Финансовые реформы С.Ю. Витте

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовые реформы С.Ю. Витте















Реферат

Финансовые реформы с. Ю. Витте












Санкт-Петербург 2006

Оглавление

Введение

§ 1. Карьера и политико-экономические взгляды С.Ю. Витте. Подготовка денежной реформы

§ 2. Денежная реформа 1895-1897 гг.

§ 3. Государственные займы, привлечение капитала и экономическая экспансия в Азию

§ 4. Налоговая политика, банковская реформа и бюджет России

Заключение

Литература

Введение

Граф Сергей Юльевич Витте вошёл в историю нашей страны как человек решительной воли, выдающийся организатор, как один из самых крупных российских политиков XIX - XX вв., способствовавших подъёму производительных сил России и оздоровлению её денежной системы, как провозвестник создания российской школы экономической мысли.

Теоретическое и практическое наследие С.Ю. Витте, как человека, олицетворяющего государственный подход к решению крупных проблем общенационального характера, является крайне важным в современных условиях развития российской государственности. Для объективного анализа политических, социально-экономических процессов и определения перспектив необходимо использовать принцип историзма - нужно изучать теоретические основы и практические меры проводимых в прошлом политических и экономических преобразований с той целью, чтобы извлечь положительный опыт реформ и предотвратить нежелательные их последствия уже в настоящем времени.

В данной работе такой принцип мы применим относительно одной и возможно наиболее важной ипостаси обширной деятельности С.Ю. Витте - в области финансового государственного регулирования.

Конкретными тематическими составляющими работы (опираясь на определение понятия финансов) при рассмотрении данного вопроса станут:

-проведение С.Ю. Витте денежной реформы и организация на её основании кредитно-денежной системы страны,

-увеличение государственного бюджета за счёт займов, новой налоговой политики, привлечения иностранных капиталов и промышленного развития,

ФИНАНСЫ (франц. finances - денежные средства), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Государство через систему финансов (государственный бюджет, местные финансы, финансы предприятий) перераспределяет часть национального дохода в соответствии с целями экономической и социальной политики.

- третий вопрос - о функции перераспределения денежных средств внутри национального государства - являлся очень спорным в тех политических условиях, в которых осуществлялись финансовые реформы Витте. Имея определённые взгляды на необходимость проведения социальных реформ, наделяющих практически все слои общества равными правами и обязанностями в сфере доступа к денежным ресурсам, он всё же проводил политику, продолжавшую дискриминацию крестьянства и пролетариата. Немалую роль в оправдании таких действий играли националистические взгляды Витте, который ставил успех и процветание всей России выше потребностей отдельных общностей людей. Но осуждать его за это было бы непозволительно - после реформ 1860-х годов любое дополнительное ограничение сильно урезанных дворянских прав вызывало мощный протест со стороны дворянской элиты, к которой принадлежала вся императорская семья. (Между прочим, именно эти расхождения во многом определили отставку С.Ю. Витте). Мы не будем тщательно отдельно разбирать вопрос о социальном перераспределении национального богатства в данном реферате, поскольку он имеет большее отношение к политическим учениям и не связан с какими-либо явными реформаторскими изменениями в структуре финансов России. Однако заметим, что в сфере общеэкономического развития наметилось явное качественное преобразование: С.Ю. Витте основной акцент в государственной политике поставил на форсирование промышленности, а не сельского хозяйства, основной заботой государства стало создание устойчивой банковской структуры, большой железнодорожной сети и активное участие во внешнеторговой деятельности как с целью привлечения капиталов, так и нахождения рынков сбыта. Именно эти отрасли стали ключевыми в российской финансовой политике в конце XIX - начале XX вв. и определили как мощные промышленные взлёты, так и глубокие экономические кризисы. Современным политикам, столкнувшимся на современном этапе с необходимостью совершения таких же рывков, будет очень полезно изучить и способы их осуществления и побочные эффекты.

Что касается двух других тем, то среди богатейшего наследия С.Ю. Витте как в экономической науке, так и в практике государственного строительства наибольший интерес вызывает его опыт стабилизации российского рубля. В нём, естественно, нет готового ответа на стоящие перед нами проблемы: современный мир и экономика качественно отличаются от того вида, который они имели в конце позапрошлого века. Но много поучительного в проведении денежной реформы 1895-1897 гг. можно найти. Это и анализ ведущих мировых тенденций, и выбор благоприятной ситуации для её проведения, и привлечение к разработке и обоснованию ведущих учёных и практиков России.

Наконец, очень болезненный, но не маловажный вопрос представляют собой реформы налогообложения, государственного долга России и привлечения зарубежных инвесторов. Проблемы, связанные с этими понятиями, появились именно во времена С.Ю. Витте и остаются актуальны-ми до сих пор, а, значит, подлежат нашему подробному рассмотрению.

Такой мощный пласт финансовых вопросов наглядно показывает громадные масштабы и значимость деятельности С.Ю. Витте в той непростой политической ситуации, которая сопровождала его жизнь, а также тот большой запас сил и неуёмной энергии, который должен быть присущ человеку для осуществления такой большой работы. Рассмотрев основные этапы его карьеры, трудности при проведении в жизнь основных принципов и упорство при достижении своих целей, можно будет заметить, что осуществление преобразований в финансовой системе страны было возможно во многом благодаря существованию именно такого человека.

§ 1. Карьера и политико-экономические взгляды С.Ю. Витте. Подготовка денежной реформы

Витте, граф Сергей Юльевич - государственный деятель. Родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, генерала Р.А. Фадеева. По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук, Витте вступил на службу в управление Одесской ветви Юго-Западных железных дорог и вскоре сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Должность начальника движения, которую Витте исполнил в продолжение всей последней турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного администратора. В 1879 г. Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был составителем одного из томов «Трудов Комиссии» («История и деятельность съездов представителей русских железных дорог») и проекта «Общего устава Российских железных дорог». С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения, а 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов. Одиннадцать лет, в течение коих Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства.

Этапы карьеры. Итак, бюрократическая карьера С. Ю. Витте началась в 1888 году, когда он сделался лично известен императору Александру III. Тогда он отказался пустить царский поезд с той повышенной скоростью, которую требовала свита, и тем самым вызвал большое неудовлетворение начальства. Но спустя два месяца после этого произошла катастрофа в Борках как раз по тем причинам, на которые указывал Витте. О нём вспомнили и вскоре пригласили в Петербург. Немалую роль при этом сыграло и его признание как крупного специалиста по вопросу о железно-дорожных тарифах.

Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте, первоначально отказывавшийся сменить своё более независимое и лучше оплачиваемое положение на частной железной дороге на чиновничье место, принял предложение после сообщения о том, что этого желает сам император.

Ÿ1886-1889 гг. - управляющий юго-западным отделением ж. д.,

Ÿ10 марта 1889 г. - директор Департамента железнодорожных дел,

Ÿфевраль 1892 г. - министр путей сообщения,

Ÿавгуст 1892-1903 гг. - министр финансов,

Ÿс 1892 г. - член Государственного Совета,

Ÿ1903-1906 гг. - председатель Комитета министров и Совета министров.

Политические и экономические взгляды. Основные, базовые воззрения С.Ю.Витте на вопрос о пути развития российской экономики сложились ещё в период деятельности в правлении Юго-Западных железных дорог. Тогда в Киеве в 1883 году вышла его работа «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». Позднее в 1889 году вышла книга «Национальная экономия и Фридрих Лист», переизданная впоследствии в 1912 году под названием «По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист». В этих трудах прослеживалась основная линия политического и экономического мировоззрения, остававшегося в общем единым и цельным на протяжении более, чем 30 лет: с 1883 г. Витте использует бисмарковскую концепцию, справедливо полагая, что, хотя Российская империя уже давно юридически не имеет удельных княжеств, экономически - при гигантских просторах и бездорожье - она гораздо более рыхлое образование, чем только что объединившаяся Германия. В своей специальной по названию книге «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» Витте, по существу, развивает концепцию индустриальной модернизации России, где железные дороги - кровеносная система рынка, стимул развития промышленности и торговли. (Правда, считая, что строительство и эксплуатация железных дорог должны быть частными, применительно к России Витте всё же видел слабости русского частного капитала и полагал, что без правительственной протекции частник-железнодорожник не выдержит, особенно при строительстве таких гигантов, как Транссибирская железнодорожная магистраль (инициатором её перестройки выступил позднее сам Витте). Однако было ясно, что одни железные дороги патриархальную экономику скоро не преобразуют - нужна комплексная программа перестройки хозяйства страны. И в 1889 г. он излагает такую программу в брошюре «Национальная экономия и Фридрих Лист»:

Ÿтвёрдый золотой рубль,

Ÿиндустриализация,

Ÿпротекционизм при значительном вмешательстве правительства в рыночную экономику,

Ÿактивная внешняя торговля (свой мощный торговый флот),

Ÿиностранные займы и привлечение иностранного капитала,

Ÿмодернизация сельского хозяйства.

Наличие чёткой, развёрнутой программы экономического развития России позволили ещё довольно молодому чиновнику весьма громко заявить о себе на политической арене, он заручился поддержкой многих влиятельных лиц, первыми из которых были, конечно, сам император Александр III и главный протеже - министр финансов И. Вышнеградский. Не без содействия последнего, в 1892 году Витте стал управляющим Министерством финансов, а 1 января 1893 года получил назначение на пост министра финансов, хотя большими познаниями в финансовой области не обладал. Однако, как опытный специалист в сфере управления, он смог не только разобраться в делах государственного бюджета, но и с его помощью воплотить в жизнь большую часть своих планов. И немалую роль в этом сыграло создание им и эффективная работа собственного аппарата госслужащих Министерства финансов - опытных специалистов, без которых было бы невозможно осуществление ни одной реформы.

Министерство финансов. Очень важно оценить размах и природу деятельности Министерства финансов в те годы. По существу это было своего рода Министерство экономики и, возможно, даже нечто большее. В руках министра финансов было управление торговлей и промышленностью, торговым мореплаванием и железнодорожным строительством, отчасти народным просвещением, коммерческим и аграрным кредитом. Расходная смета Министерства финансов и путей сообщения выросла со 187 млн. руб. в 1892 г. до 822 млн. руб. в 1903 г., когда С.Ю. Витте ушёл из Министерства финансов. Во всех расходах бюджета эта доля поднялась с 20 до 43%.

В самом министерстве сложился качественно иной, профессионально подобранный слой чиновников. Складывались добрые отношения с людьми делового мира - с директором Петербургского международного банка Ротштейном и Саввой Морозовым. Витте поддержал академика И. Янжула, пригласил на экономическое отделение Петербургского политехникума ученых, лишённых возможности преподавать на университетских кафедрах. Рекомендовал на должность управляющего Палатой мер и весов, подчинённой Министерству финансов, выдающегося ученого Д. И. Менделеева. Для Витте в оценке людей всегда на первом месте стояли их научная компетентность и профессионализм, деловая хватка, умение достичь поставленных целей. Он привлёк к руководству департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов В. Ковалевского, которого многие считали «левым». Он выдвинул и воспитал таких крупных администраторов и финансистов, как А. Путилов - управляющий сначала Дворянским и Крестьянским банками, а потом Азиатским банком, П. Барк - управляющий Волжско-Камским банком, которого Витте специально посылал за границу учиться банковскому делу. Подбирая людей и поддерживая их, С.Ю. Витте думал о подъёме величия России, об укреплении её могущества. Способность служить делу, а не знатность рода или этнические особенности были высшей оценкой в его глазах.

Витте так реорганизовал своё министерство, что оно превратилось в супергигант (свыше 1000 чиновников только в центральном аппарате) со своими банками (государственным, дворянским, крестьянским), монетным двором, корпусом пограничной стражи (симбиоз нынешней таможни и погранохраны) и даже дипломатическими агентствами (отдельными от посольств) за рубежом. Эти агенты искали займы в Великобритании, США и особенно во Франции. Однако главными агентами были не столько полпреды министерства Витте, сколько контролируемые им русские частные банки.

Подготовка денежной реформы. Итак, став в 1892 г. министром финансов и сохранив этот пост в течение 11 лет, Витте попытался на практике реализовать свой план возрождения России.

В докладных записках, написанных царю, Витте доказывал необходимость индустриального развития страны: «И в промышленном, и в торговом отношении Россия очень отставала от главнейших иностранных государств», «создание своей собственной промышленности - это и есть та коренная не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционистской системы».

Защита национальной промышленности и её поддержка государственными средствами были положены в основу политики Витте с самого начала его министерской деятельности. Реформа в связи с этим Департамента торговли и мануфактур была только первым шагом на пути к выработке обширной программы экономических преобразований. Превращение их в «систему», способную, как казалось Витте, обеспечить России переход в разряд промышленно развитых стран, потребовало от него не только времени, но и корректировки собственных взглядов. Центральное же место в системе с самого начала занимал вопрос о денежном обращении в стране, ибо без стабилизации рубля не могло идти и речи ни о создании, ни о развитии промышленности и торговли.

Осенью 1892 г. Витте, ещё не имел достаточно чёткого представления о состоянии денежного обращения в России и не был посвящён в курс политики в этой области Вышнеградского и его предшественников. Вслед за М.Н. Катковым он всё ещё оставался сторонником бумажноденежного обращения и инфляционной политики. Только этим можно объяснить попытку Витте осенью 1892 г. увеличить количество находившихся в обращении бумажных денег за счёт специального выпуска «сибирских» рублей для покрытия расходов, связанных с постройкой Великого Сибирского пути. Это решение вызвало почти что панику среди сторонников введения золотого денежного обращения. Но краткий курс «обучения», проведённый бывшим министром финансов Н.X. Бунге, и предпринятый им при непосредственном содействии И.П. Шилова перевод книги Горна о системе Ло - книги, выставившей всю эфемерность бумажного обращения, убедили Витте отказаться от этой затеи. Два года спустя стало ясно, что уроки Бунге не прошли даром, ибо Витте при обсуждении в Сибирском комитете программы работ горных партий на 1894 г. высказался за «необходимость усиления добычи золота», заявив, что «устойчивое положение государственного хозяйства будет достигнуто лишь в то время, когда восстановлено будет металлическое обращение с золотою валютою». К 1894 г. Витте был уже безоговорочным сторонником введения золотого денежного обращения. Почва же для проведения реформы была подготовлена его предшественниками в Министерстве финансов.

История создания реформы. Во второй половине XIX столетия по мере развития капиталистических отношений в Европе, увеличения торговых и промышленных оборотов, размеров платежей роль золота в денежном обращении западноевропейских стран становилась всё более значительной. Золотая монета начала вытеснять серебро. Этому способствовал и приток золота в Европу, вызванный открытием золотых россыпей в конце 40-х годов в Калифорнии, в начале 50-х годов в Австралии и, наконец, в 80-е годы в Африке. Помимо Англии, где монометаллизм был введён официально в 1816 г., в начале 70-х годов к золотому денежному обращению перешли Германия, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Франция, Италия, Бельгия и Греция, в 90-х - Австро-Венгрия, Япония и Аргентина.

Переход основных европейских стран к золотому денежному обращению не мог не подтолкнуть русское финансовое ведомство к более решительному проведению в жизнь намеченной программы укрепления валюты. В марте 1878 г. М.X. Рейтерн внёс в Комитет финансов представление о разрешении сделок на золото с условием платежа русской золотой монетой. По мнению Рейтерна, эта мера должна была способствовать и «упрочению» денежной системы, и «нормальному» приливу иностранных капиталов. Однако Комитет финансов отклонил представление М.X. Рейтерна в связи с назревшим русско-турецким конфликтом. Начавшаяся в апреле 1878 г. война с Турцией вызвала расстройство денежного обращения и значительно задержала подготовку реформы. Вступивший в должность министра финансов в мае 1881 г. Н.X. Бунге не только продолжал готовить введение в России золотое денежное обращение, но к 1887 г. в Министерстве финансов фактически уже был разработан проект реформы, рассмотренный уже, правда, при И. А. Вышнеградском. В июне 1887 г. Комитет финансов при участии бывших министров финансов М.X. Рейтерна и Н.X. Бунге принял решение о том, что «открытию размена должно предшествовать усиление разменного фонда и разрешение сделок на золотую валюту». При обсуждении же в 1887 г. проекта реформы было решено «стремиться не к восстановлению полной ценности кредитного рубля, а к упрочению его размена в отношении, близком к 1,5 руб. кредитного за 1 руб. металлический».

Таким образом, при Вышнеградском в Министерстве финансов уже был в основном подготовлен проект денежной реформы, а необходимость её проведения после накопления значительного золотого запаса не вызывала сомнений у министра. В 1889 г. Вышнеградский приступил к осуществлению разработанного еще при Н.X. Бунге плана конверсии русских займов, предусматривавшего обмен имевших хождение на иностранных рынках 5-%-х и 6-%-х облигаций на займы с более низким процентом и более длительным сроком погашения. Это была попытка упорядочить государственные долги России и тем самым сделать ещё один шаг по пути подготовки реформы.

После первого русского конверсионного займа 1889 г., которым И.А. Вышнеградский открыл целую серию конверсионных операций во Франции, финансы России оказались тесно связанными с парижской биржей. Основным результатом этих операций явился переход значительной части русских ценностей с немецкого на французский денежный рынок - переход, совершившийся при самом активном участии французских банков и встреченный с энтузиазмом французскими держателями.

Однако Вышнеградский не успел довести до конца план конверсии русских займов. Помешали болезнь и последовавшая за ней отставка. Прервалась и подготовка денежной реформы.

Осознав значение для развития экономики золотого денежного обращения, Витте взялся за осуществление реформы и добился успеха.

Ещё в 1893 г. была прекращена свободная чеканка серебряной монеты. Тем самым был исключен возврат к серебряному монометаллизму. Вопрос о возможности ведения сделок на золотую валюту обсуждался в российском Министерстве финансов в 1877, 1883 и 1888 гг. Однако по разным обстоятельствам условия для введения золотого стандарта во всех случаях были признаны неблагоприятными. Только в 1895 г., в период промышленного подъёма и благоприятной финансовой конъюнктуры, когда золотая наличность составила 678 млн. руб., русское правительство решилось приступить к проведению реформы. В 1894 и 1896 гг. Витте осуществил с помощью парижского Ротшильда два крупных государственных займа, позволивших ему подвести итог конверсионным операциям Вышнеградского, а также провел в 1894 - 1895 гг. ряд мер по стабилизации рубля и тем самым подготовил введение в России золотого денежного обращения. Реформа была проведена указом 29 августа 1897 г.

§ 2. Денежная реформа 1895-1897 гг.

Итак, как мы уже рассмотрели, денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Большой вклад в её проведение внесли предшествовавшие министры финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъёме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрёл и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. рублей. Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка».

Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных ослабить спекулятивные сделки и валютную интервенцию:

1)13 июня 1893 г. банкам было запрещено заключать срочные сделки в золотой валюте на разность, то есть спекулятивные сделки. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10 % от суммы сделки.

2)Была введена так называемая «статистическая» пошлина (1 копейка на 100 руб.) на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25 % с утаённой суммы.

)На берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчётах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что закончилось существенной выгодой для России.

)К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провёл через Государственный совет закон, в соответствии с которыми тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась и ставки на её экспорт в Россию были повышены. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключён новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма почитаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были одобрены Комитетом финансов, где министр финансов обладал непререкаемым авторитетом, и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царём и приняло силу закона. Однако в силу ряда причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство нового курса - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитных рублей) операции с золотой валютой шли крайне слабо.

В марте 1896 г. Витте вошёл с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Установление новой денежной системы, построенной на золотом монометаллизме, предполагало:

1.Десятирублёвая золотая монета нового чекана представляет собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чекана по закону 1885 г. были обязательны к приёму по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 рубль = 1 рублю 50 копейкам в золотой монете нового чекана.

2.Платёжная сила серебра ограничивается 50 рублями.

.Государственные кредитные билеты имеют силу законного средства платежа и включаются в пассив банка. Их обмен на золото осуществляется по курсу 1 рубль 50 копеек кредитных за 1 рубль золотом, или 66 ⅔ копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчётного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

.Эмиссия кредитных билетов осуществляется Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты покрываются золотом на 50 %, свыше 1 млрд. руб. покрываются полностью: рубль за рубль.

.Все обязательства по правительственным и частным займам, заключённые в металлических рублях до этого закона, остаются неизменными, то есть подлежат оплате новыми рублями в полуторном размере.

Основные положения этого документа уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми чётко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. О ходе возникших споров и стоящими за ними интересами будет сказано ниже.

Было достигнуто также согласие Государственного совета об отсрочке рассмотрения проекта, что позволило Витте осуществить его через принятие ряда законов:

1.Первый закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» был подписан Николаем II на следующий день после совещания - 3 января 1897 года: в соответствии с ним и принятым позже эмиссионным законом в ноябре 1897 г. в обращении появилась 5-рублёвая, в 1898-м - 10-рублёвая - монеты с чеканным профилем Николая II на лицевой стороне (в просторечии именовавшиеся «рыжиками» за тёмно-золотистый цвет).

2.Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов (ассигнаций). В отличие от первоначальной суммы выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50 % в размере 1 млрд. руб., здесь их сумма была уменьшена до 600 млн. рублей. Свыше этой суммы выпуск должен был быть обеспечен золотом в пропорции рубль за рубль, то есть каждому 15-рублёвому кредитному билету соответствовало обеспечение золотом на сумму не менее одного империала. Таково было название новой монеты, выпускаемой вместе с полуимпериалами в размере 7,5 рубля. На всех выпускаемых ассигнациях имелась подпись - «Обеспечиваются золотым достоянием Российской Империи», они свободно обменивались на золотые монеты в банках любым российским подданным или иностранцам.

.Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось определённой уступкой сторонникам биметаллизма.

июня 1899 г. был утверждён новый монетный устав. В результате реформы Государственный банк сделался эмиссионным учреждением, ему было предоставлено право выпуска банкнот. Все кредитные билеты, выпускавшиеся в обращение сверх 600 млн. руб., должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль, таким образом был установлен очень жёсткий эмиссионный закон, требовавший постоянно большого запаса золота для обеспечения находившихся в обращении кредитных билетов. В этих условиях Витте очень строго следил, чтобы у чиновников Министерства финансов не было соблазна запустить печатный станок в ущерб золотой чеканке. Любые попытки в этом направлении жесточайше пресекались, и ни царь, ни Государственный Совет с 1897 по 1914 г. ни разу на это положение устава Государственного банка России не покушались. И до 1914 г. русский рубль был наиболее конвертируемым, входя в пятёрку самых прочных валют мира.

Государственный банк стал эмиссионным, однако он не подвергся необходимому реформированию, сохранил свою зависимость от Министерства финансов и продолжал выполнять его поручения, несвойственные эмиссионным банкам. Кредитные билеты не превратились в банкноты, билеты государственного банка, а остались, по выражению известного русского экономиста М.В. Бернацкого, «в каком-то межеумочном состоянии... Витте дал России не чистую, а «прихрамывающую» в сторону бумажных денег золотую валюту». Для того чтобы предотвратить отлив золота за границу и обеспечить стабильность рубля, необходимо было, чтобы активное сальдо торгового баланса составляло примерно 200 млн. руб. Однако в 1898 - 1900 гг. оно достигало всего 60,5 млн. руб. «В результате, - считал Бернацкий, - получалось (особенно у преемников Витте) как бы повторение старой политики «сами недоедать будем, а вывозить будем»; раньше это делалось для повышения курса бумажного рубля, позже для удержания золотой валюты. Между тем вопрос должен был решаться работой внутри - подъёмом национальных производительных сил». Витте верил, что с введением золотой валюты ему удастся обеспечить условия для их развития. «Огромное значение золотой валюты заключается прежде всего в том, - писал он позднее, - что она представляет золотой мост, перекинутый из богатых стран в бедные; при ней ускоряется выход из бедности, тогда как при бумажной валюте он замедляется».

Условия проведения и результаты денежной реформы. Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом развитии России, ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях С.Ю. Витте высоко оценил её результаты и технику осуществления. «Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать... была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами».

В результате проведённых подготовительных мер денежная реформа осуществлялась по фактически сложившемуся на рынке до её начала соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчёта цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспределения доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте писать: «Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило её, как будто бы ничего, собственно, не изменилось». Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку со стороны учёных и практических работников в России и в других странах.

Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России, однако в большинстве исследований эта связь нередко упускается. С.Ю. Витте, исходя из основ своего экономического воззрения, поднялся над примитивной и вульгарной (хорошо знакомой и нам) трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. «Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может угрожать серьёзными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны». Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное «содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платёжной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней ведущих учёных и государственных деятелей страны. Комиссия, созданная 6 октября 1895 г. «для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою, согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты», включала преимущественно людей науки. В её состав входили бывший профессор Киевского университета П. Цитович, профессор Петербургского университета И. Кауфман, доктор уголовного права Н. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Среди учёных проект денежной реформы было поручено защищать получившим специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В. Касперову. Принцип золотого монометаллизма в «Вестнике финансов» официально защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как учёным (профессор В. Лебедев и профессор В. Лексис), так и банкирам, представителям торговли и промышленности.

Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между её сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и её росте, и теми консервативными силами, кто хотел сохранить сложившуюся ситуацию.

За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые методы стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров по проблеме денежного обращения.

Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Её осуществление «лишило дворянство дешёвых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом». Этим и объясняется, в конечном счёте, сопротивление реформе со стороны Государственного совета.

Денежная реформа Витте, как и другие осуществлённые им меры, отрицательно сказалась на положении трудящихся масс, особенно крестьянства. Дав возможность успешному развитию производительных сил России, она, по справедливому мнению П. Милюкова, была национальной, но не народной. Это отразилось в доходах бюджета их социальной несправедливостью, а в расходах - пренебрежением насущных народных запросов.

Подводя итоги рассмотрению плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897 гг., можно согласиться с общей оценкой, высказанной в своё время Д. Лутохиным (автором книги «Граф С. Ю. Витте как министр финансов» в 1915 г.): «Охранение золотого обращения связано с возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты».

В заключение любопытно заметить, что точно такую денежную реформу (вплоть до чеканки золотых, серебряных и медных монет) осуществил наркомфин СССР Г.Я. Сокольников в 1922-1924 гг., введя золотой червонец (золотую десятку) и меняя его за 60 тыс. бумажных рублей (совзнаков). Золотой паритет рубля позволил за два года полностью ликвидировать инфляцию, а стране - выйти на международный рынок. В. И. Ленин, как и Витте, придавал исключительное значение золотому конвертируемому рублю. Общими были и конечные установки этих двух политически диаметрально противоположных людей: золотой рубль нужен не только внутри, но и вне страны для привлечения иностранного капитала. С. Ю. Витте не скрывал, что западные банкиры под «бумажный рубль» займов не дадут. Точно такую же политику проводили большевики при НЭПе - сначала стабилизировали рубль, затем обратились за займами. Витте в свое время, а Ленин с 1921 г. не видели цивилизованных путей индустриализировать Россию иначе, как с помощью притока иностранных капиталов.

§ 3. Государственные займы, привлечение капитала и экономическая экспансия в Азию

Удачное проведение денежной реформы определило появление твёрдой, конвертируемой валюты - золотого рубля и облегчило успешное вхождение страны в мировую хозяйственную среду. Устойчивое финансовое положение позволило приступить к программе промышленного и торгового развития России. Единственным препятствием на этом пути стояло отсутствие необходимых оборотных денежных средств, для получения которых Министерство финансов стало прибегать к внутренним и внешним займам, в результате чего государственный долг вырос на одну треть, достигнув в 1903 г. 6,7 млрд. руб. Но надо сказать, что этот долг аккуратно обслуживался и была использована благоприятная ситуация на европейском финансовом рынке. В результате это дало возможность за десятилетие вложить в индустриализацию страны порядка 3,5 млрд. руб. государственных средств, из которых 2,5 млрд. руб. покрывалось за счёт внутреннего денежного рынка, а 1 млрд. руб. - заграничными займами. (Между прочим, в работе Д. Лутохина «Граф С. Ю. Витте как министр финансов» сделан профессиональный расчёт того, что Россия не только увеличила свой кредит, но и удешевила его. Задолженность государства за время, когда Витте возглавлял Министерство финансов выросла с 4905 до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36 %. Причем этому соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12 %. Таким образом, при Витте Россия не только увеличила, но и удешевила свой кредит. Средний процент государственных долгов снизился с 4,35 % в 1892 г. до 3,96 % в 1902 году. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3 %. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892 - 1901 гг.) было достигнуто, при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб., ежегодное сбережение на платеже процентов около 13 ½ млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. рублей).

Между тем, наряду с увеличением международного престижа России и открытием ей большого кредита, особенно со стороны Франции, перед министром финансов встала такая же серьёзная проблема, как и перед нынешними руководителями страны - использование иностранной помощи: куда идут займы, почему львиную долю валют забирает военное ведомство, как валюта расходуется на казённых заводах? Главный вопрос теперь стал заключаться скорее не в том, сколько занять, а как именно это сделать, чтобы, расплатившись по занятым средствам, получить дополнительное умножение национальных производительных сил, развить спрос населения и расширить внутренний рынок.

Очень интересно заметить, что в самом начале своей министерской карьеры Витте с известной осторожностью относился к иностранным капиталам и даже высказывал опасения, что «русская предприимчивость», несмотря на таможенное ограждение, «оказывается иногда не в силах одолеть у себя соперничества иностранной предприимчивости». Однако по истечении нескольких лет поняв, что иностранные займы не дают того эффекта, на который он рассчитывал, к концу 1890-х годов Витте стал выступать за неограниченное привлечение иностранных капиталов, несмотря на серьёзную оппозицию во главе с вел. кн. Александром Михайловичем, сторонником ограничения доступа иностранных капиталов в Россию, в частности, в нефтедобывающую промышленность, сосредоточенную на Кавказе. Правда, при этом он получил большую поддержку со стороны иностранных кредиторов, которые видели проблемы инвестирования и настаивали на прямых вложениях в русскую экономику (это учтёт В. И. Ленин при разработке плана предоставления концессий с 1921 г.).

В 1899 г. министр предлагает пересмотреть практику получения иностранной помощи - перейти на прямые иностранные инвестиции. В докладе Николаю II Витте так объясняет преимущество отечественного производства, основанного на иностранном капитале, по сравнению с импортом готовой продукции: «из рубля, уплачиваемого за изделие предприятия, учреждённого при посредстве иностранного капитала, приблизительно от 25 до 40 коп. должны достаться русскому рабочему, затем значительная часть пойдет на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 коп. придутся на прибыль самого предпринимателя; при уплате же за товар, привозимый из-за границы, весь рубль уйдёт из России и ни производитель сырья, ни производитель топлива, ни, наконец рабочий - никто не получит ни копейки».

При том, что Витте старался привлечь большое количество иностранных вложений, он не стремился целиком облегчить таможенный тариф 1891 года и не пытался отрицать, что протекционная система, основы которой были им заложены, требует значительных жертв от населения страны. Бессмысленно было скрывать, что русская обрабатывающая промышленность «ещё не доросла до способности вполне удовлетворять внутреннему спросу», а населению приходится «покупать иностранные изделия по ценам, повышенным вследствие пошлин, и почти столько же приплачивать и за изделия внутреннего производства». В оправдание этого Витте мог заявить только одно - «великие задачи требуют и великих жертв». Он, конечно, был за то, чтобы сократить эти жертвы, ускорив «процесс образования вполне независимой национальной промышленности». Однако для этого, по мнению Витте, нужны были «капиталы, знания и предприимчивость», но прежде всего капиталы; ибо без них «нет и знаний, нет и предприимчивости». Россия бедна капиталами - значит, надо искать их за границей. Так Витте самым тесным образом связал протекционизм с необходимостью привлечения иностранных капиталов.

Витте ссылался на пример Англии, США и других государств, добившихся создания своей промышленности с помощью иностранных капиталов, и убеждал царя, что прилив «чужих сбережений» не отразится на национальном характере русской промышленности, ибо Россия как страна, обладающая «громадной политической силой и могуществом», способна будет их «ассимилировать». Витте предсказывал потерю Россией самостоятельности и положения великой державы в том случае, если в течение «ближайших десятилетий» русская промышленность окажется не в состоянии «своими продуктами покрыть» не только внутренние потребности, но и потребности азиатских стран, «которые находятся или должны находиться» под влиянием России. «Ведь владычество метрополий над колониями, - писал Витте, - укрепляется ныне всего более силою не оружия, а торговли, и слуге вашего величества неотрадно думать, что, может быть, медленный рост нашей промышленности затруднит выполнение великих политических задач монарха, что продолжающееся промышленное пленение русского народа ослабляет его политическое могущество, что неполнота экономического развития может повлечь за собою и политическую, и культурную отсталость страны». Таким образом, Витте связал экономическое развитие страны при помощи иностранных капиталов с активной империалистической борьбой за рынки сбыта на восточных окраинах России, рассчитывая, что в течение нескольких лет русская промышленность достигнет столь высокого уровня развития, что сумеет занять на них прочные позиции. А это сделало бы русские товары не только конкурентоспособными на международной арене, но и дало бы возможность «проценты на капиталы, полученные в Европе, выплачивать из выручки от вывоза в Азию».

Итак, в программе модернизации экономики России С.Ю. Витте особое место отвёл торгово-финансовым связям с южными и дальневосточными соседями Российской империи, справедливо считая, что они сыграют роль «моста» между Востоком и Западом. План экономического проникновения России на рынки Дальнего и Среднего Востока начал осуществляться во второй половине 90-х гг. с «мирного» проникновения в Маньчжурию, Персию и Монголию. Решающая роль в этом отводилась создаваемым специализированным банкам, основанным большей частью на иностран-ных капиталах и находившимся под контролем царского правительства: Учётно-ссудному банку Персии (филиал Государственного банка), Русско-Китайскому банку и Русско-Корейскому (учреждены с 1894 - по 1897 г.). Финансовая сторона подкреплялась технически: экспансия в Персию и Среднюю Азию дополнялась проектом строительства Турксиба (железной дороги Оренбург-Ташкент), под который Витте добился очередного французского займа. Через Русско-Китайский банк он форсировал завершение Транссиба и добился предоставления Китаем концессии на постройку через территорию Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги. К началу 1897 года была завершена дипломатическая, финансовая и организационная подготовка для «мирного проникновения» не только в Маньчжурию, но и во все страны Восточной Азии.

Но такая успешная финансовая дипломатия С.Ю.Витте на внешнем рынке, конечно, не могла иметь места, если бы он не смог отстоять необходимость неограниченного привлечения иностранных капиталов и не выдержал мощный натиск противников его политики - вел. кн. Александра Михайловича и его окружения и министра внутренних дел В.К. Плеве Полемика с переменным успехом длилась два года и завершилась неполной победой С.Ю. Витте - 17 (29) марта 1899 года императором Николаем II было принято решение по докладу министра финансов «О необходимости установить и затем непреклонно придерживаться определённой программы торгово-промышленной политики империи». В решении не приводились явные запреты на иностранную деятельность, но были сохранены упоминания о «нежелательности в политическом отношении сосредоточения» в руках иностранных компаний «обширных подземельных владений» и о правах «местной административной власти» давать им разрешение на приобретение недвижимой собственности. В результате последнего ограничения возникали многочисленные противоречия в отношении прав иностранных инвесторов по вопросу купли-продажи земли: сразу восстала вся царская «номенклатура»: как это можно распродавать матушку-Россию «инородцам»? История повторяется, не правда ли? Результатом разногласий между Министерством финансов и Министерством юстиции стало конечное решение о том, что дома, заводы, магазины и другое имущество иностранцам покупать позволительно, в то время как землю разрешается брать только в аренду. Другой уступкой консерваторам в этом вопросе стало также постановление о том, что основные административные должности в иностранных предприятиях на территории России должны занимать специалисты русского происхождения.

Но правовые ограничения зарубежных инвестиций не стали сильным препятствием на пути иностранного капитала в Россию и связано это с тем, что основные рычаги управления экономикой всей страны находились в руках главы Министерства финансов - С.Ю. Витте, а он мог и осуществлял полную необходимую поддержку, в результате чего в период с 1893 - по 1900 год в России возникло 200 новых иностранных акционерных обществ. Такой прилив капитала стимулировался Министерством финансов через низкие налоги, казённые заказы и др. В 1900 г. общая сумма иностранного капитала, вложенного в российскую промышленность, составляла 911 млн. руб.: из них 32,5 % - бельгийских капиталов, 24,8 % - французских, 31,1 % - немецких и 15 % - английских. Активное привлечение иностранных инвестиций способствовало также приобщению отечественного предпринимательства к новейшим организационным формам и активизировало деятельность многих талантливых иностранных бизнесменов в России. Среди наиболее известных были имена Д. Юза, Л. Кнопа, Г. Брокара, братьев Нобелей, Ю. Гужона и др.

Заинтересованность иностранных инвесторов в российском предпринимательстве объяснялась не только пособнической политикой Министерства финансов, но и результатами денежной реформы Витте.

Деньги, по мнению Витте, - это товар, и ценность их зависит от ценности материала-носителя и определяется им. Денежная реформа установила золотое обеспечение российского рубля и свободный обмен кредитного рубля на золото, ценность которого на мировом рынке постоянно росла. Это определило высокий авторитет российской валюты и «погоню» иностранных государств за ней. Но высокий таможенный тариф не давал зарубежным товарам выхода на российский рынок, единственным способом получения российского рубля явился путь акционерного учредительства и инвестирование средств в российскую экономику, в результате чего быстро стали развиваться чёрная металлургия и машиностроение (Донбасс, Криворожский бассейн и др.). Благодаря масштабным иностранным влияниям стала формироваться собственная база развития отечественного производства.

§ 4. Налоговая политика, банковская реформа и бюджет России

Налоговая политика. Иностранные инвестиции и займы стали важным источником для развития национальной промышленности и железнодорожного строительства, однако на масштабную индустриализацию их всё же не хватало. Казенное строительство в России было всегда убыточным (так, на Транссиб было отпущено 329 млн. золотых рублей, а он обошелся в 1 млрд.). Для пополнения государственного бюджета Витте пошел на увеличение налогов с населения (80 % которого составляли крестьяне). Были повышены прямые и косвенные налоги (доля косвенных налогов по отношению к прямым была втрое выше, чем в Германии и вдвое выше, чем во Франции). Основной прямой налог - промысловый - был реорганизован, а косвенные - увеличены. Косвенным налогом облагались:

-сахар - сахарный акциз по закону 12 января 1893 г. увеличен с 1 рубля до 1 рубля 75 копеек с пуда песка, с одновременною отменою дополнительного (по 40 копеек с пуда) акциза с рафинада.

-табак - акциз, увеличенный дважды (в 1892 и 1900 годах) на 2 рубля с пуда со всех сортов табака, кроме махорки, обложение коей в 1900 г. было увеличено на 40 копеек с пуда.

-керосин и спички - первый акциз в конце 1892 г. увеличен на 20 копеек с пуда (до 50 и 60 копеек против 30 и 40 копеек), второй тогда же повышен вдвое.

-таможенные пошлины - подверглись многократному возвышению, причем увеличение таможенных пошлин или касалось отдельных предметов ввоза - чая, хлопка, хлопчатобумажной пряжи и т. д., - или распространялось на многочисленные категории товаров (закон 11 июня 1900 г. увеличил таможенное обложение более, чем по 100 статьям), или, наконец, имело характер общей меры, каковою явился таможенный тариф 13 января 1903 г., давший ряд повышений ставок обложения, но почти не допустивший их понижения. Впрочем, в таможенном обложении были допущены единичные льготы в интересах сельского хозяйства.

-и, наконец, водка. Введённая Витте «казенная» продажа водки (винная монополия) обеспечивала 25% всех бюджетных поступлений.

За 1893 - 1902 гг. налоговое бремя выросло почти наполовину. Эти меры давали более 3/5 доходной части бюджета. (И опять отметим, что эту систему налогов, включая отмененную было после 1917 г. винную монополию, повторил в годы НЭПа наркомфин Г.Я. Сокольников.): акциз с сахара возрос с 27525 тысяч рублей в 1892 г. до 75542 тысяч рублей в 1903 г., табачный акциз - с 26993 до 49029 тысяч рублей, нефтяной - с 12879 до 28617 тысяч рублей. Меньший фискальный успех имело повышение акциза со спирта: за время с 1892 г. по 1901 г. население возросло на 13,2 %, ставка налога повышена на 18,9 %, а поступление акциза возросло всего на 24,6 % (с 241955 до 291507 тысяч рублей). Наиболее значительно повысился за время Витте таможенный доход, возросший с 122579 тысяч рублей до 241466 тысяч рублей, или на 97 %.

Реорганизация системы торгово-промышленного налогообложения. Положение о новом промысловом налоге было утверждено 8 июня 1898 года. Налог состоял, как и прежде, из основного и дополнительного. Основной налог выплачивался предпринимателями посредством приобретения промысловых свидетельств, причём размер оклада определялся в зависимости от размера предприятия, а не от положения владельца (принадлежность к той или иной гильдии), как это предусматривалось предшествовавшим законодательством. Промысловый налог в своей преобладающей части взимался в форме налога с капитала по ставке 0,15 % (причём с акционерных предприятий с капиталом менее 100 рублей он не взимался вообще, что было обосновано соображениями здравого смысла; тем самым интуитивно предвосхищалась современная государственная поддержка малого предпринимательства) и процентного сбора с чистой прибыли также по крайне низким ставкам. Главное в этой реформе - щадящий режим налогообложения предпринимательства, что усиливало хозяйственные мотивации, стимулировало повышение эффективности и рост финансовых результатов. Результаты эти выразились в увеличении поступлений в бюджет: доход 1900 г., когда закон вполне вошел в силу, достиг 69840 тысяч рублей против 48167 тысяч рублей в 1898 г.

Поземельный налог. Этот прямой налог, в отличие от других, не повышался, а был уменьшен, чем определил финансовый эффект в других областях. На основании манифеста 14 мая 1896 г. средние погубернские оклады поземельного налога были уменьшены на 10 лет на половину, а по тем губерниям, где половинный оклад превышал 5 копеек на десятину, - до этого последнего предела. Некоторому понижению подверглись и выкупные платежи. Предположения местных властей подлежали утверждению Министерств внутренних дел и финансов. Законы 13 мая 1896 г. и 31 мая 1899 г. имели целью уменьшить тягость оклада выкупных платежей и провести реструктуризацию крестьянских долгов. Прежнее выколачивание податей прекратилось и при Витте не возобновлялось.

Винная монополия. Для финансирования своих планов Витте в 1984 году ввёл винную монополию. По этой реформе винокурение оставалось в частных руках, а сырой спирт приобретался казной. Очистка спирта и изготовление водки производились на частных заводах только по заказам казны и под наблюдением акцизного надзора. Продажа спирта, вина и водочных изделий составляла исключительное право государства. Реформа не касалась изготовления пива, портера, браги и виноградного вина. Монополия использовалась Министерством финансов как один из основных источников покрытия бюджетных дефицитов. Хотя интересно заметить, что полные финансовые результаты казённой продажи спиртных напитков определились уже после того, как Витте покинул пост министра финансов, когда цена казённого вина была поднята много выше первоначального размера: потребление, на котором резко отражались даже незначительные прибавки акциза, не сократилось, и доход казны собственно от монополии (не считая акциза) повысился до 200 и более миллионов рублей в год.

Банковская система. С деятельностью С. Ю. Витте на посту министра финансов связано создание двухуровневой банковской системы в России в том виде, которой мы привыкли видеть в настоящее время. Новое банковское законодательство, будучи одним из самых совершенных в тот период времени, способствовало становлению Государственного банка крупным кредитным учреждением и быстрому росту операций коммерческих и ипотечных банков, разных видов кредитной кооперации.

До Витте главный банк страны сосредотачивал свои усилия на операциях по регулированию денежного обращения и обслуживанию нужд казны, практически не участвуя в финансировании коммерческого оборота, и только реформы Витте позволили ему занять значительное место в объёме кредитования народного хозяйства. В 1894 году был принят новый устав Государственного банка, который облегчил денежный оборот и укрепил денежно-кредитную систему. Государственный банк стал подчиняться только Министерству финансов, в результате эмиссионного закона стал «банком банков» и очень сильно расширил круг своих операций: краткосрочные и долгосрочные (до трёх лет) ссуды, торгово-промышленные кредиты городам и земствам и др. Сильно возросла самостоятельная активность этого учреждения: в зависимости от конкретной ситуации должен был направлять финансовые потоки или на развитие производства, или на поддержку частных и акционерных коммерческих банков. Именно благодаря его деятельности во время кризиса 1900-1902 гг. многие банки были спасены от возможного банкротства.

Укреплению позиций Государственного банка уделялось основное внимание соответственно задаче становления национальной финансовой системы. Налаживая данный механизм, Витте ориентировался не на выкачивание прибыли из банковской сферы, а на укрепление системы денежного обращения, включая конвертацию денежной валюты.Согласно этой задаче при Витте чрезвычайно возрос государственный контроль над частными банками, осуществлявшийся через Государственный банк и Особенную канцелярию по кредитной части Министерства финансов.

Особенная Кредитная канцелярия выполняла роль связующего звена между Государственным банком, Крестьянским и Дворянским банками, с одной стороны, и частными банками - с другой. «Наряду с административными задачами государственного управления в области денежного хозяйства и кредита» в канцелярии оказалась сосредоточенной «определённая деятельность по выпуску займов, покупке валюты и заграничным расчётам не только правительства, но и многочисленных общественных учреждений». При Витте Кредитная канцелярия совместно с Государственным банком стали осуществлять ряд важных финансовых операций, в частности, они совместно занимались регулированием денежного обращения, валютной и дисконтной политики.

В 1901 году от Государственного банка отделилось и стало самостоятельным Управление государственными сберегательными кассами.

Государственный бюджет. В финансовой области для России начала XX века характерен чрезвычайно быстрый рост государственного бюджета.

Государственные доходы в конце XIX века выросли до миллиарда рублей. Общий баланс государственного бюджета за время Витте возрос с 965303066 рублей в 1892 г. до 2071667472 рублей в 1903 г., то есть на 114,5 %. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период - 10,5 % (для сравнения: с 1883 по 1892 г - 2,7 % в год, с 1903 по 1912 г. - 5 %). Громадный рост бюджета в этот период, однако, не соответствовал росту национального дохода и, по подсчёту Ю.Н. Шебалдина, превышал его в 2,4 раза.

Рост актива бюджета во многом зависел от доходов винной монополии. Но здесь следует оговориться, что списывать рост бюджета на увеличение непомерного налогового бремени на российское население не совсем оправданно. За время своего присутствия на посту министра финансов Витте уменьшил убыточность железных дорог, а затем получил и небольшую прибыль, увеличил доходы с государственных предприятий и имуществ (этому способствовало расширение казённого хозяйства за счет частного, происшедшее в железнодорожном деле и в питейной торговле), существенно снизил долю бюджетных отчислений на армию и флот, что позволило ему направлять до 55 % бюджетных ассигнований в народное хозяйство. Всё это позволило ему, приняв в 1892 году бюджет от своего предшественника в первый и последний раз свести его с дефицитом в 74268 тысяч рублей.

С 1985 года система государственного бюджета при патронаже Витте стала качественно изменяться: были существенно изменены составы обыкновенных и чрезвычайных расходов и доходов. Отдел обыкновенных расходов увеличен за счёт чрезвычайных: сюда были перенесены расходы по перевооружению армии, по заготовлению специальных резервов продовольствия, по портовым сооружениям, по усилению и улучшению существующих железных дорог, а с 1901 г. в обыкновенный бюджет были отнесены также расходы на приобретение подвижного состава для казённых железных дорог. Какое значение имели эти изменения бюджетной классификации, можно судить хотя бы по тому, что в росписи 1903 г. одни лишь железнодорожные расходы, до 1895 г. относившиеся к чрезвычайному бюджету, достигли 100 миллионов рублей. Что касается чрезвычайного бюджета, в котором с 1901 г. сохранились только расходы по сооружению новых железных дорог, на приобретение подвижного состава в чрезвычайных размерах, по досрочному погашению займов, а также издержки, вызываемые войною и народными бедствиями, то часть этих расходов покрывалась чрезвычайными же поступлениями и излишком обыкновенных доходов над обыкновенными расходами. Для покрытия другой части чрезвычайных расходов приходилось прибегать к иного рода источникам. Для 1893 г. таким источником явился государственный заём, для 1894 г. - остатки от реализованного ранее займа, а для всех последующих лет - позаимствования из свободной наличности государственного казначейства. Эти позаимствования в общей сложности достигли колоссальной цифры 1078652 тысячи рублей. Объяснение этому даёт исполнение росписей. Уже за 1892 г., роспись на который сведена с дефицитом, обнаружился избыток средств в 43388 тысяч рублей; за 1893 г. избыток определился в 159534 тысячи рублей.

Надо сказать, что для государственного бюджета эпохи С.Ю. Витте характерна ярко выраженная национальная, но не «народная» направленность: при том, что объёмы бюджета с каждым годом увеличивались, основная расходная часть его заключалась в железнодорожном строительстве и содержании казённого хозяйства, а не в проведении каких-либо социальных реформ, хотя, конечно, нельзя сбрасывать со счетов развёрнутую поддержку Витте системы образования, но в большинстве случаев она диктовалась конкретной необходимостью в определённых специалистах.

Структура расходов на 1909 г.: оборона - 32 %, платежи по займам - 23,7 %, расходы на производительные потребности - 12,6 %, пенсии - 6,2 %, гарантия доходов частных железных дорог - 2,4 %.

Правда, в отличие от реалий сегодняшнего дня, для доходной части государственного бюджета Витте было характерно преобладание прибылей самих же казённых предприятий (а практически все крупные промышленные производства, питейные предприятия, предприятия лёгкой промышленности являлись государственной собственностью). Российское государство было по существу центральным экономическим агентом, и именно от его деятельности во многом зависело успешное развитие экономики России.

Заключение

В конце исследования основных направлений финансовой политики С.Ю. Витте хотелось бы особо отметить их организованный, системный характер: все финансовые реформы конца XIX - начала XX вв. были взаимосвязаны, взаимообусловлены, подчинены одной главной задаче, сформулированной министром финансов, - форсированной индустриализации и её поддержке аграрным сектором. Эта задача явилась сферой притяжения инвестиционных потоков, ориентиром для финансовых и внешнеторговых корректив. Отсюда главные приоритеты реформ Витте: привлечение инвестиций, стабилизация финансовой системы, преодоление внешнеторговой изолированности, эффективное кредитование аграрных преобразований. При этом Витте и его единомышленники активно развивали идею широкомасштабного внедрения капиталистических отношений в российскую жизнь, но не мыслили её реализацию без доминирующего участия государства.

Реформаторскую деятельность Витте можно рассматривать по нескольким направлениям:

1)Провозглашение долгосрочной экономической политики государства на предстоящие 15-20 лет. Если предшественники Витте рассматривали экономику как часть государственных и народных имуществ, служащих лишь для наполнения «общенародной» казны (при этом, правда, не отрицалась возможность повысить эффективность экономики комплексом разовых мероприятий, например, проведением реформы), то с приходом нового министра финансов, реформы стали рассматриваться как процесс непрерывного вмешательства государства в механизм хозяйствования путём реализации общегосударственной долгосрочной экономической программы. Программа индустриального развития стала основой экономики не только царской России, но и последующего коммунистического режима, доказав справедливость взглядов С. Ю. Витте. Основное же средство, посредством которого государство осуществляло вмешательство, - регулирование финансовой системы страны, от стабильности которой зависело нормальное взаимодействие денежного обращения и производственной сферы. В рамках этой задачи были осуществлены денежная реформа, реформы налоговой системы, банковская реформа и многие другие мероприятия по широкому распространению в российском обществе товарно-денежных отношений.

2)Начало коммерческого участия государства в народно-хозяйственном строительстве и в отдельных «перспективных» проектах. Благодаря политике Витте, в руках государства к концу XIX века сконцентрировалось большое количество разнообразных казённых предприятий (преимуществен-но железнодорожных: укрепление финансов страны позволило ему выкупить у частных убыточных обществ железные дороги, и к концу XIX в. 60 % всех дорог оказались казёнными), а это определяло большую долю участия на Всероссийском рынке и ответственности в экономическом развитии страны. Плюс к этому, реформа Государственного банка определила роль государства в качестве крупнейшего кредитора. Во главе русской банковской системы встал Государственный банк, который мог оказывать значительное влияние на всю русскую кредитную систему посредством проведения определённой кредитной и учётно-ссудной политики. Он стал не только эмиссионным учреждением, но и главным банком коммерческого кредита, стал определять и поддерживать прибыльные отрасли и получать соответствующую прибыль. В результате, поскольку государство стало таким же равноправным участником рыночных отношений, как и частное предприятие, то для него стал характерен принцип: «Приложение капитала с целью извлечения максимальной прибыли» - как считал С.Ю. Витте, «финансовая политика должна содействовать экономическим успехам».

)Реализация новой экономической политики по отношению к «развивающемуся Востоку», в первую очередь - по отношению к Персии, Афганистану, Китаю, Корее, Среднему и Дальнему Востоку. Нет необходимости доказывать, что для успешного функционирования рыночной экономики и поддержания стабильного финансового положения, нужно не только вкладываться в развитие производительных сил страны, но и искать пути сбыта произведённой продукции. В этой области Витте совершил идеологическую реформу - построил и начал воплощать схему финансового оборота не только внутри страны, но, что гораздо важнее, - за её пределами, стараясь вывести Россию на мировой рынок уже не на вторичных сырьевых ролях, а как полноправное капиталистически развитое государство.

)Привлечение иностранного капитала в развитие наиболее выгодных отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности. Здесь опыт реформ С.Ю. Витте показывает, что привлечение иностранных инвестиций может оказывать весьма благоприятное влияние на развитие экономических отношений, не ставя при этом российскую экономику в зависимость от самих зарубежных инвесторов. Способствовало этому проведение грамотной протекционистской политики и успешное осуществление денежной реформы.

Анализируя влияние реформ Витте на экономический подъём Российской империи, можно отметить, что его денежная реформа подвела прочный фундамент и под государственный бюджет и кредит, и под коммерческие обороты страны (это утверждение не опровергается даже крахом рубля в период Первой мировой войны: крушение денежной системы в России было не изолированным явлением (провалом Виттевской модели), а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма). Железнодорожная и финансовая политика Витте дала крупный толчок экономическому развитию России, результатом чего стал рост производства: с 1892 по 1900 год добыча чугуна и каменного угля увеличилась в 2,5 раза, нефти - в 2 раза, производство стали и железа - также в 2 раза, производство хлопчатобумажных изделий - в 1,5 раза и т. д. Смело расширяя рамки государственного хозяйства, Витте явился проводником новых начал финансового управления. Он немало содействовал разрушению предрассудка, по которому казённое хозяйство всегда хуже частного. Общее направление, данное Витте финансовому хозяйству, оставалось неизменным в течение девяти лет, истекших со времени оставления им поста министра финансов.

Размышляя о значении реформ С.Ю. Витте для современного общества, учёные делают выводы о необходимости постоянной государственной координации рыночных отношений с помощью экономических методов и стимулов (которые мы рассмотрели выше). Главный урок реформ Витте - возможность продолжительной финансовой и макроэкономической стабилизации лишь в сочетании монетарной, фискальной и промышленной политики, дополняемых разумным протекционизмом.

витте денежный реформа бюджет

Литература

1.Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: очерки. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2005. - 464 с.

2.Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. - СПб.: Наука, 1999. - 430 с.

.Павлова И.П., Владимирский Е.А., Оводенко А.А., Ильинская Е.М. История экономических учений: Учеб. пособие. 5-е изд. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 224 с.

.С.Ю. Витте - выдающийся государственный деятель России: тезисы докладов и сообщений научной конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения С.Ю.Витте. - СПб., 1999. - 288 с.

5.www.km.ru - Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003: статьи: «Финансы»; «Витте С.Ю.: статья Л. З. Слонимского «Витте» из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1911 - 1916)».


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!