Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    104,45 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена противоречивостью социально-экономической политики современной России, которая влияет на все области жизнедеятельности человека. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создает духовный вакуум.

Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству, происходят изменения в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций российского общества, а новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность - носитель права и демократии.

«Гражданское становление подростков обусловлено влиянием институтов социализации - семьи, школы, СМИ и др.», - отмечает Н.Ю. Синягина. Эти институты и все российское общество испытали в конце XX в. переход в новое состояние посредством «шоковой терапии», что вызвало кризисные явления не только в социально-экономической сфере, но и в духовной. Они заметно сказались на формировании патриотических чувств, установок, гражданского самосознания и поведения людей, особенно молодежи.

Правительство РФ в июле 2005 г. приняло Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 гг.».

Документ в определенной степени стимулировал «возвращение» в школу воспитательной функции, а также интерес исследователей к проблемам воспитания патриотизма у школьной и студенческой молодежи.

Анализируя актуальные проблемы образования, социополитической и духовой жизни, тему патриотизма и гражданственности раскрывали в научных трудах такие авторы, как А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович Н.Ю. Синягина и др.

В исследованиях последних лет показано, что современного школьника отличает больший рационализм, стремление как можно раньше составить проект своей жизни. Рационализм сегодняшнего подростка влияет и на такие феномены, как гражданственность и патриотизм. Нельзя не учитывать и то, что на чувствах патриотизма играют различные политические силы, разжигая социальную и национальную вражду. Сегодня многие события прошлого России пересматриваются, их значимость оспаривается или преуменьшается. Все это усложняет работу по патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ.

Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным - этому ребенка должна учить современная школа.

Весь комплекс школьных дисциплин дает учащимся необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Уроки истории, обществознания, ОБЖ открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Конечно, большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Именно он сможет взволновать своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические и гражданские взгляды и убеждения.

Объект исследования: патриотическое и гражданское воспитание в школе.

Предмет исследования: патриотическое и гражданское воспитание учащихся среднего звена.

Гипотеза исследования: процесс формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена будет осуществляться более эффективно, если:

школьники будут включены в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью формирования гражданской и патриотической культуры, предполагающего расширение границ своих возможностей;

отбор содержания гражданского и патриотического воспитания (в условиях региона) строится на основе выделения в качестве системообразующего фактора культурно-исторических традиций;

содержание, методы, приёмы, формы работы будут направлены на включение субъектного опыта школьника в процесс патриотического и гражданского воспитания, осмысления своей гражданской позиции, осознания личностного «Я» в мире, среди людей.

Цель исследования состоит в изучении особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена» (6-8кл.).

Задачи исследования:

Раскрыть историко-философский аспект патриотического и гражданского воспитания.

Рассмотреть проблему формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене.

Проанализировать программы и курсы гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах.

Экспериментально изучить процесс формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена.

Разработать и апробировать методику формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена.

Методы исследования: теоретические: анализ литературных источников.

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения проблемы формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена (6-8классы)

.1 Историко-философский аспект патриотического и гражданского воспитания

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Обратимся к определениям слов «патриот», «гражданин». В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Исследователи предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространенным был его синоним - словосочетание «сын отечества». «Патриот - говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Патриотизм - качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - это чувство нравственное и природа его, как и любого чувства, иррациональна. «Прививая это чувство молодому поколению, мы даем ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи». Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Патриотизм - сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

«Гражданственность - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей», - отмечает А.Н. Вырщиков. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм.

В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей. «Содержание понятия «гражданин» (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой». В научной литературе эта идея рассматривается в трех аспектах. Первый разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. «Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) - лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их».

Следовательно, гражданин - это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

Гражданин - это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг.

Гражданская ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. «Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков». Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом».

По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

Таким образом, понятия «гражданственность» и «патриотизм» привлекают внимание педагогов, философов, социологов.

Такие термины как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание можно все чаще слышать в педагогической среде. Однако очевидно, что вышеприведенное определение сводит воедино смысл гражданственности - это патриотизм, нравственность, правовая культура.

1.2 Проблема формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще раз подчеркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм.

Социальный заказ для школы - подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. «Портрет выпускника - гражданина России: патриот, уважающий ценности иных культур, креативный, мотивированный, уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В этом же документе рассматриваются ступени формирования гражданина:

-я ступень: Развитие и воспитание гражданина России начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.

Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

-я ступень: Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. «Через семью, родственников, друзей, природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом»».

-я ступень: Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. «Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».

Реализация Основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002 - 2004 гг., утвержденных приказом Минобразования России от 25.01.02 № 193, призвана способствовать решению ряда важнейших задач:

сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

формирование духовно-нравственных качеств личности;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;

формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.

В целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Минобразование России рекомендует педагогическим коллективам содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования.

Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты.

«Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности».

При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.

По мнению М.А. Захаревич, «важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения».

Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач. Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

«Осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную, географическую информацию, которая позволяет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни», - пишет В.М. Лизинский. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма.

Предметы искусствоведческого цикла помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре.

Занятия физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, в условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Деятельность учителя, способного отстаивать ведущие позиции в гражданском, интеллектуально-культурном и демократическом развитии общества, должна включать, прежде всего, следующие компоненты: социально-политический; морально-психологический; общенаучный и общекультурный; психолого-педагогический; предметно-методический. Эта деятельность должна осуществляться через овладение им демократическим диалогом, формированием своей гражданской позиции через умение вести полемику, анализировать причины конфликтов и находить способы их преодоления.

Также мы видим главную цель ОУ в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнерские связи с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, через связь с советом ветеранов, шефскую помощь и совместные дела.

Итак, гражданско-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны: умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений; умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение любить свою Родину.

1.3 Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах

Различные курсы гражданского образования сегодня существуют уже во многих школах Российской Федерации. В ряде регионов оно включено в региональный образовательный компонент. Появились и продолжают появляться различные курсы и программы как рекомендованные для применения в общеобразовательных школах Министерством образования РФ, так и альтернативные. Все эти учебные курсы, учебники, пособия, программы и т.д. вышли с различными названиями, содержанием и объемом охвата тематики гражданского образования.

Поток информации, предлагаемой в помощь школьным учителям, занимающимся гражданским образованием, возрос на столько, что лишил последних возможности выбора действительно хорошего учебного пособия по данному предмету. Различный объем информации и названия носят не только сами учебники, программы и методические пособия, но и сами школьные предметы. Так с тематикой гражданского образования в школах существуют такие предметы как граждановедение, обществоведение, человек и общество, обществознание, человековедение и многие другие.

Наиболее распространенным учебно-методическим комплексом является курс «Граждановедение» Я.В. Соколова. Пособия по этому курсу были одобрены Главным Управлением содержания общего среднего образования Министерства образования России и Ученым Советом НИИ теории и методов воспитания Российской академии образования. Назовем ряд пособий: Соколов Я.В. Права человека. Пособие по курсу «Граждановедение». Пособие для учащихся 7-9 классов. 2. Прутченков Ф.С., Соколов Я.В. Основа рыночной экономики. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 7-9 классов, их родителей и учителей. 3-5. Соколов Я.В. Граждановедение. Пособие для учащихся 5-9 классов, их родителей и учителей. Часть 1-3.

Первое пособие по правам человека состоит из двух разделов. Первый раздел называется «Что такое права человека» и рассматривает такие вопросы: зачем человеку права, как их необходимо защищать, а также в чем заключается деятельность Организации Объединенных Наций. Второй раздел «Всеобщая Декларация прав человека» содержит учебные материалы о личных, политических, экономических и культурных правах и свободах, а также о соотношении прав человека и правопорядка в обществе. Изучение каждой темы в пособии содержит определенную структуру. В ходе изложения автором информации в тексте регулярно встречаются определенные задания, которые чаще всего подразумевают разбор проблемных ситуаций по изучаемой теме, художественное воплощение того или иного правового аспекта, или работу с Всеобщей Декларацией прав человека и другими текстами. По итогам каждого занятия автор предлагает учащимся ряд вопросов и заданий, среди которых есть тестовые вопросы с характеристиками респондентов, выбравших определенные ответы. Также в конце изучаемых тем содержится определенная информация для размышления. Это различные ситуации, взятые из реальной жизни, выступления выдающихся общественных деятелей, выдержки из газет и литературы. Кроме того, по изучаемым темам приводятся высказывания всевозможных исторических личностей, писателей и философов, пословицы и др. По некоторым из них учащиеся должны высказать собственное мнение, оспорить или поддержать их. Еще автор предлагает для учащихся темы сочинений и сообщений, а также приводит словарь применяемых в тексте терминов и характеристик упоминаемых личностей.

С мая 1992г. в области гражданского образования активно ведет работу Молодежный Центр прав человека и правовой культуры. Концепция сотрудников Центра по реализации гражданского образования нашла свое отражение в таких учебных пособиях, сборниках и книгах: 1. Ролевые игры в преподавании прав человека. 2. Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы. 3. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2т. 4. Права человека. Книга для чтения 5-9 классы. 5. Права человека. Книга для чтения 5-9 классы. В 3ч.

Все эти сборники, книги и пособия выпущены с целью правого просвещения и распространения идей прав человека и предназначены для школьников, студентов, преподавателей ВУЗов, правозащитников, учителей и педагогов, работающих в области гражданского и патриотического образования.

В трудах, выпущенных Центром предлагается такая схема гражданского образования школьников, которая строится на проведении по каждой из тем курса ролевых игр и затем - занятий (лекций, дискуссий, традиционных уроков), развивающих основные затронутые в игре вопросы. Игры в данном случае призваны для постановки проблемы. Они предоставляют участникам возможность рассмотреть проблему изнутри, вплотную столкнуться с ней. «На следующих за игрой занятиях учитель переносит проблему из игрового плана в план реальный, формализует ее и переводит ее с необходимого на начальном этапе уровня эмоциональных переживаний на уровень осознания ее реальной значимости. Этим задачам служит преподавание детям фактической информации по теме (статистических данных, отчетов правозащитных организаций, экспертных заключений и т.д.), обсуждение ее в группах, анализ правовых документов и возможностей их использования людьми для защиты своих прав».

На сайте в сети Интернет #"587728.files/image001.gif">

Диаграмма 1 - Динамика уровня патриотизма и гражданственности учащихся (высокий уровень)

Диаграмма 2 - Динамика уровня патриотизма и гражданственности учащихся (средний уровень)

Диаграмма 3 - Динамика уровня патриотизма и гражданственности учащихся (низкий уровень)

Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы.

Анализ уровня гражданской культуры шестиклассников показал, что ученики нуждаются в освоении необходимых способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в типичных ситуациях взаимодействия с людьми в пределах собственной дееспособности; в усвоении на уровне общих представлений наиболее значимой информации о правилах и нормах взаимоотношений людей в обществе, о праве, его роли в жизни человека и общества, собственных правах, обязанностях и ответственности; осознании себя в качестве носителя прав и обязанностей.

Изучение уровня компетентности и, самое главное, заинтересованности родителей в формировании патриотизма и гражданственности своего ребенка, также продемонстрировало необходимость работы по гражданскому и патриотическому воспитанию.

Полученные диагностические материалы обусловили выбор программы формирующего эксперимента, в ходе которого уровень патриотизма и гражданственности школьников существенно изменился.

Школьники стали активно проявлять интерес к вопросам гражданской тематики, задавать вопросы, интересоваться политической жизнью страны.

Подводя итог работе, можно констатировать, что формирование гражданской воспитанности шестиклассников возможно в том случае, если педагогическая организация работы в школе будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель», что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в школе и семье.

Заключение

Курсовое исследование было направлено на подтверждение гипотезы о том, что процесс формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена будет осуществляться более эффективно, если: школьники будут включены в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью формирования гражданской и патриотической культуры, предполагающего расширение границ своих возможностей; отбор содержания гражданского и патриотического воспитания (в условиях региона) строится на основе выделения в качестве системообразующего фактора культурно-исторических традиций; содержание, методы, приёмы, формы работы будут направлены на включение субъектного опыта школьника в процесс патриотического и гражданского воспитания, осмысления своей гражданской позиции, осознания личностного «Я» в мире, среди людей.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота страны.

Теоретический анализ литературы по теме исследования позволили сделать выводы о том, что патриотизм и гражданственность являются одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства, поэтому формирование патриотизма и гражданственности является одной из самых значимых задач современной школы. В работе были уточнены понятия гражданско-патриотического воспитания, обоснована необходимость повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий, определены критерии, показатели и уровни патриотической воспитанности, разработана и апробирована система гражданско-патриотического воспитания школьников и пути ее реализации в их практической гражданско-патриотической деятельности. Эта система воспитания должна приобщать школьников к реальным жизненным ситуациям, что не всегда удается осуществить в урочной деятельности.

Результативность проведенной экспериментальной работы с шестиклассниками определялась по следующим критериям: уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности; выявление представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию; определение характера отношения школьника к Отечеству.

Родина для школьников не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Они начинают осознавать личную ответственность за судьбу Отечества. Их чувства становятся личными, пережитыми.

Реализация работы по формированию патриотизма и гражданственности предполагает:

воспитание патриотических чувств у школьников среднего звена; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;

формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;

развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;

формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;

развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

формирование устойчивой системы знаний в заданной области;

развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников среднего звена позволил констатировать успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы со школьниками.

Список литературы

1.   Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] // Воспитание школьников. - 2008 - №6. - С. 3- 11.

2.       Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания [Текст] / Р.А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. - Саранск, 2008. С. 21-24.

.        Батенкова Е. Что такое граждановедение? [Электронный ресурс] / Е. Батенкова // http://feedbackgroup.narod.ru/book/main.htm

.        Воробьева В.В., Чистова Т.М. От трагедии войны к трагедии мира (из опыта гражданско-патриотического воспитания) [Текст] // Воспитание школьников. - 2010 - №2 - С. 20-27.

.        Выгодский Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. - М.: МГУ,1991. - 138 с.

.        Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект [Текст] / А.Н. Вырщиков. - Волгоград: Издатель, 2001. - 250 с.

.        Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение [Текст] / Ф.Б. Горелик.- М.: Просвещение, 1986. - 212 с.

.        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы». - М., 2006.

.        Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития [Текст] // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С. 8-10.

.        Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2010. - 688с.

.        Довгаль Г. Учебное пособие по граждановедению «Общество. Человек. Его права и свободы» [Электронный ресурс] / Г. Довгаль // http://www.ug.ru/ug_pril/gv/99/30/t3.htm

.        Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание. Материалы научно-практической конференции [Текст] / под ред. Родионовой Л.Е., Морозовой В.В., Николаевой А.И. - Издательский центр НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы, 2003. - 340 с.

.        Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст] / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

.        Карабанова О.А. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / О.А. Карабанова. - М.: Наука, 2005. - 290 с.

.        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).

.        Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / В.М. Лизинский// Заместитель директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - С. 40-43.

.        Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007.- 330с.- (Воспитательная работа).

.        Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В.И. Лутовинов // Вопросы обучения и воспитания. - Педагогика. - 1997. - № 3. -С. 52-55.

.        Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение [Текст] / А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов. - М., 1991.

.        О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года №422, Москва // Воспитание школьников.- 2006.-№2.- С.2-8.

.        Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.

.        Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты, разработки занятий [Текст] / Авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

.        Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Аверьянова Ю.И. [Текст]. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та,1993. - 431 с.

.        Рейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания [Текст] / Н.С. Рейнгардт // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2006 - №3 - С. 35-37.

.        Сафронова Е.М., Попова Е.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков [Текст] / Е.М. Сафронова, Е.Н. Попова // Воспитание школьников. - 2011 - №2 - С. 23-28.

.        Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриотизма [Текст] / Н.Ю. Синягина // Воспитание школьников. - 2011 -№1 - С. 23-26.

Приложение

Материалы формирующего эксперимента

патриотический гражданский воспитание школьник

Классный час

Тема: «Семья - это то, что с тобой всегда!»

Задачи:

формирование нравственного долга детей перед родителями;

определение роли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;

развитие способностей коммуникативного общения;

развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой.

Оборудование: 2 листа ватмана, фломастеры, бумага, ручки.

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой.

Плакат, на котором изображено желтое солнце с 7-ю лучами, в центре 7-я, рядом тучка.

Высказывания великих людей:

«На родителях … лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанности же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства». В. Белинский.

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». Себастьян Брандт.

«Мысль о том, что я сын хорошего отца, останавливает меня от дурных поступков». А. Нащокин (из письма к А.С. Пушкину)

Ход занятия:

Здравствуйте!

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Сейчас я прошу вас разбиться на две команды, 2 семьи. Теперь, выберите главу семьи.

У каждого человека есть свой дом. Слово «Отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар.

Задание 1.

Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?

Командам дается время на подготовку, глава семьи выбирает, кто будет отвечать.

Задание 2.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом теплый, солнечный, уютный. Чьими стараниями это достигается в ваших семья? Как распределяются обязанности с вашей семье?

Командам раздаются листы бумаги с заданиями:

мама

папа

дети

1. 2. 3. 4. 5.

1. 2. 3. 4. 5.

1. 2. 3. 4. 5.


После выполнения задания детям предлагается посмотреть, могут ли они взять на себя часть маминых или папиных обязанностей.

Вывод:

Есть такая пословица: «Счастье не птица - само не прилетит».

Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.

В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло.

Задание 3.

Закончи пословицы:

Дом вести - не …. (бородой трясти).

Дом построить - не … (шапку на голову надеть).

Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело. Уважали старость, оберегали сладость. Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, дядь, теть и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями. Многие из вас составляли родословное дерево. Если перевернуть рисунок, тогда дерево превратиться в корень, из которого вы и выросли. Говорят: «Сто у него крепкие корни». И тот род силен, который предков помнит и чтит.

Скажите честно и откровенно:

Знаете ли вы откуда вы родом?

Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?

Пишите ли вы письма, шлете поздравительные открытки вашим родственникам, которые живут далеко?

Задание 4.

Вспомните случай, когда вы помогли кому-то из близких и этим доставили ему и себе радость.

Всегда ли в доме «хорошая погода»?

Может ли быть семья идеальной?

Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре дается следующее определение конфликта: это столкновение противоположных сторон, мнений, сил.

Задание 5.

Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?

Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения.

Кл. Руководитель читает легенду: В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слова о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличивала, император спросил у старейшины семьи: «как удается вам жить в мире и согласии, не сорясь и не обижаясь друг на друга?». В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (терпение).

Ребятам предлагается отгадать это слово.

Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.

Вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросов?

Задание 6.

Мудрые советы родителям.

Подумайте, какие фразы вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать?

Какая у вас семья?

С - счастливая, славная, спортивная, современная и т.д.

Е - единая, единственная и т.д.

Мь - милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Я - яркая, ясная…

Задание 7.

Ребятам раздаются листы, фломастеры и дается задание нарисовать эмблему своей будущей семьи.

На доске на лучах солнца написать:

Семья - это счастье, крепость, забота и т.д.

В лучах нужно написать: Что же такое семья?

Заключение. Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом от нас самих. Разгоним тучи над нашим домом!

Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно, долг же требует осмысления и душевной работы. Не случайно 2008 год был объявлен годом семьи!

Добрые дети - дому венец, худые дети - дому конец.

Видите ребята, как много зависит от вас?

Сегодня когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанье печать.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом -

Сердце навеки останется в нем!

Классный час:

Тема: « Я - гражданин России»

Цели: воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.

Оборудование: плакаты с государственной символикой России; эмблемы команд; памятка гражданину России; компьютер и проектор, экран, диск с записью гимнов, цифровая фотокамера для фотосъемки и видеокамера для видеозаписи мероприятия; оценочный лист.

Ход классного часа

Классный руководитель: Каждый взрослый человек в нашей стране для удостоверения своей личности имеет паспорт - паспорт гражданина Российской Федерации. А что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, в первую очередь, это осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее государственные символы.

Сегодня мы поговорим именно об отличительных знаках нашего государства.

-й ведущий: Гражданственность, патриотизм - важные чувства для каждого человека. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства ее культурных традиций играет огромную роль в становлении личности человека.

-й ведущий: Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.. Сообщения команд.

. О гербе России.

-й ученик: В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:

а) красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;

б) золото - сила, богатство, могущество, справедливость;

в) орел - власть, прозорливость, великодушие;

г) двуглавый орел - охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;

е) скипетр - это символ защиты суверенитета;

ж) держава - символ единства, целостности государства;

з) на груди орла - древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, - это символ победы добра над злом.

-й ученик: Использование герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных столбах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на знаменах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

-й ученик: Впервые двуглавый орел появился на российском гербе в XV веке, когда Московский князь Иван III Васильевич, женившись на византийской царевне, племяннице последнего византийского императора, Софье Палеолог, принял этот символ как знак преемственности религиозных и государственных ценностей Великого Рима и Византии. Именно в это время произошло объединение русских земель вокруг Москвы, присоединение к великому Московскому княжеству Новгородского, Владимирского, Тверского и других русских княжеств, а также было свергнуто татаро-монгольское иго. Независимость, силу и мощь нового государства и символизировал новый герб - черный двуглавый орел.

-й ученик: Детали герба со временем изменялись. При Иване IV Грозном на гербе была одна корона с православным крестом, а на груди орла появился древний московский герб - всадник, поражающий копьем змея. При первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в герб внесли три короны. При Алексее Михайловиче орел расправил крылья, а в его лапах появились символы власти - скипетр и держава. При Петре I на красном фоне был помещен золотой орел. При Екатерине I орел снова стал черного цвета, но помещен на золотом фоне. Позднее на крыльях орла появились гербы российских земель. После Февральской революции символом России был размещенный в круге белый орел с опущенными крыльями. После Октябрьской революции двуглавый орел как государственный герб был отменен и появился снова уже в 90-е годы.

-й ученик: В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР, в которой было записано: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотого серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев с надписями: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Первый государственный герб СССР был принят в 1923 году, вот его описание: «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Наверху герба имеется пятиконечная звезда».

. О Государственном флаге Российской Федерации.

-й ученик: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3».

Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие.

Геральдические значения цветов флага таковы: белый означает мир, чистоту, благородство; синий - честность, верность, безупречность; красный - силу и смелость, неустрашимость.

-й ученик: Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

-й ученик: В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексея Михайловича.

-й ученик: Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в XVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.

-й ученик: В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа - это День Государственного флага Российской Федерации.

На плакатах представлены являющиеся официальными символами Знамя Победы, водруженное в мае 1945 года над поверженным Берлином, Знамя Вооруженных сил и Знамя Военно-Морского Флота России.

. О Государственном гимне Российской Федерации.

-й ученик: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова. (Звучит гимн РФ.)

Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей субъектов РФ, руководителей местного самоуправления; при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении официальных и торжественных церемоний, торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

-й ученик: Немного - о создателях Государственного гимна Российской Федерации.

Александр Васильевич АЛЕКСАНДРОВ родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине. Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу композиции, в Московской консерватории по классу композиции (окончил в 1913 году) и пения (окончил в 1916 году). Параллельно с учебой работал хормейстером в Твери и основал там музыкальную школу. С 1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя), завоевавший огромную популярность и в СССР, и за рубежом. А. В. Александров был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных премий. Написал большое количество разнообразных музыкальных произведений, к высшим достижениям песенного творчества принадлежат «Священная война», ставшая музыкальным символом Великой Отечественной войны, и Государственный гимн Советского Союза.

-й ученик: Сергей Владимирович МИХАЛКОВ родился в 1913 и здравствует и поныне. Поэт и писатель, автор произведений для детей. «Дядя Степа» - цикл книг об этом знаменитом герое знают все дети. Михалков - автор многих драматических произведений и киносценариев, басен и сатирических комедий, книг, статей «Все начинается с детства» и «Приметы времени». Герой Социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР, был депутатом Верховного Совета СССР, создал сатирический киножурнал «Фитиль», является автором поэтических текстов Государственных гимнов СССР (в редакциях 1944 и 1977 годов).

-й ученик: Слово «гимн» греческого происхождения, оно означало хвалебную торжественную песнь, часто связанную с религиозными обрядами. До нас дошли древнеегипетские и древнегреческие гимны. Позднее появление национальных и государственных гимнов было связано с национально-освободительной борьбой. В XVII-XVIII веках многие страны Европы использовали мелодию английского гимна «Боже, храни Короля!». Именно на мелодию этого гимна в 1814 году пишет стихотворение «Боже, Царя храни!» Василий Андреевич Жуковский. Но для страны - победительницы Наполеона и освободительницы Европы был необходим собственный гимн, его музыку написал Алексей Федорович Львов. Впервые этот первый российский гимн был исполнен в Санкт-Петербурге в 1834 году при открытии монумента, названного позднее Александрийским столпом. (Звучит гимн «Боже, Царя храни!»)

-й ученик: В феврале 1917 года гимном России стала французская «Марсельеза», а в ноябре того же года в качестве гимна был утвержден «Интернационал». В декабре 1943 года, в переломный период Великой Отечественной войны, был создан новый Государственный гимн СССР: музыку написал Александр Александров, текст - поэты Сергей Михалков и Гарольд Эль-Регистан. Этот гимн был впервые исполнен в новогоднюю ночь 1944 года. В 1977 году с принятием новой Конституции СССР на ту же мелодию написан новый текст. (Звучит гимн 1977 года.)

П. Вопросы для закрепления:

. Что означает слово «гимн»?

. Когда был впервые исполнен гимн на музыку А. В. Александрова?

. Как называется сатирический киножурнал, возглавляемый С. В. Михалковым?

. Как называется наука о гербах?

. Когда на гербе русских князей появилось изображение орла?

. Что держит орел в своих лапах на гербе России?

. Как называется наука о флагах?

. Когда впервые появился на Руси бело-сине-красный флаг (триколор)?

. Как назывался корабль, над которым впервые был поднят российский триколор?

Ведущими определяется победитель опроса.. Заключительное слово классного руководителя.

Сегодня мы поговорили о трех государственных символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти - это Конституция Российской Федерации - ее Основной закон. Сегодня в своих сообщениях ребята цитировали отдельные статьи Конституции РФ.

Надеюсь, что всем присутствующим запомнятся факты отечественной истории, которые связаны с государственными символами нашего государства.

Предлагаю закончить наш классный час исполнением гимна России.

Государственный гимн Российской Федерации

Похожие работы на - Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!