Проблемы кадровой обеспеченности сферы физической культуры и спорта

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,95 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы кадровой обеспеченности сферы физической культуры и спорта













Реферат

Проблемы кадровой обеспеченности сферы ФКиС

Оглавление

Введение

. Подготовка кадров для отрасли «физической культуры и спорт

. Характеристика кадров отрасли "физическая культура и спорт"

. Безработица

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Тема моего реферата считаю актуальной потому как, проблема кадровой обеспеченности существует не только в отраслях медицины, науки, культуре а также и отрасли физической культуре и спорта. Данные сравнительного анализа свидетельствует о том, что численность работников отрасли постоянно возрастает: прирост числа работников в 1999 г. по сравнению с 1998 г. составил 5,4%. Наибольший прирост кадров наблюдался по таким группам, как "физкультурные работники спортивных сооружений" (35,5%) и "физкультурные работники по месту жительства" (22,2%). Значительно увеличился состав работников органов управления физической культурой и спортом всех уровней (19,9%), особенно их руководителей (37,9%). Вместе с тем по некоторым категориям работников наблюдается заметное снижение их численности: число тренеров-преподавателей на предприятиях, в учреждениях, организациях и клубах снизилось на 17,2%, а число работников аппарата советов ФСО - на 3%.

Цель и задачи данного реферата считаю изучения проблемы обеспечения кадров ФКиС.

1. Подготовка кадров для отрасли "Физической культуры и спорт"

Состав работников на отраслевом рынке труда постоянно пополняется и обновляется с помощью системы среднего и высшего профессионального образования, а также системы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Федеральными законами "Об образовании" (1993г.) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996г.) в Российской Федерации введена многоуровневая система подготовки кадров, которая, кроме прочего, подразумевает обеспечение более тесной преемственности среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования; многоэтапную систему высшего профессионального образования для обеспечения подготовки кадров разнообразной квалификации по различным направлениям, специальностям и специализациям.

До последнего времени подготовка кадров для отрасли в учреждениях среднего и высшего профессионального образования велась преимущественно в рамках одной специальности - "Физическая культура и спорт". Такая ситуация ограничивала подготовку кадровых ресурсов для оздоровительных и других направлений работы в отрасли.

В последние годы положение значительно изменилось в связи с тем, что учреждения высшего профессионального образования приступили к подготовке кадров по различным специальностям.

В соответствии с сущностью многоуровневой подготовки в настоящее время выпускники учреждений высшего профессионального образования могут получить различные уровни квалификации - бакалавр, специалист и магистр физической культуры и спорта.

Охарактеризованные процессы, по существу, являются ответом (предложением) на требования (спрос) отрасли "физическая культура и спорт", функционирующей в условиях формирования рыночных отношений, и предоставляют всё больше возможностей для вхождения российской образовательной системы в мировое образовательное пространство.

В 1999/2000 учебном году подготовку кадров для отрасли "физическая культура и спорт" осуществляли 216 учреждений среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

В системе Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму подготовка кадров осуществляется в 33 училищах олимпийского резерва, 13 техникумах физической культуры и колледжах, а также в 14 вузах (один из них военный, находящийся в ведении Министерства обороны Российской Федерации). Во всех типах учебных заведений обучалось в общей сложности более 90 тыс. студентов.

Принципиальный для рыночной экономики вопрос трудоустройства кадров в настоящее время решается в отрасли относительно просто, поскольку около половины всех штатных работников (48,2%) заняты в государственных образовательных учреждениях различных типов. В связи с этим значительная часть выпускников получает направление на работу по окончании соответствующего учебного заведения. Так, в 1999 г. из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования направление на работу получили 29,7%, а из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования - 50,7%. Вместе с тем функционирование отрасли "физическая культура и спорт" в условиях рынка способствует развитию процесса многоуровневой подготовки кадров: 18,9% выпускников учреждений среднего профессионального образования продолжили обучение в вузах, а 10,9% выпускников учреждений высшего профессионального образования - в аспирантуре.

При анализе трудоустройства кадров в отрасли "физическая культура и спорт" нельзя не упомянуть о проблеме миграции их в другие сферы деятельности по различным причинам, в первую очередь связанным с процессами социально-экономического реформирования. По некоторым данным, около 40% выпускников учреждений среднего и особенно высшего профессионального образования, получив специализированную подготовку, в отрасли не работают. Косвенным подтверждением могут служить данные о трудоустройстве выпускников в 1999 г.: 20,9% получивших среднее и 21,8% получивших высшее профессиональное образование трудоустроились самостоятельно; 15,3% выпускников учреждений среднего и 10,5% выпускников учреждений высшего профессионального образования призваны на службу в ряды Вооружённых Сил.

.Характеристика кадров отрасли "Физическая культура и спорт"

Подавляющее большинство работников физической культуры и спорта оказывают физкультурно-спортивные и образовательные услуги, так как трудятся в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования (74%). В общей численности занятых в отрасли наибольшая доза приходится на учителей общеобразовательных школ (36,2%), а также на тренеров спортивных школ и училищ олимпийского резерва (19,5%).

Из общего числа работников физической культуры и спорта 57,7% имеют высшее физкультурное образование, а 24,4% - среднее физкультурное образование. Несмотря на активную деятельность по подготовке кадров для отрасли с профессиональным образованием, доля работников без физкультурного образования весьма существенна и в последние годы продолжает увеличиваться: если в 1998 г. эта категория в общей численности работников составляла 16,3%, то в 1999 г. - уже 17,9%. Особенно неблагополучно дело обстоит среди физкультурных работников спортивных сооружений (50,8% не имеют физкультурного образования), физкультурных работников по месту жительства (32,4%), инструкторов-методистов предприятий, учреждений, организаций и клубов (26,1%), тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов детско-юношеских клубов физической подготовки (23,8%), работников физкультурно-оздоровительной направленности детских дошкольных учреждений (23,1%), тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов спортивных школ (18,2%). Более благополучная ситуация наблюдается среди преподавателей высших учебных заведений (1,2% не имеют физкультурного образования), преподавателей средних специальных учебных заведений (3,3%) и учителей общеобразовательных школ (8,3%).

Следует обратить внимание и ещё на одну специфическую особенность: в отличие от многих зарубежных стран, в настоящее время для российского отраслевого рынка труда нехарактерно привлечение населения к деятельности в физкультурно-спортивных организациях на общественных началах.

По данным французских исследователей (Andreff W., Bourg J.-F., Halba B., Nys J.-F., 1995), в 90-х годах ХХ в. в различных физкультурно-спортивных организациях на общественных началах работало: в Бельгии - около 200 тыс. человек (оценка ежегодной стоимости труда составляет 6 млрд бельгийских франков); в Великобритании - 79 тыс. человек (830 млн фунтов стерлингов); в Испании - около 200 тыс. человек (53 760 млн песет) и т.д.

.Безработица

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не находит себе работы, пополняя резервную армию труда.

На 01.01.2000 г. в России насчитывалось 9069,6 тыс. безработных, или 13% экономически активного населения. Наибольшая доля безработных приходится на население в возрасте 20-50 лет (80% от числа безработных). Среди безработных высшее образование имеют 10,3%, среднее профессиональное образование - 27,7%.

Официальная государственная статистика Российской Федерации не содержит данных о безработице в отдельных отраслях народного хозяйства. Поэтому невозможно говорить о наличии либо отсутствии безработицы в отрасли "физическая культура и спорт".

Вместе с тем специалисты различных стран мира отмечают, что отрасль "физическая культура и спорт" не свободна от проявлений феномена безработицы. Приведём в кратком виде анализ данной ситуации и возможностей выхода из неё применительно к одной из категорий работников, наиболее подверженных неполной занятости и безработице, - учителям физической культуры, проведённый специалистом из Германии.

Выпускники зарубежных вузов, получившие профессию учителя физической культуры, далеко не всегда могут найти работу по специальности. В этом случае они сталкиваются с необходимостью: а) поиска работы в некоммерческих (коммерческих) физкультурно-спортивных организациях; б) перехода в так называемую "серую зону" (полулегальную зону трудовой деятельности); в) организации собственного дела.

Рынок труда в некоммерческих физкультурно-спортивных организациях имеет в силу своего специфического характера значительные ограничения в спросе на рабочую силу. Это связано с незначительным количеством некоммерческих организаций, малочисленностью их работников, широким привлечением работников на добровольных началах и т. д.

"Серая зона" трудовой деятельности характеризуется двумя основными аспектами. С одной стороны, это возможность найма в физкультурно-спортивные организации, как правило небольшие коммерческие школы частного характера, по трудовым соглашениям краткосрочного характера или с почасовой оплатой, с организацией трудового процесса в разных местах и в разных организациях, но с использованием в большинстве случаев традиционных форм занятий. С другой стороны, это работа по программам так называемой "альтернативной спортивной и двигательной культуры" (например, "альтернативный отпуск на лыжах с применением групповой методики самопознания" и др.), характеризующаяся краткосрочным характером, гонорарной оплатой труда, "выездной" организацией занятий в весьма нетрадиционных формах.

Трудовая деятельность в "серой зоне" рассматривается как временное решение проблемы безработицы, так как всегда характеризуется неполной занятостью, как фаза поиска устойчивого профессионального положения и одновременно как возможность для раскрытия предпринимательских инициатив и способностей учителей физической культуры.

Работа в коммерческой физкультурно-спортивной организации, а тем более организация собственного дела требует от специалистов быстрой реакции на изменение спроса на различные физкультурно-спортивные услуги; высокой мобильности и готовности к адаптации, способности оперативно изменять содержание предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, форм доведения их до потребителей; склонности к поиску новых рыночных ниш для расширения профессиональной деятельности; диверсификации ассортимента предлагаемых физкультурно-спортивных услуг в целях снижения факторов риска и обеспечения постоянной и возможно более полной загруженности работой; готовности к неопределенности и непостоянству в содержании труда, его распределении (например, по сезонам года) и интенсивности (например, в течении рабочей недели, рабочего дня), а также заработной платы и др.

Все охарактеризованные пути требуют профессиональной переориентации учителей физической культуры, которой зачастую мешают сложившиеся у них стереотипы и уровень полученной квалификации.

Для подготовки учителей физической культуры характерны высокая степень связанности организации учебного процесса с организацией будущей деятельности, ориентированность студента исключительно на работу в условиях школы, с четко обозначенным кругом функциональных обязанностей, с высокой долей традиционных форм их организации, стабильным и достаточно высоким заработком. Все это способствует формированию у выпускника прочного стереотипа профессии, который мешает переориентации в плане расширения собственной профессиональной деятельности.

Вторым фактором для успешного утверждения на рынке физкультурно-спортивных услуг являются характер и уровень квалификации учителя физической культуры. Профессиональная компетенция - главный производственный ресурс в деятельности по предложению и оказанию физкультурно-спортивных услуг. Именно в ней заключается значительное преимущество учителя физической культуры, которые в идеальном случае должны обладать не только основательным набором специальных знаний и умений, но и иметь специфический "ключ", позволяющий использовать этот образовательный комплекс творчески, с учётом складывающейся ситуации в изменении спроса на физкультурно-спортивные услуги.

Однако только высокой квалификации недостаточно для самостоятельной деятельности на рынке физкультурно-спортивных услуг. Обязательным условием обеспечения профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики является определённый объём организационно-управленческих и экономических знаний и умений, приобрести которые в рамках обучения в педагогических учебных заведениях далеко не всегда возможно.

Наряду с лежащей на поверхности проблемой отсутствия организационно-управленческих и экономических знаний и умений учителя физической культуры воспринимают как противоречие процесс всестороннего развития личности средствами физической культуры и спорта в прямом сочетании с экономическими интересами. В связи с этим такая двуединая направленность преподавательской деятельности отвергается учителями как обязательное условие собственной профессиональной практики.

Таким образом, находясь на перепутье между педагогической моделью спорта, базирующейся на общественных интересах в развитии физической культуры и спорта, и экономической моделью спорта, ставящей во главу угла материальную выгоду, для того, чтобы иметь работу в условиях рыночной экономики, учитель физической культуры должен, с одной стороны, научиться ориентироваться в экономической ситуации, а с другой стороны - найти компромисс между педагогическими и экономическими целями и образцами поведения.

Одним из важных выходов из сложившейся ситуации является усиление практической подготовки учителей физической культуры в плане организации из работы в процессе обучения в различных физкультурно-спортивных организациях, а не только в школах. Практическая учебная работа в клубах, федерациям по видам спорта и т. д. позволяет не только получить разнообразную информацию о современных тенденциях в функционировании и развитии физической культуры и спорта и определить на этой основе потенциальные возможности спроса на физкультурно-спортивные услуги, но и на деле апробировать новые формы двигательной активности с представителями различных слоёв населения. Всё это даёт возможность учителю физической культуры приобрести дополнительную квалификацию, полезную для перехода в случае необходимости к самостоятельным формам заработка, хотя эта квалификация и не будет иметь подтверждения на уровне официального документа. Данное предложение имеет, однако, значительные ограничения: исследования положения дипломированных учителей физической культуры - выпускников Немецкой высшей спортивной школы в Кёльне, закончивших специальный концептуально и практически ориентирован на формы работы в коммерческом секторе курс, показатели их весьма ограниченную возможность работать вне рамок школьного спорта.

Результатом подобной ситуации могут быть следующие причины. Принципиально важным для предпринимательской деятельности вообще, создания собственного дела в частности являются привлечение капитала и решение проблем, связанных с учреждением физкультурно-спортивной организации. Уровень капиталовложений в сфере производства услуг ниже, чем в сфере производства товаров, и может значительно колебаться в зависимости от предлагаемых для занятий видов спорта и масштабов самого дела. Вместе с тем первоначальные затраты выражаются, как правило, в пятизначных цифрах, поскольку успех коммерческой физкультурно-спортивной организации не в последнюю очередь зависит от места её расположения, комфортабельности помещений, оснащения современным спортивным инвентарём и оборудованием и т. п. Получение необходимого кредита для учителя физической культуры весьма затруднительно потому, что он либо не может, либо может только частично обеспечить выполнение связанных с этим условий (разработка детального бизнес-плана, опыт коммерческой деятельности, гарантии выплаты кредита и т. д.). Даже получение кредита влечет за собой решение многочисленных организационно-управленческих и экономических проблем: арендная плата, выплата кредита, налоги, дополнительные "накладные" расходы и т.д. оказывают постоянное давление на загрузку площадей и персонала, справиться с которыми достаточно трудно для профессионально неподготовленного к этому работника. Следует напомнить еще о том, что для организации и руководства собственным делом необходимо наличие таких личностных предпринимательских качеств, как готовность к риску, знание людей, организационный талант, высокий уровень творческой активности и мобильности и др. Поэтому еще одним выходом из создавшегося положения для учителей физической культуры является получение дополнительного второго образования.

В Немецкой высшей спортивной школе в Кельне заочном университете в Хагене организованно двухгодичное дополнительное обучение по специальности "Экономика спорта" с выдачей диплома "экономист-менеджер спорта".

Впервые прием дипломированных учителей физической культуры на дополнительное обучение был проведен в 1989/1990 учебном году. Процесс получения второго дополнительного образования по специальности "Экономика спорта" организуется таким образом, что около 40% учебной программы осваивается в Немецкой высшей спортивной школе в Кельне, а около 60% программы - в заочном университете в Хагене.

Учебной программой предусмотрено изучение следующих основных блоков дисциплин:

в Немецкой высшей спортивной школе в Кельне: "Социально-экономические проблемы спорта и здоровья", "Спортивная экономика и спортивный менеджмент", "Спортивное право", "Социология спорта", "Спортивная журналистика";

в заочном университете в Хагене: "Математика", "Экономическая и социальная статистика", "Основы экономики и организации производства", "Право для специалиста в области экономики", "Предметы специализации" (теория организации производства в непроизводственной сфере, маркетинг, финансы, экономическая информатика, исследование операций и др.).

В дополнение к аудиторным учебным занятиям проводится практика в организациях спортивного самоуправления (союз, федерация и т.п.) и в коммерческих физкультурно-спортивных организациях.

Пройти обучение и получить второе образование можно в качестве: а) студента с полным курсом обучения, в период которого профессиональная трудовая деятельность не предусматривается ("очное" специализированное обучение); б) студента с неполным курсом обучения, предполагающим совмещение получения второй специальности с профессиональной трудовой деятельностью ("заочное" специализированное обучение); в) слушателя- заочника с полным курсом обучения (совмещение учебы в заочном университете Хагена с учебой в очной высшей школе с целью получения диплома о более широком физкультурном, либо ином втором образовании); г) слушателя-заочника с неполным курсом обучения (совмещение учебы в заочном университете Хагена с учебой в очной высшей школе, не предусматривающей получение диплома о втором образовании); д) "вольного" слушателя (неофициальное, по личному желанию повышение квалификации без получения каких-либо документов о нем).

трудоустройство кадры физическая культура

Выводы

Нехватка специалистов происходит из-за того что мало оплачиваемый труд, многие труд спортсмена или даже учителя физической культуры считают не современным, на это есть ряд причин.

Трудоустройство тоже является главной причиной.

При анализе трудоустройства кадров в отрасли "физическая культура и спорт" нельзя не упомянуть о проблеме миграции их в другие сферы деятельности по различным причинам, в первую очередь связанным с процессами социально-экономического реформирования.

До последнего времени подготовка кадров для отрасли в учреждениях среднего и высшего профессионального образования велась преимущественно в рамках одной специальности - "Физическая культура и спорт". Такая ситуация ограничивала подготовку кадровых ресурсов для оздоровительных и других направлений работы в отрасли.

Список используемой литературы

Курс экономической теории: Учеб. пособие /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: Изд-во «АСА», 1995. - 624 с.

Попов А. Н. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие. - Челябинск, 1999.

Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред В.У.Агеевца, Р.М.Орлова. - СПб., 2000.

Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред В.В.Кузина. - М., 2001.

Похожие работы на - Проблемы кадровой обеспеченности сферы физической культуры и спорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!