Занимательное изучение лексики и фразеологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    181 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Занимательное изучение лексики и фразеологии

Введение

Формирование интереса - одна из важнейших составных частей обучения. Интерес влияет на то, в какой степени целеустремлённо, увлечённо приобретают школьники знания.

Увлекают ли учеников уроки русского языка?

Статистика, выведенная путём опроса значительного количества учащихся, говорит о том, что в школе интерес у них к русскому языку в целом невелик. Однако он обычно резко возрастает, если преподаватель - яркий, талантливый человек.

Учитель должен предстать перед учащимися личностью, человеком, который ведет за собой, увлекает своей любовью к предмету.

Вызвать интерес к предмету, закрепить его даже для опытного учителя - труд не одного дня.

Интерес к предмету прежде всего связан с мотивами учения. Учитывая их, можно более успешно строить процесс обучения. В развитии у учащихся интереса к предмету вычленяются такие этапы:

)   занимательно, поэтому интересно;

2)      вера в слово учителя о значимости предмета;

)        осознание практической потребности в знаниях по предмету.

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.

Учебно-педагогическая игра на уроке

Сознательность в изучении грамматики немыслима без живого интереса к языку, к его неисчерпаемому богатству, могучей действенной силе и выразительности. Умелое использование материалов по занимательной грамматике как на уроках. Так и во время внеклассной работы воспитывает у учащихся любовь к русскому языку, а тем самым бережное отношение к нему.

Психологи Л. С. Выготский, В. М. Теплов, Л. И. Рувинский утверждают, что применение дидактических игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики как воображение, память, эмоции, речь. Кроме того, дидактические игры позволяют отрабатывать практические умения и навыки.

Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова

Во вступительной беседе следует кратко рассказать о многозначности (полисемии), которая придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике.

Многозначность слова - это его способность употребляться в разных значениях. Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими словами, то и смысл многозначного слова можно определить лишь в контексте - в предложении или, в крайнем случае, в сочетании слов. Одно из значений многозначного слова должно быть основным или сходным, остальные же - это вторичные значения.

С целью иллюстрации многозначности слова интересно процитировать стихотворение В. Остина:

Дорога

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звёзд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Можно предложить детям ответить на шуточные вопросы:

.   Какой иглой не сошьёшь рубахи?

2.      В каком магазине ничего не купишь?

.        Что можно набрать, ничего не беря в руки?

.        Можно ли считать, не имея в виду чисел?

Омонимы

Не следует смешивать многозначные слова с омонимами. Как бы не отклонилось вторичное значение слова от основного при многозначности, оно всё же не теряет с ним внутренней связи. Омонимы же - одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова. В большинстве случаев образовались они вследствие случайного совпадения различных слов. Так слово брак в значении супружество происходит от русского глагола брать (укр. побрались - поженились), а брак в смысле недоброкачественной продукции - от немецкого слова brack. Такое же совпадение возникло и в глаголе жать от совершенно различных слов жму и жну (первоначально они были различны: жьмти и жьнти).

Загадки

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несёт меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкнуло в замке

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там всё время ни гугу.

(Ключ)

Игра «Уточни одним словом»

Ведущий записывает на доске омонимы: мир, свет, лук, брак, пол, мех, пар, рак, стопа, шашка, нота, ласка, топить и т.д.

Задача учащихся - записать данные омонимы парами и дописать к каждому из них по одному слову (любой части речи) так, чтобы уточнить его значение.

Загадки - шутки

.   Какое государство можно носить на голове?

2.      Какой город летает?

.        В каком гнезде не бывает яиц?

Омофоны - это слова, совпадающие по произношению, но различные по написанию и значению. Например: Несёт меня лиса в дремучие леса.

Игра «Кто лучше»


Омографы

Разновидностью омонимов являются омографы, т.е. слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения.

Можно предложить учащимся подобрать слова, смысл которых зависит от перемещения ударения. Например: мука, замок, жила, ворот и т.д.

Синонимы

Синонимы - это слова, различные по звучанию, но совпадающие или близкие по значению. При этом обычно, характеризуя предмет с одной стороны, каждый из синонимов даёт какой - либо оттенок основного значения.

Увеличивая словарный состав языка, синонимы служат одним из показателей его богатства. Знание синонимов необходимо учащимся для того, чтобы иметь возможность выражать свои мысли наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками. Важно помнить, что знание языка зависит не только от богатства словаря, но и от умения выбрать нужное слово из ряда других, близких по значению.

«Спрятанные слова»

Заполните клетки синонимами к словам, которые помещены ниже. И из начальных букв сверху вниз составится общее название этих слов.

 


















































Торопиться, учить, догнать, осилить, известие, удивить, думать.

Загадки

.   Я синоним - осьминога,

А без с - в метле нас много.

.   Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я …

.   Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток;

Пока начнётся новый акт,

Мы называем всё …;

На время что - то прекратив,

Мы объявляем…;

В борьбе, труде устали слишком -

Дают уставшим…;

После урока непременно

Нужна ребятам…

Антонимы

Антонимы - это слова с противоположным значением, обозначающие контрастные понятия. Как правило, к антонимам относят разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные антонимы, образованные с помощью антонимичных и отрицательных приставок.

При подборе антонимов не следует упускать из виду явления многозначности и омонимичности: слову мелкий в значении глубины соответствует антоним глубокий, а в значении величины, размера - крупный.

Занятия по подбору антонимов не только обогащают словарный запас учащихся, но и развивают их мышление, делают их речь логически последовательной, яркой и эмоциональной.

Загадки - складки

.   Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, а зовут меня - …

.   Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я …

.   Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

.   Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …

.   Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь…

Игры с антонимами

Назвать пару слов - неприятелей (соперников, “слов-наоборот”).

Среди трех слов детям необходимо узнать пару антонимов, повторить их и доказать правильность ответа (высокий - большой - низкий).

“ Выбрать из 3-4-х слов одно противоположное по смыслу”.

Слова подбирала, связанные по ситуации, которые вне контекста не являлись антонимами, тем самым осложняла выбор. Обязательно просила дать аргументированный полный ответ, активизируя мышление, развивая навыки построения связного высказывания. Например, из ряда лесник - лес, охота, дровосек, дети выбрали слова-соперники лесник и дровосек. Потому что лесник сажает, охраняет деревья, а дровосек их срубает.

“Закончи предложение словом-неприятелем”.

Более сложный вариант выполнения задания, поскольку при ответе дети опирались только на свой активный словарь (У подберезовика ножка темная, а шляпка…). Затем нужно было повторить пару антонимов светлая - темная. Придумать свое предложение с этой парой.

Березовая кора светлая, а еловая… темная.

“Сравни”. Детям предлагались два предмета и параметр, по которому их можно противопоставить. Нужно было построить предложение с противительным союзом “а” и самостоятельно подобрать нужную пару антонимов. Например, сравни по высоте куст и дерево - Дерево высокое, а куст низкий. словарный запас игра урок

Игра с мячом “Скажи наоборот” проводилась для закрепления материала и противопоставления лексики в рамках заданной темы (броски мяча можно заменить пантомимой): начинается-кончается, утро-вечер, теплеет - холодает, сыро - сухо, ясный - пасмурный, радостно - грустно, заморозки - оттепель, и т.д.

Занятия по расширению словарного запаса учащихся

Игры, задачи, загадки, вопросы и прочие занятия способствуют обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывают умение быстро подобрать нужное слово, различать смысл сходных по звучанию слов, давать различным словам краткие , точные объяснения.

Игра «Различай слова»

Ведущий записывает на доске слова: здравица - здравница, недоумение - недоразумение, отчаяние - отчаянность, усвоить - освоить, невежа - невежда и др. Затем коллективно выясняется значение каждого слова и употребление его в речи. За правильное толкование слова и удачный пример употребления его в речи учащемуся засчитывается по одному очку. В случае затруднения ведущий подсказывает пример употребления слова в речи, после чего выясняется его значение. Например: здравица - заздравный тост, т.е. краткая речь с пожеланием здоровья. Гость провозгласил здравицу в честь юбиляра. Здравница - санаторий или дом отдыха. В здравницах Крыма отдыхает много людей.

Шарады

.   Мой первый слог на дереве,

А в целом я материя

И на костюм гожусь. (Сукно)

.   Мой первый слог тягуч и сладок,

Второй - частица, вместе - зверь,

Живёт в лесу, на ульи падок.

Ну угадал его теперь? (Медведь)

.   Моё начало - буква алфавита,

Она всегда шипит сердито;

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит. (Шмель)

Задания

Задание 1. Третье лишнее.

Из группы слов вычеркните одно, неродственное двум другим.

Вода, водитель, наводнение.

Рисунок, рисовый, зарисовка.

Горец, горе, гористый.

Носилки, носатый, поднос.

Гора, гореть, загорелый.

Столик, застольная, столетие.

Ответы. Водитель, рисовый, горе, носатый, гора, столетие.

Задание 2. Таблицы.

Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное в единственном числе, именительном падеже.

) Ответы. 1) Корыто, корнет, король, корица, корона…; 2) свеча, смена, сцена, слеза…

)



























)



























Задание 3. Хочешь приз?

Вспомните слова, в которые «вмонтировано» слово приз. Например, каприз.

Ответы. Признательность, признак, призрачность, признак, капризный…

Задание 4. Анаграммы.

Анаграммы - слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв, например, куст - стук.

Составьте цепочки из двух-четырех слов-анаграмм:

Клоун, крот, давление, парадокс, спаниель.

Ответы. Клоун - уклон - колун - кулон; крот - корт…

Задание 5. Метаграммы.

Метаграммы - слова, получающиеся при замене одной буквы другой.

Выполните цепочку превращений, меняя при каждом ходе только одну букву. Все промежуточные слова должны быть значимыми, например: Мама - Лама - лаПа - Папа.

Волк…коза; час…год;

тесто…булка; муха…слон;

миг…час…год…век…эра.

Задание 6. Псевдоанаграммы.

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.

НЕАП НОКУС ФРАЖИ

НАУЛ СЕЛЬР ТРАНОК

ЛАГФ ЛОЕКЬ БУРАЖД

ЛИОШ МАНЕС ДРОВОП

РКАО ЛУТЕР РЕГОЦУ

Ответы. Пена, луна, флаг, шило, кора…

Задание 7. Палиндромы.

Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Варианты ответов: поп, кок, дед, шалаш, Аргентина манит негра, я ем змея, он ест сено, знамо даже у ежа дома НЗ, у дуба буду, догу год, около Миши молоко, Олесе весело, а ремень не мера, искать такси, тут как тут…

Задание 8. Волшебный квадрат.

Расставьте в свободных клеточках квадрата буквы так, чтобы в столбцах и строках с одинаковыми номерами были записаны одинаковые слова.

)



























)



























Ответы. 1)Рука, узор, кора, араб; 2) торф, осел, репа, флаг.

Задание 9. Тест.

Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

ме( )олад; у( )ова;

фор( )ник; гор( )олад;

жел( )син; на( )ня;

там( )ка; за( )ец;

вам( )ат; свир( )ник;

дра( )ура; кар( )на;

киш( )ей; по( )атка;

кар( )емец; ам( )ак;

вам( )амида; го( )кот;

вос( )арь; вок( )арь;

вок( )ежь; ков( )ня;

Ответы.

Ме(шок)олад; у(гол)ова;

фор(ель)ник; гор(шок)олад;

Жел(ток)син; на(род)ня;

Там(бур)ка; за(бор)ец;

Вам(пир)амида; го(бой)кот;

Вос(ток)арь; вок(зал)ежь;

Ков(бой)ня; по(мол)оток;

Каб(лук)ошко; вам(пир)ат;

Свир(ель)ник; дра(кон)ура;

Кар(тон)на; киш(лак)ей;

По(рог)атка; кар(туз)емец;

Ам(барак).

Задание 11. Найдите слово.

Решите следующие задачи, пользуясь ключом - примером.

Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА.

Решение: зачеркнув буквы слова шишка, получаем растение сосна. Так же решаются остальные задачи.

) Уберите одежду, а найдите монету. ДСАРРААХФМАНА.

) Какие здесь родственники? СПЛЕЕМСЯТННРИАК.

) Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА.

) Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ.

) Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ.

) Какие оценки имеет нерадивый ученик? ДЛОВДЫОЙРКЬИ.

) Кто стучится в дверь ко мне? ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН.

) Узнайте в охапке цветок. БФЛУКОЕКТС.

) Кто съел весь сыр? СЕМЫРШАКЯА.

Ответы. 1) Драхма - сарафан; 2) сестра - племянник; 3) школа - незнайка; 4) четыре - восемь; 5) август - среда; 6) двойки - лодырь; 7) добрый почтальон; 8) букет - флокс; 9) серая мышка.

Фразеологизмы

Помимо слов, для наименования предметов, признаков и действий используются фразеологизмы, т. е. устойчивые сочетания слов, которые по семантике приравниваются к отдельному слову, например: бить баклуши - бездельничать, пустить красного петуха - поджечь, тёртый калач - опытный человек и т.д.

Фразеологизмы, являясь названиями предметов, признаков, действий, как и слова, воспроизводятся в речи в готовом виде, поэтому входят в лексическую систему языка и рассматриваются в лексикологии как её особые единицы.

Фразеологизм в целом как отдельное слово имеет лексическое значение, и этим он отличается от свободного сочетания слов.

Изучение фразеологизмов расширяет представление учащихся о богатстве словарного состава русского языка, служит формированию их научного мировоззрения, углубляет представление учащихся об исторических изменениях в языке («превращение» словосочетания в слово), обогащает из речь новыми фразеологизмами.

О фразеологизмах ученики должны знать следующее: определение, признаки сходства фразеологизмов со словами и словосочетаниями, наличие лексического значения у фразеологизма, синонимов и антонимов среди фразеологизмов, образный характер фразеологизмов, их роль в художественных произведениях, способ отражения фразеологизмов в толковых словарях.

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?


. Слово - ..., а молчание - золото (серебро). 2. Авось да как-нибудь до добра не ... (доведут). 3. Доброе ... и кошке приятно (слово). 4. Делу ..., потехе час (время). 5. Где тонко, там и ... (рвется). 6. Копейка ... бережет (рубль). 7. Один с сошкой, а ... с ложкой (семеро).

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», - ворчал Васюткин дедушка ... (Афанасий). 2. Далеко ушли рыбаки в низовья ... и наконец остановились (Енисея). 3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» - вспоминались ему слова отца и деда (тайга). 4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота ... («Игарец»). 5. Фамилия автора рассказа (Астафьев). 6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу - ... (глухаря). 7. Заночевать решил Васютка на берегу ... (озера). 8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел ... (кедровку).

 

Игра «Лото»


Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

Бабочка Красная строка Бегемот Избивать Штиль Воитель Пурпурный Аспид Голубой Опрятный Фуфайка Болван


Выводы

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Думаю, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает в жизни ребенка и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Игра требует от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит.

В 1989 году в издательстве “Русский язык” вышла книга П.М.Баева “Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ”. Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1. игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2.      правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

.        игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

.        игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

.        в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1. соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2.      доступность для учащихся данного возраста;

.        умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:

1. ролевые игры на уроке (инсценирование);

2.      2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

.        игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

.        использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

.        различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян “Язык мой - друг мой”.

Приложение

Урок-игра «Счастливый случай»

Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология»

Цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология».

1. Слово капитанам команд

Связный ответ по теме «Лексика и фразеология» по плану, который есть у учащихся в тетрадях, с использованием схемы-таблицы.

. Что такое лексикология? 2. Однозначные и многозначные слова. 3. Омонимы, синонимы, антонимы. 4. Общеупотребительные и необщеупотребительные (профессиональные, диалектные) слова. 5. Исконно русские и заимствованные слова. 6. Устаревшие слова и неологизмы. 7. Фразеологизмы.

2. Один за всех, а все за одного

Учитель называет тему «Устаревшие слова», команды выбирают номера вопросов (по 2 вопроса каждой команде). Примерные вопросы командам

. Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и запишите предложение по схеме: [сущ. им. п. - сущ. им. п.].

. Во фразеологизмах ни пяди не отдать, косая сажень в плечах найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения.

. Используя устаревшие слова, опишите древнерусского воина (по рисунку из учебника истории).

. Найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А.Пушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта.

В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал.

3. «Счастливый случай»

Учитель называет темы: «Заимствованные слова» и «Профессиональные слова». Учащиеся сами выбирают тему и по одному вопросу. Если «повезет», то можно заработать вместо одного балла два, так как есть вопросы, ответы на которые совпадают в этих двух темах.

. Что означает слово литера? Составьте словарную статью для толкового словаря. Литера, -ы, ж. Спец. 1. Буква. 2. Брусочек с выпуклым изображением буквы (в типографском наборе). Вам «повезло», так как слово литера есть в теме «Заимствованные слова»: оно латинского происхождения.

. Что означает слово пенальти? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов. Пенальти (англ. букв. «наказание», «штраф») - одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам противника в футболе. А вот этой команде «не повезло», так как слово пенальти общеупотребительное и его нет в теме «Профессиональные слова».

4. Ты - мне, я - тебе

Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С.И. Ожегова ответьте на вопрос: «Чудь - это синоним слова чудо, название племени или растение?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении - ответе на вопрос.

5. Темная лошадка

Незнайка читает стихи, учащиеся его не видят. Нужно отгадать, кто пришел к ним в гости.

Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.

Здравствуйте, ребята! Ну конечно же, это снова я - Незнайка. В прошлом году мне так понравилось у вас, что я решил еще раз побывать в гостях на уроке-игре «Счастливый случай». Когда Знайка провожал меня к вам, сказал: «Смотри, Незнайка, не сядь там в калошу!». Я всю дорогу думал: «При чем тут калоша? У меня ее и нет даже». А как вы думаете: почему Знайка так сказал мне на прощание? - А вот еще один вопрос меня мучает. Поднимался я к вам на второй этаж, услышал, как Вера Михайловна говорит одному мальчику: «Золотые у тебя, Вова, руки». Посмотрел я на руки Вовы: самые обыкновенные. Почему же золотые, никак не пойму?! Может, вы знаете, ребята? - А еще я приготовил для вас шуточные рисунки. Какие фразеологизмы я попытался проиллюстрировать? - А вот вам сюрприз от Знайки. Он сказал, что в прошлом году вы читали басни И.А. Крылова. Из его басен часто используются в речи афоризмы. Он просил меня передать вам эти конверты, в которых задания командам.

Из каких басен И.А. Крылова взяты эти афоризмы, что они означают и когда употребляются в речи?

. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? 2. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. 3. Слона-то я и не приметил. 4. Медвежья услуга. 5. Услужливый дурак опаснее врага. 6. А Васька слушает да ест. 7. Тришкин кафтан. 8. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. 9. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. 10. Демьянова уха.

Мне очень понравилось у вас, ребята! Можно остаться у вас в гостях до конца урока и работать с вами?

6. Заморочки из бочки

- Чем различаются по своему значению слова абонент - абонемент? - Укажите, в чем заключается индивидуально-авторская переработка фразеологизма. Назовите общеупотребительную его форму. Объясните, с какой целью А.Чехов изменил его первоначальный вид. Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю ивановскую. - У какого бора никогда нет листвы и хвои? - Всякий ли пар способен подниматься кверху? - Не вставая с места, покажите, что у газеты появились ноги. - Что нужно разбить: яйцо, лед или стекло, чтобы получить выбитки? - Опасны ли хабубы в пустыне? Если опасны, то почему? - Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной? - Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?

7. Гонка за лидером

1. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов.

Яблоку негде упасть, вывести на чистую воду, делать из мухи слона, за тридевять земель, зарубить на носу, засучив рукава, иметь голову на плечах, в двух словах, в двух шагах, одного поля ягода, водить за нос, бить баклуши, сломя голову, себе на уме, клевать носом, как рыба в воде, семь пятниц на неделе, оказаться между двух огней, в три ручья, стричь всех под одну гребёнку, убить двух зайцев, на всех парусах, садиться не в свои сани, взять голыми руками, раз, два и обчёлся, со всех ног, без году неделя, как свои пять пальцев, скрепя сердце, ни свет ни заря, быть на седьмом небе, ломать голову, как снег на голову, как в воду канул, болеть душой, в два счёта, задирать нос,

вставлять палки в колёса, два сапога - пара, сидеть сложа руки, повесить нос, кривить душой, спустя рукава, от корки до корки, вызывать огонь на себя, заблудиться в трёх соснах, на все четыре стороны, гнаться за двумя зайцами, кусать себе локти, брать себя в руки, с три короба, не покладая рук, рукой подать, в час по чайной ложке, стреляный воробей, душа в душу.

. Словарный диктант в форме кроссворда


. Эластичный материал, получаемый путем вулканизации каучука (резина). 2. Сильно удивлять, производить сильное впечатление (поражать). 3. Зеленовато-голубой цвет (аквамарин). 4. Член КПРФ (коммунист). 5. Краски, разводимые на воде (акварель). 6. Человек одинакового возраста с кем-нибудь (ровесник). 7. Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей на столбах (терраса). 8. Старый заслуженный работник (ветеран). 9. Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа). 10. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (караван). 11. Синоним к слову багровый (кровавый). 12. Темно-красный (бордовый). 13. Заявить о своем несогласии (возражать). 14. Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты (атмосфера). 15. Воспроизводить, оттискивая с типографского набора, размножать с помощью специальных аппаратов (печатать). 16. Ограда по краю лестницы (перила).

. Тестирование

. Укажите заимствованное слово.

а) стена, б) белокурый, в) ветеран, г) стул.

. Укажите устаревшее слово.

а) приказчик, б) бумага, в) писатель, г) отрывок.

. Укажите профессиональное слово.

а) книга, б) изобретение, в) печать, г) зубило.

. Укажите диалектное слово.

а) морковь, б) овощи, в) свекла, г) бурак.

. Укажите неологизм.

а) соревнование, б) луноход, в) аппарат, г) корабль.

. Укажите фразеологизм.

а) Петя плохо работал. б) На уроке Петя работал спустя рукава. в) Он не выполнил задания. г) Он бездельничал.

. Укажите раздел, изучающий лексику.

а) лексикология, б) синтаксис, в) фразеология, г) фонетика.

. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?

а) свежий костюм, в) свежий воротничок, б) свежий журнал, г) свежий хлеб.

. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки?

а) Таня чувствует себя на катке хорошо. б) Ученик прочитал книгу до конца. в) Змей Горыныч унес царевну далеко. г) Оля сильно покраснела.

. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?

а) перен., б) обл., в) спец., г) устар.

8. Подведение итогов урока-игры, награждение команды-победительницы

Конкурс знатоков русской фразеологии

Игра-соревнование «Фразеологический зверинец»

-9 классы

Цели игры-соревнования:

·    пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами;

·              научить использовать их в своей речи;

·              побудить школьников как можно чаще обращаться к фразеологическому словарю.

Вступительное слово учителя

Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать, ведь только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Что обозначает тот или иной фразеологизм, каковы его особенности? На эти вопросы дает ответ вышедший в 1967 году «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. По существу, это первый фразеологический словарь в точном смысле слова. Он содержит свыше 4000 словарных статей. Чтобы показать, как фразеологизм употребляется в речи, каждое его значение иллюстрируется цитатами из произведений художественной и публицистической литературы.

В 2002 году Словарю исполняется 35 лет. Он верно и надежно служит целям углубленного изучения фразеологического богатства русского языка. Этой дате мы посвящаем конкурс знатоков русской фразеологии «Фразеологический зверинец» (рассматриваются фразеологизмы, в которых встречаются названия животных, в качестве примеров можно также приводить фразеологизмы с прилагательными, образованными от существительных, обозначающих животных).

В начале конкурса слушаем сообщение заранее подготовленного ученика «Как пользоваться “Фразеологическим словарем русского языка” под редакцией А.И. Молоткова?» (принципы расположения фразеологизмов в словаре, оформление заголовка словарной статьи, разработка словарной статьи, система ссылок).

Затем учитель представляет команды, участвующие в конкурсе, членов жюри, рассказывает о ходе и условиях игры. Основным правилом в ходе игры является следующее: команды отвечают поочередно, если одна команда не справляется с заданием, то право ответа использует вторая команда.

1-й этап. Разминка

Учитель читает толкование фразеологизма, учащиеся называют соответствующий фразеологизм.

Недоуменно, тупо, не понимая, не соображая ничего; растерянно, глуповато уставился, смотрит. (Как баран на новые ворота.)

Начинать действовать энергично, решительно и сразу с самого главного. (Брать быка за рога.)

Человек, прикрывающий свои дурные намерения, действия маской добродетели; лицемер. (Волк в овечьей шкуре.)

Свободно, непринужденно, хорошо (чувствовать себя где-либо) (Как рыба в воде.)

Очень далеко, в самые отдаленные места (выслать, загнать, попасть и т.п.). (Куда Макар телят не гонял.)

2-й этап

Дайте толкование фразеологизмов.

Буриданов осел - крайне нерешительный человек, колеблющийся в выборе между двумя равносильными желаниями, между равноценными решениями и т.п.

Валаамова ослица - 1) покорный, молчаливый человек, который неожиданно для окружающих выразил свое мнение или протест; 2) глупая, упрямая женщина.

Заблудшая овца (овечка) - человек, сбившийся с правильного жизненного пути.

Биться как рыба об лед - тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.

Ни рыба ни мясо - ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.

Ловить рыбу в мутной воде - извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.

Как рак на мели - в крайне затруднительном положении.

Когда (пока) рак свистнет - неизвестно когда; в неопределенном будущем; никогда.

Извиваться змеей (ужом) - льстить, угодничать, подхалимничать; изворачиваться, ловчить, хитрить и т.п.

Отогревать (согревать) змею на груди (за пазухой) - проявлять внимание, заботу, любовь и т.п. к человеку, который впоследствии платит за это неблагодарностью.

Змея подколодная - злобный, коварный, опасный человек.

До зеленого змия - напиваться мертвецки, быть пьяным до галлюцинаций, нервного расстройства и т.п.

Какая муха укусила (кого-либо) - чем вызвано такое странное поведение; что случилось с кем-либо; о непонятном, необъяснимом поведении кого-либо.

Как сонная муха - вяло, неторопливо, еле-еле (делать что-либо). О человеке.

Белые мухи - снег, снежинки. О падающем снеге.

Делать из мухи слона - сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незаслуженно большое значение.

Мухи дохнут (мрут) - невыносимо скучно.

Мухи не обидит - кроткий, безобидный, добрый.

Под мухой, с мухой - в состоянии опьянения или в состоянии легкого опьянения, навеселе.

Как муху проглотил - недоволен, имеет кислый вид.

Муху раздавить - выпить хмельного, клюкнуть.

Медведь на ухо наступил - кто-либо совсем лишен музыкального слуха.

Делить шкуру неубитого медведя - распределять прибыль от еще не осуществленного дела, предприятия.

Медвежий угол - отдаленное, глухое, малонаселенное место; захолустье.

Конь (еще) не валялся у кого, где - ничего еще не начато, не сделано кем-либо.

Оседлать своего (любимого) конька, садиться на своего (любимого) конька - начать говорить, рассуждать, распространяться на излюбленную тему.

Не в коня корм - не идет на пользу кому-либо. О пище, о еде; не может быть должным образом оценено, понято кем-либо. О том, что делается для кого-либо.

Врет как сивый мерин - бессовестно, беззастенчиво, беспредельно.

Темная лошадка - о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.

Рабочая лошадка - о трудолюбивом человеке, безотказном работнике.

3-й этап

Назовите фразеологизмы, в состав которых входит название животных.

Козел отпущения, белая ворона, мокрая курица, глухая тетеря (тетерев), кот в мешке, волк в овечьей шкуре, канцелярская крыса, травленый волк, сонная тетеря, золотой телец, слепая курица, старый волк, старый воробей, стреляный воробей, змея подколодная, красный петух, валаамова ослица, буриданов осел, морской волк, гусь лапчатый, драная кошка, дойная корова, Лиса Патрикеевна.

Какова особенность строения данных фразеологизмов? (Это в основном именные фразеологизмы: сущ. + сущ., прил. + сущ.)

4-й этап

Ученики получают карточки, на которых написаны толкования фразеологизмов. Ведущий называет фразеологизм. Ученик, обнаруживший у себя карточку с его толкованием, поднимает руку, читает толкование и придумывает ситуацию, в которой может употребляться оборот.


Менять (променять) кукушку на ястреба - из плохого выбирать худшее, ошибаться в расчетах.

По щучьему велению - чудесным образом, само собой, без вмешательства кого-либо.

Как (что) слону дробина - совершенно недостаточно, слишком мало.


Заморить червячка (червяка) - перекусить; слегка утолить голод.

Как черепаха, черепашьим ходом, черепашьим шагом - очень медленно.

Беден как церковная крыса (мышь) - очень, до крайней степени (беден).

Тянуть кота за хвост - нудно, медленно говорить.

Хоть волком вой - выражение отчаяния, бессилия, невозможности что-либо предпринять, чтобы выйти из затруднительного, тяжелого или безвыходного положения.

Как угорелая кошка - в исступлении, бессмысленно (бегать, метаться и т.п.).

Убить двух зайцев - одновременно выполнить два дела; добиться осуществления двух целей.

Телячий восторг - бессмысленный, беспричинный (восторг).

Телячьи нежности - чрезмерные или неуместные (нежности).

Как лунь седой (белый) - совершенно, совсем (седой, белый).

5-й этап

На доске помещены рисунки с изображением собаки, кошки, свиньи, слона, соловья, сельди, козла (козы), ласточки, вороны, мыши, курицы. Какие фразеологизмы пришли вам на память в связи с этими рисунками? С приведенными фразеологическими оборотами составьте предложения.

Свинья. Подкладывать свинью, метать бисер перед свиньями, разбирается (смыслит, понимает) как свинья в апельсинах.

Слон. Делать из мухи слона.

Собака. Вешать собак (на кого), вешать собак на шею (кому), как (что) собак нерезаных, собак гонять, вот где (в чем) собака зарыта, каждая собака, устал как собака, (как) собака на сене, ни одна собака, (нужен) как собаке пятая нога, собаке под хвост, (жить) как кошка с собакой, собаку съел, собачья радость, ко (всем) чертям собачьим, на кой пес, пес меня возьми, пес (его) знает, пес с ним, ко (всем) псам, псу под хвост.

Соловей. Заливаться соловьем.

Ласточка. Первая ласточка.

Ворона. Ни пава ни ворона, ворона в павлиньих перьях.

Мышь. Надулся как мышь на крупу, беден как церковная мышь, мышей не ловит, мышиная возня, играть в кошки-мышки.

Курица. Писать как курица лапой, мокрая курица, носится как курица с яйцом (с кем, с чем), слепая курица, денег куры не клюют, курам на смех.

Кошка (кот). Кот наплакал, купить кота в мешке, тянуть кота за хвост, драная кошка, жить как кошка с собакой, как угорелая кошка, черная кошка пробежала (проскочила), играть в кошки-мышки, кошки скребут на душе (на сердце).

Козел (коза). Отставной козы барабанщик, драть козла, пускать козла в огород, драть (пороть, сечь) как сидорову козу, козел отпущения, на козе не подъедешь, на козе не объедешь.

6-й этап

Игра «Закончите фразеологизм и включите его в предложение (или словосочетание): лить крокодиловы слезы»


Крокодиловы (слезы), осиное (гнездо), как корова языком (слизала), идет как корове (седло), комар носа (не подточит), заячья (душа), гоняться за двумя (зайцами), как с гуся (вода), гусей (дразнить), считать (ворон), короче воробьиного (носа), куда ворон (костей не заносил), хоть волком (вой), брать быка (за рога), сказка про белого (бычка), вертеться как (белка в колесе), гнуть в бараний (рог), как баран (на новые ворота), волчий (аппетит), реветь (белугой).

7-й этап

Игра «Кто больше?» Вспомните (за определенное время) как можно больше фразеологизмов со словом птица.

Вольная птица (пташка), желторотый птенец, важная птица, жить как птица небесная, птица высокого полета, видно птицу по полету, с птичьего полета, на птичьих правах, птичье молоко.

8-й этап

Объясните происхождение следующих фразеологических оборотов (по 3 фразеологизма для каждой команды): курам на смех, лебединая песня, козел отпущения, птичье молоко, где раки зимуют, крокодиловы слезы. Можно в качестве примера рассказать о происхождении одного или нескольких фразеологизмов.

Фразеологизм как с гуся вода является частью древнего заклинания, которое произносили знахарки над больным или заботливые родители, купая своих детей: С гуся вода, а с нашего мальчика (девочки) - худоба (болезнь). Люди простодушно верили, что при этом болезнь сойдет так же бесследно, как с гуся вода. Известно, что у гусей, как, впрочем, и у других водоплавающих птиц, перья покрыты жирной смазкой. Поэтому вода и не смачивает их перья, скатываясь каплями, чего не скажешь о курице.


Гол как сокол

В этом фразеологизме сокол не птица, а гладкое дубовое бревно, стенобитное орудие, которым в древности ломали стены вражеских крепостей. Сокол этот действительно был гол, на его гладкой поверхности не было ничего лишнего.

9-й этап

Конкурс капитанов. На тему одного из фразеологизмов (по выбору капитана) придумайте небольшой рассказ.

10-й этап

Выставка рисунков «Фразеологизмы поняты буквально» (рисунки команды готовят заранее).

11-й этап

1. Что такое факультативные компоненты фразеологизма? (Фразеологизм может быть употреблен в речи или в полном, или в неполном составе, то есть отдельные компоненты у некоторых фразеологизмов могут в одних случаях опускаться, в других - сохраняться. Например: пускать (красного) петуха, садиться на своего (любимого) конька.)

. Как авторы «Фразеологического словаря русского языка» характеризуют фразеологизмы стилистически? (Большинство фразеологизмов употребляется в разговорной речи. Многие фразеологизмы имеют стилистически сниженную характеристику: просторечные (нужен как собаке пятая нога), грубо-просторечные (пришей кобыле хвост). В словаре отмечаются книжные фразеологизмы: буриданов осел. Некоторые фразеологизмы сопровождаются в словаре пометами «шутл.», «ирон.», «пренебр.», «неодобр.», «бран.» и др.)

. Что означают в заголовке словарной статьи ломаные, квадратные и круглые скобки? (В ломаных скобках даются факультативные компоненты фразеологизма: <как> собака на сене. В квадратных скобках даются лексические варианты компонентов фразеологизма: драть [пороть, сечь] как сидорову козу. В круглых скобках даются варианты компонентов фразеологизма: ума (уму) помрачение.)

. Что в заголовке словарной статьи дается полужирным курсивом, а что - светлым? (Обязательное словесное окружение фразеологизма дается в заголовке словарной статьи полужирным курсивом в том месте, в котором оно обычно ставится в речи: денег куры не клюют. Светлым курсивом даются указания на наиболее типичные или единственно возможные синтаксические связи фразеологизма со словами контекста: вешать собак на кого.)

Игра-соревнование завершается подведением итогов, награждением победителей. Учитель кратко анализирует работу учащихся, отмечает самых активных, высказывает пожелания.

Похожие работы на - Занимательное изучение лексики и фразеологии

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!