Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,8 Мб
  • Опубликовано:
    2012-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Институт непрерывного образования

Кафедра профессионального педагогического образования

и социального управления





Дипломная работа

«Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате»











Боровичи 2010г.

Введение

Актуальность исследования. В коррекционных образовательных учреждениях активизировалась инициатива и творческий настрой, идет поиск нового содержания, новых методик, новых организационных форм воспитания. Инновационный подход в организации воспитательной работы специальной (коррекционной) школе - интернат повлёк за собой изменение приоритетов в деятельности подходов всех уровней.

Дети и подростки, воспитывающие в специальной (коррекционной) школе - интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Учащиеся коррекционной школы - интерната отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному.

Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.

Ученые приводят примеры по РФ нарушения поведения этих детей: около половины выпускников с нарушениями поведения, 67% подростков направляются на лечение по причине деликвентного (нарушения социально - правовых норм): бродяжничества, агрессии и аутоагрессии, воровства, участия в асоциальных компаниях, алкоголизации и наркомании (чаще токсикомании), что обусловлено недостатками воспитания и социализации детей.

Поэтому приоритетное направление заняла воспитательная работа, в связи, с чем возникает проблема планирования её деятельности и ставит задачу создания системы инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат, которая позволит на высоком современном уровне развивать и социализировать наших воспитанников.

Некоторые аспекты указанной проблемы достаточно полно раскрыты в ряде исследований, а именно: М.В.Кларина, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, Ю.В. Гербеева, В.Ю.Васильева, Е.А.Ямбурга.

Однако целостные исследования проблемы инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе -интернат не были предметом специального изучения.

Это и определило выбор темы: «Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат».

Цель исследования: разработка системы инноваций в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат г. Боровичи.

Объект исследования: организация воспитательной работой в специальной (коррекционной) школе - интернат.

Предмет: система инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат г. Боровичи.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, организация воспитательной работой в специальной (коррекционной) школе - интернат г. Боровичи будет продуктивна, если будет разработана и реализована система инновационного подхода её организации, включающая:

- диагностику состояния воспитательной работы;

блочную программу воспитательной работы с (к) школы - интернат;

критерии и показатели оценки продуктивности разработанной системы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

. Провести анализ литературы по теме исследования и уточнение понятий: «организация», «организация как функция менеджмента», «воспитательная работа», «воспитательная система», «инновации»

2. Определить состояние и проблемы в организации воспитательной работы в специальной коррекционной школе - интернат.

. Разработать систему инноваций в организации воспитательной работы в специальной коррекционной школе - интернат.

. Изучить продуктивность разработанной системы.

5. Обобщение и оформление результатов исследования.

Экспериментальная база исследования - специальная (коррекционная) школа-интернат города Боровичи.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические аспекты организации воспитательной работы

.1 Организация как функция менеджмента

Как отмечает Сидорова Л.К. организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю. определяют, что организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства.

Если планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организации в менеджменте определяются структура организации и условия для обеспечения функционирования организации (обеспечение персоналом, материалами, финансовыми и другими ресурсами). Таким образом, организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:

организационное проектирование;

организация процесса работы.

Организация как функция менеджмента, по мнению Куричкис И.В. состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

Определить цель планирования значит разрешить неопределенность. Потребность в приспособлении к переменам - один из факторов, придающих такое важное значение планированию. Тем не менее, сколь бы важным ни было планирование, - это только начало. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное. Это значит, она должна «вдохнуть» жизнь в организацию.

Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технологий и персонала.

Организационное проектирование - деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации. Этот процесс предполагает установление полномочий различных должностей, определение должностных отношений конкретных лиц в организации.

Организация процесса работы включает в себя обеспечение нормального функционирования и взаимодействия различных подразделений предприятия для достижения запланированных целей.[3,47]

Организационная структура является «продуктом» процесса организационного проектирования и представляет собой формальные правила, разрабатываемые менеджерами для эффективного разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп. Структура характеризует устойчивые связи между элементами организации, позволяет определить сферы контроля управляющих и скоординировать все функции. Организационная структура является единственным способом перехода от планов к действиям.

Структура управления организацией - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Организационное проектирование включает следующие этапы:

деление организации на блоки по горизонтали;

установление соотношений полномочий различных должностей;

определение должностных обязанностей.[3,52]

Для того чтобы раскрыть динамику развития организационных структур и сущность многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть методологические принципы проектирования системы организационного управления. Изучение принципов позволяет решать большой и сложный комплекс вопросов, связанных с организационным проектированием. Важность детального рассмотрения принципов управления обусловлена еще и тем, что они непосредственно влияют на структуру управления, внося в нее определенные коррективы.

Вслед за Романовой И.В. можно сформулировать следующие принципы проектирования системы организационного управления:

Развитие демократических основ управления. Большую роль при этом играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее разделению стратегических и текущих задач в управлении. Таким образом, в соответствии с этим принципом проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел в организации.

Принцип системного подхода требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.

Принцип управляемости предполагает фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. При формировании аппарата проектирования структуры управления необходимо стремиться к оптимальности такого соотношения. Важным здесь также является распределение управленческих решений по' уровням, которое должно предусматривать рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решение. Если загрузка руководителя намного превышает допустимые нормы, резко снижаются эффективность и оперативность управления. Осуществление на практике этого принципа значительно затруднено из-за отсутствия научно обоснованных норм управляемости.

Принцип соответствия субъекта и объекта управления - важный методологический принцип, который заключается в том, что структура управления должна формироваться прежде всего исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделений организации, характер взаимосвязи между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом.

Принцип адаптации. Он связан с требованием гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изменение внешних и внутренних экономических условий. Важное значение в связи с этим приобретает совершенствование информационного аспекта с целью обеспечить проявление и развитие данного принципа.

Принцип специализации. В соответствии с этим принципом проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений.

Принцип централизации означает, что при проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов их выполнения. Такими операциями могут быть плановые, бухгалтерские, учетные и др. Принцип централизации требует одновременно сокращения числа уровней управления.

Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение конкретной совокупности целей и несло полную ответственность за качество выполнения своих функций Учет этого принципа означает, что проектировать структуру управления необходимо не абстрактно, а с учетом деловых качеств предполагаемых руководителей и исполнителей разных уровней.

Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделения всегда детерминировано и, тем не менее, должно быть закреплено правом. В соответствии с принципом правовой регламентации проектировать структуру управления необходимо так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений.

На формирование новой организационной структуры оказывают влияние факторы внешнего окружения организации, стратегия, система принятия решений, имеющаяся технология, персонал, размер организации и существующая структура.

Элементами структуры являются отдельные работники, группы и другие звенья организации. Горизонтальная структура управления является следствием разделения труда менеджеров на одном уровне, и связи по горизонтали носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальная структура связывает высшие и низшие уровни структуры при наличии иерархии управления. Организационную структуру можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческого труда, в рамках которой осуществляется процесс управления.

Соподчиненностъ элементов организационной структуры представляет систему непрерывных линий власти, связывающих уровни управления. Структура соподчиненности имеет строго определенный вид (каждый работник подчинен только одному начальнику) и охватывает всех работников.

При построении организационной структуры учитывается норма управления (сфера контроля), т. е. количество людей, находящихся в непосредственном подчинении у менеджера. На величину нормы управления влияют индивидуальные способности менеджера, навыки работников, род их деятельности и виды мотивации, число иерархических уровней компании Низкая норма управления соответствует высокой структуре, а высокая норма управления - плоской структуре организации.[3,59]

Формирование структурных подразделений может осуществляться по следующим принципам:

в соответствии с функцией;

в соответствии со специализацией;

по командам;

по матрицам;

по сетям.

Эти принципы не являются взаимоисключающими и могут использоваться в одной организационной структуре. Взаимосвязи между подразделениями могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение информации и решений между линейными руководителями, отвечающими полностью за деятельность организации и ее подразделений. Функциональные связи отражают движение информации и управленческих решений по функциям управления.

Организационные структуры подразделяются на два типа:

иерархические структуры;

органические (адаптивные) структуры.

Понятие "организация" в школе выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели, т.е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.[4,23]

По своей природе организаторская деятельность человека - деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. В плане совершенствования организаторской деятельности руководителя школы могут быть использованы многие идеи внутришкольного менеджмента, такие, как организация межличностного взаимодействия, психология разрешения конфликтов, система подготовки школьных менеджеров и др. Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Поэтому при организации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человеческого фактора. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело.

При отборе содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможностями исполнителей.

Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Организация воспитательной системы школы может иметь различные структуры:


1.2 Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе - интернате

Для понимания темы рассмотрим некоторые определения:

Шайденко Н.А. и Подзолков В.Г. рассматривают Воспитательную работу как систему специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков.

Комаров В.В. считает, что Воспитательная система это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная ее цель - личностное развитие школьников. Воспитательная система разворачивается из педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система - открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса - в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями.

Воспитательная система школы может иметь следующую структуру


Систему воспитания мы рассматриваем как ценностную, целенаправленную системообразующую деятельность субъектов воспитательного процесса в специально организованной среде, способствующей индивидуализации ребёнка в социуме.

Согласно энциклопедическому словарю Инновации - актуально значимые новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств. Нововведенческая работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения (кристаллизация идей и проектирование хода их реализации); реализация нововведения; закрепление новшества.

Основой разработки системы инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате может стать личностно-ориентированный подход и концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (О.С. Газман).В процессе 80-х годов в отечественной педагогике и психологии начинает утверждаться личностно-ориентированная парадигма образования в противовес традиционно-консервативной парадигме или когнитивной (знаниевой). Личностно-ориентированная парадигма относится к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.

Личностно-ориентированная система воспитания по Якиманской, одно из направлений гуманистического образования. Центром воспитательного процесса при личностно-ориентированном подходе становится личность ученика и потребности этой развивающейся личности, она осознается как цель воспитания, субъект воспитательной модели.

Основоположниками личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности являются следующие ученые: А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Бернс, Я.Корчак, О.С.Газман, И.С.Якиманская и др.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Воспитание с позиции личностно-ориентированного подхода рассматривается как процесс субъективного, личностно значимого обогащения жизненного опыта ребенка в комфортных условиях.

Основная цель - обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие: индивидуальность, самоактулизированная личность, самовыражение, субъект, субъектность, Я - концепция, выбор, педагогическая поддержка. [16,68]

Личностно-ориентированное воспитание позволяет выделить основные его признаки:

главная цель воспитания - развитие личности ребенка;

личность выступает системообразующим фактором организации всего воспитательного процесса;

педагоги и воспитанники являются полноправными субъектами этого процесса;

ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов;

формирование ценностных ориентаций у учащихся становится условием обеспечения компетентности личности;

полноценная компетентность воспитанника обеспечивается путем включения в процессе обучения его субъективного опыта.

Основные принципы личностно-ориентированного подхода:

самоактуализация,

индивидуальность,

субъектность,

свобода выбора,

творчество и успех,

доверие и поддержка.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы: диалог, рефлексивный анализ, диагностика, педагогическая поддержка индивидуального развития ребенка, создание ситуации выбора и успеха.

Основой разработки системы инноваций в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат стала концепция воспитания О.С. Газман, Т.В. Анохиной, Н.Б. Крыловой «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития».

В данной концепции понятие «воспитание» рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Идеальной целью воспитания становится формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.

Реальной целью авторы концепции определяют следующую цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Под педагогической поддержкой Газман О.С. понимает превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором.

Помощь школьнику в его развитии через педагогическую поддержку: создание благоприятных условий для развития школьника в доступных ему видах деятельности.

Готовность ребёнка к собственной деятельности.

Развитость индивидуальных способностей ученика.

Нравственная направленность личности.

Физическое и психическое здоровье школьника.

Сформированность базовой культуры учащегося.

Защищённость и комфортность ребёнка в классной и школьном сообществе.

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман придерживается позиции, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов:

любовь к ребёнку;

приверженность к диалоговым формам общения;

уважения достоинства и доверие;

ожидание успеха в решении проблем;

свобода поступка, выбора, самовыражения;

признание воли ребёнка;

поощрение и одобрение самостоятельности, независимости.

Разрабатываются этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем.

Механизм педагогической поддержки ребёнка в решении жизненно важных проблем складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её с самими школьником), совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка;этап (поисковый) - организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы(трудности), взгляд на ситуацию со стороны (приём «глазами ребёнка»);этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблему), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;этап (деятельностный) - действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за её пределами, безотлагательная помощь школьнику)»;этап (рефлексивный) - совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысления ребёнком и педагогом нового опыта.

Основу содержания воспитания может составить базовая культура личности, как некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентацией личности позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Приоритетными направлениями в этой концепции являются следующие:

культура жизненного самоопределения;

культура семейных отношений;

экономическая культура и культура труда;

политическая, демократическая и правовая культура;

интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;

экологическая культура;

художественная культура;

физическая культура.

Для проведения более целенаправленной воспитательной работы по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять блочную программу воспитательной работы, состоящую из пяти блоков: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

.3 Условия и факторы реализации инновационного подхода к организации воспитательной работы в школе - интернате

Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе интернате требует глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Всё это предопределяет необходимость его постоянного совершенствования и повышения продуктивности, зависящей от взаимодействия различных условий и факторов.

Продуктивность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат может быть достигнут различного рода условиями.

Под продуктивностью воспитательного процесса, Роготнева А.В. понимает степень достижения запланированного результата в соответствии с определёнными условиями и факторами.

Изучение результатов и продуктивности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) Выявление реального состояния воспитательного процесса. Эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач.

б) Анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их продуктивности и педагогической целесообразности.

в) Выявление возможностей развития воспитательного процесса. Изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса.

г) Определение продуктивности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Изучение результатов и продуктивности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего тем, что на состояние, результаты и продуктивность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы - интернат, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Бурлакова Т.Т., считает, что отказавшись от изучения продуктивности воспитательного процесса, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие. Поэтому необходимо изучать продуктивность воспитательного процесса [8,86]

Однако, Багишаев З.А., Быков А.К., считают нецелесообразным устанавливать единые для всех школ - интернатов, критерии и показатели продуктивности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

При изучении продуктивности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и продуктивность воспитательного процесса?- задаётся вопросом Брызгалова С.И.. С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или использовании методик исследования, а с другой - периодически посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Например, проводится анкетный опрос педагогов, учащихся или создаются специальные педагогические ситуации через определенные промежутки времени.

В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Наиболее важными компонентами диагностики, на взгляд Буркова З.В., являются изучение воспитанности школьников, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.

Быков А.В. отмечает, что продуктивность воспитательной работы школы - интерната определяется в какой-то мере воспитанностью ребят (Приложение 1) и выпускников школы - интернат, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Газман О.С., считает интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность воспитанников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Газман О.С. выделяет три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

Возможен и другой подход к характеристике направленности личности:

положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения таких исследователей как Кочкина Л.С., Орлова Н.В., Шалавина Т.И. , они определили, что показателем воспитанности ребёнка является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

Какой же комплекс качеств может выступать как показатель воспитанности ребёнка?

На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности школьника. Мы полагаем, что это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи каждое учебное заведение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе - интернате.

В качестве основных критериев результативности инновационного подхода к организации воспитательной работы предлагаем следующие:

физическое и психическое здоровье воспитанника;

знание жизни и традиций народов своего региона;

нравственная направленность личности;

наличие базовой культуры воспитанника.

развитость индивидуальных способностей ученика;

готовность ребёнка к самостоятельной деятельности;

готовность воспитанников к социальной адаптации;

осознание воспитанников в выборе профессии;

Эти критерии позволяют рассматривать продуктивности процесса воспитания и как фактора самореализации ребёнка, и как важнейшего условия становления индивидуальности воспитанника с нарушениями в развитии.

Выводы по 1 главе

Проведенный анализ литературы по теме исследования позволил сформулировать ряд положений, которые могут стать основой разработки новых моделей решений проблемы.

. Уточнена сущность понятий: «организация», «организация как функция менеджмента», «воспитательная работа», «воспитательная система».

В частности понятие Организация как функция менеджмента, по мнению Куричкис И.В. состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

На формирование новой организационной структуры оказывают влияние факторы внешнего окружения организации, стратегия, система принятия решений, имеющаяся технология, персонал, размер организации и существующая структура.

Понятие "организация" в школе выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели, т.е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.

Организация воспитательной системы школы может иметь различные структуры.

2. Шайденко Н.А. и Подзолков В.Г. рассматривают Воспитательную работу понимается как систему специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков.

Согласно энциклопедическому словарю Инновации - актуально значимые новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств. Нововведенческая работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения (кристаллизация идей и проектирование хода их реализации); реализация нововведения; закрепление новшества.

Основой разработки модели инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате может стать личностно-ориентированный подход и концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (О.С.Газман). В данной концепции понятие «воспитание» рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Идеальной целью воспитания становится формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.

Реальной целью авторы концепции определяют следующую цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

. Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе - интернате требует глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Всё это предопределяет необходимость его постоянного совершенствования и повышения продуктивности, зависящей от взаимодействия различных условий и факторов.

Под продуктивностью воспитательного процесса, Роготнева А.В. понимает степень достижения запланированного результата в соответствии с определёнными условиями и факторами.

Багишаев З.А., Быков А.К., считают нецелесообразным устанавливать единые для всех школ - интернатов, критерии и показатели продуктивности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы.

На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности школьника.

В качестве основных критериев результативности инновационного подхода к организации воспитательной работы предлагаем следующие:

физическое и психическое здоровье воспитанника;

знание жизни и традиций народов своего региона;

нравственная направленность личности;

наличие базовой культуры воспитанника.

развитость индивидуальных способностей ученика;

готовность ребёнка к самостоятельной деятельности;

готовность воспитанников к социальной адаптации;

осознание воспитанников в выборе профессии;

Эти критерии позволяют рассматривать продуктивности процесса воспитания и как фактора самореализации ребёнка, и как важнейшего условия становления индивидуальности воспитанника с нарушениями в развитии.

2. Экспериментальное моделирование инновационного подхода к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат г. Боровичи

.1 Состояние и проблемы в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат

Происходящие изменения в обществе ставят перед коррекционной образовательной системой задачу обновления в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменения характера общения с ним, творческую самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

Специальная (коррекционная) школа-интернат является структурным подразделением ГОУ детского дома-школы №1 г. Боровичи Новгородской области и решает задачи содержания детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Специальная (коррекционная) школа-интернат имеет определённую структуру управления развитием учебно - воспитательного процесса. Она представляет собой четко выстроенную систему терминалов и личностных коммуникаций, объединенных одной целью в виде органиграммы.

Воспитанники проживают в условиях, приближенных к домашним, разновозрастными, разнополыми группами с сохранением родственных связей. Приоритетной целью деятельности школы - интерната стало создание развивающей среды для воспитанников, способствующей их успешной адаптации в социуме.

В управление школьной жизнью включены все участники образовательного процесса: воспитанники, педагоги, сотрудники школы - интерната.

Управление школой-интернатом осуществляется на основе сочетания централизованного руководства и общественного самоуправления, на основе принципов гласности, демократии и самоуправления.

Управленческие отношения между школой-интернатом и вышестоящими управленческими структурами строятся строго на нормативно-правовых актах (Положения, инструкции, приказы, распоряжения, правила и т.п.).

Формой самоуправления является Педагогический совет.

Коллектив школы-интерната, объединяющий обучающихся и сотрудников, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с общественностью. Для успешного решения задач учебно-воспитательного процесса организовано сотрудничество всех его участников: педагогов, учеников. В школе сложилась целостная система социально-психологического взаимодействия. Стиль отношений между различными участниками учебно-воспитательного процесса направлен на создание атмосферы успешности, личностного развития обучающихся.

Учебный план специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида базируется на идеях, предложенных коллективом сотрудников институту коррекционной педагогики РАО (научный руководитель И. М. Бгажноккова). Он соответствует региональному плану для коррекционных школ 8 вида, а общее его финансирование не противоречит методике расчёта региональных нормативов бюджетного финансирования.

В образовательном учреждении создана система развивающей среды и деятельности. Центральное место во всех педагогических мероприятиях занимает ребёнок.

Для развития интересов и творческих способностей воспитанники могут найти себе занятие по душе в школе художественно-эстетического и экологического воспитания (ХЭЭВ), которая находится на базе детского дома - школы и где ребята могут приобрести дополнительные знания.

В школе - интернате создана система трудового обучения и профессиональной подготовки. Имеется лицензия на право профессиональной подготовки учащихся по специальности «Швея», «Столяр», «Рабочий сельскохозяйственного производства». Воспитанники успешно усвоившие программу по данным профилям и сдавшие экзамен, получают 2 разряд по данным специальностям.

Дети включены в хозрасчётную деятельность в форме производительного труда в ООО «Детское» и УПК.

Таким образом, вся воспитательная система направлена на реабилитацию и социальную адаптацию аномального школьника к реалам окружающего мира, на становления его как полноправного и активного труженика, который наравне со всеми людьми включится в самостоятельную жизнь.

Школа - интернат в образовательном процессе реализует общеобразовательные программы, содержание которых соответствует умственным способностям и психофизическим возможностям обучающихся.

С 1999-2000 учебного года школа-интернат перешла на двенадцатилетний срок обучения.

В соответствии с учебным планом период обучения состоит из 3-х этапов:

• О (диагностико - пропедевтический) класс;

• обязательное обучение в 1-9 кл.;

• этап продолженного обучения- 10-11 кл.

Срок обучения в с (к) школе-интернате может быть завершен после окончания 9 или 11 класса с выдачей обучающимся свидетельства установленного образца. В 10 класс учащиеся принимаются с личного согласия на основании решения педсовета и рекомендации (заключения) ПМПК. Приоритетным направлением в развитии с (к) школы-интерната является именно этап продолженного обучения (углубленная трудовая подготовка).

Наполняемость подготовительного (нулевого) класса не должна превышать 6-8 человек. 1-9 классы до 12 человек, 10-11 классы не более 10 человек.

Содержание образования определяется образовательными программами, разработанными исходя из индивидуальных возможностей воспитанников и особенностей психофизического развития. Основой образовательного процесса является психолого - медико - педагогическая диагностика.

Воспитательный процесс в школе - интернат осуществляют учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструктора.

На основе всестороннего анализа учебно-воспитательного процесса выявляются проблемы в педагогической деятельности, в развитии микросистемы образования умственно отсталых детей школьного возраста, вводятся инновации.

Педагоги целенаправленно занимаются обновлением содержания специального образования учащихся с недостатками в развитии.

К «сильным» сторонам в организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школы - интернат, в течение последних 3 лет следует отнести:

эффективное использование общих ключевых дел (ОКД), благодаря которым решается проблема содружества детей и взрослых;

хороший уровень методической подготовки педагогов в организации воспитательной работы с воспитанниками;

Методы психодиагностики позволили изучить уровень

школьной тревожности;

эмоционально - волевую сферу воспитанников;

особенности общения ребёнка;

На начало года проведена «Диагностика уровня воспитанности» данный показатель составил 2,75 балла

В результате чего было выявлено, что не всё в содержании и организации воспитательного процесса устраивает педагогов. В ходе диагностической деятельности и коллективного обсуждения выявлены проблемные места в жизнедеятельности школы - интернат. К ним следует отнести:

недостаточное совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении (по результатам тестирования лишь у 28% выпускников сформирована нравственная направленность);

не в полной мере сформирована потребность воспитанников в здоровом образе жизни;

нет системы в работе по подготовки воспитанников к семейной жизни;

слабо используется формирование этической культуры воспитанников, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.

Для устранения данных проблем, серьезное внимание было уделено разработке блочной программы воспитательной работы в с (к) школе - интернат.

2.2 Система инноваций в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат

Система, согласна словаря Даля - план, порядок расположенья частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном, связном порядке.

Гипотеза данного исследования основана на предположении о том, что организация воспитательной работой в специальной (коррекционной) школе - интернат г. Боровичи будет продуктивна, если будет разработана и реализована система инновационного подхода её организации, включающая:

- диагностику состояния воспитательной работы;

блочную программу воспитательной работы с (к) школы - интернат;

критерии и показатели оценки продуктивности разработанной системы.

В школе-интернате большое внимание уделяется воспитательной работе, задачей которого является дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности школы, общественности, государственной власти на местах.

Воспитательная работа с воспитанниками выстраивается в систему инноваций. Инновация: (англ. innovation - нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В нашем случае, система инноваций в организации воспитательной работы, подразумевает усовершенствование программы в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат.

Инновационный подход проводится по направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Режим дня составлен с учетом возрастных групп и предъявляемых требований.

Вся воспитательная работа в школе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у воспитанников системы сознания, которое определяет его социальное поведение. Для реализации данных задач составлена программа отвечающая требованиям, предъявляемым к данному типу школ.

Весь воспитательный процесс учитывает знание особенностей структуры дефекта, индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника.

Наряду с традиционными мероприятиями (праздник труда, Даты красного календаря, Неделя детской книги и т.д.) проводятся нетрадиционные формы внеклассной работы: праздник русской зимы, Рождество, Масленица, праздник русской армии, фольклорные праздники, праздник русских игр и народных гуляний. Все традиционные и нетрадиционные формы и методы работы дают определенный положительный результат в вопросах воспитания и развития детей.

В интернате отработана система по формированию положительных черт личности, по реализации задач воспитательного процесса через кружковую работу.

Большую роль в воспитательной работе играет МО воспитателей.

В школе - интернат разработаны необходимые документы, регламентирующие деятельность воспитателя и способствующие функционированию воспитательной системы. Это должностная инструкция воспитателя, примерный образ воспитанника, определяющий основные ориентиры воспитания.

Деятельность воспитательной системы строится с соблюдением этапов:

анализ (рефлексия) → планирование→ организация → контроль.

Деятельность воспитательной системы стимулируется:

имеется система критериев оценки;

система морального и материального стимулирования;

система методической работы;

аттестация педагогов;

обучение (курсы, ВУЗ).

При изучении продуктивности воспитательной работы используем методические рекомендации для выявления динамики развития личности ребёнка с первого года пребывания до выпуска из школы - интернат. Для этого введена карта развития личности, фиксирующая достигнутые результаты в обучении и воспитании ребёнка по годам.

Карта имеет следующую структуру:

общие сведения о ребёнке;

блок - Развитие психических процессов:

восприятие;

счётные операции;

внимание;

память;

мышление;

блок - Развитие речи.

блок - Уровень развития деятельности:

работоспособность;

игровая деятельность;

учебная деятельность;

сформированность готовности к труду;

блок - Особенности личности и поведения:

эмоционально - волевая сфера;

особенности общения;

отношения к самому себе;

дисциплина;

интересы и склонности и их реализация через дополнительное образование;

доминирующие черты характера

Карта заполняется один раз в год, на второй - третьей недели сентября.

В Методических рекомендациях по работе с картой даны методики диагностики и инструкции по их применению и фиксации результатов в карте. Методики подобраны по принципу доступности возрасту и индивидуальным возможностям детей.

В конце обследования заполняется лист «Выводы по результатам диагностики и рекомендации для индивидуального подхода и обеспечения развития воспитанника» Отмечаются, какие изменения (как положительные, так и отрицательные) произошли в развитии ребёнка за текущий период (коротко) и определяются задачи коррекционно - развивающей работы с ребёнком.

По результатам первичной диагностики, проведённой на начало учебного года, цель которой - выявления детей с эмоциональной напряжённостью. В результате наблюдения, анализа результатов анкетирования, диагностических методик была выявлена группа детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи. Как известно, разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.

Выстраивая коррекционную работу с такими детьми, была составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей, которая проводилась совместно с психологом.

В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.

Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.

Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 30 минут. Оптимальное количество детей, участвующих в занятии 4-6 человек.

Занятия включают:

игры: подвижные, дидактические, психологические;

этюды на выражение эмоций, психогимнастика;

тематическое рисование;

беседа;

релаксация.

Результативность и продуктивность проводимой работы выявляется путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий и после окончания курса.

Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с сотрудниками школы - интерната, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Для проведения более целенаправленной воспитательной работы по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии, вслед за О.С. Газманом, разработали блочную программу воспитательной работы, состоящую из пяти блоков программы по воспитательной работы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

При этом учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, предлагаем следующие БЛОКИ воспитательной работы:

«Я и моя Родина», «Я среди людей», «Я и моё здоровье», «Я и мои способности», «Я и мой досуг», «Я и моя семья», «Я и моя профессия».

Блоки

Цель

Задачи

«Я и моя Родина»

Создание условий для социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы - интернат через приобщение к историческому опыту своего народа.

- ознакомление учащихся с общественно- историческим опытом, жизнью своего народа - формирование знаний в области экологии, трудовой деятельности, духовного и нравственного развития; - привитие стремления к изучению жизни и традиций народов своего региона; - развитие навыков социальной адаптации через краеведческую деятельность.

«Я среди людей»

Создание условий для межличностного общения и взаимодействия школьников в условиях ученического и трудового коллектива

- развитие коммуникативных навыков детей в процессе общения; - развитие умения бесконфликтного поведения в процессе коллективной деятельности; - формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении; - формирование у детей профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности;

«Я и моё здоровье»

Способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья

- формирование ценностей здорового образа жизни посредством вовлечения в занятия физической культуры; - создание условий для формирования психически здорового физически развитого и социально - адаптированного человека; - воспитание желания вести здоровый образ жизни путем использования различных форм и методов профилактической работы.

«Я и мои способности»

Создание условий для развития личности ребёнка, мотивации к творчеству, приобщение ребят к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения путём вовлечения в общешкольные мероприятия

- способствовать созданию благоприятной атмосферы в школьном коллективе; - развивать творческие, учебные, коммуникативные способности и прикладные умения воспитанников; - формировать положительную мотивацию учения, поощрению стремления к знаниям и интереса к новым видам деятельности.

«Я и мой досуг»

Создание условий для организации и проведения досугового времени учащихся школы - интернат.

- научить детей организовывать свой досуг согласно интересам и потребностям; - воспитание желания детей к активной, самостоятельной, - творческой коллективной деятельности; - развитие коммуникативной компетентности детей.

«Я и моя семья»

Создание условий моделирования семейных отношений

- формирование умения планировать бюджет семьи, расходования денег - формирование ответственного отношения к членам своей семьи - формирование готовности выполнять семейные роли - распространение положительного опыта семьи

«Я и моя профессия»

Создание условий для профессиональной подготовки воспитанников

- формировать профессиональные умения и знания по специальностям «Швея», «Столяр» - развитие потребности к профессиональной деятельности


Все разделы программы содержат практический материал, направленный на развитие, коррекцию и воспитание детей с учетом возрастных и психофизических особенностей.

На основе программы составлено тематическое планирование по каждой группе, содержание которого соответствует как возрастным, так и психофизическим особенностям, направлено на развитие положительных личностных качеств.

Такой подход к организации воспитательной системы позволяет достигать положительного результата в воспитании. В ней просматриваются все компоненты: цели, субъекты, содержание и способы деятельности, отношения, создан благоприятный микроклимат, условия для самореализации детей, удовлетворение их интересов и потребностей, подготовка к самостоятельной жизни.

Практическая реализация данной системы предполагает:

воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интересах личности, общества и государства;

обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности и коррекции имеющихся отклонений в развитии воспитанников;

обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

профессиональная подготовка воспитанников.


.3 Продуктивность разработанной системы к организации воспитательной работы

В качестве основных критериев результативности инновационного подхода к организации воспитательной работы стали следующие:

физическое и психическое здоровье воспитанника;

знание жизни и традиций народов своего региона;

нравственная направленность личности;

наличие базовой культуры воспитанника.

развитость индивидуальных способностей ученика;

готовность ребёнка к самостоятельной деятельности;

готовность воспитанников к социальной адаптации;

осознание воспитанников в выборе профессии;

Эти критерии позволяют рассматривать продуктивности процесса воспитания и как фактора самореализации ребёнка, и как важнейшего условия становления индивидуальности воспитанника с нарушениями в развитии.

По итогам года была проведена повторная диагностика уровня воспитанности.

Диагностика уровня воспитанности

Технология оценки:

Для каждой группы воспитанников создаются опросные листы.

Каждый эксперт оценивает каждого воспитанника по всем критериям и заносит оценки в опросный лист. По каждому критерию находятся средние значения и вносятся в сводную таблицу.

Критерии оценки:

. Физическое и психическое здоровье воспитанника.

. Знание жизни и традиций народов своего региона.

. Нравственная направленность личности.

. Наличие базовой культуры воспитанника.

. Развитость индивидуальных способностей ученика.

. Готовность ребёнка к самостоятельной деятельности.

. Готовность воспитанников к социальной адаптации.

. Осознание воспитанников в выборе профессии.

Сводная таблица результатов рейтинговой оценки качества воспитанности

№ п/п

Фамилия, имя воспитанника

Средние оценки по каждому критерию

Средняя оценка по всем показателям



1

2

3

4

5

6

7

8


1

Абрамов Т.

4

4

4

4

4

4

4

4

4

……………………………………………………………………………..

11

Яковлева Н.

4.5

5

4.5

4

4

4.5

4.5

5

4.5

Среднее значение

4.25

4.5

4.25

4

4

4.25

4.25

4.5

4.25

Результаты повторной диагностики показали, что после проведённой работы уровень воспитанности составил 4,25 балла, что почти в 2 раза выше первоначального обследования данного параметра.

В 2009/2010 учебном году в с (к) школе-интернате функционировало 9 квартир. На начало учебного года поступило 19 новых детей, движение происходило в течение учебного года: выбыли З человека, прибыли 4 человека.

Главными задачами воспитательного процесса в прошедшем году были:

создание благоприятных условий для формирования здоровой личности;

коррекция эмоционально-волевой сферы на основе духовного развития личности;

обеспечение направленного и интенсивного индивидуального развития воспитанников;

формирование у воспитанников ответственности за соблюдение или нарушение правил внутреннего распорядка, осознавая свои обязанности;

развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности: игры, познания, труда, общения, совместных форм деятельности.

Решение задач осуществлялось через систему воспитательных дел, коррекционных занятий, дополнительное образование, индивидуальный режим дня, трудовую и досуговую деятельность.

Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования началось с дня открытых дверей в школе ХЭВ. Ребята ответили на предложенные анкеты, смогли сами узнать все о кружках и секциях.

Сведения о посещении занятий в системе допобразования.

Наименование занятий

2008 - 2009 уч. год

2009 - 2010 уч. год


Кол-во

%

Кол-во

%

ИЗО

56

67

59

70

Умелые руки

55

65

47

56

Танцевальный

32

38

32

38

Музыкальный

35

42

15

18

Компьютерный

55

65

51

61

Спортивный (по секциям)





ОФП

-

-

11

13

Спортивные игры

25

30

28

33

Гимнастика

25

30

22

26

Лёгкая атлетика

27

32

38

45


Анализ заболеваемости воспитанников в сравнительных показателях

Годы

Общее кол - во заболеваний

Кол - во инфекционных заболеваний

Кол - во соматических заболеваний

2006

299

39

44

2007

262

24

30

2008

200

9

23

2009

120

8

18

2010

95

4

10


Благоприятно влияет дополнительное образование, в частности спортивные занятия по секциям, на здоровье воспитанников.

Все воспитанники «группы риска» посещают занятия в школе ХЭВ, и большинство - не менее двух. Кроме того, ряд из них постоянно представляют не только с (к) школу-интернат на различных конкурсах, в соревнованиях. Так Скобелев А. за участие в фестивале детского художественного творчества «Рождественские фантазии» получил сертификат. Эрлин Н. занял III место в номинации «Инструментальное исполнение» (старшая возрастная группа) в областном конкурсе детского художественного творчества «Созвездие - 2009»

В этом же фестивале успешно выступила(I место) старшая группа танцевального коллектива «Капельки», где участвовали: Н. Эрлин, Л. Рьтбников, Ю. Александров, О. Платонова.

Андреева М. заняла второе место в областном конкурсе профессионального мастерства по специальности «Швея».

Дети «группы риска» замечательно проявили себя в школьных конкурсах: поделок, художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях.

Деятельность воспитателей была направлена на создание условий для развития самореализации личности детей, воспитания, его успешной социализации в обществе. Особое внимание уделялось ребятам группы «риска», т.к. воспитатели входят в совет профилактики, некоторые из них закреплены за определенным учеником, чтобы в случае необходимости помочь ребенку в трудной ситуации.

Одним из направлений в работе классных воспитателей является работа с детьми, находящимися в приемных семьях. Это посещение, ведение дневников наблюдений, консультации приемных родителей, особенно по индивидуальным особенностям детей, наблюдения за эмоциональным состоянием детей, внешним видом и др. возникающие в процессе работы вопросы.

Воспитатели организуют творческую работу с детьми (походы, дни здоровья, экскурсии, занимательные мероприятия).

Отмечается работа следующих классных руководителей: Васильевой Л.А., Смирновой Н.Б., и др.

Диагностика уровня воспитанности, проведенная воспитателями в мае, и ее сравнительный анализ с 2009/10 учебном году свидетельствует о том, что поведение воспитанников о том, что поведение воспитанников и их общение с окружающими устойчивое. Воспитанники имеют представления о правилах культуры поведения. Дети ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, умеют распознавать опасность.

Гуманистически обоснованная, методически грамотная работа администрации школы-интерната и педагогического коллектива, обоснованный выбор содержания педагогической деятельности позволили создать благоприятный климат в учреждении и модель инновационного подхода к организации воспитательной работы с (к) школы - интернат.

Социально-педагогическая инициатива педагогического коллектива, направленная на обновление и развитие практики содержания и образования детей стала реальностью. Ориентация на личность, ее индивидуальные особенности и сохранные психические функции, новое содержание образования придает учебно-воспитательной работе целенаправленность и глубину, обеспечивает успех в педагогическом сопровождении ребенка в его социально-эмоциональном развитии.

Инновационный подход в стенах школы-интерната не является для педагогов самоцелью. Это насущная необходимость и потребность времени. Главное его предназначение заключается в разработке оптимальной системы в организации воспитательной работы с(к) школы - интерната.

Позитивные изменения, произошедшие в учебно-воспитательной работе, желание большей части педагогов творить и созидать, вселяет уверенность в успешность завершения начатого дела.

Результаты, полученные в процессе исследовательской работы педагогического коллектива актуальны и значимы не только для школы-интерната, но и для коррекционных учреждений области. Так как продукты инновационного подхода к организации воспитательной работы способствуют повышению качества подготовки воспитанников с проблемами в развитии к самостоятельной жизни и труду.

Выводы по 2 главе

Анализ и обобщение проведённого исследования позволяет сделать следующие выводы:

. Полученные данные подтверждают актуальность проблемы инновационного подхода в организации воспитательной работы в специальной коррекционной школе - интернате.

Происходящие изменения в обществе ставят перед коррекционной образовательной системой задачу обновления в первую очередь, в воспитании личности ребёнка.

В ходе диагностической деятельности и коллективного обсуждения выявлены проблемные места в жизнедеятельности школы - интернат. К ним следует отнести:

недостаточное совершенствование нравственных качеств личности, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении (по результатам тестирования лишь у 28% выпускников сформирована нравственная направленность);

не в полной мере сформирована потребность воспитанников в здоровом образе жизни;

нет системы в работе по подготовки воспитанников к семейной жизни;

слабо используется формирование этической культуры воспитанников, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.

Для устранения данных проблем, серьезное внимание было уделено разработке блочной программы воспитательной работы в с (к) школе - интернат.

. В ходе исследования нами была определёна система инноваций в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат. Система, согласна словаря Даля - план, порядок расположенья частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном, связном порядке.

Гипотеза данного исследования основана на предположении о том, что организация воспитательной работой в специальной (коррекционной) школе интернат г. Боровичи будет продуктивна, если будет разработана и реализована система инновационного подхода её организации, включающая:

- диагностику состояния воспитательной работы;

блочную программу воспитательной работы с (к) школы - интернат;

критерии и показатели оценки продуктивности разработанной системы.

Воспитательная работа с воспитанниками выстраивается в систему инноваций. Инновация: (англ. innovation - нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В нашем случае, система инноваций в организации воспитательной работы, подразумевает усовершенствование программы в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат.

Весь воспитательный процесс учитывает знание особенностей структуры дефекта, индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника.

В интернате отработана система по формированию положительных черт личности, по реализации задач воспитательного процесса через кружковую работу.

Большую роль в воспитательной работе играет МО воспитателей.

Деятельность воспитательной системы строится с соблюдением этапов:

анализ (рефлексия) → планирование→ организация → контроль.

При изучении продуктивности воспитательной работы используем методические рекомендации для выявления динамики развития личности ребёнка с первого года пребывания до выпуска из школы - интернат. Для этого введена карта развития личности.

Выстраивая коррекционную работу с такими детьми, была составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей, которая проводилась совместно с психологом.

Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии, вслед за О.С. Газманом осуществляем пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Учитываем особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, предлагаем следующие БЛОКИ воспитательной работы:

«Я и моя Родина», «Я среди людей», «Я и моё здоровье», «Я и мои способности», «Я и мой досуг», «Я и моя семья», «Я и моя профессия».

Все разделы программы содержат практический материал, направленный на развитие, коррекцию и воспитание детей с учетом возрастных и психофизических особенностей

Практическая реализация данной системы предполагает:

воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интересах личности, общества и государства;

обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности и коррекции имеющихся отклонений в развитии воспитанников;

обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

профессиональная подготовка воспитанников.

Благодаря системе инноваций и разработанной блочной программы в специальной (коррекционной) школе - интернат г. Боровичи воспитательная работа стала продуктивной.

. В качестве основных критериев результативности инновационного подхода к организации воспитательной работы стали следующие:

физическое и психическое здоровье воспитанника;

знание жизни и традиций народов своего региона;

нравственная направленность личности;

наличие базовой культуры воспитанника.

развитость индивидуальных способностей ученика;

готовность ребёнка к самостоятельной деятельности;

готовность воспитанников к социальной адаптации;

осознание воспитанников в выборе профессии;

Эти критерии позволяют рассматривать продуктивности процесса воспитания и как фактора самореализации ребёнка, и как важнейшего условия становления индивидуальности воспитанника с нарушениями в развитии.

По итогам года была проведена повторная диагностика уровня воспитанности.

Диагностика уровня воспитанности, проведенная воспитателями в мае, и ее сравнительный анализ с 2009/10 учебном году свидетельствует о том, что поведение воспитанников о том, что поведение воспитанников и их общение с окружающими устойчивое. Воспитанники имеют представления о правилах культуры поведения. Дети ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, умеют распознавать опасность.

Результаты, полученные в процессе исследовательской работы педагогического коллектива актуальны и значимы не только для школы-интерната, но и для коррекционных учреждений области. Так как продукты инновационного подхода к организации воспитательной работы способствуют повышению качества подготовки воспитанников с проблемами в развитии к самостоятельной жизни и труду.

Заключение

инновация воспитательный коррекционный интернат

В данной дипломной работе нами проведены - теоретические аспекты организации воспитательной работы.

В первой главе раскрыты:

- организация как функция менеджмента

- инновационный подход к организации воспитательной работы в школе - интернат;

условия и факторы реализации инновационного подхода к организации воспитательной работы в школе - интернат;

На основании этого сформулированы выводы по 1 главе.

Во 2 главе выявлены состояние и проблемы в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, рассмотрена система инноваций в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернат, показана продуктивность разработанной системы в организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат.

Представлена блочная программа воспитательной работы в с(к) школе интернат.

На основании чего показана продуктивность разработанной системы в организации воспитательной работы с(к) школы - интерната.

Инновационный подход в стенах школы-интерната не является для педагогов самоцелью. Это насущная необходимость и потребность времени. Главное его предназначение заключается в разработке оптимальной системы в организации воспитательной работы с(к) школы - интерната.

Позитивные изменения, произошедшие в учебно-воспитательной работе, желание большей части педагогов творить и созидать, вселяет уверенность в успешность завершения начатого дела.

Результаты, полученные в процессе исследовательской работы педагогического коллектива актуальны и значимы не только для школы-интерната, но и для коррекционных учреждений области.

Так как продукты инновационного подхода к организации воспитательной работы способствуют повышению качества подготовки воспитанников с проблемами в развитии к самостоятельной жизни и труду.

Список литературы

1.     Алексеева И.А., Гордеев П.Н. и др. Дети риска. - СПб.: Сфера, 2002. - 366 с.

2.       Архиреева Т.В. Структурированная проективная беседа как метод диагностики личностных проблем воспитанников детского приюта Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М., 2003. - N 4. - 52-63 с.

.        Багишаев, З.А., Быков А.К. Воспитание: Современные парадигмы. М.: Академия, 2006. -160с.

.        Байтингер Е. Детский дом: принципы управления Директор шк. - 1999. № 2. - 22-29 с.

.        Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб: Питер, 2002. -432с.

.        Брызгалова, С.И. Введение в научно-педагогическое исследование. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. -151с.

.        Буркова З.В. Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков : [г. Раменское Моск. обл.] // Первые итоги. - М., 1997. - 66-70 с.

.        Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001. - 284 с.

.        Быков А. В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А. В. Быков, Т. И. Шульга ; Ун- т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2001. - 98 с.

.        Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика.- М. : Педагогика, 1990. - 312 с.

.        Влияние детско-родительских отношений на формирование ситуации социального сиротства Под ред. Алексеевой Л.С. - М.: Проспект, 2002. - 312

.        Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. Учебно методическое пособие Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Прогресс, 2001. - 294 с.

.        Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: ВЕЧЕ, 1996. - 416с.

14. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. С.221-237

.       Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1990. - 213 с.

16.     Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. - 82 с.

.        Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45.

.        Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. -М., 1996. С. 10-37.

.        Гербеев Ю. В. Система воспитательной работы в детском доме / Ю.В. Гербеев, А.А. Виноградова ; Науч.-исслед. ин-т школ. - М., 1976. - 172 с.

.        Голикова М.И. Организация работы с трудными детьми // Классный руковод. - № 1. - 1999. - 154 с.

.        «Дом детства» - детства дом: кн. для учителя-воспитателя дет. дома, шк.-интерната / [авт.-сост. Л.С. Кочкина, Н.В. Орлова, Т.И. Шалавина и др.]. Новокузнецк: Б.и., 1997. - 124 c.

.        Дубская И.В. Психокоррекционная работа в приюте : [Приют для детей и подростков в г. Ачинске Краснояр. края] // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - C. 183-187

23.   Жукова, Р.А. Игра как средство социального развития детей [ Текст] / Р.А. Жукова. -Волгоград : ИТД « Корифей», 2006.- 112с.

24.     Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. -Москва, «Наука»,1997. - 261 с.

25. Комаров В. В. Воспитание детей сирот: взгляд практикующего теоретика [учеб. пособие] / В.В. Комаров. - М.: Пед. о-во России, 2005. - 255 с.

. Комаров В.В. Детский дом: другая жизнь: заметки директора дет. дома : учеб. пособие / В.В. Комаров. - Самара: НТЦ, 2004. - 86 с.

.       Кочкина Л. С. Дом, освещенный Солнцем: из опыта работы Дома детства № 95 г. Новокузнецка Кемер. обл. - М.: Дом, 2001. - 144 с.

28.     Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. [ Текст] / Н.В. Краснощёкова.- Ростов Н/ Д : Изд-во Феникс, 2006- С. 34-87.

.        Кулагина, И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М.: Сфера, 2006. - 464 с.

.        Куричкис И. В. Управление процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального профессионального образования : метод. пособие / И.В. Куричкис ; Учеб.-метод. центр Ком. по образованию Санкт-Петербурга - СПб. : УМЦ, 2004. - 138 с.

.        Лаврова, Г. Н. Проблемные дети. Основы психокоррекции : учеб. пособие / Г.Н. Лаврова ; Юж.-Урал. гос. ун-т. Каф. психологии развития. - Челябинск : ЮУрГУ, 2002. - 59 с.

.        Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика. М.: Гардарики, 2005. - 335

33. Овчинникова А. Н. От управления развитием ребенка к управлению учреждением посредством эстетического и нравственного воспитания Всеросийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, Москва, 17 - 19 окт. 1995 г. / М - во образования РФ. - М., 1996. С. 95-99.

.       Овчинников А. Н. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Овчинников Анатолий Николаевич ; [Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого]. - Тула, 2002. - 23 с.

35.     Петров С.М. Детский дом - школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве: (из опыта работы) // Дефектология. - 2001. - № 1. - C. 56-59.

.        Программно-методическое обеспечение управленческой и учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / сост.: Н.Е. Журавлева и др.; отв. ред. Л.К. Селявина. - М.: Центр «Школьная кн.», 2003. - 171 c.

.        Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях, М.: Владос, 2008. - 271 с.

.        Романова И. А. Социально-педагогические условия социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: учеб. пособие / И.А. Романова ; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2003. - 71 с.

.        Сборник нормативно-правовых актов по организации жизнедеятельности образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Про-Пресс, 2004. - 62 c.

.        Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. 2006. №2. С. 61-64.

.        Сидорова Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей : метод. пособие / Л. К. Сидорова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 101 с.

.        Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов / Б.А. Куган, В.Л. Савиных, В.А. Поварницына и др. - Курган: ПО «Исеть», 1997. - 123 c.

.        Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе ./Под ред. Т.И. Шамовой и Т.И.Третьякова. Москва- Тюмень,1994. - 123 с.

.        Поташник М.М. Демократизация управления школой.- М.: Экономика,1990. - 261 с.

45.   Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

46.     Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 345 с.

47.   Худенко ЕД., Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей, М.: АРКТИ, 2008. - 312 с.

48.     Чернова М.А. Психологические условия коррекции деформации эмоциональной сферы детей в условиях приюта: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Чернова. - Ставрополь, 2003. - 19 c.

.        Шайденко Н.А., В.Г. Подзолков и др. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего образования: Методические рекомендации. Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.- 162 с.

.        Эффективные технологии социальной адаптации детей-сирот : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 дек., 2003 г. / [редкол.: д.ист.н., проф. Е.П. Титков (пред.) и др.]. - Арзамас: АГПИ, 2003. - 187 с.

51.   Ямбург Е.А. Эта «скучная наука управления». (Текст) / Е.А. Ямбург. - М., 1992. - 234 с.

Похожие работы на - Инновационный подход к организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!