Религия, наука, философия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религия, наука, философия

Введение

Существует несколько сотен определений понятия «культура». Многие из них противоречат друг другу. Культуру определяют , например, как воплощение нормы - и отступление от стандартов, как приспособление человека к обществу - и преодоление социальной инерции, как накопление опыта - и самореализацию человека.

Однако в каждом определении есть своя истина.

Согласно Ожегову С.И. культура - это

. Совокупность достижение человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Советская к., национальная по форме и социалистическая по содержанию. История культуры. К. древних греков.

. То же, что и культурность. Человек высокой культуры.

. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К.шелкопряда.

. Разводимое растение, а так же (спец.) бактерии, выращенные в лаборатории и т.п. Технические культуры. К. стрептококков.

. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса у певцов. Физическая к. К. речи.

Культура (от лат. сultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра. (учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений).

Наиболее обобщенно культуру можно определить как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а так же как продукт и результат этой деятельности.

В России само слово «культура» впервые было зарегистрировано в «Карманном словаре иностранных слов», изданным Н. Кирилловым в 1845., но особого распространения оно не имело и не встречается даже у «властителей дум» середины XIX в. - критиков Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского и др. Еще в 1853 г. И. Покровский в «Памятном листке ошибок в русском языке», опубликованном в «Москвитянине», объявил это слово ненужным. Но уже в 1860-е гг. оно полноправно обосновывается в словарях русского языка.

Культура является составляющей духовной сферы человека.

Тема культуры в настоящее время очень интересна и актуальна. Мы живет в многонациональной стране. У каждого понятия культуры свое. Многие вообще понятия не имеют про культуру.

Культура многогранна. В данной работе мне хочется показать связь культуры с другими разделами из нашей культуры, а именно с религией, наукой, искусством и философией.

Религия

Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

Слово «религия» имеет 2 значения. Согласно одному из них, оно происходит от латинского глагола religare - связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Согласно другому значению, латинское существительное religio - это набожность, святыня, предмет культа. [1, стр. 153]

Количество научных определений религий, пожалуй, не уступает количеству определений культуры, а оно уже приблизилось к 500. Решаемые религией проблемы встают перед любым обществом на любой степени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники. [1, стр. 154]

Религия - это часть духовной культуры. Для многих людей религия, вера - основа духовности, ее «закваска», непременное условие. Истинно религиозный человек не позволит себе сделать смыслом жизни погоню за мимолетными материальными ценностями (деньгами, дорогими вещами), за властью, славой и т.д. [2, стр. 136]

В обществе религия выполняет множество функций:

собственно религиозная функция (связь человека с Богом);

мировоззренческая функция - религиозная картина мира, объяснение природы, общества, человека;

функция религиозного утешения (муки и невзгоды в этом мире компенсируются благами небесной жизни);

функция объединительная, интегрирующая общество, большие социальные группы единоверцев и др.;

регулятивная функция (религиозные нормы регулируют деятельность в рамках культа, но затрагивают и другие сферы жизни - семью, брак, быт) и т.д.

Все живущие на Земле люди делятся на тех, кто верит в Бога, и тех, кто отрицает существование Бога, - атеистов.

На протяжение веков взаимоотношения верующих и неверующих, как и представителей различных религий, оставались крайне сложными. Были времена, когда верующие претерпевали мучения за свою любовь к Богу. Достаточно вспомнить судьбу ранних христиан в Древнем Риме. Затем началось время абсолютного преобладания веры, и тяжело жилось тем, кто не верил во все, либо верил не так, как «надо». В Европе суды инквизиции преследовали вольнодумцев и еретиков. В ХХ в. в ряде стран, исповедовавших атеистический социализм, по религии был нанесен чудовищной силы удар. К сожалению, тон в этом задавал СССР.

В настоящее время священнослужители получают все более широкую возможность высказываться публично, принимать участие в общественной жизни.

Свобода исповедовать любую религию может подлежать ограничениям, если по закону признано, что та или иная религиозная вера имеет антигуманный, вредный для здоровья, нравственности, общественной безопасности характер [2, стр. 136-140]

Наука

Наука - самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования.

Основная функция науки - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности - получение нового знания. [1, стр. 180-181]

Наука, -и, ж. 1. система знаний о закономерности развития природы, общества и мышления, а так же отдельная отрасль таких знаний. Общественные науки. Естественные науки. День советской науки (всесоюзный праздник). 2. То, что поучает, дает опыт, урок. [3, стр. 318]

Смысл науки заключается в получении специально подготовленными людьми с помощью определенных методов новых достоверных знаний, расширяющих возможности всего человечества. Наука представляют собой:

особую систему знаний о природе, обществе, человеке;

особый вид деятельности человека (исследование, имеющее целью получение новых данных);

систему учреждений и организаций.

Среди направлений интеллектуальной деятельности наука занимает почетной место, особенно в тех странах, где есть заинтересованность в ее развитии, финансировании. Она выполняет, в частности, культурно-мировоззренческую функцию, т.е. действует повышению культурного уровня и воспитанию граждан, формированию у них уважения к достоверным и недоверия к лже- и антинаучным знаниям. Наука тесно связана с производством материальных и научным благ, она - катализатор процесса его непрерывного совершенствования. Науку активно привлекают к решению многих проблем развития общества, для обеспечения нормальных условий развития и существования человека. Наконец, наука способна предсказать на основе выявленных закономерностей и точных расчетов события, которые могут произойти в будущем. Классический пример - Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. [2, стр. 145]

В ХХ в. наука, по образному выражению русского философа Н. Ф. Федорова стала по преимуществу «рабой фабрик и торга». Главный вектор развития современной науки - технический. Именно в этой сфере наука добилась поистине огромных успехов. В ХХ столетии впечатляющими результатами поразила мир физика: было разработана квантовая механика, расщеплено ядро атома, создано атомное оружие, ставилась задача сделать управляемой термоядерную реакцию. Выдающиеся успехи были достигнуты кибернетикой, в сфере управления. В последний годы говорят о наступлении «века биологии» и технологической цивилизации. Достигнув высочайшего уровня развития, технологическая цивилизация поглощает человека целиком - не только в работе, но и в потреблении, отдыхе, развлечениях. Огромную роль в этом играю СМИ, особенно реклама.


Искусство

Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:

искусство в широком смысле - это художественное творчество в целом; литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира;

искусство в узком смысле - только изобразительное искусство;

искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. [1, стр. 163]

В повседневной жизни мы то и дело встречаем выражения: «культура и искусство», «искусство и литература», «искусство и жизнь».

Когда рядом стоят культура и искусство, то подразумевают, что культура включает широчайший спектр проявлений поведения, в том числе бытовую культуру, а искусство ограничивается только сферой профессионального творчества. Если искусство стоит рядом с жизнью, то подразумевают его оторванность от сиюминутной суетной реальности, уход в мир образов и идей. Если искусство помещают рядом с литературой, то тем самым как бы говорят: словесное общество не должно входит с сферу искусства, оно стоит особняком. Значит, роман, стихи или театральная пьеса - это не искусство.

В повседневной жизни искусство чаще понимается очень широко. Режиссеры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями культуры и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Необходимо учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создает дополнительные трудности в точной трактовке культуры и искусства. [1, стр. 164]

функции художественной культуры и искусствавоспитательнаякоммуникативнаягедонистическаяпознавательнаярекреационная

Если вспомнить все, что говорилось о формах культуры - народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично - массовой культуры. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной изобразительной культуры - картины Пикассо, симфония Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр Станиславского.

Раньше словом «искусство» называли любые изделия человека - керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» (arts), или ремеслам, обладали не только полезными практическими свойствами, но и высокими эстетическими качествами. И только позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества - живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. [1, стр. 167-168]

Философия

культура религия искусство философия

Философия представляет собой мировоззрительную форму сознания. Самой ранней формой мировоззрения было мифологическое, суть которого состояла в том, что только мифы могли объяснить всё неизвестное и неопознанное, такое мировоззрение было присуще Древней Греции, Вавилону, Египту, население которых в течение довольно-таки длительного исторического периода жило мифами, т.е. грёзами и фантазиями.

По мере исторического развития общество появилось религиозное природой, человеком и вне природы человека, именно поэтому человеческая душа бессмертна, т.к. после смерти физической его ждёт встреча с Богом.

Вышеуказанные мировоззренческие формы отличаются от науки философии, которая представляет собой сознание теоретическое, в то время, как, например, религия представляет собой просто массовое сознание, которое в принципе было не чем иным, как прочувствованием целостности бытия, что и сблизило религию с философией.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры.

Почему же необходимо изучение философии?

Во-первых, на базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Во-вторых, философия помогает более оптимальным образом развивать все науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы.

В-четвёртых, по мере усвоения философии логическое мышление становится более культурным, более правильным, более адекватным действительности; у человека, иначе говоря, формируется диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.

В-пятых, поскольку в каждом акте мышления в неявном виде используется динамическая система философских категорий (вернее, вся духовная культура человека, стержнем которой является философия), поскольку уровень философской подготовки во многом определяет оптимальность принимаемы решений руководителем любого ранга.

Заключение

Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека - от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» являются термины «общественной сознание» и «духовная культура». Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, философия, образование.

Каждый из этих элементов важен для правильной гармонической личности.

Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

Основная функция науки - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности - получение нового знания.

Искусство - специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры.

Список литературы

1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - 9-е изд. -М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 224 с.

. Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл. Базовый уровень: учебн. для общеобразоват. Учреждений / А.Ф. Никитин. - 4-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008. -238, [2] с.

. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. М: Рус. яз., 1988. - 750.

Похожие работы на - Религия, наука, философия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!