Эластичность спроса и предложения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса и предложения


Рыночный механизм регулирования основан на децентрализованном сборе информации. Цены определяют что, как и для кого производить. Однако, полной информации они обеспечить не могут, что ведет к внутренней нестабильности.

Платежеспособный спрос отражает потребность общества в тех или иных товарах и услугах. На спрос, кроме цены воздействуют и неценовые факторы (детерминанты). Если изменяются эти факторы, то изменяется и кривая спроса. Если спрос увеличивается, то кривая смещается вправо - Д1, если спрос уменьшается, то влево - Д2 (слайд 5).


Если рассматривать проблему с точки зрения единственного покупателя, то речь пойдет об индивидуальном спросе. Но конкуренция предполагает значительное число потребителей на рынке. Поэтому в экономическом анализе используется характеристика рыночного спроса, который определяется посредством суммирования величин спроса, предъявляемых каждым покупателем при разных возможных ценах (слайд 6).


После характеристики спроса можем перейти к описанию предложения. Здесь также прослеживается зависимость между ценой и количеством товара (слайд 7).

Изменение неценовых факторов приводит к смещению кривой S. Если предложение увеличивается, то кривая смещается вправо - S1, если предложение падает, то влево - S2.


Определим эластичность спроса и эластичность предложения.

Эластичность отражает процесс приспособления рынка к изменяющимся факторам, воздействующим на спрос и предложение.

Эластичность спроса различают по цене и по доходу.

Эластичность спроса по цене измеряется коэффициентом эластичности:

Еd/p=DQ%/DР%.

Если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса более, чем на 1%, то такой спрос эластичный; если снижение цены на 1% приводит к увеличению объема спроса менее, чем на 1%, то такой спрос неэластичный; если снижение цены сопровождается точно таким же увеличением объема спроса - спрос промежуточный.

Выделяют следующие случаи эластичности спроса по цене:

)        Еd/p=1 - спрос промежуточный (слайд 8);

2)      Еd/p=0 - спрос совершенно неэластичный (слайд 9);

)        Еd/p=∞ - спрос совершенно эластичный (слайд 10);

)        Еd/p>1 - эластичный спрос (слайд 11);

)        Еd/p<1 неэластичный спрос (слайд 12).




Ценовая эластичность определяется и по общей выручке: при эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению общей выручки за счет роста величины спроса на этот товар. При неэластичном спросе изменение общей выручки происходит в том же направлении, что и изменение цен. При промежуточной эластичности увеличение или снижение цены не ведет к изменению общей выручки.



Эластичность спроса по доходу представляет собой процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, в результате однопроцентного роста дохода. Ее определяют по формуле:

Еd/j=DQ%/DJ%.

Особенность эластичности спроса по доходу заключается в том, что для некоторых товаров она бывает отрицательной, т.е. с повышением дохода спрос на такие товары снижается. К ним относятся недиетические продукты питания, экологически некачественные продукты и др. (слайд 13-15).




Возникают такие случаи, когда спрос на один товар зависит от изменения спроса на другой товар.

Например, при повышении цен на бензин падает спрос на автомобили с большим расходом горючего.

Такая зависимость называется перекрестной эластичностью спроса. Она означает отражение изменение величины спроса товара а, с изменением цены на товар в:

Е= DQа%/DРв%.

Если Е>1, то продукты взаимозаменяемы, если Е<1, то продукты взаимодополняемые; если Е=0, то они не связаны между собой.

Аналогично понятию "эластичность спроса" определяется "эластичность предложения". Эластичность предложения характеризует чувствительность предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения определяется как процентное изменение предлагаемого количества товара в результате однопроцентного изменения цены. Методика вычисления эластичности предложения такая же, как и для эластичности спроса (слайд 16-20).

Неэластичное предложение, когда предлагаемое количество товаров остается строго постоянным при любой цене. Предложение будет эластичным зависит от того, будет ли относительное увеличение величины предложения больше вызвавшего его относительного увеличения цен.


эластичность спрос предложение доход





Значение эластичности по цене обычно положительно, т.к. более высокая цена является для производителя стимулом к увеличению производства.

Таким образом, спрос и предложение являются базовыми понятиями рыночной экономики.

Глоссарий


Конъюнктура рынка - совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Спрос - это ряд цен и ряд количества товаров, которые люди желают купить по каждой из этих цен. Он отражает потребность общества в тех или иных товарах и услугах.

Величина спроса - это количество купленного товара при данной цене.

Принцип убывающей предельной (маржинальной) полезности - принцип, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

Эффект дохода отражает зависимость между ценой товара, реальным доходом потребителя и спросом на данный товар: понижение цены товара при неизменном доходе позволит купить больше товаров.

Эффект замещения показывает как изменится величина спроса потребителя при снижении цены на какой-то товар. При снижении цены на какой-то товар потребитель увеличит объем спроса на него и сократит на другие товары.

Неценовые детерминанты величины спроса: вкусы или предпочтения потребителей; число потребителей на рынке; денежные доходы потребителей; цены на сопряженные товары; потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов; мода; сезонность или климатические условия.

Взаимозаменяемые товары: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (например, чай и кофе).

Взаимодополняющие товары (товары-комплименты): когда между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (например, фотоаппарат и фотопленка).

Независимые товары: изменение цены на один вид товара не влияет на спрос другого (например, картофель и автомобиль).

Изменение спроса выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса).

Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации "цена - количество товара" к другой их комбинации.

Предложение - шкала, показывающая разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене.

Неценовые детерминанты предложения: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; ожидания изменения цен; число продавцов на рынке.

Уравновешивающая функция цен - способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются.

Эластичность отражает процесс приспособления рынка к изменяющимся факторам, воздействующим на спрос и предложение.

Эластичность спроса по цене отражает изменения в величине спроса в связи с изменением цены.

Эластичность спроса по доходу означает % изменения величины спроса, связанное с изменением дохода.

Перекрестная эластичность спроса отражает изменение величины спроса товара а, с изменением цены на товар в.

Эластичный спрос, когда небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции и, соответственно, увеличению общей выручки.

Неэластичный спрос, когда потребители нечутки к изменению цен на какой-либо вид товаров. Уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки.

Совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции (например, спрос больных диабета на инсулин).

Совершенно эластичный спрос в крайней ситуации, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей.

Единичная эластичность соответствует увеличению или уменьшению цены, которое оставит общую выручку без всяких изменений.

Факторы ценовой эластичности спроса.

1) заменяемость: чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него;

) удельный вес в доходе потребителя: чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него;

) предметы роскоши и предметы необходимости: спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен;

) время: спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений, т.к. многие потребители - люди привычки.

Эластичность предложения - это показатель относительного изменения величины предложения в соответствии с относительным изменением цены. Выделяют три случая эластичности предложения:

) предлагаемое количество товаров остается строго постоянным при любой цене - неэластичное предложение;

) малейшее увеличение цены порождает бесконечно большое предложение товаров и наоборот;

) предложение будет эластичным или неэластичным зависит от того, будет ли относительное увеличение величины предложения соответственно больше или меньше вызвавшего его относительного увеличения цен.

Эластичность предложения: временной аспект. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которое располагает производитель, для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше, соответственно, эластичность предложения. Т.к. реакция производителей на рост цены продукта зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта за счет сокращения производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее "подвижность" ресурсов. Следовательно, больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения.

Похожие работы на - Эластичность спроса и предложения

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!