Влияние развития координации на точность броска у юных баскетболистов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,41 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние развития координации на точность броска у юных баскетболистов

1. Обзор литературы по изучаемой проблеме

 

1.1 Характеристика фактов, влияющих на точность бросков в баскетболе


Вопросы точности двигательных действий широко изучались специалистами в области физического воспитания и спорта (Бернштейн Н.А., 1966, Благуш П.К., 1982, Голомазов С.В., 1973 и др.).

Специалисты в области баскетбола разделяют факторы, определяющие точность бросков, на две основные группы:

) объективные;

) субъективные.

Физические свойства мяча, особенности его полета, механические закономерности попадания мяча в цель - все это факторы объективные, или внешние.

К субъективным факторам относятся те, которые зависят от внутреннего состояния спортсмена, выполняющего бросок. Одни из них могут носить чисто индивидуальный характер: физическое развитие, пол, возраст и др. Другие не зависят от индивидуальных особенностей и присущи всем играющим в баскетбол. Это: влияние психологического и функционального состояния спортсмена; методика тренировки; способ выполнения действий в игровой обстановке и т.д. Именно этими факторами, в первую очередь и определяется поведение спортсмена и его результативность.

Рассмотрим наиболее существенные из них.

Одним из факторов, определяющих точность бросков, является дистанция, или расстояние, с которого баскетболист выполняет бросок. Величина ошибки возрастает с увеличением расстояния до кольца.

На основе математического анализа В.А. Петров пришел к выводу, что при прочих равных условиях точность бросков линейно зависит от угла зрения, под которым игрок видит кольцо, т.е. чем больше расстояние, тем меньше угол зрения и хуже точность. Регистрация зависимости частоты попадания баскетбольных бросков в неигровых условиях и расстояния до кольца, когда броски выполняются в спокойной обстановке, без противодействия противника, показала, что точность имеет строго линейный характер, т.е. с увеличением дистанции точность выполнения бросков линейно снижается (цит. по Пельменев В.К., 2000).

Изучалось также влияние на точность бросков, выполняемых в неигровых условиях, некоторых показателей: таких, как:

) дальность (дистанция менялась от 1,5 до 6 м);

) направление броска (броски выполнялись под углом к щиту 0,45, 90);

) способ броска (одной рукой от плеча, одной рукой сверху, двумя руками от груди, двумя руками сверху).

Определено, что точность бросков мяча в кольцо зависит прежде всего от дистанции (на 68-72%), от направления (на 17-28%) и от способа выполнения движения (на 3-13%) (Пельменев В.К., 2000).

Точность бросков во время соревнований намного ниже, чем в тренировочных условиях. Одним из факторов снижения результативности бросков в ходе соревнований является противодействие противника. Установлено, что 75% бросков выполняется в условиях активного противодействия. В этом случае результативность значительно снижается. Точность бросков, выполняемых с ближних дистанций без противодействия, в играх мужских и женских команд составляет 81,1%, а при активном противодействии точность снижается на 29% (Луничкин В.Г., 1971).

Несомненно, большое влияние на точность броска оказывает уровень подготовленности спортсмена.

Рассмотрим три основных фактора, которые связаны с точностью выполнения бросков: 1) влияние возрастных и половых особенностей спортсмена; 2) физическая и техническая подготовленность баскетболиста.

Развитие точности движений определенным образом связано с анатомо-физиологическими особенностями формирования организма. В процессе его формирования специфика пола накладывает отпечаток на развитие пространственно-временной оценки движений. В связи с этим целесообразно рассматривать возрастную динамику меткости с учетом половых особенностей. Основываясь на данных научной литературы, условно можно выделить три этапа развития точности:

) этап умеренного развития точности движений - до 12 лет (и у мальчиков, и у девочек);

) этап наиболее бурного развития точности движений - 12-14 лет (мальчики), 12 - 15 лет (девочки);

) этап замедленного развития точности движений либо прекращения динамики ее увеличения - от с 14 (мальчики), с 14 - 15 (девочки) до 16-17 лет (Некрасов К.Г. 1969).

По вопросу связи силы с точностью бросков в литературе имеются противоречивые мнения. Можно лишь утверждать, что развитие точности связано с силой и зависит от величины нагрузок, возраста занимающихся, избранных методик, периодов в цикле их применения между абсолютной силой мышц кисти и точностью броска нет прямой корреляционной связи.

И.Н. Преображенский, исследуя влияние упражнения со штангой на точность движений, отмечает заметное отрицательное влияние этих упражнений на проприоцептивную чувствительность, латентное время расслабления мышц, появившееся после первых занятий и усиливающееся в ряде случаев к концу цикла. Вместе с тем после недельного отдыха эти явления полностью исчезали и сменялись положительными сдвигами. При этом не наблюдалось существенного снижения точности бросков, но отмечались частые перебрасывания мяча через кольцо (Преображенский И.Н., 1964).

Большой интерес представляют исследования взаимосвязи скорости и точности движений. Установлено, что увеличение скорости отрицательно влияет на точность движений (Зациорский В.М., Голомазов С.В., 1972).

В обеспечении точности бросков существенную роль играет техника. Существуют определенные звенья технического приема, которые являются ведущим при выполнении броска.

При выполнении элементов техники большое значение следует придавать исходному положению игрока. В технике выделяют исходное положение перед броском, где необходимо учитывать следующие компоненты: держание мяча, положение кисти и локтя перед броском и движение руки во время броска. Все эти моменты в той или иной степени связаны с точностью выполнения броска.

Роль самой техники определяется ее биомеханической целесообразностью. Примером того, что все составляющие движения имеют серьезные обоснования с биомеханической точки зрения, может служить требование правильного положения головы при броске. Рекомендуется на протяжении всего броска ориентировать голову так, чтобы лицо было обращено к цели. Подобная рекомендация обусловливается, по-видимому, наличием у человека системы представлений о расположении частей тела в пространстве, основанных на существовании определенных «внутренних» ориентиров. У человека есть представление о расположении частей тела относительно друг друга, причем голова и плечи являются «каркасом», относительно которого оценивается расположение других частей тела. Положение этого «каркаса» во многом определяет точность движений. Так, движения рук наиболее точны в тех местах, куда обращено лицо человека. Цепь деталей, по-видимому, определяет форму всего движения, которое будет биомеханически целесообразно. Этим объясняется, почему одни способы бросков более эффективны, чем другие. Построенная механико-математическая модель полета мяча в кольцо позволила В.М. Зациорскому и С.В. Голомазову (1972) конкретно определить требования, предъявляемые к баскетболисту при выполнении точного броска. Спортсмен должен уметь регулировать следующие параметры: фронтальное направление броска, угол вылета мяча, начальную скорость, а также определенным образом сочетать начальную скорость с углом вылета.

Одним из важных факторов, оказывающих влияние на результативность броска, является траектория полета мяча. Выделяют три варианта траектории полета: низкую, среднюю, высокую. Большинство специалистов рекомендуют при бросках посылать мяч по средней траектории (Голомазов С.В., 1973).

Когда траектория полета не высока (мяч выпускается под углом 50°), необходима очень высокая способность спортсмена к дифференцировке скорости мяча. При этом угол вылета может изменяться значительно, и, наоборот, при высокой траектории (70°) скорость может иметь значительные диапазоны колебаний, баскетболист должен хорошо дифференцировать направление (угол) вылета мяча. Поэтому оптимальный угол выпуска мяча зависит от индивидуальных способностей спортсмена; чем выше его способность к дифференцированию скорости выпуска мяча, тем более пологую траекторию полета ему целесообразно выбирать. Наоборот: спортсменам, хорошо дифференцирующим направление (угол) броска, рекомендуется выполнять броски с навесной траекторией. Однако необходимо иметь в виду, что при интенсивной работе происходят значительные изменения в управлении пространственными и временными характеристиками движений баскетболистов.

Специалисты в области баскетбола отмечают, что точность бросков в ходе соревнований, как правило, ниже, чем на тренировочных занятиях. Снижение точности бросков в ходе соревнований обусловлено двумя причинами - физическим и психическим утомлением игроков (Гомельский А.Я., 1982).

Одним из наиболее важных условий, определяющих успех выполнения бросков и правильной ориентировки баскетболиста в игровой обстановке, является способность спортсмена к оценке и управлению пространственными, силовыми и временными характеристиками своих движений. Точность выполнения каждой их этих характеристик в значительной мере обусловливается функциональным состоянием зрительного, двигательного, тактильного и вестибулярного анализаторов и их способностью к тонкому дифференцированию различных параметров движений.

Точное восприятие выполняемых движений возможно только на основе мышечной чувствительности, что имеет большое значение при совершенствовании техники. Наличие точного кинестетического восприятия имеет значение и в том отношении, что оно способствует развитию у спортсменов чувства полного «владения» движениями и уверенности в них, а это дает возможность более тонко и точно регулировать свои движения. Кроме того, точные, правильные движения обусловлены накоплениями в процессе разучивания упражнений необходимых ощущений от различных анализаторов (зрительного, двигательного и др.) (Зимкин Н.В., 1986).

При исследовании функциональных показателей зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов у баскетболистов обнаружено, что спортсмены, обладающие высокой чувствительностью двигательного анализатора, имеют процент попадания значительно выше, чем спортсмены с более низкой чувствительностью. Кроме того, обнаружена положительная взаимосвязь зрительного и вестибулярного анализаторов с результативностью действий баскетболистов. Данное положение особенно важно учитывать на начальных этапах обучения. В процессе обучения юных баскетболистов по мере развития остроты глубинного зрения уменьшается количество потерь мяча, увеличивается количество попаданий в кольцо с разных расстояний. На первом этапе становления двигательного навыка происходит совершенствование как глубинного зрения, так и мышечного чувства. Однако улучшение пространственной ориентации при выполнении бросков в большей степени зависит от уточнения функций у спортсменов I разряда по сравнению со спортсменами II разряда; это является результатом некоторого ослабления процесса совершенствования мышечного чувства, и особенно результатом замедленного роста точности глазомера после достижения какого-то определенного уровня стабилизации двигательного навыка. Рядом исследователей были получены данные, говорящие о том, что при выключении зрения обостряется способность точного выполнения различных двигательных задач. Исследуя данный вопрос, специалисты отмечали, что изменения точности баскетбольного броска при использовании приема выключения зрительного анализатора во время его выполнения положительно влияет на результативность броска. Особенно эффективен этот методический прием во время совершенствования точности бросков.

Также для развития чувствительности двигательного анализатора можно применять тренировку точности бросков с мячами различного веса и диаметра, эффективность применения которой доказали исследования Н.В. Журавлевой и Дж. Ленит, Ф. Линдеберг (Пельменев В.К., 2000).

Рассматривая вопрос влияния фактора утомления на точность бросков, также нельзя не отметить влияние этого фактора именно на функции анализаторов, когда в процессе утомления происходят нарушения этих функций. При выполнении движений наблюдается значительная вариативность и силовых, и пространственных, и временных признаков (Бернштейн Н.А., 1991).

При утомлении устойчивость координационной структуры двигательного навыка, его силовые, пространственные и временные параметры стираются. Утомление оказывает отрицательное воздействие на широкую базу обратной информации, сложных межнейронных взаимоотношений, на взаимосвязь качественных особенностей и топографию функций различных групп мышц, на развитие и оптимальную взаимосвязь соматических и вегетативных систем в двигательной деятельности человека.

В условиях утомительной мышечной работы наблюдаются следующие изменения:

а) ухудшение различной чувствительности глаз;

б) нарушение координации движений;

в) ослабление вегетативных компонентов (кожно-гальванической реакции).

В процессе утомления происходит увеличение порога глубинного зрения. Это явление рассматривается как отрицательная реакция зрительного анализатора, влияющая на точность бросков мяча в кольцо. Наблюдая снижение точности штрафных бросков при утомлении, необходимо отметить, что утомление в большей степени касается функции двигательного анализатора, чем зрительного.

Поэтому для того, чтобы добиться высокой результативности выполнения бросков во время соревнований, необходимо тренировать их в состоянии утомления.

Однако здесь уместно отметить, что вопрос об эффективном совершенствовании точности броска в состоянии утомления не подвергался специальным исследованиям и основывается лишь на личных наблюдениях и высказываниях тренеров. Специалисты утверждают, что для повышения устойчивости технических приемов к сбивающему воздействию утомления совершенствование бросков необходимо проводить на тренировочных занятиях большого объема или в конце занятий. Рекомендуется совершенствовать технические приемы при нагрузке высокой интенсивности, но небольшой по объему (Гомельский А.Я., 1982).

1.2 Общая характеристика координационных способностей


В настоящей главе работы мы рассмотрим общетеоретические вопросы, касающиеся координационных способностей человека, их классификацию и формы проявления.

Координационные способности человека очень разнообразны и в то же время специфичны. Однако их можно дифференцировать на отдельные группы по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, которые их обусловливают. Опираясь на результаты специальных исследований (Тер-Ованесян А.Л., 1978, Лях В. И, 1989) можно выделить следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей;

• способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений;

• способность к сохранению равновесия;

• чувство ритма;

• способность к ориентированию в пространстве;

• способность к произвольному расслаблению мышц;

• координированность движений (ловкость) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2004).

В реальной бытовой, производственной или спортивной двигательной деятельности все названные координационные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях отдельные координационные способности играют ведущую роль, а другие - вспомогательную.

Способность к регуляции разнообразнейших параметров движений обусловливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховыми и зрительными.

Равновесие как способность к сохранению устойчивой позы может проявляться в статических и динамических условиях, при наличии опоры и без нее. Способность к сохранению равновесия обусловливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной систем. Естественно, что конкретная ситуация двигательной деятельности, которая связана с сохранением равновесия, определяет ведущими те или иные системы. Чаще всего проявление равновесия обусловливают соматосенсорная и вестибулярная системы. Тем не менее, ограничение или исключение зрения во всех случаях связано со снижением способности человека поддерживать равновесие.

Различают два механизма сохранения равновесия. Первый проявляется тогда, когда сохранение равновесия есть основной двигательной задачей. В этом случае поддержание устойчивой позы является результатом регуляторного механизма, действующего на основе постоянных коррекций. Восстановление происходит путем рефлекторного напряжения мышц си-нергистов и адекватного расслабления мышц антагонистов, а устранение существенных нарушений - быстрым рефлекторным перемещением в сторону стабильной площади опоры. Второй механизм реализуется, если реакции позы входят в состав движений со сложной координацией и любая из этих реакций имеет предупредительный, а не рефлекторный характер и является составной частью программы двигательного действия (Болобан В.Н, Мистулова Т.Е., 1995). При реализации как первого, так и второго механизма основная роль принадлежит переработке афферентной информации, поступающей от анализаторов. При этом основное значение имеет суставно-мышечная проприорецепция. Дополнительная информация поступает от зрительного и вестибулярного анализаторов.

Способность точно воссоздавать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений называют чувством ритма. Он в значительной мере обусловливает эффективность разнообразных двигательных действий. Особое значение это ощущение приобретает в двигательных действиях, для которых характерна значительная координационная сложность и предшествующая детерминированность движений, например, в танцах. В таких двигательных действиях даже незначительные отклонения от необходимого ритма движений, которые выражаются в изменении направления, скорости, ускорения, точности приложенных усилий, чередовании напряжения и расслабления мышц, могут существенно повлиять на результат двигательного действия.

Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на нее' рациональными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи.

Способность к произвольному расслаблению мышц имеет значение при выполнении разнообразных движений, когда наблюдается непрерывное изменение степени напряжения и расслабления разных мышц и мышечных групп. При этом разные мышцы и мышечные группы выполняют разные функции. Одни обеспечивают выполнение движений и преодоление сопротивления за счет произвольного сокращения, работа других мышц направлена на сохранение устойчивости позы. Мышцы, не участвующие в выполнении конкретных движений, находятся в состоянии расслабления, создающего условия для экономного, свободного, с широкой амплитудой движения выполнения упражнений. Произвольное расслабление мышц является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного выполнения бытовых, производственных и спортивных движений.

Повышенная напряженность мышц существенно снижает координированное движений, уменьшает их амплитуду, ограничивает проявление скоростных и силовых качеств, приводит к излишним энергетическим тратам, снижая экономичность работы и выносливость и, как следствие, отрицательно влияет на результативность двигательной деятельности.

Координированность движений - это способность к рациональному проявлению физических качеств и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе имеющегося запаса двигательных умений и навыков. Она имеет важное значение в экстремальных условиях двигательной деятельности, в особенности в условиях дефицита пространства и времени. Но даже в относительно простых по координации работы нервно-мышечного аппарата движениях (ходьба, бег, плавание и т.п.) хорошая координированность способствует уменьшению энергозатрат на единицу выполненной работы за счет постоянного приспособления кинематических и динамических параметров соответствующих движений (длина шага, траектория движения звеньев тела, темп, величина усилия и т.п.) к текущим функциональным возможностям человека.

Координированность движений тесно связана с другими разновидностями координационных способностей и, в первую очередь, со способностью к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений. Высокий уровень развития координированное движений положительно влияет на развитие других координационных способностей (Круцевич Т.Ю., 2003).

1.3 Анатомо-физиологические и психологические характеристики детей среднего школьного возраста


Средний школьный возраст - это период максимальных темпов роста всего организма человека и отдельных его звеньев. Он характеризуется усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами, усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания».

Максимальное увеличение длины тела у девочек (более 7 см) за год приходится на возраст 11,5 лет. После 12 лет абсолютный рост тела значительно уменьшается, а после 16 лет практически прекращается. У мальчиков максимальное увеличение тела в течение года (более 8 см) приходится на 13,5 лет. После 14,5 лет длина тела почти не увеличивается.

Интенсивность роста длины верхних конечностей у девочек и мальчиков подчинена той же закономерности, что и прирост длины тела.

Увеличение длины нижних конечностей соответствует по характеру увеличению длины тела, однако снижение темпа прироста происходит более равномерно, чем снижение прироста длины тела и длины верхних конечностей (Детская спортивная медицина, 1980).

Увеличение с возрастом массы тела, так же как и длины, происходит неравномерно. Наиболее интенсивный прирост массы тела у девочек отмечается в период между 10 - 11 годами, а у мальчиков - между 12 - 15 годами. Значительный прирост массы тела у девочек и мальчиков в период полового созревания. В этом периоде (с 10 - 11 до 14 - 15 лет) масса тела у девочек больше, чем у мальчиков, а с 15 лет в связи с увеличением темпа прироста массы тела у мальчиков она становится больше, чем у девочек.

Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно. При этом абсолютная величина грудной окружности у мальчиков всегда больше, чем у девочек, за исключением детей 13 - 15-летнего возраста. Замедление роста окружности грудной клетки у девочек приходится на возраст 13 лет, а у мальчиков - на возраст 15 лет.

Окостенение скелета у детей происходи неравномерно: к 9 - 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12 - 13 годам, - запястья и пясти. Кости тела интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно. К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются (Кузнецова Е.М., 1986).

Быстрыми темпами развивается мышечная система в пубертатный период. К 14 - 15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференцировка в скелетных мышцах достигает высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27% массы тела, у 12-летнего - около 29%, то у подростка 15 лет - около 33%. Наряду с увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон, и вес мышц увеличивается главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11 - 12 лет, а у мальчиков - в 13 - 14 лет. К 14 - 15 годам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от свойств мышц взрослых людей (Детская спортивная медицина, 1980).

Наиболее интенсивный рост силы мышц происходит в возрасте 13 - 14 лет. При этом сила мышц зависит от степени полового созревания.

Функциональные возможности мышц у детей и подростков ниже, чем у взрослых. Если принять максимально возможную мощность работы для 20 - 30-летних людей за 100%, то у 9-летних она составляет лишь 40%, у 12-летних - 65%, а у 15-летних - 92%. Производительность же работы на единицу времени у 14-15-летних составляет 65 - 70% от производительности взрослых (Смирнов В.М., Дубровский В.И., 2002).

С подросткового возраста между мальчиками и девочками отмечаются заметные различия в показателях мышечной силы. У девочек как абсолютные, так и относительные показатели существенно ниже. Поэтому все упражнения, связанные с проявлением силы, необходимо дозировать у девочек более строго.

В среднем школьном возрасте дыхательный аппарат достигает своего максимального развития. Так, к началу этого периода (к 12 годам) объем легких увеличивается в 10 раз, а к концу (17-18 годам) в 20 раз по отношению к объему легких новорожденного. Интенсивный рост легких и увеличение их объема в эти годы происходит на счет увеличения объема альвеол, а не их количества, которое к 8 годам достигает его числа у взрослых (Детская спортивная медицина, 1980).

Разнонаправленные изменения происходят в строении лёгочной артерии, она шире аорты, а к концу периода устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объёма сердца опережает рост ёмкости сосудистой сети, что служит повышению сосудистого тонуса как предпосылку к росту артериального давления.

Структурные изменения дыхательного аппарата приводят к изменению жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и ее компонентов (резервный объем вдоха, дыхательный объем, резервный объём выдоха), общей емкости легкие (ОЕЛ) и остаточного объема легких (ООЛ). К 13 - 14 годам, в связи с более ранним началом периода полового созревания, статические объемы легких у девочек несколько превышают их величины у мальчиков в этом же возрасте (Кузнецова Е.М., 1986). В этом возрасте увеличивается показатель гемоглобина в крови, эритроцитов, приближается к показателям взрослого человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные. У мальчиков этого возраста МПК увеличивается на 28%, а кислородный пульс на 24%, а у девочек на 17% и 18% (Смирнов В.М., Дубровский В.И., 2002).

Характер изменения внешнего дыхания у детей и подростков в целом имеет те же закономерности, что и изменения статических объемов легких. Частота дыхания с возрастом уменьшается от 22 - 25 дыхательных движений в минуту в 7 - 8 лет до 15 - 17 к 14 - 16 годам и у мальчиков, и у девочек. С возрастом ритм дыхания становится более стабильным, фаза вдоха в дыхательном цикле становится короче по отношению ко всему циклу, а выдох и дыхательная пауза - продолжительнее. Однако в пубертатном периоде ритм дыхания неровный, у значительной части подростков в дыхательном цикле продолжительная фаза вдоха.

Данные о возрастных особенностях сердечнососудистой системы у детей школьного возраста многочисленны и весьма существенны при оценке функционального состояния организма, определения адекватного двигательного режима и оценки его воздействия на организм.

По мнению Р.М. Баевского и Р.Е. Мотылянской (1986), можно выделить следующие возрастно-половые особенности сердечного ритма у школьников:

. У мальчиков ритм сердца уменьшается в возрастном интервале от 7 до 18 лет и более резко, чем у девочек, что свидетельствует о более выраженных колебаниях регулирующих систем.

. Период повышенной парасимпатической активности наступает у подростков независимо от пола в 14 лет, что, по-видимому, имеет компенсаторный характер и связано с усилением влияний блуждающего нерва на синусовой узел (цит. по Гилеп Т.Ю., 1990).

По мере роста человека увеличивается УОК и МОК. Эти показатели интенсивно возрастают от 3 до 4 лет, а затем от 13 до 17 лет. Следует отметить, что прирост абсолютных величин УОК и МОК с возрастом, при расчете их на кг веса тела не дает прироста, более того, эти показатели уменьшаются с увеличением веса тела с возрастом, что делает работу сердца более напряженной.

В возрасте 13-14 лет изменяется функциональное состояние аппарата кровообращения. Существенно увеличиваются размеры сердца. «Все размеры детского сердца увеличиваются с возрастом ребенка довольно правильно, рост сердца подчиняется общим законам роста всего тела» (Гандельсман А.В., 1975). Установлено, что период полового созревания отражается на форме сердца и динамике роста правого и левого желудочка. Довольно часто в этом возрасте у подростков отмечается увеличение левой» желудочка за счет расширения его полостей и утолщения мышц стенки. Ударный объем крови в состоянии покоя достигает в среднем 4,1 мл, минутный - 3250 мл (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А., 1990). Частота сердечных сокращений (ЧСС) становится 60-65 ударов в минуту, артериальное давление составляет 115/75 мм рт. ст. Повышенное же артериальное давление объясняется влиянием половых гормонов, желез внутренней секреции на центральную нервную систему. Большой интерес представляют данные о возрастных особенностях мышечного кровотока и микроциркуляции в скелетных мышцах, поскольку эти процессы обеспечивают адекватность кровоснабжения тканей при физической нагрузке, доставку кислорода и его переход в ткани, и в конечном счете работоспособность мышц.

Для детей характерно усиленное кровоснабжение скелетных мышц в состоянии покоя, величина которого снижается с возрастом, однако в 11-13 лет наблюдается увеличение периферического кровотока, одной из глазных причин которого, является, по-видимому, перестройка гормонального фона в связи с началом полового созревания (Детская спортивная медицина, 1980).

Теперь обратимся к рассмотрению психологических особенностей подростков.

Совершенствование внутреннего торможения позволяет в возрасте 11 - 13 лет осуществлять дифференцирование весьма незначительных различий между раздражителями. Это способствует тонкому различению временных и пространственных характеристик движения. В детском возрасте интенсивно развиваются анализаторы. Уже в 10-13 лет функции двигательного, вестибулярного, тактильного и других анализаторов мало отличаются от их функций у взрослых (В.Г. Яковлев, А.А. Губанов 1976).

В подростковом возрасте с началом процесса полового созревания быстро развивается и вторая сигнальная система. Она приобретает все большее значение в образовании новых положительных и отрицательных условных рефлексов. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Все более значительной становится тормозящая регулирующая функция коры больших полушарий головного мозга, повышается ее контроль над эмоциональными реакциями (Детская спортивная медицина, 1980). Несколько усиливается способность закрепления запаздывающего торможения, поэтому подростки менее восприимчивы к воздействию сбивающих факторов внешней среды. В то же время повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные ответные реакции свидетельствуют о недостаточной силе тормозного процесса в этом возрасте. В функциональном отношении в этот период организм крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам.

В юношеские годы завершается развитие ЦНС, значительно совершенствуется анализаторско-синтетическая деятельность коры головного мозга. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает преобладать над торможением.

Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы. В психической сфере также отмечаются значительные изменения. Характерным для этого возраста является тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяются мотивы поступков (Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, 1989).

1.4 Обзор методик, направленных на улучшение бросковой подготовленности у юных баскетболистов


Существует обилие разноплановых методических рекомендаций, которые трудно сопоставить по значимости. Поиски методов тренировки точности бросков, главным образом, шли по пути количественного повторения движений. Однако, на наш взгляд, этот метод является основным ишь на начальном этапе подготовки баскетболиста. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать большое количество бросков из строго определенного положения до тех пор, пока в известной мере у баскетболиста не закрепится навык и не стабилизируется техника. Когда навык освоен и закреплен, предлагается использование метода «постановки задачи труднее основной». При применении этого методического приема броски выполняются поочередно с «точек» и с увеличением дистанции, причем вначале выполняются броски с удаленной дистанции, а затем с тренируемой. Этот метод более эффективен, чем метод постепенного увеличения дистанции от предельно малой до значительной (Пельменев В.К., 2000).

Специалисты рекомендуют проделывать основную работу по совершенствованию техники броска в возрасте 15-17 лет. В этом возрасте спортсмены должны много работать индивидуально, выполняя по 500-600 бросков в день. Тренировать броски рекомендуется без сопротивления; с пассивным сопротивлением, используя различные предметы, манекены; с активным сопротивлением защитников; в парах, тройках, группах; в состоянии утомления и регулируемого психологического напряжения. Процесс совершенствования техники броска необходимо строить с учетом закономерностей развития спортивной формы игроков (Гомельский А.Я., 2002). Однако это положение расходится с принципом, что физические качества нужно развивать в так называемые сенситивные периоды, такой период для развития точности наступает, как мы показал анализ литературы, приведенный выше, в 12-14 лет (мальчики), 12 - 15 лет (девочки). После 14 - 15 лет точность развивается не так интенсивно.

Так ли иначе, в возрасте 14 - 16 тренировочный процесс имеет свои особенности в связи с увеличением числа соревнований. Поэтому необходимо приближать бросковые упражнения к реальным условиям игры [4, 16]. С этой целью используют искусственное моделирование сбивающих факторов (ограничение пространственных и временных параметров деятельности, создание соревновательного дефицита времени и пространства, применение зрительных и звуковых раздражителей, моделирование экстремальных моментов игры) (Семкин А.А., 1992).

Бросковые упражнения, связанные с большими физическими и психическими нагрузками и требующие высокого технического исполнения, отлично подготавливают игроков к ответственным матчам. Поэтому в юношеском возрасте необходимо усложнять игровые задания, например, следующим образом - за мяч забитый с сопротивлением попадание умножается на два, не адекватный бросок минус два очка (Черемисин В.П., 1997).

Наиболее эффективными являются бросковые упражнения, органично увязанные со стратегией и тактикой игры команды в атаке и обороне и соответствующие конкретным игровым ситуациям и педагогической концепции, которой придерживается тренер. Так каждому упражнению целесообразно придавать отчетливо выраженный технико-тактический характер, оно должно иметь свое название, которое давало бы игрокам ясное представление об основной цели и о трудностях выполнения данного задания. С этой целью предлагают вводить карточки задания для решения тактических задач, как эффективное средство развития игрового мышления (Луничкин В.Г., 2005, Портнов В.М., 2005).

Для каждого броскового упражнения следует обеспечивать максимальную интенсивность выполнения (конечно, в соответствии с уровнем подготовленности и состоянием каждого игрока) (Корягин В.М., 1994). В процессе таких упражнений необходимо формировать устойчивость игрока к силовым контактам, эмоциональным стрессам, а также к «сбивающим» факторам, при этом нельзя допускать, чтобы чрезмерная длительность упражнения отрицательно сказывалась на психике спортсмена и снижала эффективность выполнения, поэтому одно упражнение не должно длиться более 7-8 минут (Келлер В.С., 1989). Поэтому в тренировочном процессе баскетболистов 15-17 лет рекомендуют интервальный метод тренировки (Лосин Б.Е., 198)

В свою очередь интенсивность двигательной деятельности должна поддерживаться за счет средств, способствующих развитию специальной (скоростной) выносливости и выполняемых между микросериями кратковременно (6-12 сек.), но с максимальной интенсивностью (Гомельский А.Я., 2002). Броски рекомендуется осуществлять мелкими сериями для развития точности (Черемисин В.П., 1997). Многие авторы подчеркивают, что «подсобные» упражнения на заданную точность способствуют активизации процессов мышления и осознания наиболее рационального способа выполнения двигательного действия. Отмечается, что выполнение упражнений на точность способствует развитию функции памяти спортсменов (Гомельский А.Я., 2002, Ивойлов А.В., 1981).

Необходимо использовать технические устройства в тренировке с юными баскетболистами. Это позволяет в «искусственных» условиях усилить целенаправленность в действиях баскетболистов, развивает творческую деятельность по выбору рационального двигательного исполнения упражнений в условиях возрастающих объемов как срочной, так и отсроченной информации (Скворцов А.Е., 1997). С помощью применения технических средств повышается эффективность процесса создания зрительных и слуховых представлений, формирование образов и специализированных психологических восприятий. Все это активизирует познавательную деятельность занимающихся, ускоряет ход обучения и позволяет добиваться быстрого и прочного усвоения достаточно большого объема специальных знаний.

В настоящее время для баскетбола актуальна система опережающей подготовки, содержащая совокупность элементов, логически связанных между собой, с целевой установкой приоритетного воздействия на базовый элемент, за счет которого достигается опережение основных соперников по уровню спортивного мастерства (Портнов Ю.М., 2005), а также интенсификация - общая ведущая тенденция в современном спорте. Она проявляется в уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз («скорострельность» броска). Стратегия интенсификации тренировочного процесса в среднем и старшем юношеских возрастах акцентирована по разделу «скоростная техника» с одновременным уменьшением рабочих объемов (Черемисин В.П., 1997).

Отдельно необходимо рассмотреть особенности тренировки броска в условиях противодействий соперника, так как современный баскетбол характеризуется высоким уровнем активности защитных действий.

Для тренировки броска в условиях противодействия наиболее характерным является метод поэтапного усложнения внешней обстановки, который состоит из следующих приемов: 1) сопротивление условного противника; 2) трудные исходные положения и подготовительные действия; 3) максимальная быстрота и точность в выполнении бросков; 4) ограничение пространства; 5) выполнение броска в необычных условиях. Для успешной реализации бросков в экстремальных условиях соревновательной деятельности рекомендуется использовать программы усиленного совершенствования двигательной координации с целью повышения уровня ее отдельных показателей и овладения сложными техническими приемами (Портнов Ю.М., 1997). Уместно использование контрастного метода с наличием искусственного ограничения зрительного контроля, который совершенствует точностные движения и повышает качество дифференцировок скоростно-силовых усилий (Черемисин В.П., 1997). Использование сложнокоординационных упражнений с двумя-тремя мячами повышает не только уровень координации, но и развить «чувство мяча» (Гомельский А.Я., 2002).

Большое значение придается применению ситуационного метода, сущность которого состоит в том, что предлагаемые игровые упражнения представляют собой наиболее типичные игровые ситуации, к которым относят стандартные ситуации (вбрасывание, пробитие штрафного броска), типичные (опека 1х1, 2х2, 3х3 и т.д.), особые (3 секунды до конца, команда проигрывает одно очко и др.). При этом необходимо учитывать, что меньшие физиологические изменения происходят во время выполнения игровых упражнений - 1х1 на одно кольцо, 2х2, 3х3 на одно кольцо (Корягин В.М., 1994). Отметим, что ситуативные упражнения должны обязательно сопровождаться конкретной постановкой задач, регламентирующих действия отдельных игроков, групп и команды в целом, и иметь соответствие с тактическими схемами, используемыми в игре.

2. Цель, задачи, методы и организация исследования

баскетболист координационный бросок точность

2.1 Цель, задачи и методы исследования


Цель исследования. Разработка комплекса упражнений для направленного развития координационных способностей юных баскетболистов применительно к точности бросков и проверка его эффективности.

Цель определила задачи исследования:

1.  Изучить возрастные особенности детей 11 - 13 лет;

2.       Определить факторы координационных способностей, влияющие на точность броска мяча в баскетболе;

.         Подобрать упражнения, способствующие увеличению точности броска и применить их в педагогическом эксперименте;

.         Оценить с помощью качественного анализа результатов тестирования и методов математической статистики эффективность подобранных упражнений.

В качестве гипотезы исследования мы взяли предположение о том, что комплекс упражнений, направленный на развитие точности движений будет способствовать повышению результативности бросков в кольцо и становлению спортивного мастерства юных баскетболистов.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) Анализ и обобщение литературных источников; в рамках этого метода была проанализирована доступная нам литература по вопросам восстановления спортсменов. Всего было проанализировано 36 источников.

2) Педагогическое наблюдение; в рамках этого метода осуществлялось посещение тренировок, наблюдение за тренировочным процессом, направленным на развитие ловкости, за действием юных баскетболистов в игре.

3) Опрос, беседа; в рамках этого метода осуществлялся опрос тренеров о том, какими средствами и с применением каких методов они решают задачи развития координационных способностей.

4) Педагогический эксперимент. Он состоял в том, что баскетболистам экспериментальной группы был предложен комплекс упражнений для направленного развития ловкости применительно выполнению бросков по кольцу. Упражнения применялись в течение четырех месяцев, по истечении которых производилась проверка эффективности комплекса.

5) Тестирование. Исследовалась точность бросков до и после эксперимента с помощью специального броскового теста.

6) методы математической статистики. В процессе статистической обработки данных тестирования подсчитывалось среднее квадратичное отклонение s, ошибка среднего m. Для проверки достоверности различий использовался критерий Вилкаксона (метод непрямых разностей), который подсчитывался с помощью компьютерной программы (Шилов О.И., 2003).

2.2 Организация исследования


В исследовании принимали участие 20 юных баскетболистов (мальчиков) в возрасте 13 - 14 лет, 10 из них составили контрольную группу (КГ) и 10 экспериментальную (ЭГ).

Для решения поставленных задач эксперимент был проведен в три этапа. На 1 этапе было проведено начальное тестирование (декабрь 2010 г.) и выявлен уровень точности выполнения бросков по кольцу.

Для выявления уровня точности попадания бросков по кольцу использовался бросковый тест. Он состоит в выполнении серии бросков по кольцу за возможно более короткое время.

Выполняется 40 бросков с разных позиций по два через расстояние 1 метр. Оценивается время, затраченное на броски и точность попаданий. После дистанционных бросков выполняются штрафные броски (3 серии по 10).

Оценка результатов теста производилась по данным, представленным в таблице 2.

Таблица 1. Оценка тестирования точности выполнения бросков (по П.И. Донченко, 1986)

Показатель

Оценка


отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Время, затраченное на дистанционные броски (мин)

4.10

4.20

4.30

Более 4.30

Точность попаданий дистанционных бросков (%)

50

45

40

Менее 40

Точность попаданий штрафных бросков (%)

40

35

30

Менее 30


Тесты выполнялись в начале основной части тренировочного занятия после 10 - минутной игры.

Эти тесты были проведены для спортсменов обеих групп.

На втором этапе, с января 2010 г. по апрель 2010 г. включительно, баскетболисты контрольной группы тренировались по типовой программе спортивной школы, тренировка точности бросков состояла, в основном, в выполнении большого количества бросковых движений.

Экспериментальная группа использовала комплекс упражнений для развития координационных способностей, направленный на развитие точности бросков по кольцу. Комплекс описан в главе 3.1.

В мае 2010 г. было проведено повторное тестирование по приведенным выше тестам.

На третьем этапе производился анализ результатов начального и конечного тестирования баскетболистов экспериментальной и контрольной групп и их сопоставление с помощью методов математической статистики, а также выработка практических рекомендаций.

Эксперимент проводился на базе СДЮШОР Фрунзенского р-на г. Санкт-Петербург.

3. Результаты исследований и их обсуждение

 

3.1 Описание комплекса упражнений для развития координационных способностей юных баскетболистов


Как показал анализ литературных источников, основными компонентами координационных способностей, влияющими на точность броска в баскетболе является способность спортсмена к оценке и управлению пространственными, силовыми и временными характеристиками своих движений. Точность выполнения каждой их этих характеристик в значительной мере обусловливается функциональным состоянием зрительного, двигательного, тактильного и вестибулярного анализаторов и их способностью к тонкому дифференцированию различных параметров движений. Точное восприятие выполняемых движений возможно только на основе мышечной чувствительности.

Именно на развитие этих компонентов координационных способностей должен быть направлен комплекс упражнений, предназначенный для повышения точности бросков.

Для развития точности мы использовал следующие методическое приемы и упражнения

.  Метод резко контрастных заданий. В литературе его часто называют методическим приемом «сближенных задач». Такой метод на начальном этапе подготовки позволяет добиться большей точности, нежели простое повторение.

Упражнения.

.1.           Броски с очень близкой и дальней дистанции, с последующим постепенным сближением.

1.2.    Эстафета. В центральной точке зала расположена пустая корзина для мячей. На расстоянии от нее 5,6,7,8,9, и 10 метров располагаются корзины с теннисными мячами (корзина №1 располагается на расстоянии 5 м, корзина №6 на расстоянии 10 м). игрок от боковой линии бежит к корзине №1, берет из нее теннисный мяч, и старается забросить его в центральную корзину (если ему это не удается, он должен взять другой мяч и повторить попытку), затем поочередно бежит к корзине №6, №2, №5, №3 и №4 и делает то же самое. Забросив по мячу из каждой корзины в центральную, возвращается к боковой линии и передает эстафету.

2.            В связи с тем, что на точность броска сильно влияет противодействие соперника, применялись упражнения на координацию, выполняемые игровым методом с противодействием соперника и в затрудненных условиях.

Упражнения.

.1.           Бросковые упражнения с численным преимуществом защитников над нападающими (1×2, 2×3, 3×4) с заданием не дать нападающему получить мяч, а также активное нападение двух защитников на одного нападающего, владеющего в данный момент мячом;

2.2.    На линии штрафного броска устанавливается гимнастический подкидной мостик. Игрок разбегается и, отталкиваясь, забрасывает мяч в кольцо сверху. Более сложный вариант упражнения: во время разбега игрок ведет мяч, а бросок выполняет с поворотом.

.3.      Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1 или 2 раза) во время двух шаг.

.4.      Прыжки через скакалку с бросками по кольцу. Прыгающий через скакалку игрок находится на расстоянии 4-5 м от кольца. 2-3 игрока поочередно подают ему мячи. Ловля передачи и бросок по кольцу выполняются в одном прыжке.

3.            Для успешного броска нужно умение хорошо координировать движение больших мышечных групп. С этой целью мы применяли гимнастические упражнения, включающие в работу наибольшее число больших мышечных групп.

Упражнения.

.1.           Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.

3.2.    Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния. Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.

.3.      Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо.

.4.      Попадание теннисным мячом в мишень, укрепленную на пятой рейке гимнастической стенки, с расстояния 15 м после поворота на 360° из стойки на одном колене.

.5.      Попадание в мишень, укрепленную на верхней рейке гимнастической стенки, из положения седа, после 15 упражнений на укрепление пресса (переход из положения лежа в сед), с расстояния 5 м.

.6.      Попадание в мишень, укрепленную между первой и второй нижними рейками гимнастической стенки, после переката вправо и влево на 360°, из положения лежа, с расстояния 10 м.

4.            Для совершенствования проприоцептивной чувствительности и повышения способности юных баскетболистов оценивать величину усилий, мы применяли упражнения на развитие точности движений с использованием снарядов различного веса и размера.

.1.           В центр каждого из трех кругов разного диаметра (50х50, 40х40, 30х30 см), укрепленных на верхней рейке гимнастической стенки, выполнялся бросок теннисного мяча из положения стоя на расстоянии 10 м, затем волейбольного мяча, затем баскетбольного, и набивного весом 1 кг.

4.2.    Броски в кольцо волейбольного, детского, женского, мужского баскетбольных мячей и набивного мяча весом 1 кг поочередно с линии штрафного броска.

.3.      Поочередное попадание теннисным, волейбольным, баскетбольным, набивным мячом весом 1 кг в мишень, укрепленную на пятой рейке гимнастической стенки, с расстояния 15 м после поворота на 360° из стойки на одном колене.

.4.      Броски по кольцу с надетыми на рук манжетами различного веса.

5.            Одновременное развитие скорости и точности движений

.1.           Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180°.

5.2.    Забрасывание возможно большего количества мячей в корзину за ограниченное время (30 - 60 сек).

.3.      Эстафеты, включающие упражнение на меткость.

6.            Выключение зрительного анализатора и мысленное представление движений при выполнении упражнений на точность.

.1.           Заняв исходное положение для штрафного броска, закрыть глаза, мысленно представляли движение, затем выполнить бросок и контролировать его результат зрением.

6.2.    То же, выполняя броски мячами разного диаметра и веса.

7.            Выполнение вышеперечисленных упражнений на координацию на фоне утомления.

3.2 Исследование показателей точности бросков по кольцу у юных баскетболистов


Баскетболисты были протестированы с помощью броскового теста, приведенного в гл. 2 в начале и в конце исследования. Результаты тестирования точности бросков у баскетболистов экспериментальной и контрольной группы до и после эксперимента приводятся в таблицах 2, 3.

Таблица 2. Результаты тестирования точности бросков у баскетболистов контрольной группы до эксперимента

Ф.И.О.

Время, затраченное на дистанционные броски (мин)

Точность попадания дистанционных бросков (из 40)

Точность попадания штрафных бросков (из 30)



Кол-во

%

Кол-во

%

Аникин М.Р.

4,27

20

50

11

36,3

Василевская Д.Е.

4,29

19

47,5

14

46,2

Васильев Д.Ю.

4,17

17

42,5

12

39,6

Драчева И.С.

4,24

21

52,5

11

36,3

Петров Ю.С.

4,31

13

32,5

9

29,7

Петренко А.

4,14

17

42,5

7

23,1

Савченко М.В.

4,41

18

45

13

42,9

Таранущенко И.Т.

4,19

15

37,5

11

36,3

Тропин И.Р.

4,39

20

50

12

39,6

Федоров Б.М.

4,29

19

47,5

7

23,1

Среднее

4,2

17,9

44,7

10,7

35,3

s

0,08

2,3

5,8

2.2

7,3

m

0,02

0,7

1,9

0,7

2,4



Таблица 3. Результаты тестирования точности бросков у баскетболистов экспериментальной группы до эксперимента

Ф.И.О.

Время, затраченное на дистанционные броски (мин)

Точность попадания дистанционных бросков (из 40)

Точность попадания штрафных бросков (из 30)



Кол-во

%

Кол-во

%

Аркадьев В.Л.

4,30

18

45

11

36,3

Бочкарев А.П.

4,38

19

47,5

12

39,6

Владимиров Р.Ю.

4,18

14

35

14

46,2

Сидоров Е.И.

4,38

16

40

10

33,3

Сехин С.Я.

4,17

12

30

8

26,4

Травин О.Л.

4,32

21

52,5

9

29,7

Харитонов Д.Ю.

4,20

18

45

12

39,6

Харламов К.Д.

4,19

20

50

10

33,3

Шахматов О.К.

4,24

18

45

12

39,6

Ярков И.Ю.

4,30

19

47,5

8

26,4

Среднее

4,2

17,5

43,7

10,6

35,0

s

0,07

2,6

6,5

1,8

m

0,02

0,8

2,1

0,6

2,0


Итак, как показывают данные тестирования до эксперимента, существенной разницы между показателями контрольной и экспериментальной группы не наблюдается. Среднее время, затраченное на дистанционные броски в экспериментальной и контрольной группе оказались абсолютно одинаковыми. Точность попадания дистанционных бросков была несколько лучшей в контрольной группе. Разница в среднем составила 1%. Точность попадания штрафных бросков также была немного лучше в контрольной группе. Разница составила 0,3%.

По критерию Вилкаксона в начале эксперимента значимых различий ни по одному показателю не обнаружено.

Таблица 4. Результаты тестирования точности бросков у баскетболистов контрольной группы после эксперимента

Ф.И.О.

Время, затраченное на дистанционные броски (мин)

Точность попадания дистанционных бросков (из 40)

Точность попадания штрафных бросков (из 30)



Кол-во

%

Кол-во

%

Аникин М.Р.

4,26

23

57,5

10

33,3

Василевская Д.Е.

4,23

21

52,5

15

50

Васильев Д.Ю.

4,14

20

50

12

39,6

Драчева И.С.

4,23

18

45

7

23,1

Петров Ю.С.

4,25

20

50

12

39,6

Петренко А.

4,12

20

50

9

29,7

Савченко М.В.

4,40

18

45

13

42,9

Таранущенко И.Т.

4,16

19

47,5

11

36,3

Тропин И.Р.

4,36

20

50

13

42,9

Федоров Б.М.

4,25

18

45

9

29,7

Среднее

4,24

19,7

49.2

11,1

36,7

s

0,08

1,4

3,7

2,2

7,5

m

0,02

0.4

1,2

0,7

2,5


Таблица 5. Результаты тестирования точности бросков у баскетболистов экспериментальной группы после эксперимента

Ф.И.О.

Время, затраченное на дистанционные броски (мин)

Точность попадания дистанционных бросков (из 40)

Точность попадания штрафных бросков (из 30)



Кол-во

%

Кол-во

%

Аркадьев В.Л.

4,23

21

52,5

13

42,9

Бочкарев А.П.

4,30

19

47,5

12

39,6

Владимиров Р.Ю.

4,10

19

47,5

14

46,2

Сидоров Е.И.

4,28

20

50

15

50

Сехин С.Я.

4,12

21

52,5

10

33,3

Травин О.Л.

4,22

23

57,5

9

29,7

Харитонов Д.Ю.

4,05

18

45

12

39,6

Харламов К.Д.

4,15

23

57,5

10

33,3

Шахматов О.К.

4,23

17

42,5

15

50

Ярков И.Ю.

4,22

20

50

13

42,9

Среднее

4,1

20,1

50,2

21,3

40,7

s

0,07

1,8

4,6

2,0

6,6

m

0,02

0,6

1,5

0,6

2,2

Как показывают данные повторного тестирования, средние результаты выросли и в экспериментальной, и в контрольной группе. Однако степень прироста была неодинаковой.

Время затраченное на дистанционные броски в контрольной группе практически не изменилось, тогда как в экспериментальной группе оно уменьшилось на 10 секунд, с 4,20 мин до 4,10 мин.

Точность попадания дистанционных бросков после эксперимента в контрольной группе составила 49,2% (прирост составил 4,5%), в экспериментальной группе 50,2% (прирост составил 6,5%).

Точность попадания штрафных бросков после эксперимента в контрольной группе составила 36,7% (прирост составил 1,4%), в экспериментальной группе 40,7% (прирост составил 5,7%).

Результаты броскового теста говорят о более значительном увеличении точности бросков в экспериментальной группе, чем в контрольной.

По критерию Вилкаксона обнаружена значимая разница между средними результатами количества попадания штрафных бросков. Разница значима при t=0,05.

Между средними показателями точности дистанционных бросков значимой разницы не выявлено, однако тенденция увеличения показателей точности прослеживается, на наш взгляд, довольно четко. Отсутствие достоверной разницы по показателям точности дистанционных бросков, на наш взгляд, связано с небольшим сроком эксперимента.

Педагогическое наблюдение показало, что юные баскетболисты стали увереннее выполнять броски, как на тренировках, так и в игре. Также они начали анализировать свои силу броска, свои ошибки при промахах и старались самостоятельно корректировать мышечные усилия при выполнении следующих попыток. Последнее стало возможно, так как у юных спортсменов под воздействием подобранных упражнений произошло совершенствование мышечных ощущений.

Графические результаты исследования точности бросков в экспериментальной и контрольной группах представлены на рисунке 1 и 2.

Рисунок 1. Точность дистанционных бросков в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента (% из 40 бросков)

Рисунок 2. Точность штрафных бросков в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента (% из 30 бросков)

Выводы


1)  Изучение возрастных особенностей детей 11 - 13 дет показал, что данный возраст является продуктивным для воспитания точности движений. Этому способствует то, что совершенствование внутреннего торможения позволяет в возрасте 11 - 13 лет осуществлять дифференцирование весьма незначительных различий между раздражителями. Это дает возможность тонкого различения временных и пространственных характеристик движения. В этом возрасте интенсивно развиваются анализаторы. Уже в 10 - 13 лет функции двигательного, вестибулярного, тактильного и других анализаторов мало отличаются от их функций у взрослых

2)       Определение факторов координационных способностей, влияющие на точность броска мяча в баскетболе показало, что на точность броска в баскетболе влияют:

.         дистанция, или расстояние, с которого баскетболист выполняет бросок;

.         противодействие противника;

.         возрастные и половые особенности спортсмена;

.         физическая и техническая подготовленность баскетболиста;

.         траектория полета мяча;

.         развитие у баскетболиста координационных способностей, а именно, умение ориентироваться в пространстве, способность дифференцировать усилия и развитие вестибулярного и зрительного анализаторов.

3)  Подбор упражнений, способствующих увеличению точности броска показал, что данные упражнения должны включать следующие элементы:

1)       Броски мяча с минимального и максимального расстояния с постепенным сближением;

)         Упражнения на координацию, выполняемые с противодействием соперника и в затрудненных условиях;

)         Упражнения на координацию с одновременным включением больших мышечных групп;

)         Упражнения со снарядами различного веса и размера;

)         Одновременное развитие быстроты и точности;

)         Упражнения с выключением зрительного анализатора.

4)  Сравнительный анализ результатов тестирования показал, что подобранные упражнения увеличили точность бросков у баскетболистов экспериментальной группы. В начале эксперимента точность попадания дистанционных бросков была несколько лучшей в контрольной группе. Разница в среднем составила 1%. Точность попадания штрафных бросков также была немного лучше в контрольной группе. Разница составила 0,3%.

Точность попадания дистанционных бросков после эксперимента в контрольной группе составила 49,2% (прирост составил 4,5%), в экспериментальной группе 50,2% (прирост составил 6,5%).

Точность попадания штрафных бросков после эксперимента в контрольной группе составила 36,7% (прирост составил 1,4%), в экспериментальной группе 40,7% (прирост составил 5,7%).

Список литературы


1.   Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии/ Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1991. - 97 с.

2.       Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности/ Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 57 с.

.         Благуш, П.К. К теории тестирования двигательных способностей/П.К. Благуш. - М.: ФиС, 1982. - 35 с.

4.   Болобан, В.Н. Дидактическая система обучения спортивным упражнениям со сложной координационной структурой. В.Н. Болобан, Т.Е. Мистулова // Наука в олимпийском спорте. №2. 1995 - С. 27 - 30.

.     Гилеп, Т.Ю. Возрастные особенности механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы школьников к физическим нагрузкам. - Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков/ Т.Ю. Гилеп // В кн. мат-лов 4 Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». - М., 1990. - С. 62;

6.   Голомазов, С.В. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения (на примере баскетбольных бросков): Дисс. канд. пед. наук./ С.В. Голомазов - М., 1973. - 20 с.

7.       Гомельский, А.Я. Методы сопряженных воздействий (Новое в подготовке баскетболистов.)/ А.Я. Гомельский // Спортивные игры. - 1982. - №3. - С. 8.

8.   Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола / А.Я. Гомельский. - М., 2002. - 340 с.

.     Детская спортивная медицина / П/р. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М., Наука, 1980. - с. 55 - 60.

10. Донченко, П.И. Методическое пособие по баскетболу: для групп спортивного совершенствования / П.И. Донченко - Ташкент: Медицина, 1986. -216 с.

11. Зациорский, В.М., Биомеханическое исследование баскетбольного броска/ В.М. Зациорский, С.В. Голомазов // Теория и практика физической культуры. - №4. - 1972.

12.     Зимкин, Н.В. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучение спортивной технике/ Н.В. Зимкин // Спортивная физиология: Учебник / Под общ. ред. Я.М. Коца. - М.: ФиС, 1986. - С. 117.

13. Ивойлов, А.В. Влияние прогрессирующего утомления на точность бросков по корзине / А.В. Ивойлов и др. // Теория и практика физической культуры. - 1981. - №7. - С. 12-14.

14.     Келлер, В.С. Факторы результативности соревновательной деятельности баскетболистов при розыгрыше стандартных положений / В.С. Келлер, Е.Н. Приступа // Управление подготовкой спортсменов высокой квалификации в спортивных играх: Сб. науч. тр. - Киев: Киев. ин-т физ. культ., 1989. - С. 66-71.

.         Корягин, В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: автореф. дис. канд. пед. наук / В.М. Корягин. - М., 1994. - 102 с.

16. Кузнецова, Е.М. Возрастные особенности дыхания детей и подростков/Е.М. Кузнецова. - М., Медицина, 1986. - с. 53 - 62.

.     Курцевич, Т.Ю. Общие основы теории и методики физического воспитании т. 1/ Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003. - 412 с.

.     Лосин, Б.Е. Использование интервального метода тренировки в подготовке юных баскетболистов / Б.Е. Лосин // Всерос. метод. кабинет по ФиС: Сб. информ. и метод. материалов. - 1984. - №185. - С. 1-17.

19.     Луничкин, В.Г. Инновационные технологии подготовки профессиональных спортсменов и команд в баскетболе / В.Г. Луничкин, А.В. Родионов, С.В. Чернов // Современные технологии в спортивных играх: Материалы всерос. науч. - практ. конф. - Омск: СибГУФК, 2005. - С. 5-7.

20. Луничкин, В.Г. Экспериментальное обоснования приемов техники игры у высококвалифицированных баскетболистов. Дисс… канд. пед. наук/ В.Г. Луничкин. - М., 1971. - 19 с.

21. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Минск, Полымя, 1989. - 79 с.

.     Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников/ Минаев Б.Н., Шиян Б.М. - М.: Просвещение, 1989. стр. 106.

23. Некрасов, К.Г. Значение вариативности условий обучения в развитии точности метательных движений у младших школьников: Дисс… канд. пед. наук/ К.Г. Некрасов. - М., 1969. - 19 с.

24. Пельменев, В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: Учебное пособие./ В.К. Пельменев - Калининград: Изд-во КГУ, 2000. - 162 с.

25. Портнов, Ю.М. Баскетбол / Ю.М. Портнов. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 479 с.

26.     Портнов, Ю.М. Система опережающей подготовки в современном баскетболе / Ю.М. Портнов // Современные технологии в спортивных играх: Материалы всерос. науч. - практ. конф. - Омск: СибГУФК, 2005. - С. 86-89.

27. Преображенский, И.Н. Исследование эффективности методов совершенствования баскетболистов в технике/ И.Н. Преображенский // Материалы к итоговой сессии института за 1964 г. - М.: ЦНИИФК, 1965. - С. 43 - 45.

28. Семкин, А.А. Физиологическая характеристика спортивных игр (баскетбол, футбол) / Семкин А.А. // Физиологическая характеристика различных по структуре движения видов спорта: Механизмы адаптации. - Минск, 1992. - Гл. 5. - С. 154-174.

29.     Скворцов, А.Е. Влияние специфических и неспецифических нагрузок на точность броска в баскетболе / А.Е. Скворцов // Московская гос. акад. физ. культ. ХХI научная конференция студентов и молодых ученых Мосспортакадемия: Тезисы докл./ МГАФК. - Малаховка, 1997. - Вып. VI. - С. 146-147.

30. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для студентов средних и высших учебных заведений/ В.М. Смирнов, В.И. Дубровский - М.: Издательство Владос-Пресс, 2002.-608 с.

31.     Теория и методика физической культуры. Под ред. Ю.Ф. Курамшина.-М., Советский спорт, 2007. - 464 с.

32. Тер - Ованесян, А.Л. Педагогические основы физического воспитания / А.Л. Тер - Ованесян. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 75 с.

33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.Н. Кузнецов. - М.: ACADEMA. 2004. -480 с.

34. Хрипкова, А.Г., Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов/ А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М: Просвещение, 1990. - 236 с.

35. Черемисин, В.П. Новое в подготовке юных баскетболистов / В.П. Черемисин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - №1. - С. 41-44.

Похожие работы на - Влияние развития координации на точность броска у юных баскетболистов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!