Тиндалы
Тиндалы
Тиндалы,
идери (самоназв.), народ в России, коренное население северо-запада Дагестана
(Цумадинский, Кизилюртовский, Хасавюртовский р-ны). Говорят на тиндинском языке
аваро-андо-цезской группы дагестанских языков, имеет диалекты. Письменность на
аварском языке. Верующие -мусульмане-сунниты.
Основные
занятия - богарное земледелие (ячмень, пшеница, просо, из овощных культур -
тыква, морковь) и скотоводство. Из домашних промыслов были развиты кузнечество,
столярничество, обработка шерсти и кожи (изготовление вязаной одежды,
скорняжных изделий), охота, пчеловодство. В материальной культуре Тиндалов
много общего с аварской.
Сeла
Тиндалов расположены на непригодных для земледелия крутых склонах гор. Жилища
(прямоугольные, двух- и трeхэтажные) располагаются плотно и образуют собой
многоярусный оборонительный комплекс с башнями и сторожевыми сооружениями.
Одежда Тиндалов общекавказского типа.
Основу
питания Тиндалов в весенне-летпий период составляли мучные и молочные блюда,
осенью и зимой - мясные блюда. Своеобразие в культуре питания Тиндалов
прослеживается в использовании тех или иных блюд в качестве ритуальных, в
некоторых деталях застольного этикета.
Органами
управления Тиндалов являлись сходы вольного общества и отд. селений -джамаатов.
Собирались они только для решения важнейших вопросов общественно-политической и
хозяйственной жизни. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с адатом
(писанными нормами обычного нрава) и шариатом.
Социальную
основу общества Т. составляли малые семьи, объединeнные в тухумы
(патронимические группы) по единству происхождения от общего предка. Сeла
Тинди, Акнада известны как центры религиозно-светского образования в Нагорном
Дагестане.
Из
Тиндалов вышло много известных в мусульманском мире учeных-богословов. Тиндалы
соблюдают практически все мусульманские праздники. Из доисламских обрядов
известны обряды дождя, солнца. Большой популярностью пользуется народный
праздник "Кьедоба", в основе которого шуточная импровизация свадьбы,
где в роли "жениха" выступает кукольный персонаж. Устраивали его
обычно в зимнее время. Торжественно отмечался также и праздник первой борозды
("Муса бешта").
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru