Справедливость в обществе. Моральная смерть человека

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Справедливость в обществе. Моральная смерть человека

  1. Дать развернутое определение категории "справедливость" и понятия "моральная смерть"

Справедливость - одна из самых сложных этических категорий, затрагивающая широкую сферу человеческих отношений. Содержание этого понятия отражает экономические, политические и правовые условия жизни общества и тенденции их развития.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia).

Справедливость - этическая и правовая категория. "Эта категория, - пишет Е. А. Лукашева, - подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами - как специфически правовая".

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: "Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом". Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория этики, права и социально-политических наук, фокусирующая общие нравственно-правовые условия совместной жизни людей, рассматриваемой под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей. Справедливость касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений). Специфический этический аспект Справедливости - соотношение блага и зла при совместном существовании в рамках единого социального пространства, их обоснование и распределение.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Этимологически русское слово справедливость восходит к слову «правда». Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения, в том числе взаимного, социальных ценностей. Социальные ценности - это не только материальные блага, но и свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и т.д.

Современный социальный философ Д. Ролз утверждал, что справедливость - это то, что содействует общему благу. От Аристотеля идет традиция различения двух видов справедливости - распределительной и уравнивающей. Справедливость предполагает некоторый уровень согласия между членами общества по поводу того, по каким принципам они живут. Эти принципы могут меняться.

Справедливость выступает как проблема равенства. Справедливость невозможна без соблюдения равенства. Однако Д.Ролз существенно уточняет связь справедливости и равенства. Он включает понятие равенства в определение справедливости наряду с другим определением - неравенства. Справедливость выступает, таким образом, мерой равенства и мерой неравенства между людьми. Люди должны быть равны в правах, и это равенство должно быть закреплено законом. Они должны быть равны при распределении социальных ценностей. Однако справедливым будет и неравенство, когда это такое неравное распределение, которое дает преимущество каждому.

Не всегда и не для всех равенство выступает приоритетом. Не может считаться благом равенство, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принудительно низким уровнем жизни человека.

Уже долгое время этот принцип является основой системы социальной справедливости большинства стран со смешанной экономикой (Канады, Нидерландов, Норвегии, Швеции и т.д.).

Таким образом, справедливо равенство в распределении прав и обязанностей и доступности справедливости всем людям. Справедливо конструктивное неравенство - в распределении благ.

Только тогда, когда общество обеспечивает защиту прав человека, оно справе предъявлять к нему моральные требования. Справедливость - это мерило естественных прав человека.

«Моральная смерть» - это потеря человеком совести, чести и достоинства. Моральная смерть по своей жестокости и бесчеловечности ничем не отличается от физической смерти, кроме этого моральная смерть всегда является основной причиной физической смерти. Но моральная смерть имеет одно примечательное свойство. Человек в состоянии ощутить всю боль от моральной смерти только тогда, когда он имеет перед глазами пример моральной жизни. Говоря иными словами, осознать всю гибельность бессовестности и бесчестия сообщество может лишь тогда, когда хотя бы один из членов сообщества публично проявляет свою совесть и честь. Если же примера нет - то бессовестное сообщество не ощущает всей боли своего бесчестия.

Так что же такое «моральная смерть»? Это потеря собственного убеждения, когда кто-то теряет над собой верх, когда человек теряет «вкус» жизни. Мы угасаем внутри, глаза теряют свой яростный и возбужденный блеск, который освещал всю нашу счастливую молодость. Однообразная и скучная жизнь становится нам милее всего, и мысли о том, что можно нарушить этот бесконечный мрачный круг однотипности, пугают нас до судороги в сердце и до инфаркта. Вот она «моральная смерть».

  1. Составить тезисы по материалам работы Э. Фромма "Душа человека. Ее способность к добру и злу"

справедливость человек совесть моральный

1. Зло - это специфический человеческий феномен. Во зле человек теряет сам себя при трагической попытке освободится от тяжести своего человеческого бытия.

. Степени зла соответствует степень регрессии. Наибольшим злом являются те побуждения, которые направлены против жизни: любовь к мертвому; инцестуально-симбиозные устремления возвратиться в лоно матери, к земле, к неорганическому; нарциссическое самопожертвование, которое делает человека врагом жизни именно потому, что он не может покинуть тюрьму своего собственного «Я».

. Зло также существует и в меньшей степени, что соответствует и меньшей регрессии. В таком случае речь идет о дефиците любви, разума, о недостатке интереса и нехватке мужества.

. Человек склонен идти назад и вперед, иначе говоря, он склонен к добру и злу. Когда обе склонности еще находятся в равновесии, он свободен выбирать, если предположить, что он может осознать свою ситуацию и способен к серьезным усилиям. Тогда он может выбирать между альтернативами, детерминированными, со своей стороны, общей ситуацией, в которой он находится. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он больше не свободен в выборе. В цепи событий, которые ведут к утрате свободы, последнее решение обычно не дает человеку возможности свободного выбора; при первом решении еще существует возможность, что он свободно выберет путь к добру, если предположить, что он сознает значение этого первого решения

. Вплоть до точки, в которой у него больше нет свободы выбора, человек ответствен за свои действия. Но ответственность является только этическим постулатом, и часто речь идет лишь о рационализации желания авторитарных инстанций иметь возможность наказать человека. Именно потому, что зло есть нечто вообще человеческое, ибо оно представляет потенциал регрессии и потерю нашей гуманности, оно живет в каждом из нас. Чем больше мы осознаем это, тем меньше мы в состоянии сделаться судьями над другими людьми.

. Все мы детерминированы тем, что родились людьми и потому всегда стоим перед задачей принимать решения. Вместе с нашими целями мы должны выбирать и наши средства. Мы не можем полагаться на то, что кто-то нас освободит, но мы должны постоянно сознавать тот факт, что неправильные решения отнимают у нас возможность освободить самих себя.

  1. Провести исследование.

Запишите в один столбец те из перечисленных качеств личности (от 15-ти до 20-ти из списка ста качеств ), которые характеризуют ваш идеал. Во второй - качества личности (того же объема), которыми ваш идеал обладать не должен. Недостающие, но желательные качества допишите сами. Из первого ("положительного") и второго ("отрицательного") списков выберите те качества, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе "да - нет"; есть это качество у вас или нет независимо от степени его выраженности. Обработайте и проанализируйте полученный результат, для чего рассчитайте доли приписываемых себе качеств в обоих списках. Если в "положительном" списке результат близок к единице (а в "отрицательном" - к нулю), вы, скорее всего себя переоцениваете; результат, близкий к нулю (к единице - соответственно), свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.

Качества, характеризуют идеалКачества не характеризующие идеалвежливостьдаагрессивностьдабережливостьнетмеркантильностьнетдобротадалживостьнетзаботливостьдатрусостьдаискренностьдаподлостьнетмечтательностьнетгрубостьдаотзывчивостьдажадностьнеттерпеливостьнетленостьдадушевностьнетневежественностьдаинициативностьнетраздражительностьдатрудолюбиенетупрямстводацелеустремленностьнетэгоизмдащедростьдациничностьдачуткостьдаразвязностьдаусердиенетзавистливостьнетнежностьнетзлопамятностьдазастенчивостьдарадушиеданастойчивостьдачерствостьдапониманиедаобидчивостьдааккуратностьнетнерешительностьда

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

. Найти значения d, d 2 , S d 2

где d - разность номеров рангов.d 2 =

. По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:=1 - (6 S d 2 /(n 3 -n)) ,

где d - разность номеров рангов, n - число рассматриваемых свойств (20)=1 - (6 S d 2 /(n 3 -n))=0,7 (по нормативам - самооценка в норме)

Пути совершенствования качеств.

Можно выделить пути развития каждого качества человека.

Целеустремленность можно развивать таким образом: формировать общественные ценности и интересы; создавать условия для доведения начатого дела до конца; формировать умение планировать собственную деятельность по показателям ее перспективного результата и промежуточных этапов, которые бы способствовали его реализации; развивать умения самоконтроля в деятельности, объективной оценки обстоятельств ее осуществления; формировать оптимистические взгляды.

Настойчивость можно развить путем: формирования умение не отвлекаться на второстепенные дела в процессе выполнения основного задания; акцентирование внимания на случаях не доведения начатого дела до конца;формирование готовности приложить усилия или покорить в случае необходимости свое поведение будущем результата, иногда даже вопреки действующим в данный момент желанию; воспитание чувства долга и ответственности за порученное дело.

Пути развития аккуратности: разнообразная активность в течение всего дня; недопустимо перегрузки, которое стимулирует нервозность, спешка, поверхностное отношение к делу, общую неорганизованность, что приводит к проявлениям безплановости, напрасной траты времени, упадка волевой активности, лени.

Отзывчивость будет развиваться: если тренировать себя с помощью многократных повторений проблемных ситуаций, в которых необходимо принимать решения в условиях выбора; выполнять опасные упражнения, например, которые используются для развития смелости; создавать соревнования на занятиях; укреплять чувство уверенности в себе.

Пути развития сдержанности: тренировки процессов торможения; развитие умений управления моторикой; развитие критичности мышления.

Усердие будет развиваться: если ставить требования и всегда доводить начатое дело до конца; подбирать такие виды деятельности, которые соответствуют ее способностям и интересам; развивать умения и навыки выполнять определенные виды работ; формировать общественно мотивационную сферу.

Независимость можно развивать такими путями: учить основным приемам использования собственных возможностей; формировать потребово-мотивационную сферу; развивать познавательные интересы.

Ответственность развивается: если выполнять разнообразные поручения (вовремя, не вовремя); отвечает за собственные поступки; анализировать свое поведение; выполнять общественно-полезные дела.

Развитие самостоятельности возможен лишь на основе получения знаний и умений, необходимых в данной деятельности; развитие должно проходить под контролем наставника (учитель, родители, тренер), но без чрезмерной опеки, без сковывание инициативы и проявления интереса к данному виду деятельности.

Бережливость это не только черта характера человека, но и манера его поведения и способ отношения к жизненным ценностям. Стремиться к бережливости - достойная цель; достижение её требует серьёзной работы над собой. Это сильное средство, помогающее выработать в себе бережливость. Для достижения бережливости необходимо научиться отделять свои потребности от своих желаний: потребности - то, что необходимо; желания - то, чего хочется.

Подводя итог, следует отметить, что развитие качеств человека - сложный процесс, который берет свое начало в дошкольном возрасте, обусловливается различными факторами и требует учета возрастных и индивидуально- типологических и половых особенностей любого человека.

Тренировки. При регулярных физических нагрузках человек учится слушать и слышать собственный организм и бережно расходовать его ресурсы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. - М.: Мысль, 1983

. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарики, 1999.

. Гринзберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. - М.: Политиздат, 1963

. Дубко Е.А., Титов В.А. идеал, справедливость, счастье. - М.: Наука, 1974

. Печенев В.А. Истина и справедливость. - М.: Политиздат, 1989

. Ролз Д. Теория справедливости. - Новосибирск: Новь, 1995

. Хьюсман Р., Хатфилд Д. Фактор справедливости. - М.: Знание, 1992

Похожие работы на - Справедливость в обществе. Моральная смерть человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!