Работа звукорежиссера в условиях записи чистового звука к фильму формата HDCAM-SR с использованием звукового hard-disk рекордера
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной курсовой работы - показать работу звукорежиссёра в условиях
записи чистового звука к фильму формата HDCAM-SR с
использованием звукового hard-disk рекордера.
Для этого будет выбрано 2 эпизода из рассказов А.П. Чехова для съемки.
Будут составлены их звуковые экспликации. Далее будет проведён обзор
оборудования используемого при съёмке с учётом задания на данную курсовую
работу. Будут представлены схемы расположения оборудования на площадке и схемы
соединения данного оборудования
В заключении, автор попытается сделать вывод, насколько целесообразна
съёмка с использованием данных форматов и возможна ли она на практике.
1. ЭКСПЛИКАЦИЯ ВЫБРАННЫХ ДВУХ ЭПИЗОДОВ
1.1 Звуковая экспликация рассказа А.П. Чехова
«Смерть Чиновника»
Сюжет
|
Речь
|
Шумы на площадке
|
Шумы из фонотеки
|
Шумы озвученные
|
Комната. Червяков
рассказывает жене о своем невежестве, которое он совершил вечером, чихнув на
генерала.
|
Речь 1 Речь 2
|
Атмосфера комнаты
|
Тиканье часов
|
Шаги Шелест одежды
|
1.2 Звуковая экспликация рассказа А.П. Чехова
«Казак»
Сюжет
|
Речь
|
Шумы на площадке
|
Шумы из фонотеки
|
Шумы озвученные
|
Христово Воскресенье.
Максим Горчаков после церкви вместе со своей женой возвращаются домой. И по
пути встречают казака, сидящего у дороги. Вид у него очень болезненный. Казак
просит кусочек паски, но жена Максима против и они уезжают.
|
Речь 1 Речь 2 Речь 3 Речь 4
Речь 5 Речь 6 Речь 7 Речь 8 Речь 9 Речь 10 Речь 11 Речь 12 Речь 13 Речь 14
Речь 15 Речь 16 Речь 17
|
Атмосфера села
|
Фырканье лошади Цокот
копыт Крик петуха Лай собаки
|
Шелест одежды Скрип
телеги Шуршание в мешке Шаги
|
2. ОБЗОР ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ УКАЗАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Выбор видео аппаратуры
HDCAM
SR - формат профессиональной цифровой видеозаписи высокой четкости семейства
Betacam <#"599383.files/image001.gif">
Рис. 3.1
1. Червяков - Актер 1
2. Жена Червякова - Актер 2
. Мик. 1 и мик. 2 - Sennheiser МКН 60-1
. Мик. 3 - AKG C 414 LTD
5. К1 и К2 - Sony SRW-9000
В данной сцене использованы два кардиоидных микрофона для снятия диалога.
Один рядом с Червяковым, второй рядом с женой. Эти микрофоны подвешены на
журавле. Третий микрофон круговой направленности для снятия окружающей
атмосферы комнаты и шумов. Тоже подвешен. Снимают эпизод две камеры. Одна
держит крупный план, другая общий.
Схема расположения съемочного и звукового оборудования на площадке для
эпизода 2.
Рис. 3.2
1. Максим Горчаков - Актер 1
2. Казак - Актер 2
. Жена - Актер 3
. Мик. 1, мик. 2, мик. 3 - Sennheizer МКН 60-1
. Мик. 3 - AKG C 414 LTD
. К. 1, к. 2 - Sony SRW-9000
В данной сцене задействованы три актера. Двое располагаются рядом, их
снимают два кардиоидных микрофона. Третий кардиоидный находится рядом с актером,
который играет казака. Четвертый микрофон круговой направленности снимает
атмосферу села, различные природные шумы. Все задействованные микрофоны
подвешены на журавлях. Снимают эпизод две камеры. Камера 1 снимает крупным
планом Горчакова и его жену. Камера 2 снимает общий план.
видео
аудио синхросигнал микрофон
4.
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СОЕДИНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НА ПЛОЩАДКЕ С УЧЕТОМ ВИДЕО, ЗВУКОВОГО
СИГНАЛА И СИГНАЛА СИНХРОНИЗАЦИИ ДЛЯ КАЖДОЙ ИЗ СЦЕН
Схема соединения оборудования на площадке. Эпизод 1.
Схема соединения оборудования на площадке. Эпизод 2.
5. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА МИКРОФОНОВ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ, НАЗНАЧЕНИЕ В
ВЫБРАННЫХ ЭПИЗОДАХ
Sennheiser MKH 60-1.
Микрофон типа "пушка". Выбран был для записи голоса. Он
универсален и несложен в работе, а его надёжность и превосходная способность
подавлять звуки вне оси направленности в областях применения, как внестудийное
производство фильмов, как раз для записи сцены из рассказа «Казак». Выраженная
направленность этого микрофона гарантирует высокое качество звукопередачи
отдалённого источника. МКН 60-1 обладает высокой чувствительностью и имеет
переключаемые фильтры компенсации затухания высоких частот на расстоянии и
фильтр подъема низких частот при приближении к источнику звука. Также имеется
переключаемый аттенюатор -10 дБ.
Технические характеристики:
Направленность - гиперкардиоидная
Тип - конденсаторный
Диапазон частот - 50 - 20000 Гц
Чувствительность - 40 мВ/Па
Эквивалентный уровень шума - 6 (14) дБ (А)
Макс. уровень звукового давления (на 1 КГц) - 125 дБ
Питание - фантомное 48 ± 4 В
Номинальное сопротивление - 150 Ом
Минимальное оконечное сопротивление - 1000 Ом
Габариты - 25 х 280 мм
Вес - 150 г
AKG C 414 LTD
Этот микрофон был выбран для записи атмосферных шумов. Микрофон
специально покрыт классическим медно-никелевым напылением и базируется на одном
из самых известных микрофонов в истории звукозаписи. Эта серия выпускается
только в 2007 - юбилейном году компании AKG. C 414 LTD сочетает в себе точно
подобранные компоненты и сложные инженерные решения, которые гарантируют
непревзойденную передачу звука в любой, даже самой сложной рабочей ситуации.
Возможность выбора пяти диаграмм направленности, высокая чувствительность и
чрезвычайно низкий уровень собственного шума обеспечивают непревзойденную
гибкость в использовании и безукоризненное качество звучания.
Особенности:
Возможность переключения диаграммы направленности, позволяющая
использовать микрофон для записи различных источников звука с любого
расстояния.
Наличие двуцветных светодиодных индикаторов, отображающих выбранную
диаграмму направленности и наличие перегрузки на выходе микрофона.
Бестрансформаторный выходной каскад, обеспечивающий передачу низких
частот без искажений.
Ручная сборка и подбор деталей, что обеспечивает оптимальную передачу
звука с минимальными искажениями.
Технические характеристики:
Тип: Конденсаторный микрофон с 1-дюймовой диафрагмой.
Направленность: круговая, широкая кардиоида, кардиоида,
гиперкардиоида, восьмерка
Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Чувствительность: 23 мВ/Па
Соотношение сигнал/шум: 88 дБ
Сопротивление: <=200 Ом
Фантомное питание: 48 В
Разъем: XLR
Отделка: никель/латунь
Размеры: 50×38×160 мм
Вес: 300 г.
5.3 Слуховой контроль
Sennheiser HD 205 II East
Закрытые динамические стереонаушники HD 205 обеспечивают превосходное
качество звука и великолепную защиту от внешних шумов. Шарнирное крепление
чашки наушников и витой кабель с одной точкой крепления делают их идеальным
выбором для мобильного, гастролирующего ди-джея. В комплект поставки входит
удобный чехол для хранения и переноски.
Особенности
· Мощный стереозвук
· Подходят для портативных устройств воспроизведения (32 Ом)
· Исключительная комфортность при длительном прослушивании
· Великолепная защита от внешних шумов
· Шарнирное крепление чашки для мониторинга одним ухом
· Высокая комфортность даже при длительном прослушивании
· Удобный защитный чехол в комплекте поставки
· Кабель с одной точкой крепления
· Удобные оголовье и подушки амбушюров (пара)
· Позолоченный разъем джек 3,5 мм, адаптер-переходник на джек
6,3 мм
Технические характеристики
Тип . . . . . закрытые, динамические
Амбушюры . . . . . Circum-aural
Диапазон частот . . . . . 14 - 20000 Гц
Сопротивление . . . . . 32 Ом(1 кГц, 1 Вт RMS) . . . . . 112 дБ
КНИ . . . . . < 0,5 %
Разъем . . . . . джек 3,5 мм, адаптер на джек 6,3 мм
Длина кабеля . . . . . 3 м
Вес (без кабеля) . . . . . 206 г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что очень трудно было подобрать рекордер для камеры Sony SRW-9000, данные аппараты могут работать друг с другом. И
в итоге получится неплохой материал. Но стоит ли это того? Есть множество
других форматов для синхронизации камеры и рекордера. Формат HDCAM SR изобретен компанией Sony и был использован в небольшом ряду камер данной
фирмы. Другие компании не использовали этот формат. Рекордеры с жестким диском
тоже изжили себя. Сейчас большинство рекордеров используют Flash в качестве носителя, т.к. они более
надежные и удобны при транспортировке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. <http://www.avblog.net/44/o-formatakh-hdcam-i-hdcam-sr>
- о форматах HDCAM и HDCAM SR А. Василенко
. <http://www.sennheiser.ru/>
<http://www.microphone.ru/> - выбор микрофонов
. <http://www.bhphotovideo.com/find/newsLetter/Field-Production.jsp>
- выбор записывающего устройства
. <http://www.sony.ru/biz/product/hdcamsrcamcorders/srw-9000/overview>
- выбор видеокамеры
. Динов
В. Микрофонный приём. Издательство «Книголюб», 1974 г, М, тираж 5500 экз.
. Трахтенберг
Л.С. Мастерство звукооператора. Издательство «Искусство», 1962 г, М, Тираж 15
000 экз.
. Козюренко
Ю.И. Звукозапись с микрофона. Издательство «Радио и связь», 1988 г, М, 10000
экз.
«Тексты рассказов»
Антон Павлович Чехов
«Смерть Чиновника»
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор,
Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на
«Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства. Но
вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так
полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание
остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как
видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и
полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков
нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел
вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось
сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду
кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В
старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству
путей сообщения.
«Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой
начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал
генералу на ухо:
Извините, вашество, я вас обрызгал… я нечаянно…
Ничего, ничего…
Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!
Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть
на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало
помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него
и, поборовши робость, пробормотал.
Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то
чтобы…
Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же! - сказал
генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал
Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. Надо бы
ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что
я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве.
Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она
только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.
А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. -
Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!
То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно…
Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.
На другой день Червяков надел новый мундир, подстригся
и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много
просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием
прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.
Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство, -
начал докладывать экзекутор, - я чихнул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…
Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? -
обратился генерал к следующему просителю.
«Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. -
Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и
направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:
Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство,
то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите
знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.
«Какие же тут насмешки? - подумал Червяков. - Вовсе
тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я
больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а
ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не
написал. Думал, думал и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день
идти самому объяснять.
Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал
он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы
смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а
смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так
никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…
Пошел вон!!! - гаркнул вдруг посипевший и затрясшийся
генерал.
Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
Пошел вон!!! - повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не
видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя
машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.
Антон Павлович Чехов
«Казак»
Арендатор хутора Низы Максим Горчаков, бердянский
мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освященный
кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо…
Перепел кричал свои: «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком
носился коршун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого
существа.
Горчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее
праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с
женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё
представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве
и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не
надо, всего довольно и всё хорошо; глядел он на жену - и она казалась ему
красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и
его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший
крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил
стаканчик, ему стало еще веселее…
Сказано, велик день! - говорил он. - Вот и велик!
Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже
радуется, как люди!
Оно не живое, - заметила жена.
Да на нем люди есть! - воскликнул Горчаков. - Ей-богу,
есть! Мне Иван Степаныч рассказывал - на всех планетах есть люди, на солнце и
на месяце! Право… А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак
лошадь стоит! Так и есть!
На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Горчаков и его
жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой
дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.
Христос воскрес! - крикнул ему Максим.
Воистину воскрес, - ответил казак, не поднимая головы.
Куда едешь?
Домой, на льготу.
Зачем же тут сидишь?
Да так… захворал… Нет мочи ехать.
Что ж у тебя болит?
Весь болю.
Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да
ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?
Казак поднял голову и обвел утомленными больными
глазами Максима, его жену, лошадь.
Вы это из церкви? - спросил он.
Из церкви.
А меня праздник в дороге застал. Не привел бог
доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне,
проезжему, свяченой пасочки [на юге кулич называют «пасхой» или «паской»]
разговеться!
Пасочки? - спросил Горчаков. - Оно можно, ничего…
Постой, сейчас…
Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на
жену и сказал:
Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то - не
рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?
Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за
ножом.
Вот еще что выдумали! - сердито сказала жена
Горчакова. - Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой
порезанную повезу? И видано ль дело - в степи разговляться! Поезжай на деревню
к мужикам да там и разговляйся!
Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую
салфетку, и сказала:
Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая
паска, и грех ее без толку кромсать.
Ну, казак, не прогневайся! - сказал Горчаков и
засмеялся. - Не велит жена! Прощай, путь-дорога!
Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом
покатила дальше. А жена всё еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому,
- грех и непорядок, что всё должно иметь свое место и время. На востоке, крася
пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня
жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над
степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики.
Отъехав больше версты, Горчаков оглянулся и пристально
поглядел вдаль.
Не видать казака… - сказал он. - Экий сердяга, вздумал
в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго,
помрет в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было
дать. Небось и ему разговеться хочется.
Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не
видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с
черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной
радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.
Приехали домой, христосовались с работниками; Горчаков
опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по
куску свяченого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:
А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку
разговеться.
Чудной ты, ей-богу! - сказала Лизавета и с удивлением
пожала плечами. - Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по
дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто
хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?
Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже
нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый…
Горчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не
пил и не ел. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять
стало скучно.
После разговенья легли спать. Когда часа через два
Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.
Ты уже встал? - спросила жена.
Не спится что-то… Эх, Лизавета, - вздохнул он, -
обидели мы с тобой казака!
Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.
Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как
с свиньей обошлись. Надо бы его, больного, домой привезть, покормить, а мы ему
даже кусочка хлеба не дали.
Да, так и дам я тебе паску портить. Да еще свяченую!
Ты бы ее с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой!
Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в
салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.
Кузьма, брось гармонию, - обратился он к одному их
них. - Седлай гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там
больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.
Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов
Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он
его у самой Балочки.
Ну что? Видал казака?
Нигде нету. Должно, уехал.
Гм… история!
Горчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше.
Доехав до деревни, он спросил у мужиков:
Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не
проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.
Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака
они не видели.
Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или
кто другой - такого не было.
Вернулся Максим домой к обеду.
Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! -
сказал он жене. - Не дает спокою. Я всё думаю: а что ежели это бог нас испытать
хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь
бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!
Да что ты ко мне с казаком пристал? - крикнула
Лизавета, выходя из терпения. - Пристал, как смола!
А ты, знаешь, недобрая… - сказал Максим и пристально
поглядел ей в лицо.
И он впервые после женитьбы заметил, что его жена
недобрая.
Пущай я недобрая, - крикнула она и сердито стукнула
ложкой, - а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!
А нешто казак пьяный?
Пьяный!
Почем ты знаешь?
Ну и дура!
Максим, рассердившись, встал из-за стола и начал
укорять свою молодую жену, говорил, что она немилосердная и глупая. А она, тоже
рассердившись, заплакала и ушла в спальню и крикнула оттуда:
Чтоб он околел, твой казак! Отстань ты от меня,
холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!
За всё время после свадьбы у Горчакова это была первая
ссора с женой. До самой вечерни он ходил у себя по двору, всё думал о жене,
думал с досадой, и она казалась теперь злой, некрасивой. И как нарочно, казак
всё не выходил из головы и Максиму мерещились то его больные глаза, то голос,
то походка…
Эх, обидели мы человека! - бормотал он. - Обидели!
Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно,
как никогда не было, - хоть в петлю полезай! От скуки и с досады на жену он
напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он
бранился скверными словами и кричал жене, что у нее злое, некрасивое лицо и
завтра же он прогонит ее к отцу.
Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться
и опять напился.
С этого и началось расстройство.
Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу, друг за
дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой… Все
эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая
жена, что бог прогневался на него и на жену… за больного казака. Он всё чаще и
чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи
и ждал, не встретится ли ему казак…