Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,7 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российская таможенная академия"

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств"

на тему: "Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров"



Выполнил: студент 3-го курса

очного отделения факультета таможенного дела, группа 3512

Перетяченко Александр

Научный руководитель:

Сальников К. А.

Профессор кафедры

Санкт-Петербург 2012

Оглавление

Введение

Глава1. Общие характеристики системы предварительного информирования

1.1 Понятие и сущность системы предварительного информирования

1.2 Предпосылки создания системы предварительного информирования

1.3 Схема работы системы предварительного информирования

1.4 Цели и задачи системы предварительного информирования

Глава 2. Система предварительного информирования на современном этапе

2.1 Международный опыт по внедрению системы предварительного информирования

2.2 Состояние системы предварительного информирования в таможенных органах РФ на сегодняшний день

2.3 Особенности и проблемы, связанные с внедрением системы предварительного информирования в таможенных органах РФ

2.4 Перспективы внедрения системы предварительного информирования в таможенных органах РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время информационные технологии являются одним из важнейших факторов развития всех отраслей экономики. Их внедрение стало насущной потребностью современности и основным инструментом интеграционных процессов в повседневной таможенной практике.

Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность пунктов пропуска на государственной границе. Интерес к повышению качества процесса таможенного оформления и контроля обоюден - в этом заинтересована и таможенная служба, и участники внешнеэкономической деятельности. Во всем мире одним из наиболее действенных способов повышения качества процесса таможенного оформления является предварительное информирование таможенных органов о предстоящей внешнеэкономической сделке.

Федеральная таможенная служба РФ, заручившись международным опытом, проводит конкретные мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития внешней торговли. К числу таких мероприятий относится внедрение предварительного электронного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации до момента пересечения ими границы. Необходимо отметить, что динамичный рост грузопассажирского потока, отмечаемый в последние годы на отдельных участках государственной границы Российской Федерации, и отставание от него развития сети таможенной и пограничной инфраструктуры привели к систематическому образованию очередей автотранспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Особенно остро вопросы очередей автотранспортных средств стоят на участках государственной границы Российской Федерации со странами - членами Европейского союза в многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) Торфяновка на российско-финляндском участке государственной границы и в МАПП Бурачки на российско-латвийском участке государственной границы.

В связи с образовавшейся ситуацией остро встает вопрос об оптимизации и ускорении таможенных процедур.

Основной задачей предварительного информирования является ускорение прохождения пунктов пропуска, повышение достоверности декларирования. Предварительное информирование уже существует во многих странах.

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием её актуальности ставится цель работы: выявить роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1.рассмотреть понятие и сущность предварительного информирования, схему действия, определить предпосылки создания, а также цели и задачи системы предварительного информирования;

2.рассмотреть международный опыт применения системы предварительного информирования, проанализировать ее состояние, особенности и проблемы в таможенных органах РФ, а также выявить возможные перспективы внедрения системы предварительного информирования.

таможенный контроль предварительное информирование

Глава1. Общие характеристики системы предварительного информирования

1.1 Понятие и сущность системы предварительного информирования

С октября 2007 года в ФТС России в опытную эксплуатацию введена автоматизированная система предварительного информирования, обеспечивающая прием предварительных сведений от заинтересованных лиц через сети общего доступа "Интернет".

Система разрабатывалась с учетом положений приказа ФТС России от 10.03.2006 № 192 "Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации". Она развивалась в рамках плана мероприятий, утвержденного 13.02.2008 Руководителем ФТС России Андреем Бельяниновым, по созданию условий для использования предварительной информации таможенными органами в целях скоординированного подхода к решению проблемы длительного оформления грузов в пунктах пропуска.

Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации разработана с целью обеспечения единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и ее использованию таможенными органами при осуществлении таможенных операций.

Концепция представляет собой совокупность взглядов на правовые, технологические и информационно-технические вопросы, связанные с организацией представления предварительной информации и с ее использованием таможенными органами.

Система предварительного информирования позволяет принимать информацию от участников ВЭД через Интернет и сохранять ее в базах данных ГНИВЦ ФТС России. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе РФ, могут по запросам получать необходимую предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию РФ. Предварительное электронное информирование содержит сводные сведения из книжек МДП, CMR, Инвойса.

Основная задача данной системы - ускорение прохождения международных пунктов пропуска, повышение достоверности декларирования.

Что касается СЗТУ, процедура предварительного информирования начала применяться в МАПП Бурачки Себежской таможни в 2002 году. С территории Латвии на российский пункт пропуска передавалась электронная информация в объеме транзитной декларации. При применении этой процедуры у таможенного органа существует возможность до принятия сообщения о прибытии проверить полноту и логическую взаимосвязь представленных данных. Положительный эффект данной технологии - сокращение времени простоя транспортного средства на территории пункта пропуска.

Приказы и нормативные акты ФТС России по предварительному информированию:

Приказ ФТС России № 192 от 10.03.2006 г. "Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации".

Приказ ФТС России № 1220 от 2.10.2007 г. "О решении коллегии ФТС России", состоявшейся 28.08.2007 г.

Письмо ФТС России № 09-121/13605 от 8.04.2008 г. "О технологии предварительного информирования".

Приказ ФТС России № 1230 от 3.10.2008 г. "Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации".

Приказ ФТС России № 1684 от 29.12.2008 г. "О внесении изменений в приказ ФТС России от 3 октября 2008 г. № 1230"

Таким образом, система предварительного информирования появилась относительно недавно, но уже зарекомендовала себя в качестве нужного и эффективного нововведения. Основная задача системы предварительного информирования - ускорение прохождения пунктов пропуска, что во все времена является приоритетнейшей задачей. Многочисленные достоинства системы предварительного информирования говорят о необходимости повсеместного внедрения системы в таможенную деятельность РФ.

1.2 Предпосылки создания системы предварительного информирования

Среди предпосылок создания системы предварительного информирования можно выделить следующие:

.Перед таможенной службой Российской Федерации, как и перед таможенными службами всех государств, стоит цель - создать условия для минимизации угроз экономической и национальной безопасности государства и одновременно обеспечить всемерное содействие торговле, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций.

2.Всемирная таможенная организация считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительной информации.

.Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию, и обеспечивать передачу ее в электронном виде.

.Наряду с другими механизмами и инструментами предварительное информирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы ВТО. Предварительное информирование активно развивается в условиях опасности роста международного терроризма.

.Реализация Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 2225-р, обеспечивает последовательное проведение таможенной реформы и повышение уровня администрирования таможенной службы. Необходимым шагом при модернизации должно стать создание системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации с учетом приоритетных направлений деятельности таможенной службы, и которая должна стать взаимоувязанным элементом единой автоматизированной системы таможенного контроля.

.Таможенное законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного представления предварительной информации за исключением предварительного уведомления таможенных органов о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации администрацией пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в соответствии со статьей 71 ТК ТС.

.Согласно статье 72 ТК ТС основой для получения предварительной информации является право перевозчика (либо иного лица, действующего по поручению перевозчика) представить документы и сведения в электронном виде до фактического прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. Аналогичное право должно быть обеспечено и другим лицам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности, в том числе и при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, предпосылки создания системы предварительного информирования отражены в Приказе ФТС №192, в качестве центральных можно выделить следующие: защита экономической и национальной безопасности страны, стремление облегчить международную торговлю. Но, по-моему, главной, да и, пожалуй, единственной предпосылкой является то, что система предварительного информирования активно применяется в зарубежных странах. В приказе ФТС №192 это находит подтверждение - Всемирная таможенная организация считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительного информирования.

1.3 Схема работы системы предварительного информирования

Процедура предварительного информирования проходит следующим образом. Декларант формирует в электронной форме сведения, необходимые для передачи в таможенные органы. Требования к информационным системам лиц, желающих подавать предварительные сведения, определены "Спецификацией интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования". Они публикуются и обновляются на сайте ФТС России в подразделе "Техническая документация" раздела "Электронное представление сведений". Данные сформированные декларантом, подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП) и передаются в информационную систему таможенных органов. Вся предварительная информация хранится в базе данных ГНИВЦ ФТС России. Система принимает и обрабатывает предварительные сведения, а также проводит формально-логистический контроль предварительной информации. В случае успешного прохождения формально-логистического контроля заинтересованному лицу передается уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо предъявить в пограничном пункте пропуска. Уникальный идентификатор предварительной информации, подаваемой для целей оформления прибытия и открытия, обычно оформляется в виде штрих-кода. Декларант распечатывает этот код и предъявляет его в таможенном органе на границе для поиска предварительной информации. Таможенный инспектор считывает представленные данные сканером штрих кода или вводит вручную уникальный код, полученный при регистрации предварительной информацией, в автоматическом режиме в программном продукте таможенного инспектора происходит обращение к базе данных ГНИВЦ ФТС России и происходит автоматическое заполнение необходимых граф. После этого таможенному инспектору остается визуально проверить правильность заполнения граф и представленных бумажных документов. При перевозке с применением книжки МДП инспектору достаточно предъявить книжку МДП. Информация будет найдена по ее номеру. На основании предварительной информации должностное лицо таможенного органа осуществляет подготовку необходимых документов для осуществления процедур таможенного оформления и таможенного контроля. Лицом, принимающим участие в предварительном информировании, может являться:

·Заинтересованное лицо, являющееся инициатором представления предварительной информации (в том числе: экспедитор, организующий перевозку товаров, непосредственно связанную с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; перевозчик товаров; декларант либо получатель товаров; таможенный брокер (представитель); иное лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и обладающее информацией для организации предварительного информирования).

Заинтересованное лицо может самостоятельно организовывать обработку и передачу предварительной информации в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (далее - ЕАИС таможенных органов) в соответствии со структурой и форматами, установленными ФТС России, либо воспользоваться услугами лиц, обеспечивающими предоставление комплекса информационных услуг по обработке, хранению и передаче в предварительной информации в соответствии со структурой и форматами, установленными ФТС России. В целях унификации организации передачи предварительной информации и ее использования при таможенном оформлении и таможенном контроле должны соблюдаться следующие требования:

.передаваемая в рамках одного пакета информация должна содержать сведения об одной партии товаров (товары, перевозимые в адрес одного получателя одним транспортным средством по одному транспортному документу);

2.должна быть обеспечена идентификация перемещаемых товаров с переданной информацией в соответствии с Рекомендациями ВТО по уникальной идентификации отправки с применением штрих-кода, содержащего уникальный номер партии;

.состав сведений должен соответствовать Таможенной модели данных ВТО.

.структура и формат предварительной информации должны соответствовать требованиям, устанавливаемым ФТС России.

.передаваемые сведения должны быть защищены от несанкционированных изменений и корректировки, в том числе с использованием электронно-цифровой подписи.

С учетом рекомендаций ВТО, время, за которое необходимо представлять предварительную информацию при ввозе товаров, следующее:

) при международной перевозке морским (речным) транспортом:

·за 24 часа до погрузки в порту отправления для товаров, перемещаемых в контейнерах;

·за 24 часа до прибытия в первый порт на таможенной территории Российской Федерации для грузов, перевозимых наливом, россыпью или навалом (грузов без упаковки);

2) при международной перевозке воздушным транспортом:

·в момент взлета самолета - при маршруте малой протяженности;

·за 4 часа до прибытия в первый аэропорт на таможенной территории Российской Федерации - при маршруте большой протяженности;

3) при международной перевозке железнодорожным транспортом

·за 2 часа до прибытия в пункт пропуска;

) при международной перевозке автомобильным транспортом

·за 1 час до прибытия в пункт пропуска.

Таким образом, схема работы системы предварительного информирования в самом общем виде заключается в следующем - таможенные органы принимают информацию от участников ВЭД через Интернет и сохраняют ее в базах данных ГНИВЦ ФТС России. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе РФ, могут по запросам получать необходимую предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию РФ. Становится очевидно, что применение системы предварительного информирования значительно упрощает и ускоряет процесс таможенного оформления и таможенного контроля товаров. Но в существующей схеме еще остались непроработанные участки, в качестве примера можно привести тот факт, что в Европе участник ВЭД может отправить пакет предварительной информации с любого компьютера или даже мобильного телефона, в России же для этого требуется специальное и дорогостоящее программное обеспечение.

1.4 Цели и задачи системы предварительного информирования

Практика применения системы предварительного информирования доказала состоятельность данной системы, оказывающей реальную помощь перевозчикам груза, проходящим через МПП. Стоимость же работы в данной системе ниже, чем те затраты, которые зачастую несут перевозчики не использующие данную систему (конечно, если говорить о затратах, не связанных с приобретением дорогостоящего программного и аппаратного обеспечения и прохождением аттестации на соответствие требованиям защиты информации). Как уже отмечалось, основной задачей предварительного информирования является ускорение прохождения пунктов пропуска, повышение достоверности декларирования. Применение технологии предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах и транспортных средствах позволяет:

§сокращается время оформления грузов в пограничном пункте таможенного оформления;

§получение уникального номера электронного пакета с предварительной информацией означает, что предоставленной информации достаточно для проведения операций таможенного контроля и груз не задержится на границе более намеченного плана перевозки;

§на основании предоставленной информации в отношении грузов, пребывающих в адрес Российского получателя, может быть произведено предварительное заполнение таможенной декларации, что существенно сократит временные затраты при основном таможенном оформлении;

§сокращается время, которое раньше требовалось инспектору на самостоятельное заполнение необходимых данных в своем программном средстве;

§снижается финансовая нагрузка перевозчика, так как не приходится платить тем фирмам, которые предоставляют данные услуги непосредственно в районе пункта пропуска;

§данная схема предварительного информирования единственная верная с точки зрения ФТС России, так как описана в нормативных актах;

§повышение достоверности декларирования;

§комплексно контролировать перевозки товаров;

§гарантировать достоверность передаваемой информации;

§ускорить доставку товара потребителю.

Целью создания системы предварительного информирования является минимизация угроз для национальной и экономической безопасности Российской Федерации, ускорение внешнеэкономического товарооборота. При этом должны быть решены следующие задачи:

создание условий для транспорентности и предсказуемости действий таможенных органов;

минимизация времени выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и местах оформления;

оптимизация деятельности таможенных органов, распределения людских и материальных ресурсов.

В целях интеграции и унификации с мировыми тенденциями модернизации и институционального развития таможенных администраций, а также создания условий для повышения безопасности международной цепи поставок товаров функциональные и технические решения системы предварительного информирования должны учитывать лучшую мировую практику и рекомендации ВТО по использованию системы электронных сообщений для обмена данными.

Использование технологии предварительного информирования предоставляет новые возможности для брокеров, участников ВЭД, таможенных органов.

Конечно, заинтересованное лицо может и само передавать предварительную информацию, но, например, почти 22 процента документов, поступающих в таможни, содержат те или иные ошибки, что означает, что грузы будут стоять, а участники ВЭД понесут потери. Как показывает опыт, участники ВЭД также плохо используют возможности таможенных режимов для минимизации своих затрат при таможенном оформлении, поэтому услуги таможенных брокеров в этом направлении могут иметь хорошие перспективы. С 1 октября 2008г. вступило в силу правительственное постановление, в соответствии с которым услуги таможенных брокеров в пунктах пропуска через государственную границу РФ не вошли в перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности. Так что значение технологии предварительного информирования возросло как для них, поскольку "это новый пласт работы для брокеров", так и для всех остальных заинтересованных участников этого процесса.

Технология предварительного информирования выгодна и участникам ВЭД, поскольку означает для них значительное сокращение времени и минимизацию затрат.

Что касается таможенных органов, то без современных технологий, в том числе и этой, они просто будут не в силах справиться с нарастающим потоком импорта. Институт предварительного информирования - это значительное сокращение времени и в том числе повышение достоверности декларирования товаров

Таким образом, практика применения системы предварительного информирования доказала состоятельность данной системы, оказывающей реальную помощь перевозчикам груза, проходящим через МПП. Стоимость же работы в данной системе ниже, чем те затраты, которые зачастую несут перевозчики не использующие данную систему. Как уже отмечалось, основной задачей предварительного информирования является ускорение прохождения пунктов пропуска, повышение достоверности декларирования. Использование технологии предварительного информирования предоставляет новые возможности для брокеров, участников ВЭД, таможенных органов - иначе говоря, выгодно для всех сторон внешнеторговых отношений.

Глава 2. Система предварительного информирования на современном этапе

2.1 Международный опыт по внедрению системы предварительного информирования

Как показывает международный опыт, перспективным направлением развития таможенного дела является внедрение института предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах еще до их прибытия в страну. В данном случае речь идет о взаимодействии таможенных администраций страны-экспортера и страны импортера. С другой стороны, эта предварительная информация может использоваться таможенными органами для минимизации времени, необходимого для выполнения формальностей, планирования распределения ресурсов, оптимизации контроля, обеспечения прозрачности и предсказуемости действий таможенных органов.

Система предварительного информирования является необязательной для применения всеми лицами, перемещающими товары через таможенную границу, однако ее широкое применение в европейских странах и США свидетельствует о заинтересованности субъектов в ее использовании в рамках внешнеторгового оборота.

С 1 января 2009 года таможенные власти Евросоюза ввели обязательное электронное предварительное информирование таможенных органов о перевозках товаров по процедуре МДП (согласно таможенной конвенции о международной перевозке грузов). Это нововведение вытекает из рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли Всемирной торговой организации (ВТО), к которым присоединилась РФ, а также нового Таможенного кодекса ЕС. Теперь всем участникам внешнеэкономической деятельности придется заблаговременно предоставлять информацию о грузе на таможню, расположенную в пограничном пункте пропуска.

В связи с наметившимися в мировой таможенной практике тенденциями, пару лет назад в Госдуму РФ был внесен законопроект об обязательном электронном предварительном информировании. Отметим, что электронное предварительное информирование значительно облегчает процедуру прохождения границы, уменьшая время таможенного контроля.

Как уже отмечалось, предварительное информирование существует во многих странах, наиболее развит этот институт в США. Но механизм, как правило, применятся для облегчения прохождения таможенных процедур. Например, в США морские перевозчики успевают оформить груз за время его разгрузки, ФТС же хочет ввести предварительное уведомление для повышения безопасности, не предлагая облегчить оформление. Таким образом, мера предварительного информирования может обернуться дополнительной нагрузкой на бизнес, так как пока механизм работы с предварительной информацией не будет четко прописан, процедура таможенного оформления никак не ускорится.

В целях интеграции и унификации с мировыми тенденциями модернизации и институционального развития таможенных администраций, а также создания условий для повышения безопасности международной цепи поставок товаров функциональные и технические решения системы предварительного информирования должны учитывать лучшую мировую практику и рекомендации ВТО по использованию системы электронных сообщений для обмена данными. Необходимо отметить, что отработка технологии организации таможенного оформления товаров с использованием предварительной информации стала возможна при помощи зарубежных коллег. Активный интерес к этому вопросу проявляет Финляндия - один из основных партнеров Российской Федерации по международной торговле, крайне заинтересованная в увеличении объемов перемещаемых между странами товаров. С учетом взаимной заинтересованности была создана совместная российско-финская рабочая группа, занимающаяся проблемами уменьшения очередей и оптимизацией работы таможенных органов в пунктах пропуска. На заседании указанной рабочей группы в феврале 2007 г. сторонами было принято согласованное решение об организации в 2007 году эксперимента по применению предварительного информирования в отношении автомобилевозов с выделением в пунктах пропуска отдельных полос движения и отдельных рабочих мест для их таможенного оформления.

Таким образом, как показывает международный опыт, внедрение института предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах еще до их прибытия в страну является перспективным направлением развития таможенного дела. Система предварительного информирования является необязательной для применения всеми лицами, перемещающими товары через таможенную границу РФ, однако ее широкое применение в европейских странах и США свидетельствует о заинтересованности субъектов в ее использовании в рамках внешнеторгового оборота. В связи с наметившимися в мировой таможенной практике тенденциями, ФТС Росси активно работает в направлении внедрения системы предварительного информирования, так, в Госдуму РФ был внесен законопроект об обязательном электронном предварительном информировании. Необходимо отметить, что отработка технологии организации таможенного оформления товаров с использованием предварительной информации стала возможна при помощи зарубежных коллег. Активный интерес к этому вопросу проявляет Финляндия.

2.2 Состояние системы предварительного информирования в таможенных органах РФ на сегодняшний день

Как уже отмечалось, с октября 2007 года в ФТС России в опытную эксплуатацию введена автоматизированная система предварительного информирования (далее - Система), обеспечивающая прием предварительных сведений от заинтересованных лиц через сети общего доступа "Интернет".

Сегодня "Система предварительного информирования" дает таможенным органам возможность получать сведения о ввозимых грузах в электронном виде до прибытия груза на границу, что позволяет сотрудникам таможенных органов проверить эти сведения, спланировать необходимые мероприятия по контролю груза, существенно сократить время обработки документов, увеличить пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу.

В настоящее время таможенные органы России проводят масштабную работу по внедрению системы предварительного информирования.

Предварительное информирование в настоящее время не является обязательным требованием для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако таможенные органы не устают информировать бизнес-сообщество о том, что данная технология из "желательной" непременно перейдет в категорию обязательной. Однако, если данная процедура станет обязательной на законодательном уровне, произойдет и качественный сдвиг.

Так, ФТС предлагает обязать компании заранее информировать таможню о товарах. Проект поправок в Таможенный кодекс, вводящих предварительное декларирование, Федеральная таможенная служба опубликовала на своем сайте. Ведомство предлагает разрешить правительству "с целью обеспечения безопасности РФ" требовать от компаний заранее сообщать таможне об экспортируемых и импортируемых товарах. Коснется это нововведение и транспортных средств, на которых они перевозятся. Информировать инспекторов компания должна будет до фактического пересечения товаром границы. Список товаров, которых коснется требование о предварительном информировании, будет утверждаться правительством: что попадет в этот перечень, пока не известно. Сообщать инспекторам о перевозимых товарах нужно будет минимум за час до их прибытия на таможенный пункт, говорится в законопроекте. Разработка соответствующего сайта продолжается, пишет таможенная служба.

В 2007 г. на двух пунктах пропуска на российско-финляндском участке Государственной границы РФ проводился эксперимент по применению предварительного информирования в отношении автомобилевозов. В пунктах пропуска выделены отдельные полосы движения и отдельные рабочие места для таможенного оформления. Предварительное информирование и выделение автомобилевозов в отдельный поток позволили сократить время их таможенного оформления на МАПП Брусничное и МАПП Светогорск в два раза.

Несомненным достоинством проекта является то, что его реализация не потребовала никаких дополнительных финансовых вложений.

В общем случае время, затрачиваемое на выполнение таможенных процедур при условии выполнения перевозчиком требований ТК ТС, составляет 23 минуты. В условиях проводимого эксперимента время на выполнение таможенных формальностей сократилось вдвое и составило порядка 11 минут на одно транспортное средство.

Таким образом, реализуются одна из задач, определенных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, - сокращение затрат времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств при условии обеспечения эффективности таможенного контроля.

С 01.01.2009 года таможенные посты, расположенные в пунктах пропуска на участке границы Российской Федерации в регионе деятельности СЗТУ приступили к получению и использованию предварительной информации от КЕС (Комиссия европейских сообществ).

В настоящее время такое предварительное информирование применяется:

·в таможенных постах Выборгской таможни (МАПП Светогорск, МАПП Брусничное, МАПП Торфяновка);

·таможенных постах Мурманской таможни (МАПП Салла, МАПП Лотта);

·таможенных постах Псковской таможни (МАПП Куничина Гора, МАПП Убылинка, МАПП Шумилкино);

·таможенном посту МАПП Ивангород Кингисеппской таможни;

·таможенном посту МАПП Бурачки Себежской таможни;

·таможенных постах Калининградской областной таможни (МАПП Багратионовск, МАПП Советск, МАПП Чернышевское);

·таможенных постах Карельской таможни (МАПП Вяртсиля, МАПП Люття).

Участники ВЭД и перевозчики, которые уже сегодня применяют предварительное информирование, получают реальные видимые преимущества при таможенном оформлении в пунктах пропуска за счет сокращения времени своего нахождения в МАПП. При этом на некоторых МАПП уже до 30% грузов оформляется на основе предварительного информирования.

Одно из главных преимуществ предварительного информирования - сокращение времени нахождения товаров и транспортных средств в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации. Это становится возможным за счет того, что предварительная информация используется для заполнения электронной копии транзитной декларации. В случае отсутствия предварительной информации, подготовку копии транзитной декларации сейчас осуществляет либо инспектор таможни, либо таможенный брокер. Эта техническая процедура занимает не меньше часа и тем самым существенно влияет на время прохождения через границу отдельного транспортного средства и на общую скорость продвижения автомобилей в очереди при въезде в пункт пропуска со стороны сопредельного государства. Для решения этой проблемы и внедрена технология предварительного информирования, когда при прибытии товаров и транспортных средств в МАПП, при таможенном оформлении и таможенном контроле используется электронная копия транзитной декларации, сформированная на основе предварительной информации.

Оказание услуг по предварительному информировании становится для таможенных брокеров еще более актуальным в свете перспектив внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК ТС) в части введения института предварительного информирования.

В проводимой работе по информированию организаций-перевозчиков, ФТС России опирается на помощь и понимание своих зарубежных коллег. Так, с таможенной службой Латвии достигнута договоренность о поддержке в информировании крупнейших латвийских перевозчиков о перспективах внедрения предварительного информирования в России.

Однако сегодня еще не преодолены различия в подходах к перечню и составу передаваемых сведений. Отсутствие необходимых по российскому законодательству сведений потребует от должностных лиц таможенных органов довносить такие сведения в электронную копию транзитной декларации, Несомненно, это окажет отрицательное влияние на динамику сокращения сроков проведения таможенных формальностей в пунктах пропуска.

Таким образом, в настоящее время таможенные органы России проводят масштабную работу по внедрению системы предварительного информирования. Предварительное информирование в настоящее время не является обязательным требованием для участников внешнеэкономической деятельности. Однако таможенные органы не устают информировать бизнес-сообщество о том, что данная технология из "желательной" непременно перейдет в категорию обязательной. В 2007 г. на двух пунктах пропуска на российско-финляндском участке Государственной границы РФ проводился эксперимент по применению предварительного информирования в отношении автомобилевозов. В условиях проводимого эксперимента время на выполнение таможенных формальностей сократилось вдвое и составило порядка 11 минут на одно транспортное средство. Сегодня на некоторых МАПП уже до 30% грузов оформляется на основе предварительного информирования. В проводимой работе по информированию организаций-перевозчиков, ФТС России опирается на помощь и понимание своих зарубежных коллег. Так, с таможенной службой Латвии достигнута договоренность о поддержке в информировании крупнейших латвийских перевозчиков о перспективах внедрения предварительного информирования в России.

2.3 Особенности и проблемы, связанные с внедрением системы предварительного информирования в таможенных органах РФ

Пока предварительное информирование в нашей стране находится на этапе становления, решая относительно узкую задачу. Однако, если данная процедура станет обязательной на законодательном уровне, произойдет и качественный сдвиг. Существуют объективные сдерживающие факторы по дальнейшему внедрению и распространению системы предварительного информирования. В первую очередь это отсутствие правового статуса у документа предварительного информирования. Во-вторых, необязательность представления предварительной информации, и, в-третьих - отсутствие понятных и нормативно закрепленных приоритетов в таможенном оформлении для лиц, представивших предварительную информацию. Также одной из проблем данной системы видится тот факт, что в системе предварительного информирования не предусмотрено уведомление отправляющего лица об использовании таможенным органом предварительной информации. Имеется в виду следующее: когда происходит отправка предварительной информации в ГНИВЦ ФТС России, данная информация хранится в базе данных расположенной в ГНИВЦ ФТС России, по прибытию на МАПП, представитель перевозчика передает таможенному инспектору информацию о предварительном информировании и таможенный инспектор считывает информацию из базы ГНИВЦ ФТС России, лицо, отправившее данный электронный пакет с предварительной информацией, не получает информации о том, что на МАПП была запрошена такая информация. Конечно информацию о прохождении автотранспорта МАПП можно получить и от водителя, но в автоматическом режиме уведомления исключается человеческий фактор, и информация о том, что данная предварительная информация была использована таможенным органом на границе РФ, послужила бы сигналом лицу декларирующему товар, что груз пересек границу РФ и можно заявлять ГТД в предварительной форме. По самым оптимистичным прогнозам использование системы предварительного информирования приведет к удорожанию таможенного оформления грузов на 15-30%. Информирование таможни о том, когда, что и где повезет экспедитор, должно сократить очереди на границе. Но если в Европе для этого грузоотправитель может отправить информацию по интернету с любого компьютера или телефона, то в России информированием сейчас смогут заняться только три компании на платной основе - московский "Ростэк" и петербургские ТЛЦ и СЗТЛЦ. В ФТС заверили, что служба определила не параметры организаций, которые могут осуществлять предварительное информирование, а требования к используемым программным продуктам. В ведомстве подчеркнули, что любая компания (не только брокер, но и грузоотправитель) может разработать самостоятельно или приобрести готовое программное обеспечение у других компаний, прошедших аккредитацию. По мнению чиновников ФТС, на этом рынке созданы все условия для конкуренции. В последнее время Федеральная таможенная служба практически ежедневно предлагает ввести какое-нибудь новшество. В последние годы таможенная служба находится в хроническом состоянии реформирования и изменений.

В применении системы предварительного информирования России использует положительный опыт зарубежных стран. Но не стоит забывать, что в странах ЕС, например, система предварительного информирования вводилась долгое время, были разработаны правила взаимодействия, четкая схема процесса, а самое главное - создана правовая платформа для внедрения системы предварительного информирования. Таким образом, внедряемая ФТС система пока представляет собой только способ имитации реформы таможни.

Таким образом, в настоящее время система предварительного информирования в РФ еще не столь совершенна. Существует множество причин, сдерживающих ее внедрение. По моему мнению, ФТС России должна сначала была подготовить соответствующую нормативную базу, устранить проблемы, мешающие полноценно применять систему предварительного информирования, а потом только вводить ее в опытную эксплуатацию.

2.4 Перспективы внедрения системы предварительного информирования в таможенных органах РФ

Таким образом, в настоящее время система предварительного информирования в РФ находится еще на стадии становления. Это объясняется тем, что дальнейшее внедрение предварительного информирования и распространение действия данного процесса на всю территорию России сопряжены с необходимостью решения ряда проблем. Необходимо решать эти проблемы, создавать благоприятные условия для участников внешнеторговых отношений, что, в свою очередь, сделает процедуру предварительного информирования более привлекательной и востребованной. Так, в ближайшее время предстоит разработать необходимое программное обеспечение для реализации предварительного информирования, а также подробную технологическую схему его осуществления. Данная система должна быть предложена, а не назначена участникам внешнеторговых отношений. Ее параллельная работа с обычным ходом таможенного оформления позволит частным субъектам сравнить свои издержки. Соответственно, чем больше субъектов воспользуются ею, осознав преимущества, тем активнее будет происходить процесс ее внедрения. В рамках предварительного информирования решающее значение имеет и внедрение принципа "одного окна", означающего нахождение на границе всего двух контролирующих служб - пограничной и таможенной. Необходимым условием данной системы выступает наличие единой базы данных всех контролирующих органов (ветеринарной, санитарной и др.)

Таким образом, для достижения эффективности работы системы предварительного информирования в таможенных органах РФ необходимо предпринять следующие меры:

·Создать правовую и законодательную основу системы предварительного информирования;

·Создать на МАПП режим приоритетной (внеочередной) обработки документов на товары и транспортные средства, информация о которых представляется по технологии предварительного информирования с созданием, по возможности, "зеленого коридора" (с 01.07.2008 реализовано в рамках эксперимента на МАПП "Бурачки");

·Организовать отдельное окно для приема документов на товары и транспортные средства, оформленные по технологии предварительного информирования (реализовано на МАПП в зоне деятельности Псковской и Себежской таможен);

·Организовать работу таможенного органа, расположенного на МАПП, со сведениями, поступающими согласно технологии предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, прибывающих на таможенную территорию РФ, в рамках СУР до прибытия транспортного средства в целях принятия предварительного решения;

·Организовать на МАПП эксперимент по принципу работы "одного окна" с товарами и транспортными средствами, информация о которых поступает по технологии предварительного информирования во все заинтересованные государственные контрольные органы, расположенные на МАПП (с 01.07.2008 реализовано в рамках эксперимента на МАПП "Бурачки", планируется повсеместное введение с 01.10.2008 согласно постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 480).

Только после выполнения всех этих мероприятий будут созданы достаточные условия для эффективной реализации на практике системы предварительного информирования. Это позволит решить множество накопившихся проблем, в том числе по ликвидации очередей на МАПП, ускорению открытия процедуры доставки по таможенным процедурам МДП/ВТТ, а также развитию востребованного предварительного декларирования (в электронном виде) на базе сведений, представляемых по технологии предварительного информирования. Несмотря на существование вышеперечисленных проблем внедрения технологии предварительного информирования, мне она представляется выгодной участникам внешнеэкономической деятельности, поскольку означает для них значительное сокращение времени и минимизацию затрат, а таможенным органам, так как помогает справиться с возврастающим потоком импортных товаров.

Таким образом, в настоящее время система предварительного информирования в РФ находится еще на стадии становления. Необходимо решать существующие проблемы, создавать благоприятные условия для участников внешнеторговых отношений, что, в свою очередь, сделает процедуру предварительного информирования более привлекательной и востребованной. По моему мнению, данная система должна быть предложена, а не назначена участникам внешнеторговых отношений. Ее параллельная работа с обычным ходом таможенного оформления позволит частным субъектам сравнить свои издержки. Соответственно, чем больше субъектов воспользуются ею, осознав преимущества, тем активнее будет происходить процесс ее внедрения. Только после выполнения всех необходимых мероприятий будут созданы достаточные условия для эффективной реализации на практике системы предварительного информирования.

Несмотря на существование вышеперечисленных проблем внедрения технологии предварительного информирования, мне она представляется выгодной участникам внешнеэкономической деятельности, поскольку означает для них значительное сокращение времени и минимизацию затрат, а таможенным органам, так как помогает справиться с возврастающим потоком импортных товаров.

Заключение

По существу поставленными целью, задачами работы и проведенным исследованием можно сделать следующие выводы:

1. Система предварительного информирования в опытную эксплуатацию введена совсем недавно, а именно с 2007г., она обеспечивает прием предварительных сведений от заинтересованных лиц через сети общего доступа "Интернет", и уже зарекомендовала себя в качестве нужного и эффективного нововведения. Система разрабатывалась с учетом положений приказа ФТС России от 10.03.2006 № 192 "Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации". Концепция системы предварительного информирования представляет собой совокупность взглядов на правовые, технологические и информационно-технические вопросы, связанные с организацией представления предварительной информации и с ее использованием таможенными органами. Основная задача системы предварительного информирования - ускорение прохождения пунктов пропуска, что во все времена является приоритетнейшей задачей. Многочисленные достоинства системы предварительного информирования говорят о необходимости повсеместного внедрения системы в таможенную деятельность РФ.

Предпосылки создания системы предварительного информирования отражены в Приказе ФТС №192, в качестве центральных можно выделить следующие: защита экономической и национальной безопасности страны, стремление облегчить международную торговлю. Но, по-моему, главной, да и, пожалуй, единственной предпосылкой является то, что система предварительного информирования активно применяется в зарубежных странах. В приказе ФТС №192 это находит подтверждение - Всемирная таможенная организация считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительного информирования.

Схема работы системы предварительного информирования в самом общем виде заключается в следующем - таможенные органы принимают информацию от участников ВЭД через Интернет и сохраняют ее в базах данных ГНИВЦ ФТС России. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе РФ, могут по запросам получать необходимую предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию РФ. Становится очевидно, что применение системы предварительного информирования значительно упрощает и ускоряет процесс таможенного оформления и таможенного контроля товаров. Но в существующей схеме еще остались непроработанные участки, в качестве примера можно привести тот факт, что в Европе участник ВЭД может отправить пакет предварительной информации с любого компьютера или даже мобильного телефона, в России же для этого требуется специальное и дорогостоящее программное обеспечение.

Практика применения системы предварительного информирования доказала состоятельность данной системы, оказывающей реальную помощь перевозчикам груза, проходящим через МПП. Стоимость же работы в данной системе ниже, чем те затраты, которые зачастую несут перевозчики не использующие данную систему. Как уже отмечалось, основной задачей предварительного информирования является ускорение прохождения пунктов пропуска, повышение достоверности декларирования. Использование технологии предварительного информирования предоставляет новые возможности для брокеров, участников ВЭД, таможенных органов - иначе говоря, выгодно для всех сторон внешнеторговых отношений.

2. Как показывает международный опыт, внедрение института предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах еще до их прибытия в страну является перспективным направлением развития таможенного дела. Система предварительного информирования является необязательной для применения всеми лицами, перемещающими товары через таможенную границу РФ, однако ее широкое применение в европейских странах и США свидетельствует о заинтересованности субъектов в ее использовании в рамках внешнеторгового оборота. В связи с наметившимися в мировой таможенной практике тенденциями, ФТС Росси активно работает в направлении внедрения системы предварительного информирования, так, в Госдуму РФ был внесен законопроект об обязательном электронном предварительном информировании. Необходимо отметить, что отработка технологии организации таможенного оформления товаров с использованием предварительной информации стала возможна при помощи зарубежных коллег. Активный интерес к этому вопросу проявляет Финляндия.

В настоящее время таможенные органы России проводят масштабную работу по внедрению системы предварительного информирования. Предварительное информирование в настоящее время не является обязательным требованием для участников внешнеэкономической деятельности. Однако таможенные органы не устают информировать бизнес-сообщество о том, что данная технология из "желательной" непременно перейдет в категорию обязательной. В 2007 г. на двух пунктах пропуска на российско-финляндском участке Государственной границы РФ проводился эксперимент по применению предварительного информирования в отношении автомобилевозов. В общем случае время, затрачиваемое на выполнение таможенных процедур при условии выполнения перевозчиком требований ТК ТС, составляет 23 минуты. В условиях проводимого эксперимента время на выполнение таможенных формальностей сократилось вдвое и составило порядка 11 минут на одно транспортное средство. Сегодня на некоторых МАПП уже до 30% грузов оформляется на основе предварительного информирования. В проводимой работе по информированию организаций-перевозчиков, ФТС России опирается на помощь и понимание своих зарубежных коллег. Так, с таможенной службой Латвии достигнута договоренность о поддержке в информировании крупнейших латвийских перевозчиков о перспективах внедрения предварительного информирования в России.

Пока предварительное информирование в нашей стране находится на этапе становления. Существуют объективные сдерживающие факторы по дальнейшему внедрению и распространению системы предварительного информирования. Это отсутствие правового статуса у документа предварительного информирования, необязательность представления предварительной информации, отсутствие понятных и нормативно закрепленных приоритетов в таможенном оформлении для лиц, представивших предварительную информацию. По самым оптимистичным прогнозам использование системы предварительного информирования приведет к удорожанию таможенного оформления грузов на 15-30%. В последнее время Федеральная таможенная служба практически ежедневно предлагает ввести какое-нибудь новшество. В последние годы таможенная служба находится в хроническом состоянии реформирования и изменений. В применении системы предварительного информирования России использует положительный опыт зарубежных стран. Но не стоит забывать, что в странах ЕС, например, система предварительного информирования вводилась долгое время, были разработаны правила взаимодействия, четкая схема процесса, а самое главное - создана правовая платформа для внедрения системы предварительного информирования.

В настоящее время система предварительного информирования в РФ находится еще на стадии становления. Необходимо решать существующие проблемы, создавать благоприятные условия для участников внешнеторговых отношений, что, в свою очередь, сделает процедуру предварительного информирования более привлекательной и востребованной. Так, в ближайшее время предстоит разработать необходимое программное обеспечение для реализации предварительного информирования, а также подробную технологическую схему его осуществления. Данная система должна быть предложена, а не назначена участникам внешнеторговых отношений. Ее параллельная работа с обычным ходом таможенного оформления позволит частным субъектам сравнить свои издержки. Соответственно, чем больше субъектов воспользуются ею, осознав преимущества, тем активнее будет происходить процесс ее внедрения. В рамках предварительного информирования решающее значение имеет и внедрение принципа "одного окна". Также требуется создать правовую и законодательную основу системы предварительного информирования; режим приоритетной (внеочередной) обработки документов на товары и транспортные средства, информация о которых представляется по технологии предварительного информирования. Только после выполнения всех мероприятий будут созданы достаточные условия для эффективной реализации на практике системы предварительного информирования.

Несмотря на существование вышеперечисленных проблем внедрения технологии предварительного информирования, мне она представляется выгодной участникам внешнеэкономической деятельности, поскольку означает для них значительное сокращение времени и минимизацию затрат, а таможенным органам, так как помогает справиться с возврастающим потоком импортных товаров.

Список использованных источников

1.Таможенный кодекс ТС

2.Приказ ФТС России № 192 от 10.03.2006 г. "Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации".

3.Приказ ФТС России № 1220 от 2.10.2007 г. "О решении коллегии ФТС России", состоявшейся 28.08.2007 г.

4.Письмо ФТС России № 09-121/13605 от 8.04.2008 г. "О технологии предварительного информирования".

5.Приказ ФТС России № 1230 от 3.10.2008 г. "Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации".

6.Приказ ФТС России № 1684 от 29.12.2008 г. "О внесении изменений в приказ ФТС России от 3 октября 2008 г. № 1230"

7.www.customs.ru - официальный сайт ФТС России

8.www.szty. customs.ru - официальный сайт СЗТУ

9.www.tstk.ru

10.www.vch.ru

Похожие работы на - Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!