Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,35 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт музыкального и художественного образования

Кафедра музыкального образования





Курсовая работа

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ

Исполнитель

Пануца Нина Александровна

студентка 3 курса, 31 группы

заочного отделения

специальность

«Музыкальное образование»




Екатеринбург 2011г.

Введение

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге Сердце отдаю детям по этому поводу отмечает: Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе [19, с 74].

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов [ В. А. Сухомлинского, В .Н. Шацкого . В. Асафьева], психологов [Б.М.Теплова, Е.В. Назайкина]. Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова. Важно и значение музыкального фольклора Г.М. Науменко, К.Д. Ушинского, А.Н. Сахар, .Б. Кабалевский, Л. Лядова.

В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы.

Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи.

Проблема развития музыкального восприятия - одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Несмотря на значительное количество монографий, статей, специальных исследований, освещающих эту проблему, она по многим аспектам еще не решена.

Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий, выдвигаемой социально - педагогической ситуацией, для успешного формирования восприятия музыки детей в стартовой школе.

Решение данной проблемы определило цель исследования:

Цель исследования: выявить влияние музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в формировании умения восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс развития восприятия музыки у детей стартовой школы.

Предмет исследования - процесс формирования восприятия музыки у детей старшего возраста с помощью педагогических методов и приемов.

Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы восприятия музыки и позволили выдвинуть гипотезу исследования: развитие умения слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста возможно, если будут созданы определенные педагогические условия, содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, перед нами встают следующие задачи:

. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания.

. Определить структурные компоненты музыкального восприятия

. Проанализировать программы по музыкальному воспитанию у старших дошкольников.

. Раскрыть условия развития умения слушать музыку.

. Разработать методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку

Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов исследования взаимодополняющих друг друга: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, социально - педагогический, наблюдение, эксперименты, количественной и качественной обработки результатов.

Достоверность результатов исследования определяется методической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов исследования адекватным его целям, задачам, экспериментальной проверке выводов, подтверждение результатов в ходе их апробации. Апробация была проведена в 2011 году в МДОУ №44 г. Сысерти Свердловской области.

1. Теоретические основы развития восприятия музыки у детей стартовой школы

§ 1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания

Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Рассматривая этот вопрос, нужно иметь в виду, что любое восприятие является сложным процессом, в котором участвуют многие органы чувств, образуя разнообразные комплексные условно-рефлекторные связи. В психологии понятие восприятие понимается как отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий» [8, с 222]

В музыкальной энциклопедии «восприятие музыки» определяется как «сложный многоуровневый процесс, который включает физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку» [6, с 738]

Педагоги Н.Г. Тагильцева и М. Р. Романова утверждают: «Восприятие представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс, в основе которого лежат ощущения. Синтез или комплекс ощущений составляет «базу» для восприятия. Таким образом, чтобы в сознании возник образ того или иного предмета, необходимо ощущение или синтез ощущений, вызванных данным предметом, «отделение» этих ощущений от остальных ощущений, воздействующих на органы чувств, т. е произведение их анализа. Для того, чтобы ощущения связались между собой в единый образ, одновременно с анализом должен произойти их синтез. [13, с 8]

Анализ литературы по проблеме особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические возрастные особенности восприятия ими музыкальных произведений.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». [7, с 91] В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Педагоги В. И. Логинова и П. Г. Саморукова считают, что к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из различных художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе. [18, с 3-4]

Педагог-музыкант В. Г. Савельев в своем учебно-методическом пособии раскрывает возрастные особенности детей так: «В этом возрасте они поражают нас своими открытиями, выдумками, фантазией. Эти дети - самые старшие в детском саду. В этот период идет активная анатомо-физиологическая перестройка всего организма. Функциональные возможности организма детей в этом возрастном периоде создают условия для приобретения более крепкого здоровья по сравнению с младшим дошкольным возрастом. В этом возрасте дети хотят быть крепкими и здоровыми. Они огорчаются от частых заболеваний, что может быть причиной комплекса неполноценности. Двигательная активность детей 5-6-ти лет повышается. В этом возрасте формируется психологическая готовность к обучению в школе, возникает стремление вступить на эту новую ступеньку. Поведение наших воспитанников заметно меняется. Они хотят уже выполнять задания учебного характера. Игра по прежнему занимает ведущую роль у старших дошкольников. Однако, содержание игр меняется. Главное содержание игр фантазеров - не только воспроизведение действий с предметами, сколько отношения с людьми, выполнение правил, вытекающих из той роли, которую выполняет ребенок в игре. В этом возрасте интенсивно развивается художественная деятельность дошкольников - изобразительная.

В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. У них формируются навыки слушания музыки (слушать произведение до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к музыке, начало художественного вкуса.

К началу обучения в первом классе начальной школы дети должны иметь достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Уже в шести годам жизни у детей формируется способность мотивированной оценки музыкального произведения. В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать какие эмоции и настроения вызывает у них звучание музыки.» [11, с. 28-29]

Дети могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и ее выразительные интонации, характер мелодии. Они характеризуют выразительные средства музыки (темп, динамику, тембр), которые определяют ее характер, легко различают контрастные образы - грустно - весело, быстро - медленно, громко - тихо.

В восприятии музыки ведущая роль принадлежит эмоциональной отзывчивости на нее, которая может стать показателем всей эстетической культуры ребенка. Исследуя художественные способности детей, Б.М. Теплов отмечает, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. [14, с 10-11]

К началу обучения в первом классе дети должны владеть основными музыкальными терминами, уметь объяснить их значение (композитор, дирижер, хор, оркестр и т.д.), называть 2-3 фамилии наиболее известных композиторов-классиков и их музыкальные произведения, различать вокальную и инструментальную музыку. Большое значение в подготовительный период к школе придается развитию певческих навыков старших дошкольников. У них формируются исполнительские навыки в пении, улучшается чистота интонирования мелодии песни и артикуляция, певческое дыхание. Дети старшего дошкольного возраста накопили большой опыт музыкально-ритмических движений, могут передать в движении общий характер музыки, темп, динамику, ритмический рисунок. Они уже овладели основными приемами игры на музыкальных инструментах. Творчество занимает все более заметное место в музыкальной деятельности старших дошкольников. Оно проявляется в песенных, инструментальных и танцевальных импровизациях и становятся важным средством музыкального воспитания детей и развития их личностных качеств.

Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». [1, с 140]

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

§ 1.2 Структурные компоненты музыкального восприятия

На необходимость развития разных сторон восприятия неоднократно обращали внимание крупные музыковеды-методисты, работавшие с детьми.

Так, Г. В. Савельев предлагает: «На основании экспериментальных исследований и практических наблюдений выделить пять структурных компонентов музыкального восприятия, составляющих его психологический механизм: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, мышление, память и способность к творчеству. Каждый из названных компонентов музыкального восприятия наряду с самим понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. В то же время, как уже отмечалось, эмоции, мышление и другие компоненты входят в само понятие музыкального восприятия как необходимые составные части. Способность к творческому восприятию музыки в психологическом механизме музыкального восприятия играет роль ведущего компонента. Подготовленный слушатель воспринимает музыку творчески. Под этим понимается сопереживание и воссоздание слушателем содержания музыкального произведения, которое обогащается деятельностью воображения, чувствами и жизненными ассоциациями. В результате творческого восприятия музыкального произведения слушатель получает эстетическое наслаждение.» [11, с 11]

Каждый из названных компонентов музыкального восприятия является необходимой действенной частью этого процесса и ни один из них не может быть из него исключен без ущерба для процесса восприятия. Большое влияние на качество музыкального восприятия оказывает тип высшей нервной деятельности человека. Ведь даже взрослых, сформированных слушателей различают по типам восприятия.

Выдающийся дирижер Л. Стоковский утверждал, что музыку можно воспринимать по-разному. Некоторые просто наслаждаются физической красотой звучания, другие реагируют на музыку только эмоционально. Иные реагируют, в основном, на интеллектуальную сторону музыки… сознательно следят за развертыванием музыкальной формы [15, с 32]

Таким образом, значение восприятия музыки заключается в способности ее слушать, переживать или эмоционально воспринимать.

Музыкальное восприятие развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т.д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, которое организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Обычно в методической литературе этот вид деятельности и определяется как слушание музыки, в процессе которого дети знакомятся с музыкальным произведением.

Слушание музыки - один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. В процессе слушания музыки они приобретают значительно больший объем музыкальных впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. «Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что в конечном итоге, воспитывают их музыкальную культуру». [11, с 13]

Б.М. Теплов считал слушание музыки основой системы музыкального воспитания. Б.В. Асафьев говорил о необходимости всеобщего обучения детей слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью. Б.Л. Яворский подчеркивал необходимость широкого ознакомления детей с классической музыкой, воспитание у них хорошего вкуса и любви к подлинному искусству.

Композитор ХХ века Д.Д. Шостакович, отмечая значение слушания музыки, для музыкального развития детей, и ее благотворного воздействия на формирование высоких нравственных качеств и духовной сферы ребенка, подчеркивает: Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать... Любите музыку и изучайте великое искусство музыки.

Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках [17, с 7-15]

§ 1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших дошкольников

Программа «Ладушки», авторами которой являются Санкт Петербургские авторы И. Каплунова и И. Новоскольцева.

Цель этой программы - формирование основ музыкальной культуры детей. В этой программе используются различные виды музыкальной и художественно-эстетической деятельности. (Пение, певческие импровизации, музыкально-ритмическая деятельность, элементарное музицирование, развитие чувства ритма, пальчиковая гимнастика, импровизация на детских музыкальных инструментах.

Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. В чем же её отличие от других программ?

Взаимосвязь эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания;

Иначе трактуется процесс восприятия музыки через ритмопластическую и театрализованную деятельность;

Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности;

Преемственность в эстетическом воспитании детей стартовой школы и младшего школьного возраста;

Программа «Музыкальные шедевры». Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили, под редакцией О.П. Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.

Автор О.П. Радынова, ставит задачу - «развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкально-двигательной и художественной».

Она основана на накоплении ребёнком опыта восприятия музыкального искусства.

Состоит из разработанных автором конспектов музыкальных занятий, в котором доминирующая роль отводится разделу слушания музыки.

В ней подобраны произведения высокого искусства, доступные детям по продолжительности звучания и соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей. Автором собраны шедевры музыкальной классики таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. В процессе восприятия музыки формируется целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно - образного анализа.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». [9, с 3] Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.

В программе указывается на использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.

Программа «Синтез» под ред.К.В. Тарасовой Авторы программы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан.

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа базируется таком доминантном виде деятельности, как слушание музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности». [12, с 5] .

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств.

«Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». [12, с 6] Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

. Специальный подбор музыкального репертуара;

. Использование синтеза искусств;

. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. На занятиях используются пейзажи А. Саврасова, И. Левитана, И. Грабаря, которые помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, настраивающей на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Г. Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативность занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня.

Анализируя эти программы можно сказать, что в программе О.П. Радыновой главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели. Все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, а программе «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа О. П. Радыновой на мой взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка - красный цвет и т.д.).

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке» и т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.

дошкольник музыка восприятие

2. Практика развития музыкального восприятия у детей в стартовой школе

§ 2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку

В наш век технического прогресса возможности слушания музыки значительно расширяются. Если несколько десятилетий тому назад это обязательно связывали с посещением концертного зала, филармонии и оперного театра, то сегодня для организации слушания музыки мы имеем современные технические средства: магнитофоны, телевизоры. Видео и аудиокассеты, компакт-диски позволяют воспроизвести разнообразную музыку на самом качественном уровне. Педагоги Н.А.Ветлугина, О.П. Радынова, Б. Д. Кабалевский, считают, что музыкальный руководитель может предложить детям для слушания лучшие симфонические оркестры, выдающихся исполнителей - певцов и инструменталистов. Педагогам дошкольных учреждений непозволительно не использовать эти возможности. В процессе слушания симфонической музыки можно постепенно знакомить детей с инструментами симфонического оркестра, стимулировать их на составление рассказов о музыке. Эффективность восприятия музыки повышается, если педагог-музыкант предлагает детям для слушания одно и тоже музыкальное произведение в живом исполнении, а затем в грамзаписи. В этом случае важно обратить внимание детей на разницу звучания музыки, подчеркнув при этом громадные возможности симфонического оркестра. Во время звучания музыки педагог должен добиваться тишины и внимания. Подвижным детям часто трудно создать тишину, особенно во время исполнения музыкальных произведений быстрого, живого характера. Для того, чтобы добиться полного внимания и тишины детей при исполнении музыки педагог должен заставить работать их воображение, например, предложить детям представить, что они находятся на концерте Очень важно воспитывать умение детей дослушать музыкальное произведение полностью. Довольно часто дети не обладают устойчивым вниманием, им кажется, что они уже вначале слушания музыки, смогли найти правильный ответ. В. Г. Савельев пишет, что «нужно воспитывать восприятие ребенка так, чтобы он знал, что верный ответ можно получить только, прослушав всю музыкальную пьесу до конца. [11, с 47]

При организации слушания музыки очень важно объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок в процессе восприятия музыки, как бы опирается на более доступные для него поэзию и живопись являются очень эффективным, обогащает восприятие музыкального произведения, дает возможность более основательно донести до детей музыкальный образ. Чаще всего при проведении музыкальных занятий используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по характеру к звучащей музыке. Обычно чтение стихотворений, созвучных музыке, используется во вступительной беседе перед прослушиванием музыки. Иногда целесообразнее прочитать стихотворение, после слушания музыки, когда надо сопоставить стихотворение с музыкой.

«Показ репродукций картин, иллюстраций созвучных музыке не следует давать перед прослушиванием музыки, чтобы не отвлекать внимания детей от музыки. Лучше использовать показ репродукции картин и иллюстраций после прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились представления о музыкальном образе.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Для того, чтобы достичь этого, нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания.

Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми - музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п.» [21, с 43]

Для успешного развития музыкального восприятия дошкольников, первостепенное значение имеет музыкальный репертуар. Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям - художественности и доступности. Серьезный и вдумчивый подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. О важности высокой художественности предлагаемого детям репертуара говорила известный музыковед В.Н. Шацкая: С самого начала мы должны, работая с детьми, иметь дело с искусством, а не с жалкими суррогатами его [16, с 20]

При формировании музыкального восприятия детей, следует опираться на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы - И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т.д.

Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века - М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия - С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова и других.

«Бытует мнение, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой».

Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики.

Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Педагоги Г.М.Науменко, К.Д.Ушинский считают, что приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка, когда наиболее эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.

Также для развития музыкального восприятия детей можно использовать песни, написанные композиторами для детей. К сожалению немало песен, написанных для детей, не отвечают высоким требованиям художественности. Эти песни написаны упрощенным музыкальным языком, примитивны по своей мелодике и гармонизации. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным и т.д. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А.Рыбниковым, А. Струве, А. Пахмутовой, И. Лученком, Л. Захлевным, и другими композиторами, которые составляют золотой фонд детских песен.

Следующий критерий, которому должен соответствовать музыкальный материал - доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на три кита - песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского.

Например, Турецкий марш из увертюры Афинские развалины Л. Бетховена, Военный марш Ф. Шуберта, Солдатский марш Р. Шумана, Марш из оперы Аида Дж. Верди, Марш Черномора из оперы Руслан и Людмила М.И. Глинки, Марш из балета Щелкунчик П.И. Чайковского, Марш из оперы Любовь к трем апельсинам С. Прокофьева.

Следующий критерий доступности музыки для восприятия детьми, который основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка рисует конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди Времена года, Утро из сюиты Пер Гюнт Э. Грига, Подснежник (апрель), Белые ночи (май), Баркарола (июнь), Осенняя песня (октябрь) из фортепианного цикла П.И. Чайковского Времена года, Океан - море синее вступление к опере Садко Н.А. Римского-Корсакова и т.д.

Прекрасно воспринимаются детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей (В пещере горного короля и Шествие гномов из сюиты Пер Гюнт Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и царевны Лебедь из оперы Сказка о царе Салтане Н.А. Римского-Корсакова, Гном и Избушка на курьих ножках (Баба Яга) из цикла Картинки с выставки М. Мусоргского, Кикимора А. Лядова и т.д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла Карнавал животных К. Сен-Санса, Песня и пляска птиц из оперы Снегурочка и Полет шмеля из оперы Сказка о царе Салтане, Песня жаворонка (март) из фортепианного цикла П.И. Чайковского Времена года и т.д.).

Уже с раннего возраста детям доступна для восприятия музыка, выражающая настроение, например, веселое (Веселый крестьянин Р. Шумана, Полька М.И. Глинки), грустное (Первая утрата Р. Шумана, Жалоба А. Гречанинова), торжественное (Свадебный марш Ф. Мендельсона, Патриотическая песня М.И. Глинки, Песня о Родине И. Дунаевского).

§ 2.2 Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку

На занятиях по слушанию музыки педагог использует различные методы и приемы: наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный), словесный и практический.

Методы обучения определяются заданиями, которые ставит музыкальный руководитель перед детьми, помощью, которую он оказывает при выполнении этих заданий, игровыми ситуациями и их связью с анализом произведения, частотой и целью проигрывания пьесы.

В процессе ознакомления детей с произведением музыка, естественно, играет ведущую роль. Огромное значение имеет ее художественное исполнение. Педагогу следует помнить, что необходимой предпосылкой музыкального воспитания в целом, и слушания музыки в частности, является высокое качество исполнения. Надо грамотно, доходчиво передать замысел композитора. В процессе ознакомления используются такие формы словесного воздействия на ребенка, как рассказы, пояснения, постановка вопросов. В. Г. Савельев подчеркивает в своих статьях, что очень важна эмоциональная окраска слов педагога, его тон, мимика. «Особого внимания музыкального руководителя требует правильная постановка задания, вытекающая из принципа активности - одного из главных принципов дидактики. Каждое задание необходимо четко формулировать, чтобы правильно направить активность ребенка, не оставить его пассивным слушателем. Задание, понятое дошкольниками, направляет их деятельность, что является необходимой предпосылкой его успешного выполнения.

Основная задача первого этапа - настроить детей на слушание музыки, помочь им понять настроение музыкального произведения, его характер, жанровые особенности. Эта задача осуществляется по-разному при обучении детей разных возрастных групп.

На этапе ознакомления с музыкой можно ставить перед детьми задание определить общий характер, жанр произведения. Иногда дети дают формальные, стандартные ответы: «музыка веселая», «музыка грустная». Надо приучить дошкольников определять характер произведения, исходя из его содержания и сопоставляя услышанную музыку с другими знакомыми произведениями. Кстати, сопоставление, сравнение как с музыкой подобной, так и с контрастной - один из самых эффективных приемов работы».

Рассмотрим более подробно использование методов и приемов на различных этапах слушания музыки.

Эффективным приемом в работе с детьми подготовительной к школе группы на первом этапе является метод контрастных сопоставлений (О. П. Радынова).

Гогоберидзе А.Г , Деркунская В.А. рекомендуют следующие формы работы:

Беседы с детьми о музыке;

комбинированные занятия;

Во время занятий и бесед применить следующие приемы:

1.Контрастное сопоставление произведений с постепенным сглаживанием контрастности образов.

2.Усложнение пьес по линии смены настроений в разделах формы (двухчастной, трехчастной), жанров музыки, средств музыкальной выразительности.

.Сравнения двух произведений по характеру, настроению.

.Обращение внимания детей на некоторые единицы музыкальной речи, на контраст настроений (интонации, темы, фразы, разделы, формы) на использование средств музыкальной выразительности.

Задания с применением различных видов контрастных сопоставлений проводить необходимо в следующем порядке:

2.Задания на сопоставление пьес с одинаковыми названиями.

.Задания на сопоставление контрастных произведений в пределах одного настроения (различие оттенков).

.Задания на сравнение вариантов интерпретации одного произведения - оркестровое и сольное звучания, варианты исполнительской трактовки на фортепиано. [2, с 213]

Анализируя характер музыки, можно предложить несколько готовых определений, чтобы дошкольники самостоятельно выбрали из них правильное: «Подумайте, ребята, какое слово больше всего соответствует этой музыке - спокойная, грустная, мягкая, нежная или тревожная?»

Следующий вопрос музыкального руководителя побуждает детей связать характер музыки с содержанием образа: «Почему именно такую музыку написал композитор о жаворонке?» Ответ: «Музыка светлая, легкая, потому что жаворонок легко летает и высоко поет». Дошкольники самостоятельно определяют характер произведений различных жанров (например, «Марш деревянных солдатиков» и «Камаринская» П. Чайковского), выясняют, как изменяются средства выразительности на протяжении одного произведения. Часть дошкольников отождествляет изменения музыки с развитием сюжета («вначале шел дождь, а потом он перестал, потом снова пошел»). Некоторые дети дают только эмоционально-эстетическую оценку музыкальным отрывкам («вначале музыка хорошая, а в середине мне не нравится»). Когда дети научатся различать изменения в музыке, можно поставить перед ними новое задание - определить форму произведения (количество частей).

На этапе ознакомления музыкальное произведение надо исполнять дважды. Педагог мотивирует это тем, что музыка очень понравилась ему, наверное, и детям хочется послушать ее еще раз. Перед повторным прослушиванием следует ставить новые задания. Так, определив общий характер музыки, надо связать его с названием произведения, объяснить, почему именно такую подвижную музыку композитор написал о лошадках, а спокойную - о куклах.

Прием сопоставления: (сравнение фортепианного звучания музыки и симфонического оркестра) Позволяет придать наглядному методу проблемный характер, заинтересовывает детей, активизирует их слуховое внимание.

Кроме этого, у педагога появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, разумеется, не со всеми сразу, а постепенно - с теми, роль которых в создании музыкального образа.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) будут рассмотрены ниже.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие бессмысленное и вредное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. C помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

Эффективным приемом является передача некоторых музыкальных явлений в движениях (хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками). Дети могут передавать в движениях смену жанров музыки (марш, колыбельная, танец), частей, фраз произведения, динамики, регистров, темпа, ритмические особенности.

В обучении детей большое место занимают игровые приемы, которые обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой. Учитывая ограниченные возможности умственной сферы и волевых усилий ребенка, нужно строить обучение так, чтобы оно вызывало у детей положительные эмоции и воспринималось как игра.

Когда дошкольники сравнительно хорошо ознакомятся с произведением, можно дать им заданием сочинить коллективный рассказ, который отражал бы основные изменения в музыке. Следует обратить внимание и на то, чтобы на заданные вопросы отвечали не одни и те же ребята, обязательно помогать высказываться и малоактивным детям. Музыкальный руководитель только направляет рассказ, отбирает фрагменты, наиболее соответствующие музыкальному образу, наглядно объясняет свой выбор. Эти задания очень полезны, так как побуждают детей внимательно вслушиваться в звучание произведения, точнее анализировать все изменения, учиться говорить о музыке.

На II этапе слушания музыки Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. советуют развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

«-Активизируем творческие действия детей, направленные на восприятие музыкального образа.

Способствуем нахождению «эмоционального унисона» (О.П. Радынова).

Развиваем умение выявлять смысл музыкальной речи, различать средства музыкальной выразительности.

На II этапе используется метод уподобления характеру звучания (О. П. Радынова, И. В, Груздова) Для этого целесообразно разделить детей на группы по предпочтению определенного вида деятельности для пердачи эмоциональной окраски музыки.» [2, с 218]

Далее авторы указывают примерные возможные группы детей:

1.Изобразительные .(Дети предпочитают средства изобразительного искусства, используют методы цветового и полихудожественного уподобления (живопись, графика, скульптура, архитектура).

2.Музыкальные. (Дети склоняются к различным видам музыкальной деятельности, используют методы моторно-двигательного (дирижерский жест, танцевальные движения), вокального и темброво-инструментального уподобления.

.Театральные. Дети ориентируются на театрализованную деятельность, используют методы моторно-двигательного (ритмопластика, образные движения), мимического и полихудожественного уподобления (театр, пантомима).

.Художественное слово. Дети обладающие склонностью к словесному выражению своих эмоциональных состояний, используют такие методы, как словесное и полихудожественное (художественное слово) уподобление. . [2, с 218]

На этом этапе используются методы обогащения музыкального опыта детей. Детям предлагаются ситуации, требующие самостоятельного познания, исследования. Для решения задаяи понимания средств музыкальной выразительности а музыкальных произвдениях можно использовать музыкально-дидактические методы например. («Кто подошел к теремку», «Звуки шумовые и музыкальные» и т..)

Интеграцию полученных впечатлений можно осуществить через изобразительную деятельность.

На III этапе развития умения восприятия музыки у старших дошкольников Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А предлагают формировать эмоционально -оценочное отношение ребенка к музыке. Для этого педагог способствует:

проявлению и выражению э эмоционально -оценочного отношения ребенка к музыке;

высказывание предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок;

появлению творческой распознавательной установки на восприятие и выражения эмоций как результата восприятия музыки. III этап предполагает комплексное использование детьми полученных слушательских ими умений и опыта эмоционального выражения результатов восприятия музыки. Основной формой организации могут стать вечера досуга в форме концертов.

Таким образом, перед воспитанниками подготовительной группы ставятся последовательно задания: различать и сравнивать жанры, характер произведений («Какие чувства передает музыка?»); отмечать признаки программности, элементы изобразительности музыки («О чем рассказывает музыка?»); различать и сравнивать яркие средства музыкальной выразительности в связи с содержанием музыки, развитием художественного образа («Как рассказывает музыка?»).

Дети легко выполняют эти задания, слушая вокальные произведения где текст связан с музыкой, а также программные инструментальные пьесы, в которых есть элементы изобразительности.

При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста ориентируются одновременно на несколько средств музыкальной выразительности. Более богатый жизненный и музыкальный опыт старших дошкольников по сравнению с предыдущей возрастной категорией позволяет предложить им необходимый объем теоретических сведений о музыке, который способствуют более глубокому ее пониманию. Очень важно поставить детей в условия, когда они сами добывают знания, путем создания своего рода поисковых ситуаций в процессе которых дети с помощью педагога в результате собственных размышлений приходят к самостоятельным выводам и умозаключениям. Поисковую ситуацию можно создать с помощью вопросов к детям перед слушанием музыки постановкой задачи, которую дети должны решить, прослушав музыкальное произведение. Такие формы работы очень полезны в активизации и развитии музыкального восприятия детей. У старших дошкольников расширяется представления о жанре и о форме музыкальных произведений. Дети хорошо усвоили представления о делении музыки на вокальную, написанную для голоса, и инструментальную, исполняемую на различных инструментах, определяют разновидности музыкальных произведений одного того же жанра.

В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать, что чувствуют при слушании музыкального произведения, какие эмоции и настроения вызывает звучащая музыка. Вот почему одна из распространенных методик обучения слушанию музыки детей старшего дошкольного возраста направлена на выявление непосредственного эмоционального отклика ребенка на незнакомую ему музыку. В. Г. Савельев предлагает назвать этот методический прием- Послушай и расскажи . [11 с 39]

Так же при слушании музыки детьми дошкольного возраста часто используется методический прием, который В. Г, Савельев называет Послушай и изобрази. «Рисование является одной из любимых детьми видов деятельности. Психологи утверждают, что рисунок ребенка является графическим рассказом об эмоциональном воздействии музыки. В этом случае структура музыкального произведения остается прежней, но к четырем традиционным частям прибавляется пятая: Выполнение рисунка, передающего характер музыки. Главное, чтобы дети старались использовать художественные средства для изображения музыки. Важно, чтобы цвета в рисунках соответствовали характеру музыки, светлые тона, как правило, соответствуют нежному спокойному мягкому характеру музыки, а темные - тревожному, взволнованному, беспокойному; яркие тона - веселому, радостному, задорному характеру музыки.

Дошкольники очень любят подпевать звучащей музыке. Интонации музыки, закрепленные в памяти ребенка живой интонацией голоса, становятся своеобразным эталоном при формировании музыкального вкуса. Этот методический прием при проведения занятий В. Г. Савельев предлагает назвать Слушай и пой. Дети особенно любят подпевать полюбившиеся им популярные детские песни, фрагменты из классических произведений танцевального характера, арий из опер.» [11 с 40.]

При организации слушания музыки эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых музыкальных инструментов при повторном слушании музыки. Этот прием применяется для развития творческих возможностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах. Главное в оркестровке произведений - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру музыки. Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша можно использовать четкий тембр барабана или бубна, а нежный, грациозный характер вальса - мягкий, прозрачный тембр колокольчика или треугольника. В ходе слушания музыки детям можно предложить прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки и прохлопывание ритма музыкальных произведений - элементы методики Карла Орфа, которые дают большой эффект в развитии детского музыкального восприятия. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как дети послушают музыкальное произведение и ознакомятся с характером музыки.

Также целесообразно использовать проективный метод (рисование), с целью выявления особенностей отражения детьми эмоций и чувств, возникших при прослушивании музыки, в рисунках. Затем рисунки анализируются в соответствии со следующими критериями:

адекватность рисунка образу музыки;

передача в рисунке динамики произведения, его характера.

Этап закрепления имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.

В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.

Применение указанных приемов повышает интерес детей к слушанию музыкальных произведений и способствует развитию творчества.

Очень важным в работе музыкального руководителя является метод анализа и самоанализа, который позволяет изучить особенности процесса использования музыки на музыкальных занятиях.

Заключение

В ходе исследовательской работы были выявлены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания.

Были определены структурные компоненты музыкального восприятия

Так же проанализированы программы по музыкальному воспитанию у старших дошкольников.

Раскрыты условия развития умения слушать музыку.

Разработаны методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования - личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. В отечественной педагогике продолжают нарастать тенденции вариативности не только в содержании обучения и воспитания детей, но и в области методов и форм организации музыкальной деятельности. Ученые и педагоги разрабатывают новые методы и приемы музыкально-эстетической работы с детьми, вплоть до создания нетрадиционных музыкальных технологий. Прогрессивные музыкальные технологии способствуют творческому развитию детей, их инициативы и самостоятельности.

Библиографический список

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просв. , 1981; с140

. Деркунская В. А. Гогоберидзе А.Г Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста - С-Петербург //Детство -Пресс 2010г. с. 213, 218, 224

. Комарова, Т. С., Антонова В. А., Зацепина М. Б.- 2 изд. испр. и доп. - М. : об-во России, 2002г. -128с

. Комарова Т. С Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [текст]

. И. Каплунова, И. Новооскольцева. «Праздник каждый день» программа музыкального воспитания детей. Ладушки. - СПб. : Композитор, 1999.

. Музыкальная энциклопедия в 6 т. /гл. ред. Ю.В. Келдыш. -М. : Советская энциклопедия.1976. Т.-3. с. 738

. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания.

Восприятие музыки - М. , 1980;

. Общая психология. Учебное пособие для педагогических институтов /

Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1970. - С. 222.

. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.

. Радынова О. П. Музыкальные шедевры» Авторская программа и

методические рекомендации. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - с 80

. Г.В. Савельев Развитие музыкального восприятия у дошкольников Ч. I Организация занятий с дошкольниками по слушанию музыки метод. пособие. Мозырь 2004г с 12-13, 28-29, 40, 47

. Синтез программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств 6-й год жизни / под ред.К.В. Тарасовой -М.: 1998; с 5-8

. Современная музыкальная культура и ребенок [текст] монография. Н,

Г Тагильцева, М. Р. Шамтиева/ Екатеринбург 2009г./ с 8

. Б.М. Теплов. Психологические вопросы художественного воспитания М. 1946.- с.10-11.

. В.Н. Шацкая, Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества - М., 1975. с 20

. Д. Шостакович. Знать и любить музыку. М. 1958, с. 7-15.

. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Изд. во «Просвещение», М., 1983 г. OCR Detskiysad.Ru)

. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. - М., 1979. - т. 1 С.74

. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология - М. : Академия, 1996; с 121

. Савельев Г.В. Акмеология формирования стадий музыкального восприятия Акмеология-практике. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 28 октября 2003 г., вып. V, часть 2, с. 43 46. Гомель, 2003.

Похожие работы на - Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!