Подготовка футбольных вратарей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подготовка футбольных вратарей

Содержание

Введение

1. Изучить подготовку вратарей возраст 17-20 лет

Глава 1. Подготовка вратарей

1.1 Физическая подготовка вратарей

1.2 Психологическая подготовка вратарей

Глава 2. Тренировочный процесс вратаря

2.1 Техническая подготовка вратаря

2.2 Тактическая подготовка вратаря

Выводы

Список используемой литературы

Введение

Футбол - является одним из самых массовых видов спорта. Миллионы болельщиков всего мира смотрят футбольные матчи на стадионах, по телевизору, а некоторые слушают радиотрансляции. Среди них есть и такие, которые повсюду следуют за своей любимой командой, не жалея сил и средств. Футбол - игра с трудной техникой, она не свойственна людям от природы. Для работы, для того чтобы что-то сделать, нам даны руки, а главная характеристика вратаря - это умение обращаться с мячом ногами. Этим, собственно, и можно объяснить изначальную характерную сложность всего будущего процесса подготовки футболистов, также хочется отметить, что футбол - коллективная игра, которая собирает многотысячные стадионы болельщиков независимо от погоды, и не только в России, но и за рубежом. Игра привлекает миллионы любителей своей широтой, удалью, высокими скоростями и обилием голов.

Подготовка футбольных вратарей - ключевая составляющая обороноспособности любой команды. Его мастерство и надежность повышают и укрепляют боевую мощь всей команды. Вратарь играет в самой горячей зоне перед воротами, где борьба нападающих и защитников достигает предела. Все компоненты мастерства футболистов с наибольшей силой проявляются именно при борьбе перед воротами, а это требует от вратаря особых качеств. Вратарь должен быть атлетического телосложения, обладать высоким ростом и прыгучестью, что обеспечивает ему особые преимущества при игре в штрафной площади, быть подвижным, сильным, ловким, как акробат, уметь опередить соперника, остановить и поймать мяч в любом положении или отбить его кулаками. Он должен обладать сильным ударом подъемом и сильным броском, уметь перебросить мяч через перекладину или направить его мимо боковой штанги. Вратарю необходимо уметь выбирать правильную позицию в воротах, уверенно играть на выходах, организовать оборону перед воротами, быстро начать контратаку. Опыт показывает, что хорошие вратари вместе с тем и хорошие полевые игроки. Это помогает им уверенно руководить обороной.

Класс вратаря наряду с его физическими качествами определяется также и психологическими особенностями. Большая внутренняя сила, стремление и воля к победе определяют готовность вратаря противостоять сопернику в жарких схватках перед воротами. Решительность в действиях вратаря невозможна без быстрого анализа ситуации и намерений соперников. Но важно также, чтобы вратарь не связывал себя каким-либо одним решением, чтобы он мог варьировать свою игру в зависимости от меняющейся обстановки.

Собранность и внимание помогают вратарю мгновенно сориентироваться и выбрать правильную позицию. Вратарь концентрируется на главном, несмотря на обилие событий, под воздействием которых он находится. Вратарь высокого класса вселяет чувство уверенности во всех игроков команды. Он спокоен и выдержан, его игра не должна зависеть от настроения. На него меньше, чем на других, действуют неудачи во время игры и отрицательная реакция зрителей. постоянно готов к борьбе.

Отмеченные выше суждения определили тему курсовой работы:

" Тренировка вратарей возраст 17-20 лет, проблема игра ногами".

Объектом исследования - данной курсовой работы является тренировочный процесс вратарей 17-20 лет

Предмет исследования - игра ногами, техника полевого игрока

Цель работы - Проанализировать тренировку вратарей возраст 17-20 лет.

1. Изучить подготовку вратарей возраст 17-20 лет

2. Рассмотреть тренировочный процесс вратарей

. Раскрыть актуальность проблемы игра ногами

Методы исследования в работе - анализ научно-методической литературы и анализ литературных источников.

Глава 1. Подготовка вратарей

1.1 Физическая подготовка вратарей

При выборе тренировочных нагрузок тренеры ориентируются на определенные критерии, которые должны отражать соревновательный уровень.

С различной степенью обоснованности мы говорим уже и об отставании в физической подготовке, где мы имели ведущие позиции. Сейчас ясно одно: чтобы добиться положительных сдвигов, необходимо пересмотреть некоторые рекомендации по физической подготовке и физическую подготовку рассматривать как основу, на которой строится плановая футбольная работа.

Методика развития физических качеств, объем, и интенсивность средств на первых этапах многолетнего пути не являются главным условием достижений. Прирост показателей нагрузки становится ведущим на этапах спортивного совершенствования, когда происходит постепенный умеренный прирост всех беговых средств и интенсивности. Значимость всех его компонентов столь велика, что стоит пренебречь чем-то, как качество подготовки будет по степенно снижаться. Но вначале кратко рассмотрим задачи физической подготовки на всех этапах и определим ее место в организации учебного процесса. Физическая нагрузка, как правило, измеряется двумя показателями: объемом и интенсивностью. Работа над техникой должна идти параллельно с ростом физических качеств, чтобы привести ее в соответствие с силой, скоростью, ловкостью, которыми футболист в данный период обладает. Очень важно дать не просто физическое воздействие, а наполнить его объективным смыслом для последующего игрового совершенствования [13].

- 18 лет - физическая подготовка характеризуется направленностью воздействия: скоростная, силовая, скоростно-силовая выносливость, специальная выносливость и т.д. Существенно возрастает объем и интенсивность тренировочных нагрузок с целью воспитания скоростной выносливости. Соотношение объемов общей и специальной физической подготовки на разных этапах постепенно изменяется и к 18 годам будет составлять 50 на 50. Чтобы осознать всю сложность взаимосвязи составных частей физических периодов, нам необходимо рассмотреть отдельно все компоненты, которые достаточно хорошо изучены. В то же время не хотелось, бы давать конкретных советов по отдельным физическим качествам. Они полностью адекватны и находятся в прямой зависимости от соревновательных игр. С этих позиций и нужно исходить. Хотелось очертить принципиальные пути планирования и организации тренировочного подхода. Понятно, что без применения больших тренировочных нагрузок высоких спортивных результатов достичь невозможно. Нагрузка футболистов в игре - это та основа, по которой определяется объем работы на тренировках с учетом периодов подготовки. А деление физической подготовки на общую и специальную помогает правильно спланировать тренировочную стратегию [14].

Целенаправленное совершенствование построено с учетом особенностей возрастного развития футболистов и может служить основой тренировочного процесса без травм и хорошего уровня мастерства в дальнейшем. Характерной особенностью динамики нагрузок является неравномерность распределения объемов тренировочных средств по этапам. В каждом конкретном случае величина нагрузки определяется индивидуально, учитывая объем других средств и контингент занимающихся. Есть общепризнанные рекомендации, которые не подлежат сомнению. К примеру, развитие диаметрально противоположных по своей характеристике качеств, скорости и выносливости, которые трудно сочетаются одно с другим. Скоростно-силовая. В физической подготовке футболистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование. В приведенной таблице по скоростно-силовой работе показано количество скоростного объема по годам и на разных периодах подготовки. Конечно, можно планировать работу от необходимого метража скоростной работы, но что толку. Планируемая нагрузка должна быть адекватна состоянию футболиста, он должен и способен эту нагрузку "переварить" и "усвоить".

Необходимо помнить, что объемы нагрузок сами по себе никогда не должны быть целью, это лишь способ повышения эффективности футбольной тренировки. А прирост спортивных достижений должен происходить за счет главного лимитирующего звена - скорости футбола. Тренер, планируя на следующий год улучшение спортивных результатов, должен поднять все нижеуказанные составляющие на более высокий уровень. В специальной литературе подробно рассмотрена методика воспитания всех физических качеств, которые необходимы футболисту. Здесь хотелось бы остановиться не на конкретных числовых показателях, а на их значимости и очередности в недельном цикле и пути совершенствования в планируемом периоде. Скорость. Вся подготовительная тренировочная программа строится на основе нескольких факторов, где, несомненно, главным и основным является скорость. Беговые упражнения на максимальной скорости используются на всех этапах годичного цикла. Здесь уже можно напомнить о скорости гладкого бега и доступной скорости выполнения приема. И очевидно, что оба показателя важны, и над обоими необходимо работать. На втором месте из основных компонентов физической готовности является силовая подготовка, которая состоит из специальных прыжковых упражнений и силовых упражнений со штангой. Напомним, что для повышения скоростных возможностей необходимо заложить соответствующую функциональную базу. Прирост силовых качеств, полученных в результате занятий силовыми упражнениями, не приводит к ожидаемому увеличению скорости, но это обеспечивает предпосылки и не создает препятствий для эффективной специальной работы. Ни в коем случае увеличение скорости нельзя связывать с возрастанием объема тренировочной работы. Это, во-первых, неверное понимание специфики работы над скоростью, и успех процесса зависит от рационального сочетания скоростных нагрузок. Во-вторых, чрезмерное развитие силы или выносливости только препятствует раскрытию скоростных способностей. Если рассматривать недельный цикл, то работа над скоростью проходит в дни, когда организм футболиста находится в состоянии восстановления или сверхвосстановления. Интенсивность упражнений при развитии скоростных способностей - околопредельная, максимальная. Здесь необходимо обеспечить полную мобилизацию и концентрацию волевых усилий. Все эти моменты нужно учитывать при скоростной подготовке. Работа над скоростью ведется на всех этапах подготовки, однако на подготовительном периоде, когда выполняется значительная силовая работа, бег с максимальной скоростью используется в небольшом объеме. Силовая подготовка является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка [18].

В свою очередь до начала специальной силовой подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1 - 2 занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей.

При переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются показатели спортивной техники. В этой связи силовая подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков, поскольку силовая и техническая подготовка не имеют логической преемственности. Силовая тренировка в соревновательном периоде основывается в лучшем случае на поддержании уровня уже приобретенной силы (ее рекомендуется проводить 1 раз в неделю) и используется лишь в небольших объемах как средство для поддержания на высоком уровне скоростно-силовой подготовки. Объемная силовая подготовка в этот период нецелесообразна. Комплексные занятия в игровом режиме не дают значительного прироста силовых показателей, и рассматривать их как целевую работу в этом направлении нельзя [15].

И последнее: силовая подготовка позволяет улучшить не только показатели силы, быстроты, выносливости, но и в какой-то мере футбольное образование. Это только поможет нашим воспитанникам быть в постоянной готовности, одним словом, позволит игроку действовать мощнее и активнее. В перспективе необходимо учитывать несовместимость больших объемов силовой и технической работы, то есть разведение их по времени. Техническая работа выполняется на фоне прошедшей объемной силовой нагрузки. Выносливость. Организм футболиста обладает определенным адаптационным резервом, т.е. способностью перейти на новый, более высокий уровень работоспособности. Объем работы, выполняемый футболистом, огромен, а запасы и возможности двигательного аппарата ограничены. Любое преждевременное форсирование приведет к травмам и перетренированности. Нельзя взрослую методику, с ее повышенными нагрузками, перенести на работу с юношами. Естественно, что последовательное планирование учебного материала предусматривает постепенное увеличение нагрузки на занятиях. Объемы работ на выносливость зависят от многих факторов: уровня подготовленности игроков, периода подготовки, климатических условий и т.д. Заметим, что изменения, связанные с развитием аэробных возможностей, происходят медленно и требуют длительного периода тренировок. Определение объема и интенсивности важно не только для оптимальной дозировки упражнений. Без учета количественных данных невозможно вывести организм на новый уровень готовности. Иными словами, тренеру необходимо переходить на новую систему учета и распределения нагрузок.

Поскольку обе задачи (мышление и физическая подготовка) в тренировке групп совершенствования несут разноплановый характер, направленность и уровень воздействия разные, то сочетание задач необходимо подбирать и корректировать. Нет смысла долго излагать все методы и режимы беговой тренировки. В нашем случае не хотелось вдаваться в цифровые подробности, поскольку они нередко уводят от общей картины и раскрывают только отдельные показатели. Во-первых, длительность, количество повторений и интервалы устанавливаются в зависимости от индивидуального уровня выносливости и от способности футболиста к восстановлению. Во-вторых, трудно найти те критерии, по которым можно оценить преимущества отдельных методов тренировки. Напомним только некоторые общие положения в работе над выносливостью [19].

Работе над выносливостью должна предшествовать специальная силовая тренировка. Тренировочные нагрузки должны соответствовать соревновательным как по объему, так и по интенсивности. Единственное различие - это разделение на режимы работ: развивающие и поддерживающие. При планировании недельного цикла необходимо учесть 2 занятия в неделю по 30 минут на скоростную выносливость (анаэробные максимальные сдвиги).

Если говорить о последовательности и использовании беговых средств, то они делятся на 2 группы. Упражнения, развивающие общую выносливость, когда используется большой объем нагрузок при невысокой интенсивности, и беговые средства скоростной направленности, применяемые для развития специальной выносливости.

Следует очень внимательно подходить к стремлению выполнить большой объем работы. Общие практические рекомендации слишком обобщены и не учитывают специфику игры, уровень и квалификацию команд. Здесь от тренера требуется достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и, самое главное, ежедневный анализ протекающего процесса. Футболистам необходима специфическая работоспособность. Увеличение объемов или интенсивности должно происходить, но это должно идти в соответствии с исполнением футбольных требований и особенностями специализации игрока. Если схематично изобразить взаимосвязь основных физических качеств, которые, сочетаясь между собой, дадут нам необходимый результат, то это будет выглядеть так:

Но эту схему необходимо привести к окончательному результату - скоростно-силовая выносливость футболиста. Если уточнить, то нам необходимо идти к выносливости для скоростной работы с мячом, при этом не должна падать скорость выполнения технических действий.

Еще раз напомним, что в футболе решающее значение имеет не столько величина нагрузки, сколько ее умелое использование. Заметим, что в тренировочной работе нам необходимо уделить внимание футбольной выносливости. Выносливость легкоатлета и футболиста - это совершенно разные соотношения, как, впрочем, к примеру, игровые выносливости баскетболиста и футболиста имеют разные точки отсчета. Выносливость футболиста - это способность контролировать мяч и игровые ситуации на 90-й минуте игры. Умение расставить акценты в работе, правильное сочетание задач на каждом этапе и обеспечение преемственности в развитии специальных качеств - это и есть общая основа для составления плана подготовки. С повышением общей и специальной готовности у футболиста увеличивается точность восприятия различных параметров двигательных действий, но в отношении отдельных моментов технической подготовки на разных периодах имеются особенности, которые мы поэтапно рассмотрим [21].

Мы довольно таки подробно рассматривали решение задач по физической подготовке, но хотелось также рассказать о динамике развития и принципах построения тренировочных упражнений, где решаются задачи физической подготовки специальными упражнениями по тактике и технике. Нам необходимо добиться игровой выносливости футболиста, способности выполнить технико-тактические действия на фоне утомления.

1.2 Психологическая подготовка вратарей

В профессиональном спорте особенно в футболе проблемой психологической подготовки является проблема личности вратаря, которая определяет многие особенности его игровой деятельности. Поэтому изучению индивидуально-психологических особенностей вратаря на протяжении многих лет занятий в футбольной школе нужно уделять особое внимание. Психологические особенности личности вратаря можно рассматривать по следующим направлениям: прежде всего это уровень его соревновательных достижений, устойчивость к стрессам и нагрузкам, которые он испытывает, способность к предвидению. Общеизвестно, что психология вратарей во многом отличается от психологии полевых игроков. Нагрузки, которые испытывает вратарь в тренировочной работе, напряженность и ответственность во время игр, страх пропустить мяч, чувство вины после ошибок, требуют особого подхода к этому спортивному амплуа. Сегодня психологическая подготовка вратарей в футбольной школе должна быть спланирована на протяжении всего времени обучения и общей подготовки. Одним из важнейших аспектов психологической подготовки являются теоретические занятия с использованием видеоматериалов и подсобного оборудования, а также в виде индивидуальных бесед и разговоров

Во время тренировок, особенно специальных, между тренером и вратарем должен быть диалог. Вратарь должен уметь выражать свои мысли вслух.

На теоретических занятиях, во время тренировочных занятий, при подготовке к игре вратарь должен высказать тренеру, как он понимает ту или иную игровую ситуацию для успешных действий, достижения положительного результата [4].

Психологические особенности 17-20 лет юношей выражаются в невротизме с повышенной тревожностью, эмоциональными вспышками, которые возникают внезапно и довольно быстро прекращаются, сменяясь раскаянием, угрызениями совести. Вратаря иногда беспокоят и пугают предстоящие игры, особенно ответственные. Задача тренера на протяжении всей подготовки бережно относиться к индивидуальным особенностям личности вратаря.

Подводя небольшой итог скажем, класс вратаря наряду с его физическими качествами определяется также и психологическими особенностями. Большая внутренняя сила, стремление и воля к победе определяют готовность вратаря противостоять сопернику в жарких схватках перед воротами. Решительность в действиях вратаря невозможна без быстрого анализа ситуации и намерений соперников. Но важно также, чтобы вратарь не связывал себя каким-либо одним решением, чтобы он мог варьировать свою игру в зависимости от меняющейся обстановки [24].

Собранность и внимание помогают вратарю мгновенно сориентироваться и выбрать правильную позицию. Вратарь концентрируется на главном, несмотря на обилие событий, под воздействием которых он находится. Вратарь вселяет чувство уверенности во всех игроков команды. Он спокоен и выдержан, его игра не должна зависеть от настроения. На него меньше, чем на других, действуют неудачи во время игры и отрицательная реакция зрителей. Он постоянно готов к борьбе [26].

футбольный вратарь тактический физический

Глава 2. Тренировочный процесс вратаря

2.1 Техническая подготовка вратаря

Для того чтобы рассмотреть технику вратаря, необходимо сказать о техники полевого игрока, так как тренировка у игроков проходит вместе, и составляет 70% процентов тренировочного процесса [3].

По способу выполнения они подразделяются на удары внутренней и внешней сторонами стопы, серединой, внутренней и внешней частями подъема, носком, пяткой. При разучивании ударов следует сначала обращать внимание на правильное техническое выполнение приема, а после того как будет освоен прием, нужно работать над точностью ударов, а лишь затем - над силой ударов.

Освоение техники ударов ногами по мячу лучше начинать с разучивания удара внутренней стороной стопы, который часто используется в игре. Этот прием применяется как для передач мяча на короткие и средние расстояния, так и для взятия ворот с близкого расстояния. Удар внутренней стороной стопы недостаточно сильный, но очень точный.

Удар серединой подъема в игре часто применяется при передачах мяча на среднее и длинное расстояния, при обстрелах ворот. Удар выполняется с прямого разбега по отношению к предполагаемому направлению полета мяча.

Удар внутренней частью подъема в игре применяется при обстреле ворот соперника, выполнении штрафных и угловых ударов, при фланговых передачах. Удар внешней частью подъема применяется как при обстреле ворот, угловом, штрафном ударах, так и при выполнении скрытой передачи партнеру. При этом ударе мяч в полете закручивается и летит, несколько отклоняясь в сторону.

Удар носком чаще всего применяется при игре в сырую погоду, так как этим способом размокший мяч можно послать на довольно большое расстояние. В ряде случаев этот удар эффективен и при обстреле ворот соперников, ведь он наносится с небольшого замаха, а, следовательно, внезапно для вратаря. Техника выполнения этого приема аналогична технике удара серединой подъема.

Удар пяткой применяется в основном при необходимости выполнить неожиданную передачу партнеру, находящемуся сзади.

Резаными ударами называются те, после которых мяч летит по дуге, вращаясь вокруг своей оси. Чтобы получить наглядное представление об этих ударах, надо поставить мяч на землю и нанести по нему удар, стараясь попасть не в середину, а сбоку. Это и будет резаный удар. Этот удар находит все большее применение в современном футболе. Лучшие мастера этой игры успешно используют его для передач, ударов по воротам. Резаные удары могут выполняться любым способом. Однако чаще всего в игре применяются удары, выполненные внутренней и внешней частями подъема.

Резаный удар внутренней частью подъема выполняется в основном так же, как и обычный удар, с той лишь разницей, что он наносится не посередине мяча, а по той его части, которая дальше отстоит от опорной ноги. В момент удара нога как бы вскользь прокатывается по мячу, придавая ему вращательное движение вокруг своей оси. Чем сильнее вращается мяч, тем круче дуга его полета. При выполнении резаного удара внешней частью подъема нога также соприкасается не с серединой, а с той частью мяча, которая находится ближе к опорной ноге. При этом вначале мяча касается та часть подъема, которая ближе к пальцам. Затем бьющая нога продолжает движение в сторону опорной, а мяч, прокатившись по внешней части подъема, как бы отрывается от ноги.

Удары с лета - один из наиболее сложных технических приемов игры. Обучаясь этим ударам, следует обратить внимание на правильность соприкосновения бьющей ноги с мячом.

Пожалуй, из всех видов ударов с лета самым сложным является удар через голову. Он выполняется так. Когда мяч опускается до уровня плеч, туловище необходимо подать назад, опорную ногу согнуть в коленном суставе, а бьющую ногу направить резко вверх, нанеся удар посередине мяча. Чтобы мяч не полетел при этом вверх, а назад, следует нанести удар в тот момент, когда носок бьющей ноги "смотрит" вверх. Такой удар особенно красив и неожиданен для соперника, когда футболист наносит его в полете.

Удары с полулета выполняются в момент отскока мяча от земли. Такие удары, как правило, очень сильны. Ими пользуются при дальних передачах, обстреле ворот [12].

Остановки мяча

Остановки мяча в футболе достигаются, как правило, уступающим движением той или иной части тела и расслаблением определенных мышечных групп. Остановки могут быть полными, после которых мяч остается лежать у ног игроков неподвижно, и неполными, когда движение мяча гасится не полностью, а лишь замедляется его скорость и изменяется направление движения. В игре, естественно, чаще всего используются неполные остановки.

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы довольно часто используется в игре, так как этот способ удобен и надежен.

Остановка катящегося мяча подошвой выполняется, когда мяч движется навстречу игроку. Техника выполнения приема не так уж сложна. Однако требует вначале внимания и старательности.

В игре футболисты часто останавливают опускающиеся мячи и внутренней стороной стопы, и подошвой. В первом случае опорная нога ставится примерно в 40 см впереди предполагаемого места приземления мяча. Останавливающая нога отводится назад, пропуская летящий мяч, а в момент его касания земли мягко накрывает внутренней стороной стопы. При остановке опускающегося мяча подошвой опорная нога ставится чуть позади предполагаемого приземления мяча. Останавливающая нога, согнутая в коленном суставе, выносится немного вперед. После касания мячом игрового поля он накрывается подошвой за счет некоторого выпрямления ноги, которая при этом расслабляется.

В случаях, когда летящий сзади или сбоку мяч, опускаясь, несколько удаляется от игрока, используется остановка внешней стороной стопы, Этот прием используется опытными футболистами для последующего ухода от соперника. А выполняется он так: опорная нога сгибается в коленном суставе, а другая выносится вперед, приподнимается и разворачивается, мяч накрывается внешней стороной стопы, а голеностопный сустав расслабляется. Туловище слегка наклоняется в сторону мяча. Существуют и другие варианты остановки летящего мяча этим способом.

Овладев приемом таких мячей, игрок получает в игре большое преимущество перед соперником. Как правило, летящие мячи останавливаются внутренней стороной стопы или серединой подъема. Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы во многом напоминает остановку катящегося мяча этим же приемом: опорная нога слегка сгибается в колене, выносится вперед - вверх с таким расчетом, чтобы мяч соприкоснулся с внутренней стороной стопы. В тот же миг останавливающая нога мягко подается назад, гася скорость полета мяча. Этим приемом принимаются мячи, летящие не выше уровня бедра. Более высокие мячи этим же приемом можно остановить в прыжке. Если же мяч опускается перед футболистом, его можно остановить серединой подъема. При этом опорная нога сгибается в колене, а другая выносится вперед - вверх. Она также чуть сгибается в колене. Стопа ее оттягивается вниз. Опускающийся мяч встречается с серединой подъема (или носком), и останавливающая нога быстрым, но мягким движением опускается вниз, гася скорость полета мяча.

Дриблинг, или ведение мяча толчками, широко используется игроками в современном футболе. Дриблинг применяется для выхода на свободную позицию, для держания мяча, когда партнеры закрыты и некому дать точную передачу. Ведение осуществляется внешней и внутренней частями подъема, внутренней стороной стопы и даже носком. Однако во всех случаях Дриблинг осуществляется несильными ударами - толчками. Чтобы мяч держать под контролем, необходимо научиться придавать ему обратное вращение. Во время тренировок важно добиваться того, чтобы при ведении мяча голова была приподнятой. Таким образом, в поле зрения будут находиться и мяч, и обстановка на поле. Если же соперник находится в непосредственной близости, мяч не следует далеко отпускать, так как соперник получит благоприятную возможность для отбора мяча. При атаке соперника справа надо перевести мяч под левую ногу и наоборот так, чтобы туловище владеющего мячом находилось между мячом и соперником.

В современном футболе техникой отбора мяча должны владеть полевые игроки любого амплуа [25].

Отбор мяча перехватом применяется в тех случаях, когда соперник, двигаясь с мячом навстречу, слишком далеко отпустил от себя мяч. Уловив этот момент, необходимо резким движением овладеть мячом или попытаться отбить его, ставя на его пути ногу.

Отбор мяча толчком - простой, однако очень эффективный прием. Он, как правило, используется против соперника, бегущего с мячом рядом.

Отбор мяча подкатом - один из наиболее сложных технических приемов игры. Подкат применяется в тех случаях, когда уже нет возможности отобрать мяч у соперника каким-либо другим приемом. Отбор подкатом можно выполнять, находясь в различной ситуации - спереди и сбоку от соперника, владеющего мячом. Отработке данного технического приема следует уделить серьезное внимание. Ведь неправильное применение подката приводит, как правило, к нарушению правил игры. Более того, это чревато получением серьезной травмы самим игроком и нанесением ее сопернику.

Мяч, вышедший за пределы поля через боковую линию, вводится в игру вбрасыванием. Этим техническим приемом должен научиться владеть каждый футболист. Данный прием в игре может быть очень эффективен, если кто-то из игроков умеет далеко вбрасывать мяч, например, в штрафную площадь соперников. В этом случае партнеры этого футболиста могут располагаться в любом месте футбольного поля, учитывая, что при этом правило "вне игры" не действует. Вбрасывание мяча из-за боковой линии производится с места, с разбега и в падении.

Мы рассмотрели технику полевого игрока, в чем же суть техники вратаря.

Вратарь - особая фигура в команде. Роль его чрезвычайно велика. Техника игры стража ворот лишь частично схожа с техникой полевых игроков. В основном же она сильно отличается от последней, так как вратарю разрешается играть в пределах штрафной площади руками. В технике игры стражей ворот можно выделить следующие приемы: ловля мячей катящихся, низко летящих, полувысоких и высоко летящих, ловля мячей в падении и броске, отбивание летящих мячей, вбрасывание и выбивание мячей.

Вратари должны помнить, что выполнение ими целого ряда технических приемов связано в определенной мере с опасностью получения травм. Чтобы избежать этого, на тренировках и в игре вратари должны облачаться в специальное обмундирование: стеганые трусы, наколенники, перчатки, налокотники. В то же время удобная, хорошо подогнанная форма избавляет от ссадин и ушибов при падениях, бросках, столкновениях с соперником [29].

Основная стойка. Когда игра развивается на подступах к воротам, вратарь должен быть в состоянии готовности к движению за мячом в любую сторону. Для этого он должен уметь соблюдать основную стойку, т.е. он должен уметь выбрать наиболее удобное исходное положение. Ему необходимо поставить ноги врозь, колени слегка согнуть, верхнюю часть туловища наклонить вперед, руки, согнутые в локтях, направить вперед ладонями вниз, взгляд устремить на мяч. Из этого положения легко начать любое движение.

Ловля катящихся и низко летящих мячей осуществляется в стойке при параллельном расположении стоп (ноги почти сомкнуты). При приближении мяча вратарь быстро наклоняется вперед, чуть сгибает ноги в коленях и подхватывает мяч руками, опущенными вниз и обращенными к мячу ладонями. Затем выпрямляется и прижимает мяч к груди. Взгляд до этого момента устремлен на мяч. Если же мяч движется на расстоянии шага в стороне, вратарь одновременно с наклоном к мячу делает шаг ближайшей ногой и еще до касания мяча руками приставляет дальнюю ногу.

Нередко для большей надежности вратари осуществляют ловлю катящихся мячей в стойке на одном колене. В этом случае вес тела почти полностью приходится на сильно согнутую в колене опорную ногу. Другая нога, разворачиваясь наружу, опускается на колено около опорной ноги. Голень ее становится поперек, преграждая путь мячу. Руки между ногами почти касаются земли. Коснувшись ладоней, мяч направляется по предплечьям и прижимается к груди или животу.

Ловля полувысоких мячей, т.е. летящих выше колена и ниже головы, осуществляется на месте и в прыжке. Вратарь сгибает колени и сближает ноги, подав вперед верхнюю часть туловища. При этом угол, образованный туловищем и бедрами представляет как бы ложе для мяча. Руки, согнутые в локтях, выдвигаются вперед, ладонями к мячу. Мяч прокатывается последовательно по ладоням, предплечьям и прижимается к туловищу. Если вратарь находится в этот момент в положении шага, то в целях уменьшения силы удара вес тела переносится на сзади стоящую ногу.

Ловля высоко летящих мячей, т.е. выше головы, осуществляется на месте и в прыжке. При ловле на месте руки вытягиваются вверх, ладони обращаются к мячу, большие пальцы почти соприкасаются. Пойманный мяч мягким движением переносится к груди. Ловля мяча в прыжке может выполняться на месте или в движении толчком одной или двумя ногами. Приземляется вратарь в положении ноги врозь.

Ловля мячей в падении и броске. Ловля мячей, катящихся в стороне от вратаря, часто выполняется в падении. Пытаясь достать мяч, вратарь как бы стелется по земле, касаясь последовательно поверхности голенью, бедром, тазом, боком и рукой. Мяч захватывается одной рукой сзади, другой - сверху и подтягивается к груди. Ловля в падении применяется и после выхода вратаря из ворот на соперника, ведущего мяч. Действия вратаря в этот момент направлены на то, чтобы овладеть слишком далеко отпущенным мячом или преградить путь к мячу. С этой целью вратарь падает вдоль ворот, преграждая путь сопернику даже в том случае, если мяч после падения все же окажется в ногах соперника.

Ловля низких, полувысоких и высоких мячей, летящих в стороне от вратаря, выполняется в броске. Вратарь энергично отталкивается вверх - в сторону двумя ногами с места. Руки поднимаются вверх, ладонями к мячу. Пальцы слегка разводятся, что создает большую площадь для приема мяча. В момент ловли руки сгибаются и притягивают мяч к туловищу. При падении на землю следует сгруппироваться.

Отбивание летящих мячей. Когда в падении или броске вратарь не в силах поймать мяч, он отбивает его ладонью. Если же мяч опускается перед воротами и при этом возникает возможность овладеть им со стороны соперников, вратарь отбивает его кулаком или кулаками. Удар выполняется фалангами сжатых в кулак пальцев за счет сгибания рук в локтевых суставах. Делается это, как правило, в прыжке.

Выбрасывание мяча осуществляется вратарем после ловли. Задача вратаря - быстро и точно направить мяч свободному партнеру. Вбрасывание осуществляется одной рукой из-за плеча, сбоку или снизу. При вбрасывании мяча из-за плеча рука, поддерживающая мяч, сгибается в локте и поднимается до уровня головы. Вес тела переносится на сзади стоящую ногу. Свободная рука, согнутая в локте, находится перед грудью. Бросок начинается движением вперед - вниз предплечья и заканчивается энергичным движением кисти. В результате мяч летит в направлении цели. В этот момент свободная рука вытягивается в сторону и назад, а вес тела перемещается на впереди стоящую ногу. Затем вратарь переступает вперед ногой, которая до броска находилась сзади. Рассмотрим ошибки, которые вратари допускают при вбрасывании. Например, вначале у многих при замахе мяч соскальзывает с руки. Причина этого в том, что мяч неправильно захватывается и удерживается рукой. Вот почему необходимо тем, кто допускает эту ошибку, во время тренировок контролировать поддержку мяча разжатыми пальцами и ладонью. Иной раз мяч просто не доходит до адресата. Дело здесь в том, что вратари, спеша ввести мяч в игру, забывают о таком важном элементе, как энергичное заключительное движение кисти. Им можно посоветовать выполнять вбрасывание, стоя у стенки и контролируя движение кисти в момент выпуска мяча из руки.

2.2 Тактическая подготовка вратаря

Вратарь должен хорошо знать правила игры, тактику команды и отдельных игроков (особенно защитников и нападающих, с которыми ему приходится контактировать чаще всего). Перед матчем он должен усвоить общий тактический план игры (прежде всего акценты в организации атак и контратак своей команды), знать (или быстро в процессе игры выявить) бомбардиров в составе команды-соперника, их манеру действий на поле, излюбленные дистанции для ударов, а также силу, точность и способы нанесения ударов [16].

Важнейшей обязанностью стража ворот является своевременный выбор позиции для отражения ударов, выход из ворот, перехват мяча или в ходе единоборств. Основная позиция вратаря - на 20-30 см впереди линии ворот. Она позволяет постоянно держать в поле зрения главный ориентир - боковые стойки ворот. Конечно, такая позиция нередко меняется в зависимости от того, с каких дистанций и под какими углами соперники обстреливают ворота. Занимая основную позицию, стражу ворот приходится защищать площадь, равную почти 18 м2. При выходе вратаря из ворот навстречу бьющему площадь обстрела резко уменьшается. Но при этом сокращается и время для его ответной реакции на удар. Вратарь теряет ориентировку, так как не видит боковые стойки. В большинстве случаев вратарю следует ловить мяч, ибо, только овладев им, он может и распорядиться мячом. Но при отражении сильного удара с близкой дистанции или тогда, когда приему мяча мешает соперник и ловить мяч становится рискованно, надо отбивать или отводить мяч в сторону, чтобы лишить соперника возможности нанести повторный удар, особенно в тех случаях, когда вратарю приходится отражать мяч, направляемый в угол ворот, в броске, с падением. Если у него возникло сомнение - летит ли мяч в ворота или мимо них, он обязан броском (прыжком) подстраховать себя, а видя, что мяч идет в ворота, попытаться овладеть им, либо отбить его в сторону или даже на угловой.

При ловле мяча страж ворот обязан иметь вторую преграду, чтобы в случае, если окажутся "пробитыми" руки, мяч встретил 'бы ноги либо туловище. Досадно бывает наблюдать, когда при сильном ударе мяч влетает в сетку только потому, что руки вратаря не в состоянии удержать его. Такой гол может расстроить не только вратаря, но и всю команду. Если вратарю не удалось в броске овладеть мячом и тот отскакивает от него, он должен быстро вскочить с земли и попытаться вновь овладеть мячом или молниеносно занять исходную позицию для отражения повторного удара. Возникают (и не столь уж редко) моменты, когда вратарю приходится оставаться один на один с атакующим соперником. В этих случаях остаться в воротах - значит позволить сопернику беспрепятственно пробить по воротам и поразить их. Ну а если выходить из ворот на бьющего? Когда? Пока прорвавшийся к воротам полностью контролирует мяч и находится на средней дистанции от вратаря, выходить из ворот не рекомендуется (атакующему не составит большого труда перебросить мяч через вратаря). Правда, выход из ворот (на 2-3 м) возможен и в случае попытки перебросить мяч в ворота верхом (траектория полета мяча будет достаточно высокой, а удар - несильным): вратарь может иметь возможность отступить и овладеть мячом. Не следует покидать ворота и в ситуации, когда партнер вратаря преследует прорвавшегося и ежесекундно готов вступить с ним в борьбу за мяч. В этом случае голкипер, заставляя атакующего усилить контроль за мячом, лишает того возможности осмотреться и оценить игровую ситуацию. И уж если удар все-таки будет нанесен, то это будет удар вслепую, без должной точности. Стремительный выход вратарь должен совершить тогда, когда соперник движется с мячом на большой скорости, тщательно контролируя мяч: сосредоточившись на контроле мяча, он может прозевать выход вратаря, а если и заметит его, то на большой скорости вряд ли сумеет перебросить мяч через голкипера. Внезапно появившись перед соперником, вратарь должен в зависимости от конкретной обстановки принять одно из нескольких возможных решений: завязать борьбу за мяч в роли полевого игрока, помешать сопернику обвести себя и нанести удар, выиграть время для возвращения в оборону партнеров; если помешать сопернику нанести удар нельзя, то следует броситься ему в ноги и попытаться овладеть мячом или выбить его. Бросок в ноги должен быть таким, чтобы перекрыть как можно большую площадь, а под удар выставить руки. Возможно, что в такой острой ситуации решительность и смелость голкипера окажутся решающими факторами успеха в единоборстве.

Верная исходная позиция, знание тактики игры, развитое чувство предвидения, наконец, интуиция обязывают голкипера быть одним из главных (если не главным) организаторов обороны на подступах к воротам и в непосредственной близости от ворот. Предвидя ход развития атаки соперников и оценивая позицию каждого партнера, вратарь своими указаниями вносит коррективы в их позиции, помогая избегать ошибочных действий. Подсказ голкипера должен простираться на весь фронт обороны. За руководство обороной ворот именно вратарь несет полную персональную ответственность. Еще один закон обороны: сигнал заднего игрока - закон для переднего. Руководство, указания, подсказ должны быть конкретны, ясны и понятны только партнеру, которому они адресованы. "Я!" - сигнал для всех о том, что на мяч играет вратарь. При этом сигнале партнеры уступают выходящему на мяч голкиперу дорогу к мячу и страхуют его от возможной ошибки. Подчас своевременный подсказ спасает команду от гола. "Молчаливый" вратарь резко ослабляет силу обороняющихся, непроизвольно вселяет в партнеров неуверенность. Организаторские способности стража ворот в полной мере проявляются и при розыгрыше стандартных положений. При угловых ударах вратарь обязан поставить одного из партнеров у ближней к мячу стойки ворот (чтобы при необходимости тот мог отразить мяч, направленный в ближний угол ворот, куда сам голкипер не всегда может успеть), после чего занять позицию у дальней стойки, позволяющую контролировать опасную зону (место предполагаемого опускания мяча). Часто вратари ставят партнеров у обеих стоек, а сами занимают место в центре ворот. До удара голкиперу не следует покидать исходную позицию. Нередко неопытные стражи ворот раньше времени срываются с места вперед, а мяч опускается за ними в дальний угол ворот. Навстречу мячу всегда можно успеть. А пятясь назад, можно и опоздать. Большую опасность для защищающихся таят в себе штрафные и свободные удары в зоне 17-22 м от ворот. Чтобы укрепить оборону ворот в этих случаях, вратарь ставит "стенку", которая защищает часть ворот, а другую их часть обороняет лично от прямого удара. Такого же метода обороны требует и свободный удар. Как же строят "стенку"? Если удар будут наносить справа или слева, то голкипер, быстро встав у ближней стойки ворот, мысленно проводит от себя к мячу прямую линию и в 9 м от мяча ставит на ней одного из партнеров, остальных пристраивает к этому партнеру с внутренней стороны поля. Сам же вратарь занимает позицию в воротах между внешней стойкой и ближним к нему партнером, стоящим с внутренней стороны так, чтобы непременно видеть мяч и бьющего. Реагировать на ложные маневры партнеров бьющего страж ворот не должен. Неверно, если вратарь, поставив стенку, займет позицию в центре ворот. При свободном ударе после короткой передачи мяча бьющему ворота могут быть полностью открыты, что обязывает голкипера быстро переместиться к центру ворот для защиты всей их площади. Если свободный удар назначен прямо против ворот, задача "стенки"--защищать один из их углов. Вероятно, в этом случае в "стенке" не должно быть более четырех игроков (остальные нужны, чтобы закрыть опасные зоны и отдельных соперников). Однако когда свободный удар назначается внутри штрафной площади, число составляющих "стенку" может быть увеличено [17].

Отразить одиннадцатиметровый удар - это высокое мастерство (можно даже сказать - искусство) вратаря. Точный удар даже не максимальной силы в нижний угол ворот, в метре от стойки, как правило, означает поражение ворот. Союзниками вратаря при отражении такого удара могут быть такие качества, как мгновенная реакция, прыгучесть, развитый элемент предвидения, умение определять направление полета мяча по положению туловища, по замаху и развороту стопы, по углу и длине разбега бьющего. В этом случае гадание на кофейной гуще вратарю не поможет. Бросок в один угол, когда мяч летит в другой, вызывает только улыбки и смех зрителей, досаду у партнеров.

Лучше не гадать, а обоснованно занять в воротах верную позицию, ничем не показывать сопернику своего волнения или неуверенности и пытаться поймать или отбить мяч в сторону. Тогда после возможного повторного удара отразить мяч будет легче, ибо удар будет нанесен под углом. Еще лучше, если вратарю удастся отвести мяч за линию ворот на угловой.

Подводя итоги нашей работы, хотелось, бы сказать проблема игра ногами решается сейчас таким образом, многие тренера в своей практике вратаря тренируют вместе с полевыми игроками, с первых дней тренировки вратарь изучает технику полевого вратаря и в любой момент может заменить любого игрока на поле, своего рода универсал, зарубежные тренера используют специальные упражнения для голкипера. В целом школа Российского футбола позволяет готовить вратаря по новым технологиям, разрабатываются системы подготовки, тренера перенимают опыт, как у заграничных, так и у своих отечественных коллег [18,24].

Выводы

1. Современный вратарь должен быть физически и психологически подготовлен, ему присущи физические данные такие как: подвижность и ловкость, быстрота действий, хорошая реакция, общая выносливость, сила прыжка (прыгучесть), хорошая физическая подготовка, возможность долгой работы без переутомления. Психологические качества: смелость и готовность к рискованности, мотивация самого себя и положительная установка на игру, готовность действовать, концентрация на игре, настойчивость, самострахование.

. В технике игры вратаря можно выделить следующие приемы: ловля мячей катящихся, низко летящих, полувысоких и высоко летящих, ловля мячей в падении и броске, отбивание летящих мячей, вбрасывание и выбивание мячей. выходы 1 на 1, вводить мяч рукой, ногой, от ворот.

Тактика построена следующим образом: позиционная игра при ударах по воротам из различных положений, позиционная игра при стандартных положениях, управление защитой, хорошо играть на выходах, вратарь первый нападающий.

. Проблема игра ногами решается сейчас таким образом, многие тренера в своей практике вратаря тренируют вместе с полевыми игроками, с первых дней тренировки вратарь изучает технику полевого вратаря и в любой момент может заменить любого игрока на поле, своего рода универсал, зарубежные тренера используют специальные упражнения для голкипера. В целом школа Российского футбола позволяет готовить вратаря по новым технологиям, разрабатываются системы подготовки, тренера перенимают опыт, как у заграничных, так и у своих отечественных коллег.

Список используемой литературы

1.Адоян, Г.А. Итоги прошедшего века или эволюция результативности футбола / Г.А. Адоян. - М.: Спутник 200 4. - 54 с.

2.Алешин П. Сто лет Российскому футболу / П. Алешин [и др.]. - М.: Росс. футб. союз. - 2007. - 229 с.

.Андреев С.Н. Футбол - твоя игра: Кн. для учащихся сред. и ст. классов. / С.Н. Андреев. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.

.Ашибоков, М.Д. Футбол / М.Д. Ашибоков, А.И. Белоус, М.Н. Киржинов. - Майкоп: изд-во АГУ, 2005. - 28с.

.Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России. / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 3. - С.3-5.

.Бобкова Е.Н. Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков 11-18лет с учетом гармоничности их физического развития. / Е.Н. Бобкова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С.41.

7.Бондаревский Е.Я. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=бондаревский%20е> Методология построения должных норм физической подготовленности <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=методология%20построения%20должных%20норм%20физической%20подготовленности>: Метод. реком. / ВНИИФК. М., 2003. - 34 с.

.Вайн Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых. / пер. с итал. / Хорст Вайн. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004. - 244с. - (Первый шаг)

.Верхошанский Ю.В. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=верхошанский%20ю> Прогнозирование и организация тренировочного процесса <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=прогнозирование%20и%20организация%20тренировочного%20процесса>. - М.: ФиС, 2005. - 176 с.

.Витковски З. Координационные способности в футболе: Диагностика, прогнозирование развития, тренировка. / З. Витковски, В.И. Лях. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С.28 - 31

.Германов Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР. / Г.Н. Германов, В.Г. Никитушкин. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С.8-13

.Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры. / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спорт Академ Пресс, 2005. - 472 с.

.Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 645с.

.Зиновьев В.А. Особенности педагогической деятельности детского тренера-педагога по футболу. / В.А. Зиновьев. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С.37-41

.Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие / Под ред. Проф.Н.М. Люкшина. - М.: Советский спорт, - 2003. - 416 с.

.Коробейник А.В. В мире футбола / А.В. Коробейник, Р.П. Мрыхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 447 с.

.Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе. II этап (11-12 лет) / А.А. Кузнецов - М.: Олимпия, Человек, 2007. - 208 с.

.Лалаков, Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации / Г.С. Лалаков. - Омск, - 2004. - 83 с.

.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2006. - С. 208.

.Ланда Б.Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. / Б.Х. Ланда // Спорт в школе. - 2007. - № 18 (420). - С.41-48; - № 20 (422). - С.43-48; - № 22 (424). - С.34-48

.Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2003. - 192 с.

.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений.3-е изд. / Л.П. Матвеев. - СПб.: Издательство "Лань", 2003. - 160 с, ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

.Мировой футбол 2001-2002: Справочник / Авт. - сост. А.В. Савин. - М.: Тера Спорт: ОлимпияПресс, 2002. - 556 с.

.Монаков, Г.В. Подготовка футболистов / Под ред. Г.В. Монакова. - Псков, 2003. - 256 с.

.Мукиан М. Все о тренировке юного футболиста: пер. с англ. / Майкл Мукиан, Дин Дьюрст. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - XVIII - 235 с.

.Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - С.50, 249, 294.

.Озолин Н.Г. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%9E%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%20%D0%9D> Современная система спортивной тренировки <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8>. / Н.Г. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%9E%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%20%D0%9D> Озолин <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%9E%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%20%D0%9D> - М.: Физкультура и спорт, - 2004. - 280 с.

.Перепелкин В.А. Восстановление работоспособности футболистов. / В.А. Перепелкин. - М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2005. - 112 с.

.Петухов А.В. Футбол. / А.В. Петухов. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.

.Платонов В.Н. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%92> Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5>: история развития и современное состояние / В.Н. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%92> Учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта. - К.: Олимпийская литература. - 2007. - 650с.

Похожие работы на - Подготовка футбольных вратарей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!