Период
|
Годы
|
Произведения
|
«Многописание»
|
1879-1888
|
Сборник «Шалость»; «Тоска»,
«Враги»; «Счастье»
|
«Путешествия»
|
1890-1892
|
«Остров Сахалин»; «В ссылке»;
«Рассказ неизвестного человека»; «Убийство»
|
«Мелиховский»
|
1892-1898
|
«Палата №6»; «Человек в футляре»;
«Крыжовник»; «Моя жизнь»
|
Перед вами
таблица периодизации творчества А.П.Чехова. О каком прогрессе в развитии
тематики можно говорить, судя только по названиям произведений? ( Переход от
юмористических к философским)
В
период начала своей литературной деятельности Чехов пытается охватить разные
темы: деревенскую (рассказ «Барыня»), задумывает цикл «Сельские картинки»
(рассказ «Суд»); очень интересует Чехова жизнь
артистов, он пишет шесть рассказов на эту тему, которые составляют сборник
«Сказки Мельпомены» (1884 г.). Однако при всем стилевом и тематическом
разнообразии ранних произведений преобладающей в них остается юмористическая
нота.
С
середины 1884 г., времени окончания университета, до выхода повести «Степь» в
начале 1888 г. Чехов создал более 350 произведений. Это период «многописания».
В сумме они дают поразительную по многообразию характеров и тем картину жизни
России. В рассказах 1885—1887 гг. окончательно определился тип чеховского героя
и основной объект изображения: это «средний человек» и повседневная,
обыденная жизнь.
Несмотря
на растущую известность, Чехов был недоволен собой. Он стремился не к славе, а
к созидательной деятельности. В 1890 г. он отправляется в Сибирь, а затем на
Сахалин, где проделывает огромную работу, произведя перепись населения
Сахалина, для чего собирает 10 тысяч статистических карточек. Было собрано
также большое количество документальных материалов о жизни сахалинских
каторжников и местных жителей. Чехов посещал тюрьмы, беседовал с местными
жителями. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский
океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон,
Константинополь, прибыв в порт Одессы, на поезде возвращается в Москву.
После
возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои материалы и написал книгу
«Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России, на
Сахалин обратили внимание официальные лица, на остров были командированы
представители Министерства юстиции и Главного тюремного управления. Под
впечатлениями поездки в Сибирь и на Сахалин появляются также очерки «Из
Сибири», рассказы «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека»,
«Убийство».
Запишите, в
какую сторону изменяется личность Чехова, появляется ли проблематика в его
сочинениях и какая. А когда все напишут кто-то зачитает то, что получилось.
Весной
1892 г. Чехов покупает имение в Мелихово и поселяется там с родителями и
сестрой Марией. Осуществилась его давняя мечта быть землевладельцем и жить в
деревне. Чехов с энтузиазмом берется за обустройство запущенного имения, новая
жизнь увлекает его.
Мелиховский
период жизни Чехова был насыщен деятельностью. Помимо писательства, Чехов занимается
медицинской практикой и общественными делами: строит в Мелихове и окрестностях
три школы, колокольню и пожарный сарай, участвует в строительстве шоссейной
дороги на Лопасню, добивается открытия почты и телеграфа на лопасненской
железнодорожной станции. На свои средства он открывает медицинский пункт в
Мелихове, лечит местных крестьян и снабжает их лекарствами, во время холерной
эпидемии служит земским врачом, обслуживая 25 деревень. Он также организует
посадку вишневых деревьев, засевает деревьями голые лесные участки. В Мелихове
у Чехова появляется идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге.
Он отсылает туда более 2 тысяч томов из личной библиотеки, среди которых
встречаются экспонаты музейной ценности; в дальнейшем постоянно закупает и
посылает новые партии книг. Именно в мелиховский период был написан «Человек в
футляре».
Тот,
кто читал сейчас кратенько перескажет произведение, чтоб все понимали, о чём
идёт речь и участвовали в следующей работе.
Теперь
первый ряд работает над краткой характеристикой героев и их значении; второй
ряд проводит параллели между ним и жизнью Чехова в момент написания
произведения (какие события, влияние внешнего мира привели писателя к мыслям,
которые нашли выход в данном герое); третий ряд об отношении этого героя к
сегодняшнему дню. Герои даются последовательно каждой парте: Буркин, Иван
Иваныч, Беликов, Михаил Коваленко, Мавра. Пока один человек рассказывает, его
сосед записывает это в таблицу, которую к концу урока все должны переписать.
Герои
|
Характеристика,
значение
|
Отношение к жизни
Чехова
|
Отношение к
современной жизни
|
Буркин
|
Молодой человек,
которому настолько «футлярные» люди «в диковинку», их жизнь его пока только
удивляет.
|
Возможно,
символизирует самого Чехова в молодости.
|
Все герои имеют
аналоги в современной жизни
|
Иван Иваныч
|
Раскрывает идею
произведения, направление по которому советует двигаться Чехов
|
|
Беликов
|
Немного
преувеличенный символ ограниченных людей
|
Михаил Коваленко
|
Оппозиция Беликову
|
Общался со многими
людьми, и понял, что есть ещё «живые» люди
|
Мавра
|
Показывает, что со
смертью Беликова «футляризм» не умер
|
|
Домашнее
задание: написать небольшой юмористический рассказ в стиле Чехова на
тему: «Жизнь прекрасна!»