Виды
работы
|
Кол-во
часов
|
Общая
трудоемкость
|
8
|
Лекционные
занятия
|
2
|
Практические
занятия
|
6
|
Блок занятий
. Вводный урок. Беседа о красоте и
функциональности костюма.
. Костюм Древнего Египта. Женский и мужской
костюм. Костюм знати.
Прически и украшения.
Выполнения предварительного эскиза, формат А5,
карандаш
. Создание эскиза женского или мужского костюма.
Формат - А4, материалы - гуашь, акварель, тушь
. Орнамент Древнего Египта, символика орнамента.
. Создание орнаментальной композиции
Формат А3, материалы - гуашь, акварель, тушь
. Возможности использования элементов костюма в
современной одежде.
Создание эскиза костюма.
Формат - А4, материалы - гуашь, акварель, тушь
Возможности использования элементов орнамента в
декорировании аксессуаров и бытовых предметов. Создание эскиза предмета.
Формат - А4, материалы - гуашь, акварель, тушь
. Обобщающий урок. Проведение выставки работ
учащихся.
Обсуждение работ, выявление достоинств и
недостатков.
Содержание теоретического материала
. Историческая справка о Древнем Египте.
Одной из наиболее ранних в истории является
культура Древнего Египта - высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в
долине Нила в III тысячелетие до н.э. Своеобразие этой цивилизации вполне можно
объяснить природными и географическими особенностями Египта. Нил в буквальном
смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на
берега плодородный ил и превратив её в сплошной сад.
Историю Древнего Египта делят на основные
периоды:
Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.),
Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.).
Основными занятиями древних египтян были
земледелие, скотоводство и ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество,
производство стекла).
Общество Древнего Египта состояло из различных
сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных
крестьян и рабов.
По политическому устройству государство было
деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью - рабовладельцами и
жрецами.
Скульптура, рельефы, фрески Древнего Египта
позволяют нам судить об эстетическом идеале красоты человека, основных типах и
формах его одежды.
Сквозь схематизм и условность изображения
явственно проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост,
широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с
современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные
пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз.
. Костюм Древнего Египта. Женский и мужской
костюм. Костюм знати.
Прически и украшения.
Египет по праву считается родиной льна.
Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения.
Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и
свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся
до наших дней. На 1 кв.см такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей;
240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 грамм. Ткач
ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал
натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было
отчетливо видно его тело.
Фактура полотна была разнообразной. Особенно
эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная
блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.
Наиболее почитаемым цветом был белый и его
оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом
или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый,
зеленый цвета узора. Черный не имел поздней траурной символики.
Кроме льна применялись кожа и мех, в основном
для изготовления одежды обрядового назначения.
В костюме Древнего Египта наиболее
распространенный вид одежды - драпирующийся. Позже накладной, но никогда не
распашной. Все драпировки обычно формировались со спинки наперед и
располагались спереди четкими, ритмичными формами, в то время как спинка
оставалась облегающей. Соответственно не было удлинения одежды сзади.
Древнее царство
Одежда египтян ранних перниодов отличалась
простотой. В условиях жаркого климата население не нуждалось в теплом платье:
одежда мужчин - в основном это была набедренная
повязка различной длины и различным образом драпированная. Называлась она
схенти. На талии схенти поддерживалась поясом - тонким ремешком или лентой со
спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии.
Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный
передник различной длины и ширины. Наиболее распространенная форма передника -
расширенная книзу или овальная.
одежда женщин состояла из куска материи,
обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя
бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для
царицы, и для рабыни. Поверх калазириса знатные женщины набрасывали плащ. Такой
плащ представлял собой четырехугольный кусок ткани, который придерживали рукой
на груди.
Дети обходились без всякой одежды.
Сословное различие в одежде выражалось лишь в
качестве ткани. Полотно, из которого она была сделана, отличалась
необыкновенной тонкостью. К одежде царей могли прикасаться лишь немногие
избранные, поскольку считалось, что она имела магическую силу.
Среднее царство
в связи с развитием, с одной стороны, ткацкого
ремесла, с другой - этических представлений египтян, форма одежды египтян
усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых
одежд, Она начинает удлиняться, а силуэт расширяется книзу, приобретая
пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.
Мужской костюм состоял из нескольких тонких
схенти, которые надевались один на другой.
Женская одежда особых изменений не претерпела,
лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на
сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с
круглым накладным воротником - оплечьем, который богато украшали стеклянными
бусами и драгоценными камнями.
Новое царство
характеризуется дальнейшим усилением классовых
различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких
дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений,
обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В
соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не
создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах.
Человек в ней кажется спеленутым. Из покоренной Сирии в Египет приходит новая
форма женского и мужского нарамника. Это накладная длинная одежда, выполненная
из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы,
сшитого по бокам до линии проймы. Распространенной одеждой было также
покрывало.
Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти,
треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо.
Воины носят передник и кожаный нагрудник.
Одежда сельской и городской бедноты не
изменяется.
Украшения
Основное декоративное значение в костюме египтян
имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего
царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески,
которые постепенно становились украшениями.
Дорогие, затканные золотом и драгоценными
камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали
солнечный диск. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески,
кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Браслеты на руках носили как женщины,
так и мужчины, на ногах - только женщины. Широкие браслеты изготовлялись из
разноцветных бус, нанизанных на шнуры, узкие - из золота, серебра, меди,
слоновой кости, электрона, рога, дерева, раковин. Только с времени Нового
царства среди египетских женщин распространился обычай носить серьги в ушах.
Древнейшими видами головных уборов фараона были
двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей - уреем - символом власти, и
клафт - большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной
треугольником).
Жена фараона носила головной убор из цветной
эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.
Жрецы во время обрядов надевали маски с
изображениями крокодила, ястреба, быка.
И мужчины, и женщины Древнего Египта носили
парики из растительного волокна или овечьей шерсти.
Знать надевала длинные парики с мелкими косичками
или трубчатыми локонами.
Рабы и крестьяне носили маленькие парики или
шапочки из льняной ткани.
Бороды мужчины брили, но часто носили
искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими
нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или
треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных
очков.
На сохранившихся фресках египтяне изображены в
основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи
носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии на вельможе можно было увидеть
лишь тогда, когда он одет парадную ритуальную одежду. Сандалии были простой
формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя
тонкими ремешками. В женских сандалиях ремни обычно связывались наглухо, и
сандалии можно было надевать как туфли. Сандалии знатных лиц, особенно женщин,
были богато украшены. На подошвах изображались различные бытовые и военные
сцены.
. Орнамент Древнего Египта, символика орнамента.
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в
те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать
орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно
человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический
элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и
злых сил.
Тоже самое относится и к украшению одежды.
Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не
удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
Зависимость человека от тайных сил природы
способствовала созданию более сложного орнамента - геометрического, который в
те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда
явления природы привели к поклонению им - дождю и ветру, луне и звездам, земле
и воде. Но центральное место отводилось солнцу - источнику света, тепла и
жизни. Часто встречающееся изображение круга связано с культом солнца, от
которого зависел урожай, а следовательно, судьба крестьянина-землепашца.
Со временем изображение солнца в виде круга с
лучами и изображение воды в виде волнистой линии потеряли изначальный смысл, но
они остались любимыми мотивами орнамента в народном искусстве. Розетка с
солнцем помещается обычно в центре, а волнистая линия воды обрамляет изделие
или же несколько рядов волнистой линии образуют сетку, покрывающую поверхность.
Аналогичное можно сказать и о другом мотиве орнамента - о спиралеобразном
завитке.
В зависимости от того, из каких элементов
состоит орнамент, его относят к тому или иному типу:
геометрический орнамент характерен для многих
эпох и народов. Основу построения такого орнамента составляет четкое
чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто
употребляется с другими типами орнамента. Прообразом геометрического орнамента
была природная форма. Например, круг символизирует солнце, плетенка - воду.
растительный орнамент - самый распространенный
послегеометрического. Растительный орнамент использует самый многочисленный
комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное
множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а
может быть упрощен до неузнаваемости.
В эпоху Древнего царства уже сложился
монументальный стиль египетского орнамента, выработались изобразительные
каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство
объясняется застойностью общественного порядка. Он тесно связан с религией,
обоготворявшей силы природы и земную власть.
Высшим культом был культ солнечного божества.
Солнечная символика многообразна: солнце изображали в виде крылатого шара, в
виде шара со множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом.
Круг - подобие солнечного диска - постоянно встречается в египетских
орнаментах.
Достоинством данного проекта авторской программы
является возможность применения этой схемы занятий для работы по изучению
истории костюма и орнамента Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Византии,
Китая.
Заключение
костюм египет орнамент программа
Данная курсовая работа имеет:
Научно-теоретическую значимость. В курсовой
работе собран и систематизирован материал по истории костюма и орнамента
Древнего Египта.
Методическую значимость. В курсовой работе
представлены разработанные автором: авторская программа, блок занятий.
Практическую значимость. Теоретический и
методический материал курсовой может быть использован преподавателями в
практической работе с учащимися ДХШ, в работе кружков. Также данная программа
может использоваться студентами художественного факультета на педагогической
практике.
Библиография
1. Авдиев
В. История Древнего Востока. - М., 1953.
. Андреева
А., Богомолов Г. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода От Древнего Египта до
модерна. - М., Паритет. -2004.
. Антология
культурологической мысли / Автор-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М.:
1999.
. Афанасьева
В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего
Востока. - М., 1976.
. Буткевич
Л. История орнамента. Учебное пособие. - М., Владос. - 2004.
. Гомбрих.
Э. История искусства. - М., 1998.
. Гутнов
А. Мир архитектуры. - М.: 2000
. Дмитриева
Н., Виноградова Н.«Искусство Древнего мира», М., 1986.
. Египет.
Путеводитель (Серия «ЛЕ ПТИ ФЮТЕ»). - М., Авангард. -2003.
. История
Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 1988.
. История
Древнего Мира. Ранняя древность. Кн. 1. - 1989.
. История
искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность /
под редакцией Доброклонского М.В. и Чубовой А.П. - М.: Изобразительное
искусство, 1998.
. Коростовцев
М. Религия Древнего Египта. - М., 1976.
. Лисичкина
О. Мировая Художественная культура. - С.-П.: 1999.
. Любимов
Л. Искусство древнего мира: М., Просвещение - 1971 г.
. Малая
история искусств: Искусство Древнего Востока / под общей редакцией Кацнельсона
И.С. - М.: Искусство, 1999.
. Манфред
Л. Египетский символизм. - М., 1998.
. Матье
М.Э. Во времена Нефертити, М.-Л., 1965.
. Матъе
М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных
искусств. - М., 1958.
. Межуев
В. Культура и история. - М.:2002.
. Мертц
Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы. - М., Центрполиграф. -2004.
. Мертц
Б. Красная земля, Черная земля Древний Египет: легенды и факты. - М.,
Центрполиграф. -2004.
. Моль
А. Социодинамика культуры. - М: 2000.
. Моран
Анри. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших
дней. - М.: Искусство, 2002.
. Морэ
А. Цари и боги Египта (Серия «Vita memoriae»). -М., Алетейа. -2002.
. Орнаменты
народов мира: Практическое пособие / Сост., сопроводит. текст С.Ю. Афонькиной,
Е.Ю. Афонькиной. - СПб.: Кристалл, 1998.
. Рак
И. Мифы Древнего Египта. - СПб., 1993.
. Тураев
Б. История Древнего Востока. - СПб., 2001.
. Фокина
Л. Орнамент. Учебное пособие . -М., Феникс., 2005.
. Химик
И. Древний Египет. Скифский мир. Хрестоматия. СПб.:«Лань» 2004.
. Шуринова
Р. Искусство Древнего Египта, М., 1974.
Приложения
Иллюстративный материал, использовавшийся на
уроках
Рис. 1 - Богиня - охранительница из гробницы
Тутанхамона в Фивах
Рис. 2 - Парадный трон фараона Тутанхамона из
гробницы в Фивах
Рис. 3 - Пекторали (нагрудное украшение в виде
прямоугольной пластины, которую клали на грудь умершему)
Рис. 4 - Роспись в гробнице
Рис. 5 - Скульптура
Рис. 6 - Рельеф
Рис. 7 - Орнамент Древнего Египта
Рис. 8 - Эскиз костюма египтянина. Морева
Марина, 14 лет
Рис. 9 - Эскиз костюма египтянки. Штраух Мария,
13 лет
Рис. 10 - Эскиз орнаментальной композиции.
Терешин Василий, 12 лет
Рис. 11 - Эскиз современного костюма по мотивам
костюма Древнего Египта. Левандовская Юлия, 15 лет
Рис. 12 - Эскиз современного костюма по мотивам
костюма Древнего Египта. Сарычева Александра, 14 лет
Рис. 13 - Эскиз настольной лампы. Филиппова
Юлия, 14 лет