Причины взлёта и исчерпаемости немецкой классической философии
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и философии
Реферат
ПРИЧИНЫ ВЗЁТА И ИСЧЕРПАЕМОСТИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Студентки Панкратовой Светланы
Научный руководитель: доцент Пирожкова И.Г.
Тамбов 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ПРИЧИНЫ ВЗЛЕТА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
.1 Особенности возникновения, становления и расцвета немецкой классической философии
.2 Разработки в области диалектики познания
.3 Человек и общество в зеркале немецкой классической философии
. ПРИЧИНЫ ИСЧЕРПАЕМОСТИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
.1 Дискуссии вокруг основных теорий
.2 Классические философские концепции с точки зрения современности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы - раскрыть причины взлета и исчерпаемости немецкой классической философии в эволюции воззрений ее ведущих представителей.
Названная цель включает в себя характеристику основных положений учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха и др. с учетом неоднозначности и даже противоречивости этих учений.
определить понятие, особенности возникновения и становления немецкой классической философии,
раскрыть ее основные теории,
выявить причины взлета и исчерпаемости немецкой классической философии.
Таким образом, предметом изучения является изучение причин взлет и исчерпаемости немецкой классической философии.
Среди основных источников - труды названных философов, отечественные и зарубежные исследования (И.С.Нарский, А.В.Гулыга, В.Н.Кузнецов и др.).
1. ПРИЧИНЫ ВЗЛЕТА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
.1 Особенности возникновения, становления и расцвета немецкой классической философии
Немецкой классической философией в советской и российской литературе называется этап развития немецкой философии <#"justify">классический философия познание диалектика
2. ПРИЧИНЫ ИСЧЕРПАЕМОСТИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
.1 Дискуссии вокруг основных теорий
Между тем постулаты отцов-основателей немецкой классической философии, нередко подвергались критическому анализу.
Так, в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791 гг.) Г.Гердер полемизирует с И.Кантом, утверждая, что существует закон исторического прогресса, соответствующий закону природного прогресса. История, согласно Гердеру, есть восходящее движение в сторону гуманизма, в чем проявляются сила и разум Бога. Кант в своей рецензии на первую часть труда Гердера обратил внимание на засилье эмпирии и гипотетический характер теорий автора. С тех пор началась вражда, приведшая к тому, что Гердер вознамерился «сокрушить» «Критику чистого разума» [7, с. 48].
В другой работе «Рассудок и разум. Разум и язык; метакритика к «Критике чистого разума» Канта» (1779) Гердер отвергал априоризм, настаивая на том, что понятия пространства и времени выведены из опыта. Опираясь на естественные науки, он пытался развить физиологию человеческих способностей, а не рассуждать о них абстрактно-метафизически, как это делал Кант. Гердер в отличии от Канта полагал , что прочный мир возможен только тогда, когда люди проникнутся идеями гуманизма и придут к миру не из страха, а по доброй воле [7, с. 51].
В центре полемики с конца 80-х годов XVIII в. оказался и вопрос о соотношении кантовских понятий «предмет» и «вещь сама по себе». Главный пункт спора состоял в следующем: Кант «преобразовал целиком и полностью понятие предмета познания, заменив (скорее, подменив) его понятием и проблемой условий познания, в которых только и возможно, по Канту, достижение объективности. Однако в этом случае познание лишается основы в чем-либо объективном, вне сознания существующем, и логическим выводом отсюда оказывается глубокий скептицизм. В этом объединяются К. Рейнгольд и Ф. Якоби, С.Бек, С. Маймон.
В частности, Рейнгольд сделал упор на дальнейшее развитие теории чувственного познания, ибо полагал, что именно она, в принципе долженствующая стать фундаментом философии, не была выстроена Кантом с необходимой последовательностью. Стремление Рейнгольда состояло в том, чтобы сохранить кантовский трансцендентализм, но в то же время с помощью новых аргументов преодолеть разрыв между вещью самой по себе и сознанием, творящим собственные «предметы».[7, с. 79].
Кант, по мнению Рейнгольда, оставил понятие «сознания» непроясненным. Верны и высказывания Рейнгольда о том, что в докантовской философии тоже не было сколько-нибудь ясного понятия сознания. Наконец, Рейнгольд считал, что кантовская критика чистого разума должна быть дополнена критикой языка.
Г.Якоби указал на фундаментальное, по его мнению, противоречие кантовской философии: С одной стороны, вещи сами по себе возбуждают в душе представления, с другой, принцип причинности творится субъектом («О трансцендентальном идеализме») [10, с. 268].
2.2 Классические философские концепции с точки зрения современности
И.Канту принадлежит важнейший этический постулат: «Поступай так, как если бы максима твоего действия стала законом для вселенной». Его гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности - до сих пор одна из фундаментальных научных идей астрономии. Он же высказал идею, что причина отливов и приливов - Луна. Выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас. Человек, право и этика - альфа и омега всего философского учения мыслителя.
Идеалистическая диалектическая философия Гегеля, являющаяся итогом диалектических тенденций воззрений Канта, Фихте, Шеллинга и развития естествознания, представляет собой новый этап в развитии диалектического метода - вторую историческую форму диалектики.
Основная заслуга Фейербаха в том, что он связал идеологию с религией. Но философия и религия - это два исключающих понятия. Критикуя религию, от нее, однако, не отказался - человек жить без бога не может.
Существенным у Фейербаха является научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Он сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода. Предшественник марксизма. Конечно, вклад этих ученых переоценить трудно. Но они - лишь вершины большого философского айсберга
Немецкая классическая философия направлена на разумное познание. В литературе бытуют различные точки зрения на понятия «классическая философия» и «классическая наука». Наиболее полными, на наш взгляд, являются те подходы (В.А.Лекторский, Н.А.Суркова), где ставится акцент на принципе доказательства [10, с. 284]. Классическая философия в этом плане всегда стремилась оттолкнуться от такой важнейшей черты науки, как доказательность.
Данная черта соседствует с другой особенностью классического духа - найти самоочевидные аксиомы, т.е. положения, которые доказывали бы все остальные утверждения. Напротив, в неклассических способах теоретизирования гипотезы только занимаются объяснением истинных базисных предложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К концу XVIII века в самый расцвет немецкой классической философии, учения Шеллинга, Фихте и Канта получили ведущее место в западноевропейской философии, а в последствии немецкая классическая философия приобрела своё всемирно-историческое значение. Начиная с Канта, ряд выдающихся мыслителей придал небывалую глубину и интенсивность развитию немецкой философской мысли. Данное развитие представляло собой своего рода философскую революцию, о которой можно вести речь в двух смыслах: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах внесли своими учениями радикальные новации в развитие философской мысли. Стараниями немецких философов было выработано диалектическое миросозерцание, благодаря которому оказался возможным поворот к «философии, находящейся на службе истории».
Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта <#"justify">СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
1.Антагонизм - соперничество, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.
.Априори (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом
3.Идеализм - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи
.Постулаты - утверждение, принимаемое без доказательств, и служащее основой для построения какой-либо научной теории
.Предмета познания - зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
.Разумное познание- в широком своем смысле термин этот определяется противоположением термину "практика познаний", т. е. означает собою все то, что служит к объяснению действия познания и к руководству им
.Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
.Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
.Солипсизм - (лат. единственный и сам) - субъективно-идеалистическая теория, согласно к-рой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида.