Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,67 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет профессионального педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования






пояснительная записка к курсовой работе

по дисциплине: Теория обучения

тема: Методы стимулирования повышения мотивации и их реализация на уроке













Введение

Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, не смотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Вместе с тем в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебной деятельности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений.

Необходимо отметить, что проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле. [8, с. 326].

Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии, психологии. Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г.Асеева[2], Ю.К. Бабанского[11], А.Н.Леонтьева[12], С.Л.Рубинштейна[23], Г.И.Щукиной[24], Л.И.Божович[6], В.С.Ильина[9], А.К.Марковой[1;5], Н.Ф.Талызиной[25], М.А. Родионова[18], И.В. Молочковой[19], В.И. Чиркова[20], Н.В. Пернай[21], Г.Н.Симоновой[22], Е.О. Ивановой[], И .М. Осмоловской[] и др.

Накоплен значительный опыт реализации путей и средств развития мотивации учащихся в обучении. Между тем, анализ существующей практики показывает, что методы стимулирования мотивации учащихся реализуются в процессе обучения не в достаточной степени. Данное положение определило проблему исследования: определение наиболее эффективных методов стимулирования мотивации на уроке.

Цель: выявить эффективные методы стимулирования учебной мотивации учащихся на уроке.

Объект исследования: образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: методы стимулирования повышения мотивации учения на уроке.

Гипотеза: Применение познавательных методов стимулирования мотивации на уроке является более эффективным чем применение эмоциональных методов стимулирования мотивации учащихся:

В соответствии с проблемой, гипотезой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

.        Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

. Выявить уровни сформированности мотивации учения школьников.

. Определить наиболее эффективные методы стимулирования и повышения мотивации учения.

. Разработать рекомендации учителям и родителям по повышению уровня школьной мотивации.

Для реализации задач исследования нами были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы, наблюдение и анкетирование.

Базой нашего экспериментального исследования стало Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» города Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие учащиеся 6-х классов. Общее количество испытуемых, участвовавших в эксперименте - 51 человек.

1. Теоретические основы стимулирования и повышения мотивации учащихся в процессе обучения

.1      Сущность, структура и виды учебной мотивации

Сегодня в практике обучения вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Важность решения этого вопроса определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Рассмотрим как в педагогической психологии описываются сущность, структура и виды учебной мотивации.

Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.[5, с 11]

Н.Ю. Скороходова определяет мотив как побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.[7,c. 45]

По мнению А.К. Марковой мотивация - это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению. Мотивация является стартовой площадкой любой деятельности и поэтому занимает ведущее место в её структуре. В то же время мотивационная сфера сама по себе - сложное образование. Уровень развития мотивационной сферы зависит от сформированности потребностей, мотивов, интересов, целей и других её компонентов. [1,с. 63]

А.К. Маркова определяет мотив как «направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность». Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами. [5, с.72]

По определению Л.И. Божович, мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность школьника, её основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой.[14]

А.К. Марковой рассмотрены функции мотивов: Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях. [1, с.38]

А.К. Маркова выделяет два критерия для определения качества учебных мотивов: содержательный и динамический. Содержательные качества мотивов связанны с характером учебной деятельности и к ним относятся осознанность, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, доминирование в структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов. Динамические качества связанны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске. О.П. Василенко предлагает предлагает характеризовать мотивы по содержанию и состоянию (уровню сформированности). Состояние характеризуется осознанностью мотивов, их значимостью и мерой действенности.[15]

Рассмотрим виды учебных мотивов. Надо отметить, что в литературе не имеется единой и общепринятой классификации учебных мотивов. Но на наш взгляд наиболее полную классификацию представила А.К. Маркова. К уровням познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов, самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметьследующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношения с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми). [14]

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на:

Внешние мотивы - мотивы, реализующие непознавательную (социальную по классификации) потребность, не связанные с получением знаний (не совпадают с целью учения).

Внутренние мотивы - мотивы, реализующие познавательную потребность, связанные с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадают с конечной целью учения).

Этой классификации придерживаются П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский. [14]

Сторонниками второго подхода по разделению мотивов на внутренние и внешние являются А.К. Маркова, И.А. Васильев, Д.Б. Эльконин, В.Я. Ляудис. Они считают внешними мотивами такие мотивы, которые имеют для личности утилитарно-прагматический смысл, то есть реализуют потребности во внешнем благополучии (материальном или социальном). А внутренние мотивы - это такие мотивы, которые имеют для личности ценностный смысл, т.е. с их помощью реализуются потребности во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок.[14]

Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.[14]

Л.И. Божович считает учебную деятельность полимотивированной. К внутренним мотивам она относит такие мотивы, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными, хотя они в большей степени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради лидерства, престижа, материального вознаграждения или избегания неудач. Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» положительных мотивов. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения как саморазвития. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удаленный от нее. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они стали значимыми для него. Решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. К таковым относятся:

• содержание учебного материала;

• организация учебной деятельности

• стиль педагогической деятельности учителя;

• коллективные, групповые формы учебной деятельности;

• оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.[6, с. 217]

Между тем представляется возможным отнести к педагогическим факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности методы стимулирования, рассматривающиеся исследователями как способы взаимодействие учителя и учеников, направленные на развитие мотивационной сферы учащихся.

Также о полимотивированности учебной деятельности говорит А.К. Маркова. Она рассматривает становление мотивации как усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречащих отношений между ними.[14]

Проблема уровней развития мотивации учения разработана А.К. Марковой. Представленная ею типология включает шесть уровней, шесть ступеней вовлеченности ученика в процесс учения. В качестве показателей сформированности учебной мотивации выступают [1,c.18]

1. Особенности целеполагания (какие цели ставит и реализует школьник в учении).

2.       Эмоции в ходе учения (как переживает процесс учения)

.        Состояние умения учиться (его обученность и обучаемость)

Выделяют следующие уровни развития мотивации учения:

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, характеризуется наличием у учащихся познавательного мотива, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация, проявляющаяся в том, что учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью, охотно выполняют все предъявляемые школьные требования, проявляют интерес к учению. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень - характеризуется положительным отношением, но в силу внеучебной деятельности, организуемой в ней. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. [15]

Н.Ю. Скороходовой описаны ошибки мотивирования. При неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние. Изучение этого материала позволяет на основе анализа действий учителя во время пресечь возможные ошибки.[7, c.128]

Л.С. Выготский писал: «прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его». Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом: способность к предмету - 30%, интеллигентность - 20%, мотивация - 30%, внимание и усердие - 5%. Из этих данных видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие.[10. c 117]

Таким образом, в литературе довольно подробно описаны вопросы о сущности, структуре и видах учебных мотивов. Определенно психологическое содержание понятия мотив - это направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Учебная мотивация - направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Представлен ряд классификаций учебных мотивов. А также очень подробно описаны уровни сформированности учебной мотивации школьников.

1.2 Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться самостоятельно, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.

Д.Б. Эльконин отмечал, что своим содержанием и формой организации обучение формирует определенные черты личности человека, и образовательные задачи учения могут быть хорошо выполнены, если реализованы на высоком уровне его воспитательные функции.

Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу - какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового - сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.[3,c. 326]

Итак, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т. е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Мотивация учения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности.

Сущность мотивации учения заключена в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения заключаются в том, чтобы полочить в будущем престижную профессию, другие стремятся лучше познать окружающий мир, третьи не хотят учиться, но вынуждены это делать под давлением родителей и учителей. Мы видим большое многообразие целей, у каждого человека они разные, поэтому характер мотивации у каждого имеет свои особенности. [15]

Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. В.С. Ильин [9, с.33] считал познавательную потребность основным компонентом, организующим структуру мотивации. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Но без нее не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен прежде всего опереться, актуализировать ее, сделать более четкой осознанной у большинства учащихся. Необходимо и обеспечить переход от потребностей к деятельности. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже получением хороших отметок, в других - при правильно организованной учебной деятельности - организацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполняемых действий. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения - потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и т. д.[5, c.74-75]

Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот.[2, c.231]

Но возникновение мотивов учения недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдельные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т. д. Кроме того надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены; учебная цель может оставаться одной и той же (например, овладение приемами самообразования), а смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива (стать всесторонне развитым человеком, поступать в вуз и т. д.).[5, c 78]

Существует еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, - интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы - мотивов и целей. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Конечно, эта особенность важна, но не она все-таки является главной. По-видимому, связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых порах возникновения любознательности ученика (в новой теме, в новом учебном предмете), но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.[1, c.41]

Таким образом мы рассмотрели особенности нескольких видов побуждений - потребностей, мотивов, целей, интересов. Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Интерес к учению - это эмоциональная окрашенность совершаемой деятельности, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Главная же направленность мотивационной сферы - мотивы, т. е. направленность активности на предмет.

1.3 Пути, средства и методы формирования мотивации учения на уроке

Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью (например, престижных или выполнение требований родителей и т. д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе не приходиться. Поэтому важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.[15]

При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации необходимо начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного уровня мотивации учения у большинства учащихся. Постановка целей воспитания мотивации является вторым важным требованием научно обоснованного процесса ее воспитания. Третье требование - отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации.[1, с.33]

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но, в то же время, материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

Информационно бедный материал также не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.

Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий. Но сейчас возможности учащихся в овладении основами современной научной мысли, научной картины мира все еще не используются в полной мере. Содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания, общими приемами действий для такого познания.[1, с.27-29]

. Организация учебной деятельности - один из путей формирования мотивации.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.[14] мотивация учебный школьник стимулирование

Мотивационный этап.

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.

) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, опущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

Операционально-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.[14]

Рефлексивно-оценочный этап.

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.[14]

. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.

Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами.[14]

Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации.

Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролевая форма организации учебного процесса. При данной форме организации каждый ученик выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность.

Таким образом, различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого ученика. Это также важно для становления мотивации учения.[13]

. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учета и оценке работы учащихся это легко сделать.[14]

Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся.

. Методы стимулирования мотивации учения - Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.). [16]

Методы стимулирования и мотивации учения группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).[17]

В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых выделяют следующие группы:

Эмоциональные методы мотивации:

- поощрение, порицание

- учебно-познавательная игра,

- создание ярких наглядно-образных представлений,

- создание ситуации успеха,

- стимулирующее оценивание,

- свободный выбор задания.

Познавательные методы мотивации:

- опора на жизненный опыт,

- создание проблемной ситуации,

- побуждение к поиску альтернативных решений,

- выполнение творческих заданий,

- «мозговая атака»,

Волевые методы мотивации:

- предъявление учебных требований,

- информирование об обязательных результатах обучения,

- познавательные затруднения,

- самооценка деятельности и коррекция,

- рефлексия поведения,

- прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации:

- развитие желания быть полезным отечеству,

- побуждение подражать сильной личности,

- создание ситуаций взаимопомощи,

- поиск контактов и сотрудничества,

- заинтересованность в результатах коллективной работы,

- взаимопроверка,

- рецензирование.

Таким образом, можно сделать вывод, что средства формирования учебной мотивации очень разнообразны. И чтобы получить наиболее полный эффект необходимо применять их совместно. Но в своем практическом исследовании мы остановимся подробнее на методах стимулирования мотивации, и постараемся выяснить применение каких групп методов стимулирования дают наиболее эффективные результаты.

2. Повышение уровня учебной мотивации с помощью применения методов стимулирования мотивации на уроке

2.1 Выявление уровней сформированности мотивации учения школьников (на примере учащихся 6-х классов МОУ СОШ №10)

Целью нашего экспериментального исследования было выявить уровни сформированности мотивации учения у школьников в образовательном процессе и внедрение методов стимулирования повышения мотивации учения на уроке. Наше исследование проходило на базе 6-х классов муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 10 г. Комсомольска-на-Амуре. Общее количество испытуемых 51 человек (6а класс - 15 человек; 6Б класс - 18 человек; 6В - 18 человек).

Наш эксперимент проходил в 3 этапа:

этап - констатирующий эксперимент, целью которого было выявление исходного уровня сформированности учебной мотивации у школьников.

этап - преобразующий эксперимент, суть которого заключалась во внедрении в процесс ведения урока методов стимулирования повышения мотивации учения. В 6А классе введение эмоциональных методов стимулирования повышения мотивации на уроке; в 6Б классе введение познавательных методов стимулирования повышения мотивации на уроке.

этап - контрольный эксперимент. На данном этапе нами осуществлялся повторный замер уровней сформированности учебной мотивации школьников, с целью выявления группы методов наиболее эффективно стимулирующих учебную мотивацию.

На первом этапе исследования нам предстояло выявить исходный уровень сформированности мотивации у школьников. Для этого мы воспользовались методикой Осадчей Л.А. «Анкета для определения уровня сформированности учебной мотивации» (приложение А), состоящая из 25 вопросов. Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты, такие как: вы учитесь потому, что Вам интересно это делать? Вам хочется сделать больше, чем задает учитель? Вы занимаетесь самообразованием? Вы пользуетесь дополнительной литературой, энциклопедиями? Считаете ли Вы, что для получения хороших знаний нужно участвовать в практической деятельности? Вы считаете, что смысл жизни заключается в постоянном познании чего-то нового, в творчестве. Также в анкете приводится описание пяти уровней сформированности мотивации учения, которые могут быть выявлены у учащихся. Каждый из респондентов должен был ответить на вопросы анкеты, предлагалось два варианта ответов «Да» или «Нет».

Перед этим в каждом классе данной параллели, учащимся была изложена суть проводимого эксперимента. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся в анкете. Полученные нами результаты представлены в таблице 1.

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, характеризуется наличием у учащихся познавательного мотива, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Его обнаружили минимальное кол-во учащихся -13,3% учащихся 6А класса; 5,5% учащихся 6Б класса и 16,5% учащихся 6В класса.

Второй уровень - хорошая школьная мотивация, проявляющаяся в том, что учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью, охотно выполняют все предъявляемые школьные требования, проявляют интерес к учению. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Его проявили 33,3% учащихся 6А класса, 33% учащихся 6Б класса и 33,5 6В класса.

Третий уровень - характеризуется положительным отношением, но в силу внеучебной деятельности, организуемой в ней. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Его проявили 20% учащихся 6А класса и 22% учащихся 6Б и 6В классов.

Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. На этом уровне находятся 26,8% учащихся 6А класса, 22% учащихся 6Б класса и 16,5% 6В класса.

Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Был выявлен у 6,6% учащихся 6А класса, 17,5% учащихся 6Б класса и 11% 6В класса.

Таким образом, наибольшее количество учащихся трех классов - 33% - находятся на втором уровне сформированности школьной мотивации, который считается средней нормой. Между тем достаточно значителен, как нам представляется, процент учащихся низких уровней мотивации учения. В среднем - в 6 «А» это 16,7%, в 6 «Б» - 19,8%, в 6 «В» - 16,5%. Это обуславливает необходимость организации работы по стимулированию повышения мотивации учения на уроке.

Для дальнейшего проведения эксперимента мы решили, что два класса будут экспериментальными. В 6А классе будут использоваться эмоциональные методы мотивации учащихся. А в 6Б классе - познавательные методы мотивации учащихся. 6В класс будет контрольной группой.

2.2 Работа по повышению уровня мотивации учения на уроке методами стимулирования повышения мотивации

Второй этап нашего эксперимента был посвящен внедрению в процесс обучения системы методов стимулирования повышения мотивации на уроке.

Задачей данного этапа нашей работы было повышение уровня мотивации учения школьников методами стимулирования повышения мотивации.

Для решения данной задачи нами внедрялись в процесс обучения методы стимулирования повышения мотивации на уроке. В 6А классе применялись эмоциональные методы стимулирования повышения мотивации на уроке, такие как поощрение и порицание; учебно-познавательная игра; создание ярких наглядно-образных представлений; создание ситуаций успеха; стимулирующие оценивание; свободный выбор задания.

Теперь подробнее остановимся на каждом из применяемых нами методов:

. Методы поощрения и порицания - к данным методам мы прибегали в тех случаях, когда нужно было усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

Нами применялись различные виды поощрений:

одобрение;

похвала;

подбадривание;

доверие;

выставление повышенной оценки;

награждение.

Поощрение применялось нами для создания положительного отношения учащихся к обучению. Мы хвалили учащихся за правильно выполненные задания, за инициативу; подбадривали учеников когда у них что-то не получалось или когда возникали затруднения; оказывали доверие тем кто активно проявлял себя на уроке позволяя им приготовить сообщения или доклады к следующему уроку а также награждали учащихся за достижения. В качестве наград нами использовались наклейки с персонажами мультфильмов.

Порицание нами использовалось в крайних случаях, что бы не сформировать негативного отношения учеников к учителю и к учению в общем. Мы использовали такие виды порицания как замечание (указание на недостатки); осуждение; выговор (строгое замечание).

Мы учитывали, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Ученики очень позитивно реагировали на похвалу и одобрение, это вызывало у них стремление к новой деятельности, повышалась активность учащихся на уроке. На порицание большинство учеников реагировали адекватно, старались исправить ошибки и устранить все недочеты. С помощью порицания также контролировалась дисциплина на уроке. В классе были ученики, которые негативно реагировали на замечания, отказывались выполнять задания и требования учителя.

. Второй метод стимулирования повышения мотивации на уроке, который мы использовали в 6А классе - это учебно-познавательная игра. Эти игры вносили в учебный процесс элементы занимательности, помогали снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняли различные упражнения, где им приходилось сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в красноречии, решать задачи. Игры ставили учеников в условия поиска, пробуждали интерес к победе, а отсюда появлялось стремление быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. Ученики охотно включались в игру, она вызывала у них живой интерес. Особенно яркие эмоции у учащихся вызывали коллективные игры. В своем эксперименте мы использовали игры «Лесенка», «Поле чудес» или «Угадай слово», «Лабиринт», «Молчанка» и другие. (Приложение Б).

. Включению школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью. Для создания наглядно-образных представлений мы использовали коллекции картинок; наглядные пособия; проводили опыты и лабораторные эксперименты на уроках биологии; применяли таблицы и схемы; также нами очень широко применялись информационные технологии - учащимся показывались фильмы, презентации. У учеников возникал повышенный интерес к изучаемому материалу, когда он подкреплялся наглядными средствами. Учащиеся охотно проводили разнообразные опыты на уроках биологии, занимались моделированием фигур на уроках геометрии, но особый интерес у них вызывали работы с использованием компьютеров: составление презентаций, таблиц, графиков и диаграмм.

. Следующим методом стимулирования повышения мотивации на уроке, который мы использовали в своей работе, был метод создания ситуации успеха. Данный метод наиболее эффективен в работе с детьми с очень низким уровнем мотивации и проблемами в обучении. При использовании данного метода мы опирались на алгоритм создания ситуации успеха выделенный Белкиным А.С. [26, с. 78] (Приложение В). Данный метод стимулирования повышения мотивации эффективно проявил себя в работе с учащимися с низким уровнем мотивации учения. Данным ученикам очень важно было понять, что они тоже способны на победы. Учащиеся радостно реагировали когда у них получалось выполнить поставленные перед ними задачи, стремились и дальше совершенствовать полученные умения и некоторые даже проявляли инициативу в самостоятельном решении задач. Один из учащихся этого класса после того как испытал ситуацию успеха в решении задачи на уроке по аналогии решил дома несколько подобных заданий, которые не задавались на дом. И стоит отметить что, данный ученик ранее не проявлял большого рвения к учебе. Данный метод помог нам раскрыть силы и возможности каждого ребенка, и дать им радость успеха в умственном труде.

. При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний - это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. Важно также, чтобы каждый учитель во время оценивания создавал атмосферу творчества и доброжелательности. Учителя рассказывали учащимся о критериях оценки, требованиях к ответам, показывал на примере отличных ответов. При оценке обязательным являлся анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Проводилось поощрение школьников при оценке. Использовались значки отличия. Но главным являлась справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.

. Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Мы же в своем эксперименте предлагали ученикам самим выбрать задание для домашней работы. Нами перечислялись номера заданий. Все задания были разного уровня сложности, и ученики сами выбирали какая из предложенных задач, им больше нравится. Нашей целью являлось сделать так, чтобы школьники, предложенные им педагогически необходимые учебные задачи, принимали как свободно выбранные. Такая работа приносила учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими была осознана, а это служило необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности. Ученики ощущали чувство свободы и доверия, что стимулировало их к активной деятельности. Данный метод позволял выбрать ученикам посильные для них задания, и, следовательно, не создавалось ситуаций неудач для отстающих учеников. Таким образом, в 6А классе была проведена работа по повышению уровня сформированности учебной мотивации школьников. В целом отзывы учащихся о проделанной нами работе были очень положительными. Учащимся очень понравилось, что уроки стали более разнообразными и интересными.

В 6Б классе нами применялись познавательные методы стимулирования повышения мотивации на уроке: опора на жизненный опыт; создание проблемной ситуации; побуждение к поиску альтернативных решений; выполнение творческих заданий; «мозговая атака».

. Первый метод стимулирования повышения мотивации, который мы применяли в 6Б классе - опора на жизненный опыт. Жизненный опыт школьников использовался для иллюстрации изучаемого материала, для создания проблемной ситуации и поиска путей для ее разрешения, для корректировки имеющихся представлений и понятий. Нами использовались такие приемы опоры на жизненный опыт:

прием ретроспективного жизненного анализа (учитель делится с детьми своим личным опытом и учит их «на будущее»);

прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся (постановка вопроса «Что вы знаете о ...?»);

. прием опережающей проекции преподавания (заявление учителя типа «Скоро вы узнаете о ...»). Учащимся было очень интересно слушать о связи изучаемого материала с жизнью. На уроках задавали много вопросов и даже предлагали свои способы применения полученных знаний.

. Второй метод стимулирования повышения мотивации, который мы применяли в этом классе - это «создание проблемной ситуации». Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

Суть его заключалась в следующем. Перед учениками ставилась проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследовали пути и способы ее решения. Они строили гипотезу, намечали и обсуждали способы проверки ее истинности, аргументировали, проводили эксперименты, наблюдения, анализировали их результаты, рассуждали, доказывали. Например, задачи на самостоятельное «открытие» правил, законов, формул, теорем, объяснений природных явлений, обсуждение литературных произведений и др.

учитель подводил школьников к противоречию и предлагал им самим найти способ его разрешения;

сталкивал противоречия практической деятельности;

излагал различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагал классу рассмотреть явление с различных позиций;

побуждал обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

определял проблемные теоретические и практические задания;

ставил проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; и другими). Учащиеся сначала испытывали затруднения при работе, вели себя сковано ситуация самостоятельного поиска решения была для них новой. Некоторые ученики стеснялись высказывать свою точку зрения при обсуждении проблемного вопроса. Но с течением эксперимента учащиеся стали более открыто и уверенно высказывать свое мнение. Они стали активно принимать участие в поиске решений, искали противоречия во мнениях.

. Следующий метод - побуждение к поиску альтернативных решений. Учащимся предлагалось самостоятельно найти различные пути достижения цели или решения поставленной задачи. Это стимулировало их познавательную деятельность, ребята подходили к делу с большим интересом. Чаще всего данный метод стимулирования повышения мотивации применялся при доказательстве гипотез, теорем и решении задач.

. Выполнение творческих заданий как метод стимулирования повышения мотивации. Под творческим заданием мы понимали вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.

Применение творческих заданий на уроках математики способствовало формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.

Среди регулярно применяемых нами заданий выделим следующие:

·              составление учащимися задач по изученным темам программы.

·              сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;

·              сочинение стихотворений на изученное правило или закон;

·              творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;

·              написание сочинений по математике, литературе, русскому языку.

Следует отметить, что если в начале нашей работы творческие задания выполнялись около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Как видим, резко повышается мотивация творческой познавательной деятельности. На заключительных этапах работы почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности. Примеры творческих заданий представлены в приложении Г. Также творческие задания предлагались и на уроках литературы и русского языка. Ученикам предлагалось составить рассказ, стихотворение или написать сочинение, но наибольший интерес у них вызвали именно творческие задания на уроках математики.

. «Мозговая атака». Нами проводилось коллективное обсуждение вопросов в классе, с целью выдвижения идей и разрешения спорных вопросов. Во время проведения мозговой атаки ни одна идея не отклонялась, до тех пор, пока не была тщательно изучена и обсуждена. Учащиеся сначала не очень позитивно отнеслись к данному методу, вели себя скованно и предпочитали воздержаться от высказывания своих мнений. Но по мере привыкания, дети осознали, что, ни кто не будет критиковать за их высказывания и стали более открыто и откровенно высказывать свою позицию, по обсуждаемым вопросам. Данный метод применялся на уроках русского языка, истории, литературы и др. пример задания мозгового штурма приведен в приложении

Таким образом, формирование учебных мотивов происходило в процессе осуществления деятельности. Включаясь в учебную деятельность у учащихся повышался уровень учебной мотивированности. Учебная деятельность вызывала у них интерес, они испытывали яркие положительные эмоции удовлетворения, возникали потребности и мотивы к этой деятельности. Это способствовало включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становилась его потребностью и приобретала для него ценность, что приводило к повышению уровня сформированности мотивированности учения.

Третий этап нашей экспериментальной работы - контрольный эксперимент. Он целью данного этапа являлось выявление результатов проведенной нами работы. Нам предстояло повторно замерить уровни сформированности мотивации учения у школьников, и определить какие из применяемых нами групп методов дали наиболее эффективные результаты

Для этого мы провели контрольные замеры уровня сформированности мотивации учения с помощью методики Осадчей Л.А. «Анкета для определения уровня сформированности учебной мотивации», которая применялась нами на констатирующем этапе нашего эксперимента. Полученные нами результаты представлены в таблице 2.

При сопоставлении данных измерения сформированности учебной мотивации школьников на констатирующем этапе эксперимента, с данными, полученными на контрольном этапах эксперимента можно сделать следующие выводы:

. По 6А классу: 1 уровень (высокий) - количество учащихся с данным уровнем сформированности учебной мотивации увеличилось с 13,3% до 20%. Это значит что учащиеся стали более ответственными, активными, добросовестно выполняют все предложенные учителем задания. 2 уровень (средняя норма) - показатель хорошей школьной мотивации увеличился с 33,3% до 40%, из чего следует, что увеличилось число учащихся, которые активны в учении, они стали лучше учиться. 3 уровень - показатель хорошего отношения к школе увеличился с 20% до 26,8% . Это означает, что ученики стали доброжелательней относиться к процессу обучения в школе, они стали более активными, самостоятельными; 4 уровень - показатель низкого уровня сформированности учебной мотивации снизился в 4 раза с 26,8% до 6,6%, из чего следует, что заметно сократилось число учеников неохотно посещающих школу, которые испытывают проблемы в учении; 5 уровень - показатель негативного отношения к школе не изменился, что свидетельствует о том, что не все проблемы решены, и необходимо и дальше продолжать начатую нами работу.

. По 6Б классу: 1 уровень - количество учащихся с данным уровнем сформированности мотивации учения увеличилось в 4 раза с 5,5% до 22%, это значит что ученики стали лучше относиться к учебе, они стали ответственнее и добросовестней; 2 уровень - показатель хорошей школьной мотивации не изменился (33,5%); 3 уровень - показатель хорошего отношения к школе увеличился с 22% до 33,5% что свидетельствует о положительном отношении учащихся к школе, они чувствуют себя вполне комфортно; 4 уровень - показатель низкого уровня сформированности учебной мотивации снизился в 4 раза с 22% до 5,5%, это означает, что снизилось количество учащихся, испытывающих затруднения в учебе, дети стали лучше учиться, у них наладились межличностные отношения со сверстниками и учителями; 5 уровень - показатель негативного отношения к школе сократился в 3 раза - с 17% до 5,5%, это свидетельствует о том, что ученики, испытывающие дезадаптацию, успешно адаптировались к школьным условиям, включились в процесс учебы, стали активными в учебной деятельности.

По 6В классу: данный класс являлся контрольной группой, и в нем не проводилось работы по повышению уровня сформированности мотивации учения. На контрольном этапе эксперимента нами получены следующие результаты: 1 уровень - 16,5% - показатель данного уровня не изменился,; 2 уровень - 33,5% -показатель данного уровня не изменился; 3 уровень - показатель данного уровня увеличился с 16,5% до 22%. Это свидетельствует о том, что увеличилось количество учащихся, позитивно относящихся к школе, учащиеся этого уровня сформированности учебной мотивации чувствуют себя в школе вполне комфортно; 4 уровень - показатель данного уровня сократился с 22% до 16,5%, из чего следует, что сократилось количество учащихся, испытывающих затруднения в обучении; 5 уровень - показатель данного уровня остался на прежнем уровне 11%

При сравнении данных полученных в двух экспериментальных классах классах можно сделать выводы о том, что применение познавательных методов стимулирования повышения мотивации на уроке оказалось более эффективным, чем применение эмоциональных методов стимулирования повышения мотивации на уроке. Данный вывод следует из того, что в 6Б классе, где применялись познавательные методы стимулирования повышения мотивации, показатели высокого уровня сформированности мотивации учения выросли больше, чем в 6А классе, и в то же время в 6Б классе значительно сократились показатели 5 уровня (негативного отношения к школе), в то время как в 6А классе данный показатель не изменился. Так же необходимо отметить то, что по данным констатирующего этапа эксперимента 6Б класс заметно отставал по показателям уровня сформированности мотивации учения от 6А класса, а по результатам контрольного этапа эксперимента этот 6Б класс вышел примерно на один уровень с 6А классом, а по некоторым показателям даже на более высокий уровень.

Результаты проведенного нами контрольного эксперимента говорят об эффективности проведенной нами работы и подтверждают выдвинутую нами гипотезу, о том, что познавательные методы стимулирования повышения мотивации на уроке эффективнее чем эмоциональные методы стимулирования повышения мотивации на уроке.

.3 Рекомендации по повышению уровня сформированности учебной мотивации школьников

. для повышения уровня сформированности учебной мотивации необходимо систематически применять методы стимулирования повышения мотивации

. для лучшего эффекта необходимо применять весь комплекс методов стимулирования повышения мотивации

. необходимо уделять больше внимания ученикам с низкими уровнями сформированности учебной мотивации.

. чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы учитель должен добиться доброжелательных и доверительных взаимоотношений с учениками.

. необходимо добиться того чтобы задачи, которые ставятся перед учащимися был поняты и внутренне приняты ими

. для поддержания познавательного интереса необходимо предлагать учащимся задания, которые будут посильными для выполнения, но не слишком простые, чтобы учащимся пришлось прилагать усилия для их выполнения.

. необходимо создавать условия для возможности показать себя в выгодном свете, показать свою полезность для окружающих.

Заключение

Мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования. Проанализировав литературные источники, мы сделали вывод о том, что накоплен достаточно богатый теоретический материал по теме нашего исследования, но, в то же время, он очень скудно используется практике преподавания в школе.

Выявление уровней сформированности мотивации учения у школьников позволило определить, что большинство учащихся находится на среднем уровне сформированности учебной мотивации, а также большое количество учащихся, примерно 25 %, находятся на низком уровне сформированности мотивации учения. Это определило необходимость внедрения в учебный процесс методов стимулирования повышения мотивации на уроке для повышения эффективности обучения.

Нами использовались две группы методов стимулирования повышения мотивации в двух экспериментальных группах.

Осуществление контрольных замеров позволило выявить наиболее эффективные методы стимулирования повышения мотивации на уроке. Таковыми оказались познавательные методы стимулирования повышения мотивации на уроке. Данный вывод мы сделали из того, что именно применение данной группы методов дало наиболее высокие результаты. На начальном этапе эксперимента 6Б класс, в котором применялась данная группа методов стимулирования повышения мотивации на уроке, отставал от других классов по уровню сформированности учебной мотивации. А на контрольном этапе эксперимента данная группа встала в один ряд со второй экспериментальной группой, а по некоторым показателям даже опередила ее. Из этого следует, что применение познавательных методов стимулирования повышения мотивации на уроке дало наиболее эффективные результаты, что и подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

Приложение 1

Анкета для определения уровня сформированности учебной мотивации (Автор анкеты - Осадчая Л.А)

Инструкция: прочитайте приведенные суждения и отвечайте «ДА» или «НЕТ».

1.       Вы считаете, что изучение школьных предметов важно для получения будущей профессии.

2.       Вы учитесь потому, что Вам интересно это делать?

.        Когда Вы что-то не понимаете, Вы задаете вопросы?

.        Часто ли при изучении нового материала Вы обращаетесь к другим источникам (книгам, справочникам)?

.        Вы любите решать сложные задачи, над которыми нужно много думать?

.        Вы стремитесь делать все возможное для преодоления затруднений в учебе?

.        Вам интересно беседовать с учителями после уроков?

.        Вам нравится находить ответы на разные вопросы?

.        Всегда ли полученная Вами оценка соответствует уровню Ваших знаний?

.        Когда Вы затрудняетесь решить задачу, Вы пробуете разные способы решения, чтобы добиться успеха?

.        Вам хочется сделать больше, чем задает учитель?

.        При ответе на уроке Вы высказываете собственное мнение?

.        При выполнении заданий Вы не успокаиваетесь, пока не достигнете конечного результата?

.        Вы занимаетесь самообразованием?

.        Вы пользуетесь дополнительной литературой, энциклопедиями?

.        Вы готовитесь к урокам, чтобы не получить «двойку»?

.        Вам приносит удовлетворение получение новых знаний?

.        Вы предпочитаете узнать решение выполняемого задания заранее?

.        Вы не очень настойчивы в получении новых знаний, особенно если отсутствует внешний контроль.

.        В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.

.        Считаете ли Вы, что для получения хороших знаний нужно применять участвовать в практической деятельности?

.        Бывает ли так, что у Вас не хватает умений, знаний, а Вы хотите ими овладеть?

.        Вы любите обсуждать научные проблемы?

.        Вы считаете, что для получения хороших знаний необходима самостоятельная работа?

.        Вы считаете, что смысл жизни заключается в постоянном познании чего-то нового, в творчестве.

Посчитайте сумму положительных ответов:

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. 21 - 25 баллов

Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.17 - 20 баллов

Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает 14 - 16 баллов.

Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. 10-13 баллов

Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Ниже 10 баллов.

Рис. 1. Уровни сформированности мотивации учения на этапе констатирующего эксперимента


Таблица 1. Результаты выявления уровней сформированности школьной мотивации на этапе констатирующего эксперимента

Уровни мотивации

Классы

В среднем по трем классам


6 «А»(15чел.)

6 «Б»(18чел)

6 В класс 18 человека


1. Высокий уровень мотивации

13,3%

5,5%

16,5%

11,7%

2. Хорошая школьная мотивация

33,3%

33,5%

33,5 %

33,4%

3. Уровень, ориентированный на внеучебную деятельность

20%

16,5 %

19,5%

4. Низкая школьная мотивация

26,8%

22%

22%

23,6%

5. Негативное отношение к школе

6,6%

17%

11%

11,5%


Похожие работы на - Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!