Кризис римской идеологии в эпоху домината

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,59 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кризис римской идеологии в эпоху домината

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОБЩИЙ КРИЗИС III В. И УГРОЗА РАСПАДА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

.1 ОСЛАБЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ. ПРАВЛЕНИЕ «СОЛДАТСКИХ» ИМПЕРАТОРОВ

.2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

.3 ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО КРИЗИСА III В

. УСТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОМИНАТА. РЕФОРМЫ ДИОКЛЕТИАНА

.1 ОТ ПРИНЦИПАТА К ДОМИНАТУ

.2 ПРИХОД К ВЛАСТИ ГАЯ АВРЕЛИЯ ДИОКЛЕТИАНА

.3 ДЕНЕЖНАЯ И НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА

.4 ВОЕННАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМЫ

. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ. СУДЬБЫ ХРИСТИАНСТВА

.1 ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ ДИОКЛЕТИАНА

.2 ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ХРИСТИАН

.3 ТОРЖЕСТВО ХРИСТИАНСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Зародившись в VIII в. до н.э. в этрусских городах и греческих колониях Южной Италии и Сицилии, а в VI в. до н.э. на территории Лация, древнеримская цивилизация прошла более чем тысячелетний исторический путь, завершившийся в V в.н.э. Во время этого длительного исторического пути постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан.

В начале республиканского периода Римская община была одним из полисов Апеннинскогого полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами.

Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов.

Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения. Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе.

Для античных рабовладельческих полисов и, в частности, для Рима характерно стремление к обособленности и замкнутости. Граждане, обрабатывая свои земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались в посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и военной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкие землевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились не к заимствованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность ко всему местному, дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей идеологии аграрного полиса.

Итак, римская система ценностей, полисная по своим основным параметрам, определялась в первую очередь патриотизмом - представлением о богоизбранности римского народа. Высшая ценность, которую знает римлянин, - это его родной город, его отечество. Римский гражданин должен служить своему родному городу всеми своими силами, не щадя жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. Но для того, чтобы эта служба была успешной, он должен обладать полным набором добродетелей, или совокупностью свойств, подобающих римскому гражданину: храбростью, выносливостью, трудолюбием, суровым достоинством, непреклонной честностью, справедливостью и т. д. Совокупность этих добродетелей является полной добродетелью - всеобъемлющее выражение должного и достойного поведения каждого гражданина в рамках римской гражданской общины. Эта добродетель не может быть пассивной, она должна обязательно находить свое выражение в практической деятельности. Для римлян образцовый гражданин - человек, обладающий гражданской добродетелью и действующий согласно ее принципам. Деятельное участие в жизни для римлянина было единственно возможной формой жизни. Для аристократа деятельность - это, прежде всего, политическая деятельность.

Кризис полисного строя общины начался с проникновения в среду гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого гражданства разлагали полисные порядки и учреждения.

Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская община сменилась громадной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.

В эпоху империи Рим уже представляется родиной всех племен, государством, которое самими богами предназначенное для того, чтобы объединить народы для их же собственного блага; это «вселенская», «вечная» держава, бессмертная величина, которая переживет каждую отдельную личность.

В III в. римское государство основывается уже на деспотических связях. Императорская власть, на деле слабая, старалась хотя бы внешне возвеличить свое значение и мощь. От прежней простоты и «демократичности» ничего не остается. Императоры изображаются в диадеме с солнечными лучами, со скипетром и земным шаром. Каждый император, хотя бы он правил менее года, именовал себя «вечным» и «непобедимым», а обращения к нему следовало начинать с утверждения, что он принес «золотой век», так что даже само понятие «век» и отдельные отрезки времени стали предметом культа.

Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.

1. Общий кризис III в. и угроза распада Римской империи

Кризис III в. оказался самым сильным потрясением для Римской империи за всю историю существования самого могущественного государства античности. Наиболее ярким проявлением кризиса в политической сфере были узурпации власти и беспрестанная смена «законных» императоров - «сенатских» и «солдатских», восходящих на трон. Одним из «солдатских», т. е. выдвинутых армией, на нее опиравшимся, и «сенатских», т. е. пришедших к власти благодаря сенату и шедших ему на разные уступки, императорам удавалось продержаться на троне не более нескольких месяцев, другим - 4-5 лет. Императорский трон, казалось, перестал играть роль высшего поста в государстве: в течение полувека на нем успело побывать более двух десятков «законных» императоров, а в разных частях империи в это же время приходили к власти десятки «незаконных» узурпаторов. В условиях такой анархии само понятие законности императорской власти утратило всякое значение.

Политический кризис III в. принял особенно тяжелые и болезненные формы и в связи с мощными сепаратистскими движениями в провинциях, которые были ответом на возникшие трудности и гражданские войны между претендентами на престол и представляли собой отчаянные попытки выбраться из кризиса самостоятельно, когда центральное правительство было не способно решать проблемы всего государства в целом. Усилился натиск на империю сложившихся к тому времени племенных союзов германцев - аламанов, лангобардов, франков, саксов, готов - и задунайских племен, опустошавших провинции и даже север Италии, так что к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Постепенное оздоровление империи началось в конце 60-х гг. III в., когда были предприняты первые удачные попытки восстановления единства государства и отражения внешних врагов. В 284 г. императорский трон занял Диоклетиан, который начал осуществлять реформы, способствовавшие не только преодолению кризиса, но и переходу Империи в новую стадию развития, несмотря на то, что создаваемый порядок носил печать консерватизма.

1.1 Ослабление императорской власти. Правление «солдатских» императоров

После военной реформы Септимия Севера римская армия не только была укреплена в материальном и организационном отношениях, но и превратилась в решающую политическую силу. Династии Северов в целом удавалось управлять этой силой и поддерживать определенный баланс интересов армии и сената. Однако убийство Александра Севера разъяренными легионерами в 235 году оказалось своего рода рубежом в отношениях между императорской властью и армией. Армия вышла из-под политического контроля царствующих императоров, начав диктовать свою политику, направленную прежде всего на удовлетворение своих интересов, и трон цезарей стал игрушкой в руках римских легионов. Солдаты, требуя новых и новых подачек, с энтузиазмом возводили на него своих ставленников и с не меньшим энтузиазмом низвергали недавних кумиров, беспощадно убивали их. Однако находилось немало жаждущих заплатить багрянцем своей и чужой крови за багрянец императорской мантии. Никакая цена власти не казалась чрезмерной. За пятьдесят лет (с 235 по 284 г.) сменилось 29 императоров. Из них только один погиб, так сказать, естественной смертью - в бою с внешним врагом, прочие были зверски убиты заговорщиками, многие из императоров «правили» в течение нескольких месяцев, то есть, независимо от того, умен император или глуп, жесток или добр, удачлив в военных предприятиях или нет, конец был один - его ждала насильственная смерть. Вскоре и сенат, призванный обуздать произвол, вмешался в борьбу за трон и стал выдвигать своих ставленников. Впрочем, сенат тоже опирался на подкупленные им войска.

Таким образом, провозглашение и низложение императоров диктовалось теперь не государственными потребностями, а произволом тех или иных армейских группировок. В этих условиях уже было затруднительным проведение взвешенной государственной политики как внутри, так и на границах Империи, создание устойчивой центральной власти в форме определенной династии.

Непрекращающаяся борьба за власть порождала гражданскую войну, опустошавшую империю. Христианский писатель Киприан говорил о том, что «весь мир, как бы разделенный на два противоположных лагеря, залит кровью». Но в действительности римский мир был разделен на множество лагерей, враждовавших между собой. Противостояли друг другу войска, стоявшие в разных провинциях империи. Давно была забыта прославленная некогда дисциплина. Легионы превращались в варварский сброд, утрачивавший навыки военного искусства. Командиров, пытавшихся исправить положение в войсках, немедленно убирали недовольные солдаты. Неудивительно, что римляне терпели поражения в столкновениях с варварами. Римские солдаты стали бичом мирного населения провинций. Они грабили крестьян, насильничали, разбойничали на дорогах. В краткие периоды мирных передышек население, даже богатые землевладельцы, не были защищены от солдатского насилия и разбоя. Ослабевшее государство не в состоянии было обуздать армию и остановить нараставший вал преступности.

В Риме надеялись, что празднование тысячелетия города поможет как-то стабилизировать обстановку в империи, сплотить народ. Это грандиозное событие пришлось на правление императора Филиппа Араба (244-249 гг.).

апреля 247 года римский круг земель праздновал тысячелетие Вечного Города. Официальная пропаганда с небывалой громогласностью воспевала «Вечный Рим», «непобедимых императоров», «римскую свободу», согласие, мир, изобилие, идеалы гражданственности в то время, когда политическое и моральное разложение общества достигло апогея и римская держава распадалась.

Чехарда на императорском троне, своеволие армии отражали серьезный кризис всей политической системы принципата, созданной Августом.

1.2 Социально-экономический кризис

Ослабление авторитета императорской власти, политическая анархия, произвол армии и бюрократии, т. е. тяжелые последствия политического кризиса, охватившие Империю, сами, в свою очередь, были проявлением серьезных социально-экономических изменений в римском обществе. В конечном итоге они были вызваны кризисом античного способа производства, исчерпанием заложенных в нем потенциальных возможностей для развития хозяйства и культуры.

Конкретными проявлениями экономического кризиса III в. были сокращение рабочей силы (из-за эпидемий, мобилизации во все увеличивающиеся армии), запустение посевных площадей, падение урожайности, отказ от интенсивных культур винограда и оливок в пользу экстенсивного хлебопашества, ухудшение качества ремесленных изделий, разорение ремесленных мастерских и общее сокращение их продукции. Хозяйственные неурядицы, нестабильность политической обстановки вели к упадку торговли. Правительство, нуждаясь в деньгах, прибегало к порче монеты, что вызвало колоссальную инфляцию и повышение цен по сравнению со II в. В середине III в. жалованье императорским наместникам и чиновникам стали наряду с деньгами выдавать натурой, даже штат слуг-рабов, включая 1-2 рабыни-наложницы, предоставлялся им из казны. Сокращалась торговля. Суда стали значительно более мелкими, плавание - каботажным, что вело к упадку ряда гаваней и обеднению обслуживавшего их персонала. Множество мелких и средних вилл во всех западных провинциях было разрушено, пострадал и ряд городов, оставшиеся стали окружать себя стенами, обычно охватывавшими не весь город, а только его центральные районы, тогда как за их пределами оставались бедные, населенные ремесленниками кварталы.

Кризис сельского хозяйства, ремесла и торговли нанес сильный удар по городам как экономическим и культурным центрам, привел к затуханию их хозяйственной деятельности, сокращению населения, запустению.

Оскудение городов и разорение их жителей, несущих тяжелое бремя налогов, вызвали массовое бегство в сельскую местность, где к III в. господствующим типом хозяйства стало огромное поместье - латифундия, обрабатываемая колонами, располагающая собственными ремесленными мастерскими с натуральным хозяйством, слабо связанным с городским рынком.

Владельцы таких латифундий были, как правило, влиятельными сенаторами, высшими чиновниками или военными и добивались от эфемерных императоров изъятия своих поместий из-под юрисдикции имперских чиновников и муниципальных властей (экзимированные владения), получали освобождение от ряда налогов. Сокращение торговли, разорение городов, гибель связанных с ними средних рабовладельческих вилл лишь усиливали число и хозяйственный вес латифундий, крупного землевладения. Латифундисты окружают свои виллы крепкими стенами, превращают их в укрепленные резиденции, из своих рабов и зависимых людей создают вооруженные отряды, охотно принимают на свои земли бежавших горожан и сажают их на участки в качестве колонов.

Упадок городов и связанных с ними форм хозяйства - рабовладельческой товарной виллы, городского ремесла и активной торговли, с одной стороны, и укрепление латифундиального землевладения, мало связанного с муниципальными центрами, с другой, - подготавливали почву для перемещения центра социально-экономической жизни из города в деревню, свидетельствовали о серьезных изменениях всей хозяйственной и социальной структуры римского общества, вели к созданию элементов новой формации.

В структуре господствующего класса начинает терять свое значение его основа - муниципальное землевладение, а на первый план выходит прослойка крупных латифундистов, земельных магнатов, контролирующих обширные территории и многочисленное население, располагающих значительными запасами продукции и мало связанных с соседними муниципиями.

Резко уменьшается роль рабов в производстве, в частности в сельском хозяйстве и ремесле. Правда, в середине III в. рабов было много, но они все больше и больше используются в обслуживании и домашнем хозяйстве, чем в производстве, где постоянно увеличивается роль зависимых колонов или поставленных под контроль правительства юридически свободных членов ремесленных коллегий. Даже рабов владельцы предпочитают сажать на участки земли и превращать в квазиколонов.

1.3 Преодоление общего кризиса III в

Уже в последние годы правления Галлиена наметился перелом в течении глубокого кризиса Римской империи. При его преемниках, императорах Клавдии II, Аврелиане и Пробе, удалось стабилизировать положение и наметить пути выхода из катастрофической ситуации.

В период двухлетнего правления Клавдия II (268-270 гг.) наибольшую опасность Империи представляли воинственные готы, обосновавшиеся на дунайских границах. Оттесненные в свое время Галлиеном, готские полчища в 269 г. численностью в 300 тыс. человек (цифра, сообщаемая источниками, видимо, преувеличена в несколько раз) наводнили дунайские провинции и подвергли их страшному опустошению. Собрав все имеющиеся силы, Клавдий встретил готов около города Наисса в верхней Мезии и разгромил в кровопролитной битве, получив почетное название Готского. Следуя традиционной римской политике использовать врагов для решения своих проблем, Клавдий II Готский часть пленных готов зачислил в римскую поредевшую армию, а частично поселил в опустошенных войной дунайских провинциях в качестве земледельцев-колонов.

Преемником Клавдия II, умершего от чумы, стал 55-летний Луций Домиций Аврелиан (270-275 гг.), опытный политик и способный полководец, конница которого сыграла решающую роль в разгроме готов при Наиссе. За пять лет своего правления Аврелиан смог стабилизировать общую обстановку в Империи и восстановить ее единство, разгромив многочисленных внешних врагов и внутренних узурпаторов. В начале своего правления Аврелиан бросил все свои силы против германских племен (ютунгов, аламанов и маркиланов), через альпийские проходы наводнивших Северную Италию. Часть варварских отрядов даже перешла Апеннины и угрожала непосредственно Риму. С огромным напряжением сил Аврелиану удалось остановить продвижение германцев и нанести им решительное поражение при реке Тицине, недалеко от того места, где некогда великий Ганнибал разгромил римскую армию.

После отражения нападения германцев Аврелиан обратил внимание на восточные дела и прежде всего на Пальмирское государство. После захвата Пальмиры войска Аврелиана прошли в Египет и восстановили здесь римскую администрацию. Власть Рима была восстановлена во всех восточных владениях.

Оставалась Галльская империя. Низшие слои галльского населения - рабы, колоны, батраки, мелкие земледельцы - подняли восстание против местных властей. Напуганные этим движением, правящие круги Галльской империи во главе со своим местным «императором» Тетриком охотно пошли на компромисс с центральной властью, под покровительством которой они могли себя чувствовать в большей безопасности.

Восстановив единство Империи и относительное спокойствие на внешних границах, Аврелиан начинает укреплять внутреннее положение. Аврелиан рассматривал центральную власть императора в качестве основной гарантии спокойствия, единства государства. Им были приняты меры по установлению более полной, более всеобъемлющей власти императора, которая приняла форму абсолютизма. Император получил официальное название dominus et dens (господин и бог). В Риме вводится культ Непобедимого Солнца как божественного покровителя императора. Новому божеству был построен великолепный храм в Риме. Еще раз и в более категоричной форме было подтверждено, что единственным источником власти является император, и только он.

За относительно короткий срок Аврелиану удалось сделать многое по восстановлению единства и порядка в Империи, и вполне заслуженно он получил почетное звание «восстановитель государства». Однако и Аврелиан не избежал обычной участи своих предшественников - быть убитым своими собственными соратниками.

Продолжателем основных направлений политики Аврелиана стал император Марк Аврелий Проб (276-282 гг.). Большую часть своего правления Проб посвятил отражению варварских нападений на границы Империи, особенно в районе верхнего Рейна и Дуная. Стремясь преодолеть разруху во многих провинциях, Проб стал использовать стоящие там гарнизонами армейские подразделения для хозяйственных работ, в частности для посадки и восстановления виноградников, строительства ирригационных сооружений.

Несколько укрепив свою власть, Проб попытался восстановить дисциплину своих воинов, используя систему наказаний, давно известных в римской армии. Однако Проб переоценил авторитет центральной власти: его мероприятия вызвали недовольство части его легионов, и он был убит своими собственными воинами.

В 284 г. войска провозгласили императором Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. С приходом к власти Диолектиана закончился период общего кризиса римского общества и государства III в. и началась новая эпоха римской истории - эпоха поздней Римской империи.

Причины кризиса III в. современные исследователи искали в разных обстоятельствах: обезлюдение, нехватка рабочих рук вследствие падения численности рабов, вымывание слоя «лучших», т. е. исконных, римлян и замена их выходцами с Востока, к которым принадлежали и сами императоры, неспособность правительства наладить оборону империи.

Но, видимо, основной причиной был уже исподволь готовившийся кризис рабовладельческого уклада, с которым наиболее тесно были связаны муниципальные слои - основная социальная база Ранней империи, усиление уклада, представленного экзимированными сальтусами, возделывавшимися колонами разных категорий и разного происхождения, столкновения между различными группами внутри господствующих классов и все усиливавшиеся движения эксплуатируемого населения, в которых участвовали и рабы, и колоны, и закабаляемые крестьяне, причем ведущая роль теперь переходит к последним.

Всеобщий кризис античной формы собственности охватил и прежнюю структуру культурных ценностей, подготовил основу для формирования нового мировоззрения. Презрению к физическому труду как позорному занятию рабов, принципиальному противопоставлению свободного человека и раба как орудия, известному паразитизму свободного человека, наделенного правом жить за счет других, потребительскому характеру жизни и страсти к наслаждениям постепенно противопоставлялась новая система ценностей с уважением физического труда, принципиальным, хотя в мистической религиозной форме, равенством людей, отказом от роскоши и паразитизма, интересом к простому, обиженному судьбой человеку. На роль такой мировоззренческой системы претендовало распространяющееся христианство, активно использовавшее наивно-демократические концепции своих первых основателей.

2. Установление системы домината. Реформы Диоклетиана

.1 От принципата к доминату

Период, открытый правлением Диоклетиана, обычно называют временем поздней Римской империи или эпохой домината, прежде всего в силу того, что была создана новая политическая система. Эта стадия в истории Римской империи существенно отличалась от классической античности почти по всем критериям, характеризующим цивилизацию. В советской историографии в определенной степени типичным можно считать подход, сформулированный А.Р.Корсунским: «Переход к доминату знаменовал собой начало последнего периода в истории Западной Римской империи - общественного строя, основанного на рабовладении. Высшая ступень в развитии античной военной диктатуры должна была предотвратить дальнейший упадок государства. И в самом деле, доминат привел к временному ограниченному восстановлению и консервации распадающейся системы господства». В последнем издании Истории древнего Рима под ред. В.И.Кузищина сказано следующее: «По своему историческому значению период Поздней Римской империи был эпохой социальной революции, в ходе которой завершалась одна историческая формация - антично-рабовладельческая и рождалась другая - феодально-европейская».

Однако доминат (монархия), как политическая система, предполагающая абсолютную власть императора-доминуса, начал формироваться задолго до Диоклетиана. Монархический элемент существовал еще в Римской республике, и он получил основательное развитие в ходе гражданских войн I в. до н.э., логическим следствием которых стало формирование системы принципата, рассматривающегося некоторыми исследователями как синтез республиканизма и монархихма, основателя империи Октавиана Августа.

Октавиан Август впервые получил от сената титул принцепса. Поставленный первым в списке сенаторов, он получил право первым выступать в сенате.

Сохраняя видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны, - принципат I-II вв., несомненно, являлся монархией по сути. Дуализм этой политической системы лишь отчасти был следствием живучести римских традиций, но главным образом он основывался на факте сохранения полисных и общинных структур в территориальной империи.

Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных Республиканских: магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступал то в одном, то в другом качестве: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей воле действия любого органа власти, арестовывал граждан по своему усмотрению и т.д.; как консул и диктатор определял политику государства, отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор командовал армией, управлял провинциями и т.д.

Сенат уже при Августе наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности теми всадниками, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти, распространяющейся на «город Рим», сенат превратился в своего рода общеимперский институт. Но положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписаное правило «Все, что решил принцепс, имеет силу закона». Право выборов самого принцепса принадлежало сенату, но и это стало чистой формальностью: во многих случая дело решала армия.

Средоточием высших учреждений империи был «двор», и именно двор принцепса. Здесь размещалась императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников налогов, как в ведомствах Империи, никогда еще - до Августа - не было столь многочисленно племя имперских чиновников.

На протяжении 3 в. отмечается все более частое употребление слов numen Augusti, т.е. «божество правителя», эпитет sacer, «священный», употребляется практически наравне с эпитетом «императорский». Более пышным стало одеяние императора, теперь он носит пурпурную мантию отнюдь не только по торжественным случаям. Аврелиан иногда украшал голову диадемой, орнаментальной головной повязкой, заменяющей корону. Тем не менее император еще не сделался полным властителем, армия могла распоряжаться его судьбой, и многие императоры погибли от рук солдат. Логически завершить эту линию развития предстояло Диоклетиану.

2.2 Приход к власти Гая Аврелия Диоклетиана

римский империя диоклетиан доминат

Приход к власти императора Диоклетиана открывает новую, последнюю стадию к истории римского средиземноморского общества и государства - эпоху поздней Римской империи, продолжавшуюся около двухсот лет (со времени прихода к власти Диоклетиана в 284 г. до свержения последнего римского императора Ромула Августула и 476 г.). Именно в этот период происходит разложение и перерождение античных хозяйственных структур, вызревание новых, протофеодальных отношений как определенного социально-экономического уклада, формирование новых политических институтов и новых систем культурных ценностей.

Начало правления Диоклетиана было ознаменовано почти непрерывными войнами как с внутренними врагами (багаудами и сепаратистскими движениями), так и с внешними (персами, арабами, варварами).

К моменту прихода к власти Диоклетиана социально-политическая обстановка в Империи была еще достаточно сложной. В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть Центральной Галлии, создали собственную организацию управления и даже избрали своих императоров - Аманда и Элиана (их имена сохранились в источниках). Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.

Воспользовавшись напряженным положением в Галлии, начальник римского флота в Британии Караузий в 287 г. объявил себя императором, захватил Британию и северо-западное побережье Галлии. Неспокойно было в Мавритании, где волновались племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.

Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан, который в 286 г. провозглашается августом, т. е. полномочным соправителем Диоклетиана с правом управлять западной половиной Империи, избравший своей столицей город Медиолан. Сам Диоклетиан обосновался в Никомедии, расположенной относительно близко от угрожаемых границ на Дунае и Евфрате, управлял восточной половиной Империи, включая Балканский полуостров.

Наведение порядка внутри Империи и укрепление ее границ, почти уничтоженных в предшествующее время, было самой насущной задачей императорской власти, и Диоклетиан решил ее весьма успешно: к началу IV в. и внутренний, и внешний мир в основном был восстановлен.

Второй неотложной задачей было укрепление самой императорской власти. В ходе политических коллизий III в. система принципата претерпела столь значительные изменения, что от нее почти ничего не осталось, и так называемый «поздний принципат» III в. имел, кроме названия, очень мало общего с принципатом I-II вв.

Поскольку самым большим политическим злом эпохи, предшествовавшей правлению Диоклетиана, были узурпации власти, ставшие совершенно обычным явлением в III в., и источником этого зла следует считать, вероятно, тот факт, что система принципата не выработала четкой системы наследования власти, и это было одним из самых слабых ее мест. Для того, чтобы покончить с этим неблаговидным наследием, Диоклетиан ввел систему тетрархии («четверовластия»), которую можно расценивать как своеобразный политический эксперимент. Такая система не только упрощала управление и оборону, но и должна была решить вопрос о престолонаследии.

Cо времени императора Диоклетиана (с 284 г.) в Риме устанавливается режим неограниченной монархии - доминат. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Среди этих ведомств особое место занимали: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов), финансовое ведомство и военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы. Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.

2.3 Денежная и налоговая реформа

Экономические, административные и военные реформы были порождены практической необходимостью. Нужно было восстановить боеспособность армии, укрепить имперскую администрацию, чтобы держать в повиновении подданных, защищать имперские границы, вести наступательные войны. И дворцовый штат, и бюрократия, и армия требовали очень значительных средств на свое содержание, поэтому еще одним важным направлением реформ Диоклетиана было оздоровление финансов и создание четкой системы налогообложения, причем целью налоговой реформы была унификация налогообложения, что тоже способствовало укреплению домината и определенным образом противоречило тетрархии.

Прежде всего Диоклетиан попытался нормализовать денежное обращение, прекратив выпуск низкопробной монеты. Уже в 286 г. он приступил к проведению денежной реформы, приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.

Диоклетиан изменил систему сбора налогов - отныне большая часть их взималась не деньгами, а натурой. Для точной раскладки налогов в 289-290 гг. была произведена всеобщая перепись населения Империи. Ежегодная сумма налогов устанавливалась на 5 лет, но по истечении этого срока вносились соответствующие поправки. Через 15 лет всеобщая перепись населения повторялась.

В основу налогообложения сельского населения были положены расчеты количества земли и обрабатывающих ее людей. После всеобщей переписи ввели поголовный учет (капитацию) всех жителей Империи, которые были обязаны платить прямой налог: сельские земледельцы в форме поземельного налога (с единицы площади), а горожане в форме подушного налога. Для всей Империи, включая Италию (без ее южных территорий, приписанных к Риму, жители которого по-прежнему освобождались от уплаты налогов), были установлены единые размеры налогов и способы их взимания. Эта система налогообложения с подробным учетом налогоплательщиков при помощи тщательно составленных описей - кадастров - была заимствована из практики восточноэллинистических государств, и прежде всего Египта.

Материальная ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на землю рабов была возложена на землевладельцев. За налоги городских жителей отвечали куриалы - члены городских управлений (курий). Реформа налогов, проведенная Диоклетианом, способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии. Прикрепленность к месту жительства налогоплательщиков гарантировала казне полное поступление налогов, а магнатам, кроме того, постоянную рабочую силу.

Эдикт о твердых ценах и заработной плате. Содержание возросшего военно-бюрократического аппарата требовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жалованье. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития.

Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.

2.4 Военная и административная реформы

Постоянное военное напряжение при слабой подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими семьями в пограничных поселках, требовало проведения военной реформы. Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Но завершилось преобразование армии при его преемнике Константине уже в IV в. Кроме старой, организованной еще при Септимии Севере, пограничной армии были сформированы подвижные маневренные войска. Они были расквартированы в городах и по приказу императора образовывали малые или большие действующие армии. Так как контингенты войск были увеличены и условия службы в армии ухудшились, то добровольцев для ее пополнения не хватало. Диоклетиан обязал землевладельцев поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа проживавших на их землях колонов и батраков, как правило, принадлежащих к местному слабороманизированному полуварварскому населению. Таким образом, и военная реформа способствовала прикреплению колонов, так как магнаты стали теперь более жестко пресекать их попытки покинуть свои участки. Другим результатом военной реформы стала усилившаяся варваризация армии, начавшаяся еще во II в. и прогрессировавшая в III в.

Пограничные военные поселения, образовывавшие местные легионы, кроме своей малоподвижности были неудобны еще и тем, что возглавлявшие их военачальники нередко провозглашали себя императорами. После введения маневренных армий центральная власть укрепилась. Опираясь именно на них, Диоклетиан и Максимиан сумели подавить восстания внутри Империи и достичь некоторых успехов в войне с персами. Как мероприятие, вытекавшее из потребности подавлять восстания в провинциях и усилить оборону границ, эта военная реформа временно себя оправдала.

В обстановке борьбы с народными восстаниями, узурпаторами, варварскими племенами, с Персидской державой становилось все очевиднее, что разделения Римской империи на две части недостаточно. Кроме того, процессы экономического обособления провинций зашли так далеко, что управлять ими из двух центров - Никомедии и Медиолана - было трудно.

С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти.

Кроме того, в 293 г. он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров - Гая Галерия - Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов.

Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. Августы женили их: один - на своей дочери, другой - на падчерице, и усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III в. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти.

При этом не последовало официального разделения империи, хотя каждый август имел свою армию, своего преторианского префекта и свою резиденцию. Эдикты и рескрипты издавались августами совместно, но инициатором всего законодательства оставался Диоклетиан, что было важным моментом, так как начавшееся разделение власти не должно было противоречить принципу полной монархии, предполагавшемуся системой домината.

Ниже императора находилась многочисленная бюрократия, разделенная на гражданскую и военную секции. Бюрократия пришла на смену разлагавшимся структурам самоуправления, остаткам демократии и республиканизма былых времен в III в., и Диоклетиан попытался придать ей стройный и законченный характер, что должно было обеспечить органичное сочетание тетрархии с системой домината. Бюрократические структуры должны были стать связующим элементом в тетрархии, ее прочным каркасом. Вместе с тем бюрократия должна была привести к обеспечению управляемости государства в условиях единовластия.

В связи с этим во всей Империи устанавливалась единообразная бюрократическая система с целым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к высшим. Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положение господствующего класса Римской средиземноморской империи.

Во главе бюрократической иерархии стоял преторианский префект, который руководил работой императорского правительства. Среди других высших лиц Римской империи следует назвать квестора Священной Палаты, в ведении которого находились законы и петиции, и начальника канцелярии, который ведал внешними сношениями, арсеналами, полицией и охраной. Низшим звеном бюрократии были кураторы, которых избирали на местах и которые осуществляли надзор за работой городских курий. Старые республиканские институты лишались всякого политического значения: сенат превратился, по сути, в муниципальный совет города Рима, хотя и пытался претендовать на большее, а магистратуры остались лишь почетными званиями. Императорские же чиновники назначались теперь самим доминусом или, по иерархии, вышестоящими должностными лицами.

Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие примерно свои старые доримские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых, меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать усилившийся в III в. сепаратизм прежних, зачастую очень крупных (например, Египет, Фракия и т. д.) провинций, способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено от гражданской администрации. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, назначавшиеся императором. Наместники провинций назывались ректорами, они подчинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам. Рим - историческая столица Империи, глава средиземноморского мира - сохранил свое прежнее устройство, но фактически перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.

Административная реформа проводилась Диоклетианом и завершалась Константином вместе с реформой управления, сутью которой было более четкое разделение функций между различными звеньями центрального правительства.

3. Государственная идеология. Судьбы христианства

.1 Идеологическое оформление политики Диоклетиана

Как и любая другая политическая система, доминат нуждался в соответствующем идеологическом оформлении. Суть новой монархии Диоклетиан стремился отразить в религии. И характер исторического развития Римской империи, и создаваемая Диоклетианом политическая система домината требовали унификации религии и подчинения ее нуждам политической практики. Тенденцию к унификации испытывали и сами языческие религии, поэтому Диоклетиану могло показаться, что его религиозная реформа пройдет относительно безболезненно. Собственно говоря, его религиозная политика вряд ли вообще может быть названа реформой - скорее это была попытка восстановления прежнего значения римского язычества и, в определенном смысле, модернизация, а, вернее, реанимация утратившего всякое значение в период политической анархии культа императора. Пожалуй, именно культ императора нес главную нагрузку в религиозно-идеологическом оформлении новой политической системы. Вместе с тем, Диоклетиан стремился вернуть римской религии ее общественный характер.

В начале своего правления, летом 285 г., после назначения Максимиана цезарем, Диоклетиан присваивает себе титул Иовия - сына Юпитера и дает своему цезарю титул Геркулия - сына Геркулеса. Эта акция, с одной стороны, должна была ясно показать подчиненное положение цезаря августу, а с другой стороны - подчеркивала божественное происхождение императорской власти и ее высшее по отношению ко всем земным институтам положение. Кроме того, связывая культ Юпитера с культом императора, Диоклетиан ставил своей целью восстановление престижа и значения римского язычества. Связь власти с божеством должна была показать ее легитимность, ибо ни Диоклетиан, ни Максимиан не стали императорами по воле сената, как предусматривалось традиционной системой принципата, но были приведены к власти армией, и эта божественная легитимность должна была стать, по мысли Диоклетиана, залогом стабильности и порядка. Наконец, целью Диоклетиана было единство государства, выраженное триадой: император - закон - государственная религия.

Вместе с тем, религиозное обоснование новой политической системы домината должно было включать и тетрархию. Языческая религия с ее политеизмом и иерархией богов была в этом отношении более подходящей, чем монотеистическое христианство.

Политическая система домината являла собой в упрощенном виде формулу, согласно которой император был доминусом-господином, а все остальные граждане империи являлись его подданными. Доминат предполагал введение соответствующего дворцового церемониала, подобного тому, что существовал в государствах восточной деспотии. Императоров отличала диадема и шитая золотом пурпурная одежда, они редко показывались народу, а те, кто был к ним допущен, обязаны были простираться ниц, соблюдая ритуал, принятый при дворе персидских царей. Диоклетиан первым в Риме ввел царские обычаи вместо прежней римской свободы. Он первый стал надевать одежды, сотканные из золота, и пожелал даже для своей обуви употреблять шелк, пурпур и драгоценные камни. Однако это было не самым значительным из его нововведений. Он первый из всех, если не считать Калигулы и Домициана, позволил открыто называть себя господином, поклоняться себе и обращаться к себе, как к богу. Титулатура императора теперь обязательно включала термины «священный» и «божественный».

Система домината вводила строгую иерархию чиновничьих должностей и оформляла бюрократические структуры империи. Теперь император вознесся над своими подданными на столь недосягаемую высоту, что никакой commilito (армейский сослуживец) не мог бы поразить его своей рукой. Император становится божеством уже при жизни (прежних императоров обожествляли после смерти, и титул Домициана «dominus et deus» - «Господин и Бог» в свое время порождал неудовольствие населения). В христианской империи Константина переменились лишь частности: император правил теперь dei gratia (милостью Божьей), сделавшись священным орудием божественной власти. Высочайшей милостью было теперь удостоиться лицезрения императора, перед ним следовало падать ниц. Члены совета не смели садиться в присутствии императора. Эти обычаи явно заимствованы из Персии или другой восточной державы.

3.2 Преследования христиан

Хотя Диоклетиан и его коллеги по тетрархии оказывали покровительство язычеству, поддерживая его материально, восстанавливая старые и возводя новые языческие храмы, христианство на первых порах не подвергалось преследованиям, и церковь пользовалась относительным миром.

Однако развитие христианства в рамках системы, создаваемой Диоклетианом, все более приходило в противоречие с его замыслами. Христиане не признавали ни Юпитера, ни Геркулеса, ни других языческих богов, напротив, они считали их злыми демонами. Но, отказываясь почитать Юпитера, они тем самым становились в открытую оппозицию по отношению к доминусу, который именно на санкции этого божества основывал свою власть, как и другие тетрархи основывали свою власть на санкции других римских богов. К тому же христианская церковь, пройдя почти трехвековой период формирования, представляла собой уже достаточно разветвленную и структурированную организацию, обладающую помимо большого авторитета и определенными материальными ресурсами, что делало церковь весьма опасным для государства институтом в условиях ее полулегального или нелегального статуса. Наконец, и растущий авторитет епископа, центральной фигуры церковной организации, делал его реальным соперником представителей императорской администрации в провинциях, а это опять-таки шло вразрез с развитием строгой бюрократической иерархии - одной из неотъемлемых частей системы домината.

Христианство исповедовали часть вельмож, даже жена Диоклетиана и его дочь. Жесткий гнет налоговой и командно-административной системы, установленной обожествленными императорами, оппозиция к новому режиму в религиозной форме отрицания прежде всего божественности императоров благоприятствовали дальнейшему распространению христианства. Но главной причиной, вызвавшей при Диоклетиане жестокое гонение на христиан, была хорошо налаженная и обладающая большими средствами церковная администрация во главе с епископами.

Все эти факторы не могли не беспокоить Диоклетиана, тетрархов и высший эшелон императорской бюрократии. Причем осознание «христианской опасности» приходило не сразу, а постепенно, по мере осуществления реформ.

Верхушка христиан была готова примириться с государством и даже разрешить христианам ценой небольшого покаяния занимать должности муниципальных жрецов. Но массы христиан относились к империи враждебно. Нередки были случаи отказа христиан вступать в армию или подчиняться военной дисциплине и, тем более, признавать божественность императора и приносить жертвы.

Христианские писатели переходили от обороны к наступлению, осмеивали и обличали «ложных богов», основываясь, между прочим, и на цитатах из языческих философов, не отвергая даже в этом случае идей материалиста Лукреция. Они доказывали неизбежность конца мира и власти Рима, который должен пасть, как пали царства ассирийцев, персов, македонян. «Золотой век» Диоклетиана они называли веком нечестивым, а обожествлённых римских императоров - разбойниками. Всё это, конечно, противоречило идее божественной и вечной монархии. Многие приверженцы старой религии, в том числе цезарь Галерий, заявляли, что христиане отвращают от империи милость оскорбляемых ими богов.

По свидетельству Лактанция, главным врагом христиан был Галерий, а Диоклетиан долго противился его внушениям. Император Галерий был сторонником того воззрения, что христианство должно быть подавляемо насильственными мерами, исходящими от правительства; он в 298 г. добился от Диоклетиана (Диоклетиан долго медлил, обдумывая этот вопрос и не находя причины проливать столько человеческой крови и нарушать спокойствие империи. Он считал, что довольно и того, если слуги его дома и воины будут держаться древней религии.), чтобы во всех войсках был издан указ, повелевавший всем начальникам из христиан или участвовать в жертвоприношениях, или немедленно покинуть службу. Точка зрения указа казалась вполне ясной: предполагали, что христианство нарушает единство духа в войске. В 302 г., вслед за этим указом, один за другим были изданы еще четыре указа, один строже другого. Первым из этих указов повелевалось конфисковать Святое писание и прочее имущество церквей, сами христиане лишались права занимать общественные должности и даже запрещалось отпускать рабов-христиан на волю; и между тем как три первых указа были направлены главным образом против заведывавших христианскими общинами епископов. В 303 г. с его ведома и согласия была разрушена христианская церковь в Никомедии. Это событие послужило сигналом к открытию гонений по всей империи. Последний указ 304 г. уполномачивал всех имперских чиновников к величайшим строгостям против всех христиан.

Это развязывало руки жестокости, а местами и корысти. Но это гонение вскоре ослабло, да и вообще не получило того распространения, какое предполагали придать ему Диоклетиан и его советники. Во многих местах число христиан было уже настолько велико, что о приведении указов в исполнение не посмели и подумать; в других же - их было так мало, что за гонение их и приниматься не стоило. Во многих случаях имело значение и личное положение самих представителей исполнительной власти: в той части империи, которой правил, например, Констанций Хлор, настоящего гонения не было вовсе, т. к. сам император, хотя и не был христианином, держался монотеистических воззрений, которые гораздо больше сходились с христианством, нежели с государственной религией.

Диоклетиан не мог завершить дело, которое уже с самого начала представлялось безнадежным. В 305 г. он решился на основании договора, некогда заключенного между им и Максимианом в храме Юпитера Капитолийского, отказаться от правления.

мая 305 Диоклетиан и Максимиан официально отреклись от престола, и их место заняли Констанций и Галерий. Диоклетиан удалился в свой колоссальный дворец в Салонах (совр. Сплит, Хорватия) на побережье Далмации. Он был свидетелем краха созданной им системы тетрархии, когда его преемники начали воевать друг с другом, а на его родственников обрушились гонения [Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998].

Императоры Галерий и Констанций теперь были возвышены в сан Августов. Однако искусственный порядок престолонаследия, установленный Диоклетианом, не оправдал возложенных на него упований. Семь разных претендентов выступали на поприще этой борьбы еще при жизни Диоклетиана: Галерий и его новый ставленник Север; после его смерти Лициний и Максимин; Максенций, сын бывшего Августа Максимиана, и, наконец, сам Максимиан, весьма неохотно отказавшийся от власти; последним в их числе выступил Константин, сын Констанция Хлора, умершего в 306 г. и завещавшего своему сыну Константину ту любовь, которой сам он пользовался в среде христиан.

3.3 Торжество христианства

Нельзя не обратить особенного внимания на то, что среди этих смут стала очевидной бесполезность гонений, воздвигнутых против христиан, почему в 311г. Галерий, Лициний и Константин и издали общий от их имени указ о веротерпимости, данный в Никомедии.

В этом указе сначала хоть и высказывается в довольно темных выражениях порицание христианам, но затем и на них распространяется императорская милость, и им ставится в обязанность молиться своему Богу за благо императора. Немного лет оставалось христианской церкви до полного торжества.

Иначе, впрочем, и быть не могло, т. к. христианство в это время приобрело уже огромную силу, и в междоусобной борьбе различных претендентов из-за высшей власти было очень важно иметь на своей стороне христиан. И вот замечательный и тонкий политик, Флавий Валерий Константин, отлично сумел оценить значение этой новой силы в государстве. Когда Галерий умер, Константин громко заявил свои притязания на высшую власть.

Не переходя окончательно на сторону христианской веры, Константин, однако, более и более открыто становился во главе движения, благоприятствующего христианам, и в 313 г., вместе со своим восточным союзником, Лицинием, он обнародовал в Милане указ, в котором христианство объявляется не только терпимой в империи религией, но и вполне равноправной с древней языческой; лично для себя Константин первоначально удовольствовался только единобожием, которое было очень близко к христианству, но не вполне с ним совпадало. Константин видел, что империя может сохранить связь и единство только в том случае, если будет опираться на мощную опору христианства, и потому в 320 г. особым указом были воспрещены апелляции епископских судов к светским и другим государственным учреждениям и церкви дано право принимать завещанные ей наследства. Когда же в 323 г. дело опять дошло до разрыва между обоими императорами, Константин уже смело мог рассчитывать на расположение к нему христиан, даже в части империи, управляемой Лицинием; особенно - на расположение епископов, к которым он выказывал себя особенно милостивым.

После падения Лициния Константин явился единодержавным владыкой всей империи. Его несчастный противник в следующем 324 г. был убит в Фессалониках по приказанию самого Константина.

Таким образом, единство империи вновь было восстановлено, и Константин правил царством единодержавно еще в течение 14 лет (до 337 г.). Покровительство, оказываемое им христианству, в значительной степени исходило из политических соображений. Константин, верно понимавший высокое значение христианства вообще, в то же время сознавал, что оно может быть великой силой только при полном единстве. И, в свою очередь, в обстановке внутренней борьбы церковным верхам была чрезвычайно важна помощь государства. Константин признал христианство не для того, чтобы безучастно смотреть на раздиравшие церковь споры. Ему была нужна церковь сильная, т. е. единая. Вот почему он принимает энергичное участие в борьбе на стороне господствующего течения. Когда в 325 г. собрался церковный съезд в Никее (Никейский собор) для обсуждения арианской ереси, император на нем председательствовал и встал на точку зрения противника Ария, александрийского епископа Афанасия. В принятом на съезде «символе веры» арианство было осуждено.

Никейский собор имел большое значение для христианства и в организационном отношении. Это было первое общее собрание представителей христианского движения, на котором окончательно оформилась структура церкви.

В связи с религиозной политикой императора появилась необходимость еще одного важного шага - в избрании нового центра управления для империи, который в 330 г. был сделан. Город Рим, значение которого особенно сильно было поколеблено во время Диоклетиана, уже не мог быть столицей империи, в которой христианство получило значение официальной религии: в Риме были слишком живучи веками установленные там языческие воззрения, и вся почва была пропитана воспоминаниями о всевозможных богах и героях.

Теперь новый центр был найден на почве древнего Византия, в изумительно удобном месте, как бы самой природой указанном для столицы; здесь она и основалась, начиная с 328 г. Старый город был заново укреплен, расширен, и на его месте появилась новая столица, город Константинов Константинополь, в котором христианские церкви возникали рядом с языческими храмами. Рядом с языческими святынями, перенесенными в новый город тайно, из древнего Рима, здесь видна и величайшая христианская святыня - часть креста Господня, обретенного благочестивой матерью императора Константина Еленой во время ее пребывания в Иерусалиме, и привезенного ею в Константинополь. Даже торжественное освящение города (11 мая 330 г.) носило на себе еще двоеверный характер: и христиане, и язычники, каждый по-своему, возносили молитвы за благоденствие города.

Кризис III в. бросил в объятия новой религии широкие слои римского общества, вплоть до крупных собственников. Принятие ими христианства происходит тем легче, что прежняя религия рабов и бедноты потеряла свою былую оппозиционность и перешла на службу к господствующим классам. В III в. окончательно складывается общая церковная организация для всей империи. Епископы становятся во главе общин, подчиняя себе всех остальных должностных лиц. Руководящую роль в церкви начинают играть епископы крупных городов империи. Появляется церковная иерархия, построенная по монархическому принципу. В конце III и начале IV в. на высших церковных постах сидят богатые землевладельцы, купцы и ростовщики. Среди христиан мы видим крупных представителей имперской бюрократии, членов императорской семьи. Христианская церковь окончательно аристократизируется.

Заключение

Диоклетиан и его сторонники понимали, что новое гонение на христиан может привести к серьезным осложнениям внутри государства, уже начинавшего пожинать плоды мира, единства, внутреннего согласия, стабильности и порядка. Именно этим можно объяснить тот факт, что Диоклетиан предпринял гонение на христиан лишь в самом конце своего правления, когда система домината и положение христианства в государстве пришли в столь явное противоречие, что оставлять эту проблему нерешенной больше уже было нельзя. Причем это решение могло быть двояким: либо попытаться подавить христианство силой и физически уничтожить оппозицию, либо попытаться заключить с христианством союз и включить его в систему домината, как еще один элемент всей конструкции наряду с бюрократией и армией. По первому пути пошел Диоклетиан, по второму - Константин, но оба они решали по разному одну и ту же проблему: христианство в государстве - религия и доминат - опора нового режима власти.

Государство признало церковь, прежде всего, из-за соображений политического порядка. К IV в. христианская церковь превратилась в сильнейшую организацию, в своеобразное «государство в государстве», охватывавшее почти всю империю. Она владела огромными богатствами, насчитывала в своих рядах большое количество высших чиновников, военных, крупных земельных собственников и подавляющую массу торгово-промышленного населения городов. Она обладала мощным аппаратом управления, не уступавшим имперской бюрократии. При таких условиях признать церковь означало для государства найти новую социальную опору. Это было особенно важно для домината, при его стремлении создать крепкую власть. Преследования 303 - 304 гг., по мнению С.И. Ковалева, были основаны на недоразумении и объясняются только тем, что Диоклециан был еще тесно связан с III в. Константин же был свободен от этих старых традиций и мог подойти к христианству более объективно и трезво.

Однако в признании христианства есть еще одна сторона, более существенная, чем непосредственные соображения политического порядка. Христианство сумело соединить в себе разрозненные религиозные представления эпохи и таким путем попасть в тон общественному настроению; оно создало удачную организационную форму общины (аналогичные организации мы находим и в других восточных религиях, например, в митраизме). Победа христианства и ее всемирно-историческое значение объясняется тем, что в нем впервые выступает зародыш нового мировоззрения. Римское христианство явилось предком средневекового христианства. Христианство также было продуктом распада языческого мировоззрения и также являлось более высокой формой. То новое, что оно несло в себе, было освобождение личности, скованной религией полиса и его моралью. Пусть это освобождение носило неполный и односторонний характер. характер морального совершенствования человека, его личной связи с богом, его личной ответственности за грехи. Тем не менее в длительном историческом процессе освобождения индивидуума это был огромный шаг вперед. Вот почему христианство нельзя было остановить никакими преследованиями. Признание его Константином было поэтому не только разумной политической мерой, вызванной конкретной обстановкой начала IV в.: признание христианства явилось исторической необходимостью.

Список литературы

.Богомолов А.С. Античная философия.- М., 1985.

.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/ Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высш. шк., 1988.

.Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998

.Егер О. Всемирная история: В 4 т. Т.1. Древний мир. - М. ООО «Издательство АСТ», 2000.

.Егоров А.Б. Рим на грани эпох. - Л., 1985.

.История Древнего Рима: Учеб.пособие по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. - 4-е изд. - М., 2002.

.Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций <http://www.sno.7hits.net/lib/kovalev/index.htm>. - Ленинград, Издательство ЛГУ, 1986.

.Коптев А.В., PRINCEPS ET DOMINUS: к вопросу об эволюции принципата в начале позднеантичной эпохи / Древнее право - №1 (1996)

.Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до сер.VI в.). - М., 1984.

.Немировский А.И. и др. История Древнего мира. Греция и Рим. 10-11 кл.: Пособие для учащихся ст. классов школ, гимназий, лицеев в 2 т. Т.2., 1996.

.Рыжов К. Все монархи мира. Греция, Рим, Византия. - М., 2001

.Тетрархия и доминат: политический эксперимент и историческая практика <http://mkaz.shu.ru/publ/dominat.htm> // Проблемы государственно-политического развития в истории стран Европы: Сборник научных статей / Науч.ред. Ю.Е.Ивонин, Л.И.Ивонина. - Смоленск: СГПУ, 2004.

.Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. - М., Высшая Школа, 1987.

.Чернышов Ю.Г. К вопросу о содержании "государственной идеологии" в Римской империи / Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001.

Похожие работы на - Кризис римской идеологии в эпоху домината

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!