Культура Тверского княжества

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура Тверского княжества

Содержание

Введение

. Тверь великого князя Михаила Ярославича

. Время тверского великого князя Бориса Александровича

Заключение

Список литературы

Введение

В 1258 г. получил в Орде ханскую грамоту на Тверское княжение младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич, которого историки считают первым тверским князем. С этого времени начинается история средневекового Тверского княжества, которое было одним из крупнейших политических объединений Древней Руси.

Целью данной работы является изучение культуры Тверского княжества.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

описать Тверь великого князя Михаила Ярославича;

охарактеризовать тверскую культуру в XV веке.

1. Тверь великого князя Михаила Ярославича

Особое место в тверской и русской истории занимает время правления великого князя Михаила Ярославича Тверского (1271 - 1318 гг.), воина и мученика, совершившего патриотический подвиг во имя своих соотечественников. Он был мудрым государственным деятелем и одним из образованнейших людей своего времени. К периоду его правления относится процесс складывания традиций местного искусства. С этого времени начинается культурная история Древней Твери.

В 1285 году при первом епископе Симеоне в Твери было начато летописание и заложен первый каменный собор. По имени этого собора называли тверитяне свой город «Домом Святого Спаса». Это был первый каменный храм, построенный на Русской земле после татарского разорения. О Спасо-Преображенском соборе в Твери летописи сообщают, что был он обширен, имел четыре придела. В храм вели «высокие ступени церковные», двери его были «медяны», а полы «мраморены». Известный исследователь древнерусской архитектуры Н.Н. Воронин на основании летописных описаний пришел к выводу о близости архитектуры и декоративного убранства тверского собора к владимиро-суздальской традиции. Спасский собор стал главным храмом Тверского княжества, его святыней, центром религиозной и общественной жизни. В 1292 г. он был расписан фресками.

Пожалуй, ни одна русская местная школа иконописания не привлекала с 60-х гг. XX века такого внимания исследователей, как тверская. Тверская школа иконописания внесла уникальный вклад в становление русской национальной традиции. Исследователи признают, что время правления Михаила Ярославича является периодом высокого подъема тверской культуры, который был оборван разгромом восстания против татар в 1327 г.

Первые дошедшие до нас сквозь толщу веков художественные памятники, созданные в Твери, относятся к I половине XIV в. Это две древнейшие иконы: «Борис и Глеб» из Киевского музея русского искусства и «Спас Вседержитель» из Государственной Третьяковской галереи.

В них есть идейно-художественная общность, которая позволяет искусствоведам говорить о базовых стилистических признаках тверских писем. Обе иконы обладают монументальностью размера и внушительностью образа. На них изображены святые покровители и заступники Твери, несущие в себе свет идеала. С их образами связана была память о величии Киевской Руси и блестящем расцвете ее искусства. Тверской мастер стремился воспроизвести впечатление древнего образца иконы из Вышгорода под Киевом, где покоился прах князей. Но в тверской иконе уже ощутимы черты новой эпохи - мастер стремится передать индивидуальность облика князей: строг, суров и мужественен Борис, по-юношески мягки очертания лика и фигуры Глеба. Лики проработаны объемно с помощью энергичных белильных мазков. Впечатление аскетической сдержанности и праздничности одновременно передает колорит иконы, построенный на соотношении цветовых пятен синего, вишневого и красно-оранжевой киновари. Дополняют живописное решение серебряный фон и белые нимбы святых. Икона полна внутренней экспрессии, напряжения чувств, которое в будущем станет отличительной чертой тверской школы. Икона «Борис и Глеб» стоит у истоков регионального искусства. Ее героический и трагический пафос был особенно близок тверитянам в эпоху Михаила Тверского и борьбы с Ордой.

Исключительное место в истории тверской региональной культуры занимает созданная по заказу князя Михаила Тверского рукописная «пергаменная» книга - «Хроника Георгия Амартола». По содержанию она представляет собой средневековый вариант мировой истории, утверждающий священный характер законной власти самодержца. Над переписыванием и оформлением списка с киевского образца византийской рукописи трудилась значительная группа писцов и художников, создавших редчайший памятник тверской «лицевой» миниатюры конца XIII - начала XIV вв. «Хроника» украшена двумя выходными миниатюрами и 127 текстовыми иллюстрациями. Выходные миниатюры принадлежат кисти первого тверского художника, имя которого сох ранила история, так как он оставил свою подпись: «Многогрешный раб Прокопий писал». Он, по-видимому, был руководителем мастерской-артели, в которой трудилось не менее 8 человек.

Принципиальное значение имеет для тверского искусства первая выходная миниатюра рукописи. В центре ее изображен на архитектурном фоне покровитель Твери Спас, восседающий на престоле, а по бокам его в молитвенных позах представлены заказчик рукописи Михаил Ярославич и мать его Ксения (по другому предположению, жена Михаила Анна Кашинская).

Это те черты, которые сближают образ Спаса из рукописной «Хроники» и образ «Спаса Вседержителя» на еще одной иконе этого времени из Тверской губернии. Это одна из тех икон, которые служат для исследователей эталоном тверской живописной школы. Тот же тип Спаса-«Жизнедавца», те же жест благословения, характерная для тверской традиции духовная значительность и полная драма-

Икона «Спас Вседержитель» тизма экспрессия образа, колорит, построенный на излюбленном сочетании вишневого, синего и яркой киновари. Более мягко и объемно прописаны лицо и руки, детально прорисованы глаза, что делает взгляд сосредоточенным и всевидящим.век в тверской истории отмечен многими трагическими событиями. Со страниц памятников тверской литературы этого времени встает образ тверитянина, готового на подвиг и самоотверженную гибель за родную землю. Третья древнейшая тверская икона, отразившая драматизм истории II половины XIV в., - «Архангел Михаил».

Обращение к этому образу знаменательно. Архангел Михаил был покровителем тверского княжеского дома, и многие тверские князья носили имя Михаил. Изображение Архангела Михаила украшало местные княжеские печати. Икона поражает своей экспрессией. Могучая фигура архангела с большими раскрытыми крыльями как бы движется на зрителя, выступая со светлого фона. Рука сжимает грозно поднятый меч. Крылья, не умещаясь в среднике, заходят на Икона «Архангел Михаил поля иконы. Силуэт фигуры обрисовывает напряженная рвущаяся линия, очерчивающая границы пятен светлого фона и темной фигуры. Выразителен грозный взгляд близко посаженных глаз. Это мститель, карающий воин, помощник в сражении. В живописной манере отчетливо выражаются провинциальные черты и сознательное обращение к архаическим традициям. Некоторые исследователи видят в этом следствие осложнения культурной ситуации в Твери после ее разгрома татарской ратью. Неблагоприятные условия развития в XIV в. породили идеализацию «золотого века» времени княжения Михаила Ярославича и обращение к опыту искусства его времени.

На протяжении всей своей истории Тверь была одним из крупнейших центров художественного ремесла. О том, что тверское ремесло существовало и в глубокой древности, говорят курганные находки, клады монет и ювелирных украшений, памятные и поклонные кресты, большое число бронзовых и каменных крестов-тельников, найденных как в самой Твери, так и в Старице, Ржеве. Достоянием науки как изделия тверской работы этот периода стали медная гравированная пластина с изображением «Троицы», выполненная для украшения врат тверского Спасо-Преображенского собора, а также перегородчатые эмали для нарядной епитрахили из Отроч монастыря.

. Время тверского великого князя Бориса Александровича

Новую страницу в истории средневековой тверской культуры открывает XV век - время правления великого князя Бориса Александровича (1425 - 1461 гг.). Исследователи согласно отмечают, что эта эпоха представляет период расцвета и кульминацию культурно-художественного развития Древней Твери.

В 40-50 гг. возрождается идея первенства Твери в роли центра объединения Руси. Позднее Тверь уже не претендует на главенство, она стремится сохранить независимость и равенство в своем сосуществовании с Москвой. Этому благоприятствует прекращение местных междоусобиц с ликвидацией уделов, начало большой династической войны между московскими князьями, внутренняя борьба в соседней Литве. Присоединены к Тверскому великому княжеству Кашин и Ржев, укрепляются связи с Византией и Западом. Великий князь Тверской в середине XV в. называл себя царем и выпускал монету с изображением двуглавого орла.

Своеобразным символом этого этапа тверской художественной истории можно назвать парадную серебряную рогатину великого князя Бориса Александровича, хранящуюся ныне в Государственной Оружейной палате Московского Кремля. Рогатина - это оружие пешего боя и охоты на крупного зверя - копье с широким обоюдоострым наконечником. Эта рогатина украшена художественной гравировкой по серебру, в сюжетах которой представлен образ праведного властителя и его княжеского суда. Она являлась редким на Руси видом церемониального оружия. По предположению БА Рыбакова, рогатина была создана к коронации литовского короля Витовта в 1429 году, куда в числе других государственных и церковных деятелей был приглашен и Борис Александрович. Она была знаком державного достоинства и могущества тверского князя.

Относительная стабильность развития и защищенность от внешних притязаний создают благоприятные условия для культурного развития Твери: строительства, иконописания, художественных ремесел, литературного слова.

При Борисе Александровиче в Твери продолжается летописание. По заказу князя осуществлена новая редакция «Повести о Михаиле Ярославиче Тверском» и «Повести о преставлении Михаила Александровича», в которых звучат традиционные для Твери настроения единодержавия. Высокий уровень культуры Твери того времени нашел выражение в Послании знаменитого московского писателя Епифания Премудрого к настоятелю Тверского Афанасьевского монастыря Кириллу (1414- 1415 гг.). В этом послании Епифаний Премудрый, спасавшийся от татар с монахами Троице-Сергиевой лавры в Твери в 1408 году, отвечает на вопросы своего адресата о великом живописце Феофане Греке, его жизни и работе. Послание не только сохранило для истории бесценные сведения современника, близко знавшего выдающегося мастера, но и стало свидетельством высокого уровня культуры Твери.

Особенное место в публицистике середины XV в. занимает «Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». Его легендарный автор - смиренный инок Фома, загадку которого еще не разгадали ученые. «Слово» было написано после взятия турками Константинополя в 1453 году. Веками Русь ориентировалась на духовную и художественную культуру Византии - «второго Рима». По мысли автора «Слова», Русь, а конкретно Тверь должна стать духовной преемницей Византии, то есть «третьим Римом». В XVI в. эта мысль стала основополагающей идеей русской государственности.

«Слово похвальное» содержит обширные сведения о местных строительных и художественных работах, в том числе о строительстве города Люблина в устье р. Тьмаки на месте Федоровского монастыря.

К XV в. относится единственная дошедшая до нашего времени постройка некогда блестящей архитектуры могущественного Тверского княжества. Это церковь Рождества Богородицы в селе Городня (прежде город Вертязин). Чуть выше по Волге находился брод, через который пролегал путь русских воинов с Куликова поля. Историки не исключают, что именно в честь победы 8 сентября возвращавшиеся ратники заложили на высоком холме над Волгой каменный храм, посвященный празднику Рождества Богородицы, который отмечается в этот день.

От первоначального каменного храма конца XIV века сохранился лишь глубокий подклет. Основное здание было перестроено после пожара 1412 г., украшено резьбой по белому камню и расписано фресками. В организации внутреннего пространства церкви замечательно использовано световое решение. Основной свет сосредоточен в купольной части и направлен на иконостас. Уже с середины XIV в. русское православие утверждало углубленность молитвенного состояния, что повлияло на решение внутреннего пространства церкви Рождества Богородицы. Этот храм представляет уникальное явление в истории культуры потому, что сохранившиеся фрагменты росписи интерьера дают возможность составить представление об искусстве тверской фрески.

Основная часть фресок XV в. была сбита во время перестройки храма три века спустя. Несколько тысяч их фрагментов было обнаружено при археологических работах, а также под полом в процессе реставрации церкви. Смонтированные на щитах, эти единственные сохранившиеся монументальные изображения древней Твери впервые были показаны в 1987 году в Москве на выставке в залах Академии художеств, в настоящее время они хранятся в Тверской картинной галерее. Рисунки выполнены главным образом черной и коричневой темперой, среди них преобладают головы и полуфигуры. Они быстро нанесены кистью и производят впечатление набросков. Часть их могла появиться в процессе обучения мастером учеников. Многие фрагменты написаны живо и динамично, отличаются живописной культурой. К лучшим изображениям относятся полуфигура Николы из подклета и голова Иоанна Предтечи, напоминающая мягкостью черт образы художников круга Андрея Рублева. Колорит росписей построен на сочетаниях красно-коричневых и голубых тонов.

Церковь Городни была и остается одним из значительнейших художественных ансамблей древней тверской земли.

В XV столетии в русской церкви появился иконостас - многоярусная высокая преграда из икон, отделяющая алтарь от пространства, где находятся молящиеся. Есть предположение, что развиваться иконостас начал в лесных областях, где строительство велось преимущественно деревянное. Яркая красочность икон и нарядность резьбы вносили в церковь праздничность настроения. Церковные догматы и символы представали перед верующими в убедительных зрительных образах. Можно предположить, что так называемый «кашинский чин», возникновение которого исследователи датируют 1450 годом, представляет собой один из первых и принципиально важных памятников высокого иконостаса на тверской земле. Этот иконостас включает три яруса. Верхний ярус - пророческий, в нем 9 икон. В центре этого яруса икона «Богоматерь Знамение» - поясное изображение Богородицы с молитвенно поднятыми руками. На ее груди в круглом медальоне представлен юный Христос, повторяющий жест Матери. По сторонам Богоматери размещаются иконы с изображением пророков, которые предсказали рождение Иисуса, потому в руках у них развернутые свитки с начертанными пророчествами. Сказано слово о Рождении Христа. Далее следует так называемый праздничный ряд, посвященный двунадесятым праздникам, которые представляют изображение главных событий земной жизни Христа и совершенных им чудес. В Кашинском иконостасе 7 праздничных икон: «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа».

Земная жизнь Христа кончилась. «Сын человеческий» умер на кресте и возродился, воскрес как воплощение Бога. Теперь он Царь и Судья Небесный, о чем и свидетельствуют иконы следующего, «деисусного чина». Это главный ярус иконостаса, его иконы самые большие по размерам. «Деисус» - слово греческое, означает «моление». «Деисус» представляет собой композицию из 13 икон: в центре Спас на престоле, слева Богоматерь, справа Иоанн Креститель. В день Страшного суда они молят Судью Небесного за грешный род людской. Кашинский деисус многофигурный: в молитвенном предстоянии участвуют архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, отцы Церкви и небесные воины.

Поистине удивительна и подобна чуду история научного раскрытия этой большой группы памятников тверской живописи, хранящихся сегодня в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Долго оставалось загадкой, где был создан этот иконостас. Почему два его яруса - пророческий и деисусный - оказались в Кашине, а праздничный ярус - в Твери в церкви Николы-на-Зверинце ?

Сегодня не вызывает сомнений ответ на этот вопрос, который дал С.И. Голубев, опираясь на документы архива Тверской области и результаты обследования материальной основы самих икон. Он высказал предположение, что весь иконостас был написан как единый комплекс в Твери для Спасо-Преображенского собора по распоряжению князя Бориса Александровича после великого пожара 1449 г. Как доказывает запись в «Дозорной книге» 1626 года, иконостас в этом году находился в Твери. Около 1635 года два его яруса были переданы в кашинский Духов монастырь, а оттуда позже в Воскресенский собор г. Кашина, затем в Русский музей. Праздничный ряд из Твери поступил в Третьяковскую галерею. Все иконы написаны одним мастером, обладающим яркой художественной индивидуальностью. Так было доказано тверское происхождение кашинских икон, и Тверь получила право обогатить свою художественную историю многосоставным первоклассным памятником национального значения.

«Воскрешение Лазаря»... Подчиняясь воле Христа, Лазарь покидает погребальную пещеру на четвертый день после смерти. Плачут, припадая к стопам Христа, сестры Лазаря Марфа и Мария. Полны удивления взгляды присутствующих при чуде воскрешения. Непроизвольно поднесла руки к губам молодая женщина в долгорукавке. То вспыхивая, то угасая, горят напряженные, как человеческие чувства, краски, вишнево-красные Икона «Воскрешение Лазаря» и зелено-синие тона.

«Сретение»... В наполненном светом пространстве храма к столетнему старцу Симеону движется процессия. Во главе ее юная Мария с Младенцем Иисусом. Им на встречу протягивает накрытые плащом руки старец Симеон, готовясь исполнить пророчество и принять новорожденного Христа в лоно Церкви. Внутреннее напряжение чувства тонко передано в сдержанности минимального жеста и завершенности композиционной и красочной гармонии.

«Сошествие Святого Духа»... Поразительны духовная значительность и благородство лиц. Ареопаг мудрецов. Разнообразие характеров, которые знают наслаждение мыслью, ощущение посвященности, братства по служению идее и вере. Вызывает удивление сама личность мастера, создавшего кашинский чин. Это поистине великий художник. Может быть, в этих иконах нашла свое выражение вся тверская история в ее движении через два века трагических испытаний, противостояний и битв к мудрой просветленности и ощущению всеединства людей. Эти иконы не просто предмет для совершения ритуала. В них особенное понимание молитвы. Это молитва о человеке: творящем великий обряд бытия, вступающем в жизнь и уходящем из нее, совершающем чудо и сомневающемся. В этих иконах -ощущение осмысленного движения жизни и дыхание поддержки, вечное стремление веры укрепить силу жить. Наверное, наши далекие предки, которые жили у берегов Волги в те давние времена, очень нуждались в такой поддержке. В своем искусстве они сегодня как никогда близки и понятны мам: в своей любви к просторным далям и голубому цвету, в своей строптивости и преданности «навычаю предков», в готовности молиться за неспешный и созидательный порядок жизни. Их Рай, воссозданный в образах на иконных досках, очень похож на нашу Землю.

Тверское иконописание XV в. в стилистическом отношении сложно и неоднородно. Его выдающимися памятниками являются выносная икона из с. Васильевского с изображением «Одигитрии» и «Николы», «Рождества Богоматери» из того же села, поясные иконы из села Ободово, «Одигитрия» Анны Микулинской Икона «Богоматерь Одигитрия» из Троице-Сергиева монастыря, «Вход в Иерусалим» Рогожского собрания, Анисимовский деисусный чин из-под Кашина.

В древнерусском искусстве очень большое значение имел образец. Икона была не только предметом религиозного поклонения, но и способом выражения политических идеалов и устремлений. Каким святым отдается предпочтение, какие образцы выбирают иконописцы, получая благословение церковной и светской власти, даже то, какой способ обработки иконной доски они выбирают, - все имело значение, все было необъявленным в слове способом выражения исторических и политических симпатий через художественные предпочтения. Так было и в средневековой Твери, особенно остро в силу ее долгого противостояния с Москвой. Но в целом в тверской живописи I половины XV в. отчетливы общерусские художественные тенденции. В обращении к образцам других центров надо выделить в Твери балканские предпочтения, «византизм», а из отечественных - московские и новгородские. Из Отроч монастыря происходит поясная икона «Митрополит Петр», возникшая в результате творческих контактов тверской и московской художественных школ. Г.В. Попов видит в этой иконе продолжение традиции Андрея Рублева, с именем которого легенда связывает «Ветхозаветную Троицу» из затьмацкой церкви «Белая Троица». Это говорит о том, что в Твери, когда здесь формировались взгляды Афанасия Никитина, автора знаменитого «Хожения за три моря» (1466 - 1472 гг.), были хорошо знакомы с лучшими образцами московского искусства.

Созвучными общественным настроениям Твери 40 - 50-х гг. являются также симпатии к Византии и ориентация на ее образцы палеологовской эпохи. В тверском иконописании формируется особый образ святого подвижника - высоколобого мудреца, исключительного по своей духовной значительности. Подобный тип святого можно видеть и в иконе-портрете митрополита Петра, и в «Голубом Успении», и в изображениях Николы. Этот тип святого является основой образного решения двух икон одного иконостаса, происходящего из с. Чамерово Весьегонского района. Это изображения «Спаса» (Тверская областная картинная галерея) и «Апостола Павла» (Музей имени Андрея Рублева). Первую икону написал греческий

мастер-учитель, наделив образ Спаса утонченностью и возвышенностью. Икона написана с предельной отточенностью художественного языка, свободно и виртуозно. В живописи иконы «Апостол Павел» чувствуется рука русского мастера, переработавшего по-своему сложные приемы греческого письма. В этих иконах проявляется разность и близость двух культур - Икона «Спас» византийской и русской, что является одной из характерных черт тверской художественной жизни XV в. Можно предположить, что на иконографию святого подвижника повлияли местночтимые иерархи церковной и монастырской жизни: первый епископ Симеон, настоятель Желтикова монастыря Арсений, чья деятельность в Твери напоминает Сергия Радонежского.

Выдающимся произведением, в котором тверской стиль XV в. нашел полное выражение, является икона «Успение», которой исследователи дали поэтическое имя «Голубое Успение». История ее открытия поразительна: она обнаружена на чердаке соборной колокольни в Минске. Может быть, как полагают историки, ее появление в Белоруссии объясняется литовскими связями и бегством на запад последнего тверского князя Михаила Бори-

Икона «Успение» Совича. Тверское происхождение этой иконы определила научный сотрудник древнерусского отдела Третьяковской галереи Надежда Евгеньевна Мнева, которая сыграла выдающуюся роль в изучении стилистических признаков тверской школы иконописания. Суть сюжета «Успения» - символическое приобщение Марии к вечной жизни. К ее смертному ложу явился Иисус и принял отлетевшую душу Матери. Его фигуру окружает голубая мандорла - сфера, которая символизирует вечную жизнь. Фигура Марии распростерта па красном киноварном ложе, которое выражает ее принадлежность земному человеческому миру. Через цветовой контраст красного и голубого утверждается мысль о власти небесного над земным, о всемогуществе Божественного. Эта икона является одним из классических образцов тверской и древнерусском живописи на всем протяжении ее истории. Тверь всегда тяготела к небесному. А когда опускала взгляд к земле, то это было уже другое искусство, более архаическое и тяготевшее к народной традиции, такое, как в «Ипатии Гангрском с житием» и «Параскеве Пятнице с житием» конца XV - начала XVI в.

тверская культура иконописание

Заключение

В заключение хочется повторить слова одного из исследователей тверского искусства о том, что художественная серьезность и значительность тверской традиции конца XIII - начала XIV веков оставляют впечатление высокого искусства.

Говоря о тверском искусстве XV в., можно отметить особенную роль этого столетия в художественной истории Верхней Волги. Это был последний век борьбы Твери за политическую самостоятельность, который стал одновременно веком наиболее высокого расцвета ее самобытной культуры во всех областях материального и духовного творчества. Наследницей Твери выступила Москва: двуглавый орел Твери стал гербом Русского государства.

Список литературы

История Тверского края: учеб. пособие [Текст] / [В.М. Воробьев, А.В. Борисов, Е.А. Клюева, И.Н. Победаш] ; под общ. ред. В.М. Воробьева. - Тверь: Созвездие, 2005. - 208 с.

Лебедевская, Г.П. Путешествие по страницам истории Тверского края [Текст] / Г.П. Лебедевская. - Тверь: Тверская областная типография. - 2004. - 224 с.

Попов, Г.В. Тверское искусство эпохи Михаила Ярославича [Текст] / Г.В. Попов // Михаил Тверской: Личность, эпоха, наследие [Материалы международной научной конференции]. - Тверь: Твер. обл. кн.-журн. изд-во, 1996. - 56 с.

Чернышов, А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII-XV вв [Текст] / А.В. Чернышов. - Тверь: Изд-во Твер. фонда культуры, 1996. - 304 с.

Шмидт, О.С. Тверь и тверичи в культуре Древней Руси [Текст] / О.С. Шмидт // Михаил Тверской: Личность, эпоха, наследие [Материалы международной научной конференции]. - Тверь: Твер. обл. кн.-журн. изд-во, 1996. - 56 с.

Похожие работы на - Культура Тверского княжества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!