Пространство в классической механике. Закон распространения теплоты Фурье

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,17 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пространство в классической механике. Закон распространения теплоты Фурье

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Сибирский Государственный Аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева"

(СибГАУ)

Кафедра управления качеством и сертификации




Контрольная работа

По дисциплине "Концепции современного естествознания"



Вариант Ш

Выполнил: студент гр. БММЗУ-12-02

Шилов Р.C.

Проверил: проф., д. х. н. В.П. Жереб






Красноярск 2012

Содержание

Чем отличаются правило, закон и принцип?

Перечислите и раскройте смысл основных свойств реального пространства и пространства в классической механике. Что такое абсолютное пространство?

Опишите эволюцию представлений о теплоте. Раскройте смысл закона распространения теплоты Фурье

Список литературы

Чем отличаются правило, закон и принцип?

Ответ: Наука ставит своей целью, установление причинно-следственных связей, которая представлена в такой абстрактной форме y=f (x), где в качестве причины выступает аргумент, а в качестве следствия, состояние системы. Описанная таким синкретическим образом, целостно в виде функции и самое главное, явная форма этих функциональных связей.

.Правило - самая простая форма обобщения, относится к конкретному явлению и связывается с определенным разделом науки.

Законы всегда носят объективный характер и выражают реальные процессы, связывающие явления объективного мира. Законы являются ступенями познания. Принято различать законы по степени их общности: менее общие (касаются ограниченной области знания, изучаемой конкретными науками, например, закон естественного отбора); более общие (затрагивают несколько областей знания, распространены в нескольких смежных областях, например, закон сохранения энергии); всеобщие (фундаментальные законы бытия, например, принцип развития и всеобщей связи). Также выделяют законы функционирования и законы развития. Признаками закона являются универсальность и необходимая истинность предложений. Законы должны относиться к любому объекту, изучаемому данной наукой, а также адекватно отражать предметы и явления и их свойства, которые изучаются теорией.

. Принцип - самый абстрактный уровень обобщения, носит над дисциплинарный характер. Он ложиться в основу процесса познания, то есть относится к физике, химии и к др.

При самом построении и изложении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, закладываются в сам фундамент теории. Основные аспекты содержания каждого принципа раскрываются в совокупности законов и категорий теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают "механизм" их действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий.

Перечислите и раскройте смысл основных свойств реального пространства и пространства в классической механике. Что такое абсолютное пространство?

Ответ: Реальное пространство консервативной модели. В реальности выделяют три масштаба: мегамир, макромир и микромир. Выделим основные свойства реального пространства. По Аристотелю, характер пространства зависит от того, что в нем происходит, что в нем находится и как друг с другом взаимодействует.

.Реальное пространство непрерывно, в нем нет прорех, где пространства не существует.

2.Реальное пространство трехмерно. Достаточно трех взаимно перпендикулярных измерений для однозначного определения объекта в пространстве.

.Пространство не однородно, в разных местах пространство имеет разную плотность.

.Пространство не изотропно, т.е. не одинаково в разных направлениях, имеет специфические направления.

Рядом с большой массой, геометрия пространства изменяется, т.е. реальное пространство обладает неоднородностью, зависящее от расположения масс. Это возможно только в мегамире.

Наличие нескольких тел необходимо для формирования ощущения пространства. Если они не находятся в контакте, то их можно свести друг с другом, что является основой нашего понятия о пространстве. В геометрии Евклида пространство играло качественную роль, потому что хотя положение точки (абстрактного понятия тела) считалось заданным оно не описывалось числом. Декарт ввел понятие расстояния между точками, вычисляемого в трехмерной системе координат. Если одна точка имеет координаты, а вторая координаты, то расстояние между ними находится по теореме Пифагора обобщенной на трехмерное пространство:

При этом считается, что точки не движутся относительно друг друга или, что их координаты берутся в один и тот же момент времени.

Обратим внимание, что понятие координат некоторого тела формулируется относительно выбранной системы координат и, следовательно, тела отсчета, задающего эту систему координат, тогда как расстояние между точками не зависит от выбора этой системы. Изучать движение пробных тел можно только в выбранной системе координат, т.е. относительно тел задающих систему отсчета. Но относительно произвольной системы отсчета даже простое движение может иметь сложный вид. Например, на вращающейся карусели движение катящегося шарика будет отличаться от движения того же шарика на покоящейся карусели. В теоретической механике это свойство формулируется как отсутствие однородности и изотропии пространства в данной системе отсчета. Естественно, что возникает потребность выбрать такую систему отсчета в которой уравнения механики и решения этих уравнений будут иметь самый простой вид. Оказывается, что в ньютоновой механике всегда можно найти такую систему отсчета в которой пространство является однородным и изотропным, а время - однородным. Это инерциальная система отсчета.

Более того, существует бесконечно много инерциальных систем отсчета. Они отличаются друг от друга тем, что могут двигаться относительно друг друга с постоянной скоростью. Во всех таких системах пространство будет однородно и изотропно, а время - однородно. Законы механики в таких системах отсчета будут одинаковы - так был сформулирован принцип относительности Галилея, который является одним из основных принципов механики.

Опишите эволюцию представлений о теплоте. Раскройте смысл закона распространения теплоты Фурье

Ответ:

В XVIII в. теплота представлялась в виде некоторой жидкости, общее количество которой остается в течение различных физических процессов неизменным. Для объяснения целого ряда явлений, и в особенности явления распространения тепла в материальных телах, эта гипотеза оказывалась вполне удовлетворительной. Изящная и классическая теория распространения тепла в пространстве, созданная Фурье, исходит из соотношения, которое выражает "закон сохранения теплоты". Но многочисленные явления, в которых теплота возникает в результате трения, с большим трудом объяснялись в рамках этой гипотезы, и мало-помалу физики от нее отказались и стали рассматривать теплоту не как некую вечную субстанцию, а просто как одну из форм энергии. Действительно, во всех происходящих вокруг нас чисто механических явлениях энергия сохраняется всегда, за исключением тех случаев, когда в результате трения происходит выделение тепла. Если рассматривать теплоту как одну из форм энергии, то можно выдвинуть некий общий принцип сохранения энергии.

Теорией теплоты во Франции тогда занимались многие ученые. Значимые результаты получили и Лавуазье, и Лаплас, и Био, и Пуассон. Фурье начал формулировать задачи теплообмена вначале для двух тел, затем для нескольких, а потом, довольно решительно перешел к континуальной модели процесса теплопередачи.

Развиваемый им подход лежал вне рамок основных методов того времени, использовавшихся в рациональной и звездной механике. Он не следовал из общих вариационных принципов. Гипотеза о пропорциональности потока тепла или потока температуры разности температур (в предельном случае градиенту температуры) была настолько революционной, что продолжительное время никак не принималась современниками (здесь - плотность, - теплоемкость, - коэффициент теплопроводности, - коэффициент температуропроводности).

Фурье первым осознал различие процессов, протекающих в толще сплошной среде и на ее поверхности. Он сформулировал для них различные уравнения, дополненные начальными условиями в явном виде, и обосновал выбор систем координат учитывавших физические и геометрические симметрии задачи. Решения задач в такой постановке приводятся к форме, допускающей прямое сравнение с экспериментом.

) от теплоемкости,

) от внутренней теплопроводности и 3) от внешней теплопроводности. Эти три основные свойства являются в формулах для каждого данного тела постоянными величинами. Если они определены, то все вопросы, касающиеся движения теплоты, разрешаются уже аналитически, путем вычислений

Для анализа полученных уравнений в частных производных Фурье развил метод разделения переменных и предложил новый способ отыскания их решений, основанный на разложении непрерывных и разрывных функций в ряды и интегралы Фурье (позднее он предложил и обратный переход в конфигурационное пространство). Успешность такого подхода стимулировала развитие и многих других видов интегральных представлений.

Закон теплопроводности, установленный Фурье:

поток теплоты пропорционален градиенту температуры.

Этот закон оказался применимым к веществам в твердом, жидком и газообразном состояниях; кроме того, он не зависел от химического состава тела. Для каждого вещества характерен только коэффициент пропорциональности между плотностью теплового потока и градиентом температуры.

Когда теплота (тогда считали - "теплород")"течет" по закону Фурье от области с более высокой температурой к области с более низкой (и никогда наоборот), возникает выделенное направление времени.

Ответ:

Скорость реакции определяется изменением молярной концентрации одного из реагирующих веществ:

V = ±С2 - С1t2 - t1= ± (DС / Dt)

где С1 и С2 - молярные концентрации веществ в моменты времени t1 и t2 соответственно (знак (+) - если скорость определяется по продукту реакции, знак (-) - по исходному веществу).

Реакции происходят при столкновении молекул реагирующих веществ. Ее скорость определяется количеством столкновений и вероятностью того, что они приведут к превращению. Число столкновений определяется концентрациями реагирующих веществ, а вероятность реакции - энергией сталкивающихся молекул.

Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

. Природа реагирующих веществ. Большую роль играет характер химических связей и строение молекул реагентов. Реакции протекают в направлении разрушения менее прочных связей и образования веществ с более прочными связями. Так, для разрыва связей в молекулах H2 и N2 требуются высокие энергии; такие молекулы мало реакционноспособны. Для разрыва связей в сильнополярных молекулах (HCl, H2O) требуется меньше энергии, и скорость реакции значительно выше. Реакции между ионами в растворах электролитов протекают практически мгновенно.

Например, фтор с водородом реагирует со взрывом при комнатной температуре, бром с водородом взаимодействует медленно и при нагревании. Оксид кальция вступает в реакцию с водой энергично, с выделением тепла; оксид меди - не реагирует.

. Концентрация. С увеличением концентрации (числа частиц в единице объема) чаще происходят столкновения молекул реагирующих веществ - скорость реакции возрастает.

Скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ.

aA + bB +. ®.

V = k [A] a [B] b .

Константа скорости реакции k зависит от природы реагирующих веществ, температуры и катализатора, но не зависит от значения концентраций реагентов.

Для гетерогенных реакций концентрация твердой фазы в выражение скорости реакции не входит.

. Температура. При повышении температуры на каждые 10C скорость реакции возрастает в 2-4 раза (Правило Вант-Гоффа). При увеличении температуры от t1 до t2 изменение скорости реакции можно рассчитать по формуле:

(t2 - t1) / 10Vt2/Vt1= 

(где Vt2 и Vt1 - скорости реакции при температурах t2 и t1 соответственно; g - температурный коэффициент данной реакции).

Правило Вант-Гоффа применимо только в узком интервале температур. Более точным является уравнение Аррениуса:

k = A e - Ea/RT

где A - постоянная, зависящая от природы реагирующих веществ;

R - универсальная газовая постоянная [8,314 Дж/ (моль К) = 0,082 л атм/ (моль К)];

Ea - энергия активации, т.е. энергия, которой должны обладать сталкивающиеся молекулы, чтобы столкновение привело к химическому превращению.

А - реагенты, В - активированный комплекс (переходное состояние), С - продукты.

Чем больше энергия активации Ea, тем сильнее возрастает скорость реакции при увеличении температуры.

. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ. Для гетерогенных систем (когда вещества находятся в разных агрегатных состояниях), чем больше поверхность соприкосновения, тем быстрее протекает реакция. Поверхность твердых веществ может быть увеличена путем их измельчения, а для растворимых веществ - путем их растворения.

. Катализ. Вещества, которые участвуют в реакциях и увеличивают ее скорость, оставаясь к концу реакции неизменными, называются катализаторами. Механизм действия катализаторов связан с уменьшением энергии активации реакции за счет образования промежуточных соединений. При гомогенном катализе реагенты и катализатор составляют одну фазу (находятся в одном агрегатном состоянии), при гетерогенном катализе - разные фазы (находятся в различных агрегатных состояниях). Резко замедлить протекание нежелательных химических процессов в ряде случаев можно добавляя в реакционную среду ингибиторы (явление "отрицательного катализа").

реальное пространство фурье теплота

Список литературы

1.Кузьменко, Н.Е. Химия. Ответы на вопросы / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. - М., 1997. - 284 с.

2.Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по гуманитар. спец. / В.М. Найдыш. - М.: Гардарика, 1999. - 475 с.

.Грушевицкая Т.Г., Садохин В.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие-М.: Высш. шк., 1998. - 383 с.

.Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 232 с.

.Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания / Г.И. Рузавин. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1997. - 287 с.

Похожие работы на - Пространство в классической механике. Закон распространения теплоты Фурье

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!