Ключевые идеи современной казахской философии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ключевые идеи современной казахской философии

Ключевые идеи современной казахской философии

В современном глобализирующемся мире все большее значение приобретает укрепление духовных, нравственных основ человеческого развития. Среди приоритетов евроатлантической и евразийской безопасности и сотрудничества наряду с военно-политическим и экономико-экологическим блоками, особый акцент получает гуманитарная составляющая.

Знаменательно, что человеческое измерение - один из важных вопросов повестки дня Саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), который в 2010 году впервые был проведен в самом центре Евразии - столице Казахстана Астане, по праву называемой уникальным воплощением Духа Степной цивилизации.

Истоки открытости Казахстана миру заключены в традиционном менталитете народа, жизнь которого на протяжении многих веков протекала на Великом шелковом пути, являвшем собой место встречи ценностей Востока и Запада, диалога различных народов, культур и религий (шаманизма, тенгрианства, зороастризма, буддизма, манихейства, христианства, ислама).

Философию кочевого народа достаточно емко характеризует традиционный для казахов институт гостеприимства. Согласно народным представлениям, гостеприимство - главная этическая добродетель человека. Гостеприимство по-казахски - так называемая неразделенная доля - по преданию, было завещано народу первопредком. Расходы на гостя считались обратимыми. Казахи верили, что они могли быть возвращены сверхъестественным путем, благодаря магическому воздействию, притом в большем объеме, нежели затраты на обслуживание гостя.

Исследователи отмечают, что подлинные корни гостеприимства связаны с феноменом общения, который в условиях кочевого образа жизни имел особое значение [1, с. 15]. Казахи кочевали небольшими группами. И чем засушливее становился климат, тем более распыленной, разрозненной была кочевая община. В таких условиях многократно возрастала потребность в общении, и кочевник-казах неизменно был рад встрече с людьми. Кочевник давал своего рода наказ потомкам: «Если встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Таково философское понимание подлинного гостеприимства в степи.

Общение как универсальная нравственная ценность определяет суть национальной идеологии, одухотворяет все уровни отношений человека с миром. Для кочевников исключительно важным было стремление понять друг друга. Наиболее высокий и глубокий смысл общения - это общение на душевно-духовном уровне. Такому общению присущи истинная искренняя взаиморасположенность, взаимораскрытость, взаимообщение, великая терпимость народа [2].

Идея открытости миру получила яркое развитие в творчестве великого казахского мыслителя, поэта Абая Кунанбаева, который основу общения и единения людей видел в нравственности, человечности, любви и справедливости. Абай был убежден, что человек может быть счастливым лишь тогда, когда его понимают другие и полностью разделяют с ним его душевные стремления и чаяния. Он призывал народ к взаимопониманию, миру и согласию. Именно из любви к своим соотечественникам Абай предлагал им отказаться от вражды, племенной заносчивости и кичливости, учиться у других народов всему доброму и полезному. В своей «Книге Слов», являющейся плодом многолетних раздумий, Абай призывает наших современников к размышлению, разумному отношению к себе и к миру [3, с. 64, 75].

В контексте глобализации мира в современном Казахстане актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром.

Близкими Абаю были взгляды другого духовного учителя казахского народа, выдающегося мыслителя Шакарима Кудайберды-улы, который утверждал, что основой единства и сотрудничества народов и отдельных людей являются нравственность и совесть.

По Шакариму, бессмертие души и способность ее перевоплощения являются необходимым условием достижения человеческого счастья. Шакарим смог убедительно обосновать собственную концепцию возрождения человека. Он писал: «Люди, имеющие разум, совесть, питающие милосердие к братьям своим, не могут жить, истребляя, губя друг друга. По моему разумению, - продолжает он, - основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия».

Сегодня заветы казахских мыслителей, духовных учителей народа Абая и Шакарима о единении людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости, практически воплощаются в политике национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. В одном из своих выступлений он отметил: «Нам, откровенно говоря, не стоит искать обоснования наших добрых начинаний где-то извне. Все находим у Абая. На его завете «Люби, мой брат, все человечество» зиждется не просто философия существования, а основополагающий принцип всечеловеческого единства и братства». Нравственность человека, наделенного подлинной внутренней свободой, достоинством, личной ответственностью и толерантностью есть гарантия безопасности и плодотворного сотрудничества разных стран современного мира.

Эти идеи национальной казахской философии стали духовной основой интеграции, объединения, взаимопонимания как между представителями разных этнических групп внутри страны, так и во взаимоотношениях с народами других государств.

Глубинную суть казахстанского общества составляют взаимное понимание, терпимость, бережное восприятие духовных и культурных ценностей людей разных национальностей. Стабильность в республике, гражданский мир и межэтническое согласие - это, во-первых, проявление менталитета всех казахстанцев, их толерантности, дружелюбия, доброжелательности, во-вторых, результат целенаправленной государственной национальной политики, отраженной в формуле «единство в многообразии». Благодаря этим основополагающим детерминантам в последнее время Казахстан все чаще становится диалоговой площадкой для проведения международных интеграционных форумов (Саммит ОБСЕ, Съезды лидеров мировых и традиционных религий и др.).

Диалог культур и казахская философия современности

В конце XX века не только Казахстан, но и весь мир находился в состоянии, которое можно охарактеризовать термином «переломный». При всех достижениях качественно поставивших XX столетие на высоту в истории человечества, для этого столетия, особенно при завершении его пути, стали совершенно явственными присущие ему кризисные проявления, острые противоречия и системная исчерпанность ранее применяемых моделей развития. Мировое развитие стало заходить в тупик, требуя качественных перемен. Справедливо говорит академик

В.С. Стёпин о том, что «современные перемены нашей жизни выпали на особую, уникальную эпоху в истории человечества. Многочисленные кризисы, с которыми оно столкнулось во второй половине XX в., остро ставят проблемы смены стратегий цивилизационного развития» [1]. Поиск путей развития цивилизации оказывается сопряженным с проблемой синтеза культур и формирования нового типа рациональности. В этой связи возникают вопросы о месте и роли картины мира в поисках новых мировоззренческих ориентаций, обеспечивающих возможность выживания человечества.

В связи с этим в данной статье мы попытаемся раскрыть проблемы и перспективы современной казахстанской философии в диалоге культур. Вся история человечества - это диалог, так как он является по своей сути средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Кроме того, взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений.

Характеризуя философию советского времени, академик А.Н. Нысанбаев в своих трудах отмечает: «В советские времена философия, как известно, была возведена в ранг государственной идеологии. Было уничтожено многообразие историко-философских форм, характеризующих многоцветную палитру культур Востока и Запада. Официальное признание получила европоцентристская марксистская концепция, принятая на вооружение идеологическими инстанциями. Это была жесткая диктатура мысли, не допускающая отклонений от общепринятых схем и заученных формулировок. Инакомыслие искоренялось со всей строгостью закона. Подлинная философия, выражающая свободный духовный опыт, задыхалась в этой удушливой атмосфере…» [2].

Действительно, складывавшиеся в Казахстане культурные процессы того времени отражали кризис советской системы. После распада Советского Союза мировоззрение людей постсоветского пространства стало меняться. Процесс этот оказался болезненным. Подтверждением этому являются высказывания академика Г. Есима о том, что «Одной из труднейших проблем для любого народа является ломка стереотипов, отрицание старой идеологии и формирование нового, прогрессивного мышления, в нашем случае, цивилизационного сознания. Базисом цивилизационного сознания можно назвать наличие национальной независимости, развитой национальной экономики, национального языка, и культуры. Сущность цивилизационного сознания - в гуманизме, в уважении прав и достоинств каждого человека, личности, признание его индивидуальности и самодостаточности» [3]. Правда заключается в том, что многие противоречия и конфликты современного мира имеют свой исток в забвении и игнорировании этих самых ценностей национальных культур.

Нам пришлось многое испытать, прежде чем был признан термин «казахская философия» и определено проблемное поле предстоящих исследований. В Институте философии и политологии был открыт отдел казахской философии и эстетики, и это сейчас один из ведущих, базовых отделов. С тех пор опубликованы циклы работ, раскрывающих самобытность, уникальность поэтического казахского мироотношения, жизнеутверждающей номадической философии, выражающей «свободолюбивый дух степной цивилизации» [2]. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом. Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. «Целостность восприятия мира и человека, единство разума и сердца, духовно-нравственные приоритеты добра, истины и справедливости, особый тип толерантности и доброжелательности - все эти уроки Великой степи вобрала в себя казахская философия, оказавшаяся тем самым удивительно современной» [4].

В этой связи диалог является одним из аспектов интенсивного взаимодействия различных культур, характерного для современного цивилизационного развития, а культура, в свою очередь, представляет собой «системно-целостное единство» [5]. В данном случае понятие «системно-целостного единства» мы понимаем не как унификацию одной культуры в другой, а наоборот, как культурное многообразие в единстве. Нам хотелось бы отметить, что по инициативе Казахстана ООН провозгласил 2010 год Международным годом сближения культур. По словам Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: «Этот новый мир должен стать миром всеобщего доверия и уважения, партнерства и диалога» [6].

Кроме того, если говорить о конструктивном диалоге культур и о необходимости достижения взаимопонимания, согласия и единства, мы, прежде всего, имеем в виду тот диалог, при котором возможно искреннее видение различными культурами поставленных ими целей и задач. Казахстанская философия в эпоху глобализации готова войти в пространство диалога культур и цивилизаций. Данное вхождение в открытый диалог не только поможет лучше познать традиции своего народа, но и через сравнение с богатейшими традициями мировой культуры наша страна сможет сохранить свою национальную самобытность, которая, несомненно, является одной из уникальнейших в мире. Умение учиться у других стран и народов, заимствовать и воспринимать достижения человеческой цивилизации есть источник непрерывного развития и процветания любого государства. В одном из своих выступлений председатель Верховного суда Республики Казахстан К. Мами отметил: «Мы гордимся тем, что живем на земле с богатым прошлым, давшей миру совершенно уникальное наследие» [7].

Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью констатировать, что казахстанская философия органично включена в диалог культур и нацелена на решение важнейших проблем выхода из современных глобальных кризисов.

человеческий гостеприимство общение нравственный

Литература

1.Стёпин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего // Философия и жизнь. Научно-популярная серия. - М.: Знание, 1990. - №11.

2.Нысанбаев, А.Н. Эпоха, схваченная в мысли // «Казахстанская правда». - 20.04.2006.

3.Нысанбаев, А.Н. Согласию надо учиться // «Юридическая газета». - 19.10.2009.

.Каган, М.С. Философия культуры. - Ч. 1. - СПб, 1996.

5.Казахстанская модель будущего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.neonomad.kz/ neonomadika/ politika/ index.php? ELEMENT_ID=5614. - Дата доступа: 01.03.2011.

6.Мами, К. Сокровище кочевой цивилизации - казахский суд биев // «Казахстанская правда». - 13.06.2008.

Похожие работы на - Ключевые идеи современной казахской философии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!