Учет капитальных вложений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,62 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет капитальных вложений

Введение

Учет капитальных вложений всегда вызывает много вопросов. Как отразить эти вложения в бухгалтерском и налоговом учете? В какой момент начисляются НДС и налог на имущество?

Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложения имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизированные средства труда в процессе производства материальных благ, что создает условия для роста и совершенствования общественного производства и повышения материального благосостояния народа. Капитальные вложения различаются по формам собственности, отраслевому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу затрат, способу строительства, источникам финансирования.

Эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизводственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, регионах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных затратах.

Различают два основных метода обеспечения капитальных вложений денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В таком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.

Капитальные вложения выступают как одна из форм инвестиций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их являются обязательными условиями для нормального функционирования экономики.

В настоящее время инвестиционная деятельность осуществляется в условиях роста экономики и достаточно стабильного социально-экономического положения в стране, незначительного, хотя и превышающего ожидаемый, уровня инфляции. Однако непрерывный рост стоимости строительства, зависимость от дорогого банковского кредита, а также нежелание банков вкладывать средства в долгосрочные проекты в значительной степени сдерживают увеличение объемов капитальных вложений, капитального строительства и ввод производственных мощностей и объектов строительства, что обусловливает сложное финансовое состояние предприятий и организаций и медленное развитие производства продукции.

ГЛАВА 1. КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

1.1 Понятие капитальных вложений

Определение понятия «капитальные вложения» дано в статье 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с 01.01.2013 г № 402-ФЗ от 06.12.2011 г) [1].

Капитальные вложения - это инвестиции в основные средства, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих организаций, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.

Капитальные вложения обеспечиваются денежными средствами из разных источников, основным из которых является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. Наряду с национальным доходом источником средств для капитальных вложений является фонд возмещения потребленных средств труда. Источником средств выступают также кредиты банков и фирм. Средства из этих источников направляются на капитальные вложения по нескольким распределительным каналам, поэтому в практике обеспечения капитальных вложений денежными средствами появляются различные по характеру источники денежных средств. К ним следует отнести: собственные финансовые ресурсы инвесторов (прибыль, амортизационные отчисления, возмещение убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные накопления и сбережения граждан, юридических лиц); заемные финансовые средства инвесторов (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты); привлеченные финансовые средства инвесторов (средства, полученные от реализации акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц); бюджетные инвестиционные ассигнования; средства внебюджетных фондов, бесплатные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан.

Состав средств, направляемых на капитальные вложения, зависит от того, кто является инвестором и какую форму собственности он представляет. Так, инвесторами государственных капитальных вложений являются органы государственной власти страны, области и других административно-территориальных образований, а также государственные предприятия и организации. В этом случае капитальные вложения осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств. Государственные предприятия и организации, а также те, которые основаны на коллективной форме собственности, обеспечивают капитальные вложения собственными, привлеченными и заемными средствами.

Отдельные граждане, трудовые и крестьянские хозяйства обеспечивают капитальные затраты за счет собственных средств (трудовые доходы, доходы от средств, которые помещены в кредитные учреждения и ценные бумаги, сбережения) и банковского, а в отдельных случаях и государственного льготного кредита.

Собственные средства предприятий и организаций образуются согласно требованиям коммерческого расчета и состоят из прибыли, амортизационных отчислений и других средств. В последние годы возрастает удельный вес собственных средств в общем объеме финансирования капитальных вложений.

Важным источником финансирования капитальных вложений становится прибыль от основной деятельности, которая представляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации. Использование прибыли для этой цели создает зависимость капитального строительства на действующих предприятиях от их основной деятельности, поскольку своевременное и полное финансирование таких вложений обусловлено выполнением плана прибыли. В настоящее время государственные предприятия и организации производят отчисления от прибыли, остающейся в их распоряжении, на техническое переоборудование производства, освоение новых технологий, осуществление природоохранных мер и нового строительства. Нормативы отчислений устанавливаются органами, исполняющими функции по управлению имуществом, которое находится в государственной собственности, в размерах не менее 30 и не более 80% суммы, остающейся у предприятий и организаций прибыли после уплаты ими обязательных платежей.

Амортизационные отчисления - это денежное выражение стоимости средств труда, перенесенной на продукт труда. [19] В масштабе всего народного хозяйства амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизводства основных фондов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фондов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме единовременно, через определенный относительно длительный период времени.

При списании основных фондов до полного перенесения их стоимости на затраты производства и обращения недоначисленные амортизационные отчисления компенсируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и организации.

К прочим собственным средствам предприятий и организаций для капитальных вложений относятся средства, мобилизуемые в ходе строительства в результате реализации лишних и ненужных материалов и оборудования, использования ранее оплаченных материальных ценностей и прежде всего оборудования, а также ликвидации дебиторской задолженности, которая относится к капитальным вложениям. Этот источник называется мобилизацией внутренних ресурсов в строительстве.

Бюджетные ассигнования имеют высокий удельный вес среди источников финансирования государственных капитальных вложений. Они являются основным источником финансирования капитальных вложений в непроизводственную сферу. Наряду с этим бюджетные ассигнования используются при строительстве объектов производственного назначения, которые имеют, как правило, важное народнохозяйственное значение. В последние годы наблюдается постепенный переход от безвозвратного бюджетного финансирования капитальных вложений на коммерческое кредитование за счет средств государственного бюджета.

Источником денежных средств на капитальные вложения может быть долгосрочный кредит как банковский, так и государственный. Кредит предоставляется, как правило, тем инвесторам, у которых нет или недостаточно собственных средств в случаях технического перевооружения, реконструкции и расширения производства, приобретения оборудования, не входящего в сметы строек, а также на строительство новых предприятий и сооружений.

1.2 Понятие долгосрочных инвестиций

Понятие долгосрочных инвестиций раскрывается в Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденном письмом Минфина России от 30.12.93 № 160 (далее - Положение по учету долгосрочных инвестиций).

Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года). При этом такие активы не должны быть предназначены для продажи. К долгосрочным инвестициям не относятся долгосрочные финансовые вложения в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий [5].

Одним из основных критериев, по которому объект можно отнести к основным средствам, является его использование более 12 месяцев. Об этом сказано в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Поэтому капитальные вложения в основные средства признаются долгосрочными инвестициями организации. Они формируются у организаций, как при строительстве, так и при приобретении отдельных объектов основных средств и должны учитываться по фактическим затратам.

Характерной чертой капитальных вложений является их направленность на приобретение (создание) инвестиционного объекта со сроком использования более 12 месяцев. Поэтому капитальные вложения не учитывают в составе текущих расходов, а включают в первоначальную стоимость основных средств. Это правило применяется как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями:

·осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

·приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

·приобретением земельных участков и объектов природопользования;

·приобретением и созданием активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и др.) [6].

Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов.

В балансе долгосрочные инвестиции отражаются по статье «Незавершенное строительство». По этой статье застройщик показывает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого хозяйственным и подрядным способами.

капитальный вложение долгосрочный инвестиция

Глава 2. учет капитальных вложений

.1 Организация учета капитальных вложений

Основными целями учета долгосрочных инвестиций являются:

·своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;

·обеспечение, контроля за ходом выполнения строительства вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

·правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

·осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций [10].

В бухгалтерском учете капитальные вложения учитываются отдельно от текущих затрат на производство. Об этом говорится в пункте 6 статьи 8 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [1].

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению предусмотрено следующее. Для отражения информации о затратах на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и нематериальных активов, используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На нем отражаются фактические расходы покупателя, которые впоследствии составят первоначальную стоимость основного средства (нематериального актива).

К счету 08 открываются субсчета для учета соответствующих затрат:

1.«Приобретение земельных участков»;

2.«Приобретение объектов природопользования»;

3.«Строительство объектов основных средств»;

4.«Приобретение отдельных объектов основных средств»;

.«Приобретение нематериальных активов»;

.«Перевод молодняка животных в основное стадо»;

.«Приобретение взрослых животных» и др.

На субсчете 08-1 «Приобретение земельных участков учитываются затраты по приобретению в собственность организаций земельных участков;

на субсчете 08-2 «Приобретение объектов природопользования» - затраты по приобретению в собственность организаций объектов природопользования;

на субсчете 08-3 «Строительство объектов основных; средств» - затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом);

на субсчете 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» - затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа;

на субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» - затраты по приобретению нематериальных активов;

на субсчёте 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»- затраты по выращиванию молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо;

на субсчете 08-7 «Приобретение взрослых животных» - стоимость взрослого продуктивного и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.

По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада;

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».

Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат да формированию основного стада. С 1 января 2000 г. к незавершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.

Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту, а также по видам животных.

По затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы и реконструкции, буровые работы, монтаж оборудования, оборудование, требующее монтажа, оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, проектно-изыскательские работы, прочие затраты по капитальным вложениям.

Для аналитического учета затрат по видам и составу капитальных вложений используют следующие ведомости:

№ 18 - для учета затрат по незаконченным, несданным работам, затрат отчетного периода и с начала года, а также списанных сумм по введенным в эксплуатацию объектам;

№ 18-1 - для учета затрат, составляющих первоначальную стоимость сданных в эксплуатацию объектов по их видам.

Кроме того, могут использоваться журналы - ордера № 10/1, 13, 16.

Результатом инвестиций является создание основного средства, которое подлежит учету по первоначальной стоимости. Поэтому при отнесении затрат к долгосрочным инвестициям следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).

Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактические затраты, которые впоследствии составят первоначальную стоимость основного средства учитываются отдельно по каждому строящемуся или приобретаемому объекту. В бухгалтерском учете это отражается записью:

отражены фактические затраты по приобретению (созданию) объекта основных средств.

Порядок определения первоначальной стоимости основного средства, изготовленного самой организацией, установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания).

Согласно пункту 26 Методических указаний первоначальная стоимость основных средств определяется исходя из фактических затрат на производство этих средств. Порядок учета и формирования затрат на производство основных средств тот же, что и для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых организацией.

Организация, которая создает основное средство самостоятельно, фактические затраты отражает в бухгалтерском учете так:

Дебет 08 Кредит 10 (02, 69, 70…)

отражены фактические затраты по созданию объекта основных средств.

Организация для создания или приобретения основных средств может привлекать кредиты и займы. В этом случае она должна руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/08.

Согласно пункту 7 ПБУ 15/08 к инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, на приобретение и (или) строительство которых требуется большое количество времени и затрат. Исключение составляют объекты, приобретаемые для перепродажи.

Проценты, которые начислены по кредитам (займам), полученным на приобретение и (или) строительство инвестиционного актива, признаются затратами, связанными с получением и использованием кредитов и займов ( ПБУ 15/08). Их сумма включается в стоимость этого актива и погашается путем начисления амортизации. Исключение составляют случаи, когда начисление амортизации по объекту основных средств не предусмотрено.

Обратите внимание: пункт 8 ПБУ 6/01 также предусматривает включение процентов по кредитам (займам) в первоначальную стоимость основного средства. Но только тех, которые начислены до принятия объекта к учету. Проценты по кредиту (займу), начисленные после принятия объекта к учету, относятся к операционным расходам организации (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Если для приобретения или создания инвестиционного актива привлекаются кредиты (займы) в иностранной валюте, возникают курсовые разницы по процентам, причитающимся к оплате. Если же проценты выплачиваются в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (в условных денежных единицах), возникают суммовые разницы. Курсовые и суммовые разницы по процентам признаются затратами, связанными с получением и использованием кредитов и займов (п. 11 ПБУ 15/01) и включаются в стоимость инвестиционного актива (ПБУ 15/08). Они образуются с начала начисления процентов и до момента их фактического погашения (перечисления).

Первоначальная стоимость инвестиционных активов после их включения в состав основных средств и ввода в эксплуатацию не изменяется. Поэтому курсовые и суммовые разницы, возникшие после этого момента, учитываются как прочие доходы (расходы) организации.

Согласно пункту 7 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» пересчет обязательств и требований в рубли производится на дату совершения операции, а также на последнюю отчетную дату. Возникающие при этом курсовые разницы относятся к внереализационным доходам или расходам (п. 13 ПБУ 3/2006).

Согласно пункту 33 Методических рекомендаций разница, возникающая между оценкой основных средств, отраженной на счете учета основных средств, и оценкой, отраженной на счете учета вложений во внеоборотные активы, списывается на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов (расходов). Данная разница в состав курсовых разниц не включается.

Все фактические затраты по приобретению (созданию) основных средств, которые учтены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», переносятся на счет 01 «Основные средства». Такая бухгалтерская запись делается в момент ввода объекта в эксплуатацию и включения его в состав основных средств организации.

Пример 1.

Согласно договору купли-продажи организация в марте 2005 года приобрела складское помещение стоимостью 1 180 000 руб. (в том числе НДС 18% - 180 000 руб.). Для этих целей в марте она взяла в банке кредит на сумму 500 000 руб. под 15% годовых сроком на один месяц. По истечении этого срока организация возвратила банку кредит и уплатила проценты в сумме 6250 руб.

В апреле 2005 года организация заплатила за регистрацию права собственности на объект недвижимости 8000 руб. и подала документы на регистрацию. В том же месяце складское помещение было введено в эксплуатацию.

В целях налогового учета организация признает доходы и расходы методом начисления.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

в марте 2005 года

Дебет 08 Кредит 60

1 000 000 руб. - отражена в составе капитальных вложений стоимость складского помещения;

Дебет 19 Кредит 60

180 000 руб. - учтен НДС, предъявленный продавцом;

Дебет 51 Кредит 66 субсчет «Задолженность по кредиту»

500 000 руб. - получен кредит в банке;

Дебет 60 Кредит 51

1 180 000 руб. - оплачена стоимость складского помещения;

в апреле 2005 года

Дебет 76 Кредит 51

8000 руб. - оплачена государственная регистрация права собственности на здание;

Дебет 08 Кредит 76

8000 руб. - включена в фактические затраты на приобретение основного средства плата за регистрацию;

Дебет 08 Кредит 66 субсчет «Задолженность по процентам»

6250 руб. - начислены проценты по кредиту в соответствии с условиями договора;

Дебет 66 субсчет «Задолженность по кредиту» Кредит 51

500 000 руб. - возвращен кредит банку;

Дебет 66 субсчет «Задолженность по процентам» Кредит 51

6250 руб. - перечислены банку проценты по кредиту;

Дебет 01 субсчет «Основные средства, находящиеся на госрегистрации» Кредит 08

1 014 250 руб. (1 000 000 руб. + 8000 руб. + 6250 руб.) - складское помещение введено в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

180 000 руб. - НДС принят к вычету.

В налоговом регистре по формированию первоначальной стоимости основного средства отражены расходы, связанные с оплатой стоимости помещения по договору, - 1 000 000 руб. (1 180 000 руб. - 180 000 руб.). Кроме того, в первоначальную стоимость склада включается плата за регистрацию права собственности - 8000 руб.

Таким образом, первоначальная стоимость складского помещения в налоговом учете составляет 1 008 000 руб. Начисление амортизации по объекту начнется со следующего месяца после его ввода в эксплуатацию и передачи документов на государственную регистрацию, то есть в мае 2005 года.

Проценты по кредиту в сумме 6250 руб. учитываются в составе внереализационных расходов в апреле.

2.2 Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть собственные средства организаций и привлеченные - долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, представляемого на безвозвратной и возвратной основе. Финансирование долгосрочных инвестиций может осуществляться за счет как одного, так и нескольких источников,

К собственным средствам, являющимся источником финансирования долгосрочных инвестиций, относят прибыли, остающиеся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, средства фондов накопления, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др.

Планом счетов 1991 г, и Инструкцией по его применению существенно изменена методика учета долгосрочных инвестиций. Если раньше вначале создавали источник финансирования капитальных вложений (по кредиту счета «Финансирование капитальных вложений») и осуществленные капитальные вложения списывали со счета капитальных вложений на уменьшение их источников, то с 1991 г. долгосрочные инвестиции стали отражать лишь на счете 08 «Капитальные вложения» и на счетах материалов, денежных средств, расчетов. Счет 08 «Капитальные вложения» стал выполнять в основном функции калькуляционного счета, основную часть законченных долгосрочных инвестиций списывали со счета 08 в дебет счётов 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы».

Изложенная методика учета долгосрочных инвестиций использована и в Плане счетов 2000 г.

По мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств и нематериальных активов учтенные на соответствующих счетах источники долгосрочных инвестиций (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 86 «Целевое финансирование» и др.) не уменьшаются.

При данной методике по конечному сальдо счетов 67, 86, 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов» невозможно определить источники финансирования долгосрочных инвестиций.

Вместе с тем кредитовые обороты по счетам 02, 05, 67, 86 за соответствующий период показывают вновь созданные источники финансирования долгосрочных инвестиций.

Как отмечалось ранее, к привлеченным источникам финансирования долгосрочных инвестиций относят долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, долевое участие в строительстве, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета и некоторые другие.

Полученные долгосрочные кредиты банков учитывают по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам я займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. На суммы погашенных кредитов дебетуют счет 67 в корреспонденции со счетами денежных средств. Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами,

Поступление средств от заимодавцев (кроме банков) отражают по дебету счетов учета денежных средств или других счетов и кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». При возврате (погашении полученных кредитов) счет 67 дебетуют и кредитуют счета учета денежных средств.

Расходы предприятия по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным средствам, использованным на долгосрочные инвестиции, относят в дебет счета 08 «Вложение во внеоборотные активы». Проценты, уплаченные после ввода в действие основных средств, нематериальных активов, подлежат отнесению в дебет счета «Прочие доходы и расходы». На этот же счет относят и проценты по просроченным ссудам.

При передаче средств головному застройщику в порядке долевого участия в строительстве объекта перечисленные средства отражают на счетах расчетов с основным застройщиком (дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других-счетов, кредит счетов 51,52 и др.). После окончания строительства инвентарную стоимость объектов отражают по дебету счета 08, «Вложения во внеоборотные активы» (с кредита счетов расчетов), а после ввода объектов в эксплуатацию списывают со счета 08 на счет 01 «Основные средства».

У головного застройщика полученные денежные средства в порядке долевого участия отражают по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Затраты по строительству учитывают по дебету счета 08 с кредита соответствующих счетов (60, 76 и др.).

По окончании строительства головной застройщик приходует стоимость введенной в эксплуатацию своей части основных средств по дебету счета 01 с кредита счета 08.

Стоимость законченных объектов, переданных другим участникам, застройщик списывает с кредита счета 08 в дебет счета 86.

Полученная экономия по смете в зависимости от условий договора либо возвращается участникам (дебет счета 86, кредит счета 51)» либо является прибылью застройщика (дебет счета 86, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.

Средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделяются Минфину РФ в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком РФ.

Минфин РФ направляет указанные средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этим банком договорами.

При заключении договоров на получение указанных средств заемщики представляют в банки выписки из перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, государственные контракты (договоры подряда), расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств на проектную мощность, расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним, заключения государственной вневедомственной экспертизы и Государственной экологической экспертизы по проектной документации к документы, подтверждающие платежеспособность заемщика (застройщика) и возвратность средств.

Полученные коммерческим банком средства федерального бюджета, предоставленные на возвратной основе, должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекаться на другие операции краткосрочного характера.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных законодательством РФ.

Финансирование и кредитование строительства объектов смешанного инвестирования за счет средств федерального бюджета, собственных средств организаций и других юридических и физических лиц осуществляются в порядке, установленном Временным положением о финансировании и кредитовании капитального строительства с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов.

Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также за счет собственных средств банка производится по договоренности сторон.

Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в банки для финансирования капитальных вложений, кредитования и взаиморасчетов между участниками инвестиционного процесса за выполненные подрядные работы и поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание услуг.

Формы оплаты определяются договорами (контрактами).

Средства внебюджетных фондов и федерального бюджета, выделенные предприятию на возвратной или безвозвратной основе, учитывают по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету счетов учета денежных средств или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, на каких условиях выделены средства.

Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуют в строгом соответствии с установленными сметами. При использовании этих средств они списываются в дебет счета 86 с кредита соответствующих счетов. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и по каждому источнику поступления.

2.3 Учет затрат по строительству объектов

Учет затрат по строительству объектов рекомендуется вести по следующей технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией:

а)на строительные работы;

б)на работы по монтажу оборудования;

в)на приобретение оборудования, сданного в монтаж;

г)на приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря;

д)оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;

е)на прочие капитальные, затраты;

ж)на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.

Порядок учета затрат по строительным работам и работам по монтажу оборудования зависит от способа строительства: подрядного или хозяйственного.

При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций. При выявлении завышения стоимости строительных и монтажных работ по оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций заказчик уменьшает на сумму завышения принятые от них затраты с соответствующим возмещением за счет полученных подрядчиками сумм использованных источников финансирования или уменьшения задолженности принятому к оплате счету от подрядной организации за выполненные работы.

При хозяйственном способе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиками также на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и осуществляется в соответствии с порядком, установленным Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ [7]. При этом на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактически произведенные застройщиком затраты.

В соответствии с указанными Типовыми методическими рекомендациями строительным организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов;

«Материалы»;

«Расходы на оплату труда рабочих»;

«Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»;

«Накладные расходы».

Строительная организация может, исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности, самостоятельно расширять номенклатуру статей на производство строительных работ.

По статье «Материалы» отражают затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов.

По статье «Расходы на оплату труда рабочих» указывают все расходы по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала-при включении его в состав работников участков (бригад), которые заняты непосредственно на строительных работах, исчисленные по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда.

В статью «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» включают;

затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами, и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад);

стоимость материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели;

амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов, а также производственных, приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основных фондов;

арендную плату за пользование арендованными строительными машинами и механизмами в размерах, установленных договором;

затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов;

затраты на проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования;

прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.

По статье «Накладные расходы» отражают:

административно-хозяйственные расходы (расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-хозяйственного персонала, содержание и эксплуатацию вычислительной техники, почтово-телеграфные расходы и др.);

расходы на обслуживание работников строительства (затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров; отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также занятых эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов; расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий; расходы на охрану труда и технику безопасности и др.);

расходы на организацию работ на строительных площадках (расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ и не относящихся к основным фондам; расходы, связанные с ремонтом, содержанием разработкой временных сооружений, приспособлений и устройств; затраты на содержание пожарной и сторожевой охраны; расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ и по их проектированию, и др.);

прочие накладные расходы (платежи по обязательному страхованию; амортизация по нематериальным активам; платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством; расходы, связанные с рекламой в пределах утвержденных норм);

затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы (пособия в связи с потерей трудоспособности нз-за производственных травм; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды; отчисления в резерв на возведение временных зданий (сооружений) в тех случаях когда средства на их возведение предусмотрены в договорной цене объекта строительства; расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика).

Указанные расходы списывают в дебет счета 08 с кредита счета 10 «Материалы» (на стоимость использованных в строительстве материалов), 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве), 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (на суммы, начисленные во внебюджетные фонды) и других счетов.

2.4 Учет затрат на приобретение оборудования, сданного в монтаж

В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ подрядным способом, а также при строительстве хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик (заказчик).

При поступлений оборудования, требующего монтажа, его приходуют по фактически себестоимости приобретения по дебету счета 07 «Оборудование к установке» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов.

К счету 07 «Оборудование к установке» могут быть открыты следующие субсчета:

-1 «Оборудование к установке отечественное»;

-2 «Оборудование к установке импортное».

Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов (включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и др.

Сумму НДС по поступившему оборудованию отражают по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» с кредита счета 60 и других счетов.

Первичный учет движения оборудования ведут в порядке, установленном для учета материалов, но с использованием первичных документов, предназначенных специально для учета оборудования (акт о приемке оборудования и др.).

При строительстве объектов подрядным способам заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07 «Оборудование к установке», а у строительной организации оно принимается на забалансовый счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

После сдачи строительной организацией, оборудования в монтаж на основании справок выполненных работ или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика с кредита счета 07 «Оборудование к установке» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В учете застройщика оборудование, сданное в монтаж, отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по фактическим расходам, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения)) или начата укрупнительная сборка оборудования.

Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке.

Расходы по доставке оборудования до приобъектного склада и заготовительно-складские расходы учитывают предварительно на счете учета оборудования в общей сумме отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от их стоимости по счетам поставщиков и включают в состав затрат по строительству объекта пропорционально стоимости сданного в монтаж оборудование с учетом суммы данных расходов, приходящейся на стоимость оборудования, которое числится в остатке на конец отчетного периода. В тех случаях, когда указанные расходы составляют значительную величину, застройщики могут учитывать транспортные и заготовительно-складские расходы до их списания на счет «Оборудование к установке» на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Учет этих расходов ведут на счете 15 по номенклатуре старей, утвержденной заказчиком. Ежемесячно расходы, учтенные на счете 15, списывают с кредита этого счета в дебет счета 07 и включают их в состав отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от их стоимости по счетам поставщиков.

При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с кредита счета 07 в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и отражают на счете 08.

2.5 Учет приобретения основных средств

Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, приобретаемых предприятием отдельно от строительства объектов, стоимость земельных участков и объектов природопользования, приобретенных предприятиями в собственность, а также стоимость нематериальных активов, приобретенных предприятиями, отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» согласно оплаченным или принятым к оплате счетам продавцов после их оприходования и постановки на учет.

Стоимость оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного дня постоянного запаса, отражают на счете 08 согласно полученным или принятым к оплате счетам поставщиков после поступления указанных материальных ценностей на место назначения и оприходования.

В случае неприбытия оплаченного оборудования и инвентаря на склад застройщика их стоимость отражают на счетах учета оборудования как находящихся в пути.

При обеспечении строек указанными материальными ценностями согласно договорам на строительство непосредственно строительными организациями застройщик отражает их в учете в составе затрат по строительству по договорной стоимости, в соответствии с оплаченными или принятыми к оплате счетами строительных организаций.

2.6 Учет прочих капитальных затрат

Прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах, учитывают по их видам и отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в размере фактических расходов по мере их производства или по договорной стоимости на основании оплаченных или принятых к оплате счетов сторонних организаций.

Инвентарная стоимость приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов определяется в следующем порядке.

Инвентарная стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов складывается из фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей.

Затраты по строительству на приобретенных земельных участках различных сооружений учитывают отдельно от стоимости этих участков, и по завершений работ по строительству сооружений, определяют их стоимость при зачислении сооружений как отдельных объектов в состав основных средств.

Здания, сооружения и другие объекты основных средств, приобретенные отдельно от строительства объектов, а также земельные участки, объекты природопользования зачисляют в размере инвентарной стоимости в состав основных средств по поступлении их в организацию и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта приемки-передачи основных средств.

Инвентарная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

По мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляют на основании акта приемки в состав нематериальных активов.


В результате осуществления работ по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению объектов улучшаются полезные свойства этих объектов (увеличивается производительность труда, улучшается качество продукции, снижается Себестоимость продукции и т.п.).

Работы по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению объектов могут осуществляться подрядным или хозяйственным способом, и затраты по указанным работам учитываются так же, как и по обычным капитальным вложениям, т.е. вначале затраты учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем со счета 08 списываются на счет 01 «Основные средства».

До 1 января 2001 г. в соответствии с п. 5.2 ПБУ 6/97 увеличение первоначальной стоимости объектов в результате их модернизации и реконструкции относили на добавочный капитал организации. Поэтому после отражения затрат по модернизации и реконструкции объекта на счете 01 «Основные средства» составляли дополнительно еще одну бухгалтерскую запись на величину этих затрат:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кредит счета 83 «Добавочный капитал»

Дополнительную запись целесообразно было составлять в том случае, когда организация контролирует источники финансирования капитальных вложений.

Глава 3. Налоговый учет капитальных вложений

.1 Организация налогового учета капитальных вложений

Налоговым законодательством понятие «капитальные вложения», точно так же как и порядок их учета, не определено. Для целей налогообложения учет капитальных вложений сводится к правильному формированию первоначальной стоимости основных средств.

Налоговый кодекс устанавливает особый порядок определения первоначальной стоимости основных средств, отличный от того, который принят в бухучете. В налоговом учете первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. В эти расходы не входят суммы налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ) [11].

Организация, которая сооружает, изготавливает, доставляет и доводит объект до состояния, в котором он пригоден для эксплуатации, может использовать какие-либо материальные ценности или работы (услуги) собственного производства. В таком случае оценивать эти ценности (работы, услуги) она должна как готовую продукцию. То есть по прямым расходам согласно правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 319 Кодекса. В этом же порядке определяется первоначальная стоимость основного средства собственного производства, если организация изготовила его в качестве своей продукции и использует в дальнейшем для производственной деятельности.

Если организация изготавливает (создает) объект основных средств своими силами, но не в качестве своей продукции (хозспособ), его первоначальная стоимость определяется как сумма всех фактических расходов, связанных с созданием и доведением до состояния, в котором он пригоден для эксплуатации.

В первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются расходы, для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок. Такое разъяснение дано в разделе 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Организации, применяющие метод начисления для учета доходов и расходов, признают такие расходы с учетом положений статьи 272 НК РФ. Для организаций, применяющих кассовый метод, предусмотрено еще одно условие. Они признают все расходы после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Для каких же расходов предусмотрен особый порядок налогового учета? Это, например, расходы по страхованию имущества и проценты по заемным средствам.

Расходы по обязательному и добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно порядку, установленному статьей 263 НК РФ. Эти расходы признаются в учете в том периоде, когда организация фактически перечислила (выдала из кассы) деньги в оплату страховых взносов. Но только в том случае, если договором страхования предусмотрено несколько платежей. Если же в соответствии с договором организация осуществляет разовую уплату страхового взноса, то расходы признаются равномерно в течение срока действия договора, заключенного более чем на один отчетный период (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам установлены статьей 269 Кодекса. Они включаются в состав внереализационных расходов на конец соответствующего отчетного периода. Правда, при условии, что срок действия договора займа приходится более чем на один отчетный период. А если долговое обязательство будет погашено до истечения отчетного периода? В таком случае расход в виде процентов признается осуществленным и включается в состав внереализационных расходов на дату погашения долгового обязательства. Об этом сказано в пункте 8 статьи 272 НК РФ.

Особый порядок предусмотрен также для учета положительных и отрицательных курсовых разниц. Согласно статьям 250 и 265 НК РФ они признаются внереализационными доходами и расходами соответственно.

Курсовые разницы появляются в налоговом учете в том случае, если стоимость основных средств выражена в иностранной валюте и их оплата производится также в валюте. Они возникают в момент, когда производится переоценка требований (обязательств).

Пример 2.

Организация приобрела основное средство стоимостью 10 000 долл. США, но оплату не произвела. Следовательно, у организации есть обязательство, выраженное в иностранной валюте. Стоимость основного средства учитывается по курсу Банка России на дату поступления - 30 руб. за 1 долл. США - и составляет 30 000 руб.

На момент оплаты была произведена переоценка обязательства в связи с изменением курса иностранной валюты.

Организация заплатила продавцу основного средства 10 000 долл. США (курс 29 руб. за 1 долл. США). Следовательно, в налоговом учете возникла положительная курсовая разница 10 000 руб. [10 000 долл. США х (30 руб./долл. США - 29 руб./долл. США)]. Она включается в состав внереализационных доходов.

Возникают ли курсовые разницы, если основное средство полностью оплачено и при этом курс иностранной валюты на дату ввода объекта в эксплуатацию изменился по сравнению с курсом, действующим на день приобретения основного средства?

В пункте 11 статьи 250 и пункте 5 статьи 265 НК РФ сказано, что курсовые разницы возникают только при переоценке требований и (или) обязательств. Основное средство является активом, а не требованием или обязательством. Его первоначальная стоимость фиксируется в рублях на дату приобретения и в дальнейшем не изменяется вне зависимости от колебаний курса иностранной валюты. Следовательно, отвечая на поставленный вопрос, скажем: курсовые разницы не возникают.

В особом порядке учитываются суммовые разницы, возникающие при создании и приобретении основных средств. Они включаются в состав внереализационных доходов или расходов (п. 11.1 ст. 250 и подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с такими объектами для целей налогового учета включаются в первоначальную стоимость основных средств. Таким же образом (в стоимости основных средств) учитываются суммы комиссионных сборов и иные расходы в виде оплаты сторонним организациям за выполненные работы (предоставленные услуги).

Данные расходы можно включить в стоимость основных средств только в том случае, если они произведены до ввода основного средства в эксплуатацию. Затраты, осуществленные после указанного момента, учитываются согласно подпунктам 3 и 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Они включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Для целей налогообложения эти расходы признаются либо на дату расчетов, либо на дату предъявления организации расчетных документов, либо на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Учет операций, связанных с капитальными вложениями, можно вести в отдельном аналитическом регистре налогового учета. Такой регистр должен иметь все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 313 НК РФ. А именно: наименование, период (дату) составления, измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций, подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

В таком налоговом регистре по каждому объекту в хронологическом порядке следует отражать все расходы, которые впоследствии составят первоначальную стоимость объекта основных средств в целях налогового учета. Это важно для правильного формирования налоговой базы в последующих периодах, когда амортизационные отчисления по данному основному средству будут включаться в расходы организации.

Если организация приобретает или создает объект основных средств, права на который подлежат государственной регистрации согласно действующему законодательству, такой объект должен быть включен в соответствующую амортизационную группу с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Таково требование пункта 8 статьи 258 НК РФ.

3.2 Учет налога на добавленную стоимость по поступившим основным средствам и нематериальным активам

Порядок учета НДС по основным средствам и нематериальным активам несколько раз изменялся. До 1 января 1993 г. НДС, уплаченный при осуществлении капитальных вложений, включался в их объем, а значит и первоначальную стоимость принимаемых на учет объектов, возмещаясь впоследствии через механизм амортизации.

С 1 января 1993 г порядок учета НДС по капитальным вложениям изменился, НДС по приобретенным основным средствам и нематериальным активам стали учитывать на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам». По строительно-монтажным работам, выполненным подрядным или хозяйственным способом, в периоде 1 января 1993 г. во 31 декабря 2000 г сумма НДС по-прежнему учитывалась на счете 08 «Капитальные вложениям и включалась в первоначальную стоимость оприходуемых объектов.

В настоящее время учет НДС по приобретенным ценностям осуществляется на счетах 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Счет 19 имеет следующие субсчета:

-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;

-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» и др.,

На субсчете 19-1 учитываются уплаченные и причитающиеся к уплате суммы НДС, выделенные в расчетных документах по строительству и приобретению основных средств (включая объекты основных средств» земельные участка и объекты природопользования). По остальным субсчетам ведется учет НДС - по соответствующим названию субсчетов приобретенным ценностям.

По дебету счета 19 отражается сумма НДС по приобретенным ценностям с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами)» и других счетов.

В зависимости от использования приобретенных ценностей, соответствующая часть НДС списывается со счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (при производственном использовании); в дебет счетов реализации (при продаже ценностей); в дебет счетов учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (при использовании на непроизводственные нужды).

Порядок учета НДС по капитальным вложениям, как уже отмечалось, зависит от их вида, а также вида хозяйствующих субъектов.

По поступившему оборудованию, как требующему, так и не требующему монтажа, сумма НДС отражается по дебету счета 19, субсчет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств», и кредиту счетов 60,76 и др.

В момент принятия к учету оборудования сумма НДС по нему списывается с кредита счета 19, субсчет 1, в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По приобретенным нематериальным активам учет НДС осуществляется таким же образом, как и по оборудованию (по дебету субсчета 19-1, с которого после принятия к учету нематериальных активов списывается в дебет счета 68).

По строительно-монтажным работам, выполненным подрядным и хозяйственным способом, как уже отмечалось, в период с 1 января 1993 г. по 31 декабря 2000 г. сумма НДС включалась в первоначальную стоимость объекта и к возмещению из бюджета не принималась. Начисленные суммы НДС отражались по дебету счета 08 «Капитальные вложения» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом».

С 1 января 2001 г. суммы НДС по вводимым в эксплуатацию законченным строительным объектам производственного назначения не включаются в первоначальную стоимость объектов. Они принимаются к возмещению из бюджета в момент ввода строительного объекта в эксплуатацию.

При строительстве объектов производственного назначения хозяйственным способом сумма НДС по строительно-монтажным работам с 1 января 2001 г. также принимается к возмещению и не включается в первоначальную стоимость объектов. Сумма налога исчисляется как разница между суммой налога, начисленной по выполненным работам, и суммой налога, предъявленной, налогоплательщику к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при выполнении указанных работ.

При строительстве хозяйственным способом объектов непроизводственного назначения сумма НДС по строительно-монтажным работам возмещению из бюджета не подлежит и относится на балансовую стоимость объекта, т.е. учитывается по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Изменения в бухгалтерских записях НДС по строительным объектам производственного назначения до 2001 г. и после 01.01.2001 г. показаны на следующих примерах

Пример 3. Уплачено подрядчику за строительный объект 120000 руб., в том числе НДС - 20 000 руб.

Бухгалтерские записи:

До 2001 г.

1)Дебет счета 0820 000 руб.

Кредит счета 60(стоимость работ, включая НДС)

)Дебет счета 01120 000 руб.

Кредит счета 60(на первоначальную стоимость объекта)

После 01.01.2001 г.

1)Дебет счета 08100 000 руб. (стоимость работ)

Кредит счета 60

2)Дебет счета 1920 000 руб. (сумма НДС)

Кредит счета 60

)Дебет счета 01100 000 руб. (стоимость работ)

Кредит счета 08

4)Дебет счета 6820 000 руб.

Кредит счета 19(принята к расчету сумма НДС)

Пример 4. Расходы по строительству объекта, выполненного хозяйственным способом, составили 100 000 руб., услуги сторонней организации - 20 000 руб., НДС по услугам - 4000 руб.

Бухгалтерские записи:

До 2001 г.

1)Дебет счета 08100 000 руб.

2)Дебет счета 0820 000 руб.

Кредит счета 60(услуга сторонней организации)

)Дебет счета 084 000 руб. (НДС по услугам)

Кредит счета 60

)Дебет счета 0824 000 руб.

Кредит счета 68(НДС на объем работ по строительству = (100000 + 20000 х 20%)

)Дебет счета 684 000 руб.

Кредит счета 19(принят к зачету НДС, уплаченный за услуги)

)Дебет счета 01144 000 руб.

Кредит счета 08(приняты к зачету основные средства по первоначальной стоимости: 100 000 + 20 000 + 24 000)

После 01.01.2001 г.

1)Дебет счета 08100 000 руб. (расходы по

Кредит счетов02, 10, 69, 70 и др.строительству объекта)

2)Дебет счета 0820 000 руб. (услуги сторонней организации)

Кредит счета 60

)Дебет счета 194 000 руб.

Кредит счета 60(НДС по услугам)

4)Дебет счета 1924 000 руб. (НДС на объем работ по строительству)

Кредит счета 68= (100 000 + 20 000 х 20%)

)Дебет счета 684 000 руб. (принят к зачету НДС, уплаченный за

Кредит счета 19услуги)

)Дебет счета 01120 000 руб. (приняты к зачету основные средства

Кредит счета 08по первоначальной стоимости)

)Дебет счета 6824 000 руб. (принят к зачету НДС по объекту

Кредит счета 19строительства)

Основные средства и нематериальные активы, используемые при производстве товаров (работ, услуг), которые освобождены от НДС, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного НДС.

3.3 Определение суммы прибыли, подлежащей льготированию по налогу на прибыль (по капитальным вложениям)

Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий» в редакции последующих изменений и дополнений установлено, что при исчислении налога на прибыль, облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Эта льгота предоставляется организациям, разбивающим собственную производственную базу, при условии полного использования ими сумм начисленной амортизации на последнюю отчетную дату.

При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Из указанных затрат исключаются суммы амортизации, начисленной по основным средствам, которые принадлежат предприятию, с начала года на отчетную дату по счету 02 «Амортизация основных средств». По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитывают при определении льготы, если они отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам, незавершенным строительством в пределах сумм предоставленной льготы.

При отнесении производственных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций и Инструкцией о порядке составления статистический отчетности по капитальному строительству от 24.09.93 -г, № 185.

При предоставлении льготы по налогу на прибыль по капитальным вложениям затраты, связанные с приобретением и созданием нематериальных активов и приобретением земельных участков и объектов природопользования, не учитываются.

Налоговые льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленного без учета льгот, более чем, на 50%,.

Заключение

Капитальные вложения или долгосрочные инвестиции связаны с осуществлением нового капитального строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы, приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств, приобретением земельных участков и объектов природопользования, приобретением и созданием активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и др.)

Источниками финансирования капитальных вложений могут быть собственные средства организаций и привлеченные, такие как долевое участие в строительстве, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, представляемого на безвозвратной и возвратной основе. Финансирование долгосрочных инвестиций может осуществляться за счет как одного, так и нескольких источников. К собственным средствам, относят прибыли, остающиеся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, средства фондов накопления, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др.

Задачами бухгалтерского учета капитальных вложений являются: своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам; обеспечение, контроля за ходом выполнения строительства вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств; правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов; осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций, а также своевременное и полное и точное отражение в налоговом учете всех необходимых операций.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (№ 402-ФЗ от 06.12.2011 г. (вступает в силу с 01.01.2013 г.)).

2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186н).

.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

.Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.12.93 г. № 160.

.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н. (в ред. от 24.12.2010).

.Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ. Утверждены приказом Министерства строительства РФ от 04.12.95 г. № БЕ-11-260/7 по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ от 28.11.95 г.

.«О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. № 66н.

10.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

11. Налоговый кодекс Российской Федерации / www.info-law.ru/kodeks/12.

. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (ред. от 17.09.2002) .

13.«О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 15.06.2000 г. № 62.

14.Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н.

.«О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами». Приказ Минфина РФ от 12.11.96 г. № 96.

.«О переоценке основных фондов в 1997 году». Постановление Правительства РФ от 07.12.96 г. № 1442.

.Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству. Утверждена постановлением Госкомстата РФ от 03.10.96 г. № 123.

.Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-С «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов». Утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21. 10.98 г. № 100.

19.Бухгалтерский учет: учебник/ Н.К. Муравецкая, Г.И. Лукьяненко.-2-е изд., перераб. И доп. - М.: КНОРУС, 2009 - 576 с.

20.Сафронова Н.Г, Яцюк А.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие. - М: ИНФРА-М; 2009.

.Кондаков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 448 с.

.Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 704 с.

Похожие работы на - Учет капитальных вложений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!