Организация контроля и учета знаний, умений и навыков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация контроля и учета знаний, умений и навыков

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Центр Дополнительного педагогического образования







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогика школы»

на тему: «Организация контроля и учета знаний, умений и навыков»

Выполнила: студентка 11 группы

Центра ДПО

Невзорова Алёна Владимировна

Руководитель: Корнеева И.В.






Мичуринск - Наукоград 2009 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Современное состояние организации контроля и учета знаний, умений и навыков

.1 Объект (содержание) и функции контроля

.2 Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся

.3 Последовательность контроля и оценки знаний и умений

.4 Зарубежный опыт контролирования

Глава 2. Методы контроля и самоконтроля в обучении

Глава 3. Современные подходы к оценке учебных достижений учащихся

.1 Рейтинговая система контроля знаний студентов

.2 Методы оценки знаний в экономических дисциплинах

.3 Осуществление контроля знаний студентов методом тестирования с использованием технических средств

Глава 4. Проблема качества и объективности оценки учебных достижений

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из основных и наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации системы контроля знаний. Объективный и рациональный контроль стимулирует познавательную активность учащихся, их интерес к учебе; неадекватный контроль, наоборот, отбивает всякий интерес. Традиционные формы контроля знаний предполагают однонаправленную деятельность: учитель (преподаватель) - ученик (студент), где учитель (преподаватель) определяет и виды деятельности учащихся, и их эффективность.

Контроль является неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. В педагогической литературе широко используются такие термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося и единого толкования этих терминов пока нет.

Контроль - довольно широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия, как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается и учитывается первичная информация. В последующем эта информация подвергается анализу, синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.

Данная тема особенно актуальна в настоящее время, так как вопросы организации контроля и учета знаний, умений и навыков учащихся изучены далеко не в полной мере и существует множество мнений о том, какие методы и механизмы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся более значимы и эффективны и дают наиболее объективные результаты. Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить - всё это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система проверки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладения знаниями постоянно контролируются.

Цель курсовой работы - изучить сущность контроля знаний, умений и навыков учащихся как важного звена полноценного учебного процесса.

Для достижения цели следует обозначить следующие основные задачи:

1.отразить современное состояние системы контроля знаний, умений и навыков;

2.охарактеризовать основные методы контроля и самоконтроля в обучении;

.изучить современные подходы к оценке учебных достижений учащихся, использование технических и иных средств для осуществления контроля в учебном процессе;

.рассмотреть проблему качества и объективности оценки учебных достижений.

В работе мы используем такие методы исследования, как анализ литературных источников, сравнение, классификация и т.д.

1.Современное состояние организации контроля и учета знаний, умений и навыков

.1 Объект (содержание) и функции контроля

Объектом (или содержанием) контроля может стать все, что относится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и задач контроля. В частности, контролируется деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учитель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность, глубину и прочность его знаний, широту кругозора, развитие познавательных процессов (памяти, логического мышления, воображения). В процессе обучения у учащихся формируются общеучебные, специальные и другие практические умения и навыки. Учитель также контролирует степень их точности и устойчивости, способности ученика применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение совмещать одни навыки с другими.

Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Как элемент ориентировочной деятельности, контроль имеет разные функции, из которых главная - функция обратной связи. Только лишь постоянно имея информацию о том, как реагирует «обучающаяся система» (класс, группа, ученик) на воздействие «обучающей» (учитель, ученик-консультант, технические и электронные средства информации), можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, умениями и навыками. Если результат обучения слабый, то информацию учитель воспримет как сигнал к перестройке своей методики.

Все остальные функции контроля по их задачам можно свести к двум группам: педагогической и проверочно-оценочной. Педагогическая функция в учебном процессе распадается на ряд подфункций: обучающая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, профилактическая, ориентирующая.

Обучающая подфункция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы, побуждает пользоваться дополнительной литературой, приучает обращаться к справочникам и энциклопедиям.

Развивающая подфункция контроля в учебном процессе заключается в том, что учитель постоянно получает сведения об уровне умственного развития ученика, успехах или отставании в этом развитии: особенностях восприятия, типов и процессов памяти, развития мыслительной деятельности, речи, воображения. Это необходимо знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и грамотно проводить работу по совершенствованию умственного развития и, во-вторых, через это знание эффективнее учитывать индивидуальные особенности развития познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.

Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что ученик, зная о проверке (на уроке могут спросить, ожидается контрольная работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно, напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Эта подфункция выражается также и в том, что контроль способствует формированию у учеников мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность.

Выделим также диагностическую подфункцию контроля в учебно-воспитательном процессе. Было бы неверно в процессе контроля ограничиваться лишь установлением результатов обучения и качества знаний, умений и навыков учащихся. Не менее важно определить факторы, обеспечивающие стабильный успех овладения знаниями, причины отставания отдельных учащихся в усвоении учебного материала, негативного отношения к учению и т.д. Иначе говоря, контроль в этом случае служит инструментом диагностики: установить сильные и слабые стороны успеваемости и развития ученика и наметить пути к успешному обучению и интенсивному развитию умственных способностей.

Ориентирующая подфункция вытекает из диагностической подфункции. Выяснив сильные и слабые стороны знаний учащихся в процессе диагностики, преподаватель ориентируется в методике собственной работы, в индивидуальных особенностях каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для совершенствования учебного процесса.

Известно, что выученный и даже хорошо усвоенный материал со временем забывается. Это особенно заметно, если знания ученика не были востребованными. Более интенсивно идет процесс забывания в первое время после усвоения новой информации. Предупредить забывание можно путем эпизодического повторения. А повторение как мера профилактическая, предупреждающая забывание, неизбежно связано с контролем знаний. В этом заключается смысл его профилактической подфункции.

Проверочно-оценочная функция контроля относится, в первую очередь, к организации методической работы в школе. Контроль как средство государственной аттестации выступает в процессе итогового и заключительного учета. Так, на основании контроля знаний, умений и навыков учащиеся переводятся из младших классов в старшие; по результатам экзаменов они выпускаются из школы и получают соответствующий документ об образовании; им присваивается также квалификация в ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях; в техникумах и вузах назначается стипендия (обычная или повышенная). Контрольные и конкурсные экзамены практикуются при приеме абитуриентов в вузы и техникумы: проверяется готовность поступающего для успешного продолжения образования по избранной специальности. На основании государственной аттестации учащиеся и студенты получают награды и особые дипломы: золотую и серебряную медали, свидетельства об успехах по отдельным учебным предметам, диплом с отличием, квалификацию более высокой категории (более высокий разряд), которые дают их владельцам льготные права при поступлении на работу или учебу. Контроль в подфункции государственной аттестации необходим также для выявления, изучения и обобщения передового и новаторского педагогического опыта, для его использования в массовой практике учителей.

В работах разных авторов и исследователей можно найти и другую номенклатуру функций контроля. Так, Л.М. Фридман отмечает следующие функции контроля: ориентирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая, развивающая, контролирующая и управляющая. B.C. Аванесов выделяет три функции контроля: диагностическую, обучающую и воспитывающую.

.2 Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить всё то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованности людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

1.3 Последовательность контроля и оценки знаний и умений

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение.

Пятым звеном в организации проверки является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это, прежде всего, диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем). Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедряются для того, чтобы преодолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплексной проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексно1й проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснить явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

1.4 Зарубежный опыт контролирования

Применение диагностических тестов в зарубежных школах имеет давнюю историю. Признанный авторитет в области педагогического тестирования Э. Торндайк (1874-1949) выделяет три этапа внедрения тестирования в практику американской школы:

. Период поисков (1900-1915). На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других, предложенных французским психологом А. Бинэ. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.

. Последующие 15 лет - годы «шума» в развитии школьного тестирования, приведшие к окончательному осмыслению его роли и места, возможностей и ограничений. Были разработаны и внедрены тесты О. Стоуна по арифметике, Б. Зекингема для проверки правописания, Э. Торндайка по диагностике большинства школьных предметов. Т. Келли разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых (при изучении алгебры), а Ч. Спирмен предложил общие основы использования корреляционного анализа для стандартизации тестов.

Напомним в связи с этим, что педология, развившаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. После известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной.

В школах развитых стран внедрение и совершенствование тестов шло быстрыми темпами. Широкое распространение получили диагностические тесты школьной успеваемости, использующие форму альтернативного выбора правильного ответа из нескольких правдоподобных, написания очень краткого ответа (заполнения пропусков), дописывания букв, слов, цифр, частей формул и т.п. С помощью этих несложных заданий удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тесты печатаются в виде сборников, прилагаются к учебникам, распространяются на компьютерных дискетах.

Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа.

В области определения системы оценок (отметок) наблюдается большое разнообразие как в принципах, так и в конкретных подходах, выборе способов оценивания и выставлений оценок. В зарубежных школах практикуются различные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты различные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двухбалльную и др. Во французском лицее, например, при сдаче выпускных экзаменов результаты определяются по 20-балльной шкале. При этом для каждого предмета устанавливается определенный весовой коэффициент, определяющий значимость данного предмета для избранной обучаемым специальности, профиля или отделения лицея. Благодаря этому оценки по профилирующим предметам приобретают большую весомость.

При значительной децентрализации большинства зарубежных школьных систем, при условии свободного выбора школой учебных планов и программ, а обучаемыми - учебных предметов редко проводятся централизованные проверки и оценивание знаний, умений. В Великобритании, например, функцию практического контроля за качеством академической подготовки берут на себя университетские комиссии, к которым на период сдачи выпускных экзаменов прикрепляются все грамматические и привилегированные школы, ориентирующиеся в подготовке своих выпускников на дальнейшее университетское образование.

В целом же нужно признать, контроль и учет успеваемости, диагностирование обученности в зарубежных школах носят характер объективной констатации результатов. Он не предполагает заботу о всеобуче. Общепринятый принцип индивидуализации обучения диктует один подход - каждый идет своим путем и темпом, обучается в меру своих возможностей, потребностей, реальных оценок будущего.

2. Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы контроля и самоконтроля в обучении - методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.

Задачи:

üОпределение готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;

üВыяснение причин их затруднений и ошибок;

üОпределение эффективности организации, методов и средств обучения;

üПолучение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения;

üВыявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков;

üОпределение уровня развития психических новообразований.

Основные недостатки при осуществлении проверки и оценки знаний: неправильное понимание ее функций, неоправданно переоценивается ее роль в процессе обучения; проверка и оценка превращаются в самоцель на уроке; используются однообразные методы проверки и оценки знаний; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие четких, обоснованных критериев.

Методы контроля и самоконтроля подразделяют на:

·Устные - индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос;

·Письменные - письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.д.;

·Практические - практические работы, опыты (в основном направлены на выявление степени усвоения знаний детьми и выработки у них необходимых умений и навыков);

·Графические - графики, схемы, таблицы;

·Программированные - машинные и безмашинные;

·Наблюдение и самоконтроль.

Устные методы контроля

Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя - тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На всё это уходит очень много времени, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результате нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.

Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка знаний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно как в обучающем, так и в воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и заданиями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обязательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению определить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценочное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Всё это способствует формированию умений оценки и самооценки.

Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показывают в ответ на вопрос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

Уплотненный опрос - это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. 4-6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на один временной отрезок. К доске вызываются ещё два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй - ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке - другая половина.

Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся, развитию речи, осознанию своего знания или незнания, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил домашнее задание.

Письменные методы контроля

Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задание, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопросов, карточек, заданий заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как своей педагогической деятельности, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, подготовка докладов, рефератов.

Обучающее значение этих методов заключается в углублении и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний, умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной, ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностике обученности учащихся все возрастов. В начальных классах дети не всегда глубоко осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.

Графические методы

Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные схемы, графики и таблицы в процессе изображения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица (график или схема), в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки

Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа ими хорошо оснащена.

Такие карточки могут быть следующих видов:

. Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один конкретный точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее четырех-пяти вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив для каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учитель получает полную картину ответов учеников. При хорошей организации такая проверка занимает 5-7 минут.

. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, даты и названия войн).

. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных словах или предложениях. Надо заполнить пропуски.

. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисленных ответов. Например: что из перечисленного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со словесными, наглядными и практическими методами.

Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложении не должно быть заданий, требующих долгого раздумывания или допускающих вариативные ответы.

Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.

Формы контроля

Коллоквиум - промежуточная форма контроля, которая прежде всего имеет целью выяснение степени усвоения материала по какой-либо крупной теме всем классом, снятие возникших проблемных вопросов, стимулирование учащихся к систематическим занятиям. Проходит в виде фронтального опроса, но требует более длительного времени и большей глубины ответов. Могут использоваться моменты группового и индивидуального опроса и коррекции хода усвоения материала и выработки необходимых умений и навыков.

Зачетная система, как и коллоквиумы, дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.

Экзамен является специфической формой проверки и оценки знаний и одновременно средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 году (до этого проводились «испытания»).

Зачеты и экзамены обеспечивают взаимодействие преподавателя и детей в целях подведения итогов изучения крупных тем, частей или целого курса, с помощью монологических ответов, собеседования, ответов по заранее заготовленным вопросам, заданиям. Функции этих форм контроля заключаются в том, чтобы установить степень глубины и прочности усвоения учащимися изученного материала, в организации интенсивной самостоятельной работы школьников по закреплению и систематизации знаний, умений и навыков.

Зачет фиксирует завершение учащимися каких-либо практических заданий, работ; сбор дополнительной учебной информации по заданной теме, выращивание растений на учебно-опытном участке, изготовление поделок в мастерских, написание реферата, выявляется общая ориентация в изученном материале. В зачет идет работа, выполненная на хорошем качественном уровне.

Экзамен организуется в виде индивидуальных монологических ответов учащихся на доставшиеся по случайному выбору вопросы изученного курса. Экзаменационный билет может включать теоретический вопрос и практическое задание, беседу по реферату или конспекту, по прочитанной дополнительной литературе.

На всех формах контроля должна быть спокойная доброжелательная обстановка, ответы оцениваться объективно и поставленная отметка должна быть понятной и сознательно принятой учеником.

Диагностико-обучающее значение экзамена и зачета в том, что он дает возможность глубоко проанализировать знания, умения, навыки, степень развития каждого школьника в условиях мобилизации всех своих возможностей. Развивающий эффект метода проявляется в активизации памяти, таких способов мышления, как систематизация, обобщение знаний, а также в совершенствовании устной и письменной речи. Воспитательная роль зачетно-экзаменационной системы диагностики состоит в стимулировании самоконтроля учащихся, в развитии у них добросовестности, умения владеть собой в сложных ситуациях, своевременно мобилизовать силы, в пробуждении здравого самолюбия. Экзамены и зачеты используются в работе с подростками и старшеклассниками. Подобные формы контроля недопустимы в работе с младшими школьниками.

Урок контроля

Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности детей, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках. Структура урока:

а) вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;

б) основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся;

в) заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.

Формы учета

·Оценка (оценочное суждение);

·Отметка;

·Самооценка;

·Поурочный балл;

·Символика (флажки, звездочки, игрушки и т.д.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы: глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами. Твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя баллами. Неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений, оценивается тремя баллами. Наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2». Наконец, отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «единицу» (используется очень редко). Практически четырехбалльная система не позволяет достаточно объективно и дифференцированно оценить учащихся. В настоящее время в некоторых школах и вузах стали использовать 10-балльную систему, которая позволяет более точно оценить уровень знаний, умений и навыков, имеющихся у ученика, уровень его развитости и обученности.

За активную учебно-познавательную деятельность на уроке, на других формах занятий, а также за работу в течение длительного времени на уроках ученик получает «поурочный балл», положительную высокую оценку, символизирующую прочность его знаний, прилежание, активность, познавательный интерес. Но этот балл может иметь и отрицательный эффект, если используется учителем непродуманно. Ученики для наблюдения за их работой и активизации учебной деятельности определяются до начала урока. Нельзя выставлять поурочный балл только за серию ответов с места - они нередко делаются по учебнику. Намеченных учащихся надо специально опрашивать в течение урока, учитывая разные виды их деятельности.

Выражение оценки в отметках при работе с шестилетками нецелесообразно.

3. Современные подходы к оценке учебных достижений учащихся


Рейтинговая система организации учебного процесса или система индивидуально-кумулятивного индекса (ИКИ) широко используется в американских и европейских университетах. В отечественных вузах она начала применяться с 1990-х годов (РИТМ - рейтинговая интенсивная технология модульного обучения).

Ближняя цель РИТМа - стимулировать познавательную деятельность студентов, дальняя - повышать качество подготовки специалистов. Ближняя цель ориентирована на создание внешней мотивации к учебной деятельности, также как и традиционный контроль: ранжированная стипендия, экзаменационные льготы.

Основу РИТМа составляют деятельностный подход к организации самостоятельной работы, модульный принцип обучения, рейтинговая оценка результатов учебной деятельности. Именно это и определяет иную систему организации контроля знаний - рейтинговую оценку - систему накопления баллов. Для организации этой деятельности необходимо разбить материал на модули - определенные "порции" материала (выделить темы для самостоятельного изучения, задания, упражнения, обязательный объем знаний и умений), оценить каждый вид деятельности в баллах, определить обязательный минимум баллов.

Контроль знаний, как известно, определяется рядом функций - управления, контроля, развития, обучения, воспитания, диагностики, стимулирования. В разных системах контроля (рейтинговой и «традиционной») они работают по-разному. Наиболее рельефно это сравнение может быть представлено при анализе функции управления. Функция управления выражена в системе связи преподавателя и студента - оба могут эффективно управлять учебной деятельностью, регулировать ее. Это проявляется в накоплении баллов студентом. Зная необходимый итоговый балл, студент может выбирать виды учебной деятельности, контролировать время выполнения того или иного вида работы. Для преподавателя - это управление учебным процессом через динамику баллов. Именно эта особенность рейтинга и позволяет стимулировать повседневную активность студентов.

Особенностью контрольной функции в рейтинге является систематичность контрольных мероприятий. Это делает рейтинговую систему наиболее сильной контролирующей системой, так как систематичность - это неотъемлемая черта любого контроля. В традиционной системе контроля знаний условий для систематичного - не частого, а именно систематичного контроля - нет, и это отмечают большинство педагогов.

В обучающей функции при рейтинговом контроле на первый план выходит осознание студентом доступных результатов и возможных пробелов в знаниях. Это связано в рейтинговой системе с особой порционной, модульной организацией контроля и всего учебного процесса.

Воспитывающая функция проявляется в большей (по сравнению с традиционным контролем) ответственности студентов за свою самостоятельную программу в определении шагов в обучении, которое отражается в ритмах его учебы, в наборе им баллов. В связи с тем, что студенты сами определяют те виды деятельности, в которых они могут наиболее полно реализовать себя по предмету (в данном случае проявляется их самостоятельность), то они самостоятельны и в ответственности за свои действия. При традиционной же системе ключевой фигурой является преподаватель, так как именно он ставит плохие или хорошие оценки, и он диктует студенту всю деятельность.

Одной из основных функций диагностики является дифференцирующая способность рейтинга по сравнению с традиционными формами контроля - способность ранжировать студентов по малым группам, и, следовательно, подобрать оптимальный режим обучения. В этом проявляется возможность индивидуализации обучения.

Таким образом, можно сделать вывод: рейтинг по сравнению с традиционными формами контроля стимулирует повседневную работу, способствует созданию ритмичности в учебе, повышает самостоятельность студентов во всех видах деятельности, дифференцирует студентов по уровню подготовки (появляются студенты с реальной оценкой знаний и учебной деятельности, а не среднестатистические троечники, отличники и т.д.), создает благоприятные возможности для индивидуализации обучения, позволяет оперативно использовать данные системы индивидуально-кумулятивного индекса (ИКИ) для обеспечения гласности об успехах студентов, позволяет повысить уверенность студентов в своих знаниях на экзаменах, снизить роль случайности при сдаче экзамена, объективизировать систему допуска-недопуска к экзаменам, создать критерии оценки успешности в обучении.

Подобная система может применяться не только при изучении циклов естественно-научных дисциплин, но достаточно реальна и при изучении дисциплин гуманитарного блока. В частности, кафедра истории Сургутского государственного педагогического института работает в системе рейтингового контроля с 1997 учебного года.

.2 Методы оценки знаний в экономических дисциплинах

Обсуждая оценку знаний по экономике, стоит хорошенько задуматься над вопросом - что именно учителя пытаются оценить? В прошлом в тестах и экзаменах делался неоправданно большой акцент на изучении и воспроизведении фактов. В последние годы, однако, появилось большее понимание необходимости формировать у учащихся навыки более высокого порядка.

Устная форма проверки знаний (устный опрос, экзамен или интервью) особенно целесообразна, когда учитель хочет дать возможность проявить себя тем ученикам, которые не особенно умело делятся своими знаниями в письменной форме. Чтобы оценивание было эффективно и стоило того, чтобы его проводить, учитель должен предусмотреть способ оценки ответов и заранее подготовить вопросы, выстроив их по нарастанию сложности.

Достоинство неформального интервью с учеником заключается в том, что оно способно попутно выявить информацию о социальном и эмоциональном развитии школьника, которую невозможно получить при формальной процедуре тестирования.

С точки зрения экономичности устный опрос занимает достаточно много времени. На уроке невозможно опросить всех учеников. Интервью отнимает еще больше времени. К тому же волнение учеников при проведении устного экзамена существенно снижает надежность оценки. Что касается валидности, то метод устного опроса достаточно хорош с точки зрения данного критерия. Несмотря на то, что такой метод оценки требует от ученика умения формулировать и логично излагать свои мысли, все же в процессе устного опроса или интервью учителю достаточно легко оценить понимание экономики.

При оценке устного выступления можно воспользоваться следующими критериями:

качество вклада в обсуждение с точки зрения представленных свидетельств и логического построения;

готовность рассмотреть все альтернативные точки зрения;

взвешенность мнения и аргументации, отсутствие стремления задавать тон в дискуссии;

готовность подбодрить новых участников, собирающихся вступить в дискуссию;

степень уклонения от существа дела в выступлении.

Письменные задания по экономике могут быть различными, например тесты и задачи, эссе, письменный опрос с вопросами открытого типа, рефераты, исследование, работа со статистическими данными, анализ новостей и т.д. Цель письменных заданий - оценить результаты обучения и стимулировать процесс познания. Письменное задание выявляет пробелы не только в знании и понимании экономических концепций, но и в грамматике, логике, в знании исторических реалий и современных процессов. Регулярные письменные задания помогут отследить развитие ментальных навыков у учащихся. Главная проблема при составлении вопросов для письменного ответа - нахождение таких формулировок, которые позволят всем ученикам интерпретировать вопросы примерно одинаково. Так что точность формулировок критически важна.

Прямолинейный вопрос для письменного ответа - возможно, лучший способ заставить учащегося вызвать информацию из памяти, «структурированное» задание оптимально с точки зрения проверки навыков построения аргументации или способности разобраться в материале, а ответ, основанный на стимулирующей информации, особенно эффективен при оценке умения понимать и интерпретировать данные и делать экстраполяции на их основе.

Очевидна важность большой письменной работы для развития умения разворачивать обширную аргументацию логично, стройно и в хорошей литературной форме. Такие задания формируют общеобразовательные навыки, не являющиеся специфическими для экономики, но очень важные с точки зрения и этой дисциплины.

Проверка письменных заданий позволяет выявлять ошибки разного рода: незнание концепции, неправильное понимание смысла концепции, отсутствие или неверное понимание связи между фактами. Вовремя обнаруженные ошибки позволяют внести изменения в объяснения и улучшить понимание, т.е. письменная работа становится еще и инструментом оценки преподавательской работы.

Задачи - это наиболее распространенные методы оценки, используемые как для текущей проверки, так и для итоговой аттестации учащихся. Использование задач по экономике для проверки знаний учащихся имеет ряд преимуществ по сравнению с другими возможными формами контроля в силу их практической направленности. Задачи, как никакая другая форма проверки знаний, позволяет учащимся применить свои знания к анализу конкретных событий. Задачи позволяют как проверить знания по всей программе, так и осуществить выборочную проверку, сконцентрированную на наиболее важных или трудных понятиях и темах. В зависимости от условия задачи, можно достаточно объективно выявить, на каком уровне овладения предметом находится конкретный ученик или класс. К тому же оценка решения задачи, как правило, не вызывает больших затруднений и в большинстве случаев позволяет выставить объективные оценки.

Вместе с тем необходимо упомянуть о трудностях, с которыми традиционно сталкиваются составители задач. Во-первых, очень непросто добиться того, чтобы условие задачи было четко сформулировано и не допускало неоднозначного толкования. Во-вторых, решение большинства задач по экономике предполагает использование математического аппарата и, соответственно, достаточных знаний по арифметике, алгебре, геометрии и другим разделам математики. Но при этом составители экономических задач иногда забывают, что они проверяют знания учащихся все же не в области математики, а в области экономики. Поэтому хорошая экономическая задача должна быть составлена таким образом, чтобы она могла быть решена учащимся только в том случае, если он достаточно уверенно ориентируется в экономической проблематике и владеет необходимыми экономическими понятиями; математическому аппарату отводится вспомогательное значение.

Тесты

Наиболее часто на уроках экономики используются следующие виды тестов: бинарные (предполагающие два взаимоисключающих варианта ответа: да - нет, верно - неверно), тесты единичного выбора с единственным правильным вариантом ответа и тесты множественного выбора, допускающие несколько правильных вариантов ответа.

Тесты позволяют охватить широкий перечень концепций за короткое время. Также минимальна нагрузка на учителя, ведь оценка знаний - это одна из наиболее утомительных и трудоемких обязанностей. Определенное преимущество тест дает и учащемуся: даже если он не все выучил, то все-таки 30 вопросов дадут ему больше шансов продемонстрировать свои знания.

Как и у любого метода оценки, у тестов есть свои «минусы». Хотя тесты устраняют влияние субъективизма в выставлении оценок, в них все же присутствуют изначально заложенные ценности. Хотя проверка результатов этих тестов экономична, их подготовка гораздо сложнее, дороже и требует больше времени, чем подготовка письменных заданий. Тесты не позволяют проверить умение письменно выражать мысли и развивать аргументацию, они работают с готовыми формулировками и не требуют творческого подхода (осмысливания). Они имеют сильную тенденцию вознаграждать простое умение вспоминать факты или реагировать на знакомые термины. Не исключено, что они стимулируют угадывание ответов.

Тестовые задания могут быть чрезвычайно полезны как инструмент обучения. Они применимы для еженедельной диагностики работы учащихся. Кроме того, вопросы, которые вызвали трудности у всего класса или существенной его части, могут стать предметом обсуждения на очередном уроке.

Тесты множественного выбора могут быть составлены на разных когнитивных уровнях:

) узнавание и понимание;

) применение в знакомой ситуации;

) применение в незнакомой ситуации.

Тесты первого уровня фокусируются на опознавании (идентификации) понятия. Вопросы на более высоком когнитивном уровне требуют от учащегося обнаружить концепцию в неявно заданном виде.

Десять правил, которые помогут приготовить хороший тест:

) Основа (вопрос) тестового задания должна содержать только одну проблему или концепцию.

) Избегайте многословия, постарайтесь включить в основу (вопрос) все слова, которые повторяются в вариантах ответа.

) И основа, и варианты ответа должны быть написаны по возможности просто и ясно, с использованием слов, смысл которых ясен учащимся.

) Старайтесь по возможности избегать отрицательных формулировок. Если Вам пришлось все-таки использовать отрицание, выделите его заглавными буквами.

) Варианты ответов должны быть одинаковы по форме, иметь похожую структуру и логику.

) Старайтесь сделать все ответы примерно одинаковой длины (обычно правильный ответ длиннее всех), не используйте слова «всегда» и «никогда» (они обычно соответствуют неправильным ответам).

) Как можно реже используйте вариант «все вышеперечисленное» и «верно А и В», так как ученик, встретив первый правильный ответ, отмечает его и переходит к следующему вопросу. Старайтесь не использовать вариант «верного ответа нет», так как он не стимулирует ученика искать правильный ответ (и порой свидетельствует о том, что у составителя не хватило сил сочинить хороший неправильный ответ).

) Задания в тесте должны быть не связаны друг с другом, то есть ответ на один вопрос не должен помогать отвечать на другой.

) Каждое задание должно иметь только один правильный или лучший ответ, но все ответы должны быть правдоподобны, желательно, чтобы учитель знал, какую типичную ошибку должен допустить ученик, чтобы выбрать данный неправильный ответ.

) Меняйте виды вопросов и уровень их сложности. И сильные ученики должны иметь возможность проявить себя.

Эссе

В последнее время в педагогическую практику, наряду с уже апробированными и дающими определенные результаты формами, стали внедряться новые формы контроля знаний и навыков школьников. Одна из таких форм - эссе по экономике.

Преимущество эссе - в развитии навыка продуктивного, творческого восприятия информации по предмету, анализа информации, построения собственных рассуждений на основе экономических знаний. Эссе помогает учиться, помогает привести мысли по теме в порядок, сформулировать тезисы и аргументы, определить круг вопросов, относящихся к теме, мыслить ассоциативно, а не репродуктивно. Эссе предполагает свободное владение языком экономической теории, ясное изложение затрагиваемых понятий, демонстрирует понимание предмета учащимися. Эссе диктует необходимость использовать цитаты из прочитанного, так как с их помощью учащийся может показать свою широкую осведомленность по рассматриваемому вопросу.

Основные навыки учащихся, которые оценивает преподаватель в эссе:

знание экономических понятий и теорий;

использование соответствующей теме информации;

способность анализировать представленную информацию;

логику структурирования доказательств;

графическую иллюстрацию предлагаемой информации;

способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению.

Критерии знаний, умений и навыков, которые должен продемонстрировать учащийся при написании эссе:

·Критерий 1. Знание и понимание материала: учащийся должен уметь определять предмет эссе, обозначать круг понятий, необходимых для ответа на вопрос исследования, иллюстрировать понятия соответствующими примерами.

·Критерий 2. Анализ информации, содержащейся в тексте: учащийся должен уметь выделять причинно-следственные связи, применять аппарат сравнительных характеристик.

·Критерий 3. Использование информационного пространства: учащийся должен уметь использовать статистические данные, структурировать информацию в табличном и графическом выражениях, определять, какую информацию из периодических изданий можно использовать при ответе на поставленный вопрос.

·Критерий 4. Логика построения суждений: учащийся должен уметь делить эссе на смысловые части, сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой, аргументировать основные положения эссе, делать промежуточные и конечные выводы.

К сожалению, как написание, так и проверка эссе занимают много времени. В то же время этот метод оценки обладает достаточной степенью надежности и валидности. Несмотря на низкую объективность при оценке, эссе помогает учащимся развить ряд важных навыков, что делает этот метод особо ценным для процесса обучения.

Реферат - это вид письменной работы, предполагающий реферирование (изложение содержания) и компилирование (соединение результатов чужих исследований) текстов в связи с избранной темой, с обязательным самостоятельным выводом.

Цель использования этого метода в обучении - выработать и совершенствовать умения самостоятельно находить, изучать необходимые материалы по теме, планировать изложение работы и реализовывать это письменно в соответствии с планом, делать вывод, защищать в устной форме. Работа над рефератом помогает ученику в приобретении навыков логически связанного изложения экономических проблем, в овладении понятийным аппаратом экономики. В процессе работы ученик проявляет свои индивидуальные способности к творчеству и демонстрирует умение разбираться в экономических вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме.

В чем проблема оценивания реферата? Процесс проверки реферата и его доработки довольно трудоемкий (критерий экономичности). Подготовка реферата и его защита отнимают у ученика очень много времени. Уже по одной этой причине ставить плохую оценку неэтично. Ученик затратил уйму личного времени, и его старание важно оценить высоко, иначе в будущем он не проявит интереса к самостоятельной исследовательской работе (критерий дифференциации). Объективность оценки за реферат, как и за любую творческую работу, также сомнительна. Наиболее ценен сам процесс работы над рефератом, если конечно, это не заимствование готового из Интернета. А вот объективно оценить знания экономики довольно трудно (критерий валидности). С другой стороны, работа над рефератом оказывает положительное влияние на учебную работу, так как предполагает знакомство с мнениями многих авторов и формулирование собственных суждений по выбранной проблематике.

«Сырые» данные (к ним относим статистическую информацию, конкретные факты из жизни) все шире используются в преподавании экономики. Они делают процесс обучения более интересным. Их использование позволяет выполнить выражаемые многими школьниками пожелания о том, чтобы учебный курс приобрел связь с конкретными экономическими ситуациями и решениями. Проверка умения учащихся работать с «сырыми» данными соответствует самой природе изучаемого предмета, тестируя индуктивное мышление, устраняя вредный барьер между экономической теорией и ее приложениями, выясняя, способен ли учащийся разглядеть принципы, известные по учебнику, в обыденных ситуациях, где они замаскированы применением обычного, неспециального языка. Есть три основных типа таких заданий: основанные на опубликованной статистике, на придуманных данных, т.е. на гипотетической статистике, и на неспециальных текстах.

Другое преимущество заданий с использованием информационного «сырья» состоит в том, что каждое из них обычно затрагивает не одну учебную тему. Использование этих заданий может благоприятно повлиять на классную работу, минимизируя зазубривание и максимизируя концептуальное изучение экономики. Они применимы в стандартной учебной среде как способ разнообразить «диету» учащихся, давая пищу как для групповых обсуждений, так и для индивидуальной работы непосредственно в классе или дома.

В некоторых случаях из-за расхождения в системе ценностей учащихся на основе одних и тех же данных можно сделать разные заключения. В таких ситуациях интересно предложить двум группам учащихся представить альтернативные подходы и подискутировать об их сравнительных достоинствах. Работа может вестись по группам и в тех случаях, когда задание поддается разделению на части, так что каждая группа представляет заключение по одной из таких частей.

Письменные задания с использованием статистических данных станут хорошим способом для оценки изменений в знаниях учащихся (диагностика).

.3 Осуществление контроля знаний студентов методом тестирования с использованием технических средств

Одним из способов осуществления контроля знаний студентов является тестирование. Педагогические тесты позволяют провести объективную оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков при массовой их проверке. В данном контексте под знаниями понимаются данные, полученные эмпирическим путем как результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Знания могут быть классифицированы по двум категориям:

1.Поверхностные - знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области;

2.Глубинные - абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области.

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

1.стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий;

2.ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится;

.кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа;

.ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат.

Число правильно выполненных тестовых заданий является заключением об уровне знаний по каждому вопросу теста, формируемому на основе базы знаний, включающей следующие виды правил: если большинство задач данного типа решено правильно, то оценка «отлично»; если большинство задач решено с неточностью или многие задачи решены правильно, то оценка «хорошо»; если некоторые задачи решены правильно или с неточностью, то оценка «удовлетворительно»; если нет задач, решенных правильно или с неточностью, то оценка «неудовлетворительно».

В рамках учебных заведений тестирование может проводиться следующими способами:

1.Диктовка вопроса и вариантов ответов на него с предоставлением времени на ответ. Недостатки:

oтрата времени на диктовку;

oнеобходимость повторения, так как тестируемый забывает не только варианты ответа, но и сам вопрос;

oсложность проверки из-за особенностей почерка, расположения вариантов ответов (в столбец или в строку).

oотсутствие стандартов оформления.

2.Выдача бланков с заранее сформированными вопросами и вариантами ответов на них. Достоинства:

oунификация оформления;

oвозможность проверки по «по шаблону»;

oтестируемый имеет доступ ко всем вопросам сразу, что дает ему возможность ответить на более легкие (по его мнению), с более большим запасом времени ответа на более трудные вопросы.

Недостатки:

oнеобходимость иметь техническое оборудование для подготовки бланков тестов (например, компьютер) и навыков работы с ним.

3.Использование технических средств для проведения тестирования и анализа результатов. Достоинства:

oхранение в общей базе данных большого разнообразия тестов по различным дисциплинам и быстрый доступ к нужному тесту;

oвозможность задания лимита времени либо на весь тест, либо на конкретные вопросы;

oвозможность задания критериев оценки результатов (количество правильных ответов, либо процентное соотношение);

oавтоматизация проверки результатов тестов;

oвозможность распечатки результатов;

oунификация оформления результирующих бланков.

Требуется:

oналичие технической базы (персонального компьютера для проведения теста и печатного устройства для распечатки результата);

oналичие программного обеспечения;

oналичие у тестируемого навыков работы с компьютером и программным обеспечением;

oунифицированные правила составления тестовых заданий и анализа результатов.

Возможности технического обеспечения, появление средств визуального проектирования и языков программирования высокого уровня, несложность математического аппарата делают возможным программирование класса тестовых заданий и использование их в системах обучения и адаптивного тестирования. В институте Экономики и Управления на кафедре Информатики и Математики разработан и находится в процессе тестирования и отладки учебно-методический комплекс (далее УМК) «Тесты». Ядром УМК является база данных и знаний. База данных включает определение квантификаторов и целевых функций по каждому типу тестовых заданий. База знаний состоит из правил оценки знаний, правил обработки квантификаторов и правил классификации.

4.Проблема качества и объективности оценки учебных достижений

контроль знание успеваемость

Причины субъективизма учителей в оценивании знаний могут быть разные. Часто «привлекательным» детям - при прочих равных условиях - педагоги приписывают более высокий уровень интеллекта, более высокий статус в группе одноклассников и почти всегда выставляют завышенные оценки. Интересно и то, что учителя, как оказалось, непроизвольно обращаются к тем обучаемым, которые сидят за первыми партами, и склонны выставлять им более высокие баллы. Многое зависит и от субъективных особенностей педагога. Еще одной причиной необъективной педагогической оценки является недостаточная разработанность критериев оценивания. Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой нынешние школьники отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции. Достичь унификации и уменьшения субъективных воздействий на процедуру педагогического контроля можно за счет обеспечения объективности проведения измерения, обработки данных, интерпретации результатов измерения. Степень надежности измерения определяется коэффициентом надежности (корреляционный коэффициент), который показывает, в какой мере совпадают результаты измерений, проведенных в одинаковых условиях. Понятие надежности непосредственно связано со стандартной измерительной ошибкой, информацией о том, между какими значениями полученной численной оценки находится истинное значение успеваемости индивидуума. Учителям полезно знать, что измерительная ошибка пятибалльной системы оценок составляет ±1 балл. Валидность измерения показывает то, что данная методика позволяет измерять действительно требуемые критерии (характеристики) исследуемого педагогического явления. Валидность подразделяется на несколько типов:

1.Содержательная валидность - экспертное подтверждение соответствия диагностического материала программе и основным целям обучения в контролируемой предметной области, согласованности результатов диагностики с другими независимыми формами контроля знаний;

2.Критериальная валидность - достаточный уровень корреляции результатов тестирования по отдельным заданиям и по всему тесту в целом;

.Техническая валидность - обеспечение достаточного числа эквивалентных форм измерителей (вариантов заданий, вопросов), предотвращающих возможность механического заучивания правильных ответов.

Совершенствование системы педагогического контроля можно вести в двух основных направлениях.

Первое - это совершенствование традиционных форм и методов за счет их критического осмысления.

Организация эффективной системы педагогического контроля предполагает обязательный переход к процедуре педагогических измерений с использованием различных методов обоснования выносимых педагогических оценок. При этом оценка выступает как характеристика некоторой абстрактной величины (знание предмета, общественная активность, свойства личности студента и др.). Оценочные суждения отличаются друг от друга своей инференцией (уровнем восприятия исследуемого педагогического явления). Оценки преподавателей обобщающего характера (вежлив, внимателен, прилежен), не опирающиеся на заранее определенные, однозначные категории наблюдения, являются, как правило, высокоинферентными. Оценки с низкой инференцией (количество оговорок во время декламации, скорость чтения, и т.д.) проводятся по заранее разработанной инструкции и обладают достаточно высокой объективностью, но несут информацию только об отдельных сторонах педагогического процесса. Они не дают полной картины исследуемого явления. Педагоги предпочитают высокоинферентные оценки как более содержательные и информативные, хотя они часто носят субъективный характер. Повысить объективность высокоинферентной оценки можно путем систематизации и уточнения критериев, по которым выносится оценочное суждение, и использования оценочных шкал. Процедуру педагогической диагностики следует организовывать так, чтобы вначале по разработанной системе критериев выносились несколько низкоинферентных оценок. Затем путем их обобщения (шкалирования) выносилась общая высокоинферентная оценка.

Часто оценки (оценочные суждения) ставят в соответствие с их численными аналогами - отметками. Измерение, в отличие от оценки и оценивания, представляет собой конкретную процедуру количественного сопоставления изучаемого педагогического свойства (признака) с некоторым эталоном. Результат педагогического измерения - численная оценка степени выраженности исследуемого признака (знание темы, раздела). Нужно учитывать, что чем больше дифференцирующее воздействие на учащихся оказывает тот или иной метод обучения, тем более дифференцирующей должна быть методика педагогического контроля, оценивающая эти достижения.

Второе направление предусматривает использование технических средств в сочетании с тестовой методикой.

Педагогический тест - это инструментальное средство контроля знаний, при использовании которого можно с заданной точностью определить надежность и валидность проводимых измерений. Применение тестовой методики позволяет осуществлять количественный анализ успешности обучения по различным учебным группам (классам, отдельным учебным заведениям, районам), что невозможно в рамках традиционной школьной системы оценивания. Профессионально составленный тест позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся (ограничение накладывает только наличие посадочных мест) по полной программе преподаваемой дисциплины, в то время как традиционные экзамены позволяют проводить только выборочную проверку знаний. При осуществлении тестового контроля проверяющим не требуется наличия специальных предметных знаний, что значительно упрощает организацию процедуры. Однако простота и технологичность использования тестовых процедур сочетается со значительными интеллектуальными и материальными затратами, необходимыми для его разработки.

В настоящее время преподаватели, руководители образовательных учреждений начинают достаточно широко применять тестовую форму контроля знаний, используя при этом либо опубликованные в педагогических изданиях тесты, либо тесты собственной разработки. Отмечая эту тенденцию, как безусловно положительную, следует отметить, что, как правило, при этом используются так называемые неформальные педагогические тесты, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к инструментальным диагностическим средствам педагогического контроля. Управленцы всех уровней не располагают стандартизованными инструментальными средствами педагогического контроля. Учебные заведения (методисты) самостоятельно разрабатывают мониторинговый инструментарий, содержание и структура которого определяются спецификой изучаемого объекта, особенностями форм и методов диагностики. Качество диагностических средств не подвергается серьезной проверке, что делает проблематичным принятие обоснованных управленческих решений по результатам контроля.

Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. В качестве таких измерительных средств предлагается использовать критериально-ориентированные тесты.

Разрабатываемые нормативные требования не должны вступать в противоречие со сложившейся практикой оценивания знаний. Для того чтобы система стандартизированных тестов выполняла свою организующую и стимулирующую роль, необходимо обеспечить ее преемственность с существующей системой оценивания. На начальном этапе не следует жестко увязывать требования стандарта со знаниями отдельно взятого ученика (особенно с неудовлетворительной оценкой). Используя стандартизированные тесты, следует ориентироваться на получение обобщенных показателей уровня преподавания в учебной группе, образовательном учреждении, районе, реализуя, таким образом, мониторинг качества учебного процесса, аттестацию учебных заведений, сертификацию учащихся. При разработке стандартизированных средств контроля важно учитывать реально существующий уровень учебной подготовки учащихся в каждом конкретном районе (учебном заведении). Необходимо понимать, что использование новых программ, технологий, методик преподавания позволит добиться позитивных перемен в профессиональном образовании только в результате кропотливой, многолетней работы.

Заключение

Итак, изучив сущность контроля знаний, умений и навыков учащихся, приходим к выводу, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины и объективности контролирования есть общая закономерность всего дидактического процесса. Роль контроля знаний в учебном процессе повышается также в связи с необходимостью выявлять одаренных детей и студентов на всех уровнях образования, чтобы организовывать для них специальные формы учебной деятельности, осуществлять дифференциацию в обучении. Решение последних задач немыслимо без диагностики задатков, способностей и разностороннего развития учащихся.

Контроль знаний и умений учащихся имеет ряд положительных моментов: учащиеся повторяют, закрепляют изученный материал, учатся беседовать, аргументировать, логически излагать мысли, ставить вопросы; контроль воспитывает в учащихся ответственность, честность, объективность, прилежание и многие другие положительные качества. Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя. Существует множество методов организации контроля знаний и умений, поэтому перед педагогом открывается большой выбор форм и видов контроля. Однако не стоит отдавать предпочтение какому-то одному из них. Только органичное и рациональное сочетание устного, письменного и иных методов контроля, согласованное по времени проведения, надежности и валидности метода оценки, а также обеспечивающее адекватную дифференциацию оцениваемых учеников, может считаться эффективным в системе организации полноценного учебного процесса.

Список литературы

1.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М., 1984.

2.Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. - 351 с.

.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

.Марченко А.И. Профессиональное обучение. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. - М.: МГУП, 2001. - 180 с.

.Материалы к Ученому совету ОИУУ по теме: Современные подходы к оценке учебных достижений учащихся

.Подласый И.П. Педагогика. Книга 1. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. - 576 с.

.Полонский В.М. Оценка знаний школьников. - М., 1982.

.Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

.Харламов И.Ф. Педагогика, 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.

.Экономика. Учебно-методическое издание. № 4, 2005.

Похожие работы на - Организация контроля и учета знаний, умений и навыков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!