Характеристика договора Ниццы 2001 года

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика договора Ниццы 2001 года

1.Общая характеристика договора Ниццы 2001 года

евросоюз переговоры страна вступление

10-11 декабря 2001 года на очередном заседании Совета ЕС в столице Финляндии было принято решение открыть серию переговоров о присоединении к ЕС с Болгарией, Латвией, Литвой, Мальтой, Румынией и Словакией, а также признать Турцию в качестве возможной страны - кандидата на вступление в Евросоюз. 15 января следующего, 2000 года в Брюсселе переговорный процесс был открыт.

Во внешней политике ЕС впервые серьезное место стала занимать Россия. На саммите в Кельне впервые была принята коллективная стратегия относительно развития отношений ЕС с Россией, а 22 октября 1999 г. в Хельсинки начал работу первый саммит «Россия - ЕС». Основным вопросом переговоров закономерно для того времени стал чеченский вопрос. В мае 2000 г. саммит «Россия - ЕС» проходил уже в Москве. Позже по итогам встречи было принято Совместное заявление, касавшееся вопросов долгосрочного сотрудничества в области энергетики, регионального и пограничного сотрудничества, сотрудничества в сферах юстиции и внутренних дел.

Именно на четырехдневном саммите Совета ЕС во французском городе Ницца, который открыл свою работу 7 декабря 2000 г. были обсуждены основные принципы договора, который внес очередные изменения в уставные документы ЕС. Подписали Договор Ниццы 26 февраля 2001 г.

Договор состоит из преамбулы и двух частей, содержащих 13 статей. При этом ст. 1, относящаяся к изменениям, вносимым в Договор о ЕС, и ст. 2, вносящая изменения в Договор о Сообществе, содержат многочисленные постановления, сформулированные в виде статей, изменяющих и дополняющих те или иные статьи предшествующих текстов.

К договору приложен целый ряд документов в форме протоколов и деклараций. Наиболее важные среди них - это Протокол о расширении ЕС и Протокол, содержащий Устав Суда ЕС.

Главное назначение Договора состоит в завершение «процесса подготовки к функционированию институтов в рамках расширяющегося Европейского Союза, начатого Амстердамским договором». Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать вызовы и риски, связанные с приходом большой группы новых государств - членов, отчетливо прослеживаются в содержании Договора. Уточняется процедура наложений санкций на государства - члены, не соблюдающие фундаментальные ценности и принципы, закрепляемые в Договоре о ЕС. Детализируются постановления, относящиеся к продвинутому сотрудничеству, возможность которого распространяется на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество полиций и судов в уголовно - правовой сфере. Одновременно совершенствуется правовой механизм ОВПБ и вводится его разновидность ОЕПБО, повышаются требования к выработке и проведению общей внешней политики [1, с. 22-23].

Прежде всего, Договор Ниццы определил рамки расширения Европейского Союза. Согласно документу, 12 стран Южной и Восточной Европы получили право присоединиться к ЕС с января 2003 г. В число потенциальных новичков Евросоюза вошли Болгария, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, а также бывшие советские республики Латвия, Литва и Эстония.

Как известно, Совет ЕС состоит из министров стран - членов ЕС, и количество голосов каждого государства зависит от его населения. Договором была пересмотрена система распределения голосов. Согласно документу, с 2005 г. для того, чтобы решение считалось принятым, необходимо, чтобы «за» было подано 255 голосов из 345 возможных, При этом необходимо, чтобы положительно проголосовало большинство стран - членов ЕС. Правда, оговаривается также и то, что одно из государств может потребовать, чтобы квалифицированное большинство проголосовавших «за» представляло, например, 62% от населения ЕС.

Согласно договору, применение процедуры квалифицированного большинства требует принятия решений в следующих областях: общая торговая политика, сотрудничество в области гражданских судебных процессов, политика социального и экономического единства.

Еврокомиссии договор предлагает, чтобы с 2005 г. в этом институте каждое из государств - членов ЕС было представлено одним комиссаром.

Среди других изменений, введенных Договором Ниццы, - то, что представители в Суд аудиторов назначаются по одному от каждой страны Советом ЕС квалифицированным большинством, а максимальное количество представителей государств - членов ЕС в Экономическом и Социальном совете и Комитете регионов договором устанавливается на уровне 350 человек.

Кроме институциональных реформ, Договор Ниццы модернизировал систему сотрудничества между государствами - членами ЕС. Расширился список областей, в которых страны могут начать более тесное сотрудничество: добавились внешняя политика и политика общей безопасности (правда, за исключением вопросов, подразумевающих применение военной силы или затрагивающих оборонную область).

Для того чтобы Договор Ниццы приобрел законную силу, он должен был быть ратифицирован национальными парламентами всех стран - членов ЕС. Процесс ратификации в парламенте Ирландии чуть было не сорвал историческое расширение. Когда народ Ирландии проголосовал против документа летом 2001 г., парламент по закону не вправе был его ратифицировать. В итоге после повторного референдума Ирландия последней ратифицировала Договор Ниццы в октябре 2002 г. Он вступил в силу 1 февраля 2003 г., и путь к историческому расширению был открыт.

В Договоре Ниццы удалось несколько смягчить рамочные условия для так называемого «усиленного сотрудничества», с помощью которого у групп из нескольких государств появилась возможность в некоторых областях продвигаться вперед быстрее. А благодаря перераспределению мандатов в Европарламенте после расширения ЕС его структура должна была справедливо отражать численность населения государств-членов, Однако, как замечали аналитики, от саммита в Ницце ожидали большего.

Договор не упростил политическую систему, поэтому необходимо было найти новые, более прозрачные формы, чтобы сделать ЕС привлекательнее в глазах людей. Этого можно было достичь путем разработки основополагающего договора (Конституции), в котором должны быть описаны важнейшие цели, права граждан, распределение полномочии, а также институциональная структура Евросоюза [6].

2.Правовые механизмы взаимодействия между РБ и Европейским союзом

В истории взаимоотношений Республики Беларусь и Европейского союза отчетливо выделяются два этапа: первый - 1992-1996 гг., второй - с 1997 г. по настоящее время. Главным содержанием первого этапа, продолжавшегося с января 1992 по ноябрь 1996 г., стали поиск и развитие взаимовыгодных форм и направлений сотрудничества, формирование правовых основ взаимодействия Беларуси и ЕС. В марте 1995 г. между Беларусью и Европейскими сообществами и их членами было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в марте 1996 г. - Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных с торговлей. По линии программы ТАСИС в Беларуси финансировался целый ряд проектов на общую сумму около 100 млн. долларов. Успешно развивалась программа ТЕМПУС.

Второй этап, начавшийся в ноябре 1996 г. и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется охлаждением связей, свертыванием политических контактов. Главной причиной ухудшения отношений стало проведение в Беларуси в 1996 г. референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию 1994 г. В октябре 1996 г. аккредитованные в Минске послы Франции, ФРГ, Великобритании и Италии направили в МИД Беларуси заявление, в котором от имени ЕС выразили озабоченность угрозой нарушения Конституции и отметили, что шансы Республики Беларусь играть активную роль в Европе и углублять сотрудничество с ЕС находятся под угрозой. Различия сторон по вопросу легитимности решений референдума привели к тому, что в европейской политике был поставлен так называемый «белорусский вопрос». 15 сентября 1997 г. ситуация в Республике Беларусь была рассмотрена на специальном заседании Совета министров иностранных дел ЕС. Итогом совещания стало сведение к минимуму контактов с Беларусью. В Заявлении о взаимоотношениях с Беларусью отмечалось, что страны - члены ЕС будут высказываться против членства Беларуси в Совете Европы, не будут заключать с ней ни временного соглашения, ни соглашения о партнерстве и сотрудничестве и намерены осуществлять двусторонние отношения исключительно через руководство ЕС. Европейский союз решил также приостановить реализацию программ технического содействия Республике Беларусь (ТАСИС, ТЕМПУС), за исключением гуманитарных или региональных проектов, поддерживающих процесс демократизации. В результате принятой резолюции политический диалог на высшем уровне между Беларусью и государствами - членами ЕС был приостановлен. Таким образом, вопреки объективным условиям для расширения сотрудничества Беларуси с объединенной Европой на первый план выдвинулся субъективный фактор, влияние которого свело к минимуму достижения предыдущих лет.

Факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений Беларуси и Евросоюза. Расширение Европейского союза на Восток приводит к тому, что он будет иметь с Беларусью общую границу протяженностью в несколько сотен километров. Этот факт вынуждает наполнить новым содержанием и новой энергией как европейскую политику Беларуси, так и политику ЕС по отношению к Беларуси. Вступление в ЕС ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) дает основание выразить надежду на начало нового этапа взаимодействия Беларуси с объединенной Европой. Проблемы границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать без участия белорусской стороны.

Представить точный сценарий развития отношений крупнейшей региональной организации с Беларусью не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе достаточно сложно. На наш взгляд, было бы более логичным попытаться определить внутренние и внешние факторы, которые оказывают и будут оказывать влияние на этот процесс, а также оценить степень влияния этих факторов на ситуацию.

В ближайшей перспективе политический фактор будет оставаться препятствием в восстановлении нормальных контактов как с Европейским союзом в целом, так и с государствами, расположенными к западу от Беларуси. Европа может не пойти на восстановление полномасштабных политических контактов с официальным Минском. Беларусь могут просто не будут приглашать на общеевропейские мероприятия.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на расхождение взглядов на политическую и экономическую ситуацию в Беларуси, белорусское руководство не скрывает, что желало бы улучшить отношения с Европой. Несколько лет тому назад на официальном сайте Министерства иностранных дел Беларуси в качестве одного из направлений внешней политики было отмечено стремление стать ассоциированным членом ЕС, а впоследствии и начать процедуру вступления в эту структуру (в настоящее время официально такая цель не формулируется).

На современном этапе белорусский МИД пытается продвинуть концепцию «ответственного соседства с ЕС», реализация которой поручена Межведомственной государственной комиссии по участию Республики Беларусь в европейских интеграционных процессах (создана в 1999 г.). В связи с расширением ЕС белорусское правительство, представители академических кругов, бизнеса активно изучают возможные последствия расширения ЕС для белорусской экономики.

Вместе с тем следует отметить, что в заявлениях белорусского руководства по отношению к ЕС содержатся различные оценки. В публичных выступлениях официальных лиц присутствуют обвинения Запада в политике двойных стандартов по отношению к Беларуси. Ряд белорусских СМИ, освещая европейские процессы, в том числе расширение ЕС на Восток, главный упор делают на негативные последствия процесса расширения для новых государств-членов.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и ЕС были установлены в августе 1992 года. В марте 1995 года в г. Брюсселе было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Беларусью и Евросоюзом. Впоследствии Евросоюз приостановил ратификацию СПС по политическим причинам, а также ввел против Республики Беларусь ряд ограничительных мер, включая запрет на контакты на высшем и высоком уровнях, замораживание практического сотрудничества в различных областях и технического содействия, а также визовые ограничения в отношении ряда белорусских должностных лиц.

Частично данные ограничения были приостановлены в 2008 году в результате последовательных усилий белорусской стороны по нормализации отношений с Европейским союзом. В Минске было открыто Представительство Комиссии Европейских сообществ (с декабря 2009 г. - Представительство ЕС). Был разморожен диалог на высоком и высшем уровнях, что способствовало переводу отношений с ЕС в более конструктивное русло и поступательному сближению позиций сторон по ряду вопросов общей повестки дня.

Начиная с 2011 года Евросоюз, руководствуясь собственными политизированными оценками хода президентских выборов в Беларуси 2010 года и поствыборных событий, возобновил и впоследствии расширил действие визовых ограничений против белорусских должностных лиц. Были также установлены ограничения на финансовые операции с рядом белорусских предприятий и запрет на поставку в Беларусь некоторых товаров и услуг узкоспециального назначения.

В этой связи белорусская сторона последовательно обращает внимание ЕС на контрпродуктивность линии на оказание давления на Республику Беларусь и призывает решать любые спорные вопросы путем диалога на основе равноправия и взаимного уважения. Действуя в духе добрососедства, Республика Беларусь стремится развивать взаимовыгодное прагматичное сотрудничество с ЕС и его странами-членами.

В последние годы сотрудничество между Беларусью и ЕС распространилось на ряд новых двусторонних и многосторонних форматов. Продолжается начатый в 2008-2011 гг. экспертный диалог с ЕС на уровне белорусских отраслевых ведомств, в том числе в сферах энергетики, транспорта, окружающей среды, экономических и финансовых вопросов. Взаимодействие в пограничной и энергетической сферах строится в т.ч. на базе подписанных в 2009 году документов: Меморандума о налаживании практического сотрудничества между Государственным пограничным комитетом и Европейским агентством по охране внешних границ ФРОНТЕКС и Декларации о сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейских сообществ в области энергетики.

Беларусь наравне со странами-членами ЕС, Россией и Норвегией полноценно участвует в работе Партнерства Северного измерения в области транспорта и логистики, а также вносит продуктивный вклад в деятельность Экологического партнерства СИ.

Как участница инициативы ЕС «Восточное партнерство», Беларусь проводит линию на активизацию ее прикладной, проектной деятельности, насыщение «Восточного партнерства» содержанием, максимально отвечающим интересам всех стран-партнеров в плане социально-экономического развития, модернизации и сотрудничества с Евросоюзом в приоритетных областях. Представители Беларуси вносят вклад в работу всех четырех многосторонних тематических платформ ВП («Демократия, эффективное госуправление и стабильность», «Экономическая безопасность и сближение с отраслевой политикой ЕС», «Энергетическая безопасность» и «Контакты между людьми»). Совместно с другими странами белорусская сторона инициирует разработку в рамках ВП конкретных проектов, направленных на развитие сети энергетических и транспортных коммуникаций, укрепление региональной энергетической безопасности, противодействие экологическим угрозам, повышение эффективности охраны границ и таможенного обеспечения торговли между странами-партнерами и ЕС. По инициативе Беларуси в 2011 году создан Деловой форум ВП в качестве платформы для диалога и сотрудничества между бизнес-кругами и экономическими структурами стран-партнеров и ЕС.

В рамках Европейского инструмента добрососедства и партнерства (преемника программы ТАСИС) на 2007-2013 годы в Беларуси реализуется 59 проектов в сферах обустройства государственной границы, модернизации национальной пограничной и таможенной инфраструктуры, энергетики, транспорта, экологии, образования, культуры и т.д., на общую сумму около 60 млн. евро. Беларусь также участвует в программах трансграничного сотрудничества ЕС «Польша - Украина - Беларусь», «Латвия - Литва - Беларусь» и «Регион Балтийского моря», а также тематических программах ТЕМПУС, «Эразмус Мундус», ТАЙЕКС и т.д. Более подробная информация на этот счет размещена на сайте Координационного бюро Программы ТАСИС в Беларуси.

Дополнительным стимулом для углубления сотрудничества является формирование Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана - непосредственного соседа и естественного торгово-экономического партнера Евросоюза. Республика Беларусь обеспечивает эффективное управление 1200-километровым участком таможенной границы между двумя обширными зонами свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от Атлантики до Бреста и от Бреста до Тихого океана. В стратегических интересах Беларуси и ЕС, чтобы эта граница служила обоюдовыгодному партнерству и взаимному сближению ЕЭП и ЕС. В Декларации глав государств Беларуси, России и Казахстана о евразийской экономической интеграции (ноябрь 2011 г.) отмечается стремление к дальнейшему укреплению сотрудничества Таможенного союза и ЕЭП с другими странами, интеграционными объединениями, включая Европейский союз, с выходом на создание общего экономического пространства. Подчеркивается целесообразность проведения скоординированной работы в рамках ТС/ЕЭП по вопросам гармонизации и взаимного сближения интеграционных процессов в Евро-Атлантике и Евразии.

Достижению этой цели способствуют, в частности, текущие переговоры о создании зоны свободной торговли между Беларусью, Россией и Казахстаном, с одной стороны, и странами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (Исландией, Лихтенштейном, Норвегией и Швейцарией), входящими, как и Евросоюз, в Европейское экономическое пространство.

Список литературы

1.Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д. ю. н., проф. Л.М. Энтин - 2 - е., изд. пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. - 960 с.

2.Европейское право. Учебник для вузов / Водолагин С.В., Козлов Е.Ю., Наку А.А., Толстопятенко Г.П., и др.; Под общ. ред.: Энтин Л.М. - М.: Норма, 2000. - 720 c.

.Европейское право. Учебник / Топорнин Б.Н. - М.: Юристъ, 1998. - 456 c.

.Международное публичное право. особенная часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка и др.; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. - Минск: Амалфея, 2011. - 688 с.

6.Международная экономическая интеграция: учебное пособие, серия «международная экономика», Тихонов Ю.Р. Академия МВД РБ - Минск «Тесей» 2000


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!