Характеристика
головного судна серии
|
Серия
(тип) судна
|
|
1
|
2
|
3
|
|
African
Albatros
|
Nikolay
Krivoruchko
|
Ocean Alliance
|
Количество
судов в серии, ед.
|
5
|
5
|
5
|
Дедвейт,
т
|
7400
|
4375
|
7700
|
Чистая
грузоподъемность судна, т
|
6300
|
3959
|
6667
|
Киповая
грузовместимость судна, м3
|
11031
|
5635
|
10650
|
BRT, рег.т
|
6552
|
3454
|
6459
|
Осадка
в грузу по ЛГМ, м
|
7,5
|
6,6
|
7,5
|
Скорость
технисеская, узл.
|
В
грузу
|
15,3
|
14,1
|
16,4
|
|
В
балласте
|
16,8
|
14,7
|
16,7
|
Количество
трюмов, ед.
|
5
|
4
|
4
|
Количество
люков,ед.
|
8
|
4
|
4
|
Количество
палуб,ед.
|
2
|
2
|
2
|
Нормы
расхода
|
Топлива
|
На
ходу
|
18,3
|
11,9
|
16,2
|
|
|
На
стоянке
|
2,4
|
1,3
|
3,5
|
|
воды
|
На
ходу
|
4
|
1
|
3,0
|
|
|
На
стоянке
|
4
|
1
|
3,0
|
Себестоимость
судо-суток, долл./сут
|
На
ходу
|
7150
|
5470
|
7600
|
|
На
стоянке
|
5800
|
4500
|
5950
|
Таблица 5. Позиции
судов рассматриваемых типов и график их ремонта в плановом месяце
ВВЕДЕНИЕ
Планирование - активная функция управления с
прямыми связями, направленными от органа управления к объекту управления.
Применительно к управлению работой флота
планирование - это формирование планов перевозок и работы флота на определенные
отрезки времени. Главные цели перевозок и работы флота - удовлетворение
потребностей грузовладельцев в морской перевозке грузов и обеспечение
эффективной работы флота. Главной задачей календарного планирования является
увязка в пространстве и времени работы флота с работой портов и судоремонтных
заводов при выполнении планов перевозок. Основными документами календарного
планирования являются графики флота для судов, работающих в трамповом
судоходстве, и расписания работы судов на линиях. На основании графиков и
расписаний уточняются планы подачи судов под обработку в морские порты,
месячный план ремонта тоннажа, планы бункеровки судов и их
материально-технического снабжения.
Графики и расписания работы флота служат также
для уточнения планов бункеровки судов, их материально-технического снабжения,
обеспечения кадрами и других планов и документов для всех организаций,
связанных с работой флота, обеспечением его технического состояния, контроля и
всего комплекса мер, обеспечивающих нормальное функционирование транспортного
процесса перевозки грузов и технологических процессов работы судов.
В данном курсовом проекте на конкретном примере
будут рассмотрены и применены методы планирования работы флота, нормативы
использования тоннажа, способы и приемы выполнения практических расчетов по
управлению транспортным процессом морских перевозок.
РАЗДЕЛ 1. Краткая характеристика внешних условий эксплуатации
судна
1.1 Характеристика районов плавания
судно движение календарный график
Азовское море
лежит между 45°12′30″ и 47°17′30″ сев. широты и между
33°38′ (Сиваш) и 39°18′ вост. долготы. Самая большая его длина 343
км, самая большая ширина 231 км; длина береговой линии 1472 км; площадь
поверхности - 37605 км². (в эту площадь
не входят острова и косы, занимающие 107,9 кв. км).
Черное море
занимает собою поверхность около 411540 квадр. км. и, при средней глубине около
654 саженей (1197 м.), заключает в себе, по Шпиндлеру, 492565 куб. км. воды.
Вода Черного моря, особенно в поверхностных слоях, гораздо менее солена, чем
вода океанов. Что касается температуры поверхностных слоев Черного моря, то в
разных пунктах и в разные месяцы она колеблется весьма значительно, причем
разница средних месячных температур для некоторых пунктов (как, например,
побережье у Одессы) доходит до 20 градусов слишком.
Берега Мраморного моря преимущественно
гористые, на юге и востоке сильно расчленены. Крупнейшие острова - Мармара,
Принцевы, у северного побережья имеются подводные рифы. В море впадают
небольшие реки Граникус, Сусурлук и др. (практически все - с азиатского
берега). Море не замерзает; зимой температура воды на поверхности 9 °C, летом
до 29 °C. Для гидрологии моря характерен обмен вод Чёрного и Эгейского морей
через проливы. Солёность на поверхности до 26 ‰, что гораздо больше, чем в
Чёрном море, но значительно меньше, чем в океанах. При этом солёность придонной
воды заметно выше - до 38 ‰, что сравнимо с солёностью вод Средиземного моря.
Эгейское море
на северо-востоке через пролив Дарданеллы соединяется с Мраморным морем и далее
- через пролив Босфор с Черным морем, на юге - через несколько проливов между
островами - со Средиземным морем. Площадь моря около 179 тыс. км².
Берега
в основном каменисты, море обрамляют многочисленные, но, как правило, невысокие
горные хребты с полупустынным ландшафтом.
Эгейское море образовалось в результате
погружения в конце плиоцена и в плейстоцене суши (Эгеиды), остатками которой
являются многочисленные острова (в связи с этим Эгейское море ранее называлось
морем Архипелага). Крупнейшие острова - Эвбея, Крит, Лесбос, Родос, Самос.
Преобладают глубины от 200 до 1000 м (наибольшая глубина - 2,529 м на юге).
Средиземное море
на северо-востоке проливом Дарданеллы оно соединяется с Мраморным морем и далее
проливом Босфор - с Чёрным морем, на юго-востоке Суэцким каналом - с Красным
морем.Площадь 2500 тыс. км².Объём
воды 3839 тыс. км³.
Средняя глубина 1541 м, максимальная - 5121
м.Берега Средиземного моря у гористых побережий преимущественно абразионные,
выровненные, у низких - лагунно-лиманные и дельтовые; для восточного побережья
Адриатического моря характерны берега далматинского типа.Наиболее значительные
заливы: Валенсийский, Лионский, Генуэзский, Таранто, Сидра (Б. Сирт), Габес (М.
Сирт).Крупнейшие острова: Балеарские, Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит и Кипр.В
Средиземное море впадают крупные pеки Эбро, Рона, Тибр, По, Нил и др.; общий
годовой сток их ок. 430 км³.
Иони́ческое
мо́ре
- часть Средиземного моря между Балканским и Апеннинским полуостровами и островами
Крит и Сицилия. Через пролив Отранто соединяется с Адриатическим морем, а через
Мессинский пролив - с Тирренским морем.Площадь Ионического моря - 169 тыс. км²,
максимальная
глубина - 5121 м, что является наибольшей глубиной Средиземного моря.В восточной
части Ионического моря расположены Ионические острова. К крупнейшим заливам
Ионического моря относятся Патраикос, Коринфский, Таранто.Динамика изменения
температуры воды - от 14 °C в феврале до 25,5 °C в августе. Солёность превышает
38 ‰. Приливы полусуточные (до 0,4 м).Хозяйственная деятельность: рыболовство
(скумбрия, красный тунец, камбала, кефаль).
Площадь Адриатического моря 144 тыс. км²,
глубина
- от 20 м в северной части моря до 1230 м - в юго-восточной.Западные берега
преимущественно низменные, восточные - гористые. Вблизи восточного побережья
находятся Далматинские острова, являющиеся вершинами береговых хребтов
Динарского нагорья, межгорные долины которых были затоплены при опускании
западной части Балканского полуострова. Берега сильно изрезаны заливами и
изобилуют удобными гаванями. Температура воды с севера на юг изменяется от 24
до 26°С в августе и от 7 до 13°С в феврале. Солёность воды колеблется от 35 до
38‰. Приливы неправильные полусуточные (до 1,2 м). Лето ясное, а зима облачная
и дождливая (до 70% годового количества осадков).
Кра́сное мо́ре (араб.
<#"602675.files/image002.gif">, (2.1.)
где Wkb - киповая
грузовместимость судна b-го типа
Dчb - чистая
грузоподъемность судна b-го типаb -
количество судов b-го типа
м3/т
Определение критерия использования
грузоподъемности и грузовместимости судна при перевозке грузов для последующего
перевода грузопотоков в тоннажепотоки.
Для этого используем коэффициент
перевода грузопотоков в тоннажепотоки.
(2.2)
, если Uр ≤ v => груз «тяжелый»
, если Uр ≥v => груз «легкий»
Значения коэффициента перевода
грузопотоков в тоннажепотоки представлены в табл. 2.1
Таблица 2.1.Определение коэффициента
перевода грузопотоков в тоннажепотоки
Значение
УПО грузов, м3/т
|
Сравнение
УПО с величиной средней удельной грузовместимости судов
|
Категория
груза
|
Определение
коэффициента перевода грузопотоков в тоннажепотоки
|
U1
= 1,5
|
< 1,61
|
«тяжелый»
|
|
U2
= 1,12
|
<
1,61
|
«тяжелый»
|
|
U3
= 3,5
|
> 1,61
|
«легкий»
|
|
U4
= 2,00
|
> 1,61
|
«легкий»
|
|
U5
= 0,7
|
<
1,61
|
«тяжелый»
|
|
Определение величины тоннажепотоков требуемого
для освоения соответствующего грузопотока.
Dp
= KUp · Qг
(2.3)
где Qг
-
величина грузопотока, т
D1
= 1 * 15700 = 15700 т
D2
= 1 * 20000 = 20000 т
D3
= 2,1739 * 15000 = 32609 т
D4
= 1,2422 * 19500 = 24223 т
D5
= 1 * 21000 = 21000 т
Основные величины тоннажепотоков представлены в
табл.2.2
Таблица 2.2 Величины тоннажепотоков для каждой
пары портов
Пара
портов
|
Порты
|
Груз
|
Qг,
тыс.т
|
Uр,
м3/т
|
KUp
|
Dp,
т
|
|
отправления
|
назначения
|
|
|
|
|
|
1
|
Одесса
|
Акаба
|
бумага
|
15,7
|
1,5
|
1
|
15700
|
2
|
Херсон
|
Александрия
|
удобрение
|
20,0
|
1,12
|
1
|
20000
|
3
|
Александрия
|
Одесса
|
хлопок
|
15,0
|
3,50
|
2,1739
|
32609
|
4
|
Бургас
|
Ильичевск
|
сухофрукты
|
19,5
|
2,00
|
1,2422
|
24223
|
5
|
Тулон
|
Мариуполь
|
трубы
м. д.
|
21,0
|
0,7
|
1
|
21000
|
Всего
|
-
|
-
|
-
|
91,2
|
-
|
|
111532
|
Составление косой таблицы тоннажепотоков
Таблица 2.3 Косая таблица тоннажепотоков, т
|
№
|
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Всего
отправлено
|
№
|
Название
порта отправления/назначения
|
Одесса
|
Акаба
|
Херсон
|
Александрия
|
Бургас
|
Ильичевск
|
Тулон
|
Мариуполь
|
|
1
|
Одесса
|
16909
|
15700
|
|
|
|
|
|
|
15700
|
2
|
Акаба
|
|
15700
|
|
|
|
|
|
|
0
|
3
|
Херсон
|
|
|
-20000
|
20000
|
|
|
|
|
20000
|
4
|
Александрия
|
32609
|
|
|
-12609
|
|
|
|
|
32609
|
5
|
Бургас
|
|
|
|
|
-24223
|
24223
|
|
|
24223
|
6
|
Ильичевск
|
|
|
|
|
|
242223
|
|
|
0
|
7
|
Тулон
|
|
|
|
|
|
|
-21000
|
21000
|
21000
|
8
|
Мариуполь
|
|
|
|
|
|
|
|
21000
|
0
|
Всего
прибыло
|
32609
|
15700
|
0
|
20000
|
0
|
24223
|
0
|
21000
|
113532
|
В диагональные клетки таблицы тоннажепотоков
записываем разность между прибывшим и отправленным тоннажем.
Таким образом, получаем порты с избытком (+) и
недостатком (-) тоннажа.
Нахождение оптимально плана перехода тоннажа в
балласте
Проверка выполнения условия баланса
(2.4)
где - общий «запас» тоннажа идущего в
балласте;
- суммарная потребность тоннажа в
соответствующих портах
т
т
Из расчетов видно, что условие
баланса выполнено, следовательно, приступаем к нахождения плана, при котором
количество тоннаже-миль в балласте будет минимальным.
Исходя из условия задачи,
представляем экономико-математическую модель линейного программирования в общем
виде
(2.5)
(2.6)
(2.7)
(2.8)
где xij -
параметр управления, отражающий величину тоннажа, идущего в балласте из i - го
порта с избытком тоннажа в j - ый порт с его недостатком;ij -
расстояние между i
и j портами, мили;
ai - «запасы»
тоннажа
в i - ом порту;
bj -
«потребность» тоннажа в j - ом порту;
Обозначение переменных
рассматриваемой задачи представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.Переменные xij задачи
Порты
с избытком тоннажа
|
Порты
с недостатком тоннажа
|
|
Херсон
|
Александрия
|
Бургас
|
Тулон
|
Одесса
|
x11
|
x12
|
x13
|
x14
|
Акаба
|
x21
|
x22
|
x23
|
x24
|
Ильичевск
|
x31
|
x32
|
x33
|
x34
|
Мариуполь
|
x41
|
x42
|
x43
|
x44
|
Таблица 2.5 Расстояние между портами с избытком
и недостатком тоннажа
Порты
с избытком тоннажа
|
Порты
с недостатком тоннажа
|
|
Херсон
|
Александрия
|
Бургас
|
Тулон
|
Одесса
|
80
|
1064
|
286
|
1685
|
Акаба
|
1595
|
543
|
1297
|
1864
|
Ильичевск
|
93
|
1051
|
273
|
1672
|
Мариуполь
|
525
|
1282
|
559
|
1903
|
Экономико-математическая модель согласно данным
задачи
Целевая функция:
Z = 80*x11 + 1064*x12
+ 286*x13+ 1685*x14+1595*x21+543*x22+1297*x23+
1864*x24 + 93*x31 + 1051*x32+ 273*x33+1672*x34+525*x41+1282*x42+
559*x43 +1903*x44 → min
Ограничения:
по «запасам»:
11
+ x12+ x13 + x14 = 16909
x21
+ x22
+x23
+ x24
= 15700
x31
+ x32
+x33
+ x34
= 24223
x41
+ x42+
x43
+ x44=21000
по «потребностям»:
11 +
x21 +
x31 +
x41 =2000012
+ x22 +
x32 +
x42
=1680913 + x23
+
x33 +
x43 =2422314
+ x24 +
x34 +
x44
=21000
условие неотрицательности переменных:
11
≥ 0; x12 ≥ 0; x13 ≥ 0; x14 ≥
0;
x21
≥ 0; x22
≥ 0; x23
≥ 0; x24
≥ 0;
x31
≥ 0; x32 ≥
0; x33
≥ 0; x34 ≥
0;
x41
≥ 0; x42
≥ 0; x43
≥ 0; x44
≥ 0;
Данная задача решается методом потенциалов на
основании косой таблицы (данных по тоннажепотокам) с помощью ЭВМ программы Excel
Табл 2.6 и табл. 2.7
Таблица 2.8. Совмещение оптимального плана
балластных переходов и косой таблицы тоннажепотоков, тыс. т
|
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Всего
отправлено
|
№
|
Название
порта отправления/назначения
|
Одесса
|
Акаба
|
Херсон
|
Александрия
|
Бургас
|
Ильичевск
|
Тулон
|
Мариуполь
|
|
1
|
Одесса
|
|
15700
|
16909
|
|
|
|
|
|
32609
|
2
|
Акаба
|
|
|
|
12609
|
|
|
3091
|
|
15700
|
3
|
Херсон
|
|
|
|
20000
|
|
|
|
|
20000
|
4
|
Александрия
|
32609
|
|
|
|
|
|
|
|
32609
|
5
|
Бургас
|
|
|
|
|
|
24223
|
|
|
24223
|
6
|
Ильичевск
|
|
|
3091
|
|
21132
|
|
|
|
24223
|
7
|
Тулон
|
|
|
|
|
|
|
|
21000
|
21000
|
8
|
Мариуполь
|
|
|
|
|
3091
|
|
17909
|
|
21000
|
Всего
прибыло
|
32609
|
15700
|
20000
|
32609
|
24223
|
24223
|
21000
|
21000
|
113532
|
На основании полученных значений заданных
грузовых участков и балластных участков строятся схемы движения судов с учетом
предъявленных к ним требований, схемы должны быть, по возможности более
простыми, уравновешенными. Схемы, на которых величина тоннажепотока меньше, чем
минимальное значение грузоподъемности отобранных судов, расформировываются и
присоединяются по участком, к другими схемами движения. С учетом предъявленных
требований были составлены следующие схемы движения (сверху указаны величины
тоннажепотоков).
1. Одесса Акаба−
− − Александрия Одесса
. Бургас Ильичевск −
− − Бургас
. Тулон Мариуполь −
− − Тулон
. Херсон Александрия Одесса−
− − Херсон
. Одесса Акаба−
− − Тулон Мариуполь−
− − БургасИльичевск−
− − Херсон Александрия Одесса
Далее необходимо сравнить величины
тоннажепотоков по полученным схемам движения с минимальным значением
грузоподъемности судна выбранных серий. Схемы движения, которые необходимо
расформировать приведены в табл. 2.9.
Таблица 2.9.
Схема
|
Величина
тоннажепотока, тонн
|
Мин.
значение грузоподъемности отобранных судов, тонн
|
Решение
о расформировании схемы (1-расформировываем; 0-нет)
|
1
|
12609
|
3959
|
0
|
2
|
21131
|
|
0
|
3
|
17909
|
|
0
|
4
|
16909
|
|
0
|
5
|
3091
|
|
1
|
Также нам необходимо осуществить переход от
тоннажепотока к грузопотоку. Для этого используем следующую формулу
(2.9)
где Qkc - величина
грузопотока на каждом участке схемы в грузу
Dpc - величина
тоннажепотока на каждом участке схемы в грузу
KUp -
коэффициент перевода грузопотоков в тоннажепотоки по каждому участку схемы в
грузу
т
т
Аналогично рассчитываем грузопоток
для остальных схем.
Величина грузопотока изображена на
схемах в виде числа, взятого в скобки. При этом на схемах указаны и расстояние
между портами.
После расформирования, получим
следующие схемы
. Одесса Акаба Александрия Одесса
1515
543 1064
2. Бургас Ильичевск Бургас
273
685
3. Тулон Мариуполь Тулон
1903
1903
4. Херсон АлександрияОдесса Херсон
1144
1064 80
Как видно, все схемы соответствуют
основным требованиям, т.е. являются замкнутыми, каждый порт входит в схему
только один раз, исключение составляет начальный порт (конечный), не
встречаются подряд 2 балластных участка.
2.2 Расчет средних параметров схем
движения
Расчет средних параметров схем
движения включает определение для каждой схемы следующих показателей. Суммарный
грузопоток схемы (объем перевозок грузов; показатель, характеризующий
транспортную или перевозочную работу судна на рассматриваемой схеме движения).
(2.10)
Q1 = 15700 +
7222 = 22922 т
Мили плавания (число миль,
пройденных судном по схеме движения (с=1,с)). При выполнении расчетов из общего
числа пройденных миль выделяют мили плавания, пройденные судном в балласте и с
грузом).
(2.11)
L1 = 1515 +
543+1064 = 3122 миль
в том числе, в грузу
(2.12)
l1 =
1515+1064=2579 миль
в том числе, в балласте
(2.13)
l1бал = 543миль.
Грузооборот ( объем транспортной
работы, которую выполняет судно( флот) за определенный период времени( месяц,
квартал, год).
(2.14)
= 15700*1515 + 7222*1064 = 31469708
тн-миль.
Средневзвешенное количество грузов
на судне при его работе по схеме движения
(2.15)
т
Средняя дальность перевозки 1 тонны
груза по схеме движения.
(2.16)
миль
Коэффициент сменности по схеме
движение, показывает сколько раз за время рейса судно могло бы сменить свою
среднюю загрузку.
(2.17)
Величина тоннажа, работающего на
схеме
(2.18)
т
Тоннаже-мили, (2.19)
тнж-миль
Коэффициент использования
грузоподъемности (коэффициент по пробегу)
(2.20)
Средневзвешанные валовые нормы
грузовых работ по схемам движения
(2.21)
т/сут
Итоговые значения соответствующих
показателей рассчитываются следующим образом:
(2.22)
т
(2.23)
миль
(2.24)
миль
(2.25)
миль
(2.26)
(2.27)
тнж-миль
Средневзвешенные величины
соответствующих показателей рассчитываются следующим образом:
(2.28)
= 2322,3 миль
(2.29)
т
(2.30)
= 1183,2 миль
Можно рассчитать коэффициент
сменности в целом по всем схемам:
- 1 способ (2.31)
- 2 способ (2.32)
Можно рассчитать средневзвешенное
значение коэффициента сменности:
(2.33)
= 1,96
Далее определяем коэффициент
использования грузоподъемности флота:
(2.34)
Показатель следует
рассчитывать следующим образом:
(2.35)
= 1008 т/сут
Результаты расчетов средних
параметров схем движения судов приведены в табл. 2.10.
Таблица 2.10 Результаты расчетов средних
параметров схем движения судов
Схема
с=1,С=1,5
|
Qc,
т
|
Lc,
миль
|
lc,
миль
|
lc
балл, миль
|
(Ql)c,
т-миль
|
Qc,
т
|
lc,
миль
|
вс
|
Dc,
т
|
(DL)c,
тнж-миль
|
бгс
|
Мвс,
т/сут
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способ
1
|
Способ
2
|
|
|
|
|
1
|
22922
|
3122
|
2579
|
543
|
31469708
|
10080,0
|
1372,9
|
2,274
|
2,274
|
15700
|
49015400
|
0,642
|
788
|
2
|
19500
|
546
|
273
|
273
|
5323500
|
9750
|
273
|
2
|
2
|
24223
|
13225758
|
0,403
|
947
|
3
|
21000
|
3806
|
1903
|
1903
|
39963000
|
10500
|
1903
|
2
|
2
|
21000
|
79926000
|
0,500
|
1524
|
4
|
27778
|
2288
|
2208
|
80
|
31155792
|
13617,0
|
1121,6
|
2,040
|
2,040
|
20000
|
45760000
|
0,681
|
843
|
Итого
|
91200
|
9762
|
6963
|
2799
|
107912000
|
-
|
-
|
8,250
|
8,250
|
80923
|
187927158
|
-
|
-
|
Средневзв.
|
-
|
2322,3
|
-
|
-
|
-
|
11054,3
|
1183,2
|
1,963
|
-
|
-
|
0,574
|
1008
|
РАЗДЕЛ 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ЗАКРЕПЛЕНИЯ СУДОВ ЗА
СХЕМАМИ ДВИЖЕНИЯ
.1 Определение соотношения ресурсов
флота и объемов перевозок грузов
Определение эксплуатационной скорости судов b-ой
серии
Vэb
=
Kv · Vтb
(3.1)
где Kv
- коэффициент перевода технической скорости в эксплуатационную
Kv
= 0,9 - 0,95
Результаты перевода представлены в виде табл.
3.1.
Таблица 3.1. Эксплуатационная скорость ( в
грузу) рассматриваемых типов судов
Таблица 3.2.Эксплуатационная скорость( в
балласте) рассматриваемых типов судов
Определение средневзвешенной эксплуатационной
скорости, которое следует в грузу:
(3.2)
узл
Определение суммарных тоннаже-суток
в эксплуатации всех судов рассматриваемых типов
(3.3)
Суммарные тоннаже - сутки в
эксплуатации заданных типов судов рассчитываются с учетом плана ремонта в
текущим месяце. Позиции судов рассматриваемых типов судов и график их ремонта
приведен ранее.
= 23 + 26 + 31 + 30 + 31 = 141 cут
= 24 + 29 + 31 + 31 +31 = 146 cут
= 27 + 31 + 31 + 19 + 31 = 139 cут
тнж-сут
тнж-сут
тнж-сут
тнж-сут
Определение средневзвешенной чистой
грузоподъемности судов рассматриваемых типов
(3.4)
т
Определение средневзвешенной
величины производительности 1 т тоннажа судов заданных типов
(3.5)
тм/тнж-сут
Определение величины провозной
способности флота
(3.6)
тм
Определение соотношения провозной
способности флота и величины планового грузопотока
Таблица 3.3. Величины планового
грузооборота и провозной способности флота
Величина планового грузооборота - спрос на
тоннажВеличина провозной способности флота
-
предложение тоннажа
|
|
тм
|
тм
|
107912000
|
166589658,9
|
Если > , то резерв перевозок составляет
= (3.7)
Если < , то резерв флота составляет
= (3.8)
В данном случае установлено, что
<
Следовательно, имеет место резерв
флота
=
тм
.2 Постановка и экономико-математическая
модель задачи расстановки флота по направлениям работы
Решение задачи расстановки тоннажа по схемам
движения предлагается одним из двух способов, в зависимости от выбора параметра
управления.
Поскольку в качестве параметра
управления было выбрано количество судов, а соотношения провозной способности
флота и величины планового грузопотока < , то экономико-математическая модель
примет следующий вид
(3.9)
(3.10)
(3.11)
(3.12)
где xbc -
параметр управления, отражающий количество судов b-го типа, которые работают на
с-ом направлении в течение расматриваемого периодаbc - расходы
одного судна
b-го типа на с-ом направлении за плановый период, тыс долл. США
Nb - количество
судов, которыми располагает судоходная компания для обслуживания грузопотоков
на данных направлениях;
Pbc - провозная
способность одного судна b-го типа на с-ом направлении за
плановый период, тыс т;
Qc - объем
грузопотока по каждому направлению
3.3 Подготовка исходных данных
Расчеты всех показателей приведем на
примере первого типа судна.
Показатели для остальных типов судов
приводятся в таблицах.
Провозная способность одного судна
серии b по схеме с
(3.13)
0,642· 2,274· 6300 = 9198,0 т
Результаты расчета показателя по всем
типам судов и по всем схемам представлены в табл. 3.4.
Таблица 3.4. Результаты расчета
показателя
Схема
|
бгс
|
вс
|
Dчbc,
т
|
Qpbc,
тыс.т.
|
Для
судов 1 серии
|
1
|
0,642
|
2,274
|
6300,0
|
9198,0
|
2
|
0,403
|
2,000
|
6300,0
|
5071,6
|
3
|
0,500
|
2,000
|
6300,0
|
6300,0
|
4
|
0,681
|
2,040
|
6300,0
|
8750,1
|
Для
судов 2 серии
|
1
|
0,642
|
2,274
|
3959,0
|
5780,1
|
2
|
0,403
|
2,000
|
3959,0
|
3187,1
|
3
|
0,500
|
2,000
|
3959,0
|
3959,0
|
4
|
0,681
|
2,040
|
3959,0
|
5498,7
|
Для
судов 3 серии
|
1
|
0,642
|
2,274
|
6667,0
|
9733,8
|
2
|
0,403
|
2,000
|
6667,0
|
5367,1
|
3
|
0,500
|
2,000
|
6667,0
|
6667,0
|
4
|
0,681
|
2,040
|
6667,0
|
9259,8
|
Ходовое время рейса одного судна серии b
по схеме с
(3.14)
сут сут
сут
Результаты расчета показателя по всем
сериям судов и по всем схемам представлены в табл. 3.5.
Таблица 3.5. Результаты расчета
показателя
Схема
|
Мили
плавания Lc
|
Скорость
эксплуатационная
|
Время
|
|
в
грузу lc, миль
|
в
балласте lcбалл, миль
|
в
грузу Veb, миль/сут
|
в
балласте Vebбалл, миль/сут
|
tхгbc,
сут
|
tхбаллbc,
сут
|
tхbc,
сут
|
Для
судов серии 1
|
1
|
2579
|
543
|
348,84
|
383,04
|
7,39
|
1,42
|
8,81
|
2
|
273
|
348,84
|
383,04
|
0,78
|
0,71
|
1,50
|
3
|
1903
|
1903
|
348,84
|
383,04
|
5,46
|
4,97
|
10,42
|
4
|
2208
|
80
|
348,84
|
383,04
|
6,33
|
0,21
|
6,54
|
Для
судов серии 2
|
1
|
2579
|
543
|
321,48
|
335,16
|
8,02
|
1,62
|
9,64
|
2
|
273
|
273
|
321,48
|
335,16
|
0,85
|
0,81
|
1,66
|
3
|
1903
|
1903
|
321,48
|
335,16
|
5,92
|
5,68
|
11,60
|
4
|
2208
|
80
|
321,48
|
335,16
|
6,87
|
0,24
|
7,11
|
Для
судов серии 3
|
1
|
2579
|
543
|
373,92
|
380,76
|
6,90
|
1,43
|
8,32
|
2
|
273
|
273
|
373,92
|
380,76
|
0,73
|
0,72
|
1,45
|
3
|
1903
|
1903
|
373,92
|
380,76
|
5,09
|
5,00
|
10,09
|
4
|
2208
|
80
|
373,92
|
380,76
|
5,91
|
0,21
|
6,12
|
Стояночное время рейса одного судна типа b
по схеме с
(3.15)
сут
Результаты расчета показателя по всем
сериям судов и по всем схемам представлены в табл. 3.6.
Таблица 3.6. Результаты расчета
показателя
Схема
|
Qpbc,
тыс.т.
|
Mbc,
тыс.т./сут.
|
tстbc,
сут.
|
|
Для
судов серии 1
|
1
|
9198,0
|
788
|
23,35
|
2
|
5071,6
|
947
|
10,71
|
3
|
6300,0
|
1524
|
8,27
|
4
|
8750,1
|
843
|
20,76
|
|
Для
судов серии 2
|
1
|
5780,1
|
788
|
14,67
|
2
|
3187,1
|
947
|
6,73
|
3
|
3959,0
|
1524
|
5,20
|
4
|
5498,7
|
843
|
13,05
|
|
Для
судов серии 3
|
1
|
9733,8
|
788
|
24,71
|
2
|
5367,1
|
947
|
11,33
|
3
|
6667,0
|
1524
|
8,75
|
4
|
9259,8
|
843
|
21,97
|
Время рейса одного судна типа b
по схеме с
(3.16)
8,81+ 23,35= 32,16 сут
Результаты расчета показателя по всем
сериям судов и по всем схемам представлены в табл. 3.7.
Таблица 3.7. Результаты расчета
показателя
Схема
|
txbc,
сут
|
tстbc,
сут
|
tpbc,
сут
|
Для
судов серии1
|
1
|
8,81
|
23,35
|
32,16
|
2
|
1,50
|
10,71
|
12,21
|
3
|
10,42
|
8,27
|
18,69
|
4
|
6,54
|
20,76
|
27,30
|
Для
судов серии 2
|
1
|
9,64
|
14,67
|
24,31
|
2
|
1,66
|
6,73
|
8,39
|
3
|
11,60
|
5,20
|
16,79
|
4
|
7,11
|
13,05
|
20,15
|
1
|
8,32
|
24,71
|
33,03
|
2
|
1,45
|
11,33
|
12,78
|
3
|
10,09
|
8,75
|
18,84
|
4
|
6,12
|
21,97
|
28,08
|
Количество рейсов одного судна серии b
по схеме с
(3.17)
Результаты расчета показателя по всем
сериям судов и по всем схемам представлены в табл. 3.8.
Таблица 3.8. Результаты расчета
показателя
Схема
|
Tne,
сут
|
tpbc,
сут
|
rbc,
рейсов
|
Для
судов серии1
|
1
|
31
|
32,16
|
0,964
|
2
|
31
|
12,21
|
2,540
|
3
|
31
|
18,69
|
1,659
|
4
|
31
|
27,30
|
1,136
|
Для
судов серии 2
|
1
|
31
|
24,31
|
1,275
|
2
|
31
|
8,39
|
3,693
|
3
|
31
|
16,79
|
1,846
|
4
|
31
|
20,15
|
1,538
|
Для
судов серии 3
|
1
|
31
|
33,03
|
0,939
|
2
|
31
|
12,78
|
2,425
|
3
|
31
|
18,84
|
1,646
|
4
|
31
|
28,08
|
1,104
|
Провозная способность одного судна серии b
по схеме с
(3.18)
9198,0 *0,964 = 8867,4 т
Результаты расчета показателя по всем
типам судов и по всем схемам представлены в табл. 3.9.
Таблица 3.9. Результаты расчета
показателя
Схема
|
Qpbc,
т
|
rbc,
рейсов
|
Pbc,
т
|
Для
судов серии1
|
1
|
9198,0
|
0,964
|
8867,4
|
2
|
5071,6
|
2,540
|
12880,3
|
3
|
6300,0
|
1,659
|
10448,8
|
4
|
8750,1
|
1,136
|
9936,8
|
Для
судов серии 2
|
1
|
5780,1
|
1,275
|
7370,0
|
2
|
3187,1
|
3,693
|
11769,4
|
3
|
3959,0
|
1,846
|
7308,4
|
4
|
5498,7
|
1,538
|
8458,5
|
Для
судов серии 3
|
1
|
9733,8
|
0,939
|
9136,0
|
2
|
5367,1
|
2,425
|
13016,7
|
3
|
6667,0
|
1,646
|
10972,1
|
4
|
9259,8
|
1,104
|
10221,3
|
Количество судов b-
го типа с учетом графика ремонта
(3.19)
Результаты расчета показателя по всем
типам судов и по всем схемам представлены в табл. 3.10.
Таблица 3.10. Результаты расчета
показателя
Серия
судов
|
Название
главного судна серии
|
Суммарный
эксплуатационный период всех судов серии с учетом графика их ремонта, УТenb
рем, сут.
|
Продолжительность
планового месяца, Тen, сут.
|
Расчетное
количество судов b-ой серии, nbp, рейсов
|
1
|
African
Albatros
|
141
|
31
|
4,548
|
2
|
Nikolay
Krivoruchko
|
146
|
|
4,710
|
3
|
Ocean
Alliance
|
139
|
|
4,484
(3.20)
тыс. долл./рейс
(3.21)
тыс. долл./ экспл. период
Результаты расчета показателя и по всем
сериям судов и по всем схемам представлены в табл. 3.11.
Таблица 3.11.Результаты расчета
показателя и
Схема
|
Cxb
долл./сут
|
txbc,сут
|
Сcтb,долл./сут
|
tcтbc,сут
|
Rрейсbc,тыс.долл./рейс
|
rbc,рейс
|
Rbc,тыс.долл./експл
|
Для
судов серии1
|
1
|
7150
|
8,81
|
5800
|
23,35
|
198398,397
|
0,964
|
191266,868
|
2
|
|
1,50
|
|
10,71
|
72814,892
|
2,540
|
184926,790
|
3
|
|
10,42
|
|
8,27
|
122479,870
|
1,659
|
203138,294
|
4
|
|
6,54
|
|
20,76
|
167153,879
|
1,136
|
189823,980
|
Для
судов серии 2
|
1
|
5470
|
9,64
|
4500
|
14,67
|
118760,721
|
1,275
|
151425,684
|
2
|
|
1,66
|
|
6,73
|
39389,608
|
3,693
|
145459,588
|
3
|
|
11,60
|
|
5,20
|
86817,604
|
1,846
|
160266,685
|
4
|
|
7,11
|
|
13,05
|
97579,390
|
1,538
|
150104,473
|
Для
судов серии 3
|
1
|
7600
|
8,32
|
5950
|
24,71
|
210252,528
|
0,939
|
197340,003
|
2
|
|
1,45
|
|
11,33
|
78440,454
|
2,425
|
190240,861
|
3
|
|
10,09
|
|
8,75
|
128721,490
|
1,646
|
211841,481
|
4
|
|
6,12
|
|
21,97
|
177188,468
|
1,104
|
195587,672
|
Полученные выше результаты расчетов
представляются в сводной таблице (табл. 3.12)
Таблица 3.12. Сводная таблица результатов
расчетов - исходные данные для реализации задачи расстановки флота по
направлениям работы
Схема
|
Qpbc,
тыс.т.
|
tpbc,сут
|
В
том числе
|
rbc,рейс
|
Pbc,т
|
Rрейсbc,тыс.долл./рейс
|
Rbc,тыс.долл./експл.
|
|
|
|
txbc,сут
|
tcтbc,сут
|
|
|
|
|
Для
судов серии1
|
1
|
9198,00
|
32,16
|
8,811
|
23,35
|
0,964
|
8867,37
|
198398,40
|
191266,87
|
2
|
5071,63
|
12,21
|
1,495
|
10,71
|
2,540
|
12880,33
|
72814,89
|
184926,79
|
3
|
6300,00
|
18,69
|
10,423
|
8,27
|
1,659
|
10448,83
|
122479,87
|
203138,29
|
4
|
8750,07
|
27,30
|
6,538
|
20,76
|
1,136
|
9936,79
|
167153,88
|
189823,98
|
Для
судов серии 2
|
1
|
5780,14
|
24,31
|
9,642
|
14,67
|
1,275
|
7369,96
|
118760,72
|
151425,68
|
2
|
3187,07
|
8,39
|
1,664
|
6,73
|
3,693
|
11769,36
|
39389,61
|
145459,59
|
3
|
3959,00
|
16,79
|
11,597
|
5,20
|
1,846
|
7308,38
|
86817,60
|
160266,69
|
4
|
5498,66
|
20,15
|
7,107
|
13,05
|
1,538
|
8458,47
|
97579,39
|
150104,47
|
Для
судов серии 3
|
1
|
9733,82
|
33,03
|
8,323
|
24,71
|
0,939
|
9136,02
|
210252,53
|
197340,00
|
2
|
5367,07
|
12,78
|
1,447
|
11,33
|
2,425
|
13016,70
|
78440,45
|
190240,86
|
3
|
6667,00
|
18,84
|
10,087
|
8,75
|
1,646
|
10972,12
|
128721,49
|
211841,48
|
4
|
9259,80
|
28,08
|
6,115
|
21,97
|
1,104
|
10221,33
|
177188,47
|
195587,67
|
3.4 Составление и решение
распределительной задачи
Исходные данные задачи, а также промежуточные и
конечные результаты ее решения представлены в табл. 3.13
Решается распределительная задача на ЭВМ с
помощью программы Excel.
Таблица 3.13. Входные
данные, промежуточные и конечне результаты решения задачи растановки флота по
направлениям работы с использованием
функции «Поиск решения» EXEL
(параметр управления - количествосудов)
РАЗДЕЛ 4. СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКА РАБОТЫ СУДОВ
Исходными данными для ввода судов в график
являются: позиции судов и график их ремонта в плановом месяце. Расчеты
начинаются с момента освобождения судов по обязательствам предпланового периода
и заканчиваются моментом выгрузки в последнем рейсе планового периода.
При этом следует руководствоваться методикой
учета выполнения плана по “отправлению”, согласно которой перевозка считается
выполненной в счет плана данного месяца, если судно сделало отход с грузом в
этом месяце, в интервале с 00 часов первого числа до 24 часов последнего числа
этого месяца. Суда вводятся в график согласно полученному математическим
методам плану расстановки и должны работать на соответствующих схемах до конца
месяца. В случае освоения объема перевозок судно переводится на другую схему.
Общее число обрабатываемых судов в порту в любой момент планового месяца не
должно превышать расчетного числа причалов.
Число причалов по каждому порту определяется по
формуле
(4.1)
где - количество груза,
перерабатываемого в порту за месяц (т);
- валовая суточная норма грузовых
работ по группе судов, занятых перевозкой заданных грузов (т/сут).
Исходная информация для определения
числа причалов представлена в виде табл. 4.1.
Таблица 4.1. Нормы обработки судов и
количество погруженного/выгруженного груза в порту
Пара
портов
|
Порты
отправления и назначения
|
Груз
|
Операция
|
Нормы
обработки судна, т/сут
|
Количество
погруженного /выгруженного груза в порту,т
|
1.
|
Одесса
|
Бумага
|
погрузка
|
850
|
15700
|
|
Акаба
|
|
выгрузка
|
950
|
15700
|
2.
|
Херсон
|
Удобрение
|
погрузка
|
1200
|
20000
|
|
Александрия
|
|
выгрузка
|
825
|
20000
|
3.
|
Александрия
|
Хлопок
|
погрузка
|
825
|
7222
7778
|
|
Одесса
|
|
выгрузка
|
500
|
15000
|
4.
|
Бургас
|
Сухофрукты
|
погрузка
|
900
|
19500
|
|
Ильичевск
|
|
выгрузка
|
1000
|
19500
|
5.
|
Тулон
|
Трубы
малого диаметра
|
погрузка
|
1000
|
21000
|
|
Мариуполь
|
|
выгрузка
|
3200
|
21000
|
Полученный результат округляется до целого числа
(в большую сторону).
Таблица 4.2 Количество причалов
Порт
|
№причалов
|
№
пр. округл.
|
Одесса
|
2,107
|
3
|
Акаба
|
0,719
|
1
|
Херсон
|
0,725
|
1
|
Александрия
|
1,845
|
2
|
Бургас
|
0,942
|
1
|
Ильичевск
|
0,848
|
1
|
Тулон
|
0,913
|
1
|
Мариуполь
|
0,285
|
1
|
Если в одном из портов схемы движения в заданном
периоде происходит “накладка”, т.е. количество судов в отдельный момент
превышает расчетное количество причалов, то судно может быть переведено на один
или несколько простых рейсов на другую схему проектного варианта. Расчеты по
вводу судов в график ведутся по простым рейсам, входящим в общую схему. При
этом балластный переход включается в состав следующего за ним рейса. Расчеты
всех показателей приведем на примере третьего судна(African Сamellia) первого
типа на 2-ой схеме.
Количество грузов в загрузке судна
по участкам рассматриваемых схем (), по отдельным судам (), по сериям
() и в целом по
флоту ().
Для «тяжелого» груза
,
(4.2.)
Для «легкого» груза
,
(4.3.)
т
Количество грузов по судну на
соответствующей схеме
(4.4)
Определение количества груза по
каждой b-ой серии
судов:
(4.5)
т
Определение количества груза в целом
по флоту:
тонн
Расстояния, пройденные судами в
грузу и в балласте, соответственно, по отдельным судам (), по сериям
() и в целом
по флоту ().
Расстояние, пройденное n-ым
судном b-ой серии в грузу:
(4.6)
миль
Расстояние, пройденное n-ым судном b-ой серии в
балласте:
(4.7)
миль
Расстояние, пройденное судами b-ой
серии в грузу:
(4.8)
миль
Расстояние, пройденное судами b-ой серии в
балласте:
(4.9)
миль
Расстояние, пройденное флотом
судоходной компании в грузу за рассматриваемый период:
(4.10)
миль
(4.11)
миль
Грузооборот по участкам схемы (),по
отдельным судам (), по сериям
() и в целом
по флоту .
Грузооборот по участкам схемы ():
(4.12)
тыс. т-миль
Грузооборот по отдельным судам ():
(4.13)
, тыс. т-миль
Грузооборот по сериям судов():
(4.14)
тыс. тонно-миль
Грузооборот в целом по флоту:
(4.15)
, тыс. тонно-миль
Время перехода по участкам схемы (), по
отдельным судам (), по сериям
(), по флоту
в целом ()
Для перехода судна с грузом:
(4.16)
сут
Для перехода судна в балласте
(4.17)
сут
Общее ходовое время n-го судна b-ой серии
при работе на рассматриваемой схеме движения путем суммирования полученных выше
величин:
(4.18)
сут
Ходовое время по судам каждой серии:
(4.19)
сут
Ходовое время в целом по флоту:
(4.20)
сут
Время стоянки судов в каждом порту (), по
отдельным судам (), по сериям
судов () и в целом
по флоту ().
Операции по погрузке грузов:
(4.21)
сут
Операции по выгрузке грузов:
(4.22)
сут
Время рейса по отдельным судам (), по типам
судов () и в целом
по флоту ().
Время рейса по отдельным судам:
(4.23)
сут
Время рейса в целом по типу судна:
(4.24)
сут
Время работы судов в целом по флоту:
(4.25)
сут
Аналогично рассчитываем показатели
для всех судов всех типов по всем участкам схем.
Результаты расчетов приведены в
табл. 4.3.
Параллельно с расчетами по вводу
судов в график, выполняется его построение (на миллиметровой бумаге). На оси
ординат располагают корреспондирующие порты в географической
последовательности. На оси абсцисс отмечаются календарные даты планового
периода в сутках. Масштаб времени: одни сутки - 25 мм. При построении графика,
на нем, с помощью линий, имеющих определенную условно принятую конфигурацию
(Таблица 4.4.), отмечаются все элементы времени рейса.
Условные обозначения всех элементов
графика приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4. Условно принятая
конфигурация линий, которые отображают элементы времени рейса
процесс
погрузки
|
одна
жирная линия
|
|
процесс
выгрузки
|
две
тонкие параллельные линии
|
|
переход
судна с грузом
|
одна
тонкая линия
|
|
переход
судна в балласте
|
одна
тонкая пунктирная линия
|
|
Над линией, графически отражающей процесс погрузки,
указывается:
· название судна;
· наименование груза;
· количество груза;
· время стоянки судна в порту под
обработкой.
Построение прямого (горизонтального) графика
выполняется по данным «косого» графика. По вертикали сверху вниз располагаются
суда, по горизонтали - даты планового периода. Работа каждого судна
отображается на одной линии. Над линиями, обозначающими погрузку и выгрузку,
указываются:
· название порта;
· наименование груза;
· количество груза;
· время стоянки судна в порту под
обработкой.
По итогам выполненных расчетов и полученного
графика работы группы судов (графика обеспечения тоннажем плана перевозок),
заполняется таблица 4.5, в которой рассчитываются статистические показатели,
позволяющие количественно оценить выполнение плана перевозок.
План перевозок должен быть обеспечен полностью
по всем родам грузов. Превышение плановых объемов перевозок допустимо не более
чем на 10-15%.
Таблица 4.3 Данные по вводу судов в график
Таблица 4.5. Оценка выполнения плана перевозок
Род
груза
|
Величина
грузопотока (Qs), т
|
Абсолютное
приращение оцениваемого показателя ДQs = Qsn-
Qso
|
Темп
роста (индекс)
|
Темп
прироста
|
|
Плановая
(Qsn)
|
Отчетная
(график) (Qso)
|
|
KpQs
=Qso/ Qsn, дол.ед.
|
Tp%Qs
= KpQs*100, %
|
KnpQs=
ДQs/ Qsn, дол.ед.
|
Tnp%Qs
= KnpQs*100,%
|
Бумага
|
15700,0
|
17293,0
|
1593,0
|
1,10
|
110,15
|
0,10
|
10,15
|
Удобрения
|
20000,0
|
20001,0
|
1,0
|
1,00
|
100,01
|
0,00
|
0,01
|
Хлопок
|
15000,0
|
15500,4
|
500,4
|
1,03
|
103,34
|
0,03
|
3,34
|
Сухофрукты
|
19500,0
|
22062,0
|
2562,0
|
1,13
|
113,14
|
0,13
|
13,14
|
Трубы
м.д.
|
21000,0
|
21252,0
|
252,0
|
1,01
|
101,20
|
0,01
|
1,20
|
Итого
|
91200,0
|
96108,4
|
4908,4
|
1,05
|
105,38
|
0,05
|
5,38
|
РАЗДЕЛ 5. РАСЧЕТ ПЛАНОВЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ФЛОТА В СООТВЕТСТВИИ С КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ
Расчет эксплуатационных показателей производится
по сериям судов и по флоту в целом. Показатели тоннаже-миль в эксплуатации по
судам:
(5.1)
тоннаже-миль
Показатели тоннаже-миль в
эксплуатации по серии судов:
(5.2)
тоннаже-миль
Показатели тоннаже-миль в
эксплуатации в целом по флоту:
(5.3)
тоннаже-миль
Показатель тоннаже-суток на ходу по
отдельным судам:
(5.4)
тоннаже-сутки на ходу
Показатели тоннаже-суток на ходу по
серии судов:
(5.5)
тоннаже-сутки на ходу
Показатели тоннаже-суток на ходу в
целом по флоту:
(5.6)
тоннаже-сутки на ходу
Показатель тоннаже-суток в
эксплуатации по отдельным судам:
(5.7)
тоннаже-сутки в эксплуатации
Показатель тоннаже-суток в
эксплуатации по сериям судов:
(5.8)
тоннаже-сутки в эксплуатации
Показатель тоннаже-суток в
эксплуатации по флоту:
(5.9)
тоннаже-сутки в эксплуатации
Расчет эксплуатационных показателей
выполняется по типам судов и по флоту в целом и представлен в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Показатели работы и затрат ресурсов
флота
Судно
|
Dчnb
|
Qnb
|
(Ql)nb
|
Lnb,
|
(DчL)nb
|
txnb
|
t
стnb сут
|
t
рnb
|
(Dчtx)nb
|
(Dчtэ)nb
|
|
т
|
т
|
тм
|
миль
|
тыс.
тнж-миль
|
сут
|
|
сут
|
тнж-сут
|
тнж-сут
|
Для
судов серии 1
|
African
Сamellia
|
6300,0
|
16546,50
|
4517194,50
|
2213
|
13941900
|
5,99
|
34,93
|
40,92
|
37722,74
|
257791,19
|
African
Azalea
|
6300,0
|
8667,20
|
4859140,30
|
2674
|
16846200
|
10,21
|
21,77
|
31,98
|
64330,17
|
201465,26
|
Итого
по типу
|
12600,0
|
25213,70
|
9376334,80
|
4887
|
30788100
|
16,20
|
56,70
|
72,90
|
102052,91
|
459256,46
|
Для
судов серии 2
|
Nikolay
Kuznetsov
|
3959,0
|
7918,00
|
15067954,00
|
7394
|
29272846
|
22,54
|
10,39
|
32,93
|
89245,03
|
130388,44
|
Nikolay
Zabolotniy
|
3959,0
|
7179,00
|
9423965,00
|
4266
|
16889094
|
16,36
|
19,17
|
35,53
|
64785,38
|
140671,67
|
Итого
по типу
|
7918,0
|
15097,00
|
24491919,00
|
11660
|
46161940
|
38,91
|
29,56
|
68,47
|
154030,40
|
271060,11
|
Для
судов серии 3
|
Ocean
Angel
|
6667,0
|
16376,90
|
18491741,60
|
3512
|
23414504
|
9,38
|
37,05
|
46,43
|
62567,77
|
309568,49
|
Ocean
Camelot
|
6667,0
|
13334,00
|
25374602,00
|
6949
|
46328983
|
18,64
|
17,50
|
36,14
|
124274,44
|
240952,77
|
Ocean
Beauty
|
6667,0
|
6667,00
|
7627048,00
|
1224
|
8160408
|
3,27
|
13,64
|
16,91
|
21798,32
|
112716,50
|
Ocean
Alpha
|
6667,0
|
9709,90
|
13338150,60
|
3408
|
22721136
|
9,07
|
24,64
|
33,71
|
60501,63
|
224747,09
|
Ocean
Alliance
|
6667,0
|
9709,90
|
13338150,60
|
3301
|
22007767
|
8,79
|
24,64
|
33,43
|
58628,09
|
222873,55
|
Итого
по типу
|
26668,0
|
55797,70
|
78169692,80
|
18394
|
122632798
|
49,16
|
117,46
|
166,62
|
327770,25
|
1110858,40
|
Итого
по флоту
|
47186,0
|
96108,40
|
112037946,60
|
34941
|
199582838
|
104,27
|
203,72
|
307,99
|
583853,56
|
1841174,97
|
Средневзвешенные значения качественных
эксплуатационных показателей рассчитываются на базе данных, полученных в табл.
5.1.
Расчеты всех показателей приведем на примере
третьего судна первой серии. Коэффициент использования грузоподъемности
(коэффициент по пробегу), является самым важным показателем качества
использования тоннажа, который определяет средний уровень загрузки судна(флота)
с учетом приема и сдачи груза в промежуточных портах захода, а также балластных
пробегов.
Коэффициент использования грузоподъемности по
отдельным судам
(5.10.)
Коэффициент использования грузоподъемности по
сериям судов
(5.11)
Коэффициент использования
грузоподъемности по флоту:
(5.12)
Коэффициент ходового времени (коэффициент
использования тоннажа в движении) характеризует использование эксплуатационного
времени грузовых судов в движении. Показывает, какую часть эксплуатационного
периода судно, а точнее 1 тонна его грузоподъемности, находится в ходу.
Коэффициент ходового времени по отдельным судам:
(5.13)
Коэффициент ходового времени по
серии судов:
(5.14)
Коэффициент ходового времени по
флоту:
Среднесуточная эксплуатационная
скорость показывает скорость, которую фактически имело судно (группа судов) за
эксплуатационный период.
Среднесуточная эксплуатационная
скорость по отдельным судам:
(5.16)
тыс. миль/сут
Среднесуточная эксплуатационная
скорость по серии судов
(5.17)
миль/сут
Среднесуточная эксплуатационная
скорость по флоту
(5.18)
миль/сут.
Провозная способность 1 тонны
грузоподъемности:
Способ 1.
Провозная способность 1 тонны
грузоподъемности по отдельным судам:
, (5.19)
Провозная способность 1 тонны грузоподъемности
по серии судов:
(5.20)
Провозная способность 1 тонны
грузоподъемности по флоту:
(5.21)
Способ 2.
Провозная способность 1 тонны
грузоподъемности по отдельным судам:
(5.22)
Провозная способность 1 тонны
грузоподъемности по серии судов:
(5.23)
Провозная способность 1 тонны
грузоподъемности по флоту:
(5.24)
Аналогично рассчитываются показатели
для остальных типов судов и вносятся в табл. 5.2.
Таблица 5.2 Эксплуатационные
показатели работы флота
Судно
|
Коэффициент
использования грузоподъемности (б )
|
Коэффициент
ходового времени (ех)
|
Среднесуточная
эксплуатационная скорость (Vе), миль/сут.
|
Производительностьь
1 т грузоподъемности (мв ), тн-мили/тнж-сут
|
|
|
|
|
способ
1
|
способ
2
|
Для
судов серии 1
|
African
Сamellia
|
0,324
|
0,146
|
369,589
|
17,523
|
17,523
|
African
Azalea
|
0,288
|
0,319
|
261,871
|
24,119
|
24,119
|
Итого
по типу
|
0,305
|
0,222
|
301,688
|
20,416
|
20,416
|
Для
судов серии 2
|
Nikolay
Kuznetsov
|
0,515
|
0,684
|
328,005
|
115,562
|
115,562
|
Nikolay
Zabolotniy
|
0,558
|
0,461
|
260,693
|
66,993
|
66,993
|
Итого
по типу
|
0,531
|
0,568
|
299,694
|
90,356
|
90,356
|
Для
судов серии 3
|
Ocean
Angel
|
0,790
|
0,202
|
374,226
|
59,734
|
59,734
|
Ocean
Camelot
|
0,548
|
0,516
|
372,796
|
105,309
|
105,309
|
Ocean
Beauty
|
0,935
|
0,193
|
374,360
|
67,666
|
67,666
|
Ocean
Alpha
|
0,587
|
0,269
|
375,546
|
59,347
|
59,347
|
Ocean
Alliance
|
0,606
|
0,263
|
375,379
|
59,846
|
59,846
|
Итого
по типу
|
0,637
|
0,295
|
374,143
|
70,369
|
70,369
|
Итого
по флоту
|
0,561
|
0,317
|
341,837
|
60,851
|
60,851
|
РАЗДЕЛ 6. РАСЧЕТ
ПЛАНОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ФЛОТА В СООТВЕТСТВИИ С КАЛЕНДАРНЫМ
ПЛАНОМ
Эксплуатационные расходы по отдельным судам:
(6.1)
долл. США
Эксплуатационные расходы по сериям
судов:
(6.2)
долл. США
Эксплуатационные расходы по флоту:
(6.3)
долл. США
Себестоимость морской перевозки
грузов соответствующим n-ым судном b-ой серии:
(6.4)
долл. США/тонна
Аналогично рассчитываются показатели
для остальных типов судов. Результаты расчетов представлены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Результаты определения
себестоимости морской перевозки грузов
Судно
|
Количество
грузов в загрузке судна (Qnb),Т
|
Себестоимость
судо-сут,долл./сут.
|
Ходовое
время (txnb),сут
|
Стояночное
время (tстnb),сут
|
Эксплуатационные
затраты (Rnbe),долл.
|
Себестоимость
превозки (rnb),долл./т
|
|
|
на
ходу (Сnbx)
|
на
стоянке (Cbст)
|
|
|
|
|
Тип
судна 1
|
African
Сamellia
|
16546,5
|
7150
|
5800
|
5,99
|
34,93
|
245415
|
14,83
|
African
Azalea
|
8667,2
|
7150
|
5800
|
10,21
|
21,77
|
199261
|
22,99
|
Итого
по типу
|
25213,7
|
-
|
-
|
16,20
|
56,70
|
444676,0
|
-
|
Тип
судна 2
|
Nikolay
Kuznetsov
|
7918,0
|
5470
|
4500
|
22,54
|
10,39
|
170072
|
21,48
|
Nikolay
Zabolotniy
|
7179,0
|
5470
|
4500
|
16,36
|
19,17
|
175768
|
24,48
|
Итого
по типу
|
15097,0
|
-
|
-
|
38,91
|
29,56
|
345839,9
|
-
|
Тип
судна 3
|
Ocean
Angel
|
16376,90
|
7600
|
5950
|
9,38
|
37,05
|
291761
|
17,82
|
Ocean
Camelot
|
13334,00
|
7600
|
5950
|
18,64
|
17,50
|
245796
|
18,43
|
Ocean
Beauty
|
6667,00
|
7600
|
5950
|
3,27
|
13,64
|
105989
|
15,90
|
Ocean
Alpha
|
9709,90
|
7600
|
5950
|
9,07
|
24,64
|
215550
|
22,20
|
Ocean
Alliance
|
9709,90
|
7600
|
5950
|
8,79
|
24,64
|
213414
|
21,98
|
Итого
по типу
|
55797,70
|
-
|
-
|
49,16
|
117,46
|
1072510,6
|
-
|
Итого
по флоту
|
96108,40
|
-
|
-
|
104,27
|
203,72
|
1863026,5
|
-
|
Для определения дохода необходимо по каждому
судну предварительно установить фрахтовую ставку. Исходя из условия, что
фрахтовая ставка по каждому судну должна превышать себестоимость перевозки
груза этим судном, которая составляет от 5 до 70 %, исходя из существующей
конъюнктуры фрахтового рынка: Фрахтовая ставка за перевозку s-го
груза n-ым судном
b-ой серии принимаю
из диапазона, который указан в исходных данных. При этом стоит
обратить внимание на, чтобы данная фрахтовая ставка была больше, чем
себестоимость перевозки( rnb)
соответствующим n-ым судном b-ой
серии.
Доход по отдельным судам:
1. если судно перевозит один вид груза:
(6.5)
долл. США
2. если судно перевозит несколько видов
груза:
(6.6)
долл. США
Доход по сериям судов:
(6.7)
долл. США
Доход по флоту:
(6.8)
долл. США
Прибыль по отдельным судам:
(6.9)
долл. США
Прибыль по сериям судов:
или (6.10)
долл. США
Прибыль по флоту:
или (6.11)
долл. США
Уровень прибыльности по отдельным
судам:
(6.12)
Уровень прибыльности по серии судов:
(6.13)
Уровень прибыльности по флоту:
(6.14)
Интенсивность получения прибыли по
отдельным судам:
(6.15)
долл./тоннаже-сутки
Интенсивность получения прибыли по
серии судов:
(6.16)
долл./тоннаже-сутки
Интенсивность получения прибыли по
флоту:
(6.17)
долл./тоннаже-сутки
Таблица 6.2. Исходные данные и результаты
определения экономических показателей
Судно
|
Название
S-го груза, который перевозится
|
Кол-во
груза, (Qnbs), т
|
Фрахтовая
ставка (fnbs),долл.
|
Доход
(Fnb),долл
|
Эксплуатационные
затраты (Rnbэ),долл.
|
Прибыль
(Фnb),долл.
|
Уровень
прибыльности (Кnbдох)
|
Интенсивность
получения прибыли(лnb), долл./тнж-сут.
|
Тип
судна 1
|
African
Сamellia
|
Сухофрукты
|
16546,5
|
92,0
|
1522278,0
|
245415,0
|
1276863,0
|
6,20
|
4,95
|
African
Azalea
|
Сухофрукты
|
5515,5
|
92,0
|
633494,0
|
199261,0
|
434233,0
|
3,18
|
2,16
|
|
Хлопок
|
3151,7
|
40,0
|
|
|
|
|
|
Итого
по типу
|
25213,7
|
224,0
|
2155772,0
|
444676,0
|
1711096,0
|
4,85
|
3,73
|
Тип
судна 2
|
Nicolay
Kuznetsov
|
Трубы
м.д.
|
7918,0
|
35,0
|
277130,0
|
170072,2
|
107057,8
|
1,63
|
0,82
|
Nikolay
Zabolotskiy
|
Хлопок
|
3220,0
|
40,0
|
334668,0
|
175767,7
|
1,90
|
1,13
|
|
Бумага
|
3959,0
|
52,0
|
|
|
|
|
|
Итого
по типу
|
15097,0
|
127,0
|
611798,0
|
345839,9
|
265958,1
|
1,77
|
0,98
|
Тип
судна 3
|
Ocean
Angel
|
Удобрение
|
13334,0
|
31,0
|
535070,0
|
291760,8
|
243309,2
|
1,83
|
0,79
|
|
Хлопок
|
3042,9
|
40,0
|
|
|
|
|
|
Ocean
Camelot
|
Трубы
м.д.
|
13334,0
|
35,0
|
466690,0
|
245796,0
|
220894,0
|
1,90
|
0,92
|
Ocean
Beauty
|
Удобрение
|
6667,0
|
31,0
|
206677,0
|
105989,3
|
100687,7
|
1,95
|
0,89
|
Ocean
Alpha
|
Бумага
|
6667,0
|
52,0
|
468400,0
|
215550,2
|
252849,8
|
2,17
|
1,13
|
|
Хлопок
|
3042,9
|
40,0
|
|
|
|
|
|
Ocean
Alliance
|
Хлопок
|
3042,9
|
40,0
|
468400,0
|
213414,4
|
254985,6
|
2,19
|
1,14
|
|
Бумага
|
6667,0
|
52,0
|
|
|
|
|
|
Итого
по типу
|
55797,7
|
321,0
|
2145237,0
|
1072510,6
|
1072726,4
|
2,00
|
0,97
|
Итого
по флоту
|
96108,4
|
672,0
|
4912807,0
|
1863026,5
|
3049780,5
|
2,64
|
1,66
|
РАЗДЕЛ 7. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Исходя из полученных результатов, план перевозок
обеспечен полностью по всем видам грузов. Превышение объемов перевозки в
пределах нормы (не превышает 10-20%). Темпы роста составляют от 100,01% до
113,14%.
Построенный график показывает, что на всем
отрезке планирования накладок в портах не происходит, причалы портов загружены
достаточно равномерно, время завершения погрузки груза не выходит за границы
планового периода. Это свидетельствует о качественно составленном графике
работы флота.
Анализ экономических показателей свидетельствует
о том, что работа всех судов, участвующих в перевозке грузов, является
рентабельной и не приносит убытков.
В данной курсовой работе наблюдается небольшое
увеличение грузопотока в плановом и отчетном периодах. Это связано с
неравномерными валовым нормами грузовых работ в разных портах по разным видам
груза, использованием неполной грузоподъемности судов при перевозке «легких»
грузов (например таких как хлопок и сухофрукты), стоянкой судов на ремонте,
относительно большими балластными переходами, введения в эксплуатацию после
начала планового периода.
В результате анализа экономических показателей
работы флота, мы можем сделать выводы, что наиболее эффективными в
экономическом смысле, являются суда 1 серии «African».
Данная серия судов обладает достаточно большими значениями себестоимости
перевозки одной тонны груза, но при этом значения уровня доходности, по
сравнению с другими сериями судов является больше.
ВЫВОД
В курсовом проекте на основании характеристик
внешних условий эксплуатации судов, были выявлены порты с избытком и
недостатком тоннажа.
Недостаток тоннажа испытывают порты:
· Херсон;
· Александрия;
· Бургас;
· Тулон.
Избыток тоннажа испытывают порты:
· Одесса;
· Акаба;
· Ильичевск;
· Мариуполь.
И были минимизировано количество тоннаже-вмиль в
балласте, на основе чего были построены 5 оптимальных схем движения, но в связи
с тем, что величина тоннажепотока на одной из них была меньше, чем минимальная
грузоподъемность судов отобранных серий, после уточнения осталось 4 схемы
движения:
1. Одесса Акаба Александрия Одесса
1515
543 1064
2. Бургас Ильичевск Бургас
273
685
3. Тулон Мариуполь Тулон
1903
1903
4. Херсон АлександрияОдесса Херсон
1144
1064 80
В результате оптимизации плана закрепления судов
за схемами движения, было определено точное количество судов и распределены
серии судов по схемам движения:
- на первой схеме (с=1) используются суда 1-ой
серии (серия «African»,
b=2,58)
на второй схеме (с=2) используются суда 2-ой
(серия «Nikolay»,
b= 1,66)
- на третьей схеме (с=3) используются суда 3-ей
(серия «Ocean», b=
1,91);
- на четвертой схеме (с=4) используются суда
1-ой серии (серия «African»,
b= 0,20) и суда 2-ой
(серия «Nikolay»,
b= 3,05)
Далее был составлен расчет и график работы судов
исходя из освобождения от обязательств предыдущего периода и ремонта. В
результате были использованы такие суда:
Серия судов 1 «African»:
· African Camellia;
· African Azalea;
Серия судов 2 «Nikolay»:
· Nicolay Kuznetsov;
· Nicolay Zabolotskiy.
Серия судов 3 «Ocean»:
· Ocean Angel
· Ocean Camelot
· Ocean Beauty.
· Ocean Alpha
· Ocean
Aliance;
Была произведена оценка выполнения плана
перевозок.
Плановая величина грузопотока
составляет:
· Бумага 15700,0 т
· Удобрения 20000,0 т
· Хлопок 15000,0 т
· Сухофрукты 19500,0 т
· Трубы м.д. 21000,0 т
Отчетная величина грузопотока
составляет:
· Бумага 17293,0 т
· Удобрения 20001,0 т
· Хлопок 15500,4 т
· Сухофрукты 22062,0т
· Трубы м.д. 21252,0 т
План перевозок обеспечен полностью. Превышение
плановых показателей в пределах допустимого (от 0,01% до 13,14%).
Исходя из расчета экономических показателей
работы флота в соответствии с календарным графиком, был произведен анализ
полученных результатов, и было выявлено, что лучшим типом судов являются суда 1
серии «African»,
которые являются самой прибыльной серией судов.
Уровень прибыльности составляет
4,95, что вполне соразмерно с уровнем увеличения фрахтовой ставки исходя из
коньюктуры рынка (К1,5).
Считается целесообразным её дальнейшее увеличение, для того, чтобы суда других
серий также были прибыльными.
Суда серии African» обладают
большой грузоподъемностью и экплуатационой скоростью, хотя себестоимость на
ходу и на стоянке также большая.
Суда серии «African» не стояли
в ремонте и на рейде, эксплуатировались весь заданный плановый период, что
имеет существенное влияние на расчетные показатели.
Производительность одной тонны
тоннажа по флоту в целом уменьшилась (плановый показатель составляет 69,6146, а
отчетный 60,851) . Это связано с неравномерными валовым нормами грузовых работ
в разных портах по разным видам груза, большими балластными переходами,
введения в эксплуатацию после начала планового периода, величина эксплуатационной
скорости на 10% была ниже технической, увеличением отчетной величины
грузопотока по всем видам грузов по сравнению с плановой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирилова Е.В. Управление работой
флота. Модульный блок 2. Обоснование календарного плана работы группы судов:
Учебно-методическое пособие. - Одесса : ОНМУ
2012. - 125 с.
2. Организация и планирование
работы морского флота/Под ред.проф. Союзова А.А. - М.:Транспорт, 1979.
. Панарин П.Я. Управление
работой морского флота. - Одесса: ОГМУ, 2001.
. Порты мира: Краткий
справочник. - М.:Изд. ГУМ, 2002. - 336 с.
. Снопков В.И. Морская
перевозка грузов. Справочное пособие. - М.: Транспорт, 1978.
. Юшкова Л.Ф. Календарный
план работы группы судов: Учебно-методическое пособие. - Одесса : ОНМУ 2009. -
23 с.
7. Электронно-информационные
ресурсы
http:/searates.com/ru/
<#"602675.files/image324.gif">
Приложение Б
Отчет о результатах решения задачи
растановки флота по направлениям работы с использованием
функции «Поиск решения» EXEL
(параметр управления - количество судов)
Похожие работы на - Обоснование календарного плана работы группы судов
|