленном порядке. В этих случаях поставщик имеет право сумму НДС, уплаченную при покупке тары предприятию-производителю, предъявить к вычету.

Рассмотрим основные операции по таре. ля стандартизация

Отражение в бухгалтерском учете тары в качестве основных средств производится в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок учета этих ценностей. В учетной политике по таким видам тары необходимо определить способ начисления ее амортизации.

Тара-оборудование может приобретаться у поставщика либо производиться в самой организации. Неиспользуемая в организации тара может быть реализована, а тара, потерявшая свои потребительские свойства, списана как непригодная к употреблению.

Для учета наличия и движения всех видов тары согласно Типовому

 плану счетов используются:

· счет 10 «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы», - всеми коммерческими организациями (кроме организаций торговли и общественного питания), имеющими запасы тары и тарных материалов;

·        счет 01 «Основные средства» и счет 10 «Материалы», субсчет «Хозяйственный инвентарь и принадлежности», всеми коммерческими организациями, использующими тару для хранения товарно материальных ценностей;

· счет 41 «Товары», субсчет «Тара под товаром и порожняя», - организациями торговли и общественного питания.

Для учета доходов и расходов по операциям с тарой используется счет 91 «Операционные доходы и расходы».

Рассмотрим порядок отражения операций по учету тары для хранения.

Примечание. Если по данным бухгалтерского учета невозможно правильно определить сумму НДС, относящуюся к материальным ресурсам, использованным на производство тары, то она выделяется расчетным путем как 18% стоимости произведенной тары и документально оформляется бухгалтерской справкой.

Тара для упаковки представляет собой материальные ценности, используемые в производственной деятельности либо в процессе фасовки товара. Стоимость упаковки однократного использования отражается на счетах бухгалтерского учета в зависимости от технологического процесса производства и места затаривания продукции. Если упаковка продукции производится в цехах, то стоимость тары и упаковочных материалов включается в ее производственную себестоимость.

В бухгалтерском учете стоимость залоговой тары отражается отдельно от стоимости товаров. В соответствии с Типовым планом счетов залоговую (стеклянную, фарфоровую, керамическую) тару в торговле учитывают вместе с товаром на счете 41 «Товары» (субсчета 1  «Товары на складах» и 2 «Товары в розничной торговле»). Однако разграничение стоимости товаров и тары производится в отгрузочных документах поставщика отдельной строкой. Порожнюю стеклянную тару и все остальные виды залоговой тары (картонной, деревянной, упаковочных материалов) отражают на активном субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя».

Рассмотрим порядок отражения операций по учету возвратной тары.

Примечание. Невозвратная тара является объектом налогообложения и облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

Состав расходов, потерь и доходов по таре определен Основными положениями по составу затрат, Методическими указаниями по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденными приказом Минторга РБ от 20.09.2002 №86, а также Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета. Однако данные нормативные документы, принятые в разное время, не позволяют однозначно определить состав расходов по таре, включаемых в состав операционных расходов и относимых к расходам на реализацию.

В частности, согласно Методическим указаниям Минторга в составе расходов на тару учитывают:

амортизацию (износ) собственной инвентарной тары, тары-оборудования;

амортизацию многооборотной залоговой тары, возмещенную поставщикам в соответствии с условиями договора поставки товаров;

расходы на ремонт, очистку и обработку (дезинфекцию)  собственной инвентарной тары и тары-оборудования; эти же расходы, возмещенные поставщикам в соответствии с условиями договора поставки товаров;

разницу между отпускной и приемной ценой мешков, ящиков и бочковой тары;

- расходы по сбору, хранению, погрузке, разгрузке,  транспортировке порожней тары при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям в случае, если эти расходы несет торговая организация;

- стоимость тары, списанной вследствие естественного износа.

В составе разницы между приемными ценами при оприходовании и сдаточными ценами при возврате тары учитывают:

отклонения, возникающие между учетной ценой мешков и их

приемной ценой в случае приемки порожних мешков поставщиками или тарособирающими организациями той же категории или при снижении качества принятых мешков не более чем на одну категорию;

разность между ценами приобретения ящичной и бочковой тары

для овощной, плодоовощной и масложировой продукции и приемными ценами, по которым она оплачивается поставщиками или тарособирающими организациями при ее возврате в качественном состоянии с неповрежденными деталями или требующей ремонта.

Стоимостью тары, списанной из-за естественного износа, является стоимость тары, пришедшей в негодность вследствие физического износа, за вычетом стоимости материалов от ее разборки, приходуемых по цене возможной реализации.

Отклонения между приемной и учетной ценой по деревянной и картонной таре выявляют по общему итогу, а по мешкам - по категориям.

Потери по таре в каждом конкретном случае по решению руководителя организации относятся на материально ответственное лицо.

Расходы по содержанию возвратной тары в зависимости от условий договора могут нести как ее собственник, так и покупатель товара. Они учитываются в составе операционных доходов и расходов на счете 91 «Операционные доходы и расходы».

В состав операционных доходов по операциям с тарой включаются:

- превышение приемной стоимости сданной тары над ее учетной стоимостью;

стоимость тары, не указанной в счете поставщика и сданной тарособирающим организациям как тароматериал либо реализованной населению;

превышение фактической себестоимости над установленными средними учетными ценами на тару;

суммы, полученные в счет возмещения расходов по сбору тары (бонус).

Доходы по таре являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.

4. Документы, отражающие оборот тары на предприятии

 

Бланк формы ТОРГ-13. Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары

Накладная на внутреннее перемещение применяется для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениям или материально ответственными лицами. Заполненный документ подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя подразделений и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей.

Бланк формы ТОРГ-30. Отчет по таре

Отчет по таре применяется для учета товарных документов в организациях торговли за отчетный период, который утверждается руководителем организации. Составляется в двух экземплярах: первый экземпляр отчета с приложенными товарными документами, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально ответственного лица. (приложение).

5. ООО «МЕТАТР»

Закрытое акционерное общество (с июня 2006 года переименовано в ООО «МЕТАТР») основано в 1993 г. Основными направлениями его деятельности являются производство продуктов питания из мяса и рыбы: это замороженные полуфабрикаты, мясные полуфабрикаты, рыбные полуфабрикаты, вареная колбаса, полукопченая колбаса, сервелат, ветчина, сосиски, торты, рыбная кулинария, салаты и многое другое.

На сегодняшний день «МЕТАТР» является одним из крупнейших на территории Московской области многопрофильным перерабатывающим и торговым комплексом, включающим в себя около 8,5 тысяч кв. метров производственной и 2,5 тысяч кв. метров торговой площади, оснащённым самым современным технологическим оборудованием. В планах компании - крупный инвестиционный проект по строительству нового комплекса по производству качественных продуктов питания, кулинарии и полуфабрикатов, расширение торговой сети на севере Московской области, продвижение продукции в другие регионы страны, международное сотрудничество.

Фирменные магазины «МЕТАТР» расположенные в г. Королёве, пос. Текстильщик, Ивантеевке, Пушкино, Красногорске встречают своих клиентов полным ассортиментом свежайших колбас, ветчины, замороженных полуфабрикатов, мясных и рыбных полуфабрикатов и деликатесов, салатов, паштетов, а также кулинарными изделиями, тортами, пирожными, пирожкам и другой выпечкой с самой разнообразной начинкой, которые изготовлены из натуральных продуктов без применения консервантов. Желающим похудеть расстраиваться не стоит: в ассортименте кондитеры ООО «МЕТАТР» предлагают торты с обезжиренными сливками, фруктами; в рыбном отделе богатый выбор морепродуктов, витаминных салатов из морской капусты, а в мясном - ветчина из индейки, мясо которой не содержит холестерина.

Продукция компании пользуется постоянным спросом в гг. Королёв, Щёлково, Фрязино, Пушкино, Балашихе. В августе 2002 г. в г. Красногорске Московской области открылся супермаркет «МЕТАТР-К», первый в сети магазинов ООО «МЕТАТР», работающий по системе самообслуживания. В декабре 2002 года распахнул двери перед покупателями новый магазин в г. Пушкино.

ООО «МЕТАТР» является поставщиком 700 московских клиентов, среди которых крупные торговые дома Москвы - ТД «Перекрёсток», «Столица», «Алые паруса». Каждое утро у 34-х станций метро москвичей и гостей столицы обслуживают автолавки с фирменным знаком «МЕТАТР».

Со дня основания ежедневно в повестке дня компании «МЕТАТР» главным пунктом значится качество продукции. Цель одна - продукция с маркой «МЕТАТР» обязана быть только высокого качества. Для решения этой задачи на предприятии действует служба, в состав которой входят государственный ветеринарный и санитарный врачи, в распоряжении которых находится лаборатория химико-бактериологического контроля, где проверке качества подвергаются и сырьё, из которого изготавливается продукция, и сама продукция. Производство практически полностью автоматизировано и состоит из технологических линий, позволяющих осуществлять непрерывный и чёткий контроль за качеством выпускаемой продукции.

6. Учёт безвозвратной тары на предприятии ООО «МЕТАТР»

Рассмотрим учет безвозвратной тары у торгового предприятия ООО «МЕТАТР».


Журнал хозяйственных операций

№ операции

Содержание хозяйственной операции

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

1

Отражена стоимость  приобретенной тары без НДС

19

60

10800

2

Начислен НДС по приобретенной  таре

6

19

1800

3

С расчетного счета оплачен счет поставщика тары

60-1

51

10800

4

Предъявлен к вычету НДС  по оприходованной таре

68

19

1800


Расчет цены реализации:

стоимость товара − 50 000 руб. (59 000 − 9000);

цена товара с наценкой − 57 500 руб. (50 000 + 50 000 х 1,15);

НДС с суммы реализации: 10350 руб. (57 500 руб. х 18%);

окончательная продажная цена товара − 67850 руб. (57 500 + 10350).

В бухгалтерском учете продавца сделаны проводки:

Дебет 19 Кредит 60

− 9800 руб. − отражен «входной» по таре;

Дебет 68 Расчеты с бюджетом» субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

− 9000 руб. − принят к вычету «входной» НДС по товарам;

Дебет 68 Кредит 19

− 1800 руб. − принят к вычету «входной» НДС по таре;

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 41

− 10 000 руб. − списана в расходы стоимость тары;

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи» субсчет «Выручка»

− 67850 руб. − отражена реализация упакованного товара;

Дебет 90 субсчет «НДС» Кредит 68

− 10350 руб. − начислен НДС к уплате в бюджет.

В отчете о прибылях и убытках покупная стоимость тары войдет в состав коммерческих расходов в сумме 10 000 руб.

В учете покупателя будут сделаны такие проводки:

Дебет 68 Кредит 19

− 10350 руб. − принят к вычету «входной» НДС (при наличии счета-фактуры поставщика).

В данном примере стоимость тары однократного использования входит в продажную цену товара и покупателем отдельно не оплачивается.

Если стоимость тары покупателем оплачивается отдельно (сверх цены товара), то ее фактическая себестоимость относится на себестоимость продаж по мере реализации тары вместе с реализацией товаров. У неторгового предприятия-поставщика стоимость безвозвратной тары (по фактической себестоимости или по учетным ценам) списывается с кредита счета «Материалы» (субсчет «Тара и тарные материалы») в дебет счета учета расчетов по мере отгрузки (отпуска) (п. 173 Методических указаний).

Заключение

Учет товаров и тары является важной частью учета на торговых предприятиях. Бухгалтерский учет призван контролировать движение товарно-материальных ценностей, также контролировать сохранность товаров и тары. Для учета в условиях рыночной экономики необходимо полностью автоматизировать учет товаров и тары.

Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферу потребления невозможно без упаковки.

Упаковка - это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него.

Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:

-       защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;

-       защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

-       обеспечить сохранность количества и качества товаров;

-       упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

-       эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов;

-       упростить количественный учет товаров;

-       эффективно использовать емкость складских помещений;

-       донести коммерческую информацию до потребителя товара.

Таким образом, применение упаковки во многом способствует рациональной организации процесса товарного обращения, то есть транспортирования, хранения и продажи товаров.

Процесс продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товары упакованы в мелкую, соответствующую запросам потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда работников торговли, повышается уровень культуры торгового обслуживания, улучшаются показатели работы торгового предприятия.

Вывод: Основным предметом договора поставки является все-таки товар (продукция), а тара лишь сопровождает его поставку. Поэтому в договоре целесообразно установить такие условия по поставке и утилизации тары, которые не будут перегружать учет и вести к налоговым проблемам.

Список использованной литературы

1. Астахов В.П. Бухгалтерский учет в торговле, ФЕНИКС 2010

2. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» Москва 2002 г.

. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/

5. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета., Ростов-на-Дону 2001 г.

. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет., Москва 2002 г.

7. Брызгалин А.В., Берник В.Р., «Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета, «Налоги и фин. право», 2010

8. [Электронный ресурс]. - URL: http://buh7.ru/

9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Приказ Минфина России от 09.06.2001 №44н.

. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30.03.2001 №26н.

. Широбоков В.Г., Грибанова З.М., Грибанов А.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие / 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2010. С. 234 - 240.

. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет., Москва 2002 г.

. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»., Москва 2002 г.

[Электронный ресурс]. - URL: http://buh7.ru/

Банько В.Г. Говоров А.И. Современная технология товародвижения., 1989.

[Электронный ресурс]. - URL: http://www.26-2.ru/ - Первый журнал для бухгалтеров по УСН

. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Приказ Минфина России от 09.06.2001 №44н.

. Патров В.В. Бухгалтерский учёт товарных операций. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.:., 2006 с.;

. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет. Учебно-методическое пособие. 11-е изд., перераб. и доп. Мн.: Книжный Дом. 2005.

. Инструкцией «О порядке ведения налогового учета» Утв. постановлением Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ 16.12.2003 №173/114;

. Кожарский В.В., Кравченко Л.И. Бухгалтерский учёт в торговле 2005;

. Крятова Л. Вопросы теории бухгалтерского учёта: Документация хозяйственных операций. Классификация документов. Инвентаризация 2005 с;

. Бугаев А.В. Юридическая теория бухгалтерского учета. Научное издание. Мн.: МГУ. 2000.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!