Современная банковская система РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    73,71 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная банковская система РФ

Содержание

Введение

. Банковская система РФ: структура и развитие

.1 Основные этапы развития банковской системы РФ

.2 Современное состояние банковской системы РФ

. Оценка деятельности Центрального банка РФ

.1 Центральный банк РФ как проводник денежно-кредитной политики

.2 Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ

.3 Банковские операции ЦБ РФ и оценка их доходности

3. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Банковская система занимает важное место в структуре экономики любой страны. От состояния банковской системы зависит не только денежно-кредитная сфера экономики, но и состояние коммерческих банков. Роль коммерческих банков как регуляторов денежного обращения, центров аккумуляции денежных ресурсов и их перераспределения возлагает на них большую ответственность перед обществом. Общество не должно иметь повода ставить под сомнение устойчивость банковской системы, а партнеры, вкладчики и инвесторы должны иметь полную уверенность в устойчивости и надежности любого коммерческого банка. Поэтому, актуальность приобретает исследование и совершенствование работы банковской системы.

За истекшее десятилетие функционирования банковской системы были проведены исследования, направленные на выявление тенденций и факторов, оказывающих влияние на формирование коммерческих банков. Однако, современные условия рыночной экономики и перехода на международные стандарты отчетности требуют продолжения разработок в изучении банковской системы России.

Цель курсового проекта состоит в исследовании процессов, формирующих банковскую систему Российской Федерации.

В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

проанализировать основные этапы зарождения и развития банковской системы в России;

дать оценку современному состоянию банковской системы РФ;

исследовать деятельность Банка России, как ведущего звена банковской системы;

проанализировать влияние международных финансовых институтов на формирование российской банковской системы;

провести анализ основных тенденций развития банковской системы;

Объектом исследования явилась банковская система РФ.

Предметом исследования является совокупность показателей, характеризующих деятельность Центрального банка и коммерческих банков.

Методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам экономики, банковского дела, финансам и статистики, нормативные акты Центрального банка России.

1. Банковская система РФ: структура и развитие

.1 Основные этапы развития банковской системы РФ

Банковская система является неотъемлемой частью экономики любого государства, так как банки представляют собой структурную, основную единицу сферы денежного обращения. Банки организуют денежный оборот и кредитные отношения, финансируют различные области экономики, осуществляют страховые операции, производят всевозможные операции с ценными бумагами, посреднические сделки и управление имуществом. Банки являются и источником кредитов для органов управления, домашних хозяйств, источником краткосрочного заемного капитала предприятий. Банковские депозиты представляют главный источник денег для транснациональных операций и инструмент государства по стабилизации экономики.

Банки являют собой финансовый институт, предоставляющий широкий спектр услуг, относящийся к кредитам, сбережениям, платежам. Банк - это юридическое лицо, которое осуществляет банковскую деятельность, в том числе, привлекает денежные средства юридических и физических лиц, размещая их на условиях срочности, платности и возвратности, осуществляет расчетные операции. В основе банковской деятельности лежит идея функционирования как специфического предприятия.

Эволюция развития банковской системы России происходила на протяжении длительного периода времени и переживала определенные изменения, пока не сформировалась ее нынешняя структура. Проследим основные этапы этого эволюционного развития.

Зарождение российских банков уходит в эпоху Великого Новгорода (XII-XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

До 1861 г. банковская система России была представлена, в основном, дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.

После отмены крепостного права банковская система России получила бурное развитие: был создан государственный банк, возникли общества взаимного кредита.

До начала первой мировой войны и октябрьской революции, Россия имела развитую кредитную систему, которая включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка, 36 губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.

В 1917 г., в результате национализации, были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, что в свою очередь привело к образованию государственной монополии на банковское дело. Впоследствии произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый Государственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию и, в конце концов, были запрещены операции с ценными бумагами.

В период НЭП вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы. Однако процесс возрождения воспроизвел только два уровня, которые представлены на рис. 1.1.






Рис. 1.1. Организационная структура кредитной системы в послереволюционной России

Из данных рисунка 1.1. легко заметить, что в период НЭП монопольное положение занимал Госбанк. Вместе с тем существовала разветвленная сеть коммерческих банков и кредитных учреждений, находящихся в частной и коллективной собственности.

Однако в 30-е годы произошла очередная реорганизация кредитной системы, следствием которой стало ее чрезмерное укрупнение и централизация [7].

Вместо разветвленной кредитной системы остался лишь один уровень, который был представлен Госбанком, Строительным банком, Банком для внешней торговли и системой сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления и находилась в административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министерства финансов. Таким образом, в СССР сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк, сосредоточение в нем всего денежного оборота страны.

Реорганизация банковской системы 1987 года носила прежний административный характер. Банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности государства.

На первом этапе монополию четырех банков сменила олигополия нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались прежними банками, лишь реорганизованными и переименованными. Данная реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов. Банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую рентабельность, т.к. не существовало выбора кредитного источника.

Второй этап банковской реформы в СССР относится к 1988-1990 гг. Этот этап отмечен отходом от монополизма, так как были созданы первые коммерческие банки на паевых и кооперативных началах. Первый такой банк появился в августе 1988 г., когда был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков и ТОО на паевых началах. Через два года Госбанк СССР зарегистрировал 400 коммерческих и кооперативных банков.

1.2 Современное состояние банковской системы Российской Федерации

Третий этап банковской реформы, по нашему мнению, начался 2 декабря 1990 г. с принятием Законов «О Центральном банке Российской Федерации» [1] и «О банках и банковской деятельности» [2], а также принятию ряда нормативных документов по регулированию деятельности коммерческих банков.

В результате этих действий была создана двухуровневая банковская система в Российской Федерации, которая представлена на рис. 1.2.

Кредитная система, как и любая отрасль народного хозяйства, нуждается в соответствующей организации звеньев, иерархичности структуры. Как правило, выделяются центральный управленческий орган, а также низовые или функциональные органы.

В соответствии с функциональной специализацией, объемом и количеством предоставляемых отдельной хозяйственной единицей кредитно-финансовых услуг, ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является Центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства.

Однако, прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям, а также иным институтам, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию Центрального банка. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк и его учреждения могут оказывать только косвенное воздействие.



















Рис. 1.2. Структура кредитной системы России на современном этапе

В настоящее время в России становление двухуровневой банковской системы идет по двум направлениям: с одной стороны, созданы коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, с другой - усиливается роль контролирующего и регулирующего их деятельность Центрального банка, который работает не с хозяйствующими субъектами, а с коммерческими банками.

Взаимоотношения между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность Центрального банка не противоречит законодательству о банках; Центральный банк административно не вмешивается в текущую деятельность коммерческих банков.

Началу четвертого этапа качественных преобразований банковской системы России, по нашему мнению, послужило принятие Федеральных законов Российской Федерации от 27 июня 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.). [7]

Существующая двухуровневая банковская система страны предопределяет наличие определенных функций у организаций, составляющих ее уровни. Таких как:

Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.

Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие функции [1]:

монопольно выпускает деньги в обращение;

хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банк банков»;

выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды;

осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;

ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует государство;

регулирует курс национальной валюты и координирует зарубежную деятельность частных банков своей страны;

хранит централизованный золотой и валютный запас;

устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т.ч. официальной ставки ЦБ по кредитам;

проводит научные исследования;

определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

формирует эффективный механизм денежно-кредитного регулирования экономики.

Наделение ЦБ указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций ЦБ, необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.

В то же время, политика ЦБ является одной из важнейшей частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине ХХ века сложился «магический четырехугольник» целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Достижение этих целей Центральный банк осуществляет с помощью следующих основных инструментов кредитно-денежной политики:

дисконтной политики (изменение учетной ставки);

изменение норм обязательных резервов;

операции на открытом рынке;

контроль за денежной массой.

Дисконтная политика, или изменение учетной ставки, представляет собой изменение своеобразной цены дополнительных ресурсов, предоставляемых ЦБ остальным банкам.

В случае «перегрева» конъюнктуры и ускорения роста цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», повышает учетную ставку и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства и может провоцировать рост безработицы.

Повышение учетной ставки свидетельствует об ожесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.

Другим важным инструментом кредитно-денежной политики Центрального банка являются обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в ЦБ.

В Российской Федерации, начиная с 1 мая 2006 года, Положением ЦБ РФ от 30 марта 2006 года, устанавливаются следующие нормы отчислений в фонд обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческого банка до 30 дней - 18 %, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней - 14 %, свыше 90 дней - 10 %. [11].

С 11 января 2007 года Центральный банк России издает указания № 731-У «Об изменениях нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов» по состоянию на 1 января 2004 года. Этим указанием устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов депонируемых в Центральный банк России по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте в размере 10 %., по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации - в размере 7 %, которые действуют без изменений до настоящего времени [12].

Суть регулирования этим рычагом сводится к тому, что в случае «перегрева» конъюнктуры и нежелательного роста цен ЦБ увеличивает нормы обязательных резервов и сокращает возможности кредитования, а значит, и размеры денежной массы, сдерживает рост производства и цен. И наоборот, снижение нормы приводит к «подогреву» экономики с вытекающими из этого последствиями. Однако, перегиб в регулировании резервирования (повышение и так уже завышенных процентов обязательных резервов) может привести к нежелательным последствиям, а не к тому, что действительно необходимо в экономической и финансовой ситуации страны.

Несмотря на всю важность этих двух инструментов, не они сегодня «делают погоду» в кредитно-денежной политике ЦБ. Дело в том, что механизм применения их довольно громоздок, требует большой работы в каждом кредитном учреждении, носит разовый, а в случае с обязательными резервами - принудительный характер. Это иногда ведет к отрицательным последствиям.

Главным инструментом кредитно-денежной политики ЦБ во многих странах становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая, - изымает часть их из обращения.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это - более гибкий инструмент регулирования по сравнению с политикой дисконта и обязательных резервов. Он носит сугубо добровольный характер и, как правило, перманентный - в зависимости от состояния экономики и кредитно-денежного рынка.

С помощью указанных инструментов ЦБ удается в определенной степени влиять и управлять инфляцией. Но одними только этими инструментами победить инфляцию невозможно. Тем более что российская инфляция имеет глубокие, специфические корни: глубокие диспропорции нашей экономики; преобладание отраслей, добывающих сырье и производящих средства производства; огромный дефицит государственного бюджета, ошибки в проведении экономических реформ. Поэтому, усилия ЦБ по стабилизации цен, конечно важны, но совершенно недостаточны для того, чтобы победить этот пока самый страшный недуг нашей экономики. Более того, сама кредитная система страны оказалась заложницей инфляции и не может функционировать нормально.

Коммерческие (не эмиссионные) банки - это второй уровень банковской системы и в то же время это - костяк кредитной системы, который концентрирует основную часть ее кредитных учреждений. Их деятельность довольно велика, поэтому их еще называют универсальными банками. Сегодня коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг.

В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая лизинг, факторинг, форфейтинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания.

Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление, в основном, одного - двух видов услуг для большинства своих клиентов. Все специализированные банки можно классифицировать на основании критерия специализации (рис. 1.3.).

Четкое разграничение специализации банков является необходимым, так как оно принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построение баланса банка, а также специфику организации работы с клиентурой [8].










Рис. 1.3. Классификация специализированных банков

В настоящее время в банковской системе России наблюдается сокращение числа банков. За 2011 год число действующих банков сократилось на 33 единицы и на 1 января 2012 года составило 922 единиц. Для сравнения, в 2010 году число банков, покинувших рынок, равнялось 52 единицам, а в 2009 - 51 (таблицы 1.1. и 1.2., рис. 1.4.).

Таблица 1.1.

Число банков


На 01.01.12

На 01.01.11

На 01.01.10

На 01.01.09

Действующие кредитные организации

978

1012

1058

1108

Из них банки

922

955

1007

1058

И банковские КО

56

57

51

50

Число кредитных организаций с иностранным участием

230

220

226

221

Из них со 100%

76

80

82

76

И свыше 50%

37

31

26

26


Таблица 1.2.

Динамика числа банков


Изменение за 2011 год

Изменение за 2010 год

Изменение за 2009 год

Изменение за 2008 год

Действующие кредитные организации

-34

-46

-50

-28

Из них банки

-33

-52

-51

-34

И банковские КО

-1

+6

+1

+6

Число новых КО

+3

+1

+9

+12

Число кредитных организаций с иностранным участием

+10

-1

+5

+19

Из них со 100%

-4

-1

+6

+13

И свыше 50%

+6

+1

0

+3

Число присоединенных банков

+17

+19

+14

+5


Рис. 1.4. Число действующих банков в РФ

В 2012 году может быть отозвано больше лицензий, чем в 2011, так как с 1 января 2012 года вступило более жесткое требование по объему собственного капитала. Еще за два месяца до вступления его в законную силу в России было 150 банков с объемом собственного капитала, не отвечающим новым требованиям (более 180 млн. руб.).

Наибольшее количество банков находится в центральном федеральном округе (57,8%) (рис. 1.5.).

Рис. 1.5. Региональная структура банков на 1 января 2012 года

В 2011 году общий объем активов кредитных организаций вырос на 23,1% или на 7,82 трлн руб. в абсолютных величинах. Темпы роста, показанные в 2011 году, были намного больше, чем в предыдущие два года - в 2010 году активы увеличились на 15%, а в 2009 - всего на 5%. Однако до кризиса ежегодный рост активов был на уровне 30-50%. Всего в 2011 году рост активов наблюдался у 85% всех работающих в стране банков (рис. 1.6.и 1.7.).

Рис. 1.6. Объем активов в банковской системе России

Рис.1.7. Темпы роста активов

На 1 января 2012 года совокупный объем активов российских банков составил 41,6 трлн руб. При этом отношение банковских активов на начало 2012 года к ВВП за 2011 год составило 76,6%, против 75,9% по итогам 2010 года.

Структура активов российских банков в 2011 году претерпела достаточно сильные изменения. В первую очередь можно отметить резкий рост ссудной задолженности с 65,6% на 1 января 2011 года до 69% к концу года. Эта новая тенденция, так как в 2010 году доля ссудного портфеля в активах заметно снижалась. Также в 2011 году была заметна тенденция сокращения ликвидных активов. Если на 1 января 2011 года в денежных средствах банки хранили 2,7% активов, то на 1 января 2012 года - только 2,3%. Объем средств на счетах в ЦБ РФ за год сократился на 0,8 процентного пункта (таблица 1.3.).

Таблица 1.3.

Структура активов


1.01.12

1.01.11

Изменение в 2010 году в п. п.

1.01.10

1.01.09

Денежные средства, драгоценные металлы и камни

2,3%

2,7%

-0,4

2,7%

3,0%

Счета в Банке России

4,2%

5,4%

-1,2

6,0%

7,4%

Корреспондентские счета в банках

2,4%

2,5%

-0,1

2,9%

4,4%

Ценные бумаги, приобретенные банками

14,9%

17,2%

-2,3

14,6%

8,4%

Кредиты и прочие ссуды

69,0%

65,6%

-3,4

67,5%

71,2%

Основные средства, нематериальные активы

2,3%

2,6%

-0,3

2,7%

1,9%

Прочие активы

4,9%

4,0%

0,9

3,6%

3,7%


В 2011 году общий объем кредитов, депозитов и других размещенных средств российских банков увеличился на 29,6% или на 6,56 трлн руб. в абсолютных величинах. Темпы роста кредитов оказались заметно выше темпов роста активов, что и предопределило рост этого компонента в структуре активов с 65,6% на 1 января 2011 года до 69,0% на 1 января 2012 года. На 1 января 2012 года объем суммарного кредитного портфеля российских банков составил 28,7 трлн руб., при этом на кредиты нефинансовым организациям приходилось 61,8% кредитного портфеля. Задолженность физических лиц перед банками составила 5,56 трлн руб., что в структуре кредитного портфеля составляет 19,4% (рис. 1.8.).

Рис. 1.8. Объем кредитного портфеля в банковской системе России

В 2011 году пассивы банковской системы России выросли на 23,1% или на 7,82 трлн руб. в денежном эквиваленте. И если в 2010 году основной прирост был увеличением привлеченных денежных средств у населения, то в 2011 году заметную роль играли юридические лица и средства, привлеченные у ЦБ (табл.1.4).

Таблица 1.4.

Структура пассивов


1.01.12

1.01.11

Изменение в 2010 году в п. п.

1.01.10

1.01.09

Фонды и прибыль банков

11,9%

12,8%

-0,9

12,8%

11,1%

Средства, полученные от Банка России

2,9%

1,0%

1,9

4,8%

12,0%

Средства организаций на расчетных, текущих и прочих счетах

12,8%

14,3%

-1,5

13,1%

12,6%

Депозиты юридических лиц

20,1%

17,9%

2,2

18,6%

17,6%

Средства на счетах физических лиц

28,5%

29,0%

0,5

25,4%

21,1%

Выпущенные долговые обязательства

3,7%

4,0%

-0,3

3,9%

4,0%

Кредиты, депозиты и иные средства, полученные от других банков

11,0%

11,1%

-0,1

10,6%

13,0%

Прочие пассивы

9,1%

9,9%

-0,8

10,8%

8,6%


Рекордной для банковской системы России в 2011 году стала полученная прибыль по итогам года. Тем самым продолжилась тенденция, взявшая свое начало в 2010 году, когда прибыль фактически утроилась по сравнению с результатом 2009 года. По итогам 2011 года банки России заработали 848 млрд руб., что на 247 млрд руб. или в 1,5 раза больше результата 2010 года, и на 643 млрд. руб. или в 4 раза больше результата 2009 года (рис. 1.9.).

банковский операция контроль кредитный

Рис. 1.9. Прибыль российских банков

2. Деятельность и функции Центрального банка РФ

.1 Центральный банк РФ как проводник денежно-кредитной политики

Проводником денежно-кредитной политики государства в большинстве стран является центральный банк или «банк банков». Центральный банк наделен монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса. Нередко центральный банк выступает агентом правительства при обслуживании государственного бюджета и надзорным органом банковской системы. В разных странах его называют национальным, эмиссионным или резервным банком. В специфических случаях проводником денежно-кредитной политики может выступать министерство финансов от лица правительства, валютное правление и валютный институт, а также частный банк, обладающий монополией на денежную эмиссию.

При реализации своей деятельности ЦБ РФ преследует следующие цели [19]:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы России;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделены следующие его функции [1]:

разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Рассмотрим структуру баланса Банка России на 01.01.2011 г. по официальным данным Банка России (см. приложение 1).

Анализ данных приложения 1 показал, что основным источником размещения средств Банка России являются «Международные резервы, депозиты и ценные бумаги», которые занимают 88,5% от общего объема активных операций. Изучение структуры пассива ЦБ РФ показало, что основными источниками привлечения средств являются средства на счетах Банка России кредитных организаций (59,4%), и кредиты и депозиты, выданные коммерческим банкам (35,6%).

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования [5].

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

В соответствии с целями и типом проводимой Центральным Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты ее проведения.

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование банков;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения;

депозитные операции Банка России.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков, включая учет и переучет векселей. Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная ставка - учетная. Ломбардной ставкой является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса КБ на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ.

В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в 2010 году четыре раза снижал процентные ставки по своим операциям. Ставка по кредиту «овернайт» и ставка рефинансирования были снижены с 8,75 до 7,75% годовых, минимальная процентная ставка по аукционам прямого РЕПО на срок 1 день - с 6,0 до 5,0% годовых, а ставка по однодневным депозитам и депозитам «до востребования» - с 3,5 до 2,5% годовых. За 2011 год в целом ставка рефинансирования, ставки по кредитам «овернайт», сделкам «валютный своп» и минимальные ставки по аукционным операциям предоставления ликвидности были повышены на 0,25 процентного пункта, максимальные ставки по депозитным аукционам - на 0,5 процентного пункта, по депозитным операциям, проводимым по фиксированным ставкам,- на 1,0-1,25 процентного пункта, процентные ставки по другим операциям постоянного действия, проводимым на срок до 1 месяца (ломбардные кредиты и прямое РЕПО), были снижены на 0,5 процентного пункта. Наиболее наглядно динамика развития ставки рефинансирования показана в приложении 2.

Резервные требования используются в качестве инструмента регулирования масштабов кредитно-расчетных операций банков и контроля за состоянием денежной массы, служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций КБ, а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций [12].

Нормативы обязательных резервов в 2010 году не изменялись и составляли 2,5% по каждой категории резервируемых обязательств. Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, за 2010 год возросла на 37,0 млрд. рублей и на 1.01.2011 составила 188,4 млрд. рублей.

Банк России принимал решения о повышении нормативов обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств кредитных организаций с 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2011 года. В совокупности нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте были повышены с 2,5 до 5,5%, а по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - с 2,5 до 4,0%.

Операции на открытом рынке - операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО (государственные казначейские обязательства), правительство при посредничестве ЦБ РФ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентная ставка), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором - увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных инвестиций), однако прямой зависимости здесь нет, должно быть еще много других стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.).

В 2010 году Банк России активизировал использование операций с ОБР (облигации Банка России) с учетом возросшего спроса на них. За 2010 год объем ОБР в обращении увеличился в 2 раза - до 588,9 млрд. рублей, при этом максимального уровня данный показатель достиг в сентябре 2010 года - 996,1 млрд. рублей по рыночной стоимости. По итогам 2010 года объем средств, привлеченных Банком России на аукционах по размещению ОБР, был равен 1,9 трлн. Рублей (за 2009 год - 0,3 трлн. рублей). Объемы операций Банка России по продаже и покупке ОБР на вторичном рынке в 2010 году составили 14,0 и 100,0 млрд. рублей соответственно. В 2010 году Банк России также осуществлял операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательств обратного выкупа). Объем этих операций в 2010 году составил 23,9 млрд. рублей.

С учетом конъюнктуры денежного рынка и оценки динамики факторов формирования банковской ликвидности в 2011 году Банк России снижал масштабы использования операций с ОБР, постепенно сокращая объемы их эмиссии. В сентябре Банк России объявил о приостановке проведения аукционов по размещению выпуска ОБР, погашение которого предусматривалось 16.12.2011, и в дальнейшем решения о размещении новых выпусков ОБР Банком России не принимались. Объем ОБР в обращении сократился с 0,6 трлн. рублей по состоянию на начало года до нуля в октябре 2011 года. В 2011 году Банк России также проводил операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля, объем которых за год составил 8,0 млрд. рублей.

Валютное регулирование - осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В случае недостатка в стране твердой валюты Центральный Банк может ввести ограничения на ее покупку и продажу - валютный контроль, который позволяет повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты.

В 2010 году ситуация на внутреннем валютном рынке определялась состоянием внешних и внутренних финансовых и товарных рынков и параметрами курсовой политики Банка России, которая была направлена на обеспечение устойчивости рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Ситуация на внутреннем валютном рынке в течение года была сбалансированной, при этом масштабы участия Банка России на нем относительно предыдущих лет сократились. В 2010 году Банк России с учетом изменения тенденций на внутреннем валютном рынке в отдельные периоды осуществлял как покупку (в январе-августе), так и продажу (в сентябре-декабре) иностранной валюты. Объем нетто покупки иностранной валюты Банком России за указанный период составил 34,1 млрд. долларов США. Прирост номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам за 2010 год по отношению к декабрю 2009 года составил 1,9%, реального эффективного курса - 6,9% (по итогам 2009 года данные показатели снизились на 9,2 и 3,9% соответственно). При этом реальное укрепление рубля к евро за 2010 год составило 14,5%, а к доллару США - 4,0%.

В 2011 году курсовая политика Банка России была направлена на сглаживание колебаний курса рубля и осуществлялась в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Банк России продолжал использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины (сумма 0,55 доллара США и 0,45 евро), диапазон допустимых значений которой задавался плавающим операционным интервалом. За 2011 год резервные валютные активы Банка России увеличились на 10,6 млрд. долларов США. Основными факторами роста резервных валютных активов в этот период стали операции Банка России на внутреннем валютном рынке (покупка валюты) и доходы от инвестирования резервных валютных активов (процентные доходы и переоценка ценных бумаг). Положительное влияние на величину резервных валютных активов оказало и включение в начале 2011 года в их состав чистой позиции Российской Федерации в МВФ. Между тем укрепление доллара США по отношению к другим резервным валютам и снижение объема средств на счетах клиентов Банка России действовали как факторы сокращения резервных валютных активов в данный период.

 

2.2 Банковское регулирование и надзор как основная функция ЦБ РФ

В зависимости от уровня контролирующих субъектов в сфере банковской деятельности можно различать такие направления, как государственный контроль за деятельностью Банка России, а также деятельность Банка России по контролю и надзору за кредитными организациями.

В Конституции и федеральных законах Российской Федерации содержатся определенные контрольные полномочия Президента РФ и Государственной Думы (ГД) в отношении Банка России. Отдельные вопросы его деятельности подлежат контролю Счетной палатой РФ, органами прокуратуры, налоговыми и иными контролирующими органами государства в соответствии с их компетенцией и полномочиями.

В свою очередь, контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляет Банк России путем непрерывного анализа и сопоставления экономических показателей их деятельности на основе ежемесячных отчетов, а также инспектирования и проведения проверок соблюдения ими законодательства РФ и нормативных актов Банка России. Кроме того, они подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке согласно ст.7 Закона об аудиторской деятельности.

По мере развития общества и государства происходит поиск новых форм и методов контроля и надзора, нацеленных на создание в обществе режима законности, в том числе в банковской сфере. В этой связи представляется возможным в качестве самостоятельного направления контроля в сфере банковской деятельности рассматривать контроль кредитных организаций за соблюдением их клиентами финансового законодательства. Находясь в гражданско-правовых отношениях со своими клиентами и совершая по их поручениям расчетные и иные операции, кредитные организации обязаны следить за законностью этих операций с точки зрения соблюдения ими валютного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и др. При этом кредитные организации выступают в роли агентов государства, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по осуществлению контрольных полномочий в отношении своих клиентов.

Таким образом, проблема контроля и надзора в сфере банковской деятельности носит комплексный характер, а ее решение находится в сфере компетенции как органов государства и Банка России, так и самих банков.

В России исторически сложилась и законодательно закреплена централизованная банковская система. Как отмечает В. Смит, наиболее упрощенное определение централизованной системы представляет собой систему, в рамках которой единственный банк обладает полной или частичной монополией на осуществление эмиссионной деятельности. Именно монополия эмиссионной деятельности послужила тем источником, из которого современные центральные банки почерпнули свои второстепенные функции и отличительные черты [20].

Российская банковская система имеет свои особенности. В России банковская система является двухуровневой. Двухуровневость банковской системы предполагает существование верхнего уровня, наделенного государственно-властными полномочиями (Банк России), и нижнего (предпринимательского) уровня банковской системы. Кроме того, с учетом современного федеративного устройства России централизованная банковская система является федеральной, т.е. ее организация, функционирование и государственное управление ею осуществляется на уровне Российской Федерации, а не ее субъектов. Организационные формы и другие характеристики банковской системы РФ регулируются Конституцией РФ, Законом о Банке России, Законом о банках, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи [1]:

предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

социально-экономические приоритеты развития общества;

совершенство законодательной базы;

проводимая Банком России кредитная политика;

степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные [12].

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты, разрешения на проведение операций и отдельных направлений деятельности банков.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Методы направлены на оказание помощи банкам в введении финансовой отчетности, составлении документов и принятии оперативных решений. Например, изменение порядка формирования кредитными организациями резервов на возможные потери. (Новая редакция Положения Банка России № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»). Особенности формирования резервов на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон в соответствии с ЦБР № 1584-У от 22.06.06 г.

В данном Положении рассматриваются такие вопросы, как:

Процентные нормы отчислений в резерв. Периодичность формирования резервов и их корректировка.

Перечень факторов риска, на основании которого выносится мотивированное суждение о необходимой к созданию величине резерва.

Особенности оценки риска потерь по балансовым активам: вложениям в ценные бумаги, средствам, размещенным на корреспондентских счетах, дебиторской задолженности, основным средствам, переданным в аренду, прочему участию, не уменьшающему величину собственных средств (капитала банка).

Особенности оценки риска потерь по условным обязательствам кредитного характера.

Порядок формирования резерва по условным обязательствам кредитного характера с учетом предоставленного обеспечения по сделке.

Резерв по срочным сделкам. Особенности формирования резервов под прочие потери.

Особенности составления отчетности по форме 0409155 «Сведения о резервах на возможные потери».

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте;

проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

взыскать штраф;

назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Одним из условий обеспечения устойчивости банковской системы является комплексный подход к проблеме контроля и надзора, сочетающий государственный контроль и надзор за банковской системой и банковской деятельностью, а также осуществление контрольно-надзорных полномочий во всех направлениях контроля и надзора в сфере банковской деятельности, включая контроль за созданием кредитных организаций и лицензированием банковской деятельности, банковский надзор, валютный контроль, контроль за соблюдением налогового и антимонопольного законодательства, борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и др.

На основе характеристики отечественной банковской системы и анализа правового статуса основных субъектов банковской деятельности, к которым автор относит Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков, автор заключает, что, с одной стороны, деятельность как Банка России, так и кредитных организаций является предметом контроля и надзора со стороны различных контролирующих и надзорных органов государства, с другой стороны, как Банк России, так и кредитные организации являются субъектами контроля и надзора в отношении своих контрагентов (Банк России - в отношении кредитных организаций, а кредитные организации - в отношении своих клиентов). Среди субъектов банковской деятельности Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом как специальный орган государства, создание которого прямо предусмотрено в ст.75 Конституции РФ. Он наделен специальной компетенцией и публично-правовыми функциями по управления банковской системой страны, а также по осуществлению контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Исследуя гражданско-правовой статус Банка России, можно отметить, что попытки применения к нему каких-либо организационно-правовых форм, предусмотренных в ГК РФ, несостоятельны. Банк России не подпадает под категорию коммерческих и некоммерческих организаций. Он обладает уникальной природой, особым конституционно-правовым статусом, которые не укладываются в рамки ГК РФ.

Кредитные организации представляют собой наиболее многочисленную часть банковской системы. В зависимости от оснований классификации, можно выделить различные их виды. Наиболее характерным признаком их классификации является перечень разрешенных для осуществления банковских операций (вид лицензии), в соответствии с которым различают банки и небанковские кредитные организации.

В отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности между надзорными органами и поднадзорными лицами. Надзор предусматривает право надзорного органа оценивать деятельность поднадзорного лица лишь с точки зрения законности, а не целесообразности. При этом вмешательство надзорного органа в оперативную, хозяйственную и иную самостоятельную деятельность поднадзорного лица не допускается. Контроль может быть как государственным, так и негосударственным. Надзор, как правило, осуществляется исключительно органами государства. В сфере банковской деятельности понятие контроля применимо в отношениях между отдельными контролирующими органами государства и Банком России (бюджетный, налоговый, таможенный контроль, и др.), а также между кредитными организациями и их клиентами (контроль кредитных организаций за соблюдением финансового законодательства их клиентами). Понятие надзора применимо преимущественно в отношениях между Банком России и кредитными организациями, за некоторыми исключениями (например, антимонопольный контроль и др).

В 2011 году Банком России зарегистрированы 3 вновь созданные кредитные организации, а 18 кредитных организаций, или 1,8% от общего числа действующих кредитных организаций, расширили свою деятельность путем получения лицензий (при этом 2 банкам выдано несколько видов лицензий), из них:

4 банкам выданы генеральные лицензии на осуществление банковских операций, в том числе 1 из них - в результате реорганизации в форме присоединения одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

6 банкам выданы лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в том числе 1 банку - в результате реорганизации в форме присоединения одновременно с выдачей генеральной лицензии на осуществление банковских операций и 1 банку - одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

3 банкам - участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, были выданы лицензии на проведение соответствующих операций в иностранной валюте;

5 банкам выданы лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, из них: 1 банку - одновременно с выдачей лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

1 банку выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

1 небанковской кредитной организации выдана лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, содержащая более широкий перечень банковских операций по сравнению с ранее выданной лицензией.

В 2011 году Банк России отказал в расширении деятельности 9 кредитным организациям в связи с несоответствием требованиям Федерального закона от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и нормативных актов Банка России. Кроме того, 1 небанковской кредитной организации было отказано в получении статуса банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) в связи с несоответствием требованиям нормативных актов Банка России.

В 2011 году 4 кредитные организации изменили организационно правовую форму с общества с ограниченной ответственностью на акционерное общество.

В 2011 году к кредитным организациям применялись преимущественно предупредительные меры воздействия. Принудительные меры воздействия в виде требований об устранении нарушений применены в отношении 519 кредитных организаций, штрафных санкций - 296 кредитных организаций, ограничений отдельных операций - 68 кредитных организаций, запретов на осуществление отдельных банковских операций - 25 кредитных организаций, запретов на открытие филиалов - 35 кредитных организаций.

Уполномоченными представителями Банка России в 2011 году были проведены 1143 проверки кредитных организаций и их филиалов. Основная доля проверок (76,6%) была проведена в соответствии со «Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2011 год» (875 проверок). На внеплановой основе осуществлено 268 проверок, из которых 185 проведено в рамках рассмотрения ходатайств кредитных организаций в связи с принятием решения об увеличении уставного капитала.

В 2011 году Банком России осуществлялась работа в области предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в рамках Федерального закона от 25.02.1999 №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Федерального закона от 27.10.2008 №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».

В 2011 году Банк России осуществлял контроль за соответствием банков - участников системы обязательного страхования вкладов требованиям к участию в системе страхования вкладов, установленным Федеральным законом №177-ФЗ, применялись меры, предусмотренные Федеральным законом №177-ФЗ, за их нарушение.

2.3 Банковские операции ЦБ РФ и оценка их доходности

В соответствии с ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России имеет право осуществлять следующие операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

) выдавать поручительства и банковские гарантии;

) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствие с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Таблица 2.1.

Счет прибылей и убытков ЦБ РФ (в миллионах рублей)


2011

2010

2009

ДОХОДЫ Процентные доходы по ценным бумагам по кредитам, депозитам и иным размещенным средствам в банках-резидентах, в рублях по кредитам, депозитам и иным размещенным средствам в иностранной валюте по требованиям Банка России к МВФ прочие Доходы от операций с ценными бумагами Доходы от участия в капиталах кредитных и иных организаций Чистые доходы от восстановления провизий

 182748 131140  38134  6385 1290 5799 31144 15929 12323

 228075 153982  57236  9426 0 7431 77708 1210 153992

 521992 231542  262941  19454 0 8055 244766 6344 0

Прочие доходы плата за услуги, оказываемые Банком России клиентам доходы от реализации монет из драгоценных металлов чистые реализованные курсовые разницы по иностранной валюте прочие

14361 6896 5537 0 1928

8497 5507 1248 0 1742

34243 4310 857 27429 1647

Итого доходов

256505

469482

807345

РАСХОДЫ Процентные расходы Расходы по операциям с ценными бумагами Расходы по организации наличного денежного обращения Чистые расходы по формированию провизии Расходы по отрицательной переоценке ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи Прочие операционные расходы Расходы на содержание служащих Банка России

 78245 8837  15906 0 4070 47997 79547

 108365 12300  10732 0 5193 54871 73756

 135431 34612  11564 251890 10916 46161 65351

Итого расходов

234602

265217

555925

Финансовый результат деятельности: прибыль

21903

204265

251420


Из таблицы 2.1. видно, что в течение 2009-2011 года доходы Банка России уменьшились в 3,15 раза (с 807345 млн руб. в 2009 году до 256505 млн руб. в 2011 году), прибыль уменьшилась почти в 11,5 раза (с 251420 млн руб. до 21903 млн руб.). Существенное снижение этих показателей наблюдается за 2011 год. Наиболее доходной статьей среди всех доходов банка являются процентные доходы (65% в 2009 году и 71% в 2011 году). Второй по доходности статьей являются доходы от операций с ценными бумагами (30% в 2009 году и 12% в 2011году). В 2011 году наблюдается уменьшение доходности по этим статьям по сравнению с 2009 году (с 95% до 83%). Следует отметить, что в 2010 году значительная часть доходов пришлась на чистые доходы от восстановления провизии (33%).

3. Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ

Современная банковская индустрия России представляет собой мощную народнохозяйственную отрасль по оказанию широкого спектра разнообразных услуг: от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами для удовлетворения потребностей розничных клиентов.

Экономические, политические и социальные явления, происходящие как внутри страны, так и в мировом экономическом сообществе, обусловливают определенные тенденции и проблемы в развитии отечественного банковского сектора.

Можно выделить три основные тенденции в порядке их важности и силы влияния на перспективы развития банковской системы России. Самой мощной тенденцией является международная конкуренция. И это не общие слова, а реальные факты.

Федеральным законом № 173-Ф3 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29.06.2004) российским резидентам были разрешены практически все виды банковских услуг не только на территории РФ, но и за ее пределами. В результате крупнейшие российские компании (крупнейшие и лучшие клиенты российских банков), испытывая недостаток в объемных и качественных банковских услугах, все большую и большую долю своего так называемого «банковского кошелька», своего потребления банковских услуг производят за счет поставщиков этих услуг, находящихся за пределами РФ. Соответственно российские банки проигрывают конкуренцию за лучшего клиента. Даже такие крупнейшие, как Сбербанк, Внешторгбанк, не говоря уже о более мелких частных банках, вынуждены отдавать значительную и лучшую часть клиентского сегмента иностранным банкам.

В сложившейся ситуации встает проблема выживаемости отечественных банков. Крупные российские примерно уже 2-2,5 года ведут активную политику проникновения в сектор средних российских предприятий, заменяя ими выбытие более крупных клиентов, вытесняя более мелкие банки в малый российский бизнес. Таким образом, возникает своеобразная волна, проходящая через всю российскую банковскую систему и порождающая единые ее последствия, - значительное число малых российских банков чувствует себя все более и более напряженно и готовится к одному из следующих сценариев.

Первый сценарий - продажа себя в качестве филиалов крупнейшим российским банкам.

Второй сценарий - объединение малых банков на региональном уровне в той или иной форме.

Третий сценарий, в значительной степени связанный с предыдущим, - это специализация банков в какой-либо географической или отраслевой клиентской нише с целью стать более конкурентоспособным в определенном небольшом клиентском сегменте и тем самым выжить.

Четвертый сценарий для тех, кто не решится на предыдущие - уход с банковского рынка.

Вторая тенденция связана с общеэкономическим ростом, на фоне которого происходит развитие банковской системы. Поэтому, несмотря на то, что первая тенденция - конкуренция, усиливается, но общий рост экономики (и сохранение этой тенденции в будущем) повышает спрос на банковские услуги.

Третья тенденция, опять же непосредственно связанная с усиливающейся конкуренцией, - это существенное изменение структуры банковской системы.

Традиционно банковская система делится на крупные, средние и малые банки. В настоящее время целесообразен и другой принцип классификации: банки крупных мегаполисов (прежде всего это столичные) и «немосковские» банки. Эта разница не просто в географическом положении, но, прежде всего в качестве работы.

Преобладающая часть региональных банков - средние и малые. По эффективности, качеству работы региональные банки лучше. Они проще организованы, традиционные банковские операции предоставляются прямо, связи - многолетние. В целом деятельность региональной банковской системы, по мнению представителей ЦБ России, значительно более прозрачна.

В Москве спектр банков шире - от сверхкрупных до мелких, интенсивнее банковский бизнес, его связи, управление и банковские операции сложнее. Огромная клиентская ниша, жесточайшая конкуренция, ментальность представителей столичной банковской системы делают этот сегмент банковского рынка самым сложным в России.

В этих условиях тенденция к сегрегации банковской системы проявляется в Москве наиболее остро и в ближайшие два года она еще более усилится. Перспективы выживания малых столичных банков в отличие oт региональных крайне малы, они должны как можно быстрее специализироваться в небольшой клиентской нише, в противном случае рискуют просто исчезнуть. Обратная, негативная сторона этой проблемы заключается в том, что малые столичные банки, не видя позитивных для них перспектив на рынке, начинают активно заниматься грязными банковскими технологиями, что в конечном итоге также должно привести к их ликвидации.

Антикриминальная политика становится неотъемлемой частью регулирования банковского сектора в международном масштабе. Сплочение усилий против отмывания денег, незаконного вывоза капитала за рубеж и других проявлений криминальности в банковском секторе становится одной из основных целей в борьбе с нелегальным бизнесом в целом. С другой стороны, опыт функционирования экономических систем показывает, что контроль никогда еще не удавался на все сто процентов. Более того, опыт России явно показал, что чем выше уровень контроля экономики, тем менее эффективно его практическое значение. Поэтому правовое преследование преступности и в том числе «отмывания» денег очень глубокий и сложный вопрос в условиях рыночной системы, предполагающей свободный обмен товарами и услугами, свободное перемещение капитала, свободу формирования различных организаций и союзов, что требует большого внимания, усилий и профессионализма в борьбе за легализацию операций в банковском секторе.

В этой связи необходимо и существенное изменение психологии банковской культуры, формирование мнения о безусловном выполнении банковского законодательства, переход от тезиса «Знай своего клиента» к тезису «Знай клиента своего клиента».

Немного о банковских реформах. За последние годы правила игры в банковской сфере существенно изменились. Конкретные, наиболее значимые изменения, которые государство в лице Центрального банка провело в банковской системе, следующие:

Самое заметное и серьезное изменение связано с введением системы страхования вкладов. Это непростой процесс, и здесь ставятся следующие задачи:

укрепить доверие населения к национальной банковской системе;

создать систему страхования вкладов как элемент финансовой стабильности и страны в целом.

Повышение качества отечественной банковской системы.

Чтобы не потерять конкурентные преимущества, российские банки должны постоянно совершенствовать свои операции и услуги в ответ на растущие потребности клиентов, учитывая их качественно изменившиеся запросы, склонность к риску, внедрять более прогрессивные структуры управления и информационные технологии, которые позволяли бы гибко реагировать на изменяющиеся внешние условия.

Целый ряд нормативно-инструктивных актов, разработанных ЦБ был направлен на повышение качества кредитного портфеля, на улучшение управления ликвидностью, совершенствование внутреннего контроля и т.д.

Кадровый вопрос. Современным банкам нужны:

высококвалифицированные кредитные аналитики, умеющие грамотно оценить качество банковских активов, структурировать и монтировать кредитные сделки, выполнять требования ЦБ по качеству кредитного портфеля и оградить собственные банки от чрезмерной критики оппонентов;

аналитики финансово-хозяйственной деятельности клиентов;

бухгалтеры-аудиторы, способные применять международные стандарты учета и отчетности в банковской сфере;

менеджеры среднего и нижнего звена, располагающие инструментарием принятия стратегических решений, хорошо разбирающиеся в банковском маркетинге;

специалисты по борьбе с «отмыванием грязных денег», с незаконными доходами, проходящими через банковскую систему;

специалисты с блестящим знанием иностранных языков как общеразговорного, так и профессионального плана. Без всего этого любой специалист кредитной системы работать не может, для крупных банков - это уже сегодняшняя реальность.

Объективной тенденцией является интеграция России в мировое и, в первую очередь, европейское экономическое и финансовое пространство, которая будет иметь большие последствия, принесёт как положительные, так и определенные отрицательные результаты в экономике (особенно для ее неконкурентоспособных отраслей, которые у нас пока что преобладают), занятости населения и его благосостоянии.

В ближайшие 5-7 лет вхождение России в ЕС маловероятно или почти исключено. Однако через 10-15 лет вполне допустимо членство в Европейском экономическом и валютном союзе в той или иной форме.

Аргументами в пользу такого сценария являются заинтересованность 1С в России как будущем огромном рынке, обширной ресурсной базе и инвестиционном поле; энергетическая зависимость ЕС от России, причем в ближайшие 20-25 лет других альтернатив российским поставкам не предвидится: значительная доля ЕС в экспорте России, в иностранных инвестициях в Россию и в ее внешнем долге; наконец, это экономические, политические и социальные интересы значительного слоя российского общества в вопросе стратегического сотрудничества с Евросоюзом.

Однако можно перечислить и множество аргументов против подобной интеграции. Противников интеграции достаточно не только в ЕС, но и в самой России. При этом многие считают (и их большинство), что Россия ни географически, ни политически, ни экономически не «поместится» в ЕС.

Что же касается уже предположительно недалеких перспектив вступления в ВТО с точки зрения банковской системы, то, безусловно, возрастает открытость банковской системы, еще более усилятся внешняя конкуренция и риски. Однако есть одна тема, которая навязывается России, и связана она с попытками заставить нас предоставить иностранным банкам на территории страны лучшие условия в сравнении с теми, в которых работают отечественные банки. В частности, предлагается убрать все границы для открытия филиалов. Это означает, что иностранные банки желают работать через прямые филиалы. Следовательно, они будут менее контролируемы и с большими финансовыми возможностями. Прямые филиалы неприемлемы, и российское банковское сообщество отстаивает интересы России и ее банковской системы на всех международных переговорах по вступлению в ВТО.

И в заключение отметим, что банковский сектор страны все еще находится в состоянии «переходности». Следовательно, его необходимо преодолеть, чтобы устойчиво и динамично развиваться. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - важная и чрезвычайно сложная задача экономических реформ и преобразований современной российской экономики.

Заключение

В результате проведенного исследования в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.

Проведен анализ основных этапов развития банковской системы Российской Федерации, который подтвердил, что в последние годы ситуация в банковском секторе значительно улучшилась. Благоприятная тенденция сложилась в росте ликвидности кредитных организаций, увеличился приток денежных средств в российские коммерческие банки из-за границы, улучшилась политика Центрального банка России в вопросах банковского надзора и регулирования.

Исследование возможных источников информации о деятельности банков показало, что: основным источником информации остается в настоящее время официальная отчетность банков, которая отражает все основные процессы, происходящие в банковской сфере.

Изучена деятельность Центрального банка РФ как главного банка банковской системы, рассмотрены методы денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора. Анализ баланса Банка России показал, что основным источником размещения средств Банка России являются «Международные резервы, депозиты и ценные бумаги», которые занимают 88,5% от общего объема активных операций. Изучение структуры пассива ЦБ РФ показало, что основными источниками привлечения средств являются средства на счетах Банка России кредитных организаций (59,4 %), и кредиты и депозиты, выданные коммерческим банкам (35,6 %).

Рассмотрены проблемы и перспективы развития банковской системы Российской Федерации.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2007.

. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 2007 г. (в последней редакции).

. Федеральный закон РФ от 20.8.2006 N 121-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации Закон РФ от 20.8.2006 N 121-ФЗ.

. Федеральный закон РФ от 28.7.2006 N 84-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов»

. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 98 с.

. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник / Под ред. Е. Ф. Жуков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 528 с.

. Банковское дело: учебник / Под ред. проф. О. И. Лаврушина. - М.: Кнорус, 2008. - 766 с.

. Головин, Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2009.

. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. - М.: Высшее образование, 2009. - 392 с.

. Елизаветин, М.Е. Иностранный капитал в экономике России. - М.: Международные отношения, 2010. - 264 с.

. Ключников, М.В., Шмойлова Р.А. Коммерческие банки: экономико-статистический анализ - М.: Маркет ДС, 2008.

. Костерина, Т.М. Банковское дело - М.: Маркет ДС, 2010.

. Моисеев, С.Р. Денежно-кредитная политика: Теория и практика. - М.: Экономистъ, 2008. - 651 с.

. Папирян, Г.А. Экономика и управление банковской сферой: международный аспект. - М.: Экономика, 2008. - 231 с.

. Тавасиев, А.М. Основы банковского дело. - М.: Маркет ДС, 2006. - 304 с.

. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Юрист, 2009. - 403 с.

. Шестаков, А.В. Банковская система РФ. - М.: МГИУ, 2009. - 240 с.

. www.banks-rate.ru

19. www.book-science.ru

. www.cbr.ru

. www.gks.ru

Похожие работы на - Современная банковская система РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!