Рынок публичных услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок публичных услуг

Содержание

 

Введение

Глава I. Макроэкономические факторы развития сферы публичных услуг, обусловленные современными тенденциями в развитии общества.

.1 Правовое регулирование оказания публичных услуг

.2 Зарубежный опыт оказания публичных услуг

Глава II. Проблемы государственного регулирования рынка публичных услуг

.1 Содержание политики государства в сфере публичных услуг

.2 Социологический анализ взаимосвязи качества жизни и социальных услуг

Глава III. Основные направления решения проблем в сфере оказания публичных услуг

.1 Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования

.2 Трансформация системы управления оказанием государственных публичных услуг

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


Актуальность темы исследования состоит в том, что современную экономику с учетом приоритетов государственного регулирования рассматривают как социальную рыночную экономику. С социальным государством связывают реализацию принципов социальной справедливости и социальной защищенности. В процессе развития общества решается задача сохранения социального равновесия, означающего обеспечение равных социальных прав, компенсацию потерь от несовершенства рынка, рост общего благосостояния населения. Следует отметить, что как социальное государство Россия, ориентируясь на приоритет социальных факторов в экономическом развитии, должна обеспечивать высокий уровень жизни, предоставлять законодательно оформленные социальные гарантии доступа граждан к социальным правам.

Степень реализации указанных прав зависит в первую очередь от экономических возможностей государства. Вместе с тем реформирование сферы публичных услуг не должно сопровождаться уменьшением доступа к гарантированным государством правам членам общества и уменьшать возможности населения пользоваться бесплатными услугами. Сокращение объема предоставляемых государством бесплатных публичных услуг в процессе реформирования сферы публичных услуг может происходить только в том случае, если это не уменьшает доступ к ним по причине, например, повысившегося дохода населения и расширения доступа к частным социальным услугам.

Проблема реформирования сферы публичных услуг актуальна для многих стран, прослеживаются четко выраженные тенденции уменьшения масштабов деятельности государства с одновременным повышением ее эффективности, увеличивается доля муниципальных и частных публичных услуг. В ходе реформирования российской экономики в настоящее время решается задача рационализации социальных функций государства, органов местного самоуправления, совершенствуется управление социальной сферой. В этих условиях возрастает потребность теоретического обоснования направлений развития социальной сферы. Важно правильно определить набор гарантированных государством публичных услуг, обеспечить условия для их предоставления, установить формы участия регионов и муниципалитетов.

Имеются проблемы в управлении сферой публичных услуг. Так, отсутствует обоснованная стратегия развития сферы публичных услуг, не урегулированы социальные бюджетные отношения по уровням государственного и муниципального управления, уменьшается государственное финансирование публичных услуг при низких доходах населения и неразвитости частного сектора. Реализация реформы в сфере публичных услуг требует глубокой проработки теоретических вопросов управления сферой публичных услуг.

Обеспечение развития сферы публичных услуг предполагает использование единых подходов в отношении каждой из отраслей сферы публичных услуг. Должны быть выработаны общие подходы, принципы и методы управления предоставлением публичных услуг. В рамках формируемой сервисной экономики необходимо разработать действенные механизмы государственного регулирования и управления сферой публичных услуг, обеспечивающие воспроизводство и развитие человеческого капитала.

В настоящее время в ходе реформирования российской экономики осуществляются рационализация публичных функций государства и органов местного самоуправления, совершенствование управления социальной сферой. Такое направление обусловлено возрастающей ролью социальной сферы в развитии национальной экономики. В экономической теории и практике доказано, что залогом стабильного развития является равновесие между экономической и социальной сферами.

Перечисленные обстоятельства доказывают актуальность предлагаемого исследования и определяют выбор его направления - обоснование нового подхода к социальной сфере, позволяющего обеспечить совершенствование ее функционирования.

Целью работы является разработка теоретических закономерностей формирования и методологии управления сферой публичных услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать и развить положения теории сервисной экономики, теории человеческого капитала;

раскрыть сущность публичных услуг;

выполнить классификацию публичных услуг;

обобщить и развить теоретические и методологические основы управления сферой публичных услуг;

дать теоретико-методологическое обоснование элементов экономического механизма управления сферы публичных услуг;

исследовать специфику и разработать основные направления совершенствования финансирования сферы публичных услуг;

разработать научные подходы к обеспечению эффективного функционирования сферы публичных услуг.

Глава I. Макроэкономические факторы развития сферы публичных услуг, обусловленные современными тенденциями в развитии общества


1.1 Правовое регулирование оказания публичных услуг


В Концепции административной реформы, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1789-р, основное внимание уделено повышению качества государственных услуг и доступности их населению. По данным Фонда общественного мнения, в настоящее время свыше 70% россиян отрицательно оценивают деятельность государственных служащих по оказанию публичных услуг.

Категория публичных услуг не разработана в российской правовой науке. Анализ специальной литературы позволяет выделить следующие подходы к определению «публичные услуги» и их разграничению с государственными и социальными услугами.

Согласно одной из позиций государственные услуги - это услуги, оказываемые органами государственной власти каждому отдельному индивиду, обратившемуся за ними.

Публичные услуги - более широкий термин, включающий также услуги, оказываемые неограниченному кругу лиц в целях удовлетворения публичного интереса. Органы власти могут лишь обеспечивать их предоставление, а не оказывать самостоятельно.

Общим критерием является установленная Конституцией РФ и законами обязанность органов публичной власти предоставлять услуги, обеспечивать их предоставление.

Публичные услуги имеют характерные признаки. Они:

) обеспечивают деятельность общезначимой направленности;

) имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими;

) осуществляются органами государственной и муниципальной власти либо другими субъектами;

) основываются как на публичной, так и на частной собственности.

Первый признак указывает на то, что независимо от субъекта (будь то орган государственной власти, муниципальный орган, негосударственная организация), предоставляющего услуги в каждом конкретном случае, публичная власть обязана обеспечить их исполнение. В случае, когда заинтересованность либо возможности частного капитала в предоставлении публичных услуг отсутствуют, орган публичной власти должен самостоятельно реализовывать такую социально значимую услугу (вывоз мусора, отходов, водоснабжение). При передаче функций исполнителя иным субъектам органы публичной власти должны контролировать реализацию публичных услуг и обеспечение прав населения на их получение.

Ответ на вопрос о возможности полного отказа государства от предоставления услуг в определенной области зависит от характера публичной услуги. Если предоставление такой услуги обусловлено необходимостью реализации конституционных прав граждан (право на охрану здоровья и медицинскую помощь), то государство не вправе отказаться от ее предоставления.

Можно разграничить услуги и следующим образом. К государственным услугам (услугам власти) относятся бесплатные услуги, согласно закону оказываемые уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам

в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг, предоставляемых за счет использования ресурсов государства.

К общественным услугам относятся бесплатные для граждан услуги, адресованные всему обществу, выполняемые выбранными по конкурсу услугодателями за счет использования общественных фондов и в соответствии с регламентами предоставления общественных услуг.

К публичным услугам относятся общественно значимые платные для услугополучателей услуги, цена которых регулируется государством, оказываемые коммерческими организациями в соответствии с регламентами публичных услуг.

Наконец, для публичной услуги характерны следующие признаки:

) это благо, которое индивидуально, т.е. адресовано конкретным субъектам;

) оно добровольно, т.е. оказывается без принуждения со стороны государства, только по инициативе граждан и юридических лиц;

) необязательный характер.

Такой же концепции придерживаются разработчики проекта федерального закона «О стандартах государственных услуг», разделяя государственные услуги по сфере публичной власти, обязанной их оказывать, и индивидуальной направленности2. Государственная услуга - это деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг.

Данное определение рассматривает публичные услуги в узком смысле, исключая из категории публичных услуги, адресованные неопределенному кругу лиц. Более правильным представляется первый подход, поскольку четкое регулирование услуг, оказываемых органами публичной власти неопределенному кругу лиц, имеет весьма важное значение в реализации закрепленной Конституцией РФ идеи социального государства.

Изложенные проблемы наглядно демонстрируют необходимость четкого и систематизированного регулирования вопросов предоставления публичных услуг в целях обеспечения реализации конституционного принципа социального государства.

Анализ правового регулирования публичных услуг в широком смысле (т.е. предоставляемых как неопределенному кругу субъектов, так и конкретным получателям) на федеральном, региональном и местном уровнях позволяет выделить следующие проблемы.

. В постановлении Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» для федеральных органов исполнительной власти предусмотрена обязанность по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, а также перечней предоставляемых ими услуг. Также отмечается, что предоставление государственных услуг должно осуществляться на основе стандартов государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности.

Однако перечни предоставляемых услуг до сих пор не разработаны, не приняты и стандарты государственных услуг. В положениях о соответствующих федеральных органах исполнительной власти и их административных регламентах оказываемые государственные услуги структурно не выделены.

К тому же в целях реального обеспечения предоставления необходимых населению услуг более правильно было бы установить на законодательном уровне единый открытый государственный перечень (реестр) услуг, оказываемых органами исполнительной власти, в том числе на платной основе. Подобные перечни действуют в Киргизии, Казахстане, Молдове.

Услуги, включаемые в перечень, должны соответствовать заранее разработанным критериям; следует учитывать мнения граждан и организаций - потребителей услуг, а также выражающих их интересы общественных и профессиональных объединений.

. Распределение государственных функций по видам федеральных органов исполнительной власти вовсе не означает окончания административной реформы. Применительно к государственным услугам на следующем этапе должно произойти выделение блока услуг, которые могли бы быть переданы государственным и негосударственным организациям. Важно также выработать критерии оценки целесообразности такой передачи (повышение эффективности реализации переданных функций, увеличение степени доступности и качества оказываемых услуг), критерии, которым должны отвечать негосударственные структуры, определить условия передачи. В необходимости перераспределения части публичных услуг убеждает опыт Европейского союза: согласно одному из последних докладов Европейской Комиссии в результате введения конкуренции в секторе публичных услуг сократились расходы конечных потребителей.

. В целях упорядочения оказания публичных услуг органами исполнительной власти и их учреждениями, возможно, следует законодательно определить признаки отнесения услуг к категории платных, как это сделано в законодательстве ряда зарубежных стран. Такие попытки предприняты в проекте федерального закона «О стандартах государственных услуг»: помимо уплаты государственной пошлины получателями услуг предусмотрена платность услуг, оказываемых лицам в связи с их предпринимательской деятельностью, с целью покрытия расходов на их предоставление; кроме того, предлагается ввести еще один вид услуг, предоставляемых с высоким уровнем качества (повышенным по сравнению со стандартным уровнем удобства и комфорта или внеочередного исполнения).

. Необходима скорая и в то же время продуманная разработка предусмотренных упомянутым постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 стандартов государственных услуг (в том числе путем широкого обсуждения положений проекта федерального закона «О стандартах государственных услуг»). Представляется, что закрепление обязательного минимума требований, касающихся стандарта, на федеральном уровне позволит гарантировать всем потребителям государственных услуг равные права и возможности по их получению, а также качество и доступность услуг. Субъекты РФ исходя из своих возможностей смогут увеличивать этот минимум.

Пока же регламентами, разработанными федеральными органами исполнительной власти, в основном регулируется порядок рассмотрения обращений граждан. Установление же на законодательном уровне четких, систематизированных административных процедур предоставления публичных услуг придало бы деятельности органов публичной власти строго легальный, открытый и предсказуемый характер, а также предоставило бы возможность ограничивать и устранять произвольные действия.

С проблемой стандартизации услуг тесно связана проблема ответственности чиновников за ненадлежащее предоставление публичных услуг. В связи с этим полезным может оказаться обращение к опыту зарубежных стран (например, Англии, где существуют законодательно утвержденные стандарты и правила, чиновника могут даже оштрафовать, если гражданин пожалуется на чрезмерно длительное стояние в очереди).

. В настоящее время отсутствует ясное представление об объеме полномочий, возложенных на органы исполнительной власти субъектов РФ федеральным законодательством. Необходима подробная регламентация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих публичные услуги. В качестве одного из направлений такой регламентации можно выделить расширение прав, предоставленных органам исполнительной власти субъектов РФ, наделение их дополнительной компетенцией, источниками финансирования и дополнительной ответственностью. Возможно составление реестра полномочий органов государственной власти субъектов РФ, исходя из которого можно определять перечень публичных (государственных) услуг органов исполнительной власти, как это, например, делается в Новосибирской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

. Относительно оказания муниципальных услуг необходимо отметить нечеткость формулировок при определении в Федеральном законе № 131 вопросов местного значения для каждого вида муниципальных образований. Закон использует различные термины: «организация», «обеспечение условий», «создание условий», «участие», «обеспечение», «оказание содействия». Попытки толкования данных терминов могут быть самыми различными, что в конечном счете затрудняет определение содержания обязательных для предоставления муниципальных услуг в каждом конкретном случае.

. При оценке деятельности распорядителей бюджетных средств, направляемых на оказание публичных, а также муниципальных услуг, должны применяться в том числе и следующие показатели: учет запросов и нужд общественности; обеспечение качества оказываемых услуг; степень удовлетворенности и мнение граждан, получивших услуги; четкость планируемых результатов.

Существуют следующие закономерности сервисной экономики:

- возможности экономического роста в первую очередь определяются состоянием и развитием отраслей сферы публичных услуг;

человеческий фактор превращается в главный фактор экономического роста;

повышается роль государства в воспроизводстве трудовых ресурсов и формировании человеческого капитала;

предоставляются новые возможности для реализации макроэкономических теорий посредством государственного регулирования экономики, в том числе сферы услуг;

изменяется характер социальных потребностей, все чаще появляются постоянные потребности, например поддержание здоровья, профилактика заболеваний, непрерывное образование;

устанавливается активная позиция организаций сферы публичных услуг в отношении воздействия на потребителей для формирования спроса на свою продукцию;

осуществляется дифференциация, индивидуализация потребностей населения, переход на долговременные отношения между потребителем и производителем публичных услуг;

обострение межстрановой конкуренции требует поиска резервов повышения эффективности функционирования экономики, в том числе в частном и государственном секторах сферы публичных услуг;

под влиянием процесса глобализации появляется тенденция типизации (стандартизации) в развитии сферы публичных услуг.

Можно разделять две группы публичных услуг:

1) общественные услуги для членов общества, в интересах развития общества как составляющая сферы услуг;

) услуги отдельным слоям, группам в виде социальной помощи по выполнению функций домохозяйств.

Сущность публичных услуг первой группы определим исходя из их роли в формировании человеческого капитала, основного фактора производства и связывает ее с совокупностью экономических отношений по формированию и развитию человеческого капитала. Такой взгляд на публичные услуги объединяет однородные виды деятельности по признаку их направленности на один результат - рост человеческого капитала индивидуума, позволяющий ему выгоднее использовать свой трудовой потенциал, увеличивая доход.

Важнейшими составляющими человеческого капитала являются капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры. Сущность публичных услуг более глубокого уровня представляет собой экономические отношения по формированию и развитию капитала образования, капитала здоровья и капитала культуры.

Особенностью публичных услуг является их двойственность. В процессе оказания публичных услуг происходит и потребление, и накопление одновременно, причем отделить одно от другого не представляется возможным. Поэтому затраты на развитие сферы публичных услуг носят инвестиционный характер, так как обеспечивают накопление человеческого капитала.

Публичные услуги второй группы правильнее называть услугами социальной помощи населению, состоящими из финансовых, транспортных, бытовых и других услуг социально незащищенным гражданам для поддержания нормального уровня жизни. Эти услуги строго индивидуальны и предназначены для тех групп и категорий людей, которым необходима помощь общества, они предоставляются службами социальной защиты органов государственного и муниципального управления в виде индивидуальных услуг социального обеспечения, социальной помощи, что компенсирует отсутствующие функции домашних хозяйств. [5, с.99-100]


Рис. 1. Различия в экономической природе публичных услуг [2, с.60]

В частности, к социальной сфере относится социальное обеспечение, социальную помощь в виде индивидуальных публичных услуг и деятельность по оказанию коллективных публичных услуг. Такой подход позволил в структуре социальной сферы выделить:

сферу публичных услуг (коллективные публичные услуги) как часть сферы услуг;

сферу услуг социальной помощи по выполнению функций домохозяйств (индивидуальные публичные услуги) как составляющую непроизводственной сферы;

социальную помощь в денежной и товарной формах.

 

.2 Зарубежный опыт оказания публичных услуг


С точки зрения финансирования муниципальных услуг интересен опыт стран Европы. Там сначала рассчитывают себестоимость услуги, потом оценивают долю затрат, которую способно оплатить население, а затем выстраивают стратегию муниципалитета по обеспечению доходной части его бюджета (путем привлечения частного капитала, использования региональных и федеральных фондов поддержки, сдачи в аренду или даже продажи части муниципального имущества). В России администрирование идет по противоположному пути: сначала муниципалитет получает доходы, а затем планирует, как ими распорядиться, учитывая достаточно широкий список обязательств, объявленных населению.

По мере нарастания социализации государств происходят существенные изменения в объеме, содержании и методах их деятельности. Усложнение и динамизм общественной жизни, с одной стороны, своего рода укрупнение объектов правового воздействия и увеличение доли концентрации частных интересов в публичном праве, с другой, приводят к новому пониманию природы и функций публичной власти. Гражданское общество сильнее «привязывает» ее к себе, заставляя выполнять все бóльший объем общих дел наряду с частными и групповыми делами.

Отражением этой тенденции являются новые конституционные характеристики государства и иных институтов общества. Обогащение норм о целях и средствах социально-экономического развития начала ХХ века сопровождается их появлением в послевоенных конституциях и особенно в конце века. В конституциях Испании и Португалии 70-х годов, конституциях России, Швейцарии, Чехии, Финляндии 90-х годов содержатся важные положения о публичной деятельности, публичных работах, финансах, публичных институтах, государственном обслуживании граждан, населения, наконец, об услугах. Конституционные нормы о правах граждан и оказании им помощи в обеспечении здорового образа жизни сочетаются с нормами об услугах государства в широком смысле. Так, в Конституции Швейцарии есть понятие «государственные услуги» в аспекте социальных целей (п. 4 ст. 41). Во Франции понятие публичной службы охватывает все виды деятельности, осуществляемой в интересах государства. Это - государственные службы обеспечения суверенитета, социальные и культурные службы, службы экономического характера. [1, с.105]

Понятие услуги постепенно дифференцируется и охватывает не только услуги сугубо в гражданско-правовом смысле, но и услуги, оказываемые государством в целом и его органами, муниципальными и иными структурами.

Естественно, содержание услуг весьма многообразно, и речь идет о медицинских, образовательных, культурологических, информационных, консультационных, банковских и иных услугах.

И общество, граждане заинтересованы в упорядочении видов услуг и их высоком качестве. Пока же нет четкой типологии услуг, оказываемых уполномоченными субъектами для клиентов, потребителей, как на уровне федерации, так и ее субъектов и муниципальных образований.

Разумеется, речь не идет о курсе на «абсолютное потребительство». Ведь потенциал страны зависит от правильной научно-инновационной, промышленной и аграрной политики, от конкурентоспособности отечественных производителей. Лишь тогда его реальное приращение дает ресурсы для удовлетворения спроса общества на различные услуги. Эту очевидную корреляцию надо отражать в бюджетах всех уровней за счет обоснованной структуры публичных расходов, в рамках целевых программ. Центральные государственные институты должны ее обеспечивать.

Показательна в этом плане таблица «Общественные расходы на образование, здравоохранение и военные расходы, в % от ВВП» [2, с.74]

Страна

Расходы


на образование

на здравоохранение

военные

Норвегия

6,8

6,6

1,8

США

4,8

5,8

3,1

Израиль

7,3

8,3

7,7

Россия

4,4

3,8

3,8


За рубежом в структуре сферы публичных услуг обоснована целесообразность выделения трех секторов: государственного, муниципального и частного (рис. 2). Каждый сектор сферы публичных услуг относительно обособлен.

публичный услуга государственный регулирование

Рис. 2. Структура сферы публичных услуг в развитых странах [2, с.88]

Данная структура имеет ряд преимуществ: облегчает определение цели функционирования социальной сферы, ее составных частей, имеющих разную экономическую природу, позволяет обеспечить целостность, соподчиненность этих целей и эффективное управление процессами их реализации на основе комплексного подхода, обеспечить четкость задач, источников финансовых ресурсов, эффективное расходование бюджетных средств, экономичность в функционировании сферы публичных услуг. Объединение усилий различных отраслей социальной сферы в рамках выделенных секторов способствует выработке общих подходов и единого механизма управления и приводит к получению в результате синергического эффекта. [9, с.117]

Сформулировано определение сферы публичных услуг - это совокупность отраслей сферы услуг, обеспечивающих формирование и развитие человеческого капитала, его воспроизводство. Отрасли публичных услуг (здравоохранение, культура, образование, физкультура) формируют человека как работника, как основной фактор производства, обеспечивают его продолжительное функционирование и полноценное восстановление.

Глава II.Проблемы государственного регулирования рынка публичных услуг


2.1 Содержание политики государства в сфере публичных услуг


Проведенный анализ позволил уточнить содержание публичной политики государства. Как направление социальной политики государства предлагается включить обеспечение доступности гарантированного минимума публичных услуг для граждан, создание условий для эффективного формирования и развития человеческого капитала, эффективного функционирования сферы публичных услуг.

Ниже приводится классификация публичных услуг (табл. 1) с учетом того, что специфика публичной услуги позволяет рассматривать ее, во-первых, как вид деятельности, связанный с воздействием на человека (члена общества) с целью формирования и развития человеческого капитала, во-вторых, как форму блага - как человеческий капитал и его составляющие (образование, здоровье и культура).

Сформулировано определение государственной (муниципальной) публичной услуги. Под государственными (муниципальными) публичными услугами предлагается понимать публичные услуги, обеспечивающие базовые гарантии по удовлетворению важнейших социальных потребностей населения, оказываемые бесплатно в общественном секторе за счет бюджетных средств. Под муниципальными публичными услугами поселения (муниципального района, городского округа) следует понимать публичные услуги, предоставляемые органом местного самоуправления поселения (муниципального района, городского округа) за счет средств соответствующего бюджета.

Таблица 1

Классификация публичных услуг [2, с.90]

Признаки классификации

Классификационные группы

Публичная услуга как процесс

По отраслям социальной сферы

Публичные услуги по формированию и развитию человеческого капитала (сфера услуг), услуги социальной помощи (непроизводственная сфера)

По отраслям сферы услуг

Услуги здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта

По формам собственности продуцентов

Государственные публичные услуги (федеральные публичные услуги и социальные услуги субъекта РФ), муниципальные социальные услуги поселений, муниципальные социальные услуги муниципального района, муниципальные публичные услуги городского округа и частные публичные услуги

По источникам финансирования

Публичные услуги, предоставляемые за счет выручки от реализации, средств государственного и муниципальных бюджетов, средств государственных публичных внебюджетных фондов, средства спонсоров и др.

По степени капитальных вложений

Высококапиталоемкие публичные услуги, низкокапиталоемкие публичные услуги

По уровню материальных затрат (материало- и энергоемкости)

Материалоемкие публичные услуги, нематериалоемкие публичные услуги

По квалификации персонала

Высокопрофессиональные публичные услуги, публичные услуги достаточной квалификации

Публичная услуга как экономическое благо

По признаку платности

Платные публичные услуги, бесплатные публичные услуги

По особенностям потребления

Коллективные публичные услуги, индивидуальные публичные услуги

По уровню стандартизации

Стандартизованные публичные услуги, нестандартизованные публичные услуги

Услуги, формирующие общий человеческий капитал, услуги, создающие специфический человеческий капитал. Услуги, формирующие капитал здоровья, капитал культуры, капитал образования

По отношению к рынку

Рыночные публичные услуги, нерыночные публичные услуги

По социальному статусу потребителей

Публичные услуги элитные, эксклюзивные, высокого статуса (по евростандартам), массовые


Государственные и муниципальные публичные услуги, помимо традиционных для любых видов услуг свойств (неосязаемость, несохраняемость, неотделимость от источника, непостоянство качества), обладают и специфическими: являются чистыми общественными благами, предназначены для удовлетворения общественных потребностей, им свойственны значительные экстерналии, характерна доступность, исключена конкурентность, имеет место общественный характер их потребления. Государственные и муниципальные публичные услуги относятся к социально значимым благам, предоставляются в основном бюджетными организациями в соответствии с общественными интересами, они различаются по составу, способу предоставления в зависимости от страны, муниципалитета, проводимой социальной политики.

Функционирование сферы публичных услуг включает в себя управление предоставлением государственных публичных услуг, предоставлением муниципальных публичных услуг, предоставлением частных публичных услуг, государственное регулирование предоставления муниципальных публичных услуг, частных публичных услуг. В государственном секторе сферы публичных услуг осуществляются управление государственными социальными услугами, регулирование муниципального сектора публичных услуг и регулирование частного сектора публичных услуг.

Процесс управления публичными услугами осуществляется собственником в пределах отдельного вида публичных услуг - государственных, муниципальных и частных, процесс регулирования реализуется органами государственного и муниципального управления как внешнее воздействие на собственника.

Целью государственного регулирования сферы публичных услуг является достижение максимальной в данных условиях эффективности использования ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей населения в области образования, охраны здоровья, культуры. [8, с.102-103]

В соответствии с предложенной моделью функционирования сферы публичных услуг определены направления государственного регулирования: регулирование сектора муниципальных публичных услуг и регулирование сектора частных публичных услуг.

2.2 Социологический анализ взаимосвязи качества жизни и социальных услуг


Расчеты потребностей в услугах надо дополнять их общественной оценкой. Этого не произошло в период подготовки и принятия известного Федерального закона № 122 в части замены льгот денежными средствами, что и привело к массовым волнениям и протестам. Допускалось отсутствие всесторонних опросов общественного мнения, информации, игнорирование позиций граждан, местных органов, обществ потребителей.

Вот данные социологического опроса в 2006 г.

«Приходилось ли лично Вас в текущем году сталкиваться с нарушением Ваших прав органами государственной власти в перечисленных ниже ситуациях?»

(Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Ответы проранжированы в порядке убывания количества ответивших.) [2, с.112]

При рассмотрении трудовых конфликтов, связанных с условиями найма на работу, оплатой труда и др.

12,2

При получении паспорта или регистрации вида на жительство

9,9

При оформлении пенсии или социального пособия

8,9

При обращении в милицию

6,7

При оформлении права владения жилищем

6,1

При поступлении на работу (учебу)

5,3

При оформлении права наследования

3,6

При обращении в суд или прокуратуру

3,5

При оформлении права владения приусадебным (дачным) участком

2,8

При оформлении частного предпринимательства

2,2

В другой ситуации

2,4

Не приходилось сталкиваться

49,9


В ходе исследования Институтом законодательства и сравнительного правоведения проблем оказания услуг в декабре 2006 г. выяснилось, что считают относительно удовлетворительной обеспеченность услугами в сфере культуры 75,6% респондентов, в сфере физкультуры и спорта 66,6%, в сфере образования - 63,6%. При этом в сфере образования и физкультуры более четверти ответивших обеспеченностью услугами не удовлетворены. Более всего недовольных обеспеченностью услугами в жилищно-коммунальной сфере - 74,6%. Обеспеченность услугами в сфере здравоохранения и социального обеспечения тоже явно недостаточна - более половины работников органов исполнительной власти придерживается данного мнения в сфере здравоохранения (50,6%), немногим более половины в сфере социального обеспечения (45,1%).

Высока доля испытывающих затруднения при оценке предоставляемых юридическим лицам публичных услуг - около трети респондентов. 35,5% опрошенных считает качество услуг удовлетворительным, 15,3% - хорошим, 18,1% - низким. Наиболее низко оценивается качество публичных услуг при предоставлении земельных участков, участков недр - 34,2% и при получении правоустанавливающих документов - 26,0%. Наиболее качественными услугами, по мнению опрошенных, являются размещение государственных заказов, а также предоставление кредитов, ссуд, квот, льгот за счет бюджетов всех уровней - 28,6% и 25,0% соответственно.

Среди направлений совершенствования деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по оказанию публичных услуг наибольшее значение, по мнению государственных служащих, имеет достаточное финансирование и развитие материальной базы и инфраструктуры - 25,0% и 23,6% соответственно. Показательно, что в такой же степени (23,1%) государственные служащие заинтересованы во введении четких процедур взаимодействий органов и организаций. К изменению организационно-правовых форм учреждений, оказывающих публичные услуги, работники органов исполнительной власти относятся с определенной настороженностью. Так, только 10,9% опрошенных полагают, что эта мера позволит повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по оказанию публичных услуг. Также осторожно оценивают полезность таких мер, как передача полномочий и изменение структуры органов исполнительной власти - 10,8% и 5,2%.

Для предотвращения подобных недостатков необходимо совершенствовать институты общества, призванные выражать потребности граждан и организаций в публичных услугах и гарантировать порядок их оказания. Для этого предстоит решить ряд крупных задач. [9, с.127]

Надо тщательно определить роль и функции структур, которые оказывают услуги разного рода. Речь идет, прежде всего, о государственных органах.

Законодательные органы должны более основательно готовить законы и предвидеть социальные последствия их применения.

После перестройки федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. на федеральные агентства возложены задачи по оказанию государственных услуг. К сожалению, в положениях о них соответствующие полномочия определены весьма нечетко, оказание услуг плохо выделяется среди других функций - управления, регулирования, контроля. Это ставит их получателей в непростые ситуации. Нужны корректировки положений этих и других органов, у которых есть функции по оказанию услуг, а также диагностика деятельности по конечным результатам.

В соответствии с новым законодательством о местном самоуправлении нужно четко определить функции муниципальных органов по оказанию бытовых, коммунальных, жилищных и иных услуг.

Весьма сложной является проблема в части оказания публичных услуг по линии специальных социальных учреждений - образовательных, медицинских, научных, спортивных и др. Сеть государственных организаций, подведомственных федеральным агентствам, определяется пока очень медленно, что усложняет их взаимоотношения и оказание услуг. К тому же обсуждение проекта федерального закона «Об автономных организациях» выявило серьезные расхождения в трактовке их нового статуса между ведомствами и представителями творческих и иных союзов. Не преодолены опасения в чрезмерной коммерциализации порядка оказания услуг и опеке деятельности больниц, театров и т.п.

Другой аспект решения проблемы - вовлечение бизнес-структур в процесс оказания услуг. Ее решение возможно тремя путями: а) публичная поддержка малого и среднего бизнеса в данной сфере (налоговой, арендной, коммунальными тарифами и т.п.) и одновременно контроль за соблюдением общих правил; б) преодоление навязывания платных услуг там, где они не предусмотрены; в) расширение практики заключения социальных соглашений между бизнес-структурами и государственными, муниципальными органами по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства. Совместные проекты и государственно-частное партнерство себя хорошо оправдывают, и для их эффективности нужны типовые соглашения и системные средства взаимодействия. В рамках исследования темы «Публичная власть и экономические субъекты: нормативная модель и реальные взаимоотношения», выполняемого по линии МОНФ, разработаны соответствующие рекомендации.

В «тени» оказался такой институт общества, как объединения граждан и юридических лиц. Между тем, объединения среднего, малого и большого бизнеса («Опора», РСПП, ТПП, промышленные ассоциации, общества потребителей, творческие союзы) могут гораздо продуктивнее отстаивать интересы своих членов и в то же время непосредственно оказывать им консультативные, информационные и правовые услуги. Пока же их не замечают либо побуждают к дублирующим и непродуктивным действиям. Поэтому публичные органы должны поддерживать такие структуры в их участии в реализации публичных и частных интересов. [7, с.77]

Слабым местом деятельности названных субъектов оказания услуг является отсутствие строгих и стабильных процедур. Во многих федеральных и региональных законах, положениях почти нет норм, устанавливающих перечень последовательно совершаемых действий, средств реализации компетенции органов и госслужащих, прав клиентов на всех этапах обращений, их рассмотрения, принятия решений. Управленческие действия становятся непредсказуемыми и произвольными, а клиенты - бесправными. Поэтому столь важны административные процедуры и регламенты.

Процедура позволяет установить стабильный правовой порядок деятельности. Для его обеспечения необходимы правовые нормы двоякого рода - либо процедурные правила в тематических законах (об образовании, медицинском обслуживании и т.п.), либо специальные положения о порядке решения тех или иных вопросов (порядок отвода земельных участков и т.п.). Не менее важно, что процедура дает возможность четко определить круг органов, должностных лиц и служащих, обязанных в рамках своей компетенции совершать соответствующие действия. В то же время процедура фиксирует категории граждан и юридических лиц, которые вправе действовать в рамках процедур для получения публичных услуг и требовать их оказания в соответствии со стандартами и правилами. Процедурой предусматриваются виды действий (организационно-технические и иные меры, подготовка документов, принятие решений и т.п.), совершаемых органами, должностными лицами и служащими. Наконец, последовательность совершения действий, включая периодичность и сроки их совершения. Обеспечивается информированность и гласность всех действий.

При решении проблемы оказания публичных услуг целесообразно использовать типологию процедур. Во-первых, полезно, по опыту Правительства г. Москвы, вводить регламенты работы органов и организаций с заявителями в режиме «одного окна», которые упрощают решение земельных, арендных, жилищных вопросов, сокращают документооборот и пути административных согласований и решений. Во-вторых, следует подробно регламентировать процедуры в федеральных и региональных законах и иных тематических правовых актах. В-третьих, надо завершить подготовку и принятие федерального закона об административных регламентах и федерального закона об административных процедурах. Это позволит обеспечить открытость и эффективность всех видов деятельности, в т.ч. и оказания услуг.

Институты общества могут успешно и с наибольшим демократическим эффектом действовать в сфере оказания услуг только в соответствии с законодательством. Именно законы развивают конституционные нормы о социальных и иных правах граждан и содержат базовые гарантии их реализации. К сожалению, эта сфера регулируется весьма противоречиво. Законодательство об образовании, здравоохранении, науке, культуре, физкультуре и спорте, социальном обслуживании развито далеко не полностью, в нем много пробелов и юридических коллизий. По сути дела, отсутствуют четкие нормативные определения видов услуг, их гарантий и способов предоставления, показателей качества, ответственность за их несоблюдение. [6, с.120]

Не случайно поспешная монетизация привела к резкому ослаблению государственных гарантий оказания и получения услуг. Например, ввиду отмены статьи 40 Закона «Об образовании», положений о льготных документах, внесения предложений о резкой коммерциализации деятельности всех научных учреждений и театров. Широкой и объективной общественной экспертизы правовых нововведений не было. И «ведомства-реформаторы» оказались сильнее в выборе и оценке того, как обслуживать граждан.

Между тем, вполне обоснованно можно предложить системное формирование такого нового комплексного правового института, как публичные услуги. В его регулировании сочетаются в качестве опорных нормы конституционного, административного и гражданского права, и связанные с ними нормы финансового, экологического, трудового, информационного и других отраслей права. Предстоит фундаментальная разработка признаков данного института.

Первые шаги в этом направлении вязаны с преодолением отмеченных выше ошибок и противоречий с помощью системы мер по совершенствованию законодательства о публичных услугах путем:

а) четкого нормативного определения природы, признаков и видов услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам в строгом соответствии с конституционными правами граждан, а также установления презумпции «клиент прав» во всех спорных ситуациях;

б) принятия законов о стандартах государственных и муниципальных услуг;

в) введения единых реестров услуг, а также нормативов социального обслуживания различных категорий граждан с учетом структуры стабильных бюджетных расходов. Определению показателей услуг служат, например, «Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи», «Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи», утвержденные Правительством РФ 18 февраля 2005 г.;

г) расширения положений об образовательных, медицинских и иных услугах в отраслевом законодательстве, постепенной подготовки социального кодекса;

д) совершенствования статуса социальных государственных, муниципальных и иных учреждений и организаций;

е) упорядочения режимов участия бизнес-структур в развитии социальной инфраструктуры;

ж) строгого соизмерения подзаконных актов и нормативов обслуживания, издаваемых ведомствами, с нормами Жилищного кодекса, других законов об услугах;

з) расширения международно-правового сотрудничества в связи со свободным перемещением услуг в сфере образовательных, медицинских, трудовых, миграционных и иных отношений. Реализация положений Европейской социальной Хартии, Концепции социального развития союзного государства России и Беларуси, планомерное сближение законодательства в социально-правовой сфере в рамках Совета Европы и СНГ - шаги в этом направлении.

Итак, спрос общества на услуги всех видов растет. Нужны систематические усилия по усилению ресурсного обеспечения публичных услуг и совершенствованию порядка их оказания. В этом нужно видеть пути гармонизации интересов в обществе.

Глава III. Основные направления решения проблем в сфере оказания публичных услуг

 

.1 Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования


Государственное регулирование сектора частных публичных услуг основывается на необходимости защиты интересов потребителей общественных благ, согласования общегосударственных и частных интересов, упорядочения деятельности предпринимательских организаций отраслей сферы публичных услуг, создания условий для их развития и базируется в основном на рекомендательных, индикативных методах управления. Государство влияет на экономическую конъюнктуру рынка публичных услуг, используя индикативное планирование с целью исправления несовершенств рынка и регулирования предоставления частных и муниципальных публичных услуг.

Возможности государственного регулирования сферы публичных услуг зависят от правильного выбора инструментов, методов и механизмов регулирования и определяются имеющимися ресурсами, их источниками. Рассмотрим формы, методы и инструменты государственного регулирования сферы публичных услуг (табл. 2).

Таблица 2

Государственное регулирование сферы публичных услуг [2, с.127]

Объект государственного регулирования


Федеральный уровень

Региональный уровень

Потребители публичных услуг

Нормативно-правовое обеспечение. Налоговое регулирование. Защита прав потребителей

Нормативно-правовое обеспечение. Бюджетное кредитование. Налоговое регулирование. Субсидирование

Органы местного самоуправления

Нормативно-правовое обеспечение. Бюджетное кредитование. Бюджетное выравнивание. Страхование. Финансовый контроль

Нормативно-правовое обеспечение. Индикативное планирование. Информационное обеспечение. Бюджетное кредитование. Финансовый контроль

Частный продуцент публичных услуг

Нормативно-правовое обеспечение. Инвестиции. Лицензирование. Контроль качества услуг. Налоговое регулирование. Бюджетное кредитование. Субсидирование. Косвенная поддержка

Нормативно-правовое обеспечение. Инвестиции. Индикативное планирование. Бюджетное кредитование. Региональный заказ. Контроль качества услуг. Информационное обеспечение. Налоговое регулирование. Субсидирование. Косвенная поддержка

Рынок публичных услуг

Нормативно-правовое обеспечение. Регулирование цен. Развитие конкуренции. Контроль качества услуг

Нормативно-правовое обеспечение. Регулирование цен. Развитие конкуренции. Контроль качества услуг


Значимость индикативного планирования возрастает в связи с необходимостью достижения социальных ориентиров развития экономики, несовершенством рыночного механизма в отношении обеспечения потребности населения в публичных услугах, появлением несоответствий между общегосударственными интересами, с одной стороны, и частными и местными - с другой, а также невозможностью применения директивного планирования в условиях самостоятельности частных и муниципальных продуцентов публичных услуг.

Основой системы индикативных планов сферы публичных услуг является стратегический план, сформированный на основе стратегического анализа, целевых установок и выбранной концепции развития сферы публичных услуг. Механизм индикативного планирования позволяет сформировать и обеспечить реализацию государственного заказа на публичные услуги. Система индикативного планирования состоит из двух подсистем: индикативного планирования муниципальных публичных услуг и индикативного планирования частных публичных услуг (рис. 3).

Первая подсистема охватывает отношения между федеральными и региональными органами власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой, и решает следующие задачи:

-        установление перечня и уровня государственных минимальных социальных стандартов в соответствии с гарантиями государства по оказанию публичных услуг, обеспечивающих необходимый уровень потребления социально значимых благ;

         разработка социальных и финансовых нормативов для регионов и муниципалитетов;

         формирование бюджетной политики;

         создание через региональные и муниципальные органы управления условий для развития территориального рынка публичных услуг;

         мониторинг публичных услуг;

         контроль предоставления государственных и муниципальных услуг.

Подсистема индикативного планирования частных публичных услуг распространяется на отношения, складывающиеся между государственными органами власти и частными продуцентами социальных благ, и решает следующие задачи:

-        реализация государственной стратегии развития сферы публичных услуг как важнейшего условия повышения уровня жизни населения и ускорения темпов роста национальной экономики;

         согласование интересов частного бизнеса и общественных интересов;

         изучение рынка публичных услуг, оценка конъюнктуры и ее улучшение;

         разработка ориентиров (индикаторов) по качеству и объему публичных услуг для частного сектора сферы публичных услуг;

         обеспечение материального стимулирования достижения индикативных социальных показателей с помощью льготных кредитов, налоговых льгот и других инструментов;

         мониторинг публичных услуг;

         контроль предоставления частных публичных услуг.

Рис. 3. Система планирования сферы публичных услуг[2, с.141]

Индикативное планирование сферы публичных услуг представляет собой механизм согласования разнонаправленных экономических интересов всех субъектов, участвующих в процессе воспроизводства человеческого капитала. Точки разногласий определяются границами форм собственности, уровнями управления. В секторах государственных и муниципальных публичных услуг происходит согласование интересов органов государственного и муниципального управления с помощью федеральных и региональных прогнозов, бюджетов и программ. Согласование экономических интересов федерального и регионального уровней осуществляется на основе директивного планирования. Координация государственных интересов и интересов субъектов сектора частных публичных услуг реализуется через индикативное планирование, осуществляемое государственными органами управления. [7, с.186]

 

.2 Трансформация системы управления оказанием государственных публичных услуг


Управление оказанием государственных публичных услуг включает в себя в первую очередь определение объема социальных обязательств государства, которые могут быть профинансированы в современных условиях, а также создание условий для приведения в соответствие социальных обязательств государства и объема реально предоставляемых бесплатных услуг. С позиций системного подхода основой эффективного управления является четкое определение объектов и субъектов управления. В диссертационном исследовании разработана модель системы управления сферой публичных услуг (рис. 4)

Государство берет на себя обязанность предоставления общественно важных публичных услуг в соответствии с принятыми конституционными гарантиями посредством создания и финансирования деятельности бюджетных организаций. Муниципалитеты в меру своих возможностей решают задачу обеспечения доступности для населения публичных услуг более высокого уровня, чем гарантированный государством. Частный сектор функционирует в условиях рынка. Государственное и муниципальное управление сферой публичных услуг предполагает предоставление государственных и муниципальных услуг. Общепризнано, что государственные социальные гарантии должны обеспечиваться предоставлением федеральных бесплатных публичных услуг и бесплатных публичных услуг субъекта РФ. Вместе с тем в зависимости от ресурсной обеспеченности региональные и муниципальные публичные услуги могут иметь уровень удовлетворения потребностей выше минимально допустимого, гарантированного государством.









Рис. 4. Модель системы управления сферой публичных услуг [2, с.166]

Эффективное управление сферой публичных услуг возможно при условии обмена информацией, четкого распределения ответственности в решении задачи предоставления социально значимых услуг между их продуцентами и органами государственной и муниципальной власти. Именно последние могут взять на себя роль координирующего и направляющего центра, осуществляющего анализ социальных потребностей, исследование потребителей публичных услуг, состояния спроса и тенденций его изменения, различных стратегических факторов, влияющих на деятельность организации, и вырабатывающего рекомендации и регулирующие воздействия для продуцентов публичных услуг. Целью создания такого центра является удовлетворение потребностей населения данной территории в публичных услугах, размещение территориальных заказов в организациях-продуцентах таких услуг.

Рассмотрим также методические подходы к определению экономической эффективности предоставления государственных и муниципальных публичных услуг, выделены два направления.

Первое направление предполагает оценку результатов (социальных и экономических эффектов у потребителя) на основе проведения социологических исследований с использованием следующих показателей:

степень удовлетворенности потребителя социальной услугой;

доступность социальной услуги;

имеющиеся недостатки социальной услуги;

наличие неудовлетворенных потребностей и др.


где Э - комплексный показатель оценки потребителем экономической эффективности предоставления публичных услуг;

Ki - значение i-го показателя;

Ai - коэффициент весомости i-го показателя;

n - количество показателей.

Второе направление связано с оценкой затрат у продуцентов услуг, так как в условиях использования государственных и муниципальных стандартов проблема экономической эффективности трансформируется в задачу достижения заданного результата с минимальными затратами на предоставление государственных и муниципальных публичных услуг. Важно оценить эффективность использования выделенных бюджетных ресурсов с помощью следующих показателей:

уровень использования государственного и муниципального имущества;

время предоставления государственной и муниципальной социальной услуги;

оборачиваемость средств;

показатели финансового состояния и др.

Заключение


В качестве выводов по работе можно выделить особенности публичных услуг:

с экономической точки зрения, публичные услуги направлены на формирование и повышение качества человеческого капитала, создание условий для его воспроизводства;

в процессе предоставления услуг осуществляются качественные изменения объекта воздействия;

одновременно происходит предоставление услуги и ее потребление;

существует возможность многократного потребления созданного публичной услугой эффекта на основе использования информационных технологий (электронные учебники, методики и программы медицинского обследования);

имеет место разнонаправленность публичных услуг (так, в случае улучшения качества человеческого капитала можно говорить о положительных публичных услугах, а если это качество ухудшается, например в результате реорганизации, неправильного лечения, обучения, - об отрицательных публичных услугах);

- публичные услуги неосязаемы, представляют собой действие часто с применением материальных благ, но их результатом является нематериальное благо;

существует тесная зависимость качества созданного нематериального блага (состояние здоровья, уровень образования, культуры) не только от производителя услуги, но и от потребителя (образ жизни, наследственные характеристики, физиологическое и психологическое состояние, возраст, восприятие, мотивация и другие психологические характеристики);

высока степень государственного (общественного) участия в процессе предоставления публичных услуг;

публичные услуги следует рассматривать как процесс производства и потребления услуги, а также накопления человеческого капитала;

результаты публичных услуг в дальнейшем производительно используются, принося доход собственнику человеческого капитала;

к результатам публичных услуг относятся также неэкономические эффекты (изменение публичного положения, психоэмоционального состояния и др.);

эффективность публичных услуг для общества зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности от продолжительности трудовой деятельности.

Список использованной литературы


1.       Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. - М., 1999.

2.       Гриценко Е. В. Публичные услуги (отечественный и зарубежный опыт). М.: 2006 - 400 с.

3.      Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003 - 300 с.

5.      История государственного управления России / под ред. В.Г. Игнатова - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 608 с.

.        Кастельс М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.

.        Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России - теоретико-правовые основы взаимодействия. Уфа: Ихтик, 2002 - 272 с.

.        Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Политические исследования. - 1998. - №1.

.        Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.:1999 - 336 с.

.        Постовой Н.В. Местное самоуправление. Проблемы и перспективы. - М.: Юрист, 2002.

.        Савинова О.Н. Связи с общественностью в органах регионального управления. - Н. Новгород: 1997.

.        Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Инфра-М, 2005 - 328 с.

Похожие работы на - Рынок публичных услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!