Русский царский двор второй половины XVI столетия глазами иностранцев

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русский царский двор второй половины XVI столетия глазами иностранцев

Введение

Изучая историю государства Российского, у каждого из нас появляется определенный интерес к той или иной эпохе. Относительно моего изучения истории, таким периодом является вторая половина XVI века, полная неясностей, споров и неразгаданных тайн. Наибольший интерес в этом периоде для нас представляет тема русского царского двора, нежели сухое и не всем интересное, но все же представляющее важное значение для характеристики развития нашего государства, описание, к примеру, социально-экономического положения. Царский двор - это всегда круговорот тайн, интересных событий, фактов, явлений, порой непонятных нам, жителям XXI века.

Обзор данной темы охватывает период второй половины XVI столетия. Этот век имел переломное значение в развитии взаимоотношений России со странами Западной Европы, обусловленное переменами как в самом Русском государстве, так и в западноевропейских странах. Для нашего государства становится характерным такое явление как политическая централизация; идет усиление военной мощи. Характерным было сосуществование основ абсолютистской и сословно-представительной монархии, ставшее порождением противоречий социально-экономического развития страны, прежде всего роста крепостнических отношений в условиях зарождения в государстве предпосылок всероссийского рынка. В духовной сфере под влиянием церкви было создано такое своеобразное сочинение, как «Домострой», как кодекс правил, пронизанный проповедями смирения и беспрекословного подчинения властям, а в семье - повиновение домовладыке.

В это время растет повышенное внимание и интерес к России западноевропейских государств таких как Голландия, Англия, а также немецких земель, что в свою очередь обусловлено рядом политических, экономических и духовных причин. Актуальной темой для ведения переговоров стран Центральной и Западной Европы была борьба с турецкой угрозой, что подталкивало их на поиск новых военных и политических союзников на восточных рубежах. Молодая буржуазия западноевропейских стран устремляла свой взор на освоение рынков Восточной Европы и Прибалтики, рассматривала их в качестве хорошего средства для увеличения своих капиталов. В этой связи следует особо отметить деятельность Московской компании, созданной английскими купцами в 1555 г. и активно действовавшей на русском рынке. Англичан можно было назвать фактическими монополистами, не допускавшими конкуренции торговцев из других стран. В то же время особо значимым событием в духовной жизни жителей Европы XVI века стала Реформация. Ее результатом было не только переустройство церковной жизни, но и установление нового взгляда на мир и место человека в нем. Европейцы начали активно интересоваться жизнью в других странах, в том числе и Россией.

Источниками к написанию данной работы служат сочинения и отчеты послов, записки и мемуары купцов, побывавших в России и оставившие в своих письменных воспоминаниях сведения о русском царском дворе, картину быта нашего государя. Однако не весь материал можно воспринимать всерьез, ибо в нем присутствуют суждения, которые не подтверждаются ни чем иным кроме как личным восприятием иностранца. И первый источник - сочинение Ричарда Ченслера «Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском», в котором описывается путешествие английских купцов с целью отыскать северный морской путь в страны Востока - Китай и Индию. Во главе экспедиции состоял сэр Хью Уиллоуби, а ее главным кормчим был Ричард Ченслер. Два корабля канули во время шторма, но третий, капитаном которого был Ричард Ченслер, буря вынесла в Белое море. О прибытии сообщили Ивану IV, и царь пригласил их в Москву. Ченслер, являясь послом английского короля Эдуарда VI, был торжественно принят при дворе, где сумел получить из рук Ивана IV грамоту, дающую английским купцам право свободной торговли во всем Московском государстве. В марте 1554 г. послы покинули Москву, а уже в 1555 г., по прибытии в Англию, была образована Московская компания. В том же году Р. Ченслер совершил вторичный визит в Русское государство и заключил договор о торговле между русским правительством и Московской компанией. Но обратно в Англию ему было не суждено уже попасть, его корабль разбился во время шторма возле берегов Шотландии в 1556 г. Незаконченный отчет Р. Ченслера о первом плавании впоследствии обработал его спутник Климент Адамс, где описывает в основном путешествие до берегов Московского государства, Р. Ченслер же касается в своем сочинении географии русских земель, торговли, ремесел; особо повествует о приеме у Ивана Грозного, рассказывает о военном деле, судопроизводстве и церковной жизни.

Другим источником служат «Записки о России. XVI - начало XVII века», содержащие в себе сочинения агента английской торговой компании в Москве и дипломата Джерома Горсея, прожившего в России с перерывами почти 20 лет (с 1572 или 1573 по 1591), где своим доблестным старанием и отношением к поручениям сумел завоевать доверие самого Ивана IV, а затем и Бориса Годунова в период правления Федора Ивановича. Сочинения Горсея сообщают важные, подчас уникальные сведения о политическом развитии русского государства; о торговле, внешней политике, опричнине, взаимоотношениях государства и церкви в России, а также ведется подробное описание царского двора, а именно приема иностранных послов, а также целая глава, посвященная венчанию царя на царство. Описания охватывают период от Ивана Грозного до воцарения Михаила Романова. Обилие фактических сведений, авторская трактовка многих событий делают его сочинения важным историческим источником.

И наконец, последним источником нашей работы является сочинение англичанина Джильса Флетчера «О государстве Русском». Джильс Флетчер (ок.1549-1611) в 1588-1589 гг. исполнял в России посольское поручение. В своей поездке ему необходимо было добиться у царя Федора Ивановича расширения привилегий Московской компании. Эту задачу посол решил успешно. Вернувшись в свою страну, Джильс Флетчер написал не только отчет о своем посольстве, но и труд «О государстве Русском», изданный в Англии в 1591 г. Это сочинение выделяется из всех других трактатов иностранцев о России своей обстоятельностью и всесторонностью. Флетчер начинает с описания географии и климата страны, повествует о городах, хозяйстве, ремеслах. Значительную долю внимания он уделяет вопросам государственного управления и царской власти, налогообложения, судопроизводства, церковного устройства, военного дела. Флетчер знакомит нас с различными социальными группами русского общества. Много из написанного им посвящено подробному описанию домашней жизни царя, быта русского народа, также автор дает описание коронации русского царя. Разнообразия приводимых Флетчером сведений делает его сочинение одним из важных источников изучения русской истории конца XVI века.

Тема русского царского двора не является предметом многочисленных исследований. Одним из немногих, кто фундаментально занимался данным вопросом, был Забелин Иван Егорович, русский историк, археолог, организатор музейного дела, коллекционер. И для написания данной работы мы изучили его наиболее известный труд - Домашний быт русского народа в ХVI и ХVII столетии, который вышел в двух томах: Домашний быт русских царей в ХVI и ХVII столетии (т. I, 1862) и Домашний быт русских цариц в ХVI и ХVII столетии (т. II, 1872). Однако четкого представления о том, что такое русский царский двор, он не дает, и необходимым материалом для нашего исследования является лишь описанная им домашняя жизнь царя.

В настоящее время ведутся напряженные споры о том, должен ли Московский Кремль быть полностью открытым для посещения туристов, приводятся доводы о том, что это сакральное место, являющееся символом нашей государственности, которое не должно быть обременено постоянным потоком туристов, желающих заглянуть во все уголки и потаенные места некогда бывшего царского двора, а ныне администрации Президента нашей страны, в котором жил и принимал иностранных послов царь-батюшка, где решались судьбы нашей страны. И в связи с этим появляется некое ощущение ущемленности в возможности прикоснуться к той атмосфере образа жизни русских царей. И во многом единственной возможностью пока остается научно-исследовательская литература. В частности, наше внимание направлено на исследование придворной жизни русских царей второй половины XVI века, так как эта эпоха является одной из наиболее мрачных и противоречивых в нашей истории. Но еще большую актуальность к этой теме придают источники, по которым необходимо выяснить все о царском дворе - описание иностранцев. Несмотря на субъективизм и тенденциозность, наличие неточностей и даже ошибок, эти воспоминания являются важным источником сведений о жизни русского общества второй половины XVI века. Они дают возможность оценить такое явление как русский царский двор в концепции предмета русский мир со стороны, ознакомится с тем впечатлением, которое осталось у иностранных дипломатов, купцов и путешественников после пребывания в нашей стране, обогатить знания об указанном периоде русской истории. Если подойти к данному вопросу с другой стороны, история придворной жизни царя, придворных связей и отношений и в нашей стране, где все нити государственной жизни соединялись в руках самодержца, также представляет интерес, ибо именно там, во дворе царя-батюшки, решались судьбы нашей страны.

Таким образом, актуальность данной проблемы состоит в ее малой степени изученности, постоянно растущим интересом к познанию образа жизни русского царя. В обществе вновь возрождается интерес к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлого, понимание необходимости сохранения исторического и культурного наследия наших предков. Очень важно отметить, что изучение данной темы несет в себе огромное значение в концепции изучения предмета русский мир. Те особенности, отличительные черты, которые заметили иностранцы в образе жизни нашего государя, могут стать тем самым отражением нашего, русского мира, отличительной чертой нашей народности, которую мы, быть может, воспримем как обычное явление, хоть и присущее второй половине XVI века. К тому же эти представления и впечатления иностранцев могут быть некой основой общей картины о современной России, неких стереотипов, которые так популярны в описании любой страны в наше время.

Цель нашего исследования: реконструировать картину русского царского двора второй половины XVI века.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Выявить наиболее значимые черты коронации русских царей.

Выделить основные особенности дипломатического и иного рода приемов в царском дворе.

Выделить наиболее значимые черты домашней жизни русского царя.

В написании данной работы нами были использованы такие методы исследования как реконструкция (воссоединение системы взглядов иностранцев в единую картину), сравнение (сравнение трактовки определенных данных научным исследователем и иностранцами).

Глава 1. Венчание на царство

Одной из немногочисленных форм отражения всей величественности и пышности царской жизни и царского двора является венчание государя на царство. Однозначно, домашний быт, осуществление дипломатических приемов являются непосредственным видением этой жизни, но венчание по своим размерам, значимости и содержанию превосходит другие события из жизни русского царского двора, причем и происходит оно не так часто - один раз в жизни монарха. Поэтому первоначально мы уделяем внимание именно этому явлению. Венчание на царство - это такое событие, с которого начинается правление, берет свое начало определенная эпоха каждого монарха, тем более, если мы говорим о периоде второй половины XVI века и далее. Мы начинаем нашу реконструкцию русского мира царского двора именно с этого момента, чтобы отразить логическую последовательность событий в жизни государя. Прежде чем говорить об особенностях венчания русских царей на царство, мы считаем необходимым, прежде всего, дать определение такому понятию как «венчание на царство» и рассказать об истории данного явления.

Венчание на царство - торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров.

В России «первовенчанником» был Дмитрий, внук Иоанна III (4 февраля 1498 года). До конца XV века и летописи, и другие памятники говорят только о чине «вокняжения», и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на «золотом отнем столе» («Слово о полку Игореве»), совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников. Совершенное в первый раз священное Венчание над Дмитрием Ивановичем вполне соответствовало древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями. Во второй раз увидела Москва обряд венчания в 1547 году, когда венчался на царство Иоанн Васильевич IV. Кроме барм и шапки мономаховой, на царя возлагались и другие знаки царского достоинства; так митрополит возложил на него «крест от Животворящего Древа», золотую цепь и подал в руки скипетр. Однако само венчание Ивана IV не было запечатлено глазами иностранцев, им об этом было лишь сообщено через два года. Таким образом, прибывавшие в Россию иностранцы во второй половине XVI века могли наблюдать процесс венчания на царство уже только во время коронации Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного.

И вот начинается торжественный выход царя с соблюдением определенной иерархичности, которая отражается не только в четкой последовательности выхода священнослужителей, но и в последовательности выноса икон, начиная с икон богоматерей, а затем уже других вместе с церковной утварью. «Царь со всей знатью, в определенном порядке, вошли в церковь…». Сохранение такого порядка выхода - это соблюдение уважения к старшим или наиболее знатным людям того времени.

Далее царская свита направляется в церкви. Хождение начинается с молитв в Благовещенском соборе, затем свита направляется к гробам предков в церкви по имени Архангела Михаила и затем в церковь (Успения) Пречистой Богоматери, где проходит венчание на царство. Как мы можем предположить, вся эта процессия несет в себе глубокий смысл. В Благовещенском соборе царь молит у Бога благословения на совершаемое дело, некой помощи перед началом венчания на царство, как было принято на Руси у всякого человека, который начинал любое дело, ибо это дело получало поддержку Божью. Далее царская свита совершает хождение к гробам предков, совершая молитву в память об усопших, в память своих предков, и уже только после этого начинается главное действие, которое происходит в церкви Пречистой богоматери. Венчание на царство у русских царей непосредственно и тесно связано с церковью, с почитанием Бога и своих предков, к тому же вся процессия сопровождается церковным пением.

В церкви Пречистой богоматери совершается главное действие. При входе государя в церковь диаконы с хором певчих начинают громко петь многолетие царю, потом патриарх и митрополит в ответ начинают петь гимн вроде молитвы. Царь усаживается в «специально приготовленное для него место», «особый стул», возле которого стоит знать, и тоже в определенном порядке. Читается молитва, после осуществляется переодевание царя, «что делается весьма чинно и торжественно» в «богатейший и бесценный наряд», надевается корона на голову государя, в правую руку ему дают скипетр и державу, а в левую - меч правосудия, богато убранный, также перед царем помещаются все шесть венцов - символы его власти над землями страны. После чего начинается чтение митрополитом молитвы. Горсей очень четко подмечает всю пышность, красоту и богатство царского одеяния: «на нем была верхняя одежда, украшенная разными драгоценными камнями и множеством восточного ценнейшего жемчуга…», а также и вес одежды - «она весила 200 фунтов, ее шлейф и полы несли шесть князей (dukes)». Какой невероятной силой обладает русский государь, чтобы вынести такую тяжкую ношу?! Мощь царского плеча, его непоколебимость и стойкость, которая должна показать, что царское плечо готово возложить на себя и ту ношу, которая называется властью, данною ему над государством.

Во время движения царь держит в руках жезл из кости единорога, о стоимости которого Горсей с невероятной точностью повествует нам: «жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями, купленный прежним царем …, что стоило ему 7000 марок стерлингов». Отсутствие скупости - вот еще одна особенность венчания на царство русских царей. Скипетр и державу несет перед царем Борис Федорович Годунов; богатую шапку, украшенную камнями и жемчугом, несет другой князь, а шесть венцов царя несут другие. Царь подходит к великим церковным вратам и народ кричит: «Боже, храни царя Федора Ивановича всея Руси». Таким образом, наследник трона становится царем - Федор Иоаннович слышит речь родного народа, которому верностью и правдою будет служить, в речи этой он подмечает согласие народа и его благословение на его (царское) правление. Далее государь направляется к подведенному к нему коню, «покрытому вышитой жемчугом и драгоценными камнями попоной, седло и вся упряжь были убраны соответствующим образом, как говорят, все стоило 300 тысяч марок стерлингов». Здесь, как и в случае с жезлом из кости единорога, виднеется роскошь царского двора; при этом элемент коронации, связанный с подачей коня, говорит о готовности монарха быть воином и защитником своего государства.

Необходимым элементом для движения царя Горсей выделяет подмостки «в 150 морских саженей длиной, в две шириной и на три фута поднятые над землей…», чтобы царь мог свободно пройти от одной церкви к другой и чтобы огромная толпа людей, пришедшая увидеть данное событие, не мешала ходу государя и не задавила его. Масштабы происходящего говорят о невероятной важности данного события, ибо были люди, которые были задавлены толпой, жаждущей увидеть идущего царя, оторвать кусочек золотой парчи, красного бархата или алого стамета, покрывавшие подмостки, по которым только что-то прошел новоизбранный царь. «Каждый желал иметь кусочек, чтобы хранить его как память». Здесь мы видим, что данное событие имеет невероятную значимость в умах народа, жаждущего прикоснуться к своему царю.

Затем царь следует в Думу, там он также занимает свое царское место, «украшенное как и прежде», а на столе стоят шесть его венцов. Один из его приближенных держит царские чашу и кувшин из золота, по обе стороны от него стояли два человека, называемые рындами (kindry). Горсей дает подробное описание одежды прислуги, что в очередной раз говорит о его восхищении роскошью царского двора: «в белой, затканной серебром одежде, с жезлами и золотыми топориками в руках». Князья и знать в богатых одеждах располагаются рядом с царем вокруг по старшинству. Царь допускает каждого поцеловать его руку, затем переходит на свое царское место за столом, где ему с почестями прислуживают его знатные люди. Множество серебряных и золотых блюд от пола до потолка, которые обрисовывает Горсей, также говорит о пышности и роскоши празднований. После этого царь начинает раздавать должности и земли своим подданным, причем размер земель весьма велик.

Празднества царской коронации завершаются пальбой из пушек, «называемой царской пальбой». Четкость и мощь выстрелов, причем в нужное место на точном расстоянии (2 мили) поражают ум иностранца и вызывают у него удивление. Он пишет: «…170 больших орудий всякого калибра, прекрасно сделанных. Эти орудия стреляли разом в специально приготовленные валы. 20 тысяч стрельцов, разодетых в бархат, отделанный шелком и стаметом, были расставлены в 8 рядов на протяжении 2 миль, они выстрелили дважды очень стройно».

В своем повествовании описание церемонии венчания на царство русского царя Джером Горсей заканчивает фразой, которая подытоживает все его восхищения царским двором: «Эта царская коронация требует много времени и бумаги для настоящего ее описания. Стоит сказать, что подобного зрелища никогда не видели в России», что говорит о масштабности и великолепии данного явления.

Таким образом, характерными чертами венчания царя на царство являются пышность и роскошь, традиционность, продуманность и символичность процессии, а также сочетание духовного и светского обрядов.

Глава 2. Дипломатический прием при царском дворе

Дипломатический прием иностранных послов в любой стране и в любое время играл важную роль в установлении дружественных контактов между государствами. И от того, как он будет проведен, зависит судьба дальнейших взаимоотношений этих стран.

Общей и, наверное, самой главной чертой любой встречи является гостеприимство, кое является характерным для множества государств. Исключением не стала и Россия, которая удивляет не самим гостеприимством, а его масштабами, а также имеет свои особенности в приеме иностранных гостей.

Особенности встречи иностранных послов и гостей при русском царском дворе заключаются в том, что этот прием уже начинается еще за пределами царского двора. Иностранца сопровождает многочисленная снаряженная царская свита, что говорит о высоком гостеприимстве и почтении иностранных гостей со стороны царского двора. Этим необычным, по их предварительным представлениям, моментом и приятным удивлением поделился в своих воспоминаниях и Ричард Ченслер. Свои воспоминания об этом оставил и Джером Горсей, когда описывал приезд сэра Джерома Бауса и свой приезд в Москву. «У самой Москвы он был с большим почетом встречен Князем Иваном Сицким с 300 хорошо снаряженными верховыми, которые сопровождали сэра Бауса до места его поселения. Царский дьяк Савелий Фролов был послан царем поздравить посла с благополучным прибытием, неся ему на ужин множество мясных блюд и обещая хорошее содержание». Но помимо хорошего приема, иностранцы удостаивались хороших проводов. «Церемония последнего отъезда м-ра Горсея достойна того, чтобы ее записать, так как это было очень почетно. К его слугам были почтовые лошади для него самого, а также съестное и все необходимое для долгого путешествия».

Прием иностранного гостя или посла начинается с того момента, как сам государь решит организовать прием, а до этого посол или гость дожидается в своем поселении, когда его позовут, иногда на это уходит несколько дней.

Особое внимание мы обращаем на масштабность процессии движения посла в царский двор, ее растянутость и величественность. Все улицы по которым осуществлял движение посол, заполняются народом, и вдоль стен стоят на всем пути от двери дома посла до двери дворца стрельцы в богатых разных цветов одеждах «верхом с блестящими самопалами и пищалями в руках». Впереди идущее дворянское сопровождение (300 всадников) ведут «прекрасного жеребца, также богато убранного, предназначенного для посла».

Прием осуществляется во внешних покоях царя, в котором присутствует большое количество дворян, а сам царь находится в зале совета вместе со своею знатью, составляющую великолепную свиту государя. «Переходы, крыльцо и комнаты, …, были заполнены купцами и дворянами в золототканых одеждах». Знатные люди сидят вдоль стен комнаты, да так, что царское место выше их мест. Ричард Ченслер и Джером Горсей восхищаются роскошью одежды, которая была присуща не только самому царю, но и знатным людям, находящимся в этой комнате, прием иностранца - это дело важное, праздничное, особо они останавливаются на описании царских атрибутов - корона на голове и жезл из золота и хрусталя в правой руке. Канцлер и секретарь стоят около государя. Иностранец отдает поклон, а царь обращается к нему с вопросом о здоровье его государя. Посол отвечает и после этого отдает все грамоты и письма, данные ему для вручения русскому царю. Далее садится на указанное ему место и ожидает. Здесь мы можем отметить ту особенность, что послу не разрешается самому обращаться к государю, ибо только царь к нему обращается. После этого иностранца отпускают в свое поселение, куда ему приносят богатые кушанья, либо посла приглашают к царю на обед. «Вслед за ним был послан дворянин высокого звания, доставивший ему к обеду две сотни мясных блюд…».

Еще одной особенностью в царском приеме является то, что послы должны полностью называть титул царя, который был очень длинным и включал в себя названия всех земель, которыми владел царь. Джером Горсей: «этот титул должны были признавать и полностью называть все послы королей, с которыми он имел сношения». Джильс Флетчер: «Но это было так дурно принято, что канцлер громким сердитым голосом настаивал, чтобы я произнес весь титул».

Однако на теплый прием в царском дворе не приходилось рассчитывать послам из недружественного государства, каким можно считать Крымское ханство и от которого можно было ждать неприятностей. Об этих послах к Ивану Грозному пишет Джером Горсей: «К ним [мурзам] была приставлена стража, караулившая их в темных комнатах, лучшей пищей для них было вонючее конское мясо и вода, им не давали ни хлеба, ни пива, ни постелей. … Посол был очень доволен, его вели к царю, но его сопровождавших оставили за железной решеткой, отделявшей их от царя».

Итак, основными особенностями приема иностранных послов и иных гостей при царском дворе являются широкое гостеприимство; особый растянутый, но величественный церемониал, подчеркивающий престиж и величие царской власти; неприкосновенность царя перед послами, подчеркивающая превосходство царя; роскошь приема, отражающаяся в одежде не только государя, но и его знати, в трапезе; масштабность, подчеркиваемая количеством знати во дворце и обслуживающего персонала для гостя. Необходимость укрепления престижа Московского государства полностью оправдывает особенности приема иностранных послов, перечисленные выше. Все это должно было показать иностранцу широту, доброту и богатство русской души, ибо образ ее не должен быть посрамлен за границей.

Глава 3. Домашняя жизнь русского царя

Особое значение в реконструкции картины русского царского занимает описание домашней жизни русского царя.

Как отмечает Джильс Флетчер, обычный день у русского государя начинается в четыре часа утра. Царь сперва одевается и умывается, затем к нему заходит придворный священник или отец духовный, своим крестом благословляет царя на день грядущий и дает поцеловать конец креста. Каждый новый день в царском дворе сопровождается празднованием того или иного Святого, которому царь и молится в течение всего дня, причем икона с образом Святого, находящаяся в комнате царя, богато украшена драгоценными камнями. На молитву у государя уходит около четверти часа, ибо «при всем том едва ли кто был так привержен к богомолью и к исполнению всех церковных обрядов, служб, молитв, как цари», к тому же любой день и заканчивался молитвой. Джильс Флетчер подробно расписывает, с каким усердием молится царь: «С этими словами он обращается к образу Святого, … падая перед ним на землю и ударяя об нее головой». Затем, уже после утренней молитвы, царя опять посещает духовник или придворный священник со святой водой и «кропилом Св. Василия (как они его называют)» и окропляет святые образа, которыми уставлена царская комната, именуемая Крестовой, а затем уже самого царя. Причем, святая вода доставляется государю каждый день и каждый раз новая из отдаленных или ближних монастырей. Таким образом, царское утро целиком и полностью состоит из церковных обрядов, таинств и молитв, ибо русские цари были очень набожными и называли власть им данную божественной.

Как замечает Джильс Флетчер, русский царь по обыкновению спит в отдельной комнате от царевны, и причем, он не идет сразу с утра к ней, а для начала посылает к ней спросить, хорошо ли она почивала, и только после этого сам идет к ней. По обычаю царица спит и осуществляет трапезу отдельно от царя, «исключая как в заговенье или накануне постов, когда обыкновенно разделяет с ним и ложе и стол». После утреннего свидания они уже вместе направляются в домовую церковь или часовню, где отстаивают церковную службу, именуемую заутренею и продолжающуюся около часа. После молитвы царь по обыкновению возвращается домой и остается на некоторое время в большой Комнате, где выслушивает доклады бояр, причем бояре не должны сидеть в присутствии царя, а должны стоять во время доклада, а если уже стоять трудно, то должны выйти на улицу и там посидеть. Таким образом, в перерыве на молитвы в церквях царь занимается государственным делом, ибо совершение церковных обрядов является непосредственным элементом обычного дня для государя.

Похожее действие совершается и около девяти часов утра, когда царь совершает уже другое, но уже полное богослужение, называемое обеднею, но уже в другой церкви, причем здесь тоже совмещает молитвы и дела государственные, общаясь с боярами, после чего отправляется домой и дожидается обеда. Таким образом, половина царского дня полностью отдана служению Богу.

Наступает время трапезы. Обед царя отличается строгой системностью подачи блюд и напитков, в которой присутствует поочередная проба еды на возможное содержание в них яда. Сначала их пробует повар в присутствии дворецкого или его помощника, затем принимают его дворяне-слуги (жильцы), затем кушанья принимает крайчий, который отдает отведать блюда «особому на то чиновнику», а затем блюдо только попадает на царский стол. Чувствуется некое недопонимание в письме иностранца, однако «все эти предосторожности установлены были из страха отравы и порчи и объясняются историею отношений московского самодержавия к княжеской и боярской среде». В связи с этим чашу с напитком держит специальный доверенный человек царя, когда попросит его государь, тогда и подносит, причем «с приветствием всякий раз». Помимо такой системы подачи блюд иностранец дивится и их количеству и составу, он пишет: «число блюд, подаваемых за обыкновенным столом у царя, бывает около семидесяти, но приготавливают их довольно грубо с большим количеством чесноку и соли… В праздник или при угощении какого-либо посланника приготовляют гораздо более блюд». Быть может, чеснок и соль не украсят блюда, но они являются незаменимым продуктом в той стране, где постоянно холодно и существует большая вероятность заболеть, здоровье царя - первое дело. Масштабность в количестве блюд говорит о неописуемой роскоши, в которой жил государь. Однако здесь слова иностранца вызывают некое подозрение, ибо историк Забелин И.Е. пишет, что «обыкновенный стол его (царя) не был так изыскан и роскошен, как столы праздничные, посольские и другие… Впрочем, несмотря на такое постничество и особенную умеренность, за обыкновенным столом государя, в мясные и рыбные дни, подавалось около семидесяти блюд; но почти все эти блюда расходились на подачи боярам, окольничим и другим лицам, которым государь рассылал эти подачи, как знак своего благоволения и почести».

Также отметим ту особенность, что царь совершает трапезу не один, помимо него отдельно в другой комнате обедают некоторые из знатнейших лиц, а также духовник царя. Джильс Флетчер отмечает тот факт, что кушанье на стол расставляют на несколько блюд, которые потом царь сам жалует своим дворянам и чиновникам - «это почитается великим благоволением и честью». Мы можем представить, что царь - это некий образ отца большого семейства, о котором он проявляет свою заботу.

После обеда государь отправляется отдыхать, по обыкновению около трех часов на отдых, «если только не проводит время в бане или на кулачном бою». После отдыха государь совершает вечернюю молитву, называемую вечерней, а затем оставшееся время проводит с царицей, до ужина. Тут он веселится. Среди забав выделяются увеселения шутов и карлов, а также бой с медведями, иногда царь рассматривает работы своих мастеровых. Особое внимание англичанин уделяет потехе, в которой царь наблюдает бой людей с медведями, и вероятно потому, что она кажется ему дикой и жестокой, когда человек с копьем идет против медведя, и не всегда известно, кто из них останется жив. Такое увеселение, на наш взгляд, могло повлиять на самый яркий стереотип о том, что медведи гуляют в России по улицам. Однако Забелин И.Е. отмечает, что «по свидетельству иностранцев, цари отличались большою любознательностью, которая ставила их в круг самых образованных людей того времени. … Чтение составляло одно из любимейших занятий во время отдыха. … В числе обыкновенных и самых любимых развлечений государя была игра в шахматы, и однородные с нею игры тавлеи, саки и бирки». И этот факт обнаруживается и у Джерома Горсея, когда он говорит об увлечениях Ивана Грозного, среди которых были и шахматы, но при этом он упоминает и бой с медведем. Также царь любил охоту «посмотреть охоту его кречетов на журавлей, цапель и диких лебедей. Это поистине царская забава, особенно с их выносливыми ястребами, когда не нужно заботиться о том, что птица убьется…». Затем царь ужинает и отправляется спать, совершая при этом тот же религиозный обряд, что и утром, чтобы потом с новыми силами с утра следующего дня начать новый день, наполненный богослужением. Подытожив все выше сказанное, мы видим, что домашняя жизнь царя делится на две части, первая - служение богу молитвами, а вторая - та, которая присуща любому русскому человеку XVI века, однако в меньших масштабах, нежели как у царя, однако историк Забелин И.Е. говорит: «В домашней жизни цари представляли образец умеренности и простоты». И в результате, основными чертами домашней жизни царя являются простота и обыденность царя, несмотря на его политический статус; религиозность, духовность жизни, четкий и строгий распорядок дня; переплетение религиозной и политической жизни.

Заключение

Исходя из поставленной нами цели реконструировать русский царский двор второй половины XVI века, мы достигли желаемого результата, а именно сформировали четкую картину русского царского двора. Опираясь на поставленные задачи, удалось выделить в нем основные черты и особенности. Изначально были раскрыты основные черты венчания царя на царство, которые представляют собой пышность, традиционность, продуманность и символичность процессии, а также сочетание духовного и светского обрядов. Следует также выделить роскошь, с которой проходило венчание русского царя, каким бы плачевным ни было состояние бюджета страны, это не должно было отражаться на церемониях. На базе исследованного материала, а именно на сочинениях иностранцев, были выявлены следующие особенности дипломатического приема, которые представляют собой особый растянутый, но величественный церемониал, подчеркивающий престиж и величие царской власти; роскошь приема, отражающаяся в одежде не только государя, но и его знати, в трапезе; широкое гостеприимство; неприкосновенность царя перед послами, подчеркивающая величие государя; масштабность, отражающаяся в количестве присутствующей знати во дворце и обслуживающего персонала для гостя. Для завершения полной картины был раскрыт вопрос об основных чертах домашней жизни русского царя: простота и обыденность государя, несмотря на его политический статус; религиозность, строгое соблюдение всех постов и наставлений духовных лиц, четкий и строгий распорядок дня; переплетение религиозной и политической жизни. Просматривается тесная связь жизни русского царя с православной верой, фактически все дела и помыслы его традиционно регламентированы церковными канонами.

Мы считаем, что поставленная нами цель, достигнута, так как можем дать определение такому явлению как русский царский двор.

Русский царский двор - это сочетание в себе двух образов, образ страны в глазах иностранцев, приезжающих в Россию, и образ правильной обыденной, религиозной жизни для русского православного народа. Для иностранцев царский двор представляет собою один из главных источников для представления и понимания образа Руси, страны, богатой в материальном и духовном смыслах. В условиях продолжавшейся во второй половине XVI века христианизации Руси, образ праведной жизни в царском дворе был незаменимым элементом в системе «воспитания» русского народа.

Исследование позволило воссоздать картину русской жизни и представить русский мир второй половины XVI века.

Библиография

1.Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. История России: весь курс для выпускников и абитуриентов: учебное пособие. М.: Эксмо, 2010.

2.Горсей Джером. Записки о России. XVI - начало XVII в. / Под ред. В.Л. Янина; Пер. и сост. А.А. Севастьяновой. М.: Изд-во МГУ, 1990.

.Россия XVI века. Воспоминания иностранцев / Пер. с англ. Н. Белозерской, Ю. Готье. Пер. с нем. И. Анонимова, И. Полосина. Смоленск: Русич, 2003.

.Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2005.

Похожие работы на - Русский царский двор второй половины XVI столетия глазами иностранцев

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!