<#"600560.files/image001.gif">
Схема 1 - Классификация доходов по разделам
.3 Особенности планирования бюджета на
современном этапе
В каждый данный момент приемлемый для той или
иной страны уровень государственных расходов определяется, прежде всего,
объемом доходов, которые государство в состоянии мобилизовать в бюджет, исходя
из действующего налогового законодательства, масштабы теневой экономики и
прогнозных показателей социально-экономического развития страны, а также
установленным предельным уровнем дефицита бюджета.
Важнейшей составляющей механизма формирования
бюджетной политики выступает бюджетное планирование. Особого смысла бюджетное
планирование в Украине приобрело с выходом в 2001 году Бюджетного кодекса
Украины и основанной на нем последней бюджетной классификации, утвержденной
приказом Министерства финансов Украины «О бюджетной классификации и ее
внедрении». Данной классификации с 2002 г. введено программную классификацию
расходов бюджета, ежегодно определяется в Законе Украины «О Государственном
бюджете». Формирование программной классификации при составлении проекта
бюджета осуществляется по соответствующей структурой кодирования, которая
построена на основных принципах программно-целевого метода.
С учетом этих особенностей, а также трех уровней
бюджетной системы, бюджетное планирование в Украине целесообразно рассматривать
по двум видам: возведено и адресное. Так, возведено бюджетное планирование
осуществляется на уровне страны, Автономной Республики Крым, областей и городов
Киева и Севастополя. Целью же адресного бюджетного планирования является
установление конкретных связей всех финансовых планов главных распорядителей
бюджетных средств с бюджетом государства.
Согласно действующим положениям Бюджетного
кодекса этапами сводного бюджетного планирования можно считать следующие:
. Министерство финансов Украины на основе
основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития
Украины на следующий бюджетный год и анализа исполнения бюджета в предыдущем
году определяет общий уровень доходов и расходов бюджета и дает оценку объемам
финансирования бюджета для составления предложений по проекту государственного
бюджета (срок этого этапа Бюджетному кодексу четко не определен, но можно
считать, что он охватывает два календарных месяца - апрель - май года,
предшествующего плановому).
. Верховная Рада Украины не позднее 1 июня этого
года начинает рассматривать Постановление относительно Основных направлений
бюджетной политики на следующий бюджетный год, поданных Кабинетом Министров
Украины. При этом следует подчеркнуть, что данное постановление, на наш взгляд,
должна быть утвержденной до 15 июня, как это определялось нормами Закона
Украины «О бюджетной системе Украины».
. Кабинет Министров Украины до 1 сентября года,
предшествующего бюджетному, разрабатывает проект закона «О Государственном
бюджете» в соответствии с:
а) организационных основ составления проекта
государственного бюджета, которые по статье 32 Бюджетного кодекса Украины
определяет министерство финансов с целью подготовки бюджетных запросов и
разработки главными распорядителями бюджетных средств предложений к проекту
государственного бюджета;
б) Государственной программы экономического и
социального развития Украины, ее основных макроэкономических показателей, а
также анализа выполнения бюджета в текущем бюджетном периоде министерство
финансов определяет общий уровень доходов и расходов и дает оценку по объемам
финансирования бюджета для составления предложений к проекту государственного
бюджета;
в) Постановления Верховной Рады Украины «Об
Основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период «,
которой соглашается или принимается к сведению соответствующий документ
Кабинета Министров Украины.
. Кабинет Министров Украины до 15 сентября года,
предшествующего плановому представляет в Верховную Раду Украины проект
государственного бюджета, который рассматривается на комитетах и ??проходит три
чтения на заседанием Верховной Рады Украины.
. После второго чтения проекта Государственного
бюджета Украины, то есть не позднее 20 ноября, Министерство финансов доводит
Совету министров Автономной Республики Крым, местным госадминистрациям и
исполнительным органам показатели межбюджетных трансфертов и текстовые статьи,
определяющие особенности межбюджетных отношений, которые были проголосованы
Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о государственном бюджете
во втором чтении.
. Закон Украины о Государственном бюджете
Украины на соответствующий бюджетный год принимается Верховной Радой Украины до
1 декабря года, предшествующего плановому.
2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИСЛЕДОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
Сводный бюджет Украины - это совокупность
показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины.
Сводный бюджет используется для анализа прогнозирования
социально-экономического развития государства.
В сводный бюджет входит:
государственный;
областной;
бюджет АР Крым;
бюджет г. Киева и Севастополя.
Государственному бюджету Украины принадлежит
ведущее место в бюджетной системе. Через него осуществляются финансовые затраты
на:
социальную сферу;
экономику;
науку;
управление и исполнение других функций
государства;
перераспределение части финансовых ресурсов
государства между АР Крым, областями и городами.
Таблица 2.1 - Сводный бюджет Украины (млн. грн.)
|
2002
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Доходы
|
61954.3
|
134183.2
|
171811.5
|
219936.5
|
297893.0
|
272967.0
|
314506.3
|
Налоговые
поступления
|
45392.5
|
98065.2
|
125743.1
|
161264.2
|
227164.8
|
208073.2
|
234447.7
|
Неналоговые
поступления
|
14696.7
|
31778.0
|
40548.3
|
48553.2
|
60543.6
|
58435.8
|
73837.0
|
Доходы
от операций с капиталом
|
1101.2
|
2803.9
|
3218.1
|
6373.4
|
6702.4
|
3653.1
|
3143.2
|
Официальные
трансферты от правительств зарубежных стран и международных организаций
|
291.9
|
182.5
|
153.7
|
104.5
|
135.2
|
654.3
|
305.6
|
Целевые
фонды
|
472.0
|
1353.6
|
2148.3
|
3641.2
|
3347.0
|
2159.5
|
2772.7
|
Расходы
|
60489.5
|
141698.8
|
175284.3
|
226054.4
|
309203.7
|
307399.4
|
377842.8
|
Общегосударственные
функции
|
8589.0
|
15480.9
|
19891.9
|
24270.9
|
30829.2
|
33156.0
|
44902.5
|
Оборона
|
3536.4
|
6041.0
|
6400.7
|
9416.5
|
11733.0
|
9663.3
|
11347.1
|
Общественный
порядок, безопасность и судебная власть
|
5040.4
|
10226.8
|
12718.8
|
18445.7
|
27080.9
|
24346.1
|
28825.6
|
Экономическая
деятельность
|
7464.1
|
19115.1
|
27341.1
|
40523.4
|
51322.4
|
39753.0
|
43832.4
|
Охрана
окружающей среды
|
666.6
|
1252.5
|
1636.6
|
2241.3
|
2764.7
|
2538.8
|
2872.4
|
Желищно-комунальные
хозяйства
|
1392.6
|
3914.2
|
8024.1
|
5900.3
|
8968.5
|
7498.1
|
5431.3
|
Охрана
здоровья
|
7537.9
|
15476.5
|
19737.7
|
26717.6
|
33559.9
|
36564.9
|
44745.4
|
Духовное
и физическое развитие
|
1417.9
|
3449.8
|
4328.4
|
5687.8
|
7916.1
|
8330.2
|
11525.4
|
Образование
|
12268.3
|
26801.8
|
33785.0
|
44333.6
|
60959.4
|
66773.6
|
79826.0
|
Социальная
защита
|
12581.3
|
39940.2
|
41419.9
|
48517.3
|
74069.7
|
78775.4
|
104534.9
|
Проанализировав рисунок 2.1 следует отметить что
в доходах наибольший удельный вес занимают налоговые поступления. Наибольшую
прибыль от них государство получило в 2010г., которая составила 314506,3 млн.
грн. Скачёк в динамике налоговых поступлений пришёлся на 2008г.(по сравнению с
2007г. в 2008г. доход увеличился на 65900,6 млн. грн.) Так же достаточно
большую часть доходов занимают неналоговые поступления, которые 2010г составили
234447,7 млн. грн. Наименьшую часть доходов занимают доходы от операций с
капиталом, официальные трансферты от правительств зарубежных стран и
международных организаций, целевые фонды. Особой динамики в их развитии не
замечено.
Рисунок 2.1 - Доходы сводного бюджета Украины по
отраслям
Рисунок 2.2 - Расходы сводного бюджета Украины
по отраслям
Проанализировав рисунок 2.2 видно, что
социальная защита преобладает над другими расходами сводного бюджета Украины.
Своего максимума социальная защита достигла в 2010г. (104534,9 млн. грн).
Государство тратит большее количество средств на образование (в 2010г. этот
показатель достиг 79826 млн. грн.). Так же значительные расходы приходятся на
экономическую деятельность, но после 2008г. затраты на неё сократили и в 2010г.
её показатели и показатели охраны здоровья и общегосударственных функций
сравнялись и в среднем составили 42000 млн. грн. Наименьшие расходы сводного бюджета
Украины пришлись на охрану окружающей среды.
Рисунок 2.3 - Расходы и доходы сводного бюджета
Украины
.1 Анализ динамики и структуры доходов бюджета
Украины
Таблица 2.2 Горизонтальный анализ доходов
бюджета Украины за 2002-2010г.
|
2005-2002
|
2006-2005
|
2007-2006
|
2008-2007
|
2009-2008
|
2010-2009
|
Доходы
|
72228.9
|
37628.3
|
48125.0
|
77956.5
|
-24926.0
|
41539.3
|
Налоговые
поступления
|
52672.7
|
27677.9
|
35521.1
|
65900.6
|
-19091.6
|
26374.5
|
Неналоговые
поступлеия
|
17081.3
|
8770.3
|
8004.9
|
11990.4
|
-2107.8
|
15401.2
|
Доходы
от операций с капиталом
|
1702.7
|
414.2
|
3155.3
|
329.0
|
-3049.3
|
-509.9
|
Официальные
трансферты от правительств зарубежных стран и международных организаций
|
-109.4
|
-28.8
|
-49.2
|
30.7
|
510.1
|
-339.7
|
Целевые
фонды
|
881.6
|
794.7
|
1492.9
|
-294.2
|
-1187.5
|
613.2
|
Проведя горизонтальный анализ доходов бюджета
Украины (таблица 2.2) следует отметить что в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
доходы сократились на 24926 млн. грн.
Таблица 2.3 Структура доходов бюджета Украины
(%)
|
2002
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Доходы
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Налоговые
поступления
|
73.27
|
73.00
|
73.18
|
73.18
|
76.26
|
76.23
|
74.54
|
Неналоговые
поступлеия
|
23.72
|
23.68
|
2360
|
22.08
|
20.32
|
21.40
|
23.48
|
Доходы
от операций с капиталом
|
1.78
|
2.19
|
1.87
|
2.90
|
2.25
|
1.34
|
1.00
|
Официальные
трансферты от правительств зарубежных стран и международных организаций
|
0.47
|
0.13
|
0.10
|
0.05
|
0.05
|
0.24
|
0.10
|
Целевые
фонды
|
0.76
|
1.00
|
1.25
|
1.65
|
1.12
|
0.79
|
0.88
|
Проанализировав данные таблица 2.3 можно сделать
вывод, что особых структурных изменений с 2002г. по 2010г. доходов бюджета
Украины не замечено. Поэтому для дальнейшего анализа структуры доходов сводного
бюджета можно использовать показатели 2010г.
Рисунок 2.3 Структура доходов сводного бюджета
Украины за 2010г.
Рассмотрев рисунок 2.3 явно, что наибольший
удельный вес в доходах сводного бюджета Украины занимают налоговые поступления,
четверть доходов составляют неналоговые поступления, наименьшая доходность у
операций с капиталом, целевых фондов и у официальных трансфертов от
правительств зарубежных стран и международных организаций.
.2 Анализ динамики и структуры расходов бюджета
Украины
Таблица 2.4 Горизонтальный анализ расходов
бюджета Украины за 2002-2010г.
|
2005-2002
|
2006-2005
|
2007-2008
|
2009-2008
|
2010-2009
|
Расходы
|
81209.3
|
33585.5
|
50770.1
|
83149.3
|
-1804.3
|
70443.4
|
Общегосударственные
функции
|
6891.9
|
4411.0
|
4379.0
|
6558.3
|
2326.8
|
11746.5
|
Оборона
|
2504.6
|
359.7
|
3015.8
|
2316.5
|
-2069.7
|
1683.8
|
Общественный
порядок, безопасность и судебная власть
|
5186.4
|
2492.0
|
5715.9
|
8635.2
|
-2734.8
|
4479.5
|
Экономическая
деятельность
|
11651.0
|
8226.0
|
13182.3
|
10799.0
|
-11569.4
|
4079.4
|
Охрана
окружающей среды
|
590.9
|
384.1
|
604.7
|
523.4
|
-225.9
|
333.6
|
Жилищно-комунальные
хозяйства
|
2521.6
|
4109.9
|
-2123.8
|
3068.2
|
-1470.4
|
-2066.8
|
Охрана
труда
|
7938.6
|
4261.2
|
6979.9
|
6842.3
|
3005.0
|
8180.5
|
Духовное
и физическое развитие
|
2031.9
|
878.6
|
1359.4
|
2228.3
|
414.1
|
3195.2
|
Образование
|
14533.5
|
6983.2
|
10548.6
|
16625.8
|
5814.2
|
13052.4
|
Социальная
защита
|
27358.9
|
1479.7
|
7097.4
|
25552.4
|
4705.7
|
25759.5
|
Проведя горизонтальный анализ расходов бюджета
Украины (таблица 2.4) следует отметить что в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
расходы сократились на 1804,3 млн. грн. В 2008г. увеличились расходы на 83149,3
млн. грн.
Таблица 2.5 Структура расходов бюджета Украины
(%)
|
2002
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Расходы
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Общегосударственные
функции
|
14.20
|
10.93
|
11.35
|
10.74
|
9.97
|
10.79
|
11.88
|
Оборона
|
5.85
|
4.26
|
3.65
|
4.17
|
3.79
|
3.14
|
3.00
|
Общественный
порядок, безопасность и судебная власть
|
8.33
|
7.22
|
7.26
|
7.26
|
8.76
|
7.92
|
7.63
|
Экономическая
деятельность
|
12.34
|
13.50
|
15.87
|
17.93
|
16.60
|
12.93
|
11.60
|
Охрана
окружающей среды
|
1.10
|
0.88
|
0.93
|
0.99
|
0.89
|
0.83
|
0.76
|
Жилищно-комунальные
хозяйства
|
2.30
|
2.76
|
4.58
|
2.61
|
2.90
|
2.44
|
1.44
|
Охрана
труда
|
12.46
|
10.92
|
11.26
|
11.82
|
10.85
|
11.89
|
11.84
|
Духовное
и физическое развитие
|
2.34
|
2.43
|
2.52
|
2.47
|
2.56
|
2.71
|
3.05
|
Образование
|
20.28
|
18.91
|
19.00
|
19.61
|
19.71
|
21.72
|
21.13
|
Социальная
защита
|
20.80
|
28.19
|
23.63
|
21.46
|
23.95
|
25.63
|
27.67
|
Рисунок 2.4 Структура расходов сводного бюджета
Украины за 2002г.
Рисунок 2.5 Структура расходов сводного бюджета
Украины за 2010г.
Сравнив рисунок 2.6 и рисунок 2.7 необходимо
проанализировать изменения в расходах сводного бюджета Украины 2010г. по
сравнению с 2002г. Наибольшая часть бюджетных средств расходуется на:
социальную защиту (в 2010г. - 27,67%, в 2002г. - 20,8%), образование (в 2010г.
- 21,13%, в 2002г. - 20,28%), общегосударственные функции (в 2010г. - 11,88%, в
2002г. - 14,2%), охрану здоровья (в 2010г. - 11,84%, в 2002г. - 12,46%),
экономическую деятельность (в 2010г. - 11,6%, в 2002г. - 12,34%). Следует
отметить увеличение на 7% удельного веса расходов бюджета Украины на социальную
защиту и уменьшение на экономическую деятельность (-0,74%). Хотя уменьшения
кажутся не значительными, но это отражается на экономической деятельности в
целом и влечёт за собой изменение цен на рынке.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА УКРАИНЫ
Становление финансовой системы Украины
происходило одновременно со становлением ее государственности. Хотя еще
преждевременно говорить, что этот сектор экономики приобрел завершенный образ,
основные его элементы так или иначе сформировались и функционируют. Это системы
государственных финансов, банковская, фондовых и валютных бирж, страховых,
доверительных и инвестиционных компаний.
Среди экономистов преобладает мнение, что
создание эффективной бюджетной системы является чуть ли не главной целью
рыночной реформы в Украине. Она должна охватить проблемы собственно бюджетного
процесса, структуры поступлений и расходов, бюджетного дефицита и способов его
финансирования. Хотя за последние время и имели место определенные позитивные сдвиги,
бюджетный процесс все еще характеризуется непрозрачностью, значительным
параллелизмом и отсутствием четкого разделения полномочий и обязанностей между
законодательными и исполнительными органами. Эта проблема еще более заострилась
из-за недавних событий на международном рынке капитала, которые негативно
повлияли на украинский кредитно-валютный рынок, усложнив финансирование
бюджетного дефицита.
В условиях трансформационной экономики Украины
основными направлениями финансовой политики, направленной на совершенствование
финансовой системы Украины, являются:
. Совершенствование финансового законодательства
и права
. Преодоление таких форм финансового кризис,
как:
неуправляемая государственная задолженность
страны (общий государственный долг примерно равен ВВП, внешняя задолженность
12,5 млрд. долл., внутренняя - 40 млрд. грн.)
банкротство
преодоление скрытого дефицита местных бюджетов,
удельный вес которых уже при планировании этих бюджетов составляет 60-70%
преодоление кризиса неплатежей, сумма которых на
1.10.2001 превысила 450 млрд. грн, т.е. около 4ВВП при допустимых границах -
35%ВВП
. Создание на качественно новой основе такого
организационно-экономического механизма управления финансами, при котором
гармонично сочетались бы такие блоки управления как:
управление финансами на общегосударственном
уровне
управление финансами на уровне предприятий,
учреждений и организаций
управление финансами в системе
внешнеэкономической деятельности Украины
. Разработка и утверждение налогового и
бюджетного кодекса Украины (устойчивого и не требующего доработок и поправок)
. Повышение эффективности всего финансового
механизма и, прежде всего таких его элементов как:
финансовое законодательство и право
управление финансами
финансовое планирование
финансовый контроль
финансовое регулирование
нормативная база
и т.д.
. Отладка механизма взаимоотношений предприятий,
учреждений и организаций с бюджетной системой, внебюджетными фондами,
банковской системой и т.д.
. Децентрализация бюджетной системы
.Создание цивилизованного механизма финансовой
поддержки предпринимательской деятельности и прежде всего предприятий, занятых
в производственном секторе
. Усиление роли финансов в Украине. Создание
эффективного механизма ее ВЭД.
Эксперты Всемирного банка (ВБ) считают, что для
эффективного функционирования финансовой системы в Украине необходимо
предпринять следующие меры:
повысить эффективности деятельности банков путем
их укрупнения;
привести законодательные нормы Украины в
соответствие с международными нормами и требованиями Европейского Союза по
вопросам о финансовой и административной ответственности руководителей и
акционеров финансовых учреждений за качество управления компаниями;
отказаться от использования неденежных форм
расчетов, ввести жесткую фискальную дисциплину, отменить картотеки, усилить
процедуру банкротства.
ВЫВОД
Таким образом, обобщая данную курсовую работу,
могу сделать следующие выводы о том что, бюджет - необходимый атрибут
государства и основа его суверенитета.
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты
- центральное звено финансовой системы. Посредством бюджетов образуются
денежные фонды соответствующего государственного или муниципального
образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения,
создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной
власти и местного самоуправления.
Роль бюджета выражается в том, что он создает
финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований,
выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы
местного самоуправления представительной и исполнительной власти,
правоохранительные органы содержатся за счет средств соответствующего бюджета.
Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления
государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и
безопасности страны, финансируются отросли народного хозяйства, наука,
образование, транспорт.
Все действующие на территории Украины бюджеты
представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной
системой. В законодательстве было дано ее определение как основанной на
экономических отношениях, государственном устройстве и юридических нормах
совокупности бюджета Украины, бюджетов субъектов и местных бюджетов
муниципальных образований.
Итак, бюджетная система является финансовой
основой для эффективного развития национальной экономической системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.В. Романовский, О.В.
Врублевская «Бюджетная система. Учебник» Москва «Юрайт» 2007 г. -224 стр.
2. www.ukrstat.gov.ua.
3.Википедия
4.
<http://www.aup.ru/books/m171/3_6.htm>
5. Бабич А. М. Финансы: Учебник/
А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 760 с .
6. Словарь «Борисов А.Б. Большой
экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003.- 895 с.»
7. Финансовая система Украины -
Карлин M.И.
. Фетисов В.Д. «Бюджетная система»
Москва «ЮНИТИ» 2003 г. - 387 стр.
Похожие работы на - Анализ бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества
|