Русско-японская война в фотографиях журнала 'Collier's'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,48 Мб
  • Опубликовано:
    2013-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русско-японская война в фотографиях журнала 'Collier's'

Оглавление

Введение

Глава 1. "Collier's Weekly" в системе иллюстрированных изданий начала XX в.

1.1 Иллюстрированные издания на рубеже XIX-XX вв.

1.2 "Collier's Weekly": редакторы и сотрудники

Глава II. Русско-японская война в фотографиях журнала "Collier's"

2.1 РЯВ в фотожурналистике

2.2 "Collier’s History of the russo-japanese war"

Заключение

Список литературы

Введение


В процессе развития СМИ проблема донести информацию о различных событиях в мире встала на первое место. Но не всегда письменный текст мог полностью отобразить все происходящее. Поэтому появление фотографии, а в скором времени и использование её в СМИ было достаточно большим шагом вперед. С этого времени различные журналы и газеты, использовали для иллюстрации не только рисунки и карикатуры, но и фотоиллюстрации. Благодаря этому каждый человек, независимо от места его нахождения, мог видеть происходящее на другой стороне земного шара. На фотографических снимках запечатлялись самые разные события. Начиная от просто бытовых, пейзажей и портретов и заканчивая снимками с места военных действий.

Русско-японская война 1904-1905 гг. была одной из первых войн, ход которой всесторонне освещался в фотожурналистике. Несмотря на военную цензуру, фотографы российских, японских и иностранных газет и журналов сделали тысячи уникальных и нередко драматических фотографий с театра боевых действий. Этот массив изображений до сих пор не систематизирован и не изучен - современными историками предпринимаются лишь достаточно бессистемные работы по изданию фотографий и открыток русского флота и т.п. Поэтому нам представляется актуальным провести изучение фотографий, опубликованных журналом "Collier’s", с точки зрения особенностей жанра, выбора темы и техники съемки. Само по себе изображение Русско-японской войны в фотографиях - это достаточно интересный период тогда еще только набирающей обороты репортажной съемки.

Цель работы - изучить и проанализировать фотографии, сделанные на театре боевых действий русско-японской войны и напечатанные журналом "Collier’s" в 1905 г.

Исходя из цели, в работе поставлены и решены следующие задачи:

показать место иллюстрированных изданий в системе периодической печати начала XX века,

рассмотреть историю журнала "Collier’s" и биографии его основных сотрудников рубежа XIX-XX вв.

проанализировать особенности освещения событий русско-японской войны в фотографиях журнала "Collier’s".

Объект исследования - фотожурналистика начала XX века.

Предмет исследования - отображение русско-японской войны 1904-1905 гг. в фотографиях, напечатанных журналом "Collier’s".

Теоретико-методологической основой стали исследования об истории фотографии Валерия Стигнеева. А также работы по истории журналистики: В.П. Трыкова, С.А. Михайлова, С.Я. Махониной.

В процессе работы над темой были использованы следующие методы: описательный, проблемно-хронологический, анализ-синтез.

Главным иcточником при написании нашей работы послужил альбом: "A photographic record of the russo-japanese war", опубликованный в 1905 г. в Нью-Йорке (США) издательством P. F. Collier & Son. Он состоит из фотографий, сделанных фотокорреспондентами журнала "Collier’s" и других изданий. Их имена даются на титульном листе: Виктор Карлович Булла, Роберт Л. Данн, Джеймс Ф. Дж. Арчибальд, Ричард Барри, Ашмед Бартлетт, Джеймс Рикалтон и Джеймс Хэр в качестве редактора.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В главе I показаны место иллюстрированных изданий в системе печати начала XX столетия и история журнала "Collier’s Weekly" и его основных сотрудников. В Главе II проведен анализ портретных, постановочных и репортажных фотографий, сделанных на русско-японской войне и опубликованных в 1905 г. журналом "Collier's Weekly". В Заключении подводятся итоги работы и делаются выводы. Работа содержит иллюстрации, воспроизводящие внешний вид журнала "Collier’s" и некоторые из его фотографий на тему русско-японской войны.

Глава 1. "Collier's Weekly" в системе иллюстрированных изданий начала XX в.

1.1 Иллюстрированные издания на рубеже XIX-XX вв.


В XIX столетии пресса выполняла важную интеграционную функцию. В 1828 г. немецкий писатель И. Гёте писал своему другу Томасу Карлейлю: "Как курьерской почтой и пароходами, так нации все теснее сближаются между собой ежедневными, еженедельными, ежемесячными изданиями, и, насколько то будет позволено мне, я всегда буду обращать внимание на этот взаимообмен". Журналистика функционировала в едином экономическом, политическом и культурном контексте. В экономическом аспекте характерен процесс модернизации, индустриализации, урбанизации. В политическом - демократизация общества, становление многопартийности и вовлечение все более широких масс налогоплательщиков в политическую жизнь своих стран. В культурном плане - утверждение норм и ценностей среднего класса, увеличение уровня грамотности. Все это создало благоприятные условия для развития периодической печати в конце XIX века.

На рубеже XIX и XX веков именно информацию стали считать движителем прогресса. Активность средств массовой информации помогала бороться с коррупцией в политической и экономической сферах. Но не только коррупция привлекала внимание журналистов. Им искренне хотелось искоренить из жизни все существовавшие тогда негативные явления. Это стремление, заложенное более ста лет назад, и сегодня движет светлыми помыслами лучших представителей журналистской профессии.

Все это несколько объясняет и быстрый рост числа журналов: журналы могли шире описать событие или явление, дать им фон, разъяснить направления использования результатов, прокомментировать цепь экспериментов и описать конечный результат. В соревновании газет и журналов в этот период наметилась интересная тенденция: газеты все больше и больше хотели походить на журналы. Ходило изречение: "журнал - это газета, нашедшая хорошую форму".

Существенные перемены произошли в оформлении периодических изданий. В XIX в. в журналах стало увеличиваться количество иллюстраций. Сначала это были гравюры, техника которых совершенствовалась, но к концу века появились и первые фотоиллюстрации.

Датой изобретения фотографии считают 1839 г., когда Л.Ж.М. Дагер сообщил Парижской академии о способе получения изображения, названном им в свою честь дагеротипией, хотя авторство Дагера во многом было спорным. Дело в том, что многие важнейшие особенности этого способа являются результатами разработок Ж.Н. Ньепса, проводившихся им как единолично, так и совместно с Дагером. Практически в то же время в 1841 г. в Англии был запатентован другой способ получений фиксированного изображения, предложенный У. Г.Ф. Толботом (калотипия). Дальнейшее развитие фотографии, особенно в производстве светочувствительных составов, позволило в 1870-х гг. перейти к массовому выпуску фотоаппаратов. Свой вклад в развитие фотодела внесли и американцы: в 1887 г. изобретатель Г. Гудвин предложил вместо громоздких пластиночных аппаратов использовать более компактные пленочные (именно Гудвину принадлежит авторство в создании гибких фотопленок).

Первоначально фотоискусство ограничивалось портретом, причем фотохудожники имитировали приемы портретной живописи. С середины XIX века, однако, стали разрабатываться и приемы портретной съемки, характерные собственно для фотографии. Фотографами в то время чаще всего становились бывшие живописцы и графики, поэтому в других жанрах долгое время господствовало пикториальное направление. Для создания одной работы фотохудожнику приходилось иногда монтировать до нескольких негативов.

Процесс работы над фотографией зачастую включал в себя создание графических набросков. Понятно, что все это затрудняло широкое применение фотографии в иллюстрировании газетных и журнальных публикаций. Предложенный в 1883 г. русским фотографом С.А. Юрковским и затем усовершенствованный австрийцем О. Аншюцем шторно-щелевой затвор позволил снимать людей и предметы в движении. Отпала необходимость в долгом позировании перед объективом; появилась возможность делать жанровые снимки. Во многом благодаря этим и другим новшествами возникла потребность отображать действительность реального мира, что вполне соответствовало установкам прогрессистов.

Прозе повседневной городской и сельской жизни были посвящены фотоработы А. Стиглица, проникнутые сочувствием к "маленькому человеку". Были предприняты попытки использования таких приемов, как "скрытая камера", длительное фотонаблюдение ("привычная камера"), создание фотосерий. Этнографическая натурная фотография второй половины XIX века, активно начавшая развиваться в начале XX века, была своеобразным подобием записной книжки путешественника: она ставила перед собой целью достоверную фиксацию жизненного материала. Именно с ней связан взлет журнала "National Geographic Magazine".

В конце XIX в. фотография распространилась достаточно широко. Обилие аппаратуры и фотоматериалов на рынке способствовало тому, что любителей светописи становилось все больше. В столицах и провинциях из числа активных любителей выдвинулись энергичные деятели, которые сознавали, что для развития фотографии необходимо объединять разрозненные силы.

В разных странах и городах - эти деятели приступили к организации фотографических обществ.

Общества собирали вокруг себя и опытных, и начинающих любителей, становились своего рода творческими центрами: здесь обсуждали лучшие работы одаренных авторов, им давали оценку - так появлялись примеры для подражания, распространялись новейшие технические сведения. Общества опекали своих членов и направляли их деятельность.

Так например в октябре 1894 г. на собрании учредителей было объявлено об основании Русского фотографического общества в Москве (РФО). Довольно быстро РФО заняло лидирующее положение и не только потому, что объединяло лучшие силы, скорее причину следовало видеть в том, что с первых дней своего создания РФО взяло курс на развитие фотографии по всей России. Поэтому в Общество охотно принимали иногородних авторов, устав его и структура послужили образцом для многих объединений фотографов. Уже в 1895 г - РФО смогло созвать "I съезд русских деятелей по фотографии", собравший делегатов со всей страны.

Создание обществ дало еще один толчок к развитию фотографии. Изменение ситуации чутко уловила фотопериодика, перестраивая свои издания в расчете на нового читателя. В разных странах начали выходить журналы о фотографии с четкой программой: помочь начинающим овладеть необходимыми знаниями и техническими навыками.

Первые иллюстрированные журналы появились в Англии в 1830-х гг. Наибольшим успехом пользовался основанный в 1832 г. Чарльзом Найтом "Penny magazine". В качестве иллюстраций использовались, как правило, гравюры, изображавшие пейзажи различных стран, представителей флоры и фауны, различные формы человеческого труда, но главной темой были происшествия, в том числе уголовные преступления.

Другим популярным иллюстрированным изданием был еженедельный сатирический журнал "Punch", основанный в 1841 г.

Событием в истории журналистики стал выход в 1842 г. лондонского журнала "Illustrated London News", в котором впервые изобразительная хроника, художественный репортаж заняли главное место. По существу, это была подробная иллюстрированная летопись основных, как правило, наиболее драматических событий лондонской жизни (столкновения рабочих с полицией, пожары, преступления и т.п.). Издание имело колоссальный успех. Тираж журнала достиг 1 млн. экз. В 1889 г. в журнале были впервые в Англии напечатаны фотоиллюстрации, изображавшие лодочные гонки между командами университетов Оксфорда и Кембриджа.

В конце XIX в. фотография, сравнительно диковинная для обывателей новинка, уже активно использовалась как иллюстративный материал для средств массовой информации.

Благодаря фотографии иллюстрированные издания постепенно заняли господствующее положение на мировом журнальном рынке. Так, к 1913 г. тонкие иллюстрированные еженедельники составляли треть периодических изданий в России. Журнал такого типа соединял в себе черты ежедневной газеты и толстого ежемесячника. Еженедельный выход позволял оперативнее откликаться на события в сравнении с "толстыми" журналами. Больший, чем у газеты, объем, и возможность дольше готовить и обдумывать материал, давали еженедельнику то преимущество "обобщающего освещения", которым ранее гордились толстые издания. Развитие технических возможностей позволило еженедельному журналу ввести в состав своего номера как обязательный компонент иллюстрации.

Владельцы американских журналов постепенно осознали доходность рекламы и попытались сделать журналы более доступными широкому читателю и по цене, и по содержанию. Цена номера качественных журналов в США составляла около 35 центов. В 1880-90-х гг. появились первые дешевые массовые журналы "Cosmopolitin", "McClure’s". Стоимость номера этих журналов колебалась от 10 до 15 центов. Дешевые журналы отличались широтой и мозаичностью тематики. Это были журналы "общего интереса", использовавшие приемы подачи материала, выработанные газетной периодикой (иллюстрации, броские заголовки и т.д.) .

В России в иллюстрированных журналах "Нива", "Огонек", "Родина", "Солнце России" щедро печатали репродукции фотографий на разнообразные темы.

Одним из самых известных еженедельников, оставшихся и в памяти потомков, стала знаменитая "Нива". У журнала был самый высокий тираж, какой когда-либо имела журнальная периодика в России, - 250 тыс. экземпляров в 1901 г. В домашних библиотеках наших современников сохраняются полные собрания сочинений русских и зарубежных писателей, сборники стихов и рассказов, альбомы репродукций с картин, издававшиеся "Нивой" в качестве приложений.

"Нива" просуществовала около 50 лет (1870 - декабрь 1917). Издателем был А.Ф. Маркс - глава известной издательской фирмы. "Нива" была его главным и любимым детищем. Журнал создавался по типу немецкого "Gartenlaube" и предназначался для чтения в семейном кругу. Таким образом, это издание открыло целый ряд журналов "для семейного чтения".

В конце 1904 г., в номере, посвященном памяти умершего А.Ф. Маркса, один из сотрудников журнала 3. Рогозин так определил тип семейного журнала: "Что такое собственно семейный журнал? В чем его задача? Задача несомненно воспитательная в самом широком смысле этого слова. В сущности ее даже можно бы назвать продолжением школы. Идеал, который преследует семейный журнал, сознающий все значение свое просветительской миссии, заключается в том, чтобы заурядная семья, более или менее поглощенная житейскими заботами и добыванием насущного хлеба и, следовательно, не имеющая возможности уделять много времени и средств на чисто культурные цели, выбрав себе один орган общения с отечественной и мировой жизнью, находила в нем настолько солидную пищу, чтобы не отощать, от современности не отстать и в то же время не терять и понимания вечных начал этики и красоты. В духовном бытии человека преобладают два элемента - любознательность и чувство или на простом языке - "ум и сердце”. Семейный журнал должен с обоими ровно считаться, удовлетворять первую своим фактическим и научным содержанием, второе - хорошей беллетристикой. В семье каждый член, кроме общих интересов, общих фамильных черт, имеет свои особые занятия, задачи, вкусы. Хорош тот семейный журнал, в котором каждый находит "свое” и в то же время расширяет свой кругозор, область того, что возбуждает его любопытство и участие".

В задачи журнала входило, таким образом, предоставить пищу и "уму и сердцу", и пищу не только сиюминутную ("не отощать, от современности не отстать"), но и духовную - воспитать в человеке "понимание вечных начал этики и красоты". Для "ума" - общественное и научное содержание, для "сердца" - беллетристика.

За почти полвека редакторы часто менялись, имена их почти забыты: поэт и прозаик А. Луговой, писатель князь М.Н. Волконский, литературовед Р.И. Сементковский и др. Литературный отдел не блистал знаменитыми именами, хотя в нем появлялись произведения Н.С. Лескова, И. Потапенко, Д.В. Григоровича. Журнал специализировался на исторических романах с авантюрным сюжетом, авторами которых часто были князь М.Н. Волконский и графиня Е.А. Салиас.

Очень интересен был отдел биографий и характеристик выдающихся лиц современности и исторических деятелей. Только за первые 30 лет существования "Нива" поместила на своих страницах 2131 биографию: очерки о В.Г. Белинском, Т.Н. Грановском, И.А. Крылове, Л.Н. Толстом, М.Ю. Лермонтове, А.С. Пушкине, У. Шекспире.

В географическом и этнографическом отделах публиковались иллюстрированные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине. Существовали также отделы "Технические изобретения и открытия", "Политическое обозрение", традиционная для русских журналов "Смесь". Был в журнале и своеобразный раздел "К рисункам", где комментировались помещенные в номере репродукции с картин русских и европейских художников или иллюстрации к художественным произведениям, рассказывалось о биографиях художников, истории создания картин, объяснялось их содержание. По-видимому, А.Ф. Маркс был большим любителем живописи, потому что материалы об изобразительном искусстве занимали большое место и в самом журнале, и в его приложениях. Качество репродукций было для того времени неплохим. Осваивал журнал и фотоиллюстрации: "Нива" одной из первых в русской журналистике начала печатать фоторепортажи с театра военных действий во время русско-японской войны.

Второй по значимости журнал "Огонек" вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года <#"598973.files/image001.gif">

Подробнее нужно сказать о снимках сражений, из 189 снимков с изображениями японской и 109 с изображениями русской армии треть от каждой это снимки солдат в действии. Фототехника того времени была еще не совершенна, поэтому фотографии сражений, давались фотографам достаточно тяжело, но каждый из них старался довести свои работы до совершенства, доказать мастерство. Есть фотографии, где военные изображены в действии но, не смотря на это, их качество достаточно высокое, то же самое можно сказать о ракурсе фотографии, его фотограф успел выбрать за считанные секунды, чтобы не упустить нужного момента. Кроме войска в действии, благодаря снимкам сборника мы можем видеть их бытовую сторону, полевую кухню, различные развлечения между боями, тренировку кавалерии. Может на первый взгляд эти фотографии покажутся не особо важными, чтобы уделять им место, но именно бытовые моменты в каком-то роде показывают истинную сторону войны. Например, театральные представления важны для поднятия боевого духа уставших на фронте солдат.


Если говорить о фотографиях русской армии, то они уступают не только количеством, но и качеством. Большая часть снимков темная, но вполне может быть, что это не из-за того что фотограф был не старателен или не имел нужной аппаратуры, а из-за особенностей и влияние властей России.

Российская армия чаще изображена в боях, почти нет фотографий с изображение бытовых сцен в полевых условиях.

Фотографии быта населения Японии, Китая, Кореи так же интересны при подобном рассмотрении, тем, что на снимках мы можем увидеть их в повседневном виде и их быт. Качество снимков во многом лучше, нежели фотографии военных действий, благодаря тому, что фотограф имел больше возможностей, так сказать, находясь в "цивилизации". Начиная с аппаратуры которой не всегда была возможность воспользоваться в бою и заканчивая человеческим фактором, да и многие обычные повседневные бытовые сцены он мог всегда переснять, что никогда бы не удалось в бою.

Пример таких снимков, это массовая, возможно даже постановочная фотография, на которой изображены корейские и японские продавцы.


Достаточно интересно раскрыты массовые сцены с участием солдат. Так же массовые сцены мирного населения в своих передвижениях и даже в бытовых условиях, очень досконально и детально на таких снимках можно рассмотреть каждую деталь. Эмоциональная сторона войны хорошо раскрывается в фотографиях военных.

Если говорить в общем, о фотографиях сборника, то тут для более полного анализа будет очень важно указать жанровое разделение снимков. Но перед тем как анализировать фотографии нужно сказать о специфике разделения на жанры. Главный из жанров это конечно фоторепортаж его специфика заключается в том, чтобы вовремя запечатлеть интересные моменты и в умении выбрать наиболее удачный ракурс для съемки. Так в сборнике большая часть снимков с удачными репортажными зарисовками. Например, несколько снимков с изображением подготовки японской армии. Благодаря такой подачи фотоматериала, мы можем судить о состоянии армии Японии, узнать, точнее, увидеть собственными глазами, как выглядели солдаты на войне.

Главная особенность репортажного снимка - его документальность. Иначе говоря, уместна лишь фиксация события через призму восприятия автора.

Условно фоторепортаж можно разделить на два вида. Первый - это событийный, к нему относятся съемка значимых событий. Например, несколько фотографий Порт-Артура до и после военных действий, благодаря им мы имеем четкую картину событий.

Отсюда внимание к окрестностям порта. Особенно важно показать, как он выглядит: корабли, набережная, склады, бараки. Автор старался раскрыть все виды, показать, какие элементы составляют жизнь порта и как они друг с другом соотносятся. Эти фотографии кроме идеальной передачи картин жизни порта, могут быть рассмотрены как достаточно профессиональные качественные снимки.


Второй вид - повседневный фоторепортаж, отражающий жизнь в ее ежедневных бытовых проявлениях. Этот вид фоторепортажа очень интересен с точки зрения человеческого фактора, ведь во все времена людям было интересно, как жили их предки, поэтому фотографии быта, как солдат в полевых условиях, так и населения стран противников, сцены в госпиталях, опубликованные на страницах сборника очень ценный материал для современного общества. Репортажная съемка может раскрывать тему одним кадром, когда задуманный сюжет удается вместить в единственный снимок, или при помощи фотоочерка, то есть серии кадров, пример уже упомянутая нами серия подготовка японской армии к войне. При этом события могут быть последовательными или, наоборот, хаотичными, но объединенными одной темой и идеей. Фотоочерк позволяет создать из снимков целостное и связанное повествование. Именно поэтому материал часто снимается по схеме: начало событий, их развитие, некая кульминация и финал. Очень похоже на сценарий небольшого фильма.

Документальная фотография частично, а в какой-то мере и полностью дополняет фоторепортажные снимки. В данном контексте анализируемого материала, большую часть снимков в сборнике можно определить, как смешанный жанр, откуда появляется такая формулировка как документальный фоторепортаж. Задача фотографа сделать объективную и беспристрастную фотографию, передающую истинный вид того, что снималось, чаще всего людей.

Документальность - это то, что показывает реальные события и жизненные факты. Она не воспринимает приукрашиваний. Так, в художественный фильм можно вставить документальные отрезки, а вот в документальное кино постановку вставить очень затруднительно, чтобы всё воспринималось реально.

Но можно поставить очень жёсткое значение документальности, и мы придем к выводу, что фотография никак не может стать полностью документальной, т.к. в любом случае пространство отрезано рамкой кадра, кадр расположен на плоскости, и в любом случае фотограф оставляет что-то своё в фотографируемом объекте, ведь им выбран именно этот ракурс, даже если он это делал не специально.

В своём определении документальная фотография разновидность фотожурналистики, где фотограф старается сделать объективную и беспристрастную фотографию, передающую истинный вид того, что снималось. Использование такого жанра в фотографии военных событий очень важна, ведь задача военных корреспондентов как раз таки и состоит в том, что бы запечатлеть документальные кадры, а не постановочные фотографии, потому что они дают ощущение правдивости и неподдельности, необходимое для истинного отражения происходящего. Сделать снимок тонкого момента или сцены, не внося своего присутствия - это сложная задачи для фотографа.



Постановочное фото - это реализация замысла фотографа. Для этого используется всё: ракурс, точка съёмки, свет и многое другое. Постановочное фото, как и другие выше описанные не всегда можно точно определить при первом просмотре, чаще приходится достаточно внимательно рассмотреть детали съемки. В сборнике присутствуют и фотографии такого жанра, но они в любом случае способны передавать действительность. Главное отличие от истинной действительности - это то, что в ней отражается отношение фотографа к увиденному. В пример таких фотографий в альбоме можно поставить групповые снимки, на которых ясно видна рука фотографа, например в расстановке лиц изображенных на фотографии. Так пример фотографии где изображен генерал Куроки с его подчиненными и корреспондентами, это идеальный пример постановочного фото.


Снимки представленные ниже так же постановочные, но тут автор пытался передать действительность в постановке, на двух снимках в левом нижнем и правом верхнем углах люди изображены в своих повседневных делах.


Но если постановочные групповые снимки портретного характера вызывают не так много вопросов, то например грань между документальным и постановочным фото иногда очень размыта, и не всегда мы можем с точностью без подробного изучения разграничить постановочное и документальное.

Часто отношение документального и постановочного в фотографии возникает при определённом восприятии фотографии зрителем. Если зрителю важно почувствовать документальность, например, "дыхание того времени", событийность, то он и будет относиться к фотографии, как к документальной и не замечать постановочных элементов и художественных приёмов. Или наоборот, если зрителю будет важна художественность снимка, красота передачи события, композиция, то он не будет замечать в полном размере реалистичность фотографии. Вот пример таких снимков.


На них изображены люди, и тут нельзя точно сказать насколько они постановочно или наоборот документальны. Одни будут пытаться привести их к документальной, потому что хотят видеть их таковыми. А другие, рассматривая фотографии с войны, будет искать наиболее художественные снимки и найдут их в этих фотографиях.

Еще один вид, жанровая фотография - вид фотографии, где отражён определённый сюжет, история, действие, она так же тесно связана с репортажной съемкой. Во время войны ничто не избежало объектива фотокамеры ведь штатные фотографы, получая задание и отправляясь в командировку снимать репортаж, попутно фиксировали все то, что происходит вокруг них. Вот пример нескольких фотографий, именно армейского быта. Зачастую именно такие "бытовые" снимки гораздо лучше подходят для репортажной серии, более полно и ярко характеризуют то или иное событие.


Портретное фото изображение того или другого человека. Как уже упоминалось выше часто упоминается с термином постановочное фото. Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Николай II например, изображен только на репортажных снимках и только одно портретное фото, где он изображен со всей царской семьёй. При просмотре этой фотографии появляется чувство домашнего тепла и уюта, и мнение о людях, изображенных на снимке, что бы мы о них не знали, меняется в лучшую сторону. На примере подобных снимков, можно сделать вывод, что фотограф мастер своего дела, раз может правильно сделанным снимком добиться нужного результата.


По числу персонажей портреты бывают индивидуальные, парные (двойные) и групповые. Например, портретные снимки корреспондентов. Каждый из них снят в своей определенной манере. И каждая такая фотография небольшой шедевр, тонко схватывающий человеческую суть "объекта": молодцеватость и подтянутость Арчибальда, подчеркнутую интеллигентность Мильярда, а на общем снимке внешнюю простоту почти всех изображенных.


Портреты не занимают особо много места в сборнике, но те которые опубликованы, достаточно интересны: военные различных рангов, генералы, главнокомандующие и т.д. Два или три его героя имеют воинственный вид, но многие выглядят сдержаннее и скромнее - как обычные граждане, надевшие непривычный для них мундир. Война - не очень убедительное предприятие, если судить по этим портретам. Портреты офицеров и солдат не содержат драмы или риторики, они не позируют тщательно, не сняты с возвеличивающей точки зрения.


Так из анализа фотографий в сборнике можно отметить, что идеального разграничения их по жанрам добиться сложно, кроме 44 портретных фото, 38 документальных, 47 репотражных, все остальные имеют смешанные жанры, такие как репортажно-постановочный и репортажно-документальный. Так же среди части снимков каждый изучающий их может увидеть отголоски еще, какого либо жанра, что приведет к появлению еще более смешанного типа.

Подробно изучив фотографии с точки зрения жанровой классификации, можно прейти к выразительным средствам, таким как цвет и ракурс, эмоции. О качестве фотографии современному человеку, конечно, говорить сложно, на первый взгляд можно сказать, что качество и цвет снимков оставляет желать лучшего, но тут не стоит забывать о том, когда и в каких условиях сделаны снимки. Для начала 20 века съемка в полевых условиях, в принципе, считалась достаточно сложном делом. Оборудование фотографов не было приспособлено к частому передвижению, обладало большим весом и размером. Кроме этого фотограф не всегда имел возможность в военных условиях, создать себе комфортные условия, как для съемки, так и для обработки, точнее печати фото. От технического о фотографии, стоит прейти к человеческому, на первый взгляд, кажется, нам представлены обычные фотографии военного времени, но это первое мнение ошибочно. При особом рассмотрении некоторых снимков мы можем видеть истинные эмоции (боль, страх, печаль, радость и. т. д) на лицах людей, как военных, так и населения. Кроме этого снимки несут в себе не только глубину, но и внутренний стимул к дальнейшему поиску понимания происходящего на войне. Не каждый фотограф в наше время, даже с хорошей аппаратурой, способен предать чувства и эмоции, а у фотокорреспондентов сборника это получилось. Например, фотографии прощания с уходящими на фронт. На снимки виден эмоциональный настрой людей, видно, что они отправляют своих героев. Они гордятся и верят только в победу.


Многие снимки будто бы окунают зрителя в военную реальность того времени. Яркий пример - фотографии раненых и умерших, разрушенные и опустошенные после боевых действий постройки, они передают ужас и мрак, окружавший людей. Фотографии навевают неприятное чувство тревоги, ненависти к войне. От этого сразу становится интересно, какой замысел был у авторов подобных снимков: либо просто показать реальность войны, либо показать эту реальность так, чтобы вызвать более глубокие эмоции у людей.

Каждая из фотографий несет особую, свойственную ей задачу, информирует о ходе военных операций, о передвижениях войск, о героизме одиночек и коллективов, укрепляли боевой дух и чувство патриотизма. Более того, в своих фотографиях фоторепортеры прошли путь от запечатлевания событий до эмоционального воздействия, от информации - к художественному обобщению.

Из военных фотографий люди, далекие от войны, получали неизведанный прежде опыт визуализации событий. Фотография доставила войну на дом. Во времена войны отмечалось, что посмотреть на фотографии все равно, что побывать на поле боя - зритель испытывает те же эмоции, что и при взгляде на соответствующую натуру.

Рассмотрев все фотографии и сделав вышесказанные выводы, всё же назревает вопрос, а как же цензура и приказы главнокомандующих о том, что можно, а что нельзя снимать. Неужели эта открывшаяся нам в фотографиях ужасающая и жестокая правда, еще не весь ужас, происходивший во время войны. На этот вопрос ответить, конечно, сложно, но если опираться на исторические источники и фотографии других сборников о Русско-японской войне, то сомнений о правдивости анализируемого нами сборника быть не может. Цензура была, но влияние её не столь велико, как можно предположить на первый взгляд. И именно в начале 20 века, во время каких либо военных конфликтов, начала зарождаться военная фотография исключительной силы, занявшая особое положение в истории современной фотожурналистики.

Сказав о количественном и жанровом делении снимков в альбоме, проанализировав их эмоциональную окраску, указав тем самым на положительное и отрицательное, мы можем выделить особо ценные для нашего исследования фотографии. Условно разделив их опять же на группы. К первой и основной группе мы отнесем фотографии документально-репортажного характера отчетливо и ясно передающие все стороны войны. Отобранные фотографии, в каком-то роде краткая зарисовка событий на войне, отправления солдат на войну, их пребывание на фронте (война и отдых), раненые и погибшие в бою, фотографии госпиталя, разрушения от военных действий и бомбежек, ну и конечно население страны. Ниже приведены самые яркие примеры подобных снимков. Население Японии отправляет своих будущих героев на фронт.

Фотографом на снимке передано ликование народа. Очень удачно подобран ракурс, передающий силу народной воли к победе и неоспоримый патриотизм. Складывается такое чувство, что японцы заранее были точно уверены в победе.


На этом снимке русская армия перед боем. Рассмотрев фотографию мы видим величественность армии. Такой ракурс фотографом скорее всего выбран не случайно, пейзажно-панорамная картина с множеством фигур солдат говорит о мощи войска.


На следующем снимке - войско в действии, этот снимок инетересен тем что мы можем видеть как происходил бой в подробностях.


Этот снимок один из примеров фотографии снятой в движении, как мы уже упоминали, для фотографов того времени, это было очень сложной задачей, но некоторые из них удачно справлялись с задачей запечатлить и передать движение, которое помогает нам окунутся в реальность того времени.


Фотографии раненых в госпитале и погибших на поле военных действий несут достаточно большую эмоциональную нагрузку. На них мы видим как таковой исход сражений, и сразу приходит мысль, а ведь это всё можно было предотвратить.


Конечно в отличии снимков из госпиталя, фотографии погибших нарушают этические нормы современного представления о фотографии, а точнее сказать фотокорреспонденции, но их важность в альбоме достаточно высока, тем, что благодаря им, мы видим истинное жестокое лицо войны.


Стоит заметить, что в сборнике, фотографиям документально-репортажного характера отведено большая часть места, при подсчете их количества получилось 256 штук. Было очень сложно выделить из них лучшие, которые в точности передавали бы действительность и отвечали качественным критериям съемки. Но при подробном рассмотрении мы выбрали 30 снимков, которые поместили в приложении, а так же разместили в тексте работы в качестве примеров.

Следующее и очень важное для анализа - портретные фотографии. Без рассмотрения которых, сложно представить войну и события того времени как они есть. Первое о чем стоит сказать, это портреты императоров России и Японии, Николая II и Мутсухито. Важность этих снимков в том, что они главные участники событий, точнее виновники. Как говорится "не было бы приказа, не было бы смертей".

Большую часть портретных снимков занимают, люди - герои, участники войны: военнослужащие, врачи и медсестры красного креста, корреспонденты, правительство и главнокомандующие разных стран. На снимке ниже изображены медсестры красного креста, и доктор Матсуяма. На снимке мы можем видеть, как выглядел медперсонал времен войны.


На некоторых портретных снимках изображенные обычные мирные жители. Рассматривая подробно именно эти фотографии можно отметить некоторые детали, такие как бытовые условия, во время войны и эмоциональный настрой людей.


Конечно, нельзя сказать, что портретные снимки времен войны, это произведение искусства, но благодаря им, мы можем увидеть особенности той эпохи, именно поэтому они очень важны как исторический документ. Из 44 портретных снимков мы выбрали 10 лучших, 2 из которых поместили в текст диплома, а остальные в приложение.

Третья группа снимков, это снимки морских сражений. Если вспомнить исторические факты, то во время русско-японской войны был подбит и затоплен не один русский крейсер. В сборнике опубликованы фотографии, как еще целых, так уже и затопленных "представителей" русского флота.38 фотографий с морских сражений, но это количество могло бы быть больше, если бы фотографам позволяла аппаратура. Снимать в условиях морских сражений в то время было очень сложной, поэтому в сборнике представлены только фотографии до или после боя. Насколько великолепными и величественными изображены крейсеры, кажется, такую громадину никто не в силах победить, но в последствие всё оказалось иначе.


Фотографии потопленного флота навевают ужас и страх, даже не верится что такой огромный флот, с достаточно совершенным оружием, так просто уходит под воду. В снимках передан весь трагизм сложившейся ситуации, изучая эти фотографии, складывается мнение о безвыходности ситуации. Потопленные Российские корабли будто бы отражают, и предвещают поражение страны. Навевают беспокойство и страх за отчизну, то в итоге войны оказывается реальностью.


Подводя краткий итог второй главы нужно сказать, что военная фотография достаточно важна для понимания как самой войны, так обычаев и быта начала 20 века. В приведенном кратком анализе фотографий мы отметили самые важные особенности. Увидев, благодаря снимкам героику и трагедию войны и убедившись в достоверности фактов работы фотожурналиста. Нельзя сказать, фотография еще не была настолько развита как сейчас, но всё равно достаточно хорошо передавала события.

Заключение


В данной работе мы дали краткую классификацию фотографиям сборника "A photographic record of the russo-japanese war". Выбор именно этого сборника был не случаен, в нем использованы фотографии журнала "Collier's Weekly", который очень профессионально подходил к выбору фотографий, исключая недостоверную и недоработанную информацию. На страницах издания печатались снимки, полноценно отражающие реальность во время войны.

В первой части работы мы подробно рассмотрели историю журнала и авторский состав сборника. Из чего можно сделать вывод, что фотографы, работы которых публиковались в "Collier’s", представляли собой настоящий интернационал. Авторами фотографий опубликованных в нем, были такие известные фотокорреспонденты, как: Виктор Карлович Булла, Роберт Л. Данн, Джеймс Ф. Дж. Арчибальд, Ричард Барри, Ашмед Бартлетт, Джеймс Рикалтон. Некоторые из них были потомственными аристократами, другие профессиональными фотожурналистами, третьи любителями. Но каждый из них внес свой вклад в развитие фотожурналистики.

Во второй главе работы мы перешли к подробному рассмотрению фотографий сборника. Им можно придать различную классификацию, но мы решили обратиться к нескольким более понятным и интересным для рассмотрения.

Первое, что было нами разобрано - это общая характеристика альбома, объем и авторский состав, статистические характеристики фотографий. Более подробно был дан анализ отдельных фото по группам. Выделены особенности фотографий в каждой конкретной группе.

Мы разделили фотографии на условные группы, по их тематической принадлежности: русские - японцы в бою и на отдыхе, война на море - война на суше, население стран. Количество снимков японской армии заметно превосходит количество снимков с изображением российских солдат, что неудивительно, исходя из авторского состава альбома. Также снимки военных действий на суше, заметно отличаются от морских сражений, в главное степени от того что на тот момент, фотографировать на море не было возможности, из-за не достаточно развитого фотооборудования. В итоге классификации и подсчета фотографий: общее количество снимков в альбоме 543, из них мы выделили 189 с изображением японской армии и 109 с русскими солдатами.

Фотографий с населением стран и изображением их повседневной жизни, в сборнике 24, на первый взгляд это мало, по сравнению с количеством остальных, но они достаточно ярко и полно отражают, как быт того времени, так и настроения мирных жителей.

Особо важны, снимки сборника, относящиеся к массовым и панорамным. На таких фотографиях мы можем видеть армии двух стран в их истинном величии. На некоторых из таких снимков, фотокорреспондентом очень хорошо подобран ракурс, появляется будто бы равновесие, между запечатленой природой и людьми.

Разделение фотографий по жанрам вызвало в процессе работы много вопросов, в том числе сложность разграничения репортажных, документальных и постановочных снимков. Не всегда можно было точно определить принадлежность фотографий к одному из жанров. Таким образом, большая часть снимков имеет смешанный жанр.

Фотоснимки в сборнике очень выразительны и драматичны. Репортажное чутье в гармонии с тонким художественным вкусом и четкое, сжатое, простое оформление.

Так же при рассмотрении фотографий нами были отмечены лучше снимки, которым мы так же придали определенную классификацию, выделив 30 снимков документально-репортажного и 10 портретного жанра, часть из которых мы привели в тексте, а часть в приложении. Эти снимки можно сказать "золото" сборника, они не только передают эмоции, такие как боль, страх, печаль, радость. Смотря на них, мы будто бы сами погружаемся военное время. Снимки помогают нам понять и ощутить, истинное отношения к войне. Понять, что чувствовали и видели, солдаты и обычное мирные жители.

В итоге можно сказать, что фотографии войны была и остается свойственна эмоциональная перегруженность. Фотографии свойственна магия соприсутствия: когда камера в руках человека сопереживающего, она смотрит на все сопереживая, и мы, зрители, видим войну по-другому, мы не только соприкасаемся с ней, война оказывается разной.

Характеризуя в целом комплекс фотографий в альбоме можно сказать, что они являются ценными историческими источниками, содержащими уникальные сведения, которые дополняют известные показания письменных и изобразительных источников и восполняют недостаточную в ряде случаев информацию уже освоенных исторической наукой документальных комплексов.

фотография журнал русская война

Список литературы

 

Книги

. Махонина, С.Я. История русской журналистики начала ХХ века: учебное пособие, хрестоматия / С.Я. Махонина. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 175 с.

. Стигнеев, В. Век фотографии / В. Стигнеев. - М., 2005. - 386 с.

. Трыков, В.П. История зарубежной журналистики. От истоков до Второй мировой войны / В.П. Трыков. - М., 2007. - 209 с.

. Knightley, P. The first casualty. From the Crimea to Vietnam: The War Correspondent as Hero, Propagandist and Myth Maker / New York and London, 1975.

Источники

Электронные ресурсы. Интернет

. Михайлов С.А. - Журналистики Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс]. URL: evartist. narod.ru

7. URL: <http://www.rian.ru>

. URL: <http://humanitiesweb.org>

. URL: http://en. wikipedia.org <http://en.wikipedia.org>

. URL: <http://www.antiquebooks.ru/book.php?book=92155>

Похожие работы на - Русско-японская война в фотографиях журнала 'Collier's'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!