Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,95 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тольяттинский государственный университет







КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха



Студент группы АФК- 401

А.О. Тышкевич

Преподаватель:

д. п. н., доцент В.Ф. Балашова




Тольятти, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

.1 Характеристика координационных способностей

1.2 Подвижные игры как основное средство физического воспитания в младшем школьном возрасте

1.3 Изучение способов определения уровня развития координационных способностей у детей с нарушением слуха

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования

.1 Методы исследования

.2 Организация исследования

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение

.1 Методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

.2 Результаты исследования

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается - сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действующими на слух. Если восстановить утерянный слух нельзя, то глухоту ребенка можно и нужно скомпенсировать другими средствами. Таким средством является игра [26].

Игра - занятие, форма общения детей, не носящая обязательного характера, приносящая чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, а также игра моделирует жизненные ситуации. Игра для взрослого - средство заполнения досуга, а для детей - возможность освоения и познания мира. Игра выполняет целый ряд функций, что позволяет говорить о ее разнообразии и полезности; игра-труд, досуг, праздник [17, 20].

Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста. Сегодняшний ребенок мало двигается, неактивно созерцает мир, мало сочиняет, фантазирует, очень мало работает руками, мало рисует, конструирует. Можно сказать, игра - необходимый вид деятельности, в процессе которой отражается накопленный детьми опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности. Именно в игре ребенок - автор и исполнитель, творец, испытывающий чувство восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают. Среди многообразных средств физического воспитания школьников как самое доступное и эффективное средство можно выделить игру, так как она имеет безгранично разнообразные комбинации движений и позволяет всесторонне воздействовать на организм детей [13, 20].

Объект исследования - процесс развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Предмет исследования - методика использования подвижных игр для повышения уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Исходя из этого, гипотеза исследования заключается в том, что внедрение систематических занятий подвижными играми в учебный процесс слабослышащих детй младшего школьного возраста, будет способствовать повышению уровня координационных способностей и мотивации детей к занятиям физическими упражнениями.

Цель исследования - изучить влияние подвижных игр на повышение уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по выбранной теме исследования.

2.       Оценить показатели уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

.        Разработать и апробировать экспериментальным путем методику повышения уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

.1 Характеристика координационных способностей

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности [15].

Под двигательно-координационными способностями понимают способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Под физическим качеством ловкости понимается единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, проявляющихся при условии сохранения устойчивости тела и необходимой амплитуды движений [21].

Основу современным представлениям о структуре координации заложил Н.А. Бернштейн. Он предположил, что координация - есть преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, при этом степени свободы делятся на кинематические и динамические. Управление движениями заключается в контролировании движений посредством органов чувств (принцип сенсорных коррекций). По его мнению, произвольное движение не просто деятельность двигательных систем организма, в основном мышц как непосредственных двигателей и двигательных нервов, но и двигательных центров мозга, посылающих импульсы к мышцам [13].

Ловкость (как более общее понятие, чем координационные способности) - это качество управления движением, обеспечивающее правильное, быстрое и находчивое решение двигательной задачи.

Одной из характеристик ловкости является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрота перестройки двигательной деятельности. Несомненно, что этими двумя характеристиками ловкость не исчерпывается. Вместе с тем, особенности двигательной деятельности, группируемые под названием ловкость, до настоящего времени ещё изучены недостаточно [12, 19].

Ловкость - это способность человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимися условиями. О развитии ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен овладеть, какое время ему необходимо для этого, и по степени точности, которой он может достигнуть в данном движении после некоторой тренировки [22].

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высоко развитое мышечное чувство и, так называемая, пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Основу современным представлениям о структуре координации заложил Н.А. Бернштейн. Он предположил, что координация - есть преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, при этом степени свободы делятся на кинематические и динамические. Управление движениями заключается в контролировании движений посредством органов чувств (принцип сенсорных коррекций). По его мнению, произвольное движение не просто деятельность двигательных систем организма, в основном мышц как непосредственных двигателей и двигательных нервов, но и двигательных центров мозга, посылающих импульсы к мышцам [12].

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [2, 3, 12].

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.e. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, снизанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники [1, 2, 26].

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

·  значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

·        постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);

·  испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений [21].

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности [21, 22, 23].

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются не устойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движении. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек [6, 11].

.2 Подвижные игры как основное средство физического воспитания в младшем школьном возрасте

Ценность игры как средство познавания мира и подготовки новых поколений к жизни была понятна довольно давно и использована в воспитательных целях. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые навыки и качества через игру. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизмы координации и управления движениями, дает исключительный опыт операцией с орудиями труда и различными предметами; развивает психические качества и многое другое. И в дальнейшем она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную для каждого человека потребность в движении и творческой деятельности на протяжении всей его жизни. Именно в этом основная причина той особой популярности, которой пользуются игры у народов всего мира [22].

Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошей координации. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества [6].

Нарушение слуха затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:

) ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искажённое представление об окружающей действительности;

) неблагоприятным периодом дошкольного воспитания (у детей, не посещавших детские дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;

) снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся [3].

При формировании двигательного навыка <#"586946.files/image001.gif">

где ∑ - символ суммы, Мi - значение отдельного измерения (варианта), n - общее число измерений.

Далее определяли величину σ - среднее квадратичное отклонение по формуле:


где Мi max - наибольший показатель; Mi min - наименьший показатель;

К - табличный коэффициент.

Определение достоверности различии между результатами испытуемых, находили по формуле t - критерий Стьюдента:


Полученное значение t оценивалось по таблице распределение Стьюдента для оценки статической доверенности различий в группах.

.2 Организация исследования

Эксперимент проводился в г.о. Тольятти с 2011 по 2012 гг. в три этапа на базе государственного бюджетного коррекционного учреждения школы-интерната №5.

На первом этапе (сентябрь - октябрь 2011 года) изучалась научно - методическая литература по проблеме данного исследования. Изучены современные тенденции развития коррекционной педагогики, современные тенденции развития координационных способностей у детей с нарушением слуха, развитие детей младшего школьного возраста имеющими патологию органа слуха, проведен анализ медицинских карт учащихся. Определены объект, предмет, гипотеза, цель, основные задачи и методы исследования.

На втором этапе (октябрь 2011 - апрель 2012 года) был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 18 школьников от 7 до 9 лет. Дети были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) по 9 человек. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным. Экспериментальная и контрольная группы имели одинаковый уровень координационной подготовки, функциональной подготовленности и относились также к одной медицинской группе. Все занятия, как в экспериментальной, так и в контрольной группе проходили под руководством одного учителя.

Контрольная группа занималась по стандартной программе коррекционного учреждения I-II вида. Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике 3 раза в неделю по 45 минут. Два раза в неделю на уроках по физическому воспитанию и один раз на внеклассных занятиях.

На третьем этапе (май 2012 года) осуществлялась статистическая обработка результатов педагогического эксперимента, формирование выводов, оформление работы.

На этом же этапе проводился заключительный эксперимент, осуществлялась обработка и анализ результатов экспериментального исследования, систематизировались материалы исследования. Полученные результаты представлены в работе в виде таблиц.

игра физический школьник слух

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста [3]. Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения. В исследованиях многих ученых было отмечено, что у глухих детей время простой двигательной реакции замедлено по сравнению со слышащими. По мнению ученых, поражение слуха приводит к замедленной скорости усилий и к отставанию в развитии двигательной памяти, что, возможно также, связано с некоторой общей ограниченностью физических возможностей глухих школьников [3, 16, 23].

Слух теснейшим образом связан с движением [4]. Бернштейн, указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом [4]. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:

·   недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;

·   относительная замедленность овладения двигательными навыками;

·   трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;

·   относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;

·   замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

·   отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

·   отставание в развитии жизненно важных физических способностей, таких как скоростно-силовые, силовые, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.

Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека. Для этого необходимо постоянное овладение новыми упражнениями. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

Второй путь развития ловкости - увеличение координационной трудности упражнения.

Третий путь - борьба с нерациональным мышечным напряжением, так как умение проявлять ловкость во многом зависит от умения расслаблять мышцы в необходимый момент.

Четвертый путь развития координированности человека - повышение его способности поддерживать равновесие тела [4].

Для воспитания координации движений используются различные, постепенно усложняемые сочетания элементарных движений рук и ног: более трудные акробатические упражнения; танцевальные движения - ритмическая ходьба, чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях; усложненные прыжки со скакалкой, с различными дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большими мячами - передача, перебрасывания с ловлей и др. Для этих целей используются также игры, побуждающие учеников незамедлительно переходить от действий к другим соответственно изменяющиеся обстановке («Салки» - 1 класс, «Зайцы в огороде» - 2 класс, «Подвижная цель» - 3 класс.).

В 7-8 лет быстро совершенствуются способности к различным, точным движениям. Этому помогают метание в цель, упражнение с малыми мячами - удары о пол, броски в стену с ловлей, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями; различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами - палочками, колечками, кубиками и т. д. С помощью этих упражнений учащиеся быстрее овладевают техникой письма, рисования [19, 22].

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени [10, 14].

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способности оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование) кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт [8].

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они ведут к утомлению [20, 22, 25].

При незначительном или глубоком нарушении слуха, как отмечает ряд авторов, у детей наблюдается значительное отставание в физическом и двигательном развитии, имеются нарушения координации движений по сравнению с нормально слышащими детьми. В настоящее время изучены особенности развития, обучения, воспитания таких детей, преимущественно среднего и старшего школьного возраста и недостаточно проведено исследований на детях младшего школьного возраста. Вместе с тем, именно данный возраст требует пристального внимания педагогов и ученых [1].

На основе анализа литературных источников нами были подобраны подвижные игры, соответствующие возрасту учащихся и направленные на повышение уровня развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Основные особенности занятий с применением данной методики заключаются в следующем:

. Подвижные игры для каждого урока подбираются в зависимости от задач урока и уровня подготовленности учащихся.

2.       Подвижные игры проводятся в основной части урока, опираясь на требования методики проведения подвижных игр для данной возрастной группы.

3. Подвижные игры применялись в следующей последовательности. Каждые два месяца состояли из одного блока, в который входил восьми недельный микроцикл. Он состоял из трех игр каждые две недели (Приложение 1), таким образом, получается, что в месяц должно проводиться шесть подвижных игр. Следующие два месяца, второй блок, проводился по той же схеме, что составило шесть новых игр. Последующие два месяца, третий блок, уже повторялся по первому. По окончании третьего блока, начинался заключительный четвертый, который повторял заново комплекс второго блока. Что в итоге исследования составило двенадцать подвижных игр.

Это разработано с целью разнообразия нагрузки для занимающих и для того чтобы к моменту возвращения к пройденным играм у детей сформировалось представление о пройденном материале и способствовало доведению движений до автоматизма.

. Занятия проводятся три раза в неделю. Два из них на уроке физической культуры, а третий дополнительно организованный учителями физической культуры.

5.       Дополнительная направленность занятий заключалась в том, что на каждом занятии был сделан акцент на определенные координационные способности, для того чтобы стало возможным охватить в процессе проведения игр все направления такой физической способности как координация.

.2 Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования

Для оценки уровня общей физической подготовки детей с нарушением слуха 7-9 лет после эксперимента использовались те же методы, что и в начале исследования. После анализа полученных данных в начале эксперимента, было установлено, что у занимающихся как контрольной, так и экспериментальной группы, координационные способности находятся на одном уровень.

В контрольную и экспериментальную группу вошли те же дети в количестве 9 человек, что и на начало эксперимента.

Анализ полученных результатов показал, что между экспериментальной группой и контрольной группой имеются достоверные различия.

Результаты итогового контроля показали, что внедрение в занятия по физической культуре комплекса подвижных игр в экспериментальных группах, оказал достоверное и качественное воздействие на организм детей, что подтверждают данные из таблицы 1 и 2.

Так, показатели координационных способностей экспериментальной и контрольной групп следующие:

Из таблицы 1 и 2 видно, что средний результат теста «Челночный бег 3 х 10м » в контрольной группе до начала эксперимента составил - 9,3 сек., а в конце эксперимента - 9,2 сек. Показатели в экспериментальной группе, составили - 9,3 сек. в начале эксперимента и 9,1 сек. в конце эксперимента. Таким образом, прирост среднего результата в контрольной группе составил, 0,1 сек. и в экспериментальной группе - 0,2 сек. Что свидетельствует о том, что занятия, проводимые с детьми в экспериментальной группе, дали более высокой результат, чем в контрольной группе.

Средний результат теста «Прыжок на максимальное количество градусов» до эксперимента в контрольной группе составил 317,8 град. (Таблица 1) и 330,6 град. после эксперимента (Таблица 2). Что дало разницу между результатами до и после эксперимента в 12,8 град. В экспериментальной группе прирост по этому показателю составил 30,9 град. при результате до эксперимента 320 град. и 350,9 град. после (Таблица 1 и 2).

Таким образом, прирост среднего результата в контрольной группе составил всего лишь 12,8 град., в то время как в экспериментальной группе 30,9 град., что свидетельствует о наиболее эффективной методике занятий в последней группе.

При оценке уровня времени простой реакции (тест «ловля линейки») за экспериментальный период в контрольной группе до начала эксперимента результат составил - 24 см и 22, см соответственно после (Таблица 1 и 2). В экспериментальной группе этот показатель составил 24,5 см до эксперимента и 19,2 см после (Таблица 1 и 2). Таким образом, прирост среднего результата составил в контрольной группе 2 см, а в экспериментальной - 5,3 см.

Такую разницу в результатах мы объясняем тем, что у детей, занимающихся по нашей методике произошел более высокий уровень прироста результатов, чем у детей занимающихся по стандартной методике.

Средний показатель результата по методике Е.Я. Бондаревского (тест «Проба Ромберга»), так же показал качественные изменения в экспериментальной группе за период исследования.

В экспериментальной группе результат составил до эксперимента - 20,7 с., а после эксперимента - 28,8 с. При показателях в контрольной группе до эксперимента - 20,4 с., а после - 24,6 с.


Таблица 1

Средние результаты тестов координационных способностей детей младшего школьного возраста до эксперимента

Тесты

Данные


ЭГ

КГ

ЭГ

КГ


M

m

M

m

P1

P2

Челночный бег (с)

9,3

±0,6

9,3

±0,2

<0,05

<0,05

Ловля линейки (см)

24,5

±2,1

19,2

±2,3

<0,05

<0,05

Проба Ромберга (с)

20,4

±1,3

20,7

±1,2

<0,05

<0,05

Прыжок с поворотом (град)

320,0

±8,7

317,8

±9,72

<0,05

<0,05


ЭГ - экспериментальная группа;

КГ - контрольная группа;

M - средняя арифметическая величина;

m - статическая ошибка средней величины;

p - коэффициент достоверности.

Таблица 2

Средние результаты тестов координационных способностей детей младшего школьного возраста после эксперимента

Тесты

Данные


ЭГ

КГ

ЭГ

КГ


M

m

M

m

P

P

Челночный бег (с)

9,1

±0,3

9,2

±0,3

<0,05

<0,05

Ловля линейки (см)

24,5

22,0

±2,0

<0,05

<0,05

Проба Ромберга (с)

28,8

±0,83

24,6

±1,3

<0,05

<0,05

Прыжок с поворотом (град)

350,9

±9,28

330,6

±5,27

<0,05

<0,05


ЭГ - экспериментальная группа;

КГ - контрольная группа;

M - средняя арифметическая величина;

m - статическая ошибка средней величины;

p - коэффициент достоверности.

После анализа полученных данных до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группе, мы получили следующие результаты исследования.

В тесте челночный бег 3х10 м на конец эксперимента разница в результатах контрольной и экспериментальной группы составила 0,1 с. в пользу экспериментальной группы, тогда, как до начала эксперимента результаты были идентичными.

В показателях теста прыжок на максимальное количество градусов, так же прирост результатов в пользу экспериментальной группы. Разница результатов составила 18,1 град., в то время как до начало эксперимента она составляла всего лишь 2,2 град.

Результаты теста проба Ромберга имеют так же более высокий прирост результатов в экспериментальной группе. До начала эксперимента показатели этого теста были выше у контрольной группы, разница между данными составляла - 0,3 сек., а после эксперимента, уже - 4,2 сек. в пользу экспериментальной группы.

Такая же картина наблюдается и в показателях четвертого теста время простой реакции (тест «Ловля линейки»). До начала эксперимента разница в результатах составляла всего лишь 0,5 см, тогда как после эксперимента - 2,8 см. в пользу экспериментальной группы.

Таким образом, мы видим, что после заключительного этапа исследования и обработки результатов, мы получили достоверное улучшение координационных показателей по всем тестам и наблюдается положительная динамика в обеих группах, где результаты являются достоверными (p ≤ 0,05), но следует отметить, что в контрольной группе результаты существенно ниже показателей экспериментальной.

Все выше изложенное позволяет нам сделать заключение о том, что гипотеза исследования подтвердилась и наша методика является эффективной.


Выводы

1. Анализ научно-методической литературы показал, что дети младшего школьного возраста с нарушением слуха отличаются от своих сверстников. Именно поэтому необходимо постоянно искать новые методы и формы для развития таких детей. В этом возрасте необходимо закладывать и развивать основные качества оптимальной физической и функциональной подготовки. Так как, у детей с патологией органа слуха, больше всего страдают координационные способности, то приоритетной задачей физического развития становится повышение уровня координации. Так как это дети младшего школьного возраста, то таким средством является игра.

2.       Исследования координационных способностей у детей 7-9 лет с патологией органа слуха до и после эксперимента показало достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе прирост показателей оказался не значительным. Разницу в приросте показателей мы связываем с систематическими занятиями по нашей методике.

3. Таким образом, результаты исследования показали, что разработанная экспериментальная методика с применением систематических занятий подвижными играми у детей 7-9 лет с патологией органа слуха, обеспечивает эффективное повышение уровня физического состояния детей, повышение уровня развития координационных способностей. Это свидетельствует о том, что гипотеза исследования подтвердилась и данная методика является эффективной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксёнова О.Э., Евсеев С.П., Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. [Текст]: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 296с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. [Текст]: / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208с.

3. Байкина Н.Г., Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих [Текст]: Учебное издание. - М.: Советский спорт, 2001. - 65с.

4. Бернштейн Н.А., О ловкости и ее развитии. [Текст]: - М.: Физкультура и спорт. 1991. - 288с.

5. Бессарабов Н.С., Возрастная динамика двигательных способностей и их формирование на уроках физкультуры у глухих школьников. [Текст]: дисс... к. пед.н.- М., 1999. - С.17 - 85

6. Васильков Г.Н. От игры к спорту. [Текст]: пособие для учителей / Г.Н. Васильков Г.Н., В.Г. Васильков - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 80 с.

7. Выготский Л.С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. [Текст]: // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 62-76

8. Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. [Текст]: - СПб.: Питер, 2006. - 304с.

9.       Евсеев С.П., Теория и организация адаптивной физической культуры. [Текст]: учебник. В 2 т. Т.1. - М.: Советский спорт, 2005. - 296с.

10. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2001. - 264 с.

11.     Комплексная программа физического воспитания учащихся I - 1V классов общеобразовательной школы. [Текст] / под ред. В.И. Ляха. - М.: 1992. - 34с.

.        Книга учителя физической культуры. [Текст]: учебник для ин-тов физ. культ / под общ. ред. В.С. Каюрова. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 328с.

13. Коротков И.М. Подвижные игры детей. [Текст]. / И.М. Коротков - М.: Советская Россия, 1987. - 160 с.

.   Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст]: учебное пособие / Б.Х. Ланда - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.

15. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании. [Текст]: учебное пособие / В.И. Лях - М.: Просвещение, 1998. - 272 с.

16.     Немов Р.С. Психология: психология образования. [Текст]: учебник для высш. учеб. заведений. / Р.С. Немов - М.: Владос, 2003. - 348 с.

.        Подвижные игры. [Текст]: учебное пособие. / под общ. ред. В.Ф. Мишенькиной - Омск: 2004. - 92 с.

18. Попов С.Н., Физическая реабилитация. - Ростов Н /Д: Феникс, 2005.

19. Психология. [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / од общ. ред. А. Ц. Пуни - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 394 с.

20. Решетников Н.В. Физическая культура. [Текст]: учебное пособие / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын - М.: Физкультура и спорт, 1998 - 160 с.

21.     Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 1997. - 156с.

.        Спортивные и подвижные игры [Текст]: учебник для средних спец. учеб. заведений физ. культ. / под общ. ред. Ю.М. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 344 с.

23. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для студ. фак. физ. культ. пед. ин-тов / под общ. ред. Б.В. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

24.     Физическая культура в школе. [Текст]: пособие для учителей / под ред. Г.П. Богданова. - М.: Просвещение, 1973. - 192 с.

.        Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]: учебное пособие для ст-тов высш. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

.        Частные методики адаптивной физической культуры. [Текст]: учебник / под общ. ред. Проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2009. - 608 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный комплекс первого блока эксперимента

ОХОТНИКИ И УТКИ

Подготовка. На полу (земле) чертится большой круг. Если игра проводится в узком зале, то рекомендуется нарисовать посредине две черты поперек зала на расстоянии 7-10 м одна от другой. Таким образом, получится прямоугольник, две стороны которого - стены зала, и две - начерченные линии.

Играющие делятся на две команды - «охотников» и «уток». Охотники выстраиваются по кругу за чертой его или за зачерченными линиями, разделившись пополам.

Утки произвольно располагаются в середине круга или в середине прямоугольника. У одного из охотников в руках мяч (волейбольный или футбольный).


Ход игры. По сигналу руководителя охотники начинают передавать мяч в разных направлениях, не входя в круг (или прямоугольник) и стараются осалить им - «подстрелить» уток.

Подстреленная утка выходит из игры. Утки, бегая и прыгая внутри круга, увертываются от мяча.

Когда все утки будут подстрелены, руководитель отмечает, в течение какого времени охотники выбили из круга всех уток.

Играющие меняются ролями (охотники становятся утками, а утки - охотниками), и игра продолжается.

После двух игр отмечается, какая команда охотников быстрее перестреляла всех уток.

Победительницей считается команда, которая за наименьшее время перестреляла всех уток.

Можно игру проводить на время; 3 минуты стреляют одни охотники, затем 3 минуты - другие.

Отмечается, кто больше «подбил» уток за это время.

Правила.

1. Бросая мяч в уток, охотник не должен переступать линию круга. Игрокам, переступившим линию, попадание не засчитывается.

. Осаленными считаются утки, которых мяч коснулся в любую часть тела, за исключением головы.

. Если в утку попал мяч, отскочивший от земли (пола) или от другого игрока, то осаленной она не считается.

. Если утка, увертываясь от мяча, выбежала за круг, она считается осаленной.

Подстреленные утки до смены команды в игре не участвуют

ЗАЩИТА УКРЕПЛЕНИЯ

Играющие встают по кругу на расстоянии вытянутых рук или немного больше. Перед их носками на полу (земле) чертится круг, в центре которого ставится укрепление из 3 палок, связанных вверху. Треножник желательно обвести линией. Выбирается водящий, который встает в середину круга для защиты укрепления. У одного из стоящих по кругу - волейбольный мяч. По установленному сигналу они начинают сбивать мячом укрепление (треножник). Защитник закрывает треножник, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, которому удается сбить укрепление, меняется местом с защитником.

Играют установленное время. В заключение отмечаются лучшие защитники, которые дольше других защищали укрепление, а также лучшие игроки, хорошо проявившие себя при метании.

Примечания: 1) играющим нельзя заходить за линию круга; 2) защитник не имеет права держать укрепление руками; 3) если укрепление сдвинуто мячом с места, но не упало, защитник продолжает охранять его; 4) если защитник сам свалит укрепление, то на его место идет игрок, у которого в этот момент оказался мяч.

ВЫШИБАЛЫ

По центру игровой площадки 7*16 метров разложены обручи, в них может передвигаться игрок, которого будут выбивать. На боковых, семиметровых, линиях располагаются другие игроки, которые будут выбивать партнёра. В игре задействовано 7 мячей. Если после броска мяч не попадает в цель и его не ловит игрок в обозначенной зоне, на противоположенной стороне, то мяч в игру не возвращается. Если после броска, тот кого выбивают ловит мяч, то он зарабатывает себе «жизнь», которая даёт право на продолжение игры после того, как в него попадут.

Передвигаться можно только в обручах, если игрок вышел за их пределы он считается выбитым.

Те, кто выбивают, броски выполняют по очереди, одновременно бросать два, три мяча не разрешается.

Похожие работы на - Подвижные игры как средство развития координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!