Реновация среды остановок общественного транспорта Тольятти Автозаводского района улицы Фрунзе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,4 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реновация среды остановок общественного транспорта Тольятти Автозаводского района улицы Фрунзе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тольяттинский государственный университет

Кафедра Дизайна и инженерной графики






Реновация среды остановок общественного транспорта Тольятти Автозаводского района улицы Фрунзе

По дисциплине "Проектирование в дизайне среды"


Выполнил студент гр. Диз Б - 1102

Васильева О. Д.

Руководитель: ст. преподаватель

Котельников Н. П.





г.

Содержание

Введение

. Предпроектный анализ

1.1 Информация о городе

.2 Картография

.3 Существующее состояние остановочных комплексов

.4 Аналоги

. Проектный анализ

.1 Дизайн концепция (сематический образ)

.2 Описание проектных дизайнерских решений оборудования остановочного комплекса

.3 Эргономика остановочного комплекса

.4 Цветовое и световое решение предметных форм городского оборудования

.5 Описание материалов и конструктивных решений оборудования остановочного комплекса

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Предмет проектирования: Транспортная система города Тольятти

Объект проектирования: Система остановочных комплексов

Проблема: Остановочные комплексы не соответствуют функциональному содержанию.

Цель: Изменение облика остановочного комплекса, функционального осмысления и эстетического. Поиск проектных средств для эстетической гармонизации данной среды

Задача: Разработать систему остановочного комплекса, отвечающую всем требованиям функционального оснащения.

Актуальность: Актуальность данной работы заключается, прежде всего, в том, что в наших городах, и г. Тольятти не исключение, подавляющая часть гаражей пользуются общественным транспортом. Тенденцией в решении проблемы является реновация остановочных комплексов. Такая ситуация сложилась на ул. Ленина Центрального р-на.

1. Предпроектный анализ

1.1 Информация о городе

Тольятти (до 1964 года Ставрополь-на-Волге) - промышленный центр Самарской области, второй по величине город Самарского региона и центр деловой активности.

С одобрения Правительствующего Сената для укрепления православных и государственных устоев России (в частности, крещения калмыков-кочевников и приведения их к оседлому образу жизни) на пустующей до того времени луговой стороне Волги в урочище Переполье решено было заложить Ставрополь (город святого креста - греч.).

Задача основания города была поручена русскому государственному деятелю, историку и сподвижнику Петра I Василию Никитичу Татищеву. В его честь в городе названы университет и бульвар, а в 1998 году установлен памятник на берегу Волги.

По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельское поселение и вернул себе статус города только в 1946 году.

С началом строительства Волжской ГЭС имени В.И. Ленина в 1950 году город переживает своё второе рождение. В 1953-1955 гг. Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и был практически полностью перенесён на 18 км на левый берег Волги. Город был полностью отстроен заново лишь с незначительными элементами от старого Ставрополя. Тем не менее, сейчас Тольятти входит в федеральный список исторических городов России.

августа 1964 года город был переименован в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Немногим позже, в 1966 году начался третий, индустриальный, период жизни города с рекордного по срокам возведения Волжского автомобильного завода, выпустившего первый автомобиль "Жигули" в 1970 году.

Сегодня Тольятти - самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации. Территория городского округа составляет 31479 гектаров. Протяженность Тольятти вдоль левого берега Волги - 22 километра. Население городского округа по данным на 1 января 2010 года - 721,6 тысяч человек. По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России.

Административно город разделён на 3 района: Комсомольский, Центральный и Автозаводский. Все три района города окружены лесами: преимущественно сосновыми на западе, дубовыми, осиновыми, берёзовыми и липовыми на юге. В Комсомольском районе в парке отдыха нет ни одного искусственно посаженного дерева.

Тольятти сообщается железнодорожной магистралью с Самарой, Сызранью и Москвой; а водным путём - с Каспийским, Чёрным, Балтийским, Белым и Азовским морями. Через Тольятти проходит федеральная автомагистраль М5 Москва-Челябинск. В 58,5 километрах от городского округа расположен крупнейший в Поволжье международный аэропорт "Курумоч". Расстояние по автодорогам от Тольятти до Самары составляет 88 км, до Москвы - 985 км, до Санкт-Петербурга - 1702 км.

Основу экономики города составляют крупные предприятия машиностроительного и химического комплекса России: АвтоВАЗ, GM-АВТОВАЗ, ТольяттиАзот, КуйбышевАзот, Фосфор, Тольяттикаучук, а также предприятия пищевой промышленности, промышленности стройматериалов, лёгкой промышленности.

В Тольятти действует ряд учебных заведений высшего и среднеспециального профессионального образования разного типа и направлений. Каждый из вузов, помимо популярных в России экономических и юридических специальностей, готовит специалистов и других направлений. Также в Тольятти существует много филиалов московских, санкт-петербургских и самарских вузов, среди которых и филиал Военного инженерно-технического университета с кадетским корпусом при нём. Помимо этого, в городе работает научно-исследовательский Институт экологии Волжского бассейна РАН, а также Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения.

Тольятти обладает развитой спортивной инфраструктурой. Спортсмены и клубы города известны далеко за его пределами. Тольятти является родиной многих чемпионов европейского и мирового уровня. Ежегодно в городе проводится традиционная гонка "Серебряная ладья" и этапы чемпионата России по шоссейно-кольцевым гонкам. На международных соревнованиях тольяттинские спортсмены выступают в таких дисциплинах как хоккей, спидвей, карате, спортивная гимнастика, бокс и парусный спорт. Хоккейная команда "Лада", организованная в 1990 году, является одной из сильнейших команд России. Культурная жизнь в Тольятти достойно представлена многочисленными театрами ("Колесо", "Дилижанс", "Секрет", Молодёжный драматический театр, Театр кукол "Пилигрим" и т.д.), дворцами культуры, кинотеатрами, музеями (Тольяттинский краеведческий музей, Музей историко-культурного наследия г. Тольятти, Технический музей ОАО "АВТОВАЗ" и т.д.) и музейными комплексами, городской картинной галереей, филармонией, современным выставочным комплексом, большим количеством библиотек, симфоническим и джазовым оркестрами. В Тольятти также работает киноклуб "Колизей", занимающийся продвижением "некоммерческого" кино, показывающий ретроспективы мировой киноклассики, а также новейшие фильмы, не вышедшие в России в широкий прокат.

Тольятти ещё и город фестивалей. Одними из самых известных фестивалей, ежегодно проводящихся в городе, являются: "Планета кино", "Барабаны мира", фестиваль джаза им. О. Лундстрема, фестиваль электронной музыки и экстремального спорта "ГЭС", фестиваль восточных и этнических танцев "Анатолия", "Музейный Пикник", детский фестиваль гандбола, фестиваль восточных единоборств, фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина (проводится недалеко от города на Мастрюковских озёрах и Фёдоровских лугах с 1968 года), Захаровский слёт, рок-фестивали "Движение" и "Русское поле".

.2 Картография

Описание района и улицы

Центральный район Тольятти (также известен как "Старый город") - административный район города Тольятти, расположен в центре города (Приложение А, рис.1).

Граничит на западе с Автозаводским, а на юго-востоке с Комсомольским районами города, отделённый от них лесными массивами. На юге района находится лесной массив, за которым протекает река Волга. На юго-запад от основных кварталов, непосредственно у берега Волги находится микрорайон Портпосёлок, обособленный, но административно входящий в Центральный район. Это единственное место, где район выходит на берег Волги. С севера граничит со Ставропольским районом Самарской области.

Район начал формироваться при переносе жилых домов из затопляемого Ставрополя в 1950-х годах. Перенесённые дома стали основой частного сектора района. В отличие от остальных районов города, в Центральном частные дома находятся не на окраине, а непосредственно в самом центре района, ограниченные кварталами современной застройки с севера и юга. Портпосёлок был построен в то же время как жилой район для строителей Жигулёвской ГЭС.

В 1960-х годах в районе были построены крупные предприятия машиностроения и химической промышленности: Волгоцеммаш, ТольяттиКаучук, КуйбышевАзот, электротехнический завод, Тольяттинская ТЭЦ и другие. Они сформировали Северный промышленный узел, расположенный на северо-восток от жилых кварталов.

Район - исторически сложившийся административный центр города. Здесь расположены Тольяттинская Городская Дума, мэрия города и Городская клиническая больница № 1 им. Гройсмана. Большинство зданий района застройки сталинского и хрущёвского периодов. Именно в Центральном районе находится большинство исторических памятников Тольятти. Спортивный стадион Строитель.

Главной и центральной улицей Центрального района, является улица Ленина(Приложение А, рис.2).

.3 Существующее состояние остановочных комплексов

Внешний облик остановочных комплексов представляет собой вполне обычные, ни чем не примечательные постройки. В данное время состояние остановочных комплексов нашего города, не удовлетворяют требованиям современного городского образа жизни и в большинстве своей утративших историко-культурное своеобразие. На данный момент остановочные комплексы не только не улучшают, но значительно ухудшают все характеристики городской среды. Образ остановок не соответствует названию улицы. Также следует заметить функциональное несоответствие остановочных комплексов. В то же время каждый город обладает индивидуальным генетическим кодом, распознание которого может служить ключом для его возрождения. Вся сложившаяся городская инфраструктура вместе с ее фрагментами, приобретенными за десятилетия процветающего остаточного принципа, является накопленным ресурсом, многократно превышающий те капиталовложения, которые планируются на преобразование городской среды.

Изучив окружающую обстановку и внешний вид остановочных комплексов по улице Ленина можно с уверенностью сказать, что на данный момент имеющиеся остановочные комплексы нуждаются в изменении и дополнении новыми оборудованиями и удобством.

.4 Аналоги

Методы проектирования

Комплексный анализ подходов к экспериментальному формообразованию в России и за рубежом позволил сформулировать основные методы формообразования, дать им развернутую характеристику, определить возможную классификацию и выявить отличительные признаки. Было выявлено, что экспериментальные методы формообразования можно сгруппировать по времени возникновения (методы модернизма/постмодернизма) и по степени сложности (простые/сложные методы).

К простым методам эвристического формообразования можно отнести операции с первоэлементами формы, такие как:

.формообразование путем многократного повтора линий;

.формообразование прямыми плоскостями;

.формообразование криволинейными поверхностями;

.формообразование на основе базовых форм: выдавливание / сдавливание / растягивание, переход одной формы в другую (пересечение / исключение при пересечении / сложение при пересечении), сопряжение форм, наложение форм, свободная деформация.

К сложным методам формообразования можно отнести:

Формообразование на основе экспериментов с материалами.

.Кинетическое формообразование.

.Формообразование на основе органических форм.

.Комбинаторное/модульное/структурное формообразование.

.Конструкция как метод формообразования.

.Концептуальное формообразование.

.Метафора как метод формообразования.

.Сенсебилизация формы как принцип формообразования.

.Семантические концепции формы.

.Коммуникативное формообразование.

.Эвристическое формообразование.

.Сценарно-прогностическое формообразование.

.Формообразование на основе цифровых технологий.

Анализ аналогов

Мною были рассмотрены несколько аналогов остановочных комплексов.(Traffic Shelter System) - это инновационный проект автобусной остановки, которая имеет не только крышу для защиты потенциальных пассажиров от дождя, но и прозрачное заграждение с лицевой стороны с автоматически открывающимися дверьми. Это очень удобно и для ожидающих автобусы людей (их не забрызгает проезжающий мимо транспорт), и для тех, кто находится за рулём (они не забрызгают тех, кто стоит под навесом). Кроме этого, павильон оснащён кондиционером для распространения живительной прохлады в знойный летний день.

Дизайн-проект автобусной остановки под названием Drop Spot принадлежит коллегам Джонасу Элсландеру (Jonas Elslander) и Джерону Робберехту (Jeroen Robberechts). Конструкция складывающаяся, более того, она надувная и, видимо, рассчитана на расположение в малолюдных районах и используется только в непогоду как приют от дождя. Видимо, задумано это для того, чтобы как-то поберечь городское имущество от вандалов. Кроме прочего, производство подобных надувных автобусных остановок будет относительно недорогим.

Японские дизайнеры из GK Sekkei предложили проект умной автобусной остановки, которая легко и гармонично вписывалась бы в городской пейзаж будущего. Для изготовления таких симпатичных павильонов может использоваться широкий спектр экологически чистых материалов, а уже готовый павильон предлагает современные удобства для потенциальных пассажиров, такие как телефон, Wi-Fi, интерактивная карта маршрута и график движения автобусов. Мусорное ведро и реклама в будущем будут распространены так же повсеместно, как и сейчас, и для них, разумеется, тоже предусмотрено место.

Разработанный дизайнером Йоханом Паквельером (Johann Paquelier), проект павильончика будет экономически выгоден небольшим поселениям и пригородам мегаполисов. Эта автобусная остановка имеет встроенные солнечные батареи, при помощи которых происходит обогрев павильона, что позволяет потенциальным пассажирам ожидать автобус в более комфортных условиях.

Кроме этого, на одной их стен павильона располагается интерактивная карта местности, так что если вы куда-то приехали в первый раз и заблудились, не отчаивайтесь. По карте можно сориентироваться вмиг. Остановки спроектированы в трёх различных вариантах.

. Проектный анализ

2.1 Дизайн концепция (сематический образ)

Для общественной среды, для ее комфорта необходимо включение функциональных и эстетических компонентов в пространство. Для разрешения данной проблемной ситуации семантика проектного языка связана с повышением уровня эстетики и органичной функциональности показателей пространства общественной среды и использованием специально созданных конструктивных элементов.

Дизайн проект начинается с ассоциации на тему Ленин - революция. Смысл слова революция употребляется не только как смена политического режима, но и как переворот в искусстве. Ленин-революция, революция-авангард. Семантический образ предлагаемого остановочного комплекса - крушение традиционной картины мира, означающая новый взгляд на искусство и формообразование.

Название улицы является ключевым ассоциативным кодом для символического и формального проектного языка, выбрали слово "Русский авангард сквозь призму классики". Оно одновременно связано и со смысловым названием улицы и поднятие культурного уровня горожан, органичностью, движению форм, многообразием своих проявлений, т.е. тем, чего так не хватает в современной индустриальной среде Центрального района.

На конструктивном уровне формальный язык авангарда контрастирует с жесткой геометрией объемов жилых и общественных домо и торговых зданий. Тем самым появляется возможность композиционного контраста, того приема, который всегда вызывает у воспринимающего человека много человеческих эмоций и чувств.

На художественном уровне структура картины Самуила Яковлевича Адливанкина "Натюрморт", язык с характерным начертанием фигур, цветовой и тематической образностью. Авангардный образ.

Композиция картины имеет главную ось по обе стороны которой почти симметрично отображаются элементы, как и в контексте центрального района. Улица Ленина, делит Центральный район на две почти симметричные части.

Анализируя картину, находится прием формообразования который был использован в представленном проекте.

Такой прием вносит индивидуальный колорит в пространство среды. Обогащает ее цветовую палитру и расширяется пространство восприятия.

.2 Описание проектных дизайнерских решений оборудования

Остановку общественного транспорта рассматривать как комплекс, состоящий из различных функциональных единиц, превращенных в соответствующие элементы городского оборудования. Оборудование остановочного комплекса разработать для его установки в черте г. Тольятти. Поскольку среда Тольятти неоднородна, то функциональный состав и внешний вид оборудования комплексов определяется для каждого района, улицы, конкретной ситуации отдельно.

Объемно-пространственное решение средового остановочного комплекса выполняется с учетом окружающей застройки и функциональной структуры самого объекта, с целью создания единого визуального образа и прилегающего пространства.

Всего предлагается 15 функциональных зон, которые, разделяются на три типа.

Первый тип остановочный комплекс крупного размера, в который входят:

.магазин;

.остановочный павильон рассчитанный до 10 человек;

.доска объявлений;

.карта города;

.освещение;

.урны.

Второй тип остановочный комплекс среднего размера, в который входят:

.киоск;

.остановочный павильон рассчитанный до 7 человек;

.доска объявлений;

.лавочки;

.урны;

.карта города;

.свет.

Третий тип остановочный комплекс малого размера, в который входят:

.остановочный павильон рассчитанный до 5 человек;

.доска объявлений;

.лавочки;

.урны;

.свет.

.3 Эргономика остановочного комплекса

Мной были использованы эргономические параметры с учетом гостов.

Технические средства организации дорожного движения ─ Автобусная остановка должна быть оборудована дорожными знаками, разметкой, светофорами и ограждениями в соответствии с ГОСТ 10807; ГОСТ Р 51256; ГОСТ 25695; ГОСТ 23457.

Освещение автобусных остановок ─ Автобусные остановки, находящиеся в пределах населенных пунктов, должны иметь электрическое освещение. Нормы освещения автобусных остановок должны соответствовать требованиям СНиП 23-05-95. Состояние осветительных установок должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597.

Похожие работы на - Реновация среды остановок общественного транспорта Тольятти Автозаводского района улицы Фрунзе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!