Психология тренера

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,28 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психология тренера

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА,МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Психология тренера»

Выполнила

Студентка 4 курса

группы

отделения ИСиФВ

Заочной формы обучения

Иванова М.И.





Москва 2012 г.

Введение

В жизни легче достичь поставленных целей, если брать пример с конкретного человека. В этом случае знаешь и видишь куда стремишься, какие могут быть результаты. Многие выдающиеся личности в юношестве увлекались творчеством кого-либо, а потом повторяли или превосходили успехи своего учителя. Тренер - это человек, который имеет какие-либо сертификаты, звания, награды, опыт и передаёт знания своим ученикам.

История этой профессии уходит корнями в далёкое прошлое, когда появились первые люди. Человек сейчас умеет и знает намного больше своих предков, потому что они открывали, изобретали, изучали и распространяли свои убеждения, инструкции по применению предметов, трав и корешков - своего рода наставники и учителя. Философы также имели последователей и учеников.

Тренер играет важную роль в современном обществе. Он подталкивает человека словом, личным примером достигать вершин. Спортивный тренер своим личным примером приобщает молодёжь к здоровому образу жизни без алкоголя и курения. Занятия спортом дают человеку физическую выносливость и красивое тело. А успех многих футбольных состязаний зависит от того, сумеет ли тренер найти нужные слова перед матчем.

Тренер должен быть профессионалом в той области, которую он преподаёт. Если это спорт, то за его спиной должны быть победы в соревнованиях, другие спортивные достижения.

Если речь идёт о бизнес-тренере, то ему необходимо иметь успешный опыт на руководящих должностях в той сфере, которой посвящён тренинг. Тренеру не справиться со своими обязанностями без теоретической и практической подготовки. Ему предстоит работать с группами совершенно разных по характеру людей, поэтому нужно: разбираться в психологии, уметь управлять коллективом, обладать харизмой и способностью обучать.

Глава 1 Личностные качества тренера

1.1 Структура личности тренера

Структуру личности тренера мы рассматриваем из известной концепции К.К. Платонова, согласно которой можно выделить четыре подструктуры.

В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление передать учениками профессиональный опыт.

В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции.

Четвертая подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возраст, пол, темперамент и др. Такой подход позволяет понять общие и специфические черты личности тренера.

Чтобы установить соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у него определенные свойства личности. Это должна быть некоторая структура, свидетельствующая о ведущих качествах тренера.

Доминирующими качествами тренера для детей было то, что он:

1.Учит любить спорт

2.Любит детей

.Помогает в трудную минуту

.Не жалеет свободного времени

.Помогает в становлении личности

.Контролирует успеваемость в школе

.Помогает в решении жизненно важных вопросов.

Юные спортсмены характеризуют тренера по трем основным группам свойств:

свойства, связанные с общением (доброта, отзывчивость, справедливость, честность);

свойства внешности и манерам поведения (веселость, чуткость, внимательность и строгость);

свойства, связанные с процессом обучения (талантливость, трудолюбие, мужественность, дисциплинированность).

Достаточно большое внимание исследованиям качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д.Вуден и многи другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всех уровнях, включая как учебную так и внешкольную работу. Они установили, что

.Овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительности изложения, от умения преподавателя преподнести материал обучаемым;

.Степень понимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала;

.Доброжелательная атмосфера в группе зависит от поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать известную свободу их действий.

Эти же исследователи выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения:

2.Пассивность - энергичность

.Агрессивность - поддержка

.Расплывчатость - ясность

.Поощрение - безразличие к активному участию учащихся в процессе обучения.

.Сдержанность - яркость

.Поощрение к обмену мнениями - чтение лекций.

.Доброжелательность, теплота - холодность, сдержанность.

Все это позволяет предположить, что «идеальный» тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.

.2 Ролевые позиции тренера

Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.

Тренер - теоретик и практик. А. С. Макаренко говорил, что ученики просят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не просят плохого знания своего дела.

Структура знаний тренера составляют общественно - политические, психолого - педагогические, медико-биологические и специальные знания.

Общественно - политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую базу для профессиональных знаний. Психолого - педагогические знания определяют сущность профессиональной подготовки тренера.

Знание предметов медико-биологического цикла: анатомии, биомеханики, физиологии, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры - составляет специфическую особенность структуры знаний тренера. Знания в этой области, позволяет ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций.

Тренеры мастера в процессе воспитания юных спортсменов выделяют комплекс их психических качеств и особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним фактором, воздействующим на формировании личности и процесс воспитания (учитывая индивидуальные и социально - психологические особенности). Они разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющие являются нравственные качества и особенности, присущие российскому образу жизни, характеру.

В модель, кроме моральных качеств, включаются и специальные качества и черты, значительно влияющие на общение и взаимоотношения со сверстниками в процессе тренировки и соревнований (например, спортивная честь, устойчивость поведения, выдержка в сложных ситуациях спортивной борьбы). С этой моделью тренер сравнивает индивидуальные характеристики идейно - политической, нравственной и волевой подготовленности юных спортсменов и уточняет пути их воспитания. При этом он определяет те психологические (и социально - психологические) черты и особенности юных спортсменов, которые оптимально способствуют восприятию и усвоению идейно - политических и нравственных норм и установок.

Эти черты и особенности имеют как общие, так и специфические (обусловленные особенностями конкретного вида спорта) проявления и представляют собой компоненты направленности или жизненной позиции личности (например, социальные стороны спортивной мотивации, общественные интересы, гражданственность, коммунистическая убежденность); характера (принципиальность, оптимизм, общительность, эмоциональная устойчивость, самокритичность), волевой сферы (стойкость, дисциплинированность, самообладание), социально-психологические характеристики спортивной группы (сплоченность, стремление к взаимодействию и взаимопомощи, психологическая совместимость, ситуативное взаимопонимание, эмпатия).

Разумная диагностика этих особенностей является одним из требований психологического подхода тренера к осуществлению процесса воспитания и обучения юного спортсмена.

Тренер-организатор. Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его проектов, методических планов и условием более целенаправленного и реального проектирования собственно-педагогических и функциональных задач. Решение собственно педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, их спортивной умелости. А функциональные задачи связаны с созданием инструментария педагогического воздействия, целостной системы спортивно-массовой работы по месту жительства. Нередко неопытные или опытные, но незнающие педагогической теории тренеры первый тип задач подменяют вторым. Однако, не всегда эффективно организованные и проведенные «мероприятия» дают положительный результат. И наоборот, внешне ничем не привлекательные мероприятия приводят к положительным изменениям в личности воспитанников и сплочению детского коллектива, формированию у подростков спортивных умений.

Глава 2 Классификация основных типов тренеров


Проблема - «тренер» не перестает быть актуальной проблемой и сегодня привлекает все большее внимание специалистов. Многие учебные заведения мира готовят тренеров по различным видам спорта, но только часть из них попадает в категорию успешных тренеров, которые являются воспитателями выдающихся спортсменов. Большинству - при прочих равных условиях, так и не удается перешагнуть через барьер «серядников» и они представляют основной отряд тренеров, которые являются поставщиками возможных отдельных членов сборных команд страны. Эти тренеры в лучшем случае, готовят мастеров спорта, но никогда - чемпионов страны, Европы, мира, Олимпийских игр.

В данной статье - «Классификация основных типов тренеров» - журнал «Спортивный психолог» №2 (17) 2009г., автор (Пурахин Н. Ф.) описывает общий портрет профессии - тренер.

Чем же отличаются друг от друга успешные и неуспешные тренеры?

В связи с решением данного вопроса проведено анкетирование 78 сильнейших тренеров различных видов спорта.

Тренер - это не только профессия и не просто должность. Это призвание души, желание и способность отдать всего ученикам и быть рядом с ними всегда. Тренер - это педагог, призванный в первую очередь воспитывать гражданина, патриота своей Родины, а также осуществлять подготовку спортсменов различной классификации. Тренер - это психолог, и отец, и друг. И обязательно человек в самом высоком понимании этого слова.

Также автор выделил некоторые грани самого портрета тренера. Одной из граней портрета тренера является его тип, который находит отражение в образе профессиональной деятельности тренера. Выделяют в разных видах спорта следующие типы тренеров:

·Тренер - эрудит, тренер постоянно следящий за достижениями современной науки и техники, в совершенстве знающий свой вид спорта и находящийся в курсе событий по другим видам спорта.

·Тренер - исследователь имеет склонности к постоянному изучению, анализу факторов тренерской деятельности. Он многократно проверяет себя, создает свои модели решения проблем.

·Тренер - скульптор, этот тип тренеров близок к типу тренера - исследователя. К этому типу - многие относили тренера, подготовившего олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту - Владимира Брумеля - В. М. Дъячков.

·Тренер - нянька, к этому типу тренеров относили известного тренера по легкой атлетике, Никифирова, который подготовил плеяду выдающихся советских бегунов.

·Тренеры - искатели истины, хрупкие, но энергичные. Скромные, но упорные, они до конца жизни вели своих учеников по всем ступенькам мастерства.

·Тренер - психолог - в процессе воспитания спортсменов выявляет комплекс их психических качеств и особенностей от которых зависит спортивное будущее занимающегося, его способности усвоения морально - нравственных принципов и норм поведения; содействует выработке воли, эмоциональной устойчивости.

Профессионально значимыми мотивами деятельности тренера являются интерес к спорту и физической культуре, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность в большой общественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество своей работы.

2.2 Личные тренеры и тренеры сборных команд

В статье, в свою очередь, среди личных тренеров выделяют три группы тренеров.

К первой группе относят тренеров, которые способны вести своих учеников от новичков до самых больших высот спортивного мастерства. В школах таких тренеров регулярно появляются новые и новые одаренные спортсмены.

Другую группу личных тренеров представляют те, которые не имеют налаженного и высоко эффективного «конвейера» подготовки чемпионов. Для них воспитание выдающегося спортсмена скорее эпизод творческой биографии. Их труд основан на многолетней работе с одним, двумя, тремя одаренными учениками. В процессе такой работы тренеры, как правило, теряют других воспитанников. И когда их выдающиеся ученики уходят из спорта эти тренеры часто остаются ни с чем.

Третья группа (самая многочисленная) - это тренеры, ведущие подготовку спортсменов на начальных этапах многолетней тренировки. Их иногда подразделяют на детских, подростковых тренеров, тех, которые работают с начинающими спортсменами юношеского, юниорского, реже взрослого возраста. Он доводят своих учеников в лучшем случае до звания мастера спорта. Затем эти спортсмены попадают в руки менее малочисленной группы тренеров - «тренеров - ювелиров», которые доводят их до престижных чемпионских званий. Эти тренеры часто привлекаются к подготовке сборных команд.

В конце статьи, автор указывает на присутствие широкого спектра психологической классификации тренеров работающих с выдающими спортсменами. В свою очередь, тренеры, работающие со сборными командами имеют свою специализацию: тренер - психолог; тренер - ответственный за физическую подготовку; тренер - ответственный за тактическую, техническую, теоретическую и др.

Заключение

Спортивный тренер руководит тренировками спортсменов, готовит их к соревнованиям. Именно спортивный тренер приводит спортсмена на высшую ступень пьедестала почета. Основные задачи тренера: изучить и максимально использовать индивидуальные физические и психологические ресурсы спортсмена; грамотно распределить нагрузку, интенсивность и режим тренировок, чтобы спортсмен успевал восстановиться к решающему старту; подобрать самые эффективные средства и методы физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки для достижения лучших результатов; следить за состоянием здоровья спортсмена, поддерживать эмоционально и настраивать на победу.

В любом достижении спортсмена есть большая заслуга его тренера - человека, который отдает свои силы, знания, душу своему наставнику и развивает его мастерство. Поэтому успехи спортсменов стали возможны во многом благодаря большому количеству квалифицированных тренеров и внедрению в практику спорта современных научно обоснованных методов спортивной тренировки. Сейчас тренеры работают везде: не только в специализированных организациях, но и во всех учебных заведениях, лагерях и других местах труда и отдыха людей. Неоценим вклад тренера в работу по развитию физического мастерства, культуры и поддержанию здоровья людей.

Проблема некоторых тренеров - это переоценка собственных сил. Не каждый профессионал своего дела может обучать. Тренером может быть только гибкая, активная и креативная личность. Он должен «гореть» на работе, иметь собственные методики, наработки, примеры и так далее.

Нет такого ВУЗа, который выпускает тренеров. Тренер - это, прежде всего, опыт, а не образование. В процессе работы пригодится образование психолога, которое помогает лучше понимать людей.

Список литературы

1.Григорьев Е. Секреты профессии/Чем счастлив тренер. М.: ФиС, - 1987.-69с.

2.Громыко В.В. Тренер рядом всегда. - Омск.: Книжное издательство., 1981.-164с.

.Креер В. Ищу единомышленников. - М.: ФиС, 1972.-29с.

.Мехрикадзе В.В. О профессии тренера, поиски идей в спринтерском беге. М.: Спорт Акад. Пресс, 2001.-164с.

.Платонов К.К Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972.

.Пурахин Н. Ф.) - «Классификация основных типов тренеров» - журнал «Спортивный психолог» №2 (17) 2009г.-16с.

.Родионов А. В. - Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академический проект; 2004.-290с.

.Туманян Г. С. Учебник для институтов физической культуры. 2000.

Похожие работы на - Психология тренера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!