Джунгарское нашествие на территории Казахстана

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Джунгарское нашествие на территории Казахстана

Содержание

1. Введение

. Образование Джунгарского ханства и начало агрессии

. Съезд в Каракумах

. Новые испытания

. Годы Великого бедствия

. Организация всенародного отпора джунгарской агрессии

. Битва при Буланты

. Аныракайская битва

. Бии и батыры казахского народа

. Заключение

. Список использованных источников и литературы

1. Введение

Вторую половину XVII и первую половину XVIII вв. не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжёлым временем в истории казахской нации и вошёл в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар.

Внутриполитическое положение Казахского ханства этого периода было сложным. Попытки ханов создать единое централизованное государство, объединив все казахские жузы, не дали результатов. Казахстан оставался политически раздробленным, устойчивым был сепаратизм султанов. Между жузами не существовало постоянных политических связей.

Ещё более тяжёлым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком - башкиры, с юга - бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства.

С начала XVIII века Казахское ханство переживало глубокие потрясения, вызванные обострением борьбы с Джунгарией. Эти потрясения поколебали те начала государственности, которые укреплялись политикой Тауке, продолжавшего традиции своих предшественников - Касыма и Хакк-Назара.

Годы вторжений джунгарских ойротов были «годами великого бедствия». Это были годы обнищания страны, которые запечатлелись в народных преданиях как время «тяжелых испытаний, лишения былого счастья и богатства». Потребовалось напряжение всех сил казахского народа, когда решалась судьба его - быть или не быть под игом Джунгарии. Народные предания сохранили память о казахских батырах, ставших героями этой победы. «Опасность примирила внутренние междоусобия и направила всех к одному предмету»,- так отметил Левшин подъем национального самосознания, который можно рассматривать, как новый этап в борьбе с Джунгарией, ознаменованный крупными победами. Однако эти победы не могли обеспечить мирного существования казахского народа и окончательно пресечь стремление джунгарских владык к новым агрессивным действиям.

2. Образование Джунгарского ханства и начало агрессии

Джунгары (калмыки, ойраты, элюты) - западномонгольские племена (чороссы, дербенты, хошоуты, торгоуты), во второй половине XVI века образовали свой союз, в XVII веке ставший известным как Джунгарское ханство. 1635 год считается годом его образования, в то время правил Батур-хунтайши(1634-1653). В 1640 году в ставке Батура на реке Или джунгарские тайши на курултае приняли «Степное уложение», демонстрирующее их мощь и величие. С первых десятилетий XVII века соотношение сил между Казахским ханством, раздираемым междоусобицами, и Джунгарским ханством, объединённым в единый союз, складывалось не в пользу первого.

Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкновения сменялись перемириями, в том числе и подчинением калмыков власти казахских ханов. Так, Таваккул называл себя ханом «казахским и калмыцким». Здесь надо подчеркнуть, что в момент складывания Джунгарского ханства в 1627 году, ойратский союз распался, племена торгоутов, 50 тыс. кибиток, около 250 тыс. человек во главе с Хо-Урлюком, откочевали через Северный Казахстан на Нижнюю Волгу, получили название калмык (калмак) и в 30-х годах XVII века основали там Калмыцкое ханство. Оставшиеся в Южной и Западной Сибири ойраты объединились под эгидой чороссов и на берегах Иртыша создали Джунгарское ханство.

При хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошокту(1670-1697) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых, драматических событий.

Цеван-Рабтан был искусным дипломатом и полководцем, которому удавалось уходить от прямых столкновений с Китаем, его ханство, насчитывающее около миллиона джунгар и полумиллиона представителей других народов, значительно окрепло. Вторжения джунгар в Казахское ханство произошли в 1698,1699 годах в районах Ишима, Эмбы, Чу, Таласа. А в 1702, 1703 годах казахи провели успешные военные действия против джунгар в верховьях Иртыша. В 1708 году последовало очередное вторжение джунгар, но наиболее крупное их нашествие на Казахское ханство началось в 1710 году.

. Съезд в Каракумах

Насколько серьёзно было вторжение 1710 года, можно судить по тому, что осенью 1710 г. Было созвано собрание представителей казахских жузов. На этот раз он проходил в Каракумах, на землях кочевий каракесекского рода. Расположение Каракумов надо относить к территории Сарыарки. Пески Каракумы занимают большой регион в Северном и Северо-Восточном Приаралье. Они протянулись до самых отрогов Улутау. В песках Каракумов, где проходил съезд, на восточной окраине множество хороших урочищ, родников. Сюда доходят дальние отроги Улутау. В этой части Каракумов и проходил съезд султанов, биев и родоправителей казахского народа.

На съезде присутствовали представители большинства правителей объединений алимулы, байулы и жетыру. Из Средней орды были различные представители родов найманов и кыпчаков. Здесь были представители всех трёх жузов, Бии и батыры.

Наиболее влиятельной фигурой был хан Тауке. За плечами у него был огромный жизненный опыт, и не только правителя. Тесные связи в различных казахских родах, блестящее знание обычного права, хорошие взаимоотношения с батырами. Наконец, как никто другой, хан Тауке знал все сложности перипетий не только казахско-джунгарских взаимоотношений, но и историю военных действий против джунгар. Он был не только очевидцем, но и участником сражений. Принимая во внимание, что общее управление казахскими ополченцами и многочисленными родами становилось обременительным, Тауке-хан вынашивал планы структурной перестройки управления казахскими ополченцами и казахскими родами. Вместе с тем, он стремился ограничить власть султанов, укрепить централизацию путём управления тремя жузами через ответственных биев. Эти меры соответствовали задачам создания всеказахского ополчения, укрепления обороноспособности казахов.

Султаны Каип и Абулхаир оказывали на решение съезда своё влияние. Всеобщее внимание привлекла позиция батыров Канжыгалы Богембая, Шакшак Жаныбека, Тама Есета. Они были сторонниками объединения ополченцев не только разных родов, но и разных жузов. Хотя в прошлом разным родам приходилось защищать разные земли: одним - долины рек Или и Чу, другим - Таласа и Бадама, третьим - урочища реки Сарысу и гор Улутау.

Основным вопросом на съезде было отношение к Джунгарскому ханству. Позиции различных представителей были неодинаковыми. Часть людей предпочла позицию, продиктованную суровой необходимостью - пойти в джунгарское подданство.

События предшествующего времени показали, что одолеть джунгар не так-то легко. Мнения участников съезда разделились. Часть родоправителей заняла выжидательную позицию. По словам дореволюционного исследователя Я. Гавердовского, многие были в панике: «Хотели оставить жилища свои и спасаться бегством… а некоторые подобно зайцам, желали рассеяться в разные стороны поколебали былое постоянство многих». Однако часть участников съезда придерживалась иной позиции: выжидали исход споров, чтобы примкнуть к большинству. Но и в этой тяжёлой ситуации были сторонники решительной борьбы против джунгарского вторжения. В спорах, наперекор складывающейся ситуации они доказывали необходимость самоотверженной борьбы. В спор были втянуты многие участники съезда, не желавшие высказывать своего мнения. В противовес восточной степенности говорили открыто, спорили, убеждали. В решительный момент в круг вышел возбуждённый и решительный батыр Богенбай. Он встал перед старейшинами, к ногам их положил меч, рванул рубашку, обнажил грудь и произнёс: «Отомстим врагам нашим, умрём с оружием, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленных детей наших. Робели ли когда воины равнин кыпчакских? Сия брада ещё не украшалась сединою как я багрил руки свои в крови неприятелей! Теперь могу ли равнодушно снести тиранство от варваров? Ещё нет у нас недостатку в добрых конях! Ещ1 не опустели колчаны с стрелами острыми». Речь батыра Богембая стала кульминацией в разрешении джунгарского вопроса. Против такой позиции никто не смел выступить открыто. После этого все участники съезда торжественно поклялись следовать призыву Богембая. Было решено «употребить все усилия к единодушной защите друг друга до последней капли крови. Энтузиазм достиг даже того, что некоторые из старейшин для углубления клятвы открыли себе раны и точили кровь свою на пылающий среди них костёр. По окончании присяги свершилось общее богомолье и разделено было жертвенное блюдо, приготовленное из белого коня, знаменуя тем самым непоколебимость союза».

Предводителем казахского ополчения был выбран Богенбай. Как сказано у Я. Гавердовского, «батыра Богенбая благодарный народ провозгласил своим предводителем». В ходе подготовки съезда в Каракумах, на нём был поднят другой сложный вопрос - об избрании верховного командующего из числа ханов. В условиях военного времени это было важно. Старший хан не отвечал за общее состояние жузов. Эта роль традиционно оставалась за Тауке-ханом. Однако избрание старшего хана на съезде должно было произойти с благословения Тауке и условного преемника. И здесь в претендентах на эту должность недостатка не было. Одним из явных претендентов был султан Каип. Однако его кандидатура не была одобрена. На съезде в Каракумах Абулхаир был избран старшим ханом.

. Новые испытания

Объединение усилий казахских жузов определяло на некоторое время успех войск Тауке. Отряды народного ополчения не только возвратили утраченные кочевья, но вторглись в пределы джунгарских владений и захватили много пленных. Однако раздробленность жузов, несогласованность действий, внутренние противоречия и соперничество различных группировок сводили на нет усилия целого народа.

Но военные действия джунгар всё более возрастали, хунтайджи Цэван-Рабдан подчинил своей власти Восточный Туркестан, совершил вторжение в Тибет. Уже в 1713 г. Джунгарские войска предприняли новые наступательные действия. «Все те киргиз-кайсацкие орды, - писал И. К. Кириллов, - могли бы тех калмыков одолеть, ежели б обще согласились. А у них один хан войною пойдёт, а другой оставляет, и так своё влияние у калмыков теряют». В 1716 г. Цэван-Рабдан двинул основную часть своих войск против казахов. В начале событий казахские ополченцы не смогли сдержать натиска, многие были взяты в плен. Джунгарам удалось осадить и Ямышевскую крепость. Однако казахские ополченцы предприняли ряд мер и совершили удачный поход к джунгарам-чоросам на реке Или.

В следующем 1717 году военные события получили продолжение. Основное событие военных действий состоялось на реке Аягуз. Произошло сражение казахским ополчением и джунгарами. Джунгарские войска были отвлечены на востоке. Превосходящие силы казахов были подтянуты к реке Аягуз. Успех должен был обеспечиваться численным превосходством войск, стремительностью атаки. Действительно, у казахов было превосходство в количестве войск. Численность казахских войск в этом походе была 30 тысяч человек. Специально посланный в казахские кочевья Борис Брянцев с другими доносит сибирскому губернатору М. Гагарину: «А в первых юртах мурза Кутлубай о войне Казачьей орды с калмыками сказал, что-де ходили на калмык их казачьи войска 30 000 человек, на которой войне был и он, и были при реке, зовомой Янгус и сошлись-де с ними калмык человек с тысячу, с которыми у них была баталия до вечера, и ночью де-калмыки, нарубя лесу, сделали деревянный вал и сели в осаду, а казахи-де також сделали деревянный же вал выше калмыцкого и с того валу по калмыцком стреляли два дня. И на третий-де день явились из стороны калмыцкого войска ещё тысячи с полторы и наехали на кочевые их станы, и кашевары-де испужався, побежали, а за ними-де и их казачье войско возвратились, а больше-де той с калмыки войны у них не было, а коликое число калмык или их людей побито, того-де он не знает, только-де поимали они калмыцких языков, которые и поныне в их земле, а у них-де убито знатных людей только 2 человек».Противоборство длилось два дня. Оно проходило в лесистой местности, в верховьях реки Аягуз.Каип-хан оказался не на высоте своего положения. О нём в документе сказано: «А Хаип-хан-де остался только с двумя человеки и воротился до своего улуса, а багаж их взяли калмыки в полон». В битве при реке Аягуз погибло множество казахских дружинников.

Это дало возможность джунгарским отрядам проникнуть в глубь южных районов Казахстана. Отдельные достижения в событиях 1708-1712 гг. казахи не смогли закрепить.Из-за отсутствия единства в руководстве казахские воины потерпели поражение.

Весной 1718 г. Джунгары сделали стремительный поход из Жетысу к рекам Арысь, Бугун, Чаян, подошли к городу Туркестану. Их намерением было овладеть ставкой казахских ханов. Над казахскими городами по среднему течению Сырдарьи нависла угроза. Состоялось несколько сражений. Джунгары «рубили казачью орду», но малочисленность и оторванность от своих кочевий не дали им возможности одержать полную победу.

В этих условиях значительными были успехи казахских ополченцев под предводительством батыров. Из районов Илека, Мугоджар, Улутау им удалось собрать войско в 30 тысяч человек. Они продвинулись в район Туркестана и отбросили джунгар из значительной части Южного Казахстана.

Правда, в начале XVIII в. Джунгарских владетелей от более решительных действий против казахских жузов сдерживала угроза нашествия на само Джунгарское ханство войск цинских правителей. Но эта опасность на время уменьшилась после смерти китайского императора Канси в 1722 г. В 1723 г. был заключён джунгаро-китайский мир. Джунгарский хунтайджи, обезопасив свои тылы с востока, стал деятельно готовиться к войне с казахами.

. Годы Великого бедствия

К 1723 году в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Канси, был заключён джунгаро-китайский договор, российское правительство с созданием Иртышской укреплённой линии не проявляло каких-либо реальных притязаний. Неожиданный поворот событий джунгарские хунтайджи и тайджи решили использовать для нападения на казахские земли. Воспользовавшись раздробленностью казахских ханств и основательно подготовившись к предстоящей войне, джунгарские владетели в 1723 г. двинули свои войска в пределы Казахстана.

Борьба с джунгарской агрессией в первой четверти XVIII века стала не только основным фактором, повлиявшим на важные политические решения по сохранению казахской государственности, но и жизненно необходимым, когда встал вопрос о самом существовании казахского народа. Выдающийся историограф прошлого Шакарим Кудайбердиев обозначил, что в период джунгарской агрессии - «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама» - погибло две трети всего народа. Нашествие джунгар в 1723 году стало не только важным событием, оно коснулось всех сфер жизни казахского народа и в первую очередь - политической. Надо признать, что джунгары к этой грандиозной операции готовились тщательно, соизмеряя каждый свой шаг со всеми последствиями неожиданного и мощного удара по семи различным направлениям. В ходе подготовки к нашествию 1723 года выявилась и значительная роль джунгарского хана Цэван-Рабдана.

Многие казахские роды и общины не были подготовлены к неожиданному удару джунгар в ту раннюю весеннюю пору, когда начинались жизненно важные для кочевого хозяйства работы. К тому же, испытав почти ежегодное нападение отдельных отрядов джунгар в течение четверти века, сам народ находился в состоянии морального истощения, а многие султаны и родоправители всё больше и больше обособлялись друг от друга. В 1723 году первыми приняли удар казахи Жетысу и Прииртышья, и удар был так силён и быстр, что люди оставляли самых немощных и самых малых на волю судьбы. Потому в памяти народа сохранились воспоминания о тех годах, как «Годах Великого бедствия». Свидетельством тому является великая песня «Елимай». К тому же была захвачена по сути вся территория Казахстана, исключая только самые пустынные и непроходимые земли. Это бедствие коснулось не только казахов, но и всех народов Центральной Азии. Широко известны документы и свидетельства об опустошении Самарканда и голодное существование в Бухаре многих людей.

Джунгары осуществляли нападение войском в 70 тысяч человек, двигаясь семью крупными клиньями. Так, сын Цэвана-Рабдана Галдан-Цэрэн с 10-тысячами воинов на Балхаш и далее на Каратау.Младший брат хунтайджи Кулан-Батур пошёл на Алтай и по реке Коктал.Отряды Амурсаны, внука хунтайджи, направились в бассейн реки Нуры. Сын Галдан-Цэрэна Цэван-Доржи двинулся в долину р.Чилик. Другой сын Галдан-Цэрэна Лама-Доржи взял направление на Иссык-Куль. Нойон Дода-Доржим устремился на р.Чу. Сам Цэван-Рабдан перешёл Или и продвигался по югу Жетысу. Общее командование вторжением осуществлял брат Цэван-Рабдана Шона-Даба. На своём пути они несли разорение и смерть.Казахские общины, продвигаясь с ослабленным после зимовки скотом, не могли оказывать сильного сопротивления. Из Чуйской долины были изгнаны жалаиры. Они вынуждены были с большими потерями отойти к горам Улутау и Кокшетау. От реки Талас до среднего течения р.Арысь находились кочевья нвйманского рода садыр. Здесь все жители были истреблены или изгнаны из своих мест. По сведениям из дастана Кожаберген-жырау, найманы оставили Алтай. Лишились своих земель казахи у подножий Алатау.

В своём продвижении джунгары разоряли аулы, рассеивали казахские общины, отбирали скот, захватывали города. Казахские аулы особенно страдали от нападений хунтайджи Шона-Дабы. Он проходил со своими отрядами в Таласской долине, по реке Сырдарье. Завоевание городов Туркестана, Карамурта(под Чимкентом), Тараза, Чимкента, Ташкента он мог ставить себе в успех. Отряды Шона-Дабы рыскали по казахским кочевьям, нападали на аулы, брали пленных. Только его отрядами было взято в плен около 5000 казахских семей, из которых тысячу семей отправляли в улусы хунтайджи.

Джунгары оккупировали огромную часть казахских земель к 20-м годам XVIII в.Приблизительной границей между владениями джунгар и казахов стали горы Улытау, озеро Балхаш и полоса между реками Чу и Талас. Как отмечает А.И. Левшин, «стада и табуны ежедневно уменьшались, меновая торговля прекратилась, нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали от голода, другие бросали жён и детей своих…Стеснённые и преследуемые с трёх сторон, они могли быть совсем истреблены, если бы не удалились на юг».

Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Среднего жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего- откочевали в пределы Хивы и Бухары.

Годы Великого бедствия не сломили волю народа, который понимал свою меру ответственности перед Отечеством. Шли сражения упорные и длительные. Около 300 тысяч горожан Ташкента во главе с казахским ополчением около месяца держали героическую оборону. Вслед за Ташкентом пали также Сайрам и Туркестан. Организаторы всенародного сопротивления Богембай, Кабанбай, Санрык, Жаныбек, Малайсары, Елшибек и другие подняли народ на защиту родной земли. Джунгарские отряды вынуждены были считаться со стойким сопротивлением казахского народа. Враг получал отпор в горных местностях, в отдаленных степных районах, в городах.

Кожаберген-жырау свидетельствует, что казахи отступали с боями, ополченцам удалось оторваться от преследуемого врага в песках Бетпакдалы и дать отпор в боях в районе Танбалытас, вынудить его перейти к обороне на берегах реки Сарысу.

Упорное сопротивление завоевателям оказали не только защитники Туркестана. Осада Сайрама - тоже свидетельство героической борьбы жителей с джунгарами. С ходу взять город приступом джунгары не смогли, они охватили город кольцом и начали осаду. Целью их было захватить город и разграбить его. Однако это не удавалось. Тогда хунтайджи послал часть своих войск в горы и приказал изменить русла реки Сайрам-Су и Тувалак, которыми город снабжался водой. Жители Сайрама оказались без воды. Предание об этом говорит: «Долго крепились они, защищая город, но, наконец, язычники победили, взяли постепенно и город, и крепость». Джунгары обогатились здесь имуществом, многих забрали в плен. Пленных вывезли в районы Восточного Туркестана. Казахи вынуждены были отступить не только к среднему течению Сырдарьи, но и к низовьям этой реки. Курьер российского посольства Николай Минер сообщал в Коллегию иностранных дел, что джунгары «овладели всеми тамошними местами, даже до Сыр-реки и на бухарской стороне Ходжентом». Многие казахи оказались на левобережьеСырдарьи в Голодной степи, в районе Жизакских и Нуратинских гор, в долине Зеравшана.

А. И. Тевкелев, характеризуя положение казахского народа в годы джунгарского нашествия, говорил, что они тогда «разбилися, и рассеялися и разорилися». Казахи рода садыр оказались в окрестностях Самарканда, в районе Зеравшанской долины. В этом же регионе появились кишлаки с наименованием найман, жалаир, кыпчак, со многими отделениями этих родов. Конраты находились на левой стороне Сырдарьи, к ним примкнул приток беженцев. Здесь, в долинах Жизакских гор и реки Зеравшан был голод из-за обилия беженцев из казахских степей. Мухаммед Якут Бухари писал : «В течение семилетних беспрерывных набегов кочевники разорили земледельческие районы, расположенные между Самаркандом и Бухарой. В Мавераннахре наступил такой голод, что даже человеческое мясо пошло в пищу людям, мертвых не хоронили, а съедали. Наступило полное смятение. Повсюду люди, покинув родные места, разбрелись в разные стороны. В Бухаре осталось два гузара(квартала) жителей. В Самарканде ни одной живой души не осталось». И хотя хронист того времени использует гиперболы, это было недалеко от истины.

По различным источникам, в период вторжения джунгарских захватчиков от военных столкновений, погромов, убийств, грабежей, голода, тяжёлых переходов погибло около двух третей населения казахов. Символом народной скорби казахов об этой трагедии стал жоктау(песня-плач) «Елимай» Кожабергена.

С вершины Каратауских гор спускаются откочёвывающие(аулы);

При откочёвке одиноко (потерявший мать) идёт верблюжонок;

Как тягостна потеря близких родных;

Из чёрных глаз капают чистые слёзы.

Что это за година?

Година тяжёлых испытаний и лишения былого счастья и богатства;

При всенародном бегстве пеших поднимается облако пыли.

Что это за время? - Время безначалия, беспорядочной паники;

Но вернётся ли счастливое прошлое?

Близкие родные и Родина остались позади;

Тоскуя по ним, льётся из глаз море слёз.

Так перевёл содержание «Елимай» М. Тынышпаев, передавшего в виде песни-плача потомкам трагичность эпохи «Ақтабан шұбырынды».

От нашествия джунгар нарушилось внутреннее равновесие казахских и каракалпакских общин на берегах среднего течения Сырдарьи. Пострадали и каракалпаки. Отдельные их аулы ушли на юг, большинство - в нижнее течение Сырдарьи. Именно в этот период произошло разделение каракалпаков на средних и нижних. Многие из каракалпаков оказались оказались во власти казахских старшин Среднего и даже Старшего жузов. Значительное количество с казахами Младшего жуза ушло на север к рекам Эмба, Темир, Уил.

Теснимые джунгарами казахи отошли к среднему течению Сырдарьи, в местах, где жила значительная часть каракалпаков - «верхние» каракалпаки. Однако Абулхаир сумел проявить дипломатические способности и связи для укрепления отношений с каракалпаками. Общее бедствие объединило два родственных народа. Общее состояние Казахского ханства было тяжёлым. Об этом периоде батыр Канжыгалы Богембай говорил, что «казахи по своим поступкам всегда беспокойство принимали, почти ото всех всюду бегая, как зайцы от борзых собак, разорилися и свой скот, бегаючи сами бросали, а иногда случалося в самой необходимой нужде жён и детей бросая, только уходили сами…Когда Зюнгарские калмыки нападут, побегут в сторону, а башкирцы нападут, то уходили в другую сторону, а волжские калмыки и яицкие казаки и сибирское войско нападут, тогда они уже бегать и места себе не находили, принуждены были от своего непостоянства, кто куда попасть мог успеть разбрестись».

Кочевья Абулхаира и его приближенных расположились по верховьям реки Илек. Это было небезопасно. Севернее располагались башкирские кочевья - по Тоболу, Ишиму. Здесь же рядом по верховьям Эмбы располагались калмыцкие кочевья во главе с Доржи Назаровым, вассалом хана Аюки.

Джунгарское и Калмыцкое ханства представляли для казахов угрозу удара с востока и с запада. Хан Аюка обменивался с хунтайджой Цэван-Рабданом посольствами. Посол от Цэван-Рабдана сообщал, что джунгары воюют с казахами и каракалпаками. Ближайшей весной он намерен кочевать у Яика и Волги. В такой обстановке состоялась встреча Абулхаира с послом хана Аюки. Это произошло на реке Темир. У Абулхаира было войско из казахских и каракалпакских ополченцев. При встрече с послом Абулхаир заявил, что «идет он воеватца с калмыками. А будет - де с ним Орда тысяч с 40».

От джунгарского нашествия 1723-1725 гг. тяжелый урон понесли также кыргызы, узбеки, каракалпаки. Однако казахский народ принял на свои плечи основной удар джунгарского нашествия, поэтому положение других народов Средней Азии - кыргызов, узбеков, каракалпаков оказалось менее трагичным.

Казахское ханство было вынуждено втягиваться в сферу огромной Джунгарской империи. Историк Н. Попов писал о Галдан-Цэрэне: «Сила дала ему возможность не только отнять у киргизов несколько провинций, распространить свое влияние до Аральского моря, но и заявлять свои властолюбивые требования на пограничные сибирские земли… Из владения хинского (хивинского. - Ред.) некоторые города и места побрал, далай-ламу сбил, да и тем недоволен претендует самой Хины и имеет великую войну с хинцами, в которой знатно счастлив, что хинцы, будучи в страхе, принуждены помоще себе от калмык российских искать, а подданный китайский монгольский народвеликим числом для спасения своего в российские границы бегут». На разрастание джунгарской империи указывали П.И. Рычков и И. Земляницын.


Всенародное бедствие, которое принесло джунгарское нашествие, вызвало в казахском народе не только отчаяние, но и осмысление всего происходящего. Встала необходимость объединения различных регионов для организации отпора неприятелю. Потеря многих пастбищ, перемещения различных родов и общин на новые земли заставили различные слои казахского общества считаться с тяжелой реальностью. В этих условиях необходимо было общественное согласие. И в этом большую роль сыграли известные в народе казахские батыры, выдающиеся бии.

Поражение 1723 г. не сломило волю и дух казахского народа. Новые столкновения с джунгарами произошли уже на следующий год. Теперь военные действия были перенесены в степи Центрального и Западного Казахстана. Уже в 1724 г. казахи под руководством Абулхаира одержали первые успехи. В 1725 г. был дан первый значительный отпор захватчикам. Об этом есть свидетельство источников - «кайсаки, разделившись на четыре партии, ходили под калмык, под башкирцев, под Бухары, под хунтайшу и во всех четырех партиях побиты». Собрать пятидесятитысячное войско после крупных поражений и повального бегства было задачей огромной трудности. И это можно считать показателем начала освободительной борьбы.

При изгнании джунгар с казахских земель из районов Отрара, Чимкента, Туркестана, Сайрама казахские воины проявляли героическую самоотверженность. В отдельных случаях уничтожали неприятеля именно в тех местах, где он позволял себе варварство по отношению к казахским аулам. В долине Теректы в горах Каратау, по рпитоку Боралдая, у маленькой речки Садыр-Камалбулак большой отряд калмыков был загнан к горе Улкен-Тур. И здесь у знакомых утесов они были уничтожены. Так горы Каратау оказались свидетелями не только поражений казахов, но и ярких успехов в освобождении своих земель.

К 1726-27 гг. султаны и Бии начали проводить широкую политику по объединению всех казахских родов против агрессора. Наиболее энергично эту политику стал проводить хан Младшего жуза Абулхаир.

Осенью 1726 г. состоялся всеказахский съезд в местности Ордабасы. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Семеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, Бии разных родов во главе с Толе би Алибекулы, Каздауысты Казыбек би, Айтеке би, прославленные полководцы и батыры.

Основным вопросом на съезде был вопрос об организации всенародного отпора агрессору. В условиях угрозы, нависшей над Родиной, отошли на второй план внутриродовые противоречия, борьба за власть над всеми жузами, за пастбища. Участники съезда поклялись быть вместе, координоровать свои действия, выступить объединенным фронтом на врага. Другим, не менее важным вопросом, который обсуждался на съезде, был вопрос об избрании предводителя всеказахского ополчения.

Здесь, в Ордабасы Абулхаир был избран предводителем казахского ополчения. А.И. Левшин писал по этому поводу: «Общее предприятие тотчас освящено клятвой верности друг другу. Хан Абулхаир избран главным предводителем, и белый конь, принесенный по народному обычаю в жертву, был принят залогом будущего успеха».

Внутренний воодушевленный настрой казахского общества, роль батыров, достижение всеобщего единства в принятии решений на съезде в Ордабасы были предвестниками резкого поворота в Отечественной войне.

Ход военных действий диктовался условиями достигнутого. От джунгарских захватчиков были освобождены обширные урочища по среднему и нижнему течениям реки Сырдарьи, долины реки Арысь и ее притоков, горы Каратай, степные места по течению реки Талас, часть гор Мугоджары. Одержанные после «Ақтабан шұбырынды» первые победы казахских батыров, съезд в Ордабасы подняли боевой дух народа. Многие казахи могли сказать словами батыра и жырау Актамберды, что «позор поражения с джунгарами стал глотком воды из Сарысу в жажде борьбы. В награду каждый казах получил меч и с благословением двинулся на врага».

. Битва при Буланты

У казахов огромные территории Центрального Казахстана называют Сарыаркой. Жемчужиной Сарыарки являются горы Улутау. Сюда входят более десятка гор, среди которых выделяются Кишитау, Арганаты, Жельдыадыр, Куадыр и другие. У кого в руках находились горы Улутау с прилегающей территорией, тот господствовал во все Центральном Казахстане. Борьба за горную систему Улутау стала важной вехой в ходе войны.

Стремительное продвижение и неожиданное появление казахской конницы в 20-25 тысяч всадников предопределили успех в выходе к Улутау. Встречавшиеся на пути джунгарские кочевья бежали и спасались как могли. Однако весной 1728 г. в предгорьях Улутау в местности Карасиыр состоялось крупное сражение казахских войск с джунгарами. Здесь в начале сражения джунгары понесли первые значительные потери. Казахским дружинникам удалось развить успех. При этом направление отступления джунгар диктовал характерный рельеф местности. Широкое плато, где произошла битва, называлось Карасиыр. Эта местность находится в междуречье Буланты и Белеуты.

Булантинское сражение показало огромную волю казахских ополченцев к победе. Выдающиеся полководцы своего времени Каракерей Кабанбай, Шакшак Жаныбек, Тамма Есет, Басентеин Малайсары, Таракты ер Байгазы и другие, стоявшие во главе самостоятельных войск, вели ополченцев в бой, действуя слаженно под общим командованием Абулхаир хана и Канжыгалы Богенбая.

Холм, расположенный в центре плато, отныне стал носить название «Қалмақ қырылған» (место, где истребили калмаков). Однако на этом события не завершились. Частъ джунгарских всадников сумела прорваться к верхнему течению реки Буланты. Но и здесь их настигли отряды казахской кавалерии. И снова на пересеченной местности джунгары были разбиты, только отдельным группам удалось уйти в горы за Майтюбе и Курайлы в сторону Улутау.

Победа в местности Буланты - Белеуты имела большое значение. Она дала возможность казахским ополченцам поверить в свои силы, совершить поворот в сознании народа. К концу 20-х годов XVIII в. Джунгары были вытеснены из региона Улутау. Победа казахских отрядов при Буланты-Белеуты имела еще один аспект - стратегический. Победа казахских дружинников при Буланты-Белеуты предопределила успех Аныракайской битвы.

. Аныракайская битва

В победоносном завершении Отечественной войны (1723-1730 гг.) казахского народа против джунгарской агрессии выдающуюся роль сыграла Аныракайская битва. В вопросе о времени Аныракайской битвы все авторы в основном единогласны. Кроме того, логика событий Отечественной войны подтверждает год - 1730. в исторической литературе последних лет все чаще идет спор о месторасположении Итешпес Алакуля. А. Диваев считал, что «Аныракай» находится при озере Ит-ишпес, на Алакульской стороне ближе к горам, что на севере от Аральского моря. М. Тынышпаев, хорошо знавший местность, справедливо считал, что «Анрахай находится не там, где указывает Диваев, а в 120 вестах на юго-восток от южной оконечности о. Балхаш, известной у казахов под названием «Итешпес Алакуль» (о. Ала-куль, воду которого не станет пить даже собака)». Тем не менее дискуссия по расположению о. «Алакуль» продолжается.

Всеказахское ополчение заняло заранее выгодное стратегическое положение. В Хантау, в местности «Улкен Орда конган» расположилась ставка хана Среднего жуза. Там же находилась ставка хана Млажшего жуза. Таким образом, театр военных действий Аныракайской битвы занимает около 200 км. Можно сказать, что это было сражением века. Аныракайское сражение происходило на границах степного Казахстана и горных и полупустынных районов юга Казахстана. Такой выбор места сражения был не случаен. Место сражения очень удачно вписывается в общую стратегию замысла по разгрому противника, в случае его поражения он безостановочно отступает по пустынной степи до истока реки Или. Таким образом, это сражение было навязано казахами джунгарам, а не наоборот.

Сражением на Аныракае руководил хан Абулхаир. Именно это сражение стало вершиной его политической деятельности. В сражении приняли участие ополченцы всех трех жузов. Мужество, стойкость, непоколебимая уверенность в своей победе руководили батырами в этом сражении.

Битва началась с поединка. С джунгарской стороны вышел на межу талантливый военачальник, непревзойденный воин рукопашных схваток, Шарыш. С казахской стороны вызвался на поединок двадцатилетний Сабалак (псевдоним Абылая). Именно в этом поединке Абылай, победив своего грозного соперника, прославил себя на веки. Несомненно, удачное начало битвы вдохновило воинов-казахов на победу. И они победили. Окрыленные чувством патриотизма, они проявили свой героизм, удаль, сплоченность и высокую военную выучку.

Аныракайское сражение стало переломным в сознании народа. Народ, воспрянувший духом, понял, что джунгар можно победить. Несмотря на внушительную победу, противник еще был в силе, и потому предстояла долгая и изнурительная борьба с ним в последующие годы.

Особенную важность этой борьбы прекрасно понимали видные политики того времени - Толе би, Казыбек би, Айтеке би, хан Абулхаир, султаны Барак, Батыр, Абильмамбет и юный Абылай. Единый порыв всего народа и его духа были так велики, что в какой-то степени наступило успокоение и многие султаны стали вновь придерживаться центробежных тенденций. Этому способствовали инертные действия многих султанов и батыров, воспрепятствовавших воссозданию единого и мощного казахского государства. И в этом тоже состоит один из уроков Аныракайского сражения. Самоуспокоенность и бездействие дорого обошлись для казахского государства в последующем.

. Бии и батыры казахского народа

джунгарское ханство аныракайская битва

Конечно, сплотить измученных жестокой судьбой кочевников в единый народ было делом непростым. Для этого требовалось, прежде всего, держать бразды правления в крепких руках. Чтобы сохранить единство народа, крепить мощь страны, приходилось проявлять высокие образцы чести и достоинства, справедливости и мудрости, риска и благоразумия, способные в степном люде возбудить страстное стремление к целостности и независимости. И такие люди нашлись.

Кто были эти личности, сумевшие в то экстремальное время явить миру качества исключительной прозорливости и величия?

Мы знаем имена трёх славных мудрецов, трёх сынов народа - Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Они сумели внушить народу великую истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни. Три великих бия сумели образумить строптивых батыров трёх жузов и собрать, сплотить народ воедино.

Казахским ханам Джангиру, Тауке, Абулхаиру, Аблаю удалось сконцентрировать свою власть, добиться успехов во внутренней жизни казахского общества и во время отражения джунгарской агрессии. В значительной степени это было обусловлено подъёмом общественного положения батыров.Естественно, со временем сам институт батыров претерпел существенное изменение. В ряды батыров входили не только люди по происхождению из социальных верхов, но и из числа сильных, смелых, храбрых, честных, преданных родной земле людей из народных низов.В рассматриваемый период выдвигаются замечательные плеяды батыров. Необходимо отметить, что именно в данной конкретной исторической обстановке новым содержанием наполнились исторические предания казахов, такие как «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр» и другие. По историческим данным, общее количество батыров из всех трёх жузов, активно боровшихся за свободу и независимость казахского народа, переваливает за 300.

Канжыгалы Богембай Акшаулы(1680-1778гг.) - полководец, командующий всеказахским ополчением, дипломат, один из выдающихся организаторов всенародной освободительной Отечественной войны с джунгарами. Его ополченцы сражались с яицкими казаками, джунгарами, вооружёнными силами Цинской империи.

Каракерей Кабанбай (Ерасыл) Кожагулулы (1691-1769гг.) - полководец, народный батыр, один из организаторов борьбы за освобождение казахского народа от джунгарских захватчиков. Был во главе найманского ополчения в обороне Туркестана(1724 г.), Алакульском (1725г.), Булантинском, Анракайском, Шаганакским и др. сражениях.

Шакшак Жаныбек - полководец, государственный деятель, дипломат, один из организаторов освободительной борьбы с джунгарами. Неоднократно выходил победителем в поединках с джугарскими батырами. Был активным сторонником укрепления казахско-русских отношений. По его выбору и решительной поддержке султан Абылай стал ханом Среднего жуза.

Тамма Есет - полководец, старейшина рода тама, впоследствии тархан, один из организаторов народно-освободительной войны с джунгарами, командовал крупным подразделением всеказахского ополчения (до 4000 уланов) во многих сражениях с джунгарами.

Басентеин Малайсары Токтауылулы - полководец, старейшина рода басентеин, дипломат, тархан, один из организаторов освободительной войны казахского народа с джунгарами, командовал крупным подразделением ополченцев во многих сражениях. Его именем названа «гора Малайсары».

Однако только одной физической силой упрочить казахскую государственность, закрепить власть ханов было бы невозможно. Нужны были люди, способные создать «идеологическое обеспечение». Для народов Востока во многих странах эту роль играла религия с её постулатами. Казахи были в основном народом светским. В то же время возвышение государственности со всеми её институтами не могло развиваться в вакууме идеологии. И далеко не случайно, что на историческую арену в этот момент выдвигается институт казахских биев.

Бии - это народные советчики, посредники в спорах, акыны и ораторы высшего порядка, знатоки, магистры адата - народного права в исламском мире - и общественных традиций. С древнейших времён биев избирали, потом профессия эта стала передаваться по наследству. Тобе би(главный, старший би) как правило исполнял функции судьи, а рядовые Бии функции адвоката и прокурора одновременно.

Бий - в просторечии переводится как судья. Это не совсем точно. Судья действует строго по предписанному регламенту и должностной инструкции. Бии у казахов в XIX в. Слабо подчинялись инструкциям. В своих действиях они руководствовались нормами обычного права и занимались узким кругом дел, выделенных из российского делопроизводства. Бий XVII-XVIII в. - это человек с широким кругом полномочий. Это, скорее, наставник, пастырь, знаток обычного и международного права у казахов, советник у хана. Но известно, что в истории есть примеры, когда авторитет биев стоял выше авторитета хана. Во времена Казахского ханства главные Бии, избранные от имени жузов, играли решающую роль в упорядочении и решении вопросов внутренней политики. Точнее говоря, ханская власть выполняла обязанности реализации решений совета биев. Если провести параллель между той властью и сегодняшней, то власть биев напоминала структуру нынешней парламентской системы управления.

Однако для биев более важное значение имело решение гражданских дел, межродовых взаимоотношений, сношений с другими народами. Для них важно было значение норм права ханов и султанов. Отсюда Бии должны были держать в памяти и знать примеры решения различных дел в прошлом. Свои доводы они обязаны были подкреплять фольклором, а при состязательности сторон - своей блестящей речью, остроумием и логикой убедить в правоте своих решений. А так как не каждый бий мог в достаточно полной мере продемонстрировать всю полноту этих качеств, то и значение их было различно.

По данным исследователя Н. Торекула, в истории казахского народа насчитывается более 100 крупных биев, ораторов - беков, являющихся крупными политическими деятелями своего времени.

мая 1993 г. Казахстан отметил 33-летие со дня рождения одной из замечательных фигур в истории казахского народа - Толе би - легендарного советника Тауке хана, человека, который первым задумался о единстве раздробленного на племена, роды, жузы народа. Он является первым идеологом казахской государственности, непревзойденным оратором, просветителем, философом, политическим деятелем, автором многочисленных стихотворных притч и одним из соавторов свода закона - «Жеты жаргы». Имя Толе би в срветскую эпоху замалчивалось официальной исторической наукой, но поколениями передавалось в народе из уст в уста как символ справедливого и мудрого защитника простых людей.

Толе би Алибек-улы(1663-1756гг.) родился в Шуйском районе на джайляу Жайсан нынешней Жамбылской области. Кроме неё, ещё две области претендуют на то, чтобы считаться родиной Толе би. Шымкентская - на территории которой, по преданию, он родился, и Ташкентская, где он провёл последние годы жизни, был правителем этого города и где он похоронен. Толе би читал по-арабски и по-персидски. С 15 лет он принимал участие в решении сложнейших вопросов, выделялся справедливостью, ораторской способностью, железной логикой мышления при решении споров.Он был учителем, воспитателем целой плеяды батыров и ханов во главе с Аблай ханом, который организовал победоносный поход казахов против джунгар. Толе би от имени старшего жуза участвовал в составлении свода законов обычного права «Жеты жаргы» и играл важную роль в составлении этой «Степной конституции».

Каз дауысты-Казыбек би Келдибек улы (1665-1765гг.) родился на берегах Сырдарьи. Молодость провёл в регионах Каратау и Улытау. По данным казахской летописи, он происходит из рода аргын(каракесек) Среднего жуза. Он находился при ханах Тауке, Семеке, Абулмамбете, Аблае. Один из организаторов борьбы с джунгарами. В 40-х годах способствовал освобождению из плена хана Аблая. Вместе с ханом Семеке принимал клятву на верность России. В 60-х годах Цины пытались привлечь его на свою сторону. Однако он отказался от подданства Китая и, более того, ориентировал в этом смысле хана Аблая. Прах Казыбек би захоронен в мавзолее ходжи Ахмета Ясави в городе Туркестане.

Айтеке Байбек-улы (1681-1737гг.)- крупнейший оратор и бий, выходец из Младшего жуза. Пока ещё точно не установлено место рождения бия. По одним преданиям, он родился на берегах реки Келес под Ташкентом. По другой версии - родился Айтеке между Бухарой и Самаркандом. Похоронен в урочище Сейткул в горах Нурата Республики Узбекистан. На кладбище Нурата раздельно похоронены казахские, узбекские, каракалпакские ханы, Бии, беки, тюре и ишаны. В 1995 году было отмечено 3000-летие города Нурата. Эта юбилейная дата способствовала открытию многих исторических тайн. Отцом Айтеке был батыр Акша, дядей - батыр Жалантос- правитель Самарканда, дедом - Сейткул - все известные в истории батыры. До 12 лет он воспитывался у отца хана, учился с детьми дяди в медресе в Бухаре. В 24 года стал бием рода торткара, а в 30 лет избирается старшим бием Младшего жуза, членом Совета биев.

Этим трем знаменитым личностям суждено было стать первыми, кто задумался об объединении казахов. Что же объединяло этих очень разных людей?

Толе имел взрывной, активный, энергичный характер вождя. Казыбек - не лишенный дара врачевания и одновременно талантливый политик, акын. Айтеке - честный, сурового склада человек, всегда однозначно принимавший бескомпромиссные решения. При всей разности, конечно, главными были совместимые точки характеров, которые определили союз этих государственных мужей для последующего единения казахов и совместной борьбы разноплеменного народа против страшного джунгарского нашествия.

Являясь всенародно признанными духовными вождями, они одновременно были политическими организаторами, при необходимости - военачальниками, неподкупными судьями. И суд свой вершили на виду у всего народа, чутко прислушиваясь к его мнению. А главным оружием биев было Слово. Высокие, наполненные философским смыслом, как бы инкрустированные поэзией, их речи передавались из поколения в поколение, воспитывая тот самый дух народа, которым он вправе гордиться. Именно Бии проповедовали вековые традиции, выражающие мир, духовное согласие, о которых столь часто говорим мы сегодня.

И еще одна важная деталь. На примере института биев возможно предопределить исторически обоснованный демократический путь развития своего народа и государства. Казахи не знали крепостного права. Степные викинги - тюрки - здесь как бы повторяют в своем историческом развитии скандинавские народы, которые после бурных веков походов и завоеваний с достаточным успехом построили у себя нынешнюю модель демократии.

По решению Кабинета Министров республики 28-30 мая 1993 г. в местности Ордабасы Южно-Казахстанской области были проведены Дни памяти выдающихся деятелей XVIII в.: Толе би, Казыбек би и Айтеке би с участием представителей наций и народностей, проживающих в республике, а также гостей из Узбекистана, Кыргызстана, Российской Федерации, из стран Дальнего зарубежья. В этих торжественных посвящениях принимали участие президент Казахстана Н.Назарбаев, президент Узбекистана И.Каримов, президент Кыргызстана А.Акаев.

Конечно, сохранение целостности и самостоятельности казахской государственности и народа было результатом труда многих биев, ханов, батыров, беков и других политических деятелей.

10. Заключение

Таковы основные события важнейшего переломного для казахского народа периода истории. Значимость этого периода была подчеркнута в постановлении Кабинета Министров Республики Казахстан «О 350-летии Орбулакской битвы». В нем военные действия казахов названы «Национально-освободительной войной казахского народа против джунгарских агрессоров».

Завершая тему, хочется отметить еще одно важное обстоятельство. Отечественная война казахского народа против джунгарских завоевателей по своей значимости выходит за рамки одного государства и имеет международное значение. Прежде всего та трагическая ситуация в казахской степи первой половины XVIII в. сложилась благодаря бездействию наших соседей, прежде всего России. Упоенная победами над шведами и пруссаками великодержавная историография упустила из вида возникшую в то же время на восточных границах империи новую страшную угрозу. Между тем объединившая чингисхановской хваткой западных монголов Джунгария, помня заветы предков, готовилась к стремительному броску на запад. И это была не просто кочевая, а вооруженная отлитыми там мастерами-шведами, бывшими русскими военнопленными, пушками ни в чем не уступающими европейским, в изобилии имевшая тоже достаточно высокого качества китайское оружие империя. И вот джунгарские военачальники семью колоннами, уничтожая все живое на своем пути, хлынули в казахскую степь. Для казахов настало время великого бедствия…

Казахский народ, половина которого легла на полях сражений, сорвал эти планы, прикрыв собой Среднюю Азию и южнорусские степи от прорывавшихсчя туда джунгарских туменов. Во главе казахских родов и племен стали испытанные военачальники - батыры. Те самые, именами которых и других защитников родины, по примеру Кутузовского проспекта и Суворовского бульвара в Москве, названы теперь улицы Алматы, Астаны, Караганды и других городов.

У каждого народа была своя Отечественная война, и он вправе и обязан помнить о ней.

11. Список использованных источников и литературы

1.Асылбеков М.Х., Алдажуманов К.С. История Казахстана с древнейших времён до наших дней в пяти томах, 3 том, «Атамұра», Алматы, 2000, стр.121-147.

.Абдижапар Абдакимов История Казахстана с древнейших времён до наших дней, Абдижапар Абдакимов, «Қазақстан», Алматы, 2003, стр.128-138.

. Канн Г.В. История Казахстана, «Аркаим», Алматы, 2002, стр.90-95.

.Гавердовский Я. Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч.II ; Семенюк Г.И. Проблемы истории кочевых племён и народов периода феодализма(на материалах Казахстана).Калинин, 1974, стр.84-85.

.http:// www.kazakh.ru/news/id/1435/

Похожие работы на - Джунгарское нашествие на территории Казахстана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!