Триумфальный образ фонтана

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,49 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Триумфальный образ фонтана















Триумфальный образ фонтана

1. От божества до служанки

Испокон человечество селилось рядом с водными источниками, дающими пищу, защищающими от врагов, служащими удобным путем передвижения. В тоже время человек испытывал страх перед непредсказуемыми силами природы, что невольно рождало образы всемогущих богов. Непредсказуемость и разрушительная сила водной стихии, неудержимость воды вселяли ужас в сердца и умы древних людей. Не удивительно, что древние цивилизации обожествляли природную воду, наделяя её сверхъестественными силами. Моря, реки, озера, болота, ручьи и другие водные источники - родники, водопады и гейзеры - населялись мифологическими существами. В зависимости от места жизни и основных занятий у разных народов главными были божества, управляющие основной хозяйственной деятельностью человека. Но обязательно в пантеоне мифологических существ есть малые божества природы, ее живительных и плодоносных сил, олицетворяющие все движущееся и растущее, все дающее жизнь стихийным силам. Главные среди них - водные, отвечающие за источники пресной воды. В греческих мифах - это наяды - нимфы рек и небольших источников - они сообщали плодородие окружающей их земле, помогали вырастить хороший урожай. В славянских сказках нимфам соответствуют такие существа как русалки, водяницы, берегини, вилии. В германских и кельтских мифах - ундине, наре и мерроу. У людей было к этим существам двойственное отношение, то есть с одной стороны, признавалось, что это существа дружественные и полезные, а с другой, полного доверия к ним не было, говорилось об их опасности, способности причинить человеку вред.

«Там, где начинают свой бег ручьи, склонялись прекрасные девы над новорожденными водами, вместе с ними выходили из недр, пробивая земную толщу, и никто не мог остановить их движения. Радуясь солнечному свету, они искрились, словно плясали. Места их выхода для людей были священны; в пещерах и гротах, рощах и лесах воздвигались святилища - нимфеумы, где нимфам приносили жертвы. Замеченные людьми целебные свойства выходящих из земли источников превратили нимф в спутниц бога-целителя Асклепия, в целительниц, врачующих и дарующих здоровье. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти» [1].

Увеличивались знания человека об окружающем мире, росли его технологические возможности. Люди научились применять в своих интересах поверхностные воды - реки, ручьи и озера. Народы бились за удобные водные пути, на реках и волоках появлялись крепости, вокруг которых развивались торговые и ремесленные посады-города. Среди безводной пустыни в оазисах, где из-под земли бьют живительные родники пресной воды, возникают поселения, охраняющие караванные пути и дающие кров и спасение от испепеляющего зноя путникам. В лесных чащобах и урочищах у родников религиозные общины возводят скиты и монастыри, Люди строили запруды и каналы, вода крутила мельничные колеса и приводы станков, орошала поля, но подземные воды оставались вне человеческой власти. Особой силой наделяли наши далекие предки родники-студенцы и относились к ним с особым благоговением. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.

Новое мировоззрение породило монотеистические верования, существующие по настоящее время. И главным атрибутом райского сада оставался водный источник - родник, наполняющий живительной энергией весь окружающий мир.

«Культ воды и водных источников, по-видимому, является единственным архаическим культом, который прослеживается относительно славян с I тыс. до н.э. до современности. Длительную устойчивость культа вод и в особенности родников отмечал Мирча Элиаде: «уничтожить его не смогла ни одна религиозная революция; питаемый народным благоговением, культ вод оказался, в конечном счете, терпим даже христианством - после бесплодных гонений в средние века». Кажется, единственный ангел природных стихий, упоминающийся в Библии - это ангел вод» [2].

Вот картина рая, который был обещан набожным людям в Коране:

«Ручьи, вода которых никогда не портится, молочные реки, вкус которых всегда остается неизменным, реки вина, служащие наслаждением для пьющих из них. (XLVII).

Праведники будут жить в окружении садов и ручьев. (LIV)

Помимо этих двух садов, там будут находиться еще два сада,

Два сада, утопающие в зелени,

Где будут бить ключом два источника.

Там будут плоды, пальмы и гранаты…» [3].

Индустриальное общество изменило жизнь человечества. Люди сумели подчинить своей воле поверхностные воды Земли, направив их мощь на служение своим нуждам. Создаются искусственные водохранилища, современные технологии позволяют изменить русла рек и очертания морей. Через безводные степи и пустыни протянулись многокилометровые ирригационные каналы, несущие воду сельскохозяйственным угодьям, транспортные каналы пересекают континенты, соединяя океаны. Вода крутит турбины электростанций, вырабатывающих электроэнергию, обеспечивает функционирование промышленного производства. Вода теперь работает на человека, обеспечивает его потребности, но по-прежнему естественные выходы пресной воды из земли служат ему источником вдохновения и почитания. В городах создаются искусственные водные объекты - пруды и фонтаны, которые украшают и разбавляют ландшафт, создают легкость и воздушность городской среды, дарят свежесть в самые жаркие дни. Чудесные струи воды лечат, успокаивают и заряжают человека позитивной энергией, к воде приходят, чтобы отдохнуть, полюбоваться красотой, которая придает силы.

Поэты и писатели, многие художники используют образ фонтана в своих картинах как символ. Символ чистоты, если вода в фонтане светлая и прозрачная, символ опустошенности, грусти, тоски, если фонтан пуст. Посредством изображения фонтана художник с нами разговаривает. Делится своими чувствами. Делится увиденной красотой.

«…Летят алмазные фонтаны

С веселым шумом к облакам;

Под ними блещут истуканы

И, мнится, живы; Фидий сам,

Любуясь ими, наконец,

Свой очарованный резец

Из рук бы выронил с досады.

Дробясь о мраморны преграды,

Жемчужной, огненной дугой

Валятся, плещут водопады;

И ручейки в тени лесной

Чуть вьются сонною волной.

А. Пушкин» [4].

Пройдя путь от дара богов до природного помощника человека, вода никогда не утратит своего особого статуса. Современные искусственные источники воды - фонтаны - стали украшением современных городских кварталов, они сохраняют первозданную, природную красоту воды для человека, используются для эстетического наслаждения.

2. История фонтанов

Архитектурный словарь дает следующее определение «фонтан (итальянское fontana, от латинского fons, fontis - источник, ключ) - сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве и были излюбленным украшением городских площадей в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии» [5].

Первыми историческими документами, свидетельствующими о том, какими были фонтаны в Древнем мире, является египетская надгробная живопись. Внутри своих жилищ, окруженных стенами, египтяне разводили сады, где часто устраивали фонтаны. Как правило, садовые фонтаны находились в прямоугольных прудах, вокруг которых высаживали декоративные растения и фруктовые деревья. В Месопотамии садовые фонтаны использовались очень широко для орошения сухих высокогорных районов, именно благодаря фонтанам Месопотамия, Ассирия и Персия прославились своими роскошными тенистыми садами. Вода в этом жарком сухом климате была бесценным сокровищем, что отразилось на планировке сада с его четырьмя сущностями: воды, растений, цветов и музыки. Как правило, мусульманские сады были окружены стенами и террасами, украшены яркой плиткой, а фонтаны устраивались так, чтобы создавалась особая игра тени и света. В этих сложных и вычурных садах создавали обильные источники, спускающиеся к подножию Гималаев, направляя их в водоемы, ручьи, водопады и беседки. В Китае фонтаны обычно устраивали при дворе. А в Японии самый знаменитый парк с фонтанами - это Киото. Здесь каждый элемент был продуман так, чтобы вызвать у посетителя сада особое состояние сознания, поэтому над постройкой садов и фонтанов в частности нередко трудились буддийские монахи.

В Средние века в монастырях нередко устраивали большие сады, разделенные на четыре части: для трав, овощей, фруктов и цветов. Часто в саду имелись дорожки для прогулки, а посередине устраивался колодец или фонтан (возможно, эти фонтаны испытали влияние персидской архитектуры). Считалось, что подобное устройство сада способствует уединению, молитве и размышлениям. В Средние века фонтаны в основном использовались как источник водоснабжения.

С началом эпохи Возрождения фонтаны становятся частью архитектурного ансамбля, зачастую - его ключевым элементом. Замки уступили место дворцам и виллам в римском стиле. При сооружении фонтанов стали использовать не только природные источники, но и насосы. С изобретением водяного насоса ключи, бьющие на римских холмах, стали использоваться в фонтанах. После этого техника, нашедшая свое применение в Италии, распространилась по всей Европе. В Риме фонтаны поражают своим величием и роскошью. Самый знаменитый из них - фонтан Треви. Фонтан представляет собой великолепную сцену, в центре которой бог Океан в раковине-повозке, запряженной двумя морскими коньками. Путь между скалами им указывают тритоны. Дно фонтана усыпано монетами: по древнему поверью, туристы, желающие вернуться в Рим, должны, стоя спиной к фонтану, бросить монетку правой рукой через левое плечо. По неофициальным подсчетам, туристы в день оставляют на дне бассейна до полутора тысяч евро - и это несмотря на официальный запрет! К счастью, все выловленные из бассейна деньги идут на благотворительность.

В 17 веке Франция стала законодательницей мод в архитектуре, особенно яркий памятник этого периода - Версаль, который по праву считается вершиной искусства регулярных парков. Не смысла говорить о том, насколько разительно видоизменялся внешний вид фонтанов с течением времени. Этот французский стиль со временем стал доминировать в Европе, хотя и претерпел значительные изменения в странах, воспринявших его. Таков Петергоф, великолепие которого поражало не одно поколение жителей Российской Империи, Большой каскад Петергофа в Санкт-Петербурге - уникальное фонтанное сооружение, одно из самых красивых в мире архитектурных сооружений. Большой каскад состоит из трех самостоятельных лестничных каскадов с семнадцатью водопадными ступенями и объединяющего их грота. Украшают каскад 37 статуй, 29 барельефов и более 150 мелких декоративных украшений. Неизгладимое впечатление производят 64 фонтана ансамбля Большого каскада, которые одновременно выбрасывают 142 струи воды самой неожиданной формы. На всех посетителей он оказывает завораживающее действие.

Во второй половине 17 века становится популярным стиль романтизм с его акцентом на естественности, живописности. Тенденции эти коснулись и строительства фонтанов. Теперь в парках сооружались источники, стилизованные под естественные, вокруг них высаживались растения, в том числе экзотические, все делалось для того, чтобы достичь эффекта «дикой природы».

В последующие периоды инженеры, скульпторы и строители совершенствовали не только эстетические и художественные достоинства фонтанов, но и активно внедряли новейшие технические достижения для того, чтобы добиться наибольшей выразительности в применении фонтанов.

фонтан каскад триумфальный знаменитый

3. Знаменитые фонтаны мира

Самая известная достопримечательность столицы ОАЭ Абу-Даби фонтан - вулкан, расположенный на набережной Корниш. Внутри фонтан подсвечен оранжевым светом, что создает иллюзия извержения из кратера лавы, поэтому ночью фонтан выглядит особенно впечатляюще.

Самый большой, мощный и совершенный фонтан России открыт в Ярославле. Фонтанный комплекс «Ярослав Мудрый» стал главным украшением волжской набережной и стрелки, реконструированной к 1000-летию города. Открытие комплекса состоялось 10 сентября 2010 года.

Мост Banpo в Сеуле, Южная Корея только недавно украсился фонтаном с 10000 носиками, вдоль всей длины моста, из которых бежит вода. Хоть это преображение произошло совсем недавно, мост уже сейчас является главной достопримечательностью. Система фонтана качает 190 тонн воды в минуту.

Один из красивейших фонтанов Америки находится в Лас-Вегасе - это танцующий фонтан «Bellagio». Фонтан «танцует» под музыку известных певцов - в репертуаре есть и Мадонна, и Элтон Джон, наравне с Паваротти, Бочелли и другими. 1175 струй воды, 80 метров высоту, 4500 ламп подсветки и 40 миллионов долларов на его создание. На это удивительное шоу на берегу большого искусственного озера, съезжаются туристы со всего мира.

Один из самых высоких фонтанов в мире расположен в Женеве. Его высота 140 метров, а скорость выброса воды составляет 200 км/ч.

Компания WET Design в Дубаи построила не только огромный фонтан, но и самый дорогой в мире. Постройка грандиозного фонтана обошлась в 217 миллионов долларов. 10 струй фонтана достигает приблизительно 152 метров в высоту, а вода подкрашивается 25 цветными проекторами и 6600 цветными фонарями.

Фонтан Короля Фэхда, расположенный на побережье Джедда в Саудовской Аравии, является самым высоким фонтаном в мире. Водный поток выстреливает со скоростью 375 км/ч и устремляется на высоту, сравнимую с Эйфелевой башней, - 312 метров! Масса воды после подъема до наивысшей точки составляет почти 19 тонн. Фонтан освещают 500 мощных прожекторов, расположенных на пяти искусственных островах.

Множество других не менее красивых и удивительных фонтанов существует на планете. Привлекающие внимание фонтаны - непременное украшение любого уважающего себя города, стремящегося заинтересовать собой как можно больше туристов. Все фонтаны - творения известных архитекторов, причём, надо признать, что проектировать и сооружать такие шедевры нелегко, ведь отличие «архитектуры» от простого «строительства» в нашем восприятии знаменитый архитектор 20-го столетия Ле Корбюзье описал так: «Вы берёте камень, дерево и бетон, и возводите из этих материалов как дома, так и дворцы: это - строительство. Работа, требующая мастерства. И вдруг она берёт меня за душу, согревает её. Я прихожу в восторг и говорю: Это прекрасно. Это - Архитектура» [6].

Заключение

В последние годы проблема дефицита пресной воды стремительно становится одной из самых острых в мире. К числу стран, испытывающих его, присоединяются всё новые. За последние десятилетия в числе стран, страдающих от недостатка воды, оказались не только полупустынные страны Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, но даже Россия, по территории которой протекает несколько многоводных рек. А ещё в этом списке такие страны как США, Австралия, Мексика, Испания, Италия, Греция, Кипр, Сингапур, уж не говоря о большинстве африканских. Это вызвано как капризами климатических изменений, так и ростом потребления воды - и из-за увеличения численности населения Земли, и в связи с промышленным и сельскохозяйственным загрязнением источников, и вследствие нерационального использования пресной воды. Наиболее радикальные предложения звучат в катастрофические засушливые годы, когда для экономии воды требуют отключить городские фонтаны, которые подчас являются единственными спасительными уголками прохлады в раскаленных мегаполисах.

Современные технологические возможности человечества, несомненно, могут предупредить или сгладить последствия практически любых природных и климатических катаклизмов. Можно заменить воду в фонтане шоколадом и спиртными напитками, или создать даже совершенно экзотические конструкции. Как, например, находящийся в Барселоне Ртутный Фонтан. Вместо воды в нём течёт ртуть. Впервые фонтан был показан в Париже в 1937 году во время Международной выставки. Тогда никто ещё не знал о губительном воздействии ртути на человека и фонтан был открыт для всех желающих, теперь же посмотреть на него можно только из-за специального стекла, чтобы люди не отравлялись парами ртути, а самые любопытные не касались её. Современные художники разрабатывают апокалипсические проекты фонтанов.

Чтобы не утратить возможность наблюдать воочию красоту фонтанов, человечество в современную индустриальную эпоху должно приложить усилия для сохранения пресных вод Земли. Так как ничто не заменит человеку природной воды, и задача сохранения ее в настоящем тысячелетии наиболее важная.

Похожие работы на - Триумфальный образ фонтана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!