Деятельность ОАО 'АСБ Беларусбанк'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность ОАО 'АСБ Беларусбанк'

Введение

банк кассовый кредит драгоценный

Целью прохождения практики является закрепление теоретических знаний, приобретенных в институте по специальности «Бухучет, анализ и аудит в банках», умелое использование их на практике.

Задачи практики заключаются в ознакомлении с деятельностью филиала №201 ОАО АСБ «Беларусбанк» в г. Витебске:

со структурой банка;

услугами, предлагаемыми банком клиентам;

организацией бухгалтерского учета;

оформлением и учетом, а также правилами открытия и ведения банковских счетов для юридических и физических лиц;

работой с ценными бумагами;

оформлением кредитных операций;

организацией и учетом операций банка с драгоценными металлами;

кредитным портфелем филиала;

порядком формирования резерва на возможные потери;

с финансовым состоянием изучаемой организации;

с прочими операциями и услугами.

1. Общие сведения о банке

1.1Организационная структура банка

В данном отчете о практике мы исследуем Акционерный Сберегательный банк «Беларусбанк» филиал 201 АСБ «Беларусбанк» в г. Витебске.

В соответствии с уставом Акционерного Сберегательного банка «Беларусбанк» филиал 201 АСБ «Беларусбанк» в г. Витебске создан по решению Правления Банка.

Целью филиала является обеспечение развития ОАО «АСБ Беларусбанк» по широкому спектру предоставляемых услуг в сфере розничного и корпоративного бизнеса.

Филиал осуществляет свою деятельность на основании типового положения под непосредственным организационным и методическим руководством областного управления Банка, а также структурных подразделений головного банка.

Филиал не является юридическим лицом, имеет статус обособленного структурного подразделения Банка.

Национальным банком Республики Беларусь выдана лицензия на осуществление банковских операций.

АСБ «Беларусбанк» осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с которым реализуются следующие цели:

развитие финансовых отношений в Республике Беларусь;

расчетное и кассовое обслуживание, кредитование физических и юридических лиц;

привлечение свободных денежных средств во вклады (депозиты) и на счета;

привлечение дополнительных ресурсов для осуществления инвестиций в экономически выгодные проекты развития жизненно важных отраслей экономики Республики Беларусь;

стимулирование инвестиций в экономику Беларуси;

содействие интеграционным процессам в сфере международных финансовых отношений;

активное участие в перспективных проектах, направленных на решение экономических и социальных проблем;

получение прибыли.

Руководство текущей деятельностью филиала осуществляет директор, который действует на основании специальной доверенности, выданной ему Банком. Директор филиала обеспечивает выполнение решений Правления Банка, областного управления; проводит единую политику Банка в области финансирования и кредитования; утверждает положения о структурных подразделениях филиала, вносит на рассмотрение руководства областного управления вопросы, связанные с обеспечением оперативно-хозяйственной деятельности филиала, устанавливает режим работы филиала и его структур.

По состоянию на 26.07.2011 года структура филиала (рисунок 1) состоит из 2 центров, 11 отделов, 4 служб, 33 отделений (19 отделений расположено в городской местности, 14 - в сельской), а также 35 отделений РУПС, осуществляющих прием денежных средств в белорусских рублях во вклады.

1.2 Банковские продукты и услуги

Для реализации целей, определенных Уставом, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности Республики Беларусь и на основании лицензий Национального банка Республики Беларусь, Банк осуществляет следующие банковские операции:

·привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

·размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

·открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

·осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

·валютно-обменные операции;

·выдача банковских гарантий;

·доверительное управление денежными средствами;

·инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);

·выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;

·финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

·предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг и др.);

·операции с ценными бумагами;

·кредитование юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей;

·международные денежные переводы Western Union, BLIZKO;

·денежные переводы «Стриж»;

·операции с драгоценными металлами: реализация и хранение юбилейных монет из драгоценных металлов.

·реализация лотерейных билетов и выплата выигрышей по ним.

Банк осуществляет следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности Республики Беларусь:

·страховое посредничество (деятельность страхового агента);

·посредническая, коммерческая, консультационная деятельность и деятельность депозитария, доверительное управление ценными бумагами на основании лицензии Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь и согласия Национального банка Республики Беларусь;

·сдача внаём собственного недвижимого имущества.

Подлежащую лицензированию деятельность Банк вправе совершать только при получении разрешения (лицензии) Национального банка Республики Беларусь или других уполномоченных государственных органов Республики Беларусь.

2. Оформление операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов

Расчетно-кассовым отделом, совместно с отделом корпоративного бизнеса в филиале ведется работа по обслуживанию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (открытие счетов, расчетно-кассовое обслуживание).

Открытие счетов осуществляется на основании нормативных актов, таких как: Положения «О порядке открытия и закрытия счетов юридическим лицам и ИП», Постановления НБ РБ от 3.04.2009 г. и Декрета Президента №1 от 16.01.2009 г.

Для открытия текущего счета юридическим лицам необходимо представить:

.заявление на открытие счета, подписанное лицом, имеющим полномочия на открытие счета;

.копию устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

.копию свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

.карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

.иные документы, предусмотренные настоящим Положением и актами законодательства.

В случае открытия клиентом текущего счета для совершения операций его обособленным подразделением в заявлении на открытие счета делается об этом запись с указанием полного наименования и места расположения (адреса) обособленного подразделения.

Основанием открытия текущего счета является договор текущего счета - типовая форма договора текущего (расчетного) банковского счета в белорусских рублях и иностранной валюте.

ОАО «АСБ Беларусбанк» открывает также субсчета, специальные, благотворительные, временные, корреспондентские, вкладные и другие счета.

Подключение к электронной платежной системе «Клиент-банк». На 26.07.2011 г. система установлена 275 клиентам, при плане 260. Собственная сеть электронной почты значительно увеличивает скорость обработки информации и позволяет сторонам передавать и принимать следующие документы:

в режиме клиент-банку:

·платежные поручения в национальной и иностранной валютах;

·заявление на перевод;

·заявки на покупку-продажу иностранной валюты;

·заявки на конверсию валют;

·текстовые документы любого содержания;

в режиме банк-клиенту:

·выписки состояния счета клиента;

·курсы иностранных валют;

·информацию о текущем состоянии счета;

·данные архива проводок.

Для идентификации передаваемых платежных документов используются электронная подпись клиента и специальный алгоритм для шифрования, которые гарантируют достоверность и конфиденциальность информации.

В прошедшем году проводилась работа по увеличению доли платежных инструкций клиентов, передаваемых в электронном виде в общем объеме документооборота. По состоянию на 01.01.2011 г. доля электронного документооборота по филиалу составила 98,2%, при плановом показателе 78%.

Формирование пакета документов для закрытия счетов клиентов в учреждении банка осуществляет служба корпоративного бизнеса.

Текущий счет может быть закрыт:

.по заявлению клиента;

.при отсутствии денежных средств на этом счете в течение трех месяцев со дня последнего списания с него денежных средств;

.при отсутствии записей по счету в течение трех месяцев в случае, если это определено договором;

.в случае исключения клиента из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

.в иных случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором.

Уплата процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счете, а также переоценка валюты и другие внутрибанковские операции по счету не влияют на закрытие счета.

Учреждение банка самостоятельно определяет необходимость закрытия счета по причине отсутствия денежных средств на этом счете, отсутствия записей по счету в течение трех месяцев.

Для юридических лиц существует такая услуга, как осуществление вложений в депозитные вклады в белорусских рублях и иностранной валюте.

Виды депозитных вкладов в банке - срочные и до востребования. Условия вклада определяются договором и зависят от суммы и сроков размещения. По желанию клиента депозитным договором может быть предусмотрена выплата процентов - ежемесячно, ежеквартально, а также по окончании срока хранения вклада.

Основной формой безналичных расчетов в настоящее время является банковский перевод. В зависимости от того, кто выступает инициатором платежа, выделяют дебетовые и кредитовые переводы. При дебетовом переводе инициатором платежа выступает бенефициар, то есть получатель денежных средств, данный перевод оформляется платежными требованиями, чеками. При кредитовом переводе - инициатором выступает плательщик. В этом случае оформляются платежные поручения, платежные требования-поручения.

При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов. Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, а безакцептная форма - используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия. Платежное требование выписывает бенефициар и представляет в обслуживающий его банк на инкассо. При приеме на инкассо платежных требований от клиента ответственный исполнитель банка-получателя проверяет правильность оформления платежного требования, после чего направляет его в банк-отправитель. При поступлении платежных требований в банк-отправитель ответственный исполнитель проверяет правильность оформления платежного требования в части заполнения обязательных реквизитов. Также платежные требования должны быть сверены с заявлением на акцепт. Требования, акцептованные плательщиком, оплачиваются в день их поступления в банк-отправитель:

При проведении кредитовых переводов оформляются платежные поручения и платежные требования-поручения. Плательщик выписывает платежное поручение и представляет его к исполнению в обслуживающий банк.

Если счета плательщика и бенефициара обслуживаются разными банками, перевод осуществляется через корреспондентские (субкорреспондентские) счета.

Порядок совершения операций по вкладам физических лиц в ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляется в соответствии с Положением 75.6 от 01.08.2011 г.

Для совершения операций по вкладам структурные подразделения филиала используют бланки единой формы, изготовленные типографским способом, а также с использованием программно-технических средств, при условии сохранения наименования, содержания и порядка расположения граф, строк и текста бланков.

Договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы договора банковского вклада влечет за собой его недействительность со дня заключения этого договора.

Форма договора и условия банковского вклада по каждому виду вклада утверждается уполномоченным органом банка.

В электронном виде должны содержаться реквизиты документа, удостоверяющего и подтверждающего личность (по вкладам на имя другого лица дополнительно - реквизиты документа, удостоверяющего и подтверждающего личность другого лица), которые вносятся при совершении первой операции по вкладу и в дальнейшем не отображаются на экране монитора.

Открытие вкладного счета осуществляется при представлении документа, удостоверяющего и подтверждающего личность.

Открытие вкладного счета осуществляется в момент заключения договора банковского вклада, который оформляется в двух экземплярах (при открытии счета на другое лицо - в трех экземплярах).

Договор банковского вклада подписывается вкладчиком, а со стороны банка - уполномоченным работником, имеющим доверенность на совершение такого рода операций. Один экземпляр договора выдается вкладчику, а другой направляется в картотеку дел по открытию счетов, либо в службу бухгалтерского учета филиала (для отделений сельской местности, работающих без дополнительного контроля).

Согласно Условий по вкладам у вкладчика существует возможность дополнительных взносов, расходных (с частичным снятием - если предусмотрено договором) операций и снятия начисленного дохода. Также вкладчик может воспользоваться услугой оформления доверенности и завещательного распоряжения, на счета открытые в банке.

Закрытие счета производится на основании заявления о закрытии счета.

Для оформления депозитных операций, совершаемых безналичным путем, используются платежные поручения, совершаемых наличными денежными средствами, - приходные и расходные кассовые документы.

Сохранность и возврат привлекаемых средств физических лиц гарантируется согласно Декрету Президента Республики Беларусь №22 от 04.11.2008 г. «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) банковские вклады (депозиты)».

3. Оформление кредитов и иных активных операций с клиентами

Кредитной политикой банка на 2011 год сформированы главные направления в области активных операция юридических лиц и населения.

Банковское кредитование играет ключевую роль в экономических процессах, происходящих в Республике Беларусь. Эта роль определяется масштабами кредитной деятельности банков, а также многообразием ее форм и направлений. В современных условиях банковский кредит используется в качестве важнейшего из источников финансирования инвестиций в реальный сектор экономики и жилищное строительство, приобретения населением товаров длительного пользования, развития предпринимательской деятельности.

Процентные доходы от активных операций в филиале №201 ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2010 г. получены в сумме 29,8 млрд. рублей, что почти в 2 раза превышает объем аналогичных доходов, 2009 года. Их доля в общих доходах банка возросла до 67,3% с 45,6%. Кредитной поддержкой банка пользуются 37 юридических лиц и один индивидуальный предприниматель.

Доходы от кредитования юридических лиц получены в сумме 23,5 млрд. рублей, или 53,5% от общей суммы по филиалу.

Процентные доходы от кредитования физических лиц получены в сумме 3,8 млрд. рублей, план перевыполнен на 17,9 млн. рублей. Темп роста доходов от частных клиентов составил 134,1%.

Кредитный портфель филиала по кредитам физических лиц по состоянию на 01.01.2011 сформирован в объеме 29,9 млрд. рублей, в том числе за счет ресурсов банка 27,6 млрд. рублей, из них в национальной валюте - 22,3 млрд. рублей, в долларах США - 1,8 млн. Удельный вес кредитов населению в кредитном портфеле филиала на 01.01.2011 составил 12,1%.

Количество кредитных договоров по состоянию на 01.01.2011 г. составило 6145. За год оформлено 1482 кредитных договора, погашено 3230 договоров. Из общего числа на недвижимость оформлено 214 договоров, на потребительские нужды - 1268.

Комиссионных доходов по кредитам населению за анализируемый период получено 202,1 млн. руб., при плане 241,3 (83,8%).

Просроченная задолженность по кредитам населению составила 9,1 млн. руб. по 34 кредитополучателям, что на 6,7 млн. руб. меньше уровня прошлого года.

Основанием для начала работы по рассмотрению вопроса о выдаче кредита организации является представление заявителем в учреждение банка письменного ходатайства на получение кредита, подписанного руководителем заявителя и содержащего исходные данные о запрашиваемой сумме кредита, целевой направленности, сроках погашения, процентной ставке и предлагаемом обеспечении.

После рассмотрения руководителем учреждения банка ходатайство направляется в службу корпоративного бизнеса (кредитную службу) учреждения банка для формирования пакета документов на выдачу кредита и в службу безопасности для проверки благонадежности заявителя.

Кредитный работник знакомит заявителя с порядком и условиями предоставления кредита.

Для рассмотрения вопроса о возможности выдачи кредита учреждением банка заявитель предоставляет пакет документов:

. Письмо на имя Руководителя учреждения банка о предоставлении кредита с указанием направления использования денежных средств, сроков пользования и суммы кредита, процентной ставки, предлагаемого способа обеспечения (зарегистрированное в книге входящей корреспонденции учреждения банка).

. Анкета заявителя установленной формы.

. Финансовая и бухгалтерская отчетность: годовой бухгалтерский баланс со всеми приложениями к нему, бухгалтерский баланс на последнюю квартальную дату; отчет о прибылях и убытках на последнюю квартальную дату; расшифровка дебиторской, кредиторской задолженностей, товаров отгруженных к балансу на последнюю квартальную дату (с указанием суммы, даты отгрузки); выписки по счетам, открытым в других банках за последние три месяца; справка о наличии картотеки по внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»; справка о наличии кредитов (иных активных операций), полученных в других банках на дату заключения договора; данные о поступлении и использовании валютных средств (при выдаче кредита в иностранной валюте); мероприятия по финансовому оздоровлению (для юридических лиц, работающих с убытками).

. Документ, определяющий учетную политику предприятия.

. Выписка из решения совета директоров (Наблюдательного совета) или выписка из решения общего собрания участников хозяйственного общества о совершении крупной сделки.

. Копия лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, заверенная в установленном порядке.

. Копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающие реальность кредитуемых сделок и формирующие портфель заказов: договоры, контракты с поставщиками товаров / услуг; акты приемки-передачи; таможенные декларации / накладные; товарно-транспортные и товарные накладные; счета-фактуры; протоколы о намерениях;

. Документы по обеспечению кредитных обязательств в зависимости от формы обеспечения.

. Программа (технико-экономические и финансовые показатели) развития предприятия на кредитуемый период.

. Расчет движения денежных средств.

. Прогноз доходов и расходов.

. Заявление об оплате платежных требований учреждения банка в порядке предварительного акцепта в день поступления их в банк.

При рассмотрении вопроса о предоставлении кредита заявителю, текущий счет которого открыт в учреждении банка, используются учредительные документы, находящиеся в деле юридического лица по открытию счетов.

По усмотрению банка могут быть затребованы и другие документы, подтверждающие способность заявителя своевременно возвратить кредит, а также платежеспособность гаранта или поручителя.

Работники службы безопасности учреждения банка устанавливают фактический и юридический адрес, проверяют репутацию заявителя в деловом мире и другие вопросы, касающиеся благонадежности юридического лица. В случае установления фактов, свидетельствующих о невозможности предоставления заявителю кредита, работниками службы безопасности в течение 3-х рабочих дней с момента поступления ходатайства заявителя в учреждение банка составляется докладная записка, которая представляется руководителю учреждения банка для принятия решения о дальнейшем рассмотрении документов заявителя.

По усмотрению председателя кредитного комитета учреждения банка срок рассмотрения ходатайства может быть изменен, в зависимости от степени сложности проверяемых вопросов.

В случае принятия руководством учреждения банка, на основании проведенного службой безопасности анализа (без вынесения вопроса на рассмотрение кредитного комитета учреждения банка) решения о нецелесообразности осуществления сделки, дальнейшая работа по изучению её условий прекращается, а заявитель письменно уведомляется об отказе в выдаче кредита с указанием причин отказа.

В случае возникновения сомнений в достоверности документов либо при необходимости дополнительного анализа представленной информации кредитный работник учреждения банка до выдачи кредита непосредственно с выходом на предприятие проверяет состояние учета, достоверность баланса, реальное наличие кредитуемых товарно-материальных ценностей и выясняет другие вопросы, возникшие в ходе изучения представленных документов.

При определении размера кредита, проведении финансового анализа используются внутренние локальные акты: рекомендации по анализу источников формирования оборотных средств организации и определению потребности в оборотных средствах, рекомендации по финансовому анализу и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, рекомендации о порядке осуществления АСБ «Беларусбанк» активных банковских операций с взаимосвязанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Оценка кредитоспособности клиента направлена на выявление объективных результатов и тенденций в его деятельности с тем, чтобы предупредить или свести к минимуму негативные для банка последствия выдачи этому клиенту кредита. В каждом отдельном случае банк определяет степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен.

По результатам анализа определяется класс платежеспособности предприятия в соответствии с рекомендациями по рейтинговой оценке организаций.

Проверка правоспособности заявителя проводится юридической службой учреждения банка на основании следующих документов:

учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями, в которых следует обратить внимание на правильное написание полного и сокращенного наименования организации, ее юридического адреса, на полномочия органов управления в части заключения кредитных договоров, контрактов, распоряжения имуществом юридического лица;

свидетельства о государственной регистрации.

Для установления полномочий руководителя (иного уполномоченного лица) в учреждение банка предоставляется контракт, заключенный между нанимателем и руководителем юридического лица, либо доверенность, в соответствии с которой уполномоченному лицу юридического лица предоставляется право на подписание договоров, копия приказа о назначении на должность руководителя и удостоверения руководителя.

Юридическая служба (юрисконсульт) осуществляет проверку соответствия представленных к кредитованию контрактов (договоров), включая договоры (контракты) на реализацию, в том числе контракты (договоры), представляемые в течение периода кредитования в рамках кредитных (в т.ч. возобновляемых) линий, законодательству Республики Беларусь.

О результатах произведенной проверки на предмет соответствия формы и содержания, представленных заявителем документов действующему законодательству юридическая служба в течение 3-х рабочих дней с момента представления заявителем полного пакета необходимых документов в учреждение банка составляет заключение, которое представляется председателю кредитного комитета учреждения банка.

Сформированный пакет документов направляется в службу безопасности для подготовки заключения. В заключение службы безопасности находят отражение фактический и юридический адрес заявителя, факт регистрации юридического лица и постановки на учет в регистрирующих и налоговых органах, репутация заявителя в деловом мире, взаимоотношения юридического лица с собственником (арендодателем) на предмет своевременного внесения арендной платы, наличие имущественных претензий и долгов, исполнение обязательств по ранее полученным кредитам, включая полученные в других банках, а также ряд других позиций по усмотрению службы безопасности, которые в последствии могут повлиять на своевременность возврата кредита и процентов по нему. Заключение готовится в течение 3-х рабочих дней с момента представления пакета необходимых документов и представляется на рассмотрение председателю кредитного комитета учреждения банка.

Анализ и оценка кредитуемого проекта.

При анализе кредитуемого проекта специалистом кредитной службы в первую очередь анализируется соответствие цели запрашиваемого кредита характеру уставной деятельности юридического лица, изучается предыдущий опыт работы юридического лица с аналогичными проектами, технологическая осуществимость проекта (обеспеченность производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами), выявляются основные проблемы и риски, которые могут повлиять на реализацию проекта, экономическая эффективность проекта, наличие договорно-правового обеспечения.

Изучаются контракты (договоры), товарно-транспортные накладные, таможенные декларации, другие документы, подтверждающие реальность кредитуемой сделки, и контракты (договоры) на реализацию, подтверждающие источники погашения кредита.

Проверка соответствия представленных контрактов (договоров) валютному законодательству Республики Беларусь осуществляется службой валютных операций, с подготовкой соответствующего заключения.

На стадии предконтрактной подготовки кредитуемого проекта кредитная служба совместно с заинтересованными службами учреждения банка предлагают клиентам наиболее оптимальные схемы расчетов и др.

Сроки возврата кредита устанавливаются:

с учетом периода окупаемости кредитуемого проекта либо иного экономически обоснованного срока осуществления кредитуемого проекта;

исходя из графиков поступления лизинговых платежей в соответствии с договором финансового лизинга;

для юридических лиц, осуществляющих производственную деятельность, - исходя из производственного цикла переработки товарно-материальных ценностей (закупки, поступления, переработки) и реализации готовой продукции;

для юридических лиц, осуществляющих торговую и снабженческо-сбытовую деятельность, - с учетом оборачиваемости оборотных активов и поступления выручки от реализации товаров;

для юридических лиц, занимающихся деятельностью непроизводственного характера, - исходя из договорных сроков реализации продукции, оказания услуг и поступления выручки (с учетом экономически обоснованных сроков осуществления данной сделки).

Проценты за фактическое время пользования кредитом начисляются в соответствии с Учетной политикой банка и уплачиваются в сроки и в размере согласно условиям кредитного договора. Кредитная служба учреждения банка осуществляет контроль за полнотой и достоверностью начисления процентов за пользование кредитом.

Способом обеспечения исполнения кредитного обязательства может являться:

.Поручительство (гарантия).

.Гарантийный депозит денег.

.Однако наиболее приемлемым для филиала, с точки зрения сотрудников, способом является залог.

Кредитополучатель предоставляет список имущества предлагаемого в залог, сотрудниками отдела осуществляется проверка фактического наличия указанного залога. Если объект проверки находится на значительном удалении, то существует возможность организовать проверку другим близлежащим структурным подразделением ОАО «АСБ Беларусбанк». По результатам проверки составляется заключение о возможности внесения имущества кредитополучателя в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору. В случае положительного решения составляется договор о залоге.

При выявлении фактов реализации, утраты, повреждения имущества, предоставленного в залог, банк вправе требовать восстановления (замены) предмета залога или досрочного погашения кредита (соответствующей части) независимо от срока.

При проведении последующей проверки целевого использования с выходом на место кредитный работник сверяет данные оплаченных платежных документов кредитополучателя, представленных договоров (контрактов), товарно-транспортных накладных и иных документов, подтверждающих поступление товарно-материальных ценностей, актов выполненных работ с данными первичного бухгалтерского, складского учета и фактического наличия прокредитованных товарно-материальных ценностей, выполнения работ.

Основанием для начала работы по рассмотрению вопроса о выдаче кредита населению (на потребительские нужды) являются предоставленные заявление-анкета на получение кредита, на оформление кредита с использованием банковской пластиковой карты и справка о доходах кредитополучателя, установленной формы, за последние три месяца, а также документ удостоверяющий личность лица, зарегистрированного по месту жительства (пребывания) и имеющего постоянный источник доходов в Республике Беларусь.

Формами, практически применяемые в работе, обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, в отличие от кредитования юридических лиц, являются поручительство и неустойка.

Далее кредитополучатель предоставляет справки о среднемесячном доходе и размере производимых удержаний своих поручителей. Дает согласие на предоставление кредитного отчета в АИСКБ (автоматизированная информационная система коммерческих банков).

Также существует возможность осуществлять выдачу кредитов физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями. Данной категории граждан необходимо предоставить следующий пакет документов:

·справка о доходах или справка налоговой инспекции об уплате налогов за отчетный период (календарный год или иной период, в отношении которого подтверждается размер дохода)

·сведения о доходах индивидуального предпринимателя Республики Беларусь-плательщика единого налога.

На стадии рассмотрения пакета документов службой кредитования населения (розничного бизнеса) осуществляется адекватная оценка благонадежности и кредитоспособности кредитополучателей, являющихся индивидуальными предпринимателями, учитывается продолжительность предпринимательской деятельности, сложившаяся деловая репутация, затраты на ведение бизнеса и другие показатели. Запрещается предоставление кредитов индивидуальным предпринимателям, имеющим просроченную задолженность по налогам, просроченную задолженность по активным банковским операциям или имеющим случаи систематического нарушения обязательств по активным банковским операциям.

Кредитный сотрудник передает представленный пакет документов работникам службы безопасности и юридической службы на рассмотрение и проверку подлинности предоставленной информации. Работники служб безопасности и юридической расписываются на заявлении-анкете с указанием даты получения.

Помимо кредита на потребительские нужды существует возможность получения иных кредитов (целевых), наряду со стандартным пакетом представляются и другие необходимые документы:

·на оплату медицинской помощи и услуг, приобретение медикаментов, медицинской техники и приборов:

·на санаторно-курортное лечение, отдых и туризм:

·на обучение в высших и средних специальных учебных заведениях.

·на благоустройство мест захоронения, в том числе на приобретение и установку памятника (ограды).

Из данных предоставленных кредитополучателем, определяется его платежеспособность.

До заключения кредитного договора заявителю в письменной форме представляется информация об условиях кредитования и полной процентной ставке за пользование кредитом.

После принятия положительного решения о выдаче кредита, на основании протокола заседания кредитного комитета, работник службы кредитования населения:

оформляет два экземпляра кредитного договора, в случае оформления пластиковой карты оформляются дополнительно и правила пользования кредитной картой, и договор по обеспечению исполнения обязательств.

В случае принятия кредитным комитетом учреждения Банка отрицательного решения о выдаче кредита в решении кредитного комитета формулируются причины отказа в выдаче кредита. Работник службы кредитования населения в извещении (письме) за подписью руководителя учреждения Банка (или уполномоченного должностного лица) сообщает заявителю об отказе в предоставлении кредита. Копии документов, представленных кредитополучателем на получение кредита, в выдаче которого было отказано, хранятся в службе кредитования населения в течение одного года.

Помимо льготного кредитования обучения в высших и средних учебных заведениях в филиале 201 возможно оформление других льготных кредитов:

·на газификацию природным газом;

·молодым специалистам;

·льготное потребительское кредитование;

·на строительство или приобретение жилых помещений.

За операции, выполняемые филиалом, по оформлению кредитов согласно сборнику вознаграждений взимается плата.

4. Оформление операций банка с драгоценными металлами

Для получения мерных слитков в филиале №519 учреждения банка представляют заявку в управление денежного обращения департамента по работе с ценностями по системе «Клиент-банк». Заявки на бумажном носителе, подписанные руководителем (лицом, им уполномоченным) и главным бухгалтером (лицом, им уполномоченным), скрепленные печатью учреждения банка, хранятся в учреждении банка согласно номенклатуре дел.

Департамент по работе с ценностями на основании заявок учреждений банка и департамента валютного контроля и финансового мониторинга Y подает в Национальный банк Республики Беларусь заявку произвольной формы, в которой указываются: наименование и вид драгоценного металла, масса в лигатуре (номинальная масса) слитков и их количество. Кроме того, в заявке делается запись о том, что получение мерных слитков будет производиться через службу инкассации филиала №519. Заявка подписывается заместителем Председателя Правления Банка.

После получения от Национального банка Республики Беларусь счета-фактуры департамент по работе с ценностями готовит мемориальный ордер с дополнительными реквизитами в двух экземплярах за подписью директора (заместителя директора) департамента по работе с ценностями и заместителя Председателя Правления Банка, на перечисление денежных средств за приобретаемые мерные слитки. Мемориальные ордера с дополнительными реквизитами вместе со счетом-фактурой передаются в ОПЕРУ для осуществления перечисления денежных средств на счет Национального банка Республики Беларусь. Денежные средства должны быть перечислены на счет Национального банка Республики Беларусь не позже одного рабочего дня после дня выписки счета-фактуры.

Департамент по работе с ценностями в день получения мемориального ордера с дополнительными реквизитами готовит распоряжение филиалу №519 на получение в Национальном банке Республики Беларусь мерных слитков.

Отпуск мерных слитков учреждениям банка филиалом №519 производится по балансовой стоимости в порядке.

Для выдачи мерных слитков учреждениям банка заведующий валютной кассой филиала №519 на основании распоряжений составляет спецификацию в двух экземплярах за подписями лиц, ответственных за сохранность ценностей, и заверенную печатью заведующего валютной кассой филиала №519, а также оформляет препроводительную ведомость ф. 0402090007 приложение 19 к Инструкции №211) в трех экземплярах по каждому учреждению банка (подразделению учреждения банка), которому производится доставка мерных слитков. Первый экземпляр спецификации вместе с распоряжением подшивается в кассовые документы дня по операциям с драгоценными металлами филиала №519. Третий экземпляр препроводительной ведомости ф. 0402090007 подшивается в кассовые документы дня филиала №519.

Мерные слитки вместе со вторым экземпляром спецификации вкладываются в инкассаторские сумки или брезентовые мешки отдельно по виду металла и по учреждению банка-получателя.

Цены купли-продажи банка мерных слитков устанавливаются и изменяются на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) учреждения банка и действуют до момента вступления в силу их новых значений.

Цены купли-продажи учреждением банка мерных слитков устанавливаются в белорусских рублях за 1 грамм драгоценного металла в лигатуре и (или) за слиток конкретного номинала.

Расчет цен на драгоценные металлы в виде мерных слитков осуществляется в белорусских рублях с округлением.

Прибыль, включаемая в цену продажи, определяется исходя из установленной нормы прибыли к плановым затратам, связанным с приобретением и реализацией (без учета цены приобретения драгоценных металлов учреждением банка).

Цена продажи мерных слитков не может превышать установленные законодательством предельно допустимые отклонения от цены продажи Национальным банком Республики Беларусь мерных слитков по операциям с юридическими и физическими лицами.

В случае продажи мерных слитков с оплатой по безналичному расчету, за исключением оплаты с использованием банковской пластиковой карточки, клиент (представитель юридического лица) подает заявку ф. 0402250013.

Клиент предъявляет ответственному исполнителю заявку, паспорт и доверенность на право получения мерных слитков (для представителя юридического лица), а также платежное поручение на перечисление денежных средств с отметкой Банка о перечислении. Ответственный исполнитель, удостоверившись в личности получателя, производит проверку принятых документов и на списание стоимости проданных мерных слитков оформляет расходный кассовый ордер ф. 0402540102 в количестве экземпляров, достаточном для совершения операций по всем затронутым счетам, а также делает отметку в заявке о наличии оплаты. Оформляет товарно-транспортные накладные (ТТН-1) или товарные накладные (ТН-2) на мерные слитки, подлежащие выдаче представителю юридического лица, при этом в графе «Примечание» указывается цель приобретения мерных слитков. Расходный кассовый ордер ф. 0402540102, заявка с отметкой, доверенность, товарно-транспортная накладная (ТТН-1) или товарная накладная (ТН-2) передаются заведующему кассой.

Заведующий операционной кассой на основании заявки клиента, товарно-транспортной накладной (ТТН-1) или товарной накладной (ТН-2) подготавливает мерные слитки к продаже.

Представитель юридического лица и заведующий кассой подписывают товарно-транспортные накладные формы ТТН-1 или товарные накладные формы ТН-2, после чего мерные слитки вместе с первым экземпляром (экземплярами) товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 или товарной накладной формы ТН-2 передаются клиенту.

Второй экземпляр товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 или товарной накладной формы ТН-2, расходный кассовый ордер ф. 0402540102, доверенность клиента остаются у заведующего кассой, а затем подшиваются в кассовые документы дня по драгоценным металлам.

В подтверждение продажи мерных слитков за безналичный расчет, за исключением оплаты с использованием банковских пластиковых карточек, клиенту выдается квитанция из книжки с комплектами квитанций по оформлению банковских операций с драгоценными металлами ф. 0402380014.

Продажа мерных слитков за наличный расчет и с использованием банковских пластиковых карточек осуществляется с использованием специальных компьютерных систем в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Кассир, получив от клиента белорусские рубли, а также в случае оплаты с использованием банковских пластиковых карточек, распечатывает чек, номер чека регистрируется в реестре проданных драгоценных металлов, чек выдается клиенту вместе с мерным слитком и сертификатом качества завода-изготовителя как подтверждение совершения продажи. Реестр ведется отдельно по каждому наименованию драгоценного металла, допускается ведение реестра в электронном виде.

Хранение реестра в виде электронного документа осуществляется в архиве электронных мемориальных документов.

По окончании банковского дня производится сверка операций по реализации мерных слитков, их остатков с данными бухгалтерского учета. Покупке у клиента подлежат мерные слитки, соответствующие стандартам государства-производителя слитков, с аббревиатурой Национального банка Республики Беларусь, с сертификатом качества завода-изготовителя.

Кассовый работник, осуществляя покупку у клиента мерных слитков, проводит их экспертизу. Все операции по взвешиванию и экспертиза мерных слитков осуществляются в присутствии клиента.

В процессе проведения экспертизы и до момента выдачи денег клиенту мерные слитки ему не возвращаются.

Если по результатам проведения экспертизы сделано отрицательное заключение на мерный слиток, то он не покупается, а возвращается клиенту.

Если по результатам проведения экспертизы сделано положительное заключение, кассовый работник производит расчет стоимости мерного слитка.

Оплата за покупаемые мерные слитки у юридических и физических лиц по безналичному расчету, за исключением оплаты с использованием банковских пластиковых карточек, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке на основании заявки клиента (для представителя юридического лица) с указанием наименования, вида драгоценного металла, количества штук, своих банковских реквизитов, цены единицы драгоценного металла согласно распоряжению учреждения банка «Об установлении цен купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов» на дату заполнения.

В подтверждение покупки мерных слитков за безналичный расчет, за исключением оплаты с использованием банковских пластиковых карточек, клиенту выдается квитанция из комплекта квитанций ф. 0402380014.

При покупке мерных слитков за наличный расчет кассовый работник получает установленным порядком денежную наличность от заведующего кассой под расписку в книге учета ф. 0402380124.

Покупка мерных слитков за наличный расчет и с использованием банковских пластиковых карточек осуществляется с использованием специальных компьютерных систем. При покупке мерных слитков распечатывается чек, номер чека регистрируется в графе реестра, который ведется отдельно по каждому наименованию драгоценных металлов. Затем кассовый работник выдает клиенту чек и производит с ним расчет.

По результатам работы отделений филиала 201 ОАО «АСБ Беларусбанк» за 2010 год по операциям с мерными слитками драгоценных металлов получен доход в сумме 24,3 млн. руб. и продано 3081 грамм золота и 2090 грамм серебра. Темп роста составил 59,8 (доход за 2009 год - 40,6 млн. руб. и продано 5180 грамм золота и 3030 грамм серебра).

Продажа мерных слитков и доходы за 2009 и 2010 год

№ отделенияПродано золото, грамм 2009 2010Продано серебро, грамм 2009 2010Доходы от продажи 2009 2010201114928510705308 391 1862 235 826201/80309--513 280365 620201/8529410998608103 362 7708 815 580201/8617848--987 070441 140201/1062004106764068014 070 9106 107 580201/107876421450607 627 7304 321 310201/11059715210104 707 2802 021 490201/181----00201/652---953 1800Итого518030813030209040 613 40624 308 546

По результатам работы отделений за июнь 2011 года по операциям с мерными слитками драгоценных металлов получен доход в сумме 0,2 млн. руб. и продано 20 грамм серебра, (доход за июнь 2010 года - 2,21 млн. руб. и продано 233 грамм золота).

По результатам работы отделений за 1 - полугодие 2011 года по операциям с мерными слитками драгоценных металлов получен доход в сумме 86,0 млн. руб. и продано 3099 грамм золота и 600 грамм серебра. Темп роста составил 956,6 (доход за 1 - полугодие 2010 года - 8,99 млн. руб. и продано 1018 грамм золота и 530 грамм серебра).

Продажа мерных слитков и доходы за 1-полугодие 2010 и 2011 года.

№ отделенияПродано золото, грамм 2010 2011Продано серебро, грамм 2010 2011Доходы от продажи 2010 20112019573100-1 261 0562 600 030201/80118--27 180689 330201/8533512012101902 994 96032 132 640201/86-150---5 088 110201/10636211002101801 991 43028 610 720201/107158306-1501 451 8207 440 300201/1106724410801 268 8108 683 670201/181-7---747 690Итого101830995306008 995 25685 992 490

Похожие работы на - Деятельность ОАО 'АСБ Беларусбанк'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!