Самостоятельная методическая работа преподавателя и мастера

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,99 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Самостоятельная методическая работа преподавателя и мастера















ЛЕКЦИЯ

Самостоятельная методическая работа преподавателя и мастера

Введение

Самостоятельная методическая работа - это вся деятельность по подготовке к учебному году, к проведению учебных занятий, которая включает создание педагогических проектов и всего сопровождения к этим проектам, носящим дидактический и методический характер.

Самостоятельная методическая работа играет большую роль в обеспечении качества учебного процесса и его результативности (эффективности). Эффективность обеспечивается созданием индивидуального стиля профессионального поведения. Это означает, что каждый педагог создает свою индивидуальную методическую систему, максимально адаптированную (приспособленную) к обучаемым различных групп и категорий, а также к личности самого преподавателя. Индивидуальность методики позволяет достичь хороших результатов обучения и добиться эффективного учебного процесса.

Рассмотрим направления самостоятельной методической работы:

  1. Перспективная и текущая подготовка к занятиям

Подготовка делится на два периода. Перспективная - до начала учебного года, это изучение ГОС по профессии, профессиональной характеристики, федерального компонента содержания, корректировка учебного плана и учебной программы предмета, анализ учебной литературы и выбор основных учебников. Сюда же входит создание ПТП, перечня УПР. Текущая деятельность проводится в ходе учебного года и заключает в себе создание поурочного плана, планов и конспектов уроков.

учебный методический педагог занятие

  1. Разработка учебно-методического сопровождения учебного процесса и материально-технического оснащения

Все разрабатываемые документы учебно-методического сопровождения можно разделить на две категории - для учащихся и для преподавателя.

Учебники создаются очень опытными работниками образования, имеющими многолетний педагогический опыт работы. Отсюда очевидно, что далеко не всем педагогам по силам его разработать. В системе НПО особенно остро ощущается проблема дефицита учебников.

Учебное пособие, в отличие от учебника, раскрывает содержание не всей программы какого-либо предмета, а лишь ее части (темы или нескольких тем), но в углубленном виде. Его разработка проще и многие преподаватели и мастера в состоянии создать такой учебно-методический продукт.

Учебно-методическое сопровождение для учащихся создается в несколько этапов:

  1. Педагог выясняет, какие учебно-методические продукты должны быть созданы в первую очередь. Как правило, первоочередными оказываются методические указания для лабораторных, практических и самостоятельных работ, средства текущего и заключительного контроля (перечень вопросов, задания для контрольных работ, тесты). Все остальные указания создаются во вторую очередь.
  2. Вынашивание замысла и проектирование составных частей учебно-методического продукта процесса, в структуре которого продумываются и формулируются:
  3. цель;
  4. необходимые для изучения теоретические сведения;
  5. методы проведения лабораторных работ;
  6. задействованное оборудование;
  7. алгоритм действий, ход работы;
  8. интерпретация результатов;
  9. выводы;
  10. порядок оформления отчетов.

Это стандартная схема наполнения, однако, педагог сам решает, что и как включать в методическую разработку.

  1. Оформление текста своего документа и написание методического пособия.
  2. Апробация (или общественное признание) продукта, предполагает широкое одобрение и внедрение. Проходит несколькими приемами:

4.1 экспериментальный метод - пособие издается и получает статус экспериментального, внедряется в нескольких академических группах, в которых и будет происходить обучение по данному новому пособию. Остальные группы учатся по существующим (контрольная группа). После завершения обучения сравнивается результативность экспериментальных и контрольных групп и делается вывод. Если результативность больше в экспериментальной группе, смело можно сказать, что данное пособие признано, как более прогрессивное. Далее оно широко внедряется. Если результат незначительный и нельзя с уверенностью сказать, что именно экспериментальное пособие повлияло на результат обучения - учебное издание оставляют прежним.

.2 экспертный метод - методическое пособие отдается экспертам, высококвалифицированным рецензентам (не менее двух человек) из числа опытных преподавателей по данному предмету, которые и проводят экспертизу пособия, задачника, методических рекомендаций;

.3 оценка разработки методической комиссией. Любые созданные материалы запускают в пробную эксплуатацию на один год, что бы найти слабые места. Затем материалы передаются в методическую комиссию (создается в каждом учебном заведении), где проводят экспертизу, лицензируют пособие и выносят заключение и рекомендации по совершенствованию. После устранения замечаний и доработки данная комиссия рекомендует учебно-методическую разработку к опубликованию.

.4 создание пробной версии методического продукта и введение его в группу, где занятия ведет преподавателя - автора и разработчика пособия. При этом происходит выявление самых грубых недостатков.

. Самообразование

Не зависимо от поля деятельности, каждый человек занимается самообразованием. Цели его диктуются общественным развитием, ведь важно не отставать в практике от теории своей профессиональной деятельности. При самообразовании педагог повышает свою квалификацию без предварительно созданных программ и специального персонала. Это обучение через всю жизнь вследствие развития общества, отрасли, педагогической теории и практики. Следует отличать самообразование от повышения квалификации. К повышению квалификации относятся послевузовское образование, обучение в аспирантуре, обучение в школах передового опыта.

У педагога самообразование должно идти по двум направлениям - отраслевому и психологическому.

  1. Чтение литературы (монографий, периодической литературы - журналов, например «Педагогика», газет);
  2. Изучение опыта передовых педагогов, в училищах и на производствах;
  3. Написание статей и докладов о собственных разработках, достижениях;
  4. Выступление на конференциях и совещаниях.


Литература

Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -М., 1999.

Прянишиков Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., -Воронеж, 1996.

Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. -М., 1995.

Рыжков В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. - М., 1991.

Сибирская М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. -СПб., 1995.

Похожие работы на - Самостоятельная методическая работа преподавателя и мастера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!