Алтайцы
Алтайцы
Самоназвание
алтайцев - алтай-кижи, "человек Алтая". В 1922-1948 гг. в отношении
алтайцев применялся этноним ойроты. Алтайцы живут в Республике Алтай (59,1 тыс.
по данным на 1989 г.), в Алтайском крае Кемеровской области (5,4 тыс.),
Казахстане (689 чел.), Узбекистане (191 чел.) и др. Общая численность алтайцев
70,8 тыс. чел. (по данным на 1989 г.).
Выделяются
этнографические группы северных (в дореволюционной литературе - черневые
татары) и южных алтайцев (в дореволюционной литературе именовались калмыками
белыми, алтайскими, горными, порубежными, бийскими). Основная масса алтайцев
относится к южносибирской расе (с примесью центральноазиатского типа у
теленгитов и уральской расы у тубаларов).
Алтайский
язык относится к кипчакской ветви тюркской языковой группы алтайской языковой
семьи (близок к киргизскому языку). Подразделяется на собственно алтайский
диалект, теленгитский (ныне считается говором), телеутский (самостоятельный
язык в Кемеровской области), тубаларский (говор в Чойском районе), кумандинский
(самостоятельный язык в Алтайском крае). Литературный язык сформировался на
основе собственно алтайского диалекта. Алтайский язык считают родным 85,1%
алтайцев (по данным на 1989 г.). Письменность создавалась в 30-е гг. ХIХ в. на
базе русской графики.
Верующие
исповедуют христианство (в 1897 г. 34,5% алтайцев были православными
христианами), шаманизм.
В
горно-степных и степных районах (южные алтайцы) преобладало кочевое и
полукочевое скотоводство, в горно-таежных (северные алтайцы) основными видами
хозяйственной деятельности были охота и другие лесные промыслы. В обоих районах
население занималось земледелием, причем его значение постоянно возрастало. В
скотоводстве наряду с пастбищным содержанием окота алтайцы в начале XX в.
практиковали зимнюю подкормку, для чего в больших количествах заготовляли сено.
В
охотничьем хозяйстве преобладала ружейная охота на пушного зверя, в основном
белку. Охотились также с помощью различных ловушек и капканов. Зимой
передвигались по тайге на лыжах. Охотничье снаряжение и добычу перевозили на
ручных нартах или тащили волоком, завернутыми в кусок конской кожи. Пушнину
обменивали на скот и зерно.
Традиционными
орудиями обработки почвы у алтайцев были: в степи примитивная соха-андазын, в
горах мотыга-абыл. Боронование производили связками сухих веток, на которые
накладывали камни. В качестве тягла использовали верховых лошадей. Сеяли в
основном ячмень. Урожай убирали при помощи ножа, а молотили короткой палкой.
Зерно размельчали в деревянной ступе или на ручной каменной зернотерке.
Алтайские
поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых
насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг
от друга. Располагались такие поселки, как правило, в долинах рек.
Для
разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от
конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени ее оседлости,
экономического положения семьи.
В
одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. В
начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм алтайцев начали проникать
отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного
соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский
крестьянский костюм.
Наиболее
распространенной и традиционной для алтайцев является молочная пища,
представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного
молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном или крупой и кореньями
съедобных растений. Наиболее распространенными видами молочной пищи были сыры:
кислый - курут (хурут) и пресный - пыштак (пызлах) и сквашенное молоко - чегень
(айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли мало и, как
правило, зимой.
У
алтайцев в начале XX в. четко определялись признаки классового расслоения.
Формально земля, пастбищные и сенокосные угодья находились в пользовании
соседской общины (аила, улуса), однако рядовые общинники, имевшие небольшое
количество скота, фактически владели лишь меньшей и худшей частью аильной
земли, так как большая и лучшая часть ее была захвачена крупными
скотовладельцами, патриархально-феодальной аристократией (зайсанами, башлыками)
и кулаками-баями. Рядовые общинники были закреплены за определенными семьями
зайсанов, которые представляли общину перед царской администрацией. Часть
общинников вообще не имела окота и собственного хозяйства, а жила на положении
домашних рабов-кулов (айбачи) в богатых семьях.
У
алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством
добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира
Ульген и злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей,
мясо которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте и оставлялась
на месте жертвоприношения. Алтайцы придавали большое значение общественным
молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву-березе.
У
алтайцев существовал культ тeсей - семейных и родовых покровителей, воплощением
которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить
тeсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при
участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман
бил специальной колотушкой.
В
80-90-е гг. ХХ в. наблюдается подъем национального самосознания алтайцев,
развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
В
1991 г. провозглашен суверенитет Республики Алтай в территориальных границах
Горно-Алтайской автономной области. Алтайский язык наряду с русским
провозглашен государственным языком Республики Алтай.
С
конца 80-х гг. ХХ в. среди алтайцев наблюдается движение за возрождение
традиционных родовых подразделений, усиление их роли. Летом 1989 г. в одном из
урочищ Онгудайского р-на по инициативе старейшин был проведен праздник сеока
майман. Вслед за ним провели свои съезды сеоки мундус, кыпчак, толос, иркит,
тодош, сагал. Легитимизация сохранивших свое значение в жизни алтайцев родовых
структур сопровождается восстановлением института зайсанов - родовых старейшин.
Общественным сознанием этот альтернативный вид власти воспринимается как
стабилизирующее начало.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru