2,626733Николаевская0,178416Одесская0,54159Херсонская0,198416АР Крым1,766040Украина9,647525
*Природно-рекреационный потенциал
Культурно-исторические особенности разных стран также лежат в основе контрастности и разнообразия мира. История, сохранившаяся в памятниках, традиции и обычаи народов, архитектурный облик старых городов, гастрономические изыски национальной кухни - все привлекает путешественника, устремившегося за новыми впечатлениями. Кому подавай шумный бразильский карнавал, кому - спокойное созерцание японского сада камней. В Китай отправляются полакомиться необычными блюдами и прикоснуться к истории древнейшего государства, взойдя на Великую стену. Во Франции можно наслаждаться прекрасным вином, путешествуя по городам и весям виноградарства - Шампань, Божоле, Коньяк и оценить по достоинству замковую архитектуру Средневековья. В Новой Зеландии желающие могут стать участником фестиваля стригалей овец, а в Таиланде увидеть жилые кварталы на воде.
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ УКРАИНЫ
.1 Развитие туристских ресурсов и инфраструктуры Украины
Важное значение для развития как международного, так и внутреннего туризма имеют туристические ресурсы, которые являются основной целью путешествий. Вследствие этих обстоятельств они обусловливают и определяют важнейшие экономические показатели туризма, такие как количество туристов, цена на услуги, география путешествий, их сезонный распределение, длительность пребывания и др. Поэтому коммерческая работа в области туризма должна строиться на всестороннего учета туристических ресурсов как в целом по стране, так и по отдельным регионам.
Туристические ресурсы можно разделить на три группы:
Рекреационные - туристские ресурсы - объекты и явления природного, природно-антропогенного, социального происхождения, которые используются в туризме, лечения, оздоровления и влияют на территориальную организацию рекреационной деятельности, формирование рекреационных районов, их специализацию.
Объекты, представляющие историческое и культурное прошлое страны, - музеи, памятники и памятные места, связанные с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся представителей науки, техники, культуры, а также уникальные архитектурные и этнографические объектов;
Объекты, которые демонстрируют современные достижения страны в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, науке и культуре, медицине и спорте.
Под туристическими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, имеющих комфортные свойства и пригодны для создания туристического продукта. Как правило, наличие туристических ресурсов определяет формирование туристического бизнеса в том или ином регионе.
Украина обладает богатыми природно-климатические, культурно-историческими и национально-этнографический ресурсами, которые создают предпосылки для развития многих видов туризма. Большинство регионов Украины имеет туристические ресурсы, которые принадлежат к всех трех групп, что дает возможность выхода на туристический рынок с привлекательными туристическими предложениями.
Рассмотрим первую группу туристических ресурсов - рекреационные.
Рекреационные ресурсы - природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые имеют комфортные свойства и потребительскую стоимость для рекреационной деятельности и могут быть использованы с целью отдыха и оздоровления людей в определенное время и с помощью существующих технологий и материальных возможностей.
Рекреация - расширенное воспроизведение сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных) или деятельность, направленная на восстановление производительных сил человека.
В Украине значительную часть природного потенциала составляют: рекреационные ландшафты (лесные, приморские, горные), оздоровительные ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи), природно-заповедные объекты (национальные природные и региональные ландшафтные парки, биосферные заповедники, парки-памятники садово-паркового искусства и т.п.), территории историко-культурного назначения (памятники архитектуры и градостроительства, историко-архитектурные заповедники и др.).
Это уникальные ресурсы для перспективного развития туризма, зон рекреации и курортов и наиболее сохранившаяся часть природной среды.
Площадь освоенных и потенциальных рекреационных территорий в Украине (без радиационно-загрязненных) составляет 12,8% территории страны и распределяется согласно природных особенностей семи рекреационных регионов: Карпатский, Приднестровский, Днепровский, Донецко-Приазовский, Полесский, Причерноморский, Крымский. При определении этих регионов учитывались следующие факторы:
геополитическое положение (расположение территории, наличие трудовых ресурсов, транспортных коммуникаций, источников сырья, энергии, история развития территории, традиции и др.);
состояние туристической инфраструктуры;
спрос на рекреация и туризм;
туристско-рекреационная политика региона.
Согласно оценке ландшафтных ресурсов, потенциальный фонд природоохранных, оздоровительных и рекреационных территорий составляет 12,1 млн. га, т.е. 20% площади территории Украины, что соответствует международным показателям рационального сохранения природно-рекреационных ресурсов. Единовременная вместимость ландшафтов Украины, учитывая допустимые природоохранные нормы, составляет свыше 40 млн. человек.
Наибольший удельный вес территорий и объектов природно-заповедного фонда имеют:
%Области8-13%Тернопольская, Херсонская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Хмельницкая5-7%Сумская, Ровенская, Черновицкая3-5%Черниговская, Львовская, Республика КрымДо 3%Донецкая, Николаевская, ПолтавскаяДо 2%Волынская, Житомирская, Запорожская, Одесская, ЧеркасскаяДо 1%Винницкая, Днепропетровская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Харьковская
Особое место в системе рекреационного использования территории Украины занимает Крымский полуостров. Среднегодовая продолжительность благоприятного для рекреации периода составляет здесь 175-190 дней. Здесь же функционируют старейшие в Украине грязевые курорты - Евпатория, Саки и другие.
Практически во всех областях Украины выявлено минеральные лечебные воды различного состава. Наибольшее количество источников сосредоточена в Карпатском регионе, в частности в Закарпатской, Львовской областях. Много источников в Луганской, Днепропетровской, Полтавской, Хмельницкой, Черкасской, Киевской, Донецкой и других областях.
Довольно значительные в Украине запасы лечебных грязей, сосредоточенных главным образом в южных и северо-западных областях.
На базе грязевых залежей работают курорты Бердянска, Куяльницкий, Хаджибсйський и др., а на курортах Миргород, Моршин, Немиров, Черче распространенные торфяные грязи.
Не менее важное место в развитии туризма в Украине занимает вторая группа туристических ресурсов - культурные объекты, памятники истории, архитектуры, археологии, этнографические особенности территории, что является важным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Общее количество архитектурно-исторических памятников в Украине составляет 48690 объектов. их ценность и численность (насыщения, плотность) в пределах областей существенно различаются. Наибольшее архитектурно-исторических памятников, охраняемых государством и церковью, в Львовской (3934), Киевской (2886) и Черниговской (2859) областях. Ценнейшие культурно-исторические ресурсы - в Киевской, Львовской, Тернопольской, Полтавской, Черниговской областях, Республике Крым.
И наконец, третья группа туристических ресурсов, которая представлена современными достижениями мирового уровня в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, медицине, спорте, науке и культуре.
Многовекторность экономической политики Украины, европейский выбор, сотрудничество со Всемирным банком и Международным валютным фондом способствуют развитию конгресового туризма, проведению в Украине экономических форумов, научных конференций и симпозиумов и т.д.
Постепенно туристические возможности используются политиками, бизнесменами, учеными, спортсменами, артистами, просто рядовыми гражданами всех стран мира, которые приезжают в Украину с целью изучения и обмена передовым опытом в авиастроении, металлургии, медицине, участия в спортивных соревнованиях, проведении концертных мероприятий и др. В Украине уже стало регулярным проведение международных и национальных туристических выставок, салонов, бирж, ярмарок, фестивалей, конкурсов, которые с каждым годом привлекают все больше и больше иностранных гостей.
Итак, имея такой ресурсный потенциал, туризм Украины должен способствовать укреплению экономики страны, наполнению государственного бюджета, росту благосостояния украинских граждан, сохранению историко-культурного наследия, повышения духовного потенциала общества.
Самым главным в эффективном использовании рекреационных ресурсов является наличие туристической инфраструктуры. Это гостиницы, мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории, учреждения питания, транспортные средства, заведения для развлечений, аттракции и др. Кратко характеризуя материальную базу туризма, можно отметить, что на начало 2002 года в Украине насчитывалось 1258 предприятий гостиничного хозяйства общим количеством 100,67 тыс. мест. По форме собственности они распределяются так: 40% находятся в государственной и коммунальной собственности, 57% - в коллективном и 3% - в частной. Больше всего гостиниц насчитывается в таких регионах Украины:
г. Киев (7,3% от общего количества по Украине), Одесская область (7,3%), Автономная Республика Крым (6,8%) Днепропетровская (6,4%), Харьковская (5,8%) и Донецка (5,6%) области. Рекреационные возможности Украины характеризуются также наличием 3304 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений различной ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе: 487 санатории, санатории-профилактории-357, базы и другие учреждения отдыха-2015, пансионаты отдыха - 235, дома отдыха - 38 , пансионаты с лечением - 68, другие учреждения - 104. По форме собственности эти учреждения распределяются: государственная - 37%, коллективная - 58%, частная -0,9%, собственность международных организаций - 3,9%.
Большинство гостиниц, мотелей, кемпингов, санаториев, баз отдыха и туристических баз строились по проектам, которые не соответствуют международным стандартам. Сеть их активно формировалась в период массового туризма, с интенсивной эксплуатацией и несвоевременным капитальным и текущим ремонтом, что привело к значительному сносу этих зданий и оснащения.
Многопрофильные средства размещения требует их классификации и стандартизации. Типологических унификация средств размещения позволит создать стандарт, центральной частью которого должна стать классификация средств размещения, разработана ВТО.
На начало 2002 года в Украине функционировали 2,7 тыс. туристических предприятий, что составляет 64% от общего количества тех, которые получили лицензию на туристическую деятельность. Больше половины (52%) действующих туристических предприятий сконцентрировано в трех регионах: г. Киев (25%), Автономная Республика Крым (18,0%), Одесская область (9,0%).
Но только наличия инфраструктуры, предназначенной для туризма, недостаточно. Ее необходимо рассматривать в широком смысле: основные элементы инфраструктуры должны выполнять не только исключительно рекреационную функцию, но и служить ведущим фактором улучшения всего социально-экономической жизни страны.
Это должна быть инфраструктура общего пользования, что соответствует мировым стандартам и ориентирована на всех жителей Украины и ее гостей.
С точки зрения организации инфраструктурного обеспечения рекреационного процесса, одно из ключевых мест принадлежит транспортной системе. Вопросы охватывает проблему транзитных перевозок, организации железнодорожного сообщения, развитие автомагистралей, воздушного, морского, речного транспорта.
Украина имеет развитую сеть автомобильных дорог и железных дорог, аэропортов, речных и морских портов. Авиационный, автомобильный, железнодорожный, речной и морской транспорт способны обеспечить перевозки туристов с резервом транспортных мощностей на некоторых видах транспорта.
Транспортные пути Украины должны соответствовать международным требованиям и предоставлять возможность осуществлять перевозку быстро, безопасно, надежно, комфортно. Именно они являются первым звеном туристического потока иностранных граждан в Украину. Взаимодействие двух отраслей - транспорта и туризма - поможет каждой из них в короткие сроки решить большинство вопросов, в частности развития туристической инфраструктуры за направлениями национальной сети транспортных коридоров с привлечением частного капитала (национального и зарубежного).
В Украине принята Программа функционирования национальной сети международных транспортных коридоров. ее реализация позволит решить проблему обустройства дорог, создать благоприятные условия для развития туристической индустрии.
Не менее важной составляющей инфраструктуры является существующая сеть пограничных переходов со странами-соседями, ее расширение и сервисное обустройство.
Невозможный развитие туризма без системы связи и коммуникаций, функционирования различных служб сервиса, развития общественного питания и бытового обслуживания, организации культурно-развлекательного обслуживания.
Актуальной для Украины остается проблема водоснабжения и канализации населенных пунктов и, в первую очередь, рекреационных центров.
Проблема инфраструктурного обустройства территории Украины может быть решена только благодаря инвестированию в ее развитии больших средств, в том числе со стороны центральной и местных властей, ее решение возможно лишь в контексте практических действий по экономическому подъему страны.[9]
.2 Украинские туроператоры и турагенты на международном туристском рынке
Наиболее заметную роль в туристской отрасли играют организации, занимающиеся формированием и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, оказанием иных туристских услуг. В настоящее время на туристическом рынке действуют два вида таких организаций: туроператор и турагент.
В соответствии с Законом Украины "О туризме" под туроператорской деятельностью подразумевается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Туроператоры выполняют ведущую роль в международном туризме, так как именно они формируют туристский продукт - бронируют и проплачивают отель, заказывают авиарейс, обеспечивают услуги по предоставлению транспорта, экскурсионные услуги и т.д., а именно то, что обычно входит в тур. Кроме того, туроператор определяет цены на сформированый им тур и политику скидок.
Кроме формирования туров, туроператоры осуществляют их продвижение на рынке путем участия в специализированных ярмарках, выставках, организации рекламы, издания каталогов, буклетов и т.п.
Последующая реализация тура может осуществляться несколькими способами.
Туроператор может реализовывать туры через турагентов. При этом туроператор несет ответственность перед туристом за качество туруслуг, оказаных по его турам и за достоверность предоставляемой информации . Кроме этого, туроператор может реализовывать не весь комплекс услуг, входящих в турпродукт, а его часть, то есть конкретную услугу (например, размещение в отеле). Также туроператор может самостоятельно реализовывать свои туры, без участия посредника-турагента.
Способы формирования тура разнообразны. Существуют туроператоры, которые отправляют туристов за рубеж по договоренности с принимающими операторами - зарубежными турфирмами или с поставщиками услуг - отелями. Такой туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения, обеспечивает проезд и организовывает предоставление внутримаршрутного транспорта. Другие туроператоры работают на приеме, то есть формируют туры и программу обслуживания в месте приема туристов. При этом используются прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, развлекательными заведениями и т.п.). Туроператор, являющийся заказчиком чартерного авиарейса (консолидатором), включает в тур перелет, устанавливает цены на билеты, время и аэропорт вылета\прилета. На практике, туроператором считают турфирму, самостоятельно формирующую не менее трех составляющих турпродукта, например перелет + проживание + страховка, но это правило во многом условно, поскольку рынок туруслуг состоит из множества обязательств и сделок, и определить, кто является поставщиком, а кто производителем конечного продукта не всегда представляется возможным. Турагенты, как правило, реализуют туры туроператора. Это организация-посредник, работающая непосредственно на туристском рынке с туристами и получающая комиссионное вознаграждение. От качества работы турагента во многом зависит, какой именно тур, какого оператора выберет покупатель. Ошибки турагента в момент продажи тура, например недостоверная информация, неправильное оформление документов, задержка оплаты и т.п. могут полностью испортить туристу отдых, поэтому работа турагента является ответственной и существенной на рынке туруслуг.
Под турагентсткой деятельностью, в соответствии с Законом Украины "О туризме", понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к реализации или реализует его по поручению туроператора. Особенности деятельности турагента состоят в следующем:
Турагент реализует туристу сформированный туроператором тур, на тех условиях, которые предлагаются туроператором. При этом турагент является только посредником между туристом и туроператором. Предел его ответственности как правило ограничивается надлежащим предоставлением полной информации об условиях путешествия, правах и обязанностей туриста, третьих лиц и своевременной оплаты туроператору.
При наличии у туриста каких-либо претензий по качеству предоставленного туристского обслуживания, по объему оказанных туристских услуг, их рассмотрение осуществляется турагентом и туроператором в порядке, предусмотренном договором. Причем сведения о туроператоре должны быть указаны в договоре на туробслуживание туриста, это требование закона. Претензии по качеству турпродукта турист может предъявить как туроператору, так и турагенту по всему перечню услуг, указанных в турпутевке, в течение 20 дней с момента окончания тура.
При непосредственном взаимодействии с туристом турагент может подобрать туроператора, предлагающего туры того качества и в том объеме, который необходим в данном случае. Турагент свободно ориентируется на рынке туруслуг и должен помочь туристу выбрать соответствующий тур наиболее надежного туроператора.
Цена на турпродукт, предлагаемая турагентом как правило не выше чем у туроператора, поскольку турагент реализует туры туроператора на его условиях, а иногда и ниже, чем у туроператора, поскольку агенту необходимо привлечь больше клиентов и он жертвует частью своей комиссии для понижения цены тура.
В предпринимательской деятельности в сфере туризма наиболее часто встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной туристической организации. Например, туристическая фирма предлагает сформированный ею тур по Испании, выступая как туроператор. В то же время она реализует тур в Финляндию, сформированный другим туроператором, выступая как турагент. Наиболее крупные туроператоры не работают с частными клиентами, осуществляя продажу своих туров через агентскую сеть.[8]
.3 Проблемы и перспективы рынка туризма в Украине
В Украине развитие туризма осуществляется очень медленно. Существующая нормативно-правовая база, регламентирующая туристическую деятельность, не является законченной и совершенной.
Основными причинами торможения развития туризма являются:
отсутствие целостной системы государственного регулирования туризма в регионах;
подчинение учреждений размещения туристов, санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных учреждений различным министерствам и ведомствам, а также другим органам исполнительной власти;
нечеткое определение в законодательстве принадлежности предприятий гостиничного хозяйства к предприятиям, которые предоставляют туристические услуги;
медленные темпы роста объемов инвестиций в развитие материальной базы туризма;
несоответствие подавляющего большинства туристических учреждений, которые постепенно приходят в упадок, международным стандартам и требуют значительных инвестиций;
недостаточное обеспечение туристической отрасли высококвалифицированными специалистами;
недостаточность государственной поддержки и комплексного подхода к рекламированию национального турпродукта на внутреннем и международном рынке туристических услуг;
недостаточность методической, организационной, информационной и материальной поддержки субъектов предпринимательства туристической отрасли со стороны государства;
тенденция сокращения количества предприятий гостиничного хозяйства;
высокие налоги;
неудовлетворительное состояние туристической, сервисной и информационной инфраструктуры в зонах автомобильных дорог и международных транспортных коридоров.
Для решения выделенных проблем необходима программа реформирования туриндустрии и перехода ее к устойчивому развитию, в которую должны входить следующие элементы:
совершенствование существующей законодательной базы и создание эффективных механизмов ее реализации;
подготовка квалифицированных и ответственных специалистов;
развитие и внедрение финансово-экономических механизмов обеспечения устойчивого развития туризма как приоритетного направления;
Развитие национального туризма невозможно на основе только рыночных механизмов, поскольку туризм не только экономическое явление, но и глубоко социальное, духовное и культурологическое. Поэтому нужна государственная политика развития туризма в Украине. Важной является необходимость создания механизмов содействия строительству новых и реконструкции существующих объектов туристической и курортной инфраструктуры. Необходимо формирование системы центров туристической информации - элемента туристической индустрии, создание туристических представительств за рубежом.
В настоящее время в законодательстве не учитываются задачи, связанные с эффективным использованием исторического и культурного потенциала страны для улучшения качества национального туристического продукта, а также не рассматривается вопрос об уменьшении ставки НДС на гостиничные услуги как путь повышения конкурентоспособности украинской туриндустрии.
Следующим и наиболее важным, является вопрос о проведении ЕВРО-2012 в Украине, поскольку качественные изменения в туристской отрасли входят в список обязательных вопросов, которые следует решить до проведения чемпионата. Футбольный чемпионат дает возможность для усовершенствования развития страны - ее нужно использовать с максимальной эффективность.
Основные моменты, необходимые для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках:
широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной кампании в средствах массовой информации в Украине и за рубежом;
развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма;
организация презентаций туристских возможностей Украины в странах, направляющих туристов в Украину;
организация сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
Ресурсная база Украины имеет уникальный курортный и туристический потенциал, способный обеспечить дальнейшее развитие национального курортного и туристического продукта и выход его на международный рынок.
Стратегической целью развития туризма в Украине заключается в создании продукта, конкурентоспособного на мировом рынке, который может максимально удовлетворить туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследия. Это касается, прежде всего, таких привлекательных туристическо-рекреационных зон, как Автономная Республика Крым, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Херсонская, Черновицкая области, г. Киев.
Кроме этого, необходимо создать благоприятный климат для привлечения инвестиций в санаторно-курортную отрасль, провести прозрачную приватизацию на тендерной основе нерентабельных, неработающих, недостроенных курортно-рекреационных учреждений. Безусловно, предстоит многое сделать, что будет способствовать как сохранению традиций санаторного лечения в стране, так и развитию общегосударственного конкурентоспособного внутреннего рынка курортно-рекреационных услуг, их удешевлению и выходу на рынок стран СНГ и Европы, следствии чего курортная отрасль станет весомым источником наполнения бюджета всех уровней.[26]
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ
.1 Туризм в Приморских зонах
Общая площадь Украинского Причерноморья составляет 86,4 тыс. км2, население (по состоянию на 1 января 1992 г.) - 5,26 млн. чел., т.е., соответственно, 14,3% от общей территории Украины и 10,1% от ее населения. Плотность населения на 1 км2 составляет, соответственно: 54,9 чел. - в Николаевской, 79,1 чел. - в Одесской и 44,6 чел. - в Херсонской областях.
Регион характеризуется мягким климатом: жаркое продолжительное лето, непродолжительная теплая зима. Среднегодовые температуры составляют от 8,8 0С - в северных регионах до 10,8 0С - в южных.
Приморское положение региона и его непосредственный выход к крупнейшим речным магистралям определяют хозяйственную структуру Украинского Причерноморья. Для региона характерен именно приморский тип размещения, функционирования и развития производительных сил. Крупные порты, самые мощные морские и речные перегрузочные комплексы, ведущие промышленные объекты расположены в приморско-устьевых участках наиболее крупных судоходных рек региона. К примеру, такие индустриально-транспортные центры Украинского Причерноморья, как Одесса, Херсон, Николаев, Ильичевск, Измаил, Белгород-Днестровский, Рени и т.д. Если порты Одессы, Южного, Измаила, Рени ориентируются в основном на экспортирование грузов, то порты Ильичевска и Усть-Дунайска, напротив, на их импорт.
Следует отметить, что именно в приморской зоне региона сконцентрированы 75-80% всех мощностей морского хозяйства Причерноморья, не менее 85% общего промышленного производства, около 70% населения региона, практически все санаторно-рекреационные хозяйства, большая часть как производственной, так и социальной инфраструктуры.
Все это создает чрезвычайную техногенную нагрузку на относительно узкую береговую линию региона.