Обстановка детского сада - средство развития дошкольников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,6 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обстановка детского сада - средство развития дошкольников

Министерство образования и науки РТ

ГАОУСПО « Чистопольское педагогическое училище»










Курсовая работа

ОБСТАНОВКА ДЕТСКОГО САДА - СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Парфилова Ольга Николаевна

Специальность 050704

Дошкольное образование

Курс 5, группа 55

Форма обучения: заочная

Научный руководитель

Тугулева Ирина Александровна



2009 г

Введение

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. В основном они отличаются друг от друга средой пребывания ребенка и средствами обучения.

Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды. Предметный мир детства - это не только игровая среда, но шире - среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни одна из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии создания комфортно - организованной предметно - развивающей среды, где у ребенка есть соответствующие объекты и средства, способствующие формированию необходимых способов действия с ними.

В дошкольной образовательной системе важную роль играет среда пребывания ребенка. Этот вопрос связан, прежде всего, со спецификой дошкольного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от более старших субъектов образования. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Другим источником знаний, социального опыта и развития ребенка является среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

1. Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка.

При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности.

Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно - развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым,- это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху.

. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Одну из стен - рисовальную предоставляют в полное распоряжение детей. Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. В ДОУ желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности.

. Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Можно менять «фоны» и изменять обстановку до неузнаваемости («мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею» и т.д.)

. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.). В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории, «кабинеты», творческие мастерские, конструкторские, кухни, прачечные, «производственные» мастерские и др.

. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов. В групповой ячейке, особенно в ее семейной части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей. В составе этой или других зон целесообразно предусмотреть место для домашних цветов. Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я.

. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми этой категории начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому важно размещать в интерьере не громоздкие репродукции классических произведений живописи, целесообразно в разных стилях представить одно и тоже содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых. Желательно оборудовать помещение для художественного творчества.

. Принцип открытости - закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

а) открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявляться во взаимопроникновении с природным окружением: организация «земных комнат» в помещениях;

б) аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительный характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера;

в) аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом»;

г) открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Развешиваются фотографии детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику (альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте).

. Принцип « половых и возрастных различий », как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности. Он может быть осуществлен в следующем решении: в групповой комнате кроме закрывающихся кабин в туалет. В спальной целесообразно предусмотреть зонирование на два, три, четыре полузамкнутых пространства, что создает определенный комфорт. Решение проблемы безопасности в технических ограждениях, креплении зеркал, полочек, вешалок.

Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Важным условием осуществления личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком является установление контакта в зависимости от их желаний и занятий, нахождения общего психологического пространства общения, комфортной дистанции взаимодействия. Это возможно, если позиции взрослых и детей варьируются, что обеспечивается планировкой помещения, специальным подбором и размещением мебели, расположением игрушек, пособий, предметов декоративного украшения, цветовым и световым дизайном, обеспечением условий для активности или уединения. Подчеркиваются возможности ребенка и взрослого становиться творцами своего предметного окружения. Интерьер может сочетать многофункциональные, легко трансформируемые элементы и общую смысловую целостность.

При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

развивающий характер предметной среды;

деятельностно - возрастной подход;

информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек);

обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

сочетание традиционных и новых компонентов;

обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро - и микропространством деятельности детей;

обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;

обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в дошкольных учреждениях будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной его планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно - и социокультурных, природно - климатических и иных особенностей.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относится учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги - первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, ТСО, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), произведения искусства, средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи и т.п.), учебные компьютерные программы и др. Обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.

вальдорфский детский сад авторский

2. История проблемы особенностей развивающей среды - обстановка детского сада - в разных педагогических школах: дом ребенка Марии Монтесорри, вальдорфский детский сад, авторский детский сад Е.И. Тихеевой

Сегодня возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. В нашей стране в настоящее время работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей.

Дом ребенка Марии Монтесорри

Немногим ученым и педагогам удавалось получить признание и уважение при жизни, увидеть, как распространяются и реализуются идеи и направления педагогической работы с детьми. К числу таких ученых принадлежит психиатр и психолог, опытный детский врач и религиозный философ, исследователь и страстный популяризатор новых гуманистических идей, замечательный педагог Мария Монтесорри. Марии Монтесорри в результате многолетней напряженной творческой деятельности удалось создать стройную, гармоничную, целостную образовательно - воспитательную систему, которая благодаря инвариантности содержания образования и высокому технологизму может быть перенесена в другие страны и школы.

Мария Монтесорри придавала особое значение организации в детском саду и школе развивающей предметно - пространственной среды. Перечислим основные правила создания подобной среды, хорошо известные Монтесорри - педагогам всего мира.

Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. Монтесорри - материал есть часть педагогической подготовленной среды, которая пробуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

При подготовке среды учитывают следующие аспекты: помещение как таковое; помещение как место работы; помещение как общественное место.

Рассмотрим их по отдельности.

Помещение как таковое. Требования к помещению для Монтесорри - детского сада аналогичны тем, которые предъявляются при создании любого « традиционного » детского дошкольного учреждения в России.

Помещение должно быть уютным, так чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Гигиена важна для ребенка не только как фактор сохранения его здоровья, но и с точки зрения его воспитания. Обязательно соблюдение общих гигиенических требований, таких, как чистота помещения и всех предметов в нем.

Монтесорри отмечала особую важность двигательной активности для полноценного развития ребенка, поэтому в детском саду следует предусмотреть достаточно места для движения и работы на полу. Типичным атрибутом Монтесорри - детского сада является линия круглой или овальной формы, наклеенная или нарисованная на полу. Она используется для упражнения со всей или с большей частью группы детей, которое так и называется - « Ходьба по линии ».

Большое значение Монтесорри придавала эстетичности оформления помещения. Оживляют помещение комнатные зеленые растения и цветы. Их ставят достаточно низко, чтобы дети сами могли их поливать. Если педагог любит домашних животных и умеет о них заботиться, то они могут жить в помещении группы.

Помещение как место работы в Монтесорри - в детском саду отличается от оборудования « традиционных » садов. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Помещение делится на зоны в соответствии с пятью учебными разделами педагогики Монтесорри: зона для упражнений в практической повседневной жизни; сенсорная зона; зона для развития речи, обучения письму и чтению; математическая зона; « космическая зона » - зона с материалами для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности.

Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, или позаниматься с другим материалом, или же попробовать работать вместе с товарищем - если, конечно, тот не возражает и материал это допускает. Таким образом ребенок учится вести себя в обществе.

Среди материалов - в особенности предназначенных для упражнений в практической жизни - имеется ряд красивых бьющихся и легких предметов.

Согласно Монтесорри, « … такие вещи по самой своей хрупкости становятся « воспитательным материалом ». № 5 .

При оборудовании помещения как общественного места учитывается, что оно предназначено для общения и взаимодействия детей в возрасте от 3 до 6 лет. По мысли Монтесорри, это способствует социальному развитию детей группы. В помещении, следовательно, должны быть материалы, относящиеся к зоне ближайшего развития каждого ребенка.

В Монтесорри - детском саду игрушки не являются главным элементом окружающей среды, их заменяют многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек. Главная задача здесь - навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. В этих детских садах не игра является основным видом деятельности дошкольника, а « свободная работа » - самостоятельная деятельность с предметами.

Вальдорфский детский сад

Вальдорфская педагогика - это международное культурно - образовательное движение. Первая Свободная вальдорофская школа была создана известным философом Рудольфом Штейнером для детей работников сигаретной фабрики в Штутгарте. Рудольф Штейнер - ученый, философ, социальный практик - интенсивно содействовал становлению новых общественных форм. Он разработал методы познания душевного и духовного мира и внес в область культуры импульс самопознания и развития, по - новому ориентирующий мышление.

Рудольф Штейнер явился основателем антропософии ( от греческого « антропос » - человек и « софия » - мудрость ).

Рудольф Штейнер придавал большое значение среде, в которой обитает ребенок. Он много писал об архитектуре, об использовании природных материалов для строительства и убранства, большое внимание уделяя подбору цвета, формы на основе природосообразных канонов, - все это способствует созданию атмосферы, действующей на ребенка умиротворяюще. В обстановке не должно быть ничего кричащего, вульгарного, но вместе с тем она не должна быть убогой.

Ежедневная программа дошкольного образования включает разнообразные художественные занятия: письмо красками, рисование, лепку, музыку, эвритмию, кукольный театр, постановки маленьких пьесок, рассказывание сказок. Ребенку дается возможность свободно найти свои средства для художественного самовыражения. Каждый день много времени отводится свободной игре, в которой дети используют игровой материал, способствующий развитию творческого начала. Занятиям искусством и работе руками придается исключительно важное значение.

В штайнеровской педагогике под наглядностью понимают не только чувственную наглядность в виде картин, иллюстраций, рисунков, таблиц.

Речь идет о наглядности духовного рода - образно-иносказательной, затрагивающей фантазию, чувства ребенка. Вальдорфская педагогика старается душевно-духовно оживить учебный материал, исходя при этом из того, что есть вещи, которые нельзя внешне сделать наглядными.

Вальдорфская педагогика-это направление до недавнего времени практически было совсем неизвестно у нас. Потребность в альтернативной педагогике, которая обращена к ребенку, учитывает его индивидуальное начало, обострила интерес к вальдорфской школе и сделала возможным знакомство с ней. Понимание самобытности вальдорфской школы. Гуманистической направленности ее идей позволит нам найти свой путь в реформировании отечественной школы и дошкольного воспитания.

Авторский детский сад Е.И. Тихеевой

Елизавета Ивановна Тихеева известный общественный деятель в области просвещения, педагог-методист. Руководила детскими садами Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. Созданная

Е.И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов.

Она требовала создать условия для легкого и непринужденного усвоения детьми знаний, т.е. обучение надо вести не в коллективе, а в повседневной жизни. Обстановка материальная как богатейший источник образовательного материала должна быть в свою очередь использована педагогом с трех сторон: 1). природа, 2). материальная культура и 3). педагогически обоснованная дидактическая обстановка.

Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребенка, врачует, утончает органы восприятия, развертывает условия совершенной наглядности, обогащает представлениями и знаниями, предоставляет все необходимые для проявления творческой коллективной деятельности детей в игре и труде.

Работа детей на воздухе, в саду, огороде, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда, экскурсии и все, что они выдвигают, должны служить расширению мира восприятий детей, увеличению запаса их знаний и систематизированию последних.

Преднамеренно созданная педагогическая и дидактическая обстановка отличается тем, что она является целиком продукцией самого педагога, подчинена его педагогическим целям и требованиям педагогического процесса.

Педагоги должны позаботиться о том, чтобы пополнить комнаты, в которых живут дети, педагогически обоснованным вещественным содержанием. В первую очередь введем в них объекты живой природы, дети больше всего любят все живое, движущееся. Сделаем все от нас зависящее, чтобы создать уголки природы в непосредственной близости от детского жилья, в стенах последнего. Создавая необходимый для развития ребенка вещественный мир, мы должны по возможности не упустить из виду ни одного из чувств, ни одного из представлений, с которыми ему при посредстве этих чувств в данном возрасте надлежит познакомиться. Подбор предметов и пособий в детском саду как в количественном, так и в качественном отношении должен предусматривать интересы каждой возрастной группы.

Широкие возможности для культуры наблюдения детей выдвигает и обстановка материальной культуры. Город во всем многообразии представленных в нем материальных ценностей, деревня, любой уголок земли, где творческая рука человека создает эти ценности, щедро предоставляет нужный нам образовательный материал.

. Анализ современных образовательных программ и особенности построения среды в зависимости от образовательных целей

Детские сады обладают разными возможностями обеспечения детей материалами. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т.д.

Программа «Развитие»

Похожие работы на - Обстановка детского сада - средство развития дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!