Внебюджетная деятельность в бюджетных организациях

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внебюджетная деятельность в бюджетных организациях















ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ













г.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь бюджетные организации кроме уставной деятельности (бюджетной) вправе заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью.

Основным документом, которым следует руководствоваться в работе бюджетным организациям (нормативно-правовая база), является Инструкция о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2002 г. N 152 (с изменениями и дополнениями; далее - Инструкция N 152). При исчислении налогов от приносящей доходы деятельности руководствуются Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК).

В соответствии с пунктом 5 Инструкции N 152 организации, имеющие внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов внебюджетных средств (далее - сметы) по каждому виду деятельности по утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь форме. При этом по различным видам деятельности одинаковой направленности может составляться одна смета. При сдаче помещений (площадей) и имущества в аренду смета составляется отдельно.

В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующему виду деятельности в планируемом году. Остаток денежных средств по этому виду деятельности на начало года в смету не включается. Не учитываются также дебиторская и кредиторская задолженность, образовавшиеся по расчетам на начало года, и остатки товарно-материальных ценностей, купленных в предыдущем году.

В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с их распределением по кварталам, статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации.

Расходы на заработную плату планируются (по выбору организации) применительно к типовым штатам и штатным нормативам, нормам нагрузки, ставкам заработной платы и условиям оплаты труда организаций аналогичного профиля, осуществляющих свою деятельность на основе хозяйственного расчета или за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Расходы по отдельным статьям сметы: коммунальным платежам, оплате телефонных разговоров, приобретению инвентаря и оборудования и др. - определяются расчетным путем либо пропорционально сумме планируемых поступлений от приносящей доходы деятельности и объему ассигнований из бюджета или пропорционально объемным показателям по видам приносящей доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств бюджета. При приобретении инвентаря и оборудования следует приложить перечень приобретаемых объектов.

Вопросы планирования доходов и расходов от приносящей доходы деятельности подробно изложены в главе 2 Инструкции N 152.

Для учета внебюджетных средств каждой организации открывается отдельный текущий счет, на который зачисляются все поступающие доходы от всех видов деятельности. С этого же счета производятся перечисления денежных средств безналичным путем в оплату счетов поставщиков товарно-материальных ценностей и оказанных услуг, а также выдача наличных денежных средств в кассу организации.

Открытие счетов и порядок их использования регулируются нормами Банковского кодекса Республики Беларусь.

Для отражения операций по бухгалтерскому учету от приносящей доходы деятельности бюджетные организации применяют соответствующие счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2010 г. N 50, с изменениями и дополнениями.

Для учета денежных средств применяется субсчет 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам".

По дебету данного субсчета отражаются поступившие доходы, проценты банка за пользование денежными средствами, зачисляемые кредиты (займы), возврат кредиторской задолженности от поставщиков, авансовые платежи от суммы доходов будущих периодов.

По кредиту отражаются списываемые со счета суммы денежных средств в оплату счетов поставщиков товарно-материальных ценностей (оказанных услуг), перечисление платежей в бюджет соответствующего уровня, погашение задолженности по расчетам с кредиторами, перевод денежных средств ОАО "АСБ Беларусбанк" для зачисления их на карт-счета персоналу организации.

Синтетический учет по субсчету 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам" отражается в книге журнал-главная формы 308 (приложение 18 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2005 г. N 15 "Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации" (с изменениями и дополнениями; далее - постановление N 15)), аналитический учет ведется на многографных карточках формы 283 (приложение 31 к постановлению N 15). Причем отдельно учитываются доходы по видам деятельности и отдельно отражаются расходы по видам деятельности. Кроме того, расходы отражаются по статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь. Движение денежных средств на субсчете 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам" (поступило, выбыло) отражается в мемориальном ордере 3 (накопительная ведомость по движению денежных средств на текущем счете по внебюджетным средствам формы 381, приложение 3 к постановлению N 15).

Для учета доходов от внебюджетной деятельности применяются субсчета 237 "Прочие источники" или 280 "Реализация товаров (работ, услуг)". Аналитический учет доходов ведется в карточках формы 283 по видам полученных доходов.

Для учета фактических расходов применяется субсчет 211 "Расходы по внебюджетным средствам". По дебету субсчета собираются расходы, понесенные организацией за текущий год на основании первичных учетных документов. Такими документами являются: расчетно-платежная ведомость на выплату заработной платы, отпускных, больничных листов, отчеты об израсходованных суммах подотчетных лиц, путевые листы на выданные горюче-смазочные материалы, акт о выполненных работах (оказанных услугах), меню-требование на выдачу продуктов питания обслуживаемому контингенту, ведомость на выдачу кормов и фуража животным, ведомость выдачи материалов на расходы организации и др. В конце месяца фактические расходы списываются с бухгалтерского учета в дебет субсчета 237 "Прочие источники" для определения результата исполнения сметы доходов и расходов внебюджетных средств: прибыли или убытка и начисления (образования) фондов - фонда материального поощрения и фонда производственного и социального развития.

Пунктом 28 Инструкции N 152 определено, на какие цели могут быть использованы средства начисленных (образованных) фондов. Инструкцией N 152 также установлены нормативы отчисления прибыли в фонды: до 40% - в фонд материального поощрения и оставшиеся средства - в фонд производственного и социального развития. Организация самостоятельно устанавливает проценты отчислений в указанные фонды, но не выше установленного уровня, что закрепляется в учетной политике организации.

Средства фонда производственного и социального развития используются в первую очередь на пополнение материально-технической базы организации: приобретение объектов основных средств, нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств. Кроме того, в соответствии с положением пункта 28 Инструкции N 152 разрешается бюджетным организациям при отсутствии средств по бюджетной смете использовать средства фонда на погашение задолженности по текущим расходам организации, таким как коммунальные платежи, телефонные разговоры, приобретение материальных запасов и др. Однако здесь следует заметить, что на расходы по внебюджетной смете данные операции относиться не будут, а будут отражаться как использование средств фонда производственного и социального развития.

Для учета средств фондов применяются субсчета 240 "Фонд материального поощрения" и 246 "Фонд производственного и социального развития". Начисление средств фондов отражается по кредиту данных субсчетов, а использование средств фондов - по дебету этих же субсчетов.

Следует заметить, что поскольку бюджетные организации являются юридическими лицами и кроме бюджетной (уставной) деятельности они вправе заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью, то они производят исчисление и уплату налогов в бюджет в соответствии с НК.

Бюджетные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, земельного налога и налога на недвижимость в случае сдачи своих объектов или объектов, являющихся историко-культурными ценностями, в аренду, а также уплачивают налоги и сборы, устанавливаемые местными Советами депутатов.

В связи с тем что бюджетные организации являются плательщиками отдельных видов налогов и они не наделены оборотными средствами (а в обороте у них находятся средства от полученных доходов по предпринимательской деятельности), то применение метода фактической реализации товаров (работ, услуг) "по отгрузке" у них проблематично. Поэтому бюджетные организации на сегодняшний день применяют метод "по оплате", что также отражается в учетной политике.

Зачастую бюджетные организации уплачивают штрафные санкции (в том числе за нарушения по бюджетной смете). Уплата штрафных санкций осуществляется за счет прибыли до распределения средств по фондам, т.е. в первую очередь, после чего начисляются фонды.

Кроме внебюджетной деятельности отдельные организации получают в свое распоряжение гуманитарную, спонсорскую помощь либо в виде денежных средств, либо в виде материальных ценностей. На все виды такой помощи обязательно составляется договор, в котором оговаривается, на какую цель получены средства или материальные ценности. Данные средства будут являться для организации целевыми и налогами облагаться не должны.

Учет таких средств осуществляется с применением субсчета 176 "Расчеты по целевым суммам на выполнение поручений". Этот счет является одновременно и источником получения средств, и на этом же счете будут отражаться расходы.

В соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. N 22 (с изменениями и дополнениями; далее - Инструкция N 22), бюджетные организации ежеквартально составляют и представляют отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств формы 4 (приложение 25 к Инструкции N 22), по целевым средствам составляется отчет об использовании средств целевого назначения и иных средств формы 9 (приложение 30 к Инструкции N 22).

Примерная корреспонденция счетов по исполнению сметы доходов и расходов внебюджетных средств приведена в таблице.

бюджетный предпринимательский бухгалтерский

Таблица

N п/п Содержание хозяйственной операции Дебет субсчета Кредит субсчета 1 Поступили доходы на текущий счет по внебюджетным средствам 111 237 2 Оплачен счет за коммунальные услуги (расходы предусмотрены сметой доходов и расходов внебюджетных средств - предоплата) 178 111 3 Получен акт за оказанные коммунальные услуги 211 178 4 Начислена зарплата работникам (расходы предусмотрены сметой доходов и расходов внебюджетных средств) 211 180 5 Начислены взносы на государственное социальное страхование от фонда оплаты труда, от фактически начисленной премии 211 171 6 Начислены налоги: а) относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) 211 173 б) уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) 237 (280) 173 7 Начислены налог на прибыль, налоги, установленные местными Советами депутатов, 50% арендной платы 410 173 8 Списаны расходы текущего месяца 237 (280) 211 9 Поступили авансовые платежи 111 178 10 Зачислены авансовые платежи в доходы 178 237 11 Определен результат от реализации продукции (работ, услуг) (прибыль) 237 (280) 410 12 Образованы фонды, в том числе: фонд материального поощрения - 40% 410 240 фонд производственного и социального развития - 60% 410 246 13 Перечислено за материальные ценности (основныесредства, отдельные предметы в составе оборотных средств, материалы) 178 111 14 Получены основные средства 010 - 019 178 и одновременно 246 250 15 Получены отдельные предметы в составе оборотных средств 070, 072 178 и одновременно 246 260 16 Начислена амортизация на объекты основных средств 250 020 17 Начислена премия работникам 240 180 18 Перечислены взносы в ФСЗН 171 111 19 Начислены пособия по временной нетрудоспособности, дородовый и послеродовый отпуск, пособие по случаю рождения ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, пособие на погребение 171 180 20 Перечислены денежные средства ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк" для зачисления на карт-счета работникам 178 111 и одновременно 180 178 21 Начислены штрафные санкции 410 173 22 Уплачены штрафные санкции 173 111 23 Оказана финансовая помощь другой организации 410 111 24 Оплачен счет за коммунальные услуги (расходы сметой доходов и расходов внебюджетных средств не предусмотрены) 246 111 25 Получена гуманитарная помощь 111 176 26 Получены материалы за счет гуманитарной помощи041 - 044,060 - 061 176 27 Выданы материалы в пользование, полученные за счет гуманитарной помощи 176 041 - 044, 060 - 061 28 За счет гуманитарной помощи получены основные средства 010 - 019, 176 176, 250 29 За счет гуманитарной помощи получены отдельныепредметы в составе оборотных средств 070, 072, 176 176, 260

Похожие работы на - Внебюджетная деятельность в бюджетных организациях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!