Организация взаимодействия образовательного учреждения с окружающим социумом (на примере МБОУ 'Краснооктябрьская СОШ' Шумерлинского района Чувашской Республики)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,09 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация взаимодействия образовательного учреждения с окружающим социумом (на примере МБОУ 'Краснооктябрьская СОШ' Шумерлинского района Чувашской Республики)

Введение

Стратегия реформирования российского общества, реализация национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье» отвечают социальным ожиданиям и потребностям людей в качественном изменении жизни, в ее обновлении, преодолении многих кризисных явлений и устранении их причин.

Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам сельских школ. А значит, возрастает роль сельской школы в подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села.

Общеизвестно: интеллектуальный, экономический, культурный, духовный потенциал российского села XXI века во многом определит нынешняя молодежь. Развитие сельской России зависит от вклада сельской молодежи в модернизацию сельского хозяйства и социальное развитие села.

Сегодня многие исследователи задаются вопросом: почему за годы становления рыночной экономики в сельских регионах России не сформировалась «волна» молодых предпринимателей, способных реально повлиять на развитие многоукладной аграрной экономики и социальной сферы села? Почему в новых экономических условиях молодежь не сумела активно включиться в реформирование общества? Не смогла изменить ситуацию на селе? Более того - стала наименее защищенной и наиболее активно мигрирующей категорией сельских жителей? Да потому, что мало кто заботится о том, чтобы подростки были заинтересованы остаться в родной деревне, а не уехать в город после окончания школы, зачастую с полного согласия родителей.

Никто не отрицает: будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Среди всех категорий сельского населения именно молодежь наиболее восприимчива к новым идеям и новациям и более адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом, - все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.

Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.

А пока субъектная позиция молодежи в преобразующей деятельности на селе во многом определяется объективными факторами развития конкретного поселения, реальными условиями, в которых ей предстоит жить и работать. Отсюда - поведение молодежи: активное или пассивное, конструктивное или деструктивное.

Очевиден взаимозависимый и взаимообусловленный характер развития производственной и социальной сфер села. Развитие сельского хозяйства возможно, если будут созданы нормальные социальные условия жизни, при которых молодежь будет оставаться на селе. В то же время очевидно и другое: только развитие сельскохозяйственного производства может в ближайшем будущем обеспечить развитие социальной сферы села.

Сельская школа, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. Она призвана так обучать и воспитывать детей, чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе.

Российская сельская школа была и останется тем социальным институтом, на который при любом общественном строе, в любых социально-экономических условиях возложена миссия подготовки новых поколений аграриев - как специалистов разного уровня, так и крестьян - владельцев и пользователей земли. Сейчас эта проблема становится, без преувеличения, и проблемой национальной безопасности.

Вместе с тем современная сельская школа функционирует, не имея государственного заказа на подготовку учащихся к жизни и труду в агросоциуме. В современном обществе социальный заказ сельской школе формируется не только государством, но и обществом: родителями, сельхозпредприятиями, местным сообществом. Большинство субъектов сельских сообществ заинтересованы в таком воспитании личности, которое ориентировало бы ее на созидательную, преобразующую деятельность в социуме, и в таком ее образовании, которое бы вооружило знаниями, необходимыми для жизни в агросоциуме.

Историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает: только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения социумом социально-экономических, социально-культурных, социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально-экономических, социально-культурных, демографических, социально-педагогических проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий.

Сельская школа - составная часть сельского социума. И она не может развиваться в отрыве от него, а только во взаимосвязи с социально-экономическим и социокультурным развитием села.

В образовательном пространстве России 68,9 % школ - сельские, их доля в региональных системах образования гораздо выше, чем городских.

Сельская школа - самое массовое общеобразовательное учреждение страны, активно влияющее на социальную ситуацию на селе.

Сельские общеобразовательные школы по своим базовым характеристикам очень разные: пригородные и расположенные в отдаленных населенных пунктах, малочисленные и не уступающие по численности крупным городским школам, расположенные в поселках городского типа и в маленьких деревнях, национальные и многонациональные, начальные, основные, средние; школы-комплексы и агрошколы, учебно-воспитательные комплексы и школы с группами продленного дня по месту жительства, школы с углубленным изучением отдельных предметов и школы полного дня, функционирующие в неповторимом социокультурном и производственном окружении, в различных региональных условиях. Общий критерий, по которому все сельские школы условно можно объединить в одну группу, - их месторасположение (сельская местность).

В условиях демографического кризиса, миграции сельской молодежи, наиболее образованной и перспективной части сельского социума, в город и нестабильной работы сельхозпредприятий, совершенно очевидно, что сеть общеобразовательных школ не может оставаться прежней. Сегодня идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизации, укрупнения. Вместе с тем форсирование процесса закрытия малочисленных школ губительно для сельского образования, ибо в большинстве регионов страны большая часть школ, расположенных на селе, становятся малочисленными.

Сегодня надо признать: малочисленность сельской школы составляет специфическую особенность российского образования. В данной связи акцент надо делать на обеспечение эффективности работы малочисленных школ, ибо наличие школы в сельском поселении как таковой влияет на стабилизацию социокультурной ситуации на селе, развитие АПК, сохранение жизнеспособности сельских территорий.

Осуществляя свою образовательную деятельность в условиях модернизации российского образования, реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных на селе, профилизации старшей школы, реформирования агропромышленного комплекса и социальной сферы села, сельская школа нуждается в стратегии ее развития как фактора влияния на социальные процессы на селе.

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства.

В связи с процессом оптимизации образования, в центре обсуждения оказалась судьба малокомплектных сельских школ. Экономисты с цифрами в руках доказывают неэффективность этих образовательных учреждений, психологи утверждают, что выпускники таких школ плохо адаптированы к жизни, чиновники отмечают, что нет денег, чтобы обеспечить обучающихся данных школ качественным образованием. На защиту школ встали местные жители. И возник вопрос: А какую действительно роль на селе играют неэффективные малокомплектные школы? В результате был сделан вывод, что школа на селе играет куда большую роль, чем в городе. Сельская школа, какой бы она не была, социокультурный центр, вокруг которого и сосредотачивается общественная жизнь села.

Цель данной работы: изучить и обобщить опыт по организации взаимодействия образовательного учреждения с окружающим социумом (на примере МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики).

Глава 1. Социокультурное пространство сельской школы

.1 Понятие взаимодействия и социальной среды

«Взаимодействие - организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовывать какую-то общую для них работу» (А.В. Мудрик). Взаимодействие основано на взаимопонимании, взаимоотношениях, взаимных действиях и взаимовлиянии.

Под социальной средой понимают как правило все социальные условия и особенности социального окружения, сферу общения, всю материальную и духовную культуру общества [2].

Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности, сам процесс этой деятельности и совокупность условий для её реализации.

Образовательным учреждением на селе является школа. Она с одной стороны тоже часть социальной среды, а с другой - сама формирует особое образовательное пространство, оказывающее влияние на социум, кроме того, это особое учреждение, выполняющее функции, предписанные государством.

На взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды могут влиять условия социума, особенности ОУ, уровень развития педагогического коллектива, личность руководителя школы (директора) и виды совместной деятельности. Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.

Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.

В условиях свертывания социокультурной сферы села происходит трансформация школы из его образовательного центра в социокультурный центр, углубляется тенденция к расширению социально-педагогических функций школы.

Социально-педагогическая практика сельских школ доказала, что можно обеспечить доступность социальных услуг населению, развитие профессий несельскохозяйственной занятости, таких как социальный педагог, социальный работник, педагог дополнительного образования, радиожурналист, мастер по ремонту одежды, парикмахер, диск-жокей, культорганизатор и др.

В процессе социального реформирования села, включающего в качестве важнейшей составляющей которого совершенствование системы профилактической медицины и укрепление здоровья сельского населения, именно через школу может пройти и линия сопряжения усилий социальных институтов села в формировании здорового образа жизни жителей сельской глубинки.

Через среднюю общеобразовательную школу можно решать также задачи организации досуга молодежи и взрослых, развивать социальные инициативы граждан, включать население в решение социальных проблем села.

Общеобразовательное учреждение, оснащенное компьютерной техникой, имеющее выход в Интернет, может стать базой создания информационно-развивающей среды в сельском социуме. Это направление его деятельности следует рассматривать также как важнейшую составляющую социального развития села.

Школа, имеющая в своем составе инициативных учителей, может из общеобразовательного звена превратиться в центр непрерывного образования сельского населения. Достижение этой цели требует продуманной работы по интеграции различных видов образования: от дошкольного до высшего и дополнительного (на основе дистанционного образования и курсов образования для взрослых) на базе общеобразовательной школы. Эта задача актуальна не только для школы, но и для сельского сообщества, выступая в качестве важного фактора его развития и модернизации системы образования на селе.

В контексте социально-культурного развития села школа может выполнить и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).

Сельская школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию - быть проводником культурной политики на селе - следует ценить превыше всего.

Сельская школа превращается в одну из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, тогда, когда в содержании ее деятельности приоритетными становятся:

воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

осуществление профессионально-профильной и предметно-профильной подготовки учащихся; допрофессиональной либо профессиональной подготовки по рабочим профессиям, востребованным на селе;

формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.

Решить столь сложные задачи школа может при условии интенсификации связи и с производственными, и социокультурными объектами социума.

1.2 Особенности социальной среды современного села

Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию, бедности речи и воображения, меньшему общему уровню информированности [2].

Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить детей к повседневным заботам старших. Хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи жителей одного села, деревни способствуют более тесному общению, создают привычную атмосферу открытости. Тесные контакты жителей села дают широкие возможности для вовлечения сельских школьников в трудовую, общественную, культурную жизнь деревни. Вместе с тем по этой же причине на селе в большей степени, чем в городе, проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется свобода в отношениях родители-учителя.

Социальная сфера - сложный механизм. Изменения, происходящие в одной системе социальной среды, незамедлительно оказывают определенное влияние на всю социально-культурную жизни [7].

За последние десятилетия происходят существенные преобразования по всей территории России. Так социально-экономические преобразования начала 90-х годов вызвали необычайно широкое расслоение в социальной, политической, в хозяйственной сферах сельской жизни.

Изменения затронули и социальную, образовательную, культурную сферы села. Недостаток финансовых средств сказался на самом состоянии образовательных и культурных учреждениях (аварийное состояние школ, домов культуры, детских садов, больниц, сельских библиотек), происходило закрытие культурных и образовательных учреждений. Долгое время денег не предоставляли не только на оснащение и оборудование, но и на учебники. Кризис сельской местности связан был, в первую очередь, с развалом предприятий (часто единственного на селе), сокращением рабочих мест, с прекращением строительства новых зданий и домов как перспектив на будущее, - все это отразилось и на психологическом состоянии сельского жителя. Мысль как выжить и накормить семью стала главной, отодвинув на задний план культурное, нравственное, эстетическое воспитание своих детей [3].

взаимодействие социальный сельский школа

1.3 Изменение роли школы в условиях модернизации образования

Инновационная деятельность современной сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институтов - библиотеки, клуба, музея. Очевиден тот факт, что в современных условиях сельская школа получила большие возможности для творчества, внедрения новшеств. И при этом очагом нововведений являются не сами по себе отдельно взятые школа или деревня, а наличие в той или иной местности определенных социокультурных условий, проблемных образовательных запросов и общественных структур, сообществ, обеспечивающих процессы обновления образования, переход сельской школы из режима функционирования в режим развития.

Этому также способствует то, что с начала XXI столетия сельская школа реализует ряд стратегически важных государственных постановлений. В частности:

Концепцию модернизации российского образования;

-Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Большая роль образовательному учреждению на селе отведена также в осуществлении приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» и «Развитие АПК (агропромышленного комплекса) России».

Законодательные постановления, национальные проекты усиливают ориентацию сельских образовательных учреждений на социальный заказ, расширяют общественное участие в управлении образованием; повышают инновационную культуру учреждений образования; призывают осваивать современные образовательные и управленческие технологии; формируют образцы командной работы над проблемами развития образовательных систем; укрепляют финансовую самостоятельность учреждений, их ресурсное обеспечение; создают благоприятные условия для профессионального роста педагогических и руководящих кадров.

И в то же время, несмотря на потенциальные возможности, сельские школы вынуждены решать большое количество проблем, связанных с деятельностью в условиях нестабильного финансирования; старения и износа материально-технического обеспечения образовательных учреждений; утраты кадровой стабильности; изменившегося контингента учащихся в школе (резкое сокращение рождаемости, увеличение количества детей с нарушениями речи, психики, ослабленным здоровьем, не получивших дошкольного образования, детей «вне образования»); утраты школой основного партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников (базового предприятия в лице колхоза, совхоза, иного агропромышленного предприятия); перераспределения шансов на получение полноценного образования (невозможность большинства сельских школ обеспечить высокий уровень образования учащимся, позволяющим конкурировать с городскими школьниками) [5].

В распоряжении правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р говорится: «Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов....развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышение роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения»

Наиболее продуктивным и тесным в настоящее время является взаимодействие сельской школы с окружающей средой через различные разновозрастные объединения детей и родителей, через различные формы сотрудничества с семьей. Сотрудничество семьи и школы - одна из «вечных» проблем в педагогике и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитать ребенка изолированно от общества нельзя. И хоть это общество и несовершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья [1].

Реальные ожидания родителей от системы образования выражаются в том выборе дальнейшего образовательного пути, который они делают для собственных детей. Предположительно у родителей нет ценности сельской жизни, образование они рассматривают как возможность для детей «вырваться» из села в поисках «лучшей жизни».

Сельская школа является во многих поселениях единственным образовательным учреждением на селе, где отсутствует возможность выбора другого образовательного учреждения. Поэтому становление ученика как личности, напрямую зависит от школы - от тех задач, функций и условий, создаваемые школой, от ее культурного содержания, социальных ролей необходимых для развития не только учащихся, но и сельского населения.

Сотрудничество школы и социально-культурной среды наиболее эффективно осуществляется через «открытость» образовательного процесса. Сама же система образования - непрерывный образовательный процесс, сопровождающий жителя сельской местности в течение всей жизни и включающий в себя весь воспитательно-образовательный потенциал сельской среды.

Школа на селе так же является «селообразующим» фактором. На практике известны случае, когда школа, благодаря ее активной работе с населением, спасла угасающую жизнь деревни. Поэтому реформаторы аграрного сектора должны помнить о том, что освоение земель, восстановление тех или иных отраслей сельского хозяйства, организацией новых форм сельскохозяйственного производства неразрывно связаны со школой. Она выступает важным фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развитие сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Школа для села является и основным культуросберегающим центром, главным образовательным институтом [7].

Важным является понимание взаимообратных процессов общества и школы: общество определяет развитие образования, и система образования оказывает непосредственное влияние на развитие общества.

.4Концепция развития сельской школы

Внедрение новшеств в деятельность школ в режиме развития предусмотрены Программой развития сельской школы.

В Программе развития сельской школы Шумерлинского района заложена одна из главных идей - идея перехода от парадигмы учрежденческой, когда школа существует ради самой себя, к парадигме социально-потребностной, когда образовательное учреждение строит свою деятельность исходя из социального заказа, потребностей и возможностей окружающего социума: сельской семьи, детей и подростков школьного возраста, детей раннего и дошкольного детства, сельской молодежи, взрослого населения, агросферы [5].

Таким образом, создается многомерное образовательное пространство, в котором как минимум три грани: школа, семья и социум. Исходя из современных требований к школе, поиск оптимальных путей и форм взаимодействия с социальной средой представляется очень важным.

.Система взаимодействия образовательного учреждения и социальной среды на примере МБОУ «Краснооктябрьская СОШ»

.1 Характеристика образовательного учреждения

Являясь единственным учреждением среднего образования муниципального образования, наша школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе лучший и передовой педагогический опыт работы. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю жизнь. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени. Практически все дети от природы талантливы, и школа как социокультурный центр, призвана не только дать им базовые знания, но и помочь развивать таланты. Учась творить и творя, обучаясь, ребята невольно вовлекают в свой творческий процесс домочадцев, друзей, знакомых как помощников, зрителей, участников. Традиционные конкурсы, спортивные состязания, праздники и другие интересные дела делают насыщенной не только жизнь школы, но и всего муниципального образования. Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и ребята, и взрослые повышают свой культурный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями, не только потребителя окружающей информации, но и ее созидателя, аналитика и распространителя. Воспитательное пространство школы строится с учетом социокультурных ценностей села.

Школа в посёлке Красный Октябрь открылась в 1930 году. Было сформировано два класса-комплекта - 1 и 3. До открытия начальной школы в коммуне «Красный Октябрь» в 1929-1930 годах работали курсы ликбеза. В первый класс пошли 6 детей, в 3 классе было 10 учеников. Из первых учеников в живых остались немногие. В посёлке живёт одна из них - Чуркина (Никитина) Александра Васильевна. Окончив семь классов, она поступила в педучилище, но окончить его не дала война. Ускоренный выпуск, и она прошла всю войну в войсках ПВО. Сейчас Александра Васильевна на заслуженном отдыхе.

В 1931-1932 учебном году уже была полная начальная школа. Увеличилась численность учащихся, так как прибывали в коммуну новые члены с семьями.

Первое здание школы, построенное в 1929-1930 годы, уже не размещало всех учащихся. С 1936 года школа стала семилетней. Коммунары отдали 4-квартирный жилой дом под школу. В конце 50-х годов возник вопрос об открытии средней школы в посёлке. В это время в семилетке обучалось свыше 250 детей. В 1960 году школа стала восьмилетней. И лишь с 1962 года в Красном Октябре появилась средняя школа. В 1994 году в декабре государственной комиссией было принято новое здание школы.

В 2002-2003 годах произошла реструктуризация нескольких школ района. Под сокращение попали Разъезд-Мыслецкая средняя школа, Пинерская основная школа. И дети из этих школ стали обучаться в Краснооктябрьской средней школе. Для перевозки детей школе выделили автобус.

За 80-летнюю историю нашу школу окончили или работали в ней многие известные люди республики. Это главный рентгенолог республики Степанов Анатолий Степанович, заведующий детским отделением Республиканской психиатрической больницы Прокопьева Лидия Семеновна, Николаева Галина Григорьевна секретарь Политсовета Чувашского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия», Степанова Зинаида Николаевна, возглавляющая Республиканский комитет профсоюзов работников образования и другие.

Темой работы школы в последние годы являлось развитие и воспитание социально-адаптируемой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды. В связи с этим, деятельность педагогического коллектива направлена на создание в школе воспитательно-образовательной среды, способствующей овладению обучающимися комплексом компетенций в различных видах деятельности, условий для успешности и профессионального самоопределения и самореализации школьников.

Педагогический коллектив школы имеет все данные для решения этой задачи и объединяет людей творческих, деятельных, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. В настоящий момент в коллективе работает 15 педагогов. У всех учителей - высшая и первая квалификационные категории, исключая трёх молодых специалистов. Два педагога имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», двое получили гранты как лучшие учителя в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за результативную педагогическую деятельность. Учителя школы принимали активное участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах инновационных проектов.

Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются экология и краеведение.

В силу малочисленности педагогического коллектива дополнительные обязанности распределяются между всеми учителями. Это обязанности библиотекаря, педагога-психолога, заместителя директора, классного руководителя, заведующего пришкольным участком. Каждый учитель в школе не только ведет занятия, но и занимается большой внеклассной работой.

Особое внимание педагоги уделяют воспитанию патриотизма: это и уроки мужества, и поисковая работа по краеведению и ежегодное участие в военно-спортивной игре «Зарнице». На протяжении многих лет в школе действует краеведческий кружок, благодаря которому собран огромный материал и создан небольшой краеведческий музей. Историк-краевед Фёдоров В.И., бывший директор школы, издал книгу «Красный Октябрь. Год за годом».

В программу воспитательной работы школы заложены вопросы гражданско-правового воспитания. Общие знания о правовых нормах обучающиеся получают в начальной школе, где формируются представления о государстве, обществе, межличностных отношениях. Для старших школьников ежегодно проводится правовая неделя и олимпиады знатоков права. Предметные недели расширяют кругозор обучающихся, учат применять полученные знания на практике. Ребята активно и результативно участвуют в конкурсах-играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Английский бульдог». Ученики школы становились призёрами в районных олимпиадах по русскому языку, истории, праву. Ежегодно ученики школы занимают призовые места, участвуя в заочных и открытых олимпиадах по учебным предметам.

В сельской школе важным объектом труда является пришкольный участок. Здесь обучающиеся сажают овощи, цветы, закладывают опыты, собирают урожай для школьной столовой. В начале учебного года проводится выставка достижений нашего маленького хозяйства. Разнообразные формы труда воспитывают уважение к трудовой деятельности, бережное отношение к орудиям труда, хозяйственность и предприимчивость.

Сельские школьники не имеют возможности регулярно посещать городские театры, выставки и музеи. Зато при школе действуют различные кружки, на которых развивается музыкальный слух, обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность и развиваются эстетически. Этому способствую кружки: вокальный, танцевальный, «Фантазия». Особое значение в духовно-нравственном воспитании имеют общешкольные праздники: День знаний, День матери, День защитников Отечества, Встреча с выпускниками, День Победы, Последний звонок. Подготовка к ним создает атмосферу приподнятости в школе и на селе.

Наши ученики трудолюбивы и любознательны, позитивно относятся к школе, уважают старших и берегут природу.

Выпускники успешно продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

.2Характеристика социальной среды

На территории посёлка Красный Октябрь расположено ООО «Приволье». А в 1931 году на территории Красного Октября был образован колхоз «Красный Октябрь», который активно развивался, строятся планы развития, приезжают молодые специалисты, идет строительство жилья. В школе учится более 100 учеников. В 90-е годы в хозяйстве начинается упадок, сокращается производство, работникам не выплачивают зарплату. Люди уезжают в город в поисках работы. Проблемы хозяйства затрагивают и школу. Количество учеников начинает сокращаться. В настоящее время из пяти населённых пунктов школу посещают 51 ученик и 12 дошкольников. Экономика большинства семей сейчас во многом зависит от подсобных хозяйств. Проблемами села в настоящее время является:

снижение общего культурного и социального уровня населения;

высокий уровень безработицы;

отсутствие нормальных бытовых условий большинства семей;

высокий процент малоимущего и неблагополучного населения (пьянство, алкоголизм);

низкий уровень общей культуры в семье;

отсутствие специализированных центров для организованного досуга населения и занятия подростков во внеурочное время;

удаленность от города

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально-профессиональную группу, в состав которой, согласно проведенным исследованиям, входят родители следующих категорий:

% - служащие;

% - представители сферы обслуживания;

более 50% - не имеют постоянной работы.

Основная часть населения - это пенсионеры и женщины. Мужчины выезжают за пределы Красного Октября на заработки.

.3Система социального партнерства

В своей работе педагогический коллектив учитывает особенности социальной среды и выступает как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

В школе налажена система работы с родителями. Ежегодно проводится сбор информации и анализ данных о составе семьи и характере семейных взаимоотношений. С помощью обучающихся проводится мониторинг мнения родителей по многим вопросам: режим работы школы, внеурочная деятельность, питание в школьной столовой. Родительский комитет состоит из молодых родителей, некоторые из них - бывшие выпускники, не безразличные к школьным проблемам. Совместно с педагогическим коллективом планируются собрания в форме деловой игры, тренингов, консультаций. На тематических родительских собраниях всегда присутствуют и представители общественности. Частые гости на собраниях: Глава сельской администрации, заведующая сельской модельной библиотеки, медицинский работник. В этом учебном году родители приняли заинтересованное участие в обсуждении новых ФГОС и узнали, что такое компетентностный подход на практике. Информация для родителей оформлена на специальных стендах, создан сайт школы.

Органом общественного управления ОУ является Попечительский Совет школы, в состав которого входят представители обучающихся, родителей и работников школы.

К компетенции совета школы относится:

.Согласование (утверждение) локальных актов школы в рамках установленной компетенции;

2.Поддержание общественной инициативы по совершенствованию развития и воспитания обучающихся;

.Определение путей взаимодействия школы с другими организациями с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В своей воспитательной работе школа опирается на знание сельских интересов, авторитет местных жителей. На селе еще сохраняются традиции уважения к старшим, физическому труду, взаимопомощь, и школа выступает хранителем национальных обычаев и культурных традиций.

На территории Краснооктябрьского поселения расположены детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, модельная библиотека. Со всеми учреждениями у школы заключены договора социального партнерства о взаимодействии и сотрудничестве. Сельские праздники, митинги, собрания, субботники, встречи и соревнования проходят при самом активном участии школы. Например, обучающиеся и учителя каждый год занимаются озеленением села, трудовая бригада школьников активно участвует в благоустройстве территории сельского поселения. Школьники изучают традиции своего народа, отмечают народные праздники. В нашей местности еще сохранились обычаи празднования святок, старого нового года, Масленицы, Крещения.

2.4Школа - социокультурный центр

Сельская школа формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского общества. Она призвана обучать и воспитывать детей жить на селе, хотя социального заказа на это сейчас нет. Наличие школы в сельском поселении повышает качество жизни местного населения, улучшает социокультурную ситуацию на селе.

Важное место в обновлении содержания воспитания занимает работа по пропаганде здорового образа жизни среди населения, охране здоровья обучающихся. Традиционными стали Дни Здоровья в школе и на селе. Школа принимает участие в различных спортивных соревнованиях на уровне района: по волейболу, легкой атлетике, лыжным гонкам. Обучающиеся совершают походы по родному краю. В 2012 году при школе работал летний оздоровительный лагерь историко-краеведческого направления. Зимой по вечерам в спортивном зале школе собираются любители игры в волейбол: обучающиеся, учителя, родители. Стали традиционными спортивные соревнования по волейболу между учащимися и выпускниками школы.

В школе продумана система воспитательного воздействия на ребенка в урочное и внеурочное время. Основу форм воспитания составляют конкретные дела, участие в которых полезно и для ребенка и для общества. Школа малокомплектная, в ней действуют разновозрастные отряды, создана детская общественная организация «Бригантина».

Непосредственное участие подростков в органах ученического самоуправления позволяет им решать проблемные вопросы жизни школы, заявлять и отстаивать свою позицию. Положительное воздействие разновозрастной системы воспитания в том, что младшие школьники постоянно общаются со старшеклассниками, которые выступают в роли наставников и советчиков. На заседании школьного совета неоднократно присутствовали представители родительского комитета, учителя.

Основной задачей школьного совета является организация ученического самоуправления, организация школьного досуга. Ребята добровольно участвуют в организации и проведении не только школьных мероприятий, но и акций по благоустройству поселения. Руками школьной трудовой бригады в общественных местах поставлены скамейки, оказана помощь детскому саду по озеленению территории. Вместе с педагогами обучающиеся каждый год выходят на традиционные субботники по уборке территории поселения.

В виду недостатка финансирования местная администрация постоянно рассчитывает на школу. Совместными усилиями организуется досуг жителей поселения: проводятся праздники, вечера отдыха, дискотеки.

Программа развития школы ставила задачу превращения школы в центр образования молодежи, в данный момент сложились предпосылки для превращения школы в социокультурный центр.

Однако существует противоречие. В связи с введением жестких образовательных стандартов школа на селе вынуждена равняться на городскую, а объективно сложившийся статус социокультурного центра не признаётся ни на нормативно-правовом ни на экономическом уровнях, ни на уровне органов управления.

Заключение

Существует ли возможность выживания малокомплектной школы в современных условиях при недостатке финансирования, ограниченном количестве специалистов, работающих в школе с большой нагрузкой и часто на энтузиазме?

В концепции развития сельской школы указаны такие пути.

Так же отмечена и особая роль школы на селе, и то, что закрытие маленьких школ будет проводиться с учетом мнения сельского схода.

C 2011 года началось внедрение новых ФГОС в начальной школе. Речь идет о совершенно новом подходе в образовании - системно-деятельностном. Обучающиеся должны приобрести в школе необходимые для жизни компетенции. Подобный подход требует более тесного взаимодействия с социумом. Требуются договора с родителями, так как они главным образом являются заказчиками образовательных услуг, договор с детским садом о формировании необходимых умений для подготовки к школе (умение работать в группе, развитие мелкой моторики рук, развитие речи и слуха), более тесные связи с представителями местной власти и хозяйства, так как потребуются значительные материальные средства. Необходимо продумать возможности создания Управляющего Совета школы, который реально может помочь найти ресурсы и средства для развития школы. Вместе с советом можно разработать новую программу развития школы.

Вместе с общественностью, выделяя проблемы конкретной социальной среды, можно разработать проекты совместного решения этих проблем.

Проблемы социумаСовместные проекты решения.Низкая культура проведения досуга«Творческие встречи»Отсутствие производства на селе« Мой двор»Несформирована коммуникативная культура« Сообщество»Наличие вредных для здоровья привычек у населения« Здоровье»

Вся сельская жизнь сосредоточена вокруг школы. Островок цивилизации, стабильности, моральных устоев... Пока сохраняется школа- существуют и надежды на возрождение села. Но педагогические кадры стареют, пройдет несколько лет, и школа закроется сама собой. Еще есть время и надо написать подробную историю школы, собрать все данные по истории села. И это будет последний наш самый главный социальный проект.

Литература

. Байбородова, Л.В. Разновозрастные учебные занятия в сельской малочисленной школе [Текст] / Л. В. Байбородова, И. С.Бутин // Сельская школа. - 2005, № 1. - С. 89-99.

. План действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001г.// Официальные документы в образовании, 2000 г.

. Профессионализм педагога в условиях профильного обучения: сборник статей научно-практической конференции. ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» 2006 год

. В. В. Судаков, Г.Б. Прохорова, Л.О. Кочешкова. Инновационный ресурс сельской школы Вологодской области, Вологда- Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008г. - 32с.

. Сайт Андогской школы. Электронный ресурс /http// www/ proshkolu/ru/org/116-287/

. Место школы в системе образования страны /www 5 ballov ru\yandex|2005

Похожие работы на - Организация взаимодействия образовательного учреждения с окружающим социумом (на примере МБОУ 'Краснооктябрьская СОШ' Шумерлинского района Чувашской Республики)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!