Становление и развитие космического туризма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление и развитие космического туризма

Содержание

Введение

. Причины возникновение космического туризма

. Развитие космического туризма

.1 Возможные варианты развития космического туризма

.2 Развитие космического туризма в мире (на примере космических компаний)

.3 Развитие космического туризма в России

. Проблемы развития космического туризма

. Полет космических туристов на МКС

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.
С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.
С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России.

Если же рассматривать туризм как вид отдыха, можно отметить, что он занимает важную часть времяпровождения людей, являясь одним из видов досуга. Туризм является одним из эффективных средств удовлетворения рекреационных потребностей населения, и в настоящее время приобретает массовый характер. Это произошло благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли и расширении ее сферы, охватывающей не только обмен товарами и капиталом, но и услугами. Интенсивные международные контакты, как на уровне государств, так и на уровне индивидов, коммуникация посредством сети электронной почты и мобильных телефонов, бронирование отеля, билетов на транспорт, заказ других услуг посредством сети Интернет стали типичными в социальной практике миллионов людей во всем мире. Внедрение в сферу туризма новых технологий, привели к появлению новых видов туризма. Достижения в области новых технологий позволяют современным туристам побывать в ранее не доступных для них местах. Ярким примером является космический туризм. В настоящее время при наличии определенных материальных возможностей вполне возможно побывать на орбитальной космической станции. Космический туризм являются совершенно новой областью туризма, которая еще только начинает развиваться. Это самый дорогой и, пожалуй, самый экзотический вид экстремального туризма - путешествие на орбиту Земли. Это оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Есть много людей, мечтающие, хоть краем глаза, посмотреть на необъятные просторы нашей галактики.

1. Возникновение космического туризма

В далеких теперь уже 60-х, вскоре после запуска на орбиту первого спутника, а затем и космонавтов, все достаточно быстро поверили - космос покорен. Скоро на Марсе будут цвести яблони, а люди, как однажды сказал Сергей Павлович Королев, начнут летать в космос по профсоюзным путевкам. Бурное развитие космонавтики убеждало многих в том, что так оно и будет! Да и как же иначе - вскоре после полетов Гагарина и Титова на орбите уже курсировали «многоместные» корабли с экипажем из 2-3 человек. В 1965-м Леонов впервые вышел в открытое космическое пространство. В 1969-м первый человек ступил на поверхность другой планеты, еще через год по Луне уже путешествовал «Луноход», передавая ежедневно и даже как-то обыденно снимки лунных ландшафтов. Вначале 70-х на орбите Земли появились космические станции, на которых люди проводили не часы и дни, а недели и месяцы, занимаясь научными, исследовательскими и монтажными работами.

Однако именно в тех же 70-х это, вполне зримое для простого человека, развитие, шедшее до того по нарастающей, вроде бы заканчивается. Станции как летали по околоземной орбите, так и продолжали летать. Внешне менялись лишь их названия и имена обитателей. Все понимали, что там проводятся важные эксперименты, но нюансы недоступны для неспециалистов.

В итоге же бурлящий энтузиазм прежних лет сменился охлаждением к космической теме в целом. Пришло осознание того, что романтическая эпоха первых полетов, по всей видимости, завершена. На самом же деле развитие «космических» событий было направлено в русло интересов двух сверхдержав, соперничавших на Земле и потому погруженных в заботы, весьма далекие от организации массовых «круизов» на другие планеты. Им нужен был космос военный и космос научный.

Быть может, сегодня, когда острота «большой космической гонки» снята, а государство готово «подвинуться» и дать простор частной инициативе, допустив в космическую отрасль частные средства, увядшие мечты о космических путешествиях смогут получить новые возможности для расцвета. Космос в скором времени может превратиться из объекта научного исследования в одно из направлений туризма. Заработать на отправке туристов в космос можно немало. Во всяком случае, куда больше, чем на его научном исследовании. Уже открываются специализированные туристические агентства, разрабатываются транспорты, предназначенные исключительно для перевозки в космос туристов. Как и в любом бизнесе, здесь будет конкуренция. А, как известно, под влиянием конкуренции развитие любой отрасли идет быстрее. Поэтому стоить надеяться, что в ближайшем будущем, космос станет более доступным.

2. Развитие космического туризма

.1 Возможные варианты развития космического туризма

Для путешествия в космос возможны несколько вариантов:

Первый будет самым простым. В салоне располагаются пассажиры, которые хотят побывать в космическом пространстве. Аппарат совершает облет над районами Земли по желанию пассажиров, может снижаться над какими необходимо. Возможны посадки в районах полюсов и других интересных местах. Также в маршрут может входить облет Луны и высадка на нее. По прошествии времени тура, на борт берется другая группа туристов.

Второй вариант уже несколько серьезнее. С помощью данного космолета в непрерывном режиме осуществляется доставка на орбиту элементов конструкций, из которых собирается гостиница. Это может быть достаточно большая гостиница, с десятками номеров и обслуживающим персоналом. Напомним, что в ней имеется искусственно созданная гравитация, так что проблем с длительным пребыванием не будет. (Как управлять гравитацией нам известно). В отдельных залах гравитацию можно отключать, для испытания желающими эффекта невесомости. На борту может быть также телескоп для наблюдения, как за телами солнечной системы, так и отдаленными объектами.

Следующая возможность - это строительство обитаемого комплекса на Луне, где также имеется возможность длительного проживания. Желающие могут побывать на Марсе и пожить там некоторое количество времени. Не составляет проблем и облет всех планет солнечной системы. Как уже стали привычными туристические поездки в различные места на Земле, так в скором времени станут обычными такие же полеты в пределах солнечной системы.

Четвертый вариант - это приобретение данного аппарата в личную собственность. Вы можете лететь куда Вам захочется, когда Вам захочется и сколько раз в день. Потому что для полета просто садитесь в кресло, поворачиваете ключ, берете в руки штурвал и вперед. Этот процесс занимает несколько минут (как в бывших автомобилях). Старт и посадка происходит с любой поверхности, без каких-либо взлетных полос. Можете держать аппарат в своем гараже. Возле гаража даже не нужна твердая дорожка. Он приподнимается над полом, выходит из ворот и уходит вертикально в небо. Возврат обратно происходит таким же образом. Можете припарковать его на крыше своего или соседского дома, или над фонарным столбом. Он будет там висеть месяцами, потребляя немного энергии.

Можете заниматься в космосе бизнесом, отдыхать на пляжах других планет или слетать в гости (очень далеко...).

Большинство вариантов возможны только в далеком будущем. Но что же мы имеем на сегодняшний день?

2.2 Развитие космического туризма в наше время (на примере некоторых зарубежных космических компаний)

Главные частные компанииVirgin Galactic EADS Astrium Bigelow Aerospace Blue Origin Rocketplane Space Adventures Scaled Composites The Spaceship CompanyОрганизацииARCASPACE Astronaute Club Européen LiftPort Group Personal Spaceflight Federation Space Tourism Society Association of Autonomous AstronautsУспешные кораблиSpaceShipOne SpaceShipTwo Genesis I Genesis IIЖизнь в космосеОрбитальная станция МКС (Космическое поселение Колонизация космоса Коммерциализация космоса Suborbital spaceplane- в будущем)

Наряду с традиционными туроператорами появились множество космических компаний.

. Наиболее популярная компания Virgin Atlantic Airways занимается созданием частного суборбитального аппарата. Ее владелец является Ричард Бренсон. Он заявил о старте нового космического проекта «Virgin Galactic». Создавался этот проект на использовании SpaceShipOne. - частный пилотируемый суборбитальный космический корабль многоразового использования.

Задумка создания данного корабля принадлежит компании Scaled Composites LLC (США). Компания с 1982 занимается разработкой и выпуском экспериментальных летальных аппаратов. Целью создания этого корабля было участие в конкурсе Ansari X Priz.

Конкурс стартовал в 2003 году и испытания были запланированы на 2005 год. Однако компания-производитель Scaled Composites LLC (США).

В основе строительства чуда-корабля стал гибридный двигатель, который работает на полибутабиене и оксиде азота. Внутри кабины можно находиться без скафандра, так как она является герметичной камерой с необходимым давлением. Большое количество иллюминаторов из двухслойного стекла, каждый из которых по отдельности выдерживает давление окружающей среды, а содержание кислорода, углекислого газа и влажности воздуха, контролируется разными системами. Кислород подается из баллонов, а углекислый газ поглощается специальной установкой.

апреля 2004 года производители получили лицензию у Федерального Управления Авиации США. Зачетный полет для Ansari X Priz был назначен на 30 сентября 2004 года.

На высоту 14 км корабль поднимал специальный самолет « Белый Рыцарь». На этом уровне происходит отсоединение SpaceShipOne и его выравнивание на протяжении 10 секунд. По истечению этого времени корабль принимает вертикальное положение, за счет включения двигателя ракеты, который остается включенным около одной минуты. Этой минуты достаточно, чтобы аппарат поднялся на высоту 50 км. Остальные 50 км он проходит уже по инерции. В космосе SpaceShipOne находился порядка трех минут, передвигаясь по параболической траектории. Не достигая апогея траектории, он убирает крылья и хвост, для вхождения в земную атмосферу. Опускается на высоту 17 км, принимает горизонтальное положение и планирует до посадки. В итоге компания Scaled Composites LLC получила вознаграждение-10 миллионов долларов США.

Вот таким образом человечество еще на шаг приблизилось к освоению космоса. Ричард Брэнсон получил лицензию на использование SpaceShipOne для частных полетов.

Позже, 22 марта 2010 года, прошел свои первые летные испытания корабль для космических туристов SpaceShipTwo, также детище британского миллиардера Ричарда Бренсона и его компании Virgin Galactic. SpaceShipTwo Enterprise взмыл в небо с космодрома Мохаве в 110 километрах от Лос-Анджелеса, поднявшись на высоту примерно 14 тысяч километров. Представители компании сообщили, что первый полет, который длился 2 часа 54 минуты, прошел успешно. SpaceShipTwo создал американский авиаконструктор Берт Рутан, владелец компании Scaled Composites. Именно ему принадлежит разработка предшественника нынешнего аппарата - SpaceShipOne и самелета-носителя WhiteKnightTwo (Белый рыцарь-2). По задумке Рутана, космолет закрепляется между фюзеляжами WhiteKnightTwo, который выглядит как катамаран. WhiteKnightTwo поднимает SpaceShipTwo на высоту 16 км, после чего SS2 отстыковывается и самостоятельно взлетает на высоту 100-110 км в суборбитальное пространство. Приземляется космолет как самый обычный самолет.

Частный космический аппарат SpaceShipTwo впервые продемонстрировали в начале 2008 года в Нью-Йорке. В конце того же года свои первые летные испытания прошел самолет-носитель WhiteKnightTwo.

Компания Virgin Galactic собирается создать всего 5 космолетов и самолетов-носителей. После успешных тестовых полетов можно будет совершать коммерческие полеты, которые предположительно начнутся в 2012 году. Коммерческая экскурсия по продолжительности займет 2,5 часа, из них в течение шести минут космические туристы будут пребывать в состоянии невесомости. Путешествие на орбиту обойдется любителям острых ощущений в 200 тысяч долларов, причем это самый бюджетный вариант. У компании Virgin Galactic уже образовалась очередь клиентов. 330 человек оставили свои заявки, забронировав места на космолете и инвестировав в проект 42 миллиона долларов. Предварительная оплата зависит от пожеланий клиентов. Те, которые хотят быть в числе первых, оплачивают всю сумму сразу, желающие попасть в первую тысячу платят от 100 до 175 тысяч долларов, а затем оставшиеся.

Одновременно на борт SpaceShipTwo Enterprise вмещается два пилота и шесть пассажиров. Представители компании уверяют, что после начала коммерческих полетов туристы будут отправляться в космос до четырех раз в год.

Прогнозируется создание летательного аппарата вместимостью в 3 тысячи человек. Пропуском на этот корабль станет недешевый билет, стоимостью около 200 000 американских долларов США. Осуществить этот проект обязуются в течении 5 лет. Если немного пофантазировать, можно предположить, что возможно лет через 10-15 эти полеты станут доступны для многих граждан, и будут стоить не дороже поездки на море.

. Подобный же проект суборбитальных полётов к 2012 году планирует осуществить компания EADS

Европейский авиакосмический концерн EADS (European Aeronautic Defence and Space Company), являющийся материнской компании своей более известно "дочки" Airbus. EADS объявил о новой инициативе, которая поможет концерну заработать. К 2012 году EADS также намерен заняться космическим туризмом.

Аппарат, при помощи которого EADS планирует совершать суборбитальные полеты уже, разрабатывается. Также известно, что в будущем корабле будут использованы специализированные сиденья, позволяющие комфортно себя чувствовать во время невесомости и ускорения корабля.

С высоты 100 километров туристы четко увидят границы планеты с ее атмосферой, прекрасно рассмотрят темно-синее космическое пространство, а также увидят Луну и Солнце как полноценные космические объекты, а не так как их видно с поверхности Земли.

После пребывания в зоне невесомости, пилоты включат на 10 секунд тормозные двигатели, которые будут замедлять корабль. Спустя минуту после того, как корабль начнет тормозить, он окажется в атмосфере Земли, которая начнет активно его притягивать. В этой зоне произойдет отключение ракетных двигателей и включение обычных двигателей самолета, которые позволят аппарату осуществить посадку. Эти космические полеты будут длиться около 90 минут. За это время аппарат должен достигнуть высоты в 100 километров и космические туристы примерно на 3 минуты должны оказаться в зоне невесомости.

Пока же EADS представил полноразмерную модель кабины пилота будущего космического корабля. Презентация состоялась в Париже перед 2 500 приглашенными гостями и журналистами отраслевых изданий.

По плану EADS, за 8 лет работы программ (к 2020 году) в космосе должны побывать порядка 15 000 туристов.

. А вот компания Space Island Group в перспективе планирует построить на орбите целый город из внешних топливных хранилищ шаттлов. Эти огромные резервуары, объемом около 3 000 куб. метров, которые планируется модифицировать с учетом нужд обитателей, получили название «жеоды» (от англ. geode - полость в горных породах). Проект включает в себя два вида станции - Zero-Gravity Stations и Partial-Gravity Ring Stations. Первый вариант требует наличия одного жеода и больше, а второй - не менее 12.

Идея подобного использования внешних топливных резервуаров возникла в НАСА в 70-е годы, тогда же обсуждался и вариант проекта соединения на орбите 12-16 жеодов в виде жесткого вращающегося колеса. В центре его должны располагаться еще несколько жеодов, соединенных с центральной колонной, управляющей вращением станции. Центральная колонна предназначена для приема пассажиров и размещения электронного оборудования. Внутренняя часть колеса разделена на 2-3 палубы, на которых будут находиться туристы и где планируется создать гравитацию, равную 1/3 земной. Из семи или более жеодов предполагается построить исследовательские станции и небольшие заводики по их сборке. Доставит туристов на орбиту флот из 25-50 шаттлов новой модели, каждый из которых сможет нести на своем борту почти 230 тонн груза и около 300 тонн жидкого нетоксичного водорода и кислорода. Пассажирский отсек рассчитан на 100 мест.

. Компания X prize создана на частные пожертвования. В ее задачу входит изготовление дешевого вида транспорта для полетов в космос. Для скорейшего достижения этой цели был объявлен международный конкурс с призовым фондом в 10 млн. долларов. Конкурс преследовал идею создания космического туризма, принадлежащего не государству, а частному лицу. Непременным условием является подъем летательного аппарата не менее чем на 100 км (граница космического пространства). Корабль должен быть рассчитан на трех пассажиров - не космонавтов или на одного пассажира и груза равного приблизительному весу еще двух. После первого полета, корабль должен быть в состоянии совершить еще один полет не позднее, чем через две недели. При этом кроме замены топлива, замена деталей корабля, должна составлять не более 10 %. После второго полета аппарат, должен остаться исправным настолько, чтобы совершить полет еще раз, если в этом возникнет необходимость. Пострадавших в ходе полета, быть не должно. Строительство корабля должно быть осуществлено частной компанией на частные же средства. Корабль должен поднять в воздух трех взрослых человек ростом 188 см и весом 90 кг. Всего было зарегистрировано более 20 участников, а от Российской Федерации в конкурсе принимает участие компания Cosmopolis XXI.

. Компания «Атлас Аэроспейс» изучает перспективы организации экспедиций и на Луну, считая, что с технической точки зрения трудностей она не представляет. Сегодня возможность лунного полета изучается с экономической точки зрения, финансово-инвестиционный же анализ должен показать, когда это удастся осуществить. Однако уже сейчас запускается предварительная, «земная» часть лунного проекта. Готовится установка-тренажер, которая будет максимально полно для наземных условий имитировать полет на Луну в условиях реального масштаба времени. «Дорога» туда и обратно займет 7 суток. В роли импровизированного лунного модуля использовался базовый блок станции «Мир». Экипаж из энтузиастов должен испытать все факторы и распорядок космического полета, кроме предстартовых перегрузок и невесомости - их он «хлебнет» на центрифуге и на летающей лаборатории Ил-76 ЛЛ. На «лунном корабле» будет адекватно воспроизведена внешняя среда, причем «картинка» настолько реалистична, что, глядя в иллюминатор, можно увидеть звезды, Землю и Луну в режиме «бега звездного неба». Электронно-оптические приборы имитируют перемещение небесных тел так же, как это происходит при движении корабля в реальном полете. Питание, сон, туалет, вся система жизнедеятельности, кислородная установка - будут работать в космическом режиме. Монтаж установки в Звездном городке должен был завершиться в январе-феврале 2003 года, после чего экипаж сразу же приступил к тренировкам.

Стоит отметить, что на сегодня концепции частных космических полетов, которые правильнее было бы назвать суборбитальными, до сих пор развивались в основном в США и в основном на частные средства. Ну а как же Россия?!

2.3 Развитие космического туризма в России

Российские космонавты согласны с тем, что космический туризм - очень перспективная отрасль. Так летчик-космонавт Александр Лавейкин считает, что у космонавтики в России большие проблемы, а космический туризм - единственная возможность поддерживать эту отрасль в жизнеспособном состоянии.

Пока же все желающие оказаться в космосе, причем не на три минуты, а на две недели могут это сделать при помощи договоренности с Роскосмосом и его представителем по космическому туризму, компанией Space Adventure. В 2005 году Роскосмос и Space Adventures подписали меморандум о намерениях по подбору космонавтов-непрофессионалов и инвесторов по реализации коммерческого проекта по облёту Луны. Space Adventures получает эксклюзивные права по маркетингу и подбору космонавтов-непрофессионалов и инвесторов по коммерческому облёту Луны, предложенному РКК. РКК «Энергия» получит право на техническое исполнение данного проекта. Полёт планируется осуществить на доработанном корабле «Союз». Реализация проекта предполагалась в ближайшие пять лет. Правда претенденту на полет необходимо пройти обследование, встать в очередь на полет (2-3 года) и заплатить около 25 млн. долларов за "билет" в космос

Известно, что российские специалисты разрабатывают трехместный ракетоплан для суборбитальных космических полетов.

Стоимость одного туристического места в таком ракетоплане может составить 50-60 тыс. долларов. В довольно тесной герметичной кабине ракетоплана разместятся пилот и два пассажира или груз весом 300 килограммов. Транспорт, согласно проекту, будет стартовать на высоте 20 километров с истребителя.

Сегодня у России существует программа под названием «Такси». Дело в том, что российские корабли «Союз», выполняют роль спасательных капсул. В автономном режиме «Союз» работает 6 месяцев, то есть раз в полгода надо запускать по такому новому кораблю, пристыковывать его к МКС, а старый, естественно, менять. «Союз» вмещает трех человек, и третье место сделали коммерческим. К слову сказать, руководитель российской компании под названием «Атлас Аэроспейс» Юрий Никифоров совершенно не одобряет термин «космический турист», предпочитая другой, более ортодоксальный - «космонавт-исследователь». Именно «Атлас Аэроспейс», созданная сотрудниками Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина, запускает коммерческих космонавтов на орбиту. Никифоров не исключает, что довольно скоро появится возможность вывозить на орбиту человек по 15-20, но пока допустимо увеличить число «космических туристов», одновременно находящихся на орбите, с одного до трех.

Реализовать это как теоретически, так и практически возможно благодаря программе создания малых и относительно недорогих орбитальных станций (МОС).

Авторы программы МОС планируют использовать имеющиеся у России космические корабли и модули для создания на орбите станционного комплекса так называемой «гибкой архитектуры», по принципу идеи конструктора «Лего», когда из одних и тех же блоков создаются различные сооружения. Это означает, что в зависимости от интересов заказчиков можно строить на орбите связки модулей - мини-станций, где одни обитаемые объекты выводятся под заказ для туристов, другие - для тех, кто платит за возможность проведения научных работ, третьи - для производственных целей. Иначе говоря, конфигурация МОС диктуется содержанием портфеля заказов, формирующегося на перспективу. Таким образом, МОС будет, как уверяют разработчики, постоянно рентабельной. В течение нескольких месяцев она может быть «чистым» отелем, а уже через год - орбитальным научно-производственным городком либо сочетанием того и другого.

Относительная дешевизна МОС обусловлена еще и тем, что к элементам таких мини-станций не предъявляются требования длительной работоспособности, например 10-15 лет, как это делается в проектах больших орбитальных станций типа «Мир» и МКС. А кроме того, прогнозируются минимальные затраты на утилизацию орбитальных средств и их низкая остаточная стоимость в случае, если «постоянная» пилотируемая программа будет прекращена.

Продолжительность полета для 2-3 постояльцев МОС будет зависеть от ее конфигурации и составит от 3-5 до 46-60 суток. МОС может стать реальностью совсем скоро - в течение 1,5-3 лет. Наибольшего времени подготовки потребует лабораторный модуль. Все остальные элементы станции - это имеющиеся в России штатные корабли, и пилотируемые, и грузовые.

Наиболее близко к идее «чистого» и наиболее массового космического туризма в России подошли аэрокосмическая фирма им. В. Мясищева и «Суборбитальная корпорация». Они представляют авиакосмическую систему C-XXI (Cosmopolis-XXI), так называемая Космополисом нового века, которая может оказаться самым дешевым, хотя и самым непродолжительным по времени (всего 1 час) способом космического путешествия. XXI - это связка двух летательных аппаратов - самолета-носителя «Геофизика», также спроектированного в КБ Мясищева, и суборбитального модуля, напоминающего реактивный самолет бесхвостой схемы или уменьшенный в несколько раз космический челнок типа «Буран» или «Шаттл». XXI имеет шанс стать более «открытой» для космического туризма системой не только в силу относительной дешевизны полетов, но и по показателям времени подготовки к путешествию и оптимальным требованиям к здоровью его участников. Едва ли не единственным неудобством, помимо хлопот с предполетным взвешиванием, облачением в космическую одежду, проверкой ее герметичности и наклейкой датчиков, окажется медицинская клизма, неприятное впечатление от которой будет компенсировано «космическим» обедом.

В создании С-XXI были использованы технологии, разработанные для советского космического челнока «Буран», также спроектированного в КБ им. В. Мясищева: системы жизнеобеспечения и безопасности, а также твердотопливные двигатели от российских баллистических ракет. С-XXI будет летать в автоматическом режиме, но при необходимости пилот готов взять управление на себя. При этом мы гарантируем пассажирам полную безопасность. Глава «Суборбитальной корпорации» Сергей Костенко заявил, что постройка и испытания С-XXI обойдутся в 10 млн. долларов. На полное осуществление проекта, включающего два самолета-носителя М-55 и 7 суборбитальных кораблей, которые будут делать 3 рейса в неделю, уйдет 60 млн. долларов.

В наше время разрабатываются и другие проекты. Нам неоходимо развивать космический туризм, потому что большую часть средств на полеты наши космонавты получают именно от экскурсионных туров. Космический туризм ведь мало чем отличается от привычного. Только это удовольствие дорогое. Если есть люди, которым это приключение по карману, то пусть летают. Ну, а кто же те счастливчики, увидавшие просторы космического царства?


В последние годы в России и других странах были сформулированы и начали потихоньку реализовываться проекты, которые условно можно объединить слоганом «космос - не только для профессионалов».

Но в развитии космического туризма, как и в любом другом виде туризма, существуют свои проблемы:

. Своим появлением они обязаны особенностям сложившегося аэрокосмического рынка. Сегодня доход приносит непилотируемая космонавтика - запуски спутников связи, навигации, космических научных платформ, обеспечивающих коммерческие интересы заказчиков. Это прибыльно даже у нас. А вот пилотируемая космонавтика пока убыточна везде - и в Америке, и в России. Колоссальные затраты на нее связаны с проблемами вывода на орбиту полезной нагрузки.

Спутник весит меньше, чем пилотируемый космический корабль, который нуждается и в более «деликатном» режиме старта, поскольку человек физически не способен выдержать такую же перегрузку, как механизм. Поэтому спутники можно запускать в «жестком» режиме на более дешевых носителях, на роль которых подходят более простые и, следовательно, менее дорогостоящие ракеты, в том числе и бывшие боевые баллистические. Поэтому стоимость запуска хотя бы одного человека очень высока. Даже запуск американского челнока «Шатл», принимающего на борт 7 человек, обходится в полмиллиарда долларов. Дороговато для профсоюзной путевки! Собственно, рынок и подсказал идею запуска «коммерческих» космонавтов, нареченных «космическими туристами», платящие за «входной билет» от 20 миллионов долларов. Поэтому «Будущее космических полетов зависит от способности частных лиц за плату побывать в космосе». Это одна из проблем развития на сегодняшний день.

. Другая проблема развития космического туризма заключается в том, что уже сегодня вокруг строительства МКС возникли серьезные финансовые проблемы. Причем трудности испытывает не только Россия, но и Америка, сокращающая свое участие в проекте. Космонавтика - это очень затратная вещь, и ожидать от космических исследований какой-то прибыли или элементарно окупаемости весьма проблематично. В этой связи развитие частной космонавтики идет очень медленно, но все-таки идет. Лидером этого направления, по-прежнему, являются США. Там много чего производится для космонавтики частным образом. Многие частные фирмы занимаются космосом, берут госзаказы. Причем разрабатывают как ракеты-носители, космические аппараты, так и орбитальные станции - легкие, дешевые, основанные на новых принципах, которые еще не были использованы в истории космонавтики ни нашей страны, ни США. Поэтому в Америке финансирование на развитие подобных проектов ищут не у государства, а у частных капиталов.

. Но в тоже время, частная космонавтика - это всегда очень большой риск, как коммерческий, так и технический, риск для участников. К примеру, суборбитальные полеты на крылатых космических аппаратах, которые сейчас пытаются строить несколько компаний в Америке - дело очень небезопасное. Они и сами заявляют, что прежде чем перейти на коммерческое использование (извоз туристов), необходимо осуществить около 30 испытательных полетов. Все очень серьезно.

. Причем, существующая в настоящее время станция МКС, определена сроком существования в 15 лет. То есть, по крайней мере, до 2012 года. К тому же, как выглядит сегодня МКС, которую народ уже назвал «космической коммуналкой»? По словам космонавтов, станция напоминает трубу длиной в сто метров: модули идут один за другим. Просматривается все, и это очень неудобно. Возникают сложности даже в мужском коллективе. А что уж говорить, когда есть женщина? Станция, конечно, еще строится. Не исключено, что позже станет лучше.

Те, кому удалось поработать на российской орбитальной станции «Мир», считают, что она была комфортнее: там модули расходились в разные стороны. Хорош был базовый блок, где космонавты жили. А если нужно отдохнуть от всех - уплывешь куда-нибудь. У американцев на их сегменте вообще нет ни туалетов, никаких средств жизнеобеспечения. Поэтому для развития космического туризма необходимо строительство комфортабельных космических станций для туристов.

5. Вдобавок, несмотря на то, что космические туристы платят миллионы долларов, это не означает, что на станцию пустят любого. Правонарушителям, лжецам, мошенникам, любителям спиртного, наркоманам и прочим недостойным личностям дороги сюда не будет. Кроме того, потенциальные посетители станции должны уметь читать и говорить по-английски, пройти медицинские тесты, в числе которых будут и психологические, а также соответствующую подготовку в центрах подготовки в Звездном городке и в Хьюстоне. То есть на сегодняшний день наличие денег не дает 100% возможности полететь в космос.

. Другая весьма серьезная проблем развития стоит на пути реализации некоторых проектов. С одной стороны, туристические компании не могут не привлекать миллиардные прибыли и возможности создания на орбите десятков тысяч новых рабочих мест, а с другой - как в России, так и в США на освоение космоса человеком существует государственная монополия, что изрядно ограничивает в этой области частную инициативу. По мнению американских специалистов, данная проблема может быть решена двумя путями, которые получили название «приватизация» и «коммерциализация» космоса.

«Приватизация» означает, что космические станции и корабли будут в данном случае принадлежать частному сектору, а роль государства будет сведена к своеобразной роли клиента. «Коммерциализация» же предусматривает, что частные компании смогут только арендовать, заключать лизинговые соглашения или принимать участие в использовании систем, полностью принадлежащих правительству и контролируемых им. Как раз политики «коммерциализации» на сегодняшний момент придерживается администрация НАСА, представители которой допускают коммерциализацию 30% МКС, понимая, что вливания частного капитала вполне могут помочь в решении некоторых проблем финансирования космических программ. А, кроме того, космический туризм способен также обеспечить достаточно ощутимое инвестирование в развитие фундаментальной науки.

4. Полёты космических туристов на МКС

В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС). Это самый грандиозный международный проект нашего времени, сооруженное совместными усилиями многих государств. Это, по сути, целый жилой квартала в безбрежном звездном океане, в нескольких сотнях километров от планеты Земля. И первый двадцатитонный "кирпич" в строительство необычного внеземного комплекса заложили Россия и США. Это произошло в конце 90-ых годов прошлого столетия.

Что же представляет собой необычный "жилой квартал" в космосе? Изображение дает возможность представить выведенный комплекс на фоне медленно проплывающей Земли. Мы видим причудливое, асимметричное нагромождение многотонных цилиндрических конструкций разного диаметра и длины, соединенных горизонтально, вертикально, под острым углом и образующих замысловатые разветвленные "цепочки". Все это обрамляют огромные панели солнечных батарей, а также изогнутые в виде "гармошек" и разнонаправленные плоские радиаторы, предназначенные для сброса тепла со станции в открытый космос. Последний штрих: жилой квартал вдоль и поперек рассекают две ажурные металлические фермы: одна - 90-мветровая горизонтальная (относительно воображаемой оси Земли), другая - почти 30-метровая вертикально. Жилые и рабочие зоны расположены в центре комплекса. Это - «сердце» станции. А 22 мини-электростанции (солнечные батареи) вынесены на периферию. 90-метровая металлическая ферма используется не только для крепления на концах поворачивающихся вслед за Солнцем панелей, но еще и как своеобразный «рельсовый путь» для канадской тележки, на которой размещен робот-манипулятор. С его помощью проводилась и проводится сборка деталей и узлов станции в открытом космосе, регламентные и ремонтные работы вне герметичных отсеков. Движением тележки и действиями манипулятора управляет оператор с пульта в американском сегменте.

Чтобы представить себе масштабы «жилого квартала», придется напрячь воображение. Общая масса МКС при полном развертывании составляет ни много, ни мало - около 400 тонн. Объем герметичных отсеков - 1100 кубических метров. Это примерно десять двухкомнатных московских квартир, или как бы целый подъезд пятиэтажного дома.

Для такого жилого комплекса, тем более оснащенного огромным количеством аппаратуры, научного оборудования, требуется много электроэнергии. И проектировщики предусмотрели это. Мощность всей системы энергопитания составляет 110 киловатт. Для сравнения: это всего в 45 раз меньше мощности первой в нашей стране атомной электростанции в Обнинске.

Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз на Российский сегмент МКС

В 1989 и 1990 годах в космос полетели первые коммерческие космонавты Тоёхиро Акияма (Япония) и Хелен Шарман (Великобритания), они совершили полёты на советскую орбитальную станцию Мир на космических кораблях Союз ТМ-11/Союз ТМ-10 и Союз ТМ-12/Союз ТМ-11 по частно-финансируемым негосударственным проектам телекомпании TBS и «Джуно» (консорциум британских компаний)

На сегодня организацией полётов туристов занимаются Роскосмос и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с помощью этой компании в космосе уже побывали семь туристов, причём один из них (Чарльз Симони) дважды.

Подготовка космических туристов проводилась в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость.

Хотя стоимость тура на орбиту составляет 20-23 млн. долларов, число желающих увидеть космос неуклонно растёт. С июля 2007 года стоимость космического тура выросла с 20 до 30-40 миллионов долларов. Кроме того, была обнародована цена новой услуги - выхода космического туриста в открытый космос - 15 миллионов долларов.

Первый космический турист отправился на околоземную орбиту 40 лет спустя после первого полета человека в космос. Это был американскоий бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито, который прилетел на Международную космическую станцию 28 апреля 2001. Он родился в одном из нью-йоркских районов, Квинсе, 8 августа 1940 года. В 1962-м он окончил инженерный колледж в Университете Нью-Йорка по специальности «астронавтика» и «аэронавтика» и спустя 2 года получил степень магистра в Университете Ренсслер в Хартфорде. Начинал Деннис Тито свою карьеру инженером в Лаборатории реактивных движений НАСА, где в течение 5 лет занимался разработкой траекторий для нескольких «Маринеров», летевших к Марсу и Венере. На сегодняшний день он - главный управляющий фирмой Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в США - компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Тито облетел Землю по орбите 128 раз. Однако путь к звездам для «космического путешественника» оказался довольно тернистым. Известно, как возражали против старта Денниса Тито за океаном. Причем позиция НАСА была настолько категорична, что наши космонавты, прибывшие в американский Центр подготовки астронавтов в Хьюстоне, в знак солидарности со своим «коллегой» решились даже на однодневный бойкот тренировок. Подобного история космонавтики тоже еще не знала.

России удалось-таки отстоять право на полет своего «экскурсанта». Главных аргументов было два. Прежде всего, как не раз подчеркивал глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, в дальнейшем потребуется коммерциализация МКС для привлечения дополнительных средств в эту дорогую программу, а космический туризм - один из наиболее приемлемых вариантов. Во-вторых, с Тито подписан контракт, стоимость которого оценивается в кругленькую сумму - 20 миллионов долларов. Кое-кто уже подсчитал, что секунда его недельного путешествия к звездам тянет на тридцать долларов.

Тито на борту МКС поручили роль «повара». Причем произошло это довольно случайно. Просто двум командирам Мусабаеву и Усачеву надо было коротко о чем-то посовещаться. «Присели» за кофе. Смотрят: все заняты, а Тито как неприкаянный. Он фотографировал, но станция вошла в тень. В корабле у него были обязанности, а на станции - нет. Вот Мусабаев и предложил: «Давай ему поручим заняться буфетом». Подготовка к обеду в космосе - дело хлопотное: пока найдешь то, что нужно... Так Деннис с удовольствием принялся сортировать продукты: мясо - сюда, рыба - туда, фрукты - сюда и т.д. Он хорошо помог, освободив от этого экипаж.

мая 2001 г. Экипаж вернулся на Землю. Она встретила ярким солнцем и сильным ветром. Спасатели хлопотали вокруг Денниса Тито. А он широко улыбался: «Я побывал в раю». Правда, «рай», длившийся для американского путешественника-миллионера 7 дней 22 часа 4 минуты 3 секунды, давал о себе знать: Деннис попытался самостоятельно выбраться из спускаемого аппарата, но получилось не очень, в отличие от опытных Талгата Мусабаева и Юрия Батурина, его вынесли на руках. Но надо было видеть, с каким энтузиазмом Деннис принялся грызть одно из румяных яблок, которыми по традиции угощают на казахской земле всех прибывших с орбиты...

Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 (завершение полёта 5 мая). В состав экипажа Союз ТМ-34, на котором летал Марк Шаттлворт, также входили российский космонавт Юрий Гидзенко и итальянец Роберто Виттори.

За полёты он тоже заплатил Федеральному космическому агентству России 20 миллионов долларов США.

октября 2005 к Международной космической станции стартовал американский бизнесмен Грегори Олсен. Приземление состоялось 10 октября. Изначально он был недопущен к полёту по медицинским соображениям, но позже получил разрешение. В состав экипажа Союз ТМА-7, на котором летал Олсен, также входили российский космонавт Валерий Токарев и американский астронавт Уильям МакАртур.

сентября 2006 стартовала первая космическая туристка, американка иранского происхождения Ануше Ансари. Приземление состоялось 29 сентября. 40-летняя Ансари прошла тренировку в России и в хьюстонском центре NASA. До конца августа она оставалась лишь дублёром японского бизнесмена Дайсукэ Эномото, также желавшего полететь в космос, однако в итоге он не был допущенного до полёта из-за проблем со здоровьем. В состав экипажа Союз ТМА-9, на котором летала Ануше Ансари, также входили российский космонавт Михаил Тюрин и американский астронавт Майкл Лопез-Алегрия.

апреля 2007 начался полёт пятого космического туриста - американского миллиардера венгерского происхождения Чарльза Симони. Приземление состоялось 21 апреля. Для него были запланированы эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияния радиации). В состав экипажа Союз ТМА-10, на котором полетел Чарльз Симони, также входили российские космонавты Фёдор Юрчихин (командир корабля) и Олег Котов (бортинженер).

октября 2008 начался полёт шестого космического туриста - американского миллионера, разработчика компьютерных игр Ричарда Гэрриота. Приземление состоялось 24 октября. Гэрриот - второй космонавт, отец которого Оуэн Гэрриот ранее побывал в космосе. Гэрриот - первый космический турист, который выполнил научные эксперименты по заказам коммерческих организаций, в частности, по выращиванию белковых кристаллов. За полёт Гэрриот заплатил 30 миллионов долларов, что, по его словам, является большей частью его состояния. В состав экипажа Союз ТМА-13 также входили российский космонавт Юрий Лончаков (командир корабля) и американский астронавт Майкл Финк (бортинженер). Дублёром Гэрриота был 38-летний австралийский бизнесмен Ник Хэлик. Примечательно, что на борту МКС одновременно находились двое сыновей космонавтов: Ричард Гэрриот и Сергей Волков.

марта 2009 начался ворой полёт американский миллиардер Чарльз Симони. Приземление состоялось 8 апреля 2009.

сентября 2009 начался полёт седьмого космического туриста - основателя и руководителя канадской компании Cirque du Soleil - Ги Лалиберте. Приземление состоялось 11 октября 2009

Пока космических туристов можно пересчитать по пальцам. Но согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики и стать прибыльным бизнесом.

Заключение

космический туризм станция квартал

Тысячи лет звездное небо завораживало человека своим величием и беспредельностью. Оно подарило нам безумную мечту о полете и стремление познать тайны далеких галактик. Оно было и остается источником вдохновения и творческой энергии. В 2000 - 2010-х космос стал ближе, интимнее и как бы прозаичнее - появилось понятие космической индустрии: на мечтам можно и нужно зарабатывать. Но сначала придется вкладываться и эти начинания развивать, то есть поступать ними как с нормальными бизнес-проектами. Но пока ведутся разработки по созданию специальных самолетов, способных беспрепятственно покинуть пределы земного притяжения и вернуться обратно. Конечно, такое удовольствие дорогое, да и требуется подготовка, но истинный космический турист готов перешагнуть и через это. Научные исследования космоса в мире могут уйти на второй план в связи с развитием космического туризма. Что же касается опасности, которую таит в себе подобный вид туризма, то она, если принимать во внимание статистику автомобильных и авиакатастроф, не так уж и велика. К тому же риск, сопряженный с полетами в космос, существенно перевешивают те выгоды, которые может получить человечество в целом. Возможно, пройдет еще пара десятилетий, и космический туризм станет таким же привычным, как и автобусный тур. Главное - мечтать и действовать. Возможно, от вашей мечты рукой подать до вашего собственного «Поехали». И тогда эти мечты куда-нибудь да приведут

Список литературы

1.Алавердов В.В. Основные направления космической деятельности России в 2001 - 2005 гг. // Земля и вселенная. - 2001. - № 1. - С. 9-18.

2.Алябьева Л. Воздушный шар как развлечение: из истории английской воздухоплавательной лихорадки // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 6. - С. 101-125.

.Атмосфера. - М., 1991.

.Беляков М.В. Атмосфера. - М., 1955.

.Билеты в космос продаются // Эхо планеты. - 2002. - № 17. - С. 26-31.

.Болховитинов В.Ф. Пути развития летательных аппаратов. - М., 1962. Борисов М. Прыжки человечества // Деловые люди. - 2005. - № 11. - С. 76-83.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!