Особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,86 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

РЕФЕРАТ

Данная курсовая работа состоит из 31 страниц и 10 литературных источников.

Ключевые слова: двигательная деятельность, гимнастика, физические качества, физическое воспитание, двигательный навык, учебная деятельность, обучение, физическая культура, физические упражнения.

Цель работы. Выявить особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Задачи:

.Раскрыть физиологические закономерности обучения двигательным действиям школьников;

.Выявить особенности обучения двигательным действиям школьников;

.Определить роль физических упражнений в двигательной деятельности школьников.

Объект исследования: учебно-двигательная деятельность учащихся на уроках физической культуры.

Метод исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.

Практическая значимость: результаты работы могут использовать студенты факультетов физической культуры, учителя физической культуры, преподаватели высших и средних учебных заведений, тренера, инструкторы по физическому воспитанию.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ ШКОЛЬНИКОВ

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

.1 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ

2.2 ВОСПРИЯТИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

.3 ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАМЯТИ

.5 ИНТЕРЕС К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

.6 ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

.7 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ШКОЛЬНИКОВ

.1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Учебно-двигательная деятельность является основным видом деятельности школьников на уроках физической культуры и имеет актуальную значимость в процессе физического воспитания. Учебная и двигательная деятельность учащихся на уроке физической культуры неразрывно связаны друг с другом. Учебная деятельность школьников связана с изучением физических упражнений, а в процессе выполнения физических упражнений учащиеся выполняют двигательную деятельности.

Учебная деятельность школьника на уроке физической культуры складывается из овладения системой действий. На сколько гармонично происходит взаимосвязь учебной и двигательной деятельности на уроке физической культуры, настолько эффективным будет процесс физического воспитания.

Цель работы. Выявить особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Физические упражнения оказывают огромное влияние на двигательную деятельность школьников. Согласно комплексной программе по физическому воспитанию школьники должны овладеть основами рационального выполнения техники основных поз, положений, элементарных движений, и целостных двигательных действий, наиболее значимых в повседневной практике, трудовой и бытовой деятельности.

Активная двигательная деятельность учеников как необходимое условие овладения учебным материалом. Изучение ребенком физических упражнений является его учебно-трудовой деятельностью, которая требует расходования имеющихся у него физических и психических сил. Следовательно, чтобы понять нескорые закономерности учебной деятельности ученика, необходимо учитывать психофизиологические закономерности работоспособности человека.

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей.

Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй сигнальной системы. Поэтому в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию в словесные образы. Однако решающее значение в усвоении произвольных движений имеет двигательный опыт [2].

Неоднократное выполнение движения является главным условием формирования его специфических образов в нервных структурах полушарий большого мозга и подкорковых центрах. Источником формирования этих специфических образов являются проприоцептивные ощущения, возникающие в двигательном аппарате при выполнении произвольных движений.

Произвольные движения человека нельзя отождествлять с условными рефлексами животных. Условные двигательные рефлексы у животных, как правило, воспроизводят безусловные рефлексы или его видоизмененную форму. Целесообразные двигательные действия человека являются отнюдь не воспроизведенными врожденными рефлексами, а сложной формой единства безусловных двигательных рефлексов и новых форм движений, приобретаемых в процессе индивидуального развития. Произвольный характер двигательной деятельности человека связан с высшими психическими функциями - мышлением и сознанием.

Весьма существенными являются различия в биологической значимости и силе одних и тех же условных раздражителей для людей и животных. Сигналом для выработки условного рефлекса, как у животных, так и у человека в принципе может служить любой агент внешней среды. Но для человек наибольшую силу приобретают словесные сигналы, несущие высокую смысловую нагрузку [8].

Обучение новым движениям предполагает определенный уровень морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата и развития физических качеств. Это - структурная и функциональная основа обучения. Она может отвечать, соответствовать (быть адекватной) новому движению или быть несовершенной. Во втором случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения новым действиям, в котором правило «от легкого к трудному» зачастую утрачивает смысл. Но во всех случаях сохраняет свою значимость правило достижения конечной цели наиболее рациональным, экономичным для целостного организма путем.

При обучении сложным движениям допускается расчленение их на логически завершенные элементы. Однако даже для детей целостный метод обучения, при котором сохраняется внутреннее единство всех элементов сложного движения, является предпочтительным. На первых порах оно может выполняться в облегченных условиях. Этот путь является также предпочтительным при освоении упражнений, требующих максимального проявления физических качеств. Дополнительные приемы и условия не должны использоваться при начальном обучении сложным упражнениям до появления двигательных автоматизмов [10].

Успешность овладения новыми движениями предопределяется и созданием оптимального фона для двигательной деятельности детей. Применение различных методов активизации внимания, психологическая настройка на предстоящую деятельность во вводной части урока способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Разучивание сложных движений в состоянии утомления малоэффективно.

Прочность выработанного двигательного навыка в значительной мере зависит от числа повторений разучиваемых движений. Неоднократное повторение их при постоянной оценке преподавателем правильности выполнения является одним из условий успешного овладения ими. Сила индифферентного раздражителя, то есть самого разучиваемого движения, должна иметь оптимальную величину. Очень сложные упражнения чрезмерные по силе раздражители, не соответствующие возрастным особенностям развития двигательной функции школьника, не будут освоены. Наоборот, слабые по силе, простые движения не представляют для ребенка интереса, не побуждают к повторному их выполнению [1].

В отличие от индифферентного подкрепляющий произвольное движение агент должен иметь максимальною силу. Оценка действий ученика, комментирование их, исправления ошибок, постоянное внимание способствует повышению эффективности обучения новым движениям.

Обучение физическим упражнениям, близким к естественным движениям (например, бегу), облегчается тем, что в них преобладают врожденные элементы движений (врожденные физиологические механизмы). Однако при ошибках в обучении возникает реальная опасность разрушений естественных основ регуляции движения. К этому может привести и введение всякого рода искусственных, несоответствующих нормальному физиологическому управлению движениями приемов и способов обучения.

Сложные движения требуют тщательной предварительной методики разработки обучения. Она строится на знании общей закономерности становления и развития движений и регуляции двигательной функции у детей. Сознательный, волевой контроль за выполнением сложных движений должен сохранятся значительно дольше, чем при овладении естественными фирмами движений [7].

По мере автоматизации отдельных частей движения или всего движения в целом сознательный контроль за ним осложняется. Движение приобретает черты непроизвольности, свойственные врожденным локомоторным актам.

Движения как моторная функция организма есть изменения положений тела или его частей. Для физического воспитания имеют значения произвольные движения, а не врожденные, поэтому в дальнейшем речь будет идти только о движения подчиненных воле человека [8].

Каждое произвольное движение характеризуется тремя признаками:

  • оно всегда является функцией сознания;
  • оно приобретается человеком в результате жизнедеятельности, включая процесс обучения;
  • обучение движениям повышает степень подчиненности их воле ученика [8].

В силу того, что произвольное движение всегда является сознательным, оно воздействует на человека как на личность.

Отдельное движение является элементом действия. Посредством связанных между собой движений осуществляется действие. Например, определенная система движений рук, ног, туловища, головы позволяет ученику выполнить действие в виде прыжка. Одними и теми же движениями можно выполнить разные действия и, наоборот, одно и тоже действие, возможно, осуществить разными движениями. Объясняется это тем, что из одних и тех же движений могут быть образованы разные системы движений и при одной и той же очередности движений они могут разные характеристики по скорости, амплитуде и пр. Соответствие или качество системы движений определяется результативностью действия в решении поставленной задачи [10].

Движения, преследующие решение конкретной задачи и на этой основе объединенные в определенную систему, и составят двигательное действие.

Действия можно рассматривать как конкретные способы осуществления деятельности. Например, учебная деятельность школьника складывается из овладения системой действий, предусмотренных государственной программой. Действия имеют социальных характер, так как ученик обучается им, опираясь на знания и опыт общества. Кроме того, действия направлены на решение определенных педагогических задач. Большинство действий формируется на основе имеющихся у школьников знаний, двигательного опыта и определенного количества попыток выполнить данное действие.

Не каждое действие может быть названо физическим упражнением. Только те действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены его закономерностям, составляют физические упражнения. Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Однако слово выражает лишь преимущественную зависимость выполняемых действий от функции нервно-мышечного аппарата, а следовательно, лишь преимущественное воздействие на структуру организма. На самом деле физическое упражнение - волевой акт, является функцией сознания и оказывает влияние на человека в целом [9].

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания».

Функционирование внимания связано с процессом активации неспецифических отделов мозга: от ретикулярной формации до коры больших полушарий (лобные доли). Активация приводит к возникновению доминантного очага возбуждения, что способствует направленности и сосредоточению сознания человека на значимом для него в данный момент времени раздражителе. В то же время восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды, тормозится.

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные - меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И. П. Павлову, рефлекс типа «Что такое?»).

Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизволъное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда/появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).

На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.

Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7-8 упражнений, даже если на это планировать 8 - 10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40 - 45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.

Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества.

Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ упражнения). Их интерес распространяется и на выяснение, например, биомеханических закономерностей движений. Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.

В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

При постановке задач урока:

. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.

. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.

При пояснении упражнений:

. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса. Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий.

. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.

. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.

. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.

. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.

. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.

. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.

. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.

. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).

Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.

Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом.

2.2 Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры

Восприятие - это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - это прежде всего чувственное познание. Так как, с одной стороны, оно возникает при непосредственном воздействии раздражителя, а с другой - отражает в сознании человека это воздействие, а затем идет осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Главная роль восприятия - получение информации из внешнего мира и о самом себе, воспринимая которую, человек ориентируется в пространстве, в ситуации, контролирует выполняемые действия, оценивает свои чувства и состояния окружающих, получает новые сведения.

Различают восприятие величины и формы предметов, их удаленность от наблюдателя, восприятие пространства, движения, времени и т.д.

Остановимся на наиболее важных для физической культуры видах восприятия.

Восприятие удаленности и глубины объектов связано с осуществлением глазомерной функции. Здесь возможны два случая: если расстояние до объекта не более 6 метров, удаленность и глубина определяются путем конвергенции (сведения зрительных осей глаз на фиксируемом объекте); если же расстояние до объекта превышает 6 метров, происходит своеобразное приспособление глазаккомодация (рефлекторное изменение кривизны хрусталика глаза).

С помощью глазомера, кроме всего прочего, определяется точность многих баллистических движений. Особое место занимает глазомер во время туристических походов и при ориентировании на местности. При работе с учениками учителю физической культуры следует отметить, что некоторые условия восприятия могут искажать восприятие пространства.

Например, дом на фоне неба, кажется ближе, чем на фоне леса или горы, ярко освещенные предметы кажутся ближе. Важно отметить, что восприятие глубины всегда связано с переоценкой истинного расстояния. Это, как правило, создает дополнительные трудности при обучении детей нырянию, прыжкам с трамплина или с вышки.

Восприятие направления является разновидностью пространственного восприятия. С его помощью человек узнает, где в пространстве находятся объекты по отношению к нему самому. Это восприятие осуществляется при помощи зрительных и слуховых ощущений. Такие способности необходимо развивать у учащихся на уроках физической культуры.

Восприятие движения отражает в человеческом сознании изменение положения объектов и самого наблюдателя во времени и пространстве. Для физического воспитания роль этого вида восприятия особенно велика, так как образ физических упражнений возникает не только из отдельных поз, но и из смены их во времени и пространстве (имеет динамический характер).

Восприятие движения собственного тела связано с мышечно-двигательными, вестибулярными и тактильными ощущениями. Рецепторы, расположенные в сухожилиях, дают сигналы о напряжении мышц и об осуществляемых усилиях. Рецепторы, находящиеся в мышцах, сигнализируют о тонусе мышц. Рецепторы суставных сумок и связок информируют о положении и перемещении частей тела в пространстве. Ощущения вращения, поворота, наклона, ускорения или замедления движений человек получает от вестибулярного аппарата. Осязательные ощущения сигнализируют о достижении человеком какого-либо объекта, о перемещении по какой-либо поверхности. Синтез зрительных, двигательных, вестибулярных, слуховых и тактильных ощущений (несколько модальное восприятие) позволяет человеку определить форму, амплитуду, направление, продолжительность, ускорение и характер движения.

Важно отметить, что двигательные восприятия отличаются слабой отчетливостью, поэтому для того, чтобы у учеников развивалась способность отчетливо воспринимать параметры собственных движений, требуется тренировка, связанная с постоянным анализом своих ощущений, сопоставлением их с корригирующими сигналами учителя.

Восприятие времени - это отражение в сознании длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие времени - одна из составных частей интегрирования образа физических упражнений, поэтому трудно недооценить его значение для физической культуры. При восприятии времени большая роль отведена опыту человека, приобретаемого им в течение жизни. Например, судить о длительности какой-либо выполняемой работы легче, если учитывать объем сделанного или пройденный путь, сравнивать известные данные с получаемыми. Не случайно в спорте, чтобы определить интенсивность работы спортсмена на дистанции и прогнозировать ее результаты, используют имеющиеся сведения о прохождении дистанции другими участниками соревнования. Следовательно, для развития способности воспринимать длительность события необходимо заполнить отрезки времени той или иной деятельностью.

Восприятие последовательности связано с представлениями о прошедшем, настоящем и будущем.

Особое место занимает восприятие темпа и ритма. Восприятие темпа отражает частоту смены движений, совершаемых в определенный период времени. Восприятие ритма - структуру периодически повторяющегося во времени движения, соотношение между отдельными фазами движения. Темп больше характеризует циклические движения, а ритм - ациклические. Ритмический рисунок действия не обязательно предполагает равенство временных интервалов между отдельными частями физического упражнения, поэтому воспринимать ритм всегда труднее, чем темп.

Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры во многом соответствует приемам организации внимания, однако следует использовать и ряд дополнительных мер, формируя у учеников умение наблюдать, оптимизируя учебную информацию, учитывая индивидуальные особенности восприятия.

Как сформировать умение наблюдать? Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов для их познания. Это активный, часто напряженный процесс, связанный с организацией произвольного внимания.

Наблюдая, человек ищет ответы на интересующие его вопросы. В этом процессе определенную роль играет мышление. Оно помогает отделить главное от второстепенного, закономерное от случайного.

Организуя наблюдения, проводимые на уроке, учитель физической культуры, как правило, начинает с постановки перед своими учениками учебной задачи: например, когда ставит специальную задачу по наблюдению за высотой отскоков мяча при его ведении в баскетболе, за положением туловища легкоатлета при выполнении «разбега» после низкого старта в беге на 100 метров.

На основе задачи по наблюдению ученик составляет план его проведения. Это важный элемент организации, который дает возможность избежать стихийности восприятия, при котором могут быть упущены главные, существенные моменты выполнения тех или иных действий.

Результаты наблюдений необходимо фиксировать, обсуждать с учениками. В обсуждении должны быть отражены все основные моменты, связанные с задачами наблюдения.

Грамотно организованное наблюдение способствует приобретению учениками опыта, что повышает быстроту, точность и объем восприятия. Все это помогает развитию способности рационального и полноценного восприятия учебного материала.

Что значит - оптимизировать учебную информацию! Как отмечалось ранее, слишком большой объем информации рассеивает внимание, создает напряженность.

Как показывает практический опыт, ученики спешат воспринять всю информацию. Это приводит к торопливости, к недостаточному осмыслению и закреплению учебного материала.

Малый объем информации снижает эффективность восприятия. Следует добавить, что к снижению эффективности восприятия приводит и излишнее «разжевывание» информации, и недостаток сведений.

Как вести учет индивидуальных особенностей восприятия! В психологии выделяют четыре типа восприятия и наблюдения: аналитический, синтетический, аналитика-синтетический, эмоциональный.

Аналитический тип восприятия характеризуется стремлением человека выделить и проанализировать прежде всего детали, частности воспринимаемого. Часто такому человеку трудно понять основной смысл изучаемого объекта или явления. С учениками, не обладающими аналитическим типом восприятия, следует проводить дополнительные занятия, выделяя главное, основное в учебном материале и отбрасывая второстепенное.

Синтетический тип восприятия характеризуется склонностью человека к обобщенному отражению воспринимаемого объекта или явления, к определению основного смысла. Люди этого типа не любят вникать в подробности, детали. Для них главное - составить общее представление. При работе с учениками, обладающими синтетическим типом восприятия, учитель должен проверять полноту сформированного образа, например изучаемого физического упражнения, детализируя информацию.

Аналитика-синтетический тип восприятия характеризуется стремлением человека как к анализу, так и к синтезу в равной степени. Этот тип наиболее эффективен для восприятия учебного материала. Учеников с таким типом восприятия большинство.

Эмоциональный тип восприятия характерен для людей, выражающих свои переживания по поводу воспринимаемого объекта или явления. Они склонны подменять реальное предметное отражение увиденного и услышанного своим отношением и переживаниями. Ученики с эмоциональным типом восприятия требуют к себе особого внимания. Для них необходимы повторные показы, объяснения, так как при повторении у этих школьников исчезает эмоциональная реакция на сущность учебного материала, и восприятие получает новое направление, нередко ошибочное.

2.3 Особенности мыслительной деятельности

Мышление - это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через умозаключения) раскрыть то, что непосредственно (через восприятие) не дано. С помощью мышления человек способен познавать как настоящее, так и прошлое и будущее. Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации и классификации).

В процессе психического и интеллектуального развития каждый человек проходит определенные стадии. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Если мыслительные операции осуществляются путем манипулирования с предметами - это наглядно-действенный вид мышления, с которого начинается развитие интеллекта человека еще в младенческом возрасте, однако он используется и взрослыми людьми в ходе выполнения профессиональной деятельности. В спортивной деятельности этот вид мышления часто бывает незаменим, что, в частности, активно проявляется в тактическом мышлении спортсменов.

Наглядно-образное мышление, опирающееся на первичные и вторичные образы, используется человеком в тех случаях, когда словесно описываемое представляется наглядно или когда умственную задачу следует решать с помощью схем или рисунков.

Для словесно-логического мышления характерно оперировать абстрактными понятиями, закодированными в словесной форме.

В практической интеллектуальной деятельности человек использует все три вида мышления. Оперируя словами-понятиями, человек использует и соответствующие им образы. Воспринимая тот или иной объект, человек создает его образ, а затем дает ему словесное обозначение.

Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы физические упражнения, применяемые учителем физической культуры в своей работе с учениками, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания.

Особого внимания заслуживает развитие творческого мышления у школьников. Творческое мышление начинается с возникновения определенного затруднения, вследствие чего возникает проблемная ситуация. Проблемная ситуация, созданная учителем специально, имеет целью пробудить у ученика познавательную потребность, которая определяет творческое начало в мыслительной деятельности. Побуждая учащихся сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, учитель активизирует их мыслительные операции, приучает их самостоятельно принимать решения, чем создает психологическую основу для успешного решения задач, направленных на развитие творческого мышления.

2.4 Особенности проявления памяти

Память - это процессы зап9минания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память - это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти - накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.

Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.

На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) -слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений - двигательная, тактильная, вестибулярная.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей.

Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче - пространственные параметры действий, еще легче - временные параметры движений. Экспериментально доказано, что соотношение степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2:1. Известны и особенности запоминания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I -III классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений. По сравнению со старшеклассниками, они тратят больше времени: на 50% - заучивая степень мышечных усилий; на 25% - запоминая амплитуды движений; на 11% - усваивая временные соотношения движений.

Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее.

Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.

2.5 Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к понятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника.

Исходя из двойственного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:

) биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;

) социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками прежде всего управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть.

Подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожим на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, или развивать объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.

Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятие физическими упражнениями в первую очередь вызвано целью подготовить себя к конкретной будущей профессиональной деятельности.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.

2.6 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на урокаx физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.

. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.

Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

Игра - это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.

. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока).

Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);

учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.

Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:

) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;

) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.

2.7 Дидактические принципы

Активность школьников на уроках физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть все существующие принципы, которые условно делятся на две группы: одна отражает мировоззренческую сторону процесса обучения-учения, другая - процессуально-техническую.

Вероятно, следует остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся. Основными из них являются следующие:

принцип оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителю необходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложность упражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся не справиться с упражнением; 4) степень осмысления учащимися сложности задания;

принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;

принцип связи обучения с практической жизнью', сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показывать школьникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков;

принцип индивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которые следует учитывать учителю.

На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки (в психофизиологическом аспекте). В соответствии с этим учитель физической культуры обязан индивидуализировать меру воздействия на учеников.

3. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Для обучения в физическом воспитании наиболее специфичным и главным является активная двигательная деятельность учеников. Через нее проходит совершенствование физических и психических способностей ребенка. В органическом единстве с этим дети получают специальные знания о физическом воспитании.

Обучение двигательным действиям (или физическим упражнениям, если они понимаются как конкретные действия) - тот же самый педагогический процесс, но осуществляемый для решения более узких педагогических задач [5].

Обучение действию есть процесс одновременного приобретения знаний формирования двигательного умения и воспитания соответствующих физических качеств. Все это сопутствует друг другу, но неоднозначно по своим средствам и методам. Поэтому в физическом воспитании прибегают к акцентированию тех или иных задач [3].

Условно выделяют три уровня владения изучаемым двигательным действием. Каждый из них наделен определенными характеристиками позволяющим дать им собственное наименование: 1-й уровень - элементарное умение; 2-й уровень - навык; 3-й уровень - умение высшего порядка. Уровни не имеют четких границ различения. Объясняется это тем, что в основе всех уровней лежат единые психофизиологические закономерности формирования навыка. По существу элементарное умение - это еще окончательно не сформированный навык, а умение высшего порядка - это высший уровень овладения уже сформированным навыком [4].

Способность выполнять действие возникает не на пустом месте, а в результате использования человеком своих знаний и двигательного опыта. Кроме того, такая способность появляется не вдруг, а только после определенного количества повторений данного действия.

Обучение любым физическим упражнениям школьников характеризуется следующими особенностями:

. Активная двигательная деятельность учеников как необходимое условие овладения учебным материалом. Изучение ребенком физических упражнений является его учебно-трудовой деятельностью, которая требует расходования имеющихся у него физических и психических сил. Следовательно, чтобы понять нескорые закономерности учебной деятельности ученика, необходимо учитывать психофизиологические закономерности работоспособности человека.

Работоспособность зависит от нескольких факторов: наследственность, приобретенных в процессе жизни и способов регуляции деятельностью в конкретных условиях. Чем больше они развиты, тем большую работоспособность может проявить человек. В обычных условиях человек использует только часть своей общей работоспособности. Другая часть, называемая резервной, может проявится только в условиях, предъявляющих к человеку повышенные или максимальные требования. Необычные условия не только стимулируют проявление резервной работоспособности, но и развивают способность человека к максимальной мобилизации. В свою очередь развитие подобной способности зависит от условий. Применительно к обучению действиям оптимальные условия выражаются, прежде всего, в совершенствовании методики.

. Формирование систем двигательных умений. Только система действия определяет характер физической подготовленности ученика. Но вариантов систем существует множество. Следовательно, они должны выбираться в зависимости от направленности физического воспитания и его конкретных задач.

Способы определения этих систем опираются на многолетний опыт использования тех или иных действий и их теоретическое и экспериментальное обоснование. Например, при разработке систем физических упражнений для школьных программ, следуя принципу прикладности, были отобраны те действия, которые имели наиболее тесные связи с жизненной практикой. Затем, чтобы система оказалась практически приемлемой, исключались дублирующие друг друга действия или второстепенные. Для объективизации подобного исключения в настоящее время применяются математические методы. С их помощью прослеживаются величина и характер взаимосвязей сходных действий. Величина связей, разумеется, колеблется в значительных пределах в зависимости от пола, возраста и подготовленности школьников. Некоторые физические упражнения, например лазание и равновесие, обладают относительной независимостью в системе других действий. Другими словами, результаты в этих действиях могут быть или высокими, или низкими независимо от результатов в других видах действий. Именно это послужило поводом для включения упражнений в лазание и равновесие учебной программы большинства классов.

. Взаимосвязь обучения двигательным действиям с воспитанием физических качеств. Обусловленность обоих процессов выражается в трех направлениях: обучение некоторым двигательным действиям невозможно осуществлять без должного уровня физических качеств (например, обучение лазанию требует достаточно высокого уровня силы мышц рук); формирование двигательного умения протекает одновременно с повышением уровня соответствующего физического качества (например, обучение метанию малого мяча сопровождается ростом скоростно-силового качества); результативность сформированного умения зависит от уровня специфического качества, а оно в свою очередь от уровня других качеств (например, при обучении спринтерскому бегу развиваются скоростные возможности, но их развитие будет более эффективным при оптимальном уровне силы и выносливости).

. Результативность обучения действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным уровнем физического развития. Правильная организация педагогического процесса овладения системами знаний и действий должна сопровождаться и повышением показателей физического развития.

Обучение новым движениям основывается на естественных возрастных предпосылках проявления элементарных двигательных актов. Из хаотических, беспорядочных движений в раннем детстве целесообразные двигательные действия формируются постепенно, через множество проб, удачных и неудачных попыток выполнить движение. Подкрепление целесообразных двигательных актов является необходимым условием, которое определяет формирование произвольных движений. Например, хватательные движения ребенка приобретают целесообразный характер, если они неоднократно подкрепляются пищевыми или другими биологически значимыми агентами [6].

На самых ранних этапах развития ребенка локомоторная функция реализуется в очень примитивных формах. Вспомним, как ходит ребенок в возрасте 1 - 2 года. Двигательная активность его имеет отдаленное сходство с теми совершенными формами движений, которые стали предметом искусства, или сложными движениями во многих видах спорта.

Развитие двигательной функции идет крайне не равномерно. От рождения до одного года ребенок растет очень быстро. Для раннего детства характерно значительное увеличение мышечной массы туловища. Только в дошкольном возрасте (4-5 лет) ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей. Ребенок приобретает в этом возрасте способность к тонким и точным движениям пальцами рук. Известные сложности обучения движениям обусловлены тем, что морфологическое развитие мышц- сгибателей опережает развитие мышц-разгибателей. У сгибателей отмечается более высокий, чем у разгибателей, тонус. Это необходимо принимать во внимание при подборе упражнений [7].

3.1 Особенности обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста

По мере созревания опорно-двигательного аппарата и центральных механизмов регуляции способность к овладению новыми движениями возрастает. Дети младшего школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения. Скорость научения и закрепления и закрепления новых двигательных навыков во многом зависит от мастерства учителя, умелого подкрепления, стимулирования интереса к занятиям. Поэтому как в физиологическом, так и в педагогическом плане оправдано комментирование и оценка выполнения упражнений, постоянный контроль за действиями учащихся.

Формирование произвольных движений на ранних этапах обучения подчинено общим закономерностям условно-рефлекторной деятельности. По мере возрастного развития и становления сознания эти закономерности приобретают новое качественное содержание. Сознательный волевой контроль за движениями становится главным условием успешного обучения. Поэтому при наличии выбора подкрепляющих агентов следует отдать предпочтение социально значимым.

При обучении ребенка новым движениям подкрепляющими агентами могут служить слово учителя, оценка успешности действий ребенка, осознание им собственных успехов и самооценка. Однако на самых ранних этапах обучения удачные попытки выполнить разучиваемое упражнение могут быть подкреплены и более простыми, предельно ясными и приятными агентами, в которых естественный, биологический смысл не скрывается от ребенка (например, вместо того, чтобы долго объяснять первоклассникам необходимость точного выполнения упражнения, можно наградить их за усердие). Конкретное, образное подкрепление по ходу выполнения движения или сразу после него облегчает обучение. Это сопряжено с образным характером мышления младших школьников. У них еще не совсем реальные раздражители опосредствованы словом. Поэтому предметные подкрепляющие агенты являются для них более сильными.

В младшем школьном возрасте дети овладевают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная деятельность уже достигает высокой степени развития. К этому времени заканчивается важный этап роста и структурной дифференцировки нервных клеток. Стремительно возрастают возможности формирования внутренней речи - основы понятийного, абстрактного мышления. Однако остаются несовершенными процессы внутреннего (условного) торможения, вследствие чего выработка новых движений затруднена.

Скорость научения ребенка движениям зависит от уровня податливости его внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у детей отмечаются этапы повышенной чувствительности к физической нагрузке различной направленности (критические периоды). Например, в 6-8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в 9-11 лет; в период от 8 до 12 лет дети могут научится практически всем движениям, требующим точности и высокой координации благодаря интенсивному развитию пространственной ориентировки, улучшению анализа тактильно-кинестезических сигналов.

Одновременные движения ногами (например, прыжки с отталкивания двумя ногами) в дошкольном возрасте затруднены, так как еще сохраняется врожденная перекрестно-реципрокная координация. Только у 7-8 годам созревают физиологические механизмы координации, необходимые для одновременных симметричных движений ногами. В движениях руками перекрестно-реципрокные отношения появляются позднее одновременных, симметричных движений. С 8-9 лет интенсивно вырастает скорость бега и плавания, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов, причем 10-11 летние дети даже превосходят в этом отношении 12-14 летних подростков.

Скорость освоения ребенком новых движений зависит не только от его усердия и высокого мастерства преподавателя, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат ученика. Морфологическая дифференцировнка мышечной ткани и нервных окончаний особенно интенсивно происходит в 7-8 летнем возрасте. К этому времени ребенок свободно манипулирует предметами, достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений [9].

.2 Особенности обучения двигательным действиям детей среднего и старшего школьного возраста

В подростковом и юношеском возрасте в связи с преобладанием отвлеченного мышления условные двигательные рефлексы на словесные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные, предметные раздражители. Поэтому обучение движениям с преимущественным использованием словесных методов (особенно в юношеском возрасте) является физиологически обоснованными. Подростки отличаются повышенной возбудимостью, проявляющейся, в частности, в высокой двигательной активности и в неупорядоченности (неуклюжести) движений. К началу периода полового созревания повышается возможность аналитико-полового созревания, повышаются возможности аналитико-синтетической функции мозга, что служит основой новых, высших форм отражения и познания действительности. Осознавая значимость и смысл занятий физическими упражнениями, подросток быстро овладевает новыми их видами.

Неустойчивость психики подростка требует постоянно поддерживать его интерес к физическим упражнениям. Они должны быть эмоциональными, но не слишком сложными. Интерес к сложному и малодоступному упражнению угасает также быстро, как и к очень простому, выполнение которого не составляет труда. Чрезмерная доступность физических упражнений может привести к дилетантизму в освоении их техники. Между тем, особенно в этом возрасте всесторонность физического развития должна сочетаться с технически правильным, совершенствующим аппарат проприоцепции, выполнением упражнений.

Рационально построенная система занятий физическими упражнениями стимулирует биологические процессы, усиливая рост и развитие органов и тканей организма. Однако склонность подростка к переоценке своих возможностей нередко побуждает перегружать себя силовыми упражнениям, поднимать непосильные тяжести, выполнять сложные акробатические, гимнастические и другие упражнения. Учитывая эти особенности, не следует включать в урок упражнения, которые могут быть потенциальными источниками технического дилетантизма и спортивного травматизма.

У подростков отмечается угловатость и скованность в движениях. И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это результат совершенствования центрального и периферического аппарата движений. В 13-14 летнем возрасте отмечаются высокие показатели скоростных качеств. К этому же возрасту достигают совершенства отдельные характеристики пространственной ориентировки. Однако без выполнения специальных упражнений существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 13-14 лет и у мальчиков после 15-17 лет не наблюдается [10].

физический культура школьник физиологический

4. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Обучение двигательным действиям - это единый процесс освоения основ техники и развития двигательных качеств. Разучивая исходные, конечные положения и движения, основополагающие элементы техники повышается физическая готовность (целенаправленно развиваются определенные двигательные качества) к выполнению в целом намеченного двигательного действия. Важно, чтобы ученики не только овладели основами техники движений (рациональным их выполнением), но и проявляли во всей дальнейшей практике исполнительную культуру каждого элемента и целостного двигательного действия, приобрели красивую осанку и походку, легкость, ритмичность, плавность и мягкость движений. Достичь данного исполнения можно только при рациональном использовании физических упражнений. Для укрепления усвоенных двигательных действий необходимо чтобы учащиеся самостоятельно использовали их в повседневной жизни для дальнейшего физического совершенствования. Этот процесс и составляет сущность школы движений. Поэтому содержанием обучения является не простое разучивание техники, а формирование школы движений и естественных двигательных действий [6].

К школе движений, прежде всего, относятся естественные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания. Эффективными средствами их формирования являются общеобразовательные упражнения - основные положения и движения рек, ног, туловища. Эти упражнения укрепляют двигательный аппарат, дают представления о направлении, амплитуде, напряжении, ритме, темпе движений. Формируя посредством общеразвивающих упражнений умение дифференцировать пространственные, временные и силовые характеристики педагог учит детей управлять своими движениями. Школьники успешно развивают свои двигательные способности и осваивают сложные двигательные действия, выполняя их свободно, без напряжения, т. е. экономично. Все это способствует их физическому совершенствованию [4].

Общеразвивающие упражнения обладают временными, пространственными и динамическими (силовыми) характеристиками. Вначале дети должны научится различать отдельные характеристики в грубой форме: выполнять отдельными частями тела (руками, ногами, головой, туловищем) упражнения с большой или малой амплитудой, медленно и быстро, с небольшими или большим напряжением. Задания надо чередовать. Чем больше отличаются характеристики движений, тем легче воспроизводят их учащиеся младших классов (быстрые и медленные бег и ходьба, далекие и близкие броски мяча) [5].

Первоклассники, например, легко осваивают движения отдельно руками, ногами, головой, выполняют их с различной амплитудой, оценивают правильность выполнения; различают длину бросков малого и большого мяча в пределах 4 - 5 м; выполняют прыжки с места на заданное расстояние в пределах одного метра; воспроизводят короткий, средний и длинный шаг при ходьбе и беге, движения в медленном, среднем и быстром темпе при беге и ходьбе.

Второклассники определяют разницу в длине прыжка от пятидесяти сантиметров до одного метра, а также выполняют прыжок на 50 % от максимального, также они могут определять разницу в темпе бега с ускорением и в темпе бега без ускорения или в полсилы, в этом возрасте учащиеся уже могут выполнять точные движения в пространстве и во времени.

Дети постарше способны заметить максимальное изменение длины прыжка при трех или четырех повторениях, увеличение амплитуды движений на минимальную величину при выполнении наклонов, минимальное уменьшении времени при беге на месте и так же на двадцать метров в повторных пробежках и т. п. [3].

Только благодаря физическим упражнениям у детей правильно, быстрее и эффективнее идет формирование основных двигательных действий, таких как бег, ходьба, прыжки, лазания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. При обучении двигательным действиям школьников необходимо, чтобы они имели определенный уровень морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата и развития физических качеств. Это - структурная и функциональная основа обучения. Она может отвечать, соответствовать (быть адекватной) новому движению или быть несовершенной. Во втором случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения новым действиям, в котором правило «от легкого к трудному» зачастую утрачивает смысл. Но во всех случаях сохраняет свою значимость правило достижения конечной цели наиболее рациональным, экономичным для целостного организма путем.
  2. Обучение двигательным действиям школьников имеет ряд особенностей. Формирование систем двигательных умений. Только система действия определяет характер физической подготовленности ученика. Но вариантов систем существует множество. Следовательно, они должны выбираться в зависимости от направленности физического воспитания и его конкретных задач. Обучение некоторым двигательным действиям невозможно осуществлять без должного уровня физических качеств, формирование двигательного умения протекает одновременно с повышением уровня соответствующего физического качества. Результативность сформированного умения зависит от уровня специфического качества, а оно в свою очередь от уровня других качеств. Результативность обучения действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным уровнем физического развития.
  3. Физические упражнения оказывают огромное влияние на двигательную деятельность школьников. Эффективными средствами формирования двигательных действий являются общеобразовательные упражнения - основные положения и движения рек, ног, туловища. Эти упражнения укрепляют двигательный аппарат, дают представления о направлении, амплитуде, напряжении, ритме, темпе движений. Только благодаря физическим упражнениям у детей правильно, быстрее и эффективнее идет формирование основных двигательных действий, таких как бег, ходьба, прыжки, лазания.

4. Только благодаря физическим упражнениям у детей правильно, быстрее и эффективнее идет формирование основных двигательных действий, таких как бег, ходьба, прыжки, лазания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Берхнштейн А. Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. - 324 с.
  2. Введение в теорию физической культуры. Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.
  3. Основы теории и методики физической культуры: Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1986. - 352 с.
  4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
  5. Советская система физического воспитания. Под ред. Г.И. Кукушкина. - М.: ФиС, 1975 - 558 с.
  6. Теория и методика физического воспитания: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  7. Теория и методика физического воспитания.- Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.
  8. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта - М.: Физкультура и спорт, 1987 - 243 с.
  9. Фомин В.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М., 1972. - 274 с.
  10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М, 1991. - 223 с.

Похожие работы на - Особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!