Роль женщины в российском бизнесе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,67 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль женщины в российском бизнесе















Роль женщины в российском бизнесе

Введение

Общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин, исходя из сложившихся веками стереотипов, т. е. убеждений. Эти стереотипы распространяются и на младенцев, хотя они не успели еще обзавестись мужскими и женскими чертами характера. Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

Положение женщин и мужчин в обществе проблема сложная и многоплановая. Уже изначально можно говорить о том, что положение женщины в обществе далеко не равно положению мужчины. Какую роль играла и играет сейчас женщина в обществе? Что произошло с понятием «женственности» за несколько столетий? Как сейчас трактуется понятие «пола»? Данную проблему можно анализировать с разных сторон, однако в данной работе предпринята попытка рассмотреть, роль женщины в российском бизнесе.

1. Представления о социальном статусе и правах женщин

Как считал Ф. Энгельс, смена матриархата патриархатом стала всемирно-историческим поражением женского пола, в результате которого женщина превратилась в рабыню мужских желаний, стала занимать подчиненное положение по отношению к мужчине.

Еще Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.

Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. В индийских «Законах Ману» говорится, что в детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности - мужу, после смерти мужа - сыновьям и что женщина никогда не должна быть свободна от подчинения. В Коране написано, что мужья стоят над женами за то, что Аллах дал первым преимущество над вторыми. В Библии можно прочитать: «Да убоится жена мужа своего», «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу».

В христианском учении женщина - это источник зла, корень всех грехов, «ворота, через которые входит дьявол»; ведь именно из-за Евы началось грехопадение человечества в лице Адама. Неслучайно именно женщины составили основной контингент жертв инквизиции. Римский поэт Ювенал в своей сатире говорил, что нет тяжбы, в которой причиной ссоры не являлась бы женщина. Всем известно выражение Cherches la femme - ищите женщину. Так, по слухам, говаривал в XVIII в. поручик парижской сыскной полиции Габриель де Сартин в тех случаях, когда не удавалось найти мотив того или иного преступления. С тех пор это принцип неоднократно декларировался в литературных произведениях.

Ж.-Ж. Руссо, признававший равные способности мужчин и женщин, все же был сторонником традиционной мужской власти, считая, что жена должна быть кроткой, подчиняться мужчине и приучаться выносить от него все, даже несправедливость. Естественным предназначением женщины он считал нравиться мужчине.

Неудивительно, что когда Французская революция, ставившая своей задачей уничтожение всякого неравенства, провозгласила Декларацию прав человека и гражданина, в ней не нашлось места женщинам. Поэтому в 1789 г. Олимпия де Гуж разработала Декларацию прав женщины и гражданки, требуя распространить права человека и политические права и на женщин.

Взгляд на женщин как на существа подчиненные, ущербные проглядывает во многих работах даже первой половины XX в. К. Юнг писал, что женщина всегда стоит там, где падает тень мужчины, поэтому ему очень легко их перепутать. Его удивляло и озадачивало то, что женщины думают, а не чувствуют, работают, а не сидят дома с детьми, носят брюки, а не юбки. Он заявлял, что интровертные чувства в основном свойственны женщинам и объяснял этим поговорку «в тихом омуте черти водятся». Описывая женщину, захваченную анимусом, как слишком уверенную, склонную к спорам, приверженной фактам, К. Юнг называет ее «плохим созданием мужчины».

Имеются также данные, что женщина может работать, только обладая в большей степени мужскими чертами, и что даже это не должно слишком сильно мешать выполнению ею роли жены и матери, которая соответствует ее женским и биологическим потребностям. Единственное исключение Хардинг делает для работающей женщины, когда она должна оплатить учебу мужа.

Возможности получения образования

В Европе и Америке мальчики и девочки имеют практически одинаковые возможности для получения полноценного школьного образования. Однако в большинстве стран Африки, Ближнего Востока и Южной Азии мальчиков в школе больше, чем девочек. Объясняется это и низким уровнем жизни, и тем, что в этих странах брак в подростковом возрасте, особенно для девочек, скорее норма, чем исключение. В ряде стран (Нигерия, Чад, Пакистан) дискриминация девочек в сфере образования выражена очень отчетливо: менее половины из них переходят в 5-й класс и только 12 % учатся в средней школе. Лишь половина взрослых женщин обладают элементарными навыками чтения, письма и счета. Талибы в Афганистане запретили учиться в школе девочкам старше 12 лет. Даже в такой развитой стране, как Япония, мужчин, получивших высшее образование, на 1991 г. было в 3 раза больше, чем женщин.

Среди детей во всем мире, не учившихся в школе, две трети составляют девочки. Количество неграмотных женщин во всем мире превышает количество неграмотных мужчин на 70 %.

Возможности в профессиональной деятельности

Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию. Дискриминация женщин имеет место и тогда, когда устанавливается заработная плата: за одинаковый труд у них она меньше, в США, например, на 30-40 %, Великобритании - на 49 %, в Германии - на 38 %, во Франции - на 28 %. Поразительно, но даже в такой «женской» профессиональной сфере, как педагогика, учителя-женщины получают в США 89 % зарплаты учителей-мужчин. Некоторые исследования показывают, что женщины получают более низкую стартовую зарплату, даже если ведут настойчивые переговоры с работодателем, а с увеличением стажа получают меньшую прибавку к жалованью. Семьдесят пять процентов таких случаев остаются необъясненными.

Можно назвать следующие предположительные причины такого положения дел.

1.Возможно, что на разную оплату труда влияет тот фактор, что женщины часто прерывают свою трудовую деятельность на какое-то время, чтобы заняться воспитанием малолетних детей. Поэтому они меньше сил и энергии уделяют профессиональной деятельности. Однако имеются данные, что на оплачиваемой работе женщины трудятся более усердно, чем мужчины.

2.В ряде случаев срабатывает предвзятость работодателей, склонных рассматривать работу, выполненную женщинами, как менее ценную, особенно если отсутствуют объективные критерии и женщина выполняет работу, традиционно считающуюся привилегией мужчин.

.Считается также, что женщины не испытывают надобности или не ожидают получать то же жалованье, что и мужчины, даже если они соглашаются занять высокую должность. Действительно, Ш. Берн ссылается на ряд исследований западных ученых, в которых показано, что женщины ожидают и запрашивают меньшую оплату труда, так как не только свой, но и вообще женский труд оценивают более низко, чем труд мужчин. Возможно, это связано с несколькими причинами: меньшей оценкой своих способностей, сравнением своей зарплаты не с таковой мужчин, а с зарплатой женщин, которым платят меньше. Однако это не всегда так. Многие женщины хотят получать равную с мужчинами заработную плату, особенно когда узнают, что другим платят больше.

Таким образом, удовлетворенность или неудовлетворенность женщин своей заработной платой зависит от того, сравнивают ли они ее с таковой других женщин, или с заработной платой мужчин, занимающихся той же деятельностью.

Характерно, что по мере роста возможностей для проникновения в «мужские» профессии увеличивается число женщин, ощущающих неравенство в своем социальном положении.

Ущемление прав женщин видят и в том, что женщины чаще всего занимаются не только низко оплачиваемыми, но и не престижными видами труда. Однако с этим вряд ли можно полностью согласиться. Во-первых, мужчины тоже выполняют многие виды работ, не пользующиеся популярностью в обществе и низко оплачиваемые (вспомним мусорщиков, ассенизаторов, чернорабочих и т. д.). Во-вторых, к этим так называемым непрестижным профессиям у многих женщин имеется склонность, предпочтение. Например, в исследованиях профессиональных предпочтений было выявлено, что мужчины устойчиво отдают предпочтение технической, вычислительной и научной работе, а женщины проявляют больший интерес к литературной (вспомним библиотекарей), музыкальной (вспомним, кого больше среди учителей музыки), художественной, социальной и канцелярской работе.

И все же надо признать, что в отношении труда дискриминация женщин существует, в том числе и в России. По данным Госкомстата РФ что шансов найти новую работу у женщин меньше, чем у мужчин. Поэтому они остаются работать даже там, где уровень заработной платы низок. Отсюда уровень текучести женских кадров на треть ниже соответствующего показателя для мужчин.

О «вымывании» женщин с позиций высококвалифицированного и творческого труда свидетельствует то, что среди безработных женщин специалистов было больше - 30,3 %, чем мужчин - 12,2 %, в то время как женщин-рабочих было меньше - 50,6 %, а мужчин-рабочих больше - 71,6 %. 3

Политические права

Вплоть до начала XX в. женщины были лишены избирательных прав. Первыми странами, которые дали такие права женщинам, были Норвегия и Финляндия (1907). Затем их примеру последовали Дания (1915), Швеция и Канада (1918), США (1920) и т. д. Однако в Испании женщины были наделены избирательным правом лишь в 1977 г. В ряде мусульманских стран женщины лишены избирательных прав до сих пор.

Раньше всех (после Октябрьской революции) закон о равенстве прав мужчин и женщин был принят в России, а в странах Запада - лишь в 1970-1980-х гг. Это позволило женщинам не только избирать, но и быть избранными в различные органы власти. В 1990-х гг. доля женщин среди членов законодательных собраний в скандинавских странах, а также Дании и Нидерландах составляла 30-40 %. В то же время в таких странах, как Россия, Великобритания, Греция, Япония и др., женщины в парламентах составляли не больше 10 %. В среднем, во всех парламентах мира женщины составляют только 11 % от общего числа их членов.

В ряде европейских стран установлены квоты женского представительства в руководстве партиями, социальными движениями, парламентами, которые не превышают 30 %.

Социальные возможности

Б. Фридан описала психологические проблемы «идеально женственных женщин»: ощущение подавленности, чувство, что ее эксплуатируют и контролируют, желание растворить свою индивидуальность в индивидуальности мужчины; ощущение потерянности в его отсутствии. Никакой другой стереотип полоролевого поведения так не прочен, как стереотип о зависимости женщин.

Лидирующее положение мужчин отчетливо видно во многих правилах поведения и общения мужчин и женщин. В первой половине XIX в. хлопать в театре артистам можно было только мужчинам, для женщин это считалось неприличным. На танцах до сих пор кавалеры приглашают дам; для последних, чтобы уровнять шансы в предпочтении партнера, специально объявляют «белый танец». Предложение о заключении брака опять-таки исходит от мужчины. Именно поэтому в общественном мнении холостяк - это такой мужчина, который просто не желает связывать себя брачными узами, а незамужняя женщина - неудачница, в судьбе которой «что-то не состоялось».

В ряде мусульманских стран бесправное положение женщин закреплено в конституции. Муж в любую минуту только на основании собственного решения может развестись с женой, стоит ему 3 раза в присутствии свидетеля сказать жене «талак» («изгнана»), и она обязана покинуть его дом. Кстати, именно поэтому арабские женщины носят на себе такое количество украшений: после того как муж скажет жене 3 раза «талак», она не имеет права взять ни одной своей вещи из дома. Женщины не могут при приеме гостей находиться рядом с мужем. В Иране и Ираке жены до сегодняшнего дня не имеют права присутствовать на собственном бракоразводном процессе даже в качестве свидетельницы. В Иране женщинам запрещено посещать футбольные матчи.

Да что говорить про ислам, когда даже в просвещенной Англии в начале XIX в. в некоторых библиотеках книги, написанные женщинами, хранились отдельно от книг авторов-мужчин.

Представители ультраортодоксального иудаизма (хасиды) имеют право развестись с женщинами, которые отказывают в сексе своим мужьям или пренебрегают исполнением работы по дому, не спрашивая согласия жены и лишая ее прав на детей. Известны случаи, когда женщин, одетых в платья с короткими рукавами, хасиды забрасывали камнями. В то же время у евреев национальность детей определяется не по отцу, как у других национальностей, а по матери.

В Саудовской Аравии женщинам не разрешается управлять автомобилем. В Судане им запрещается покидать пределы страны без разрешения мужа, отца или брата.

С социально-психологических позиций все эти примеры однозначно показывают ущемление прав женщин.

А вот несколько другой взгляд на те же вещи: «равноправие женщины - это не просто равные с мужчинами права и предъявляемые требования, а и наиболее благоприятные условия для проявления и развития ее женской сущности». Непонимание природы половых различий приводит к ущемлению прав именно женщины, поскольку фактически в этом случае ей предъявляют требования как к мужчине. И действительно, ведь недаром в трудовом кодексе есть ограничения для физической нагрузки женщин, для работы на вредных производствах и т. д. И хотя женщины служат в милиции и в армии и выполняют вроде бы одинаковые обязанности с мужчинами, но в действительности эта одинаковость только внешняя. На самом деле их участие во многих делах ограничивается из-за их более низких физических возможностей (такие же ограничения имеют место в трудовом законодательстве и в отношении подростков мужского пола), а не потому, что они женщины.

Жесткие правила по отношению к женщинам в исламской культуре не отражают искреннее уважение к ним мужчин и восхищение их женскими достоинствами, и в этом отношении людям, принадлежащим к европейской культуре, у мусульман стоит поучиться. Даже тот унизительный, с точки зрения западной цивилизации, факт, что женщина должна идти не рядом с мужем, а позади него, на самом деле означает не что иное, как заботу мужа о безопасности жены: муж должен первым встретить возможную опасность и защитить жену.

В Талмуде написано, что в период месячных женщина считается нечистой и к ней запрещено прикасаться, что, на первый взгляд, унижает достоинство женщины. Но если отбросить этическую сторону этого запрета, то нельзя не видеть его полезность, охраняющего женщин в этот период от сексуальных домогательств мужчин.

В Египте жена имеет право выгнать мужа из дома, если докажет, во-первых, что муж ее вынудил к замужеству, и, во-вторых, что он импотент.

Да и в рыцарские времена мужчина скорее выполнял роль покровителя дам, а не властелина, а дамы вовсе не занимали позицию терпеливой мученицы, а были объектом поклонения. Так что социальное положение женщин по сравнению с мужчинами во многом определяется той культурой, в которой они находятся.

Стереотипные представления о роли женщин в обществе приводят к бесправию в западной цивилизации и мужчин: при разводах в абсолютном большинстве случаев суд постановляет, чтобы ребенок жил с матерью, а не с отцом, хотя финансовое положение последних более прочное, при разводе или раздельном проживании с супругом дети чаще живут с матерью, чем с отцом. Это приводит к тому, что большинство детей разведенных родителей имеют чаще всего лишь случайные контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся, так как матери в отместку бывшим мужьям препятствуют свиданиям своих детей с отцами.

В то же время исследование отцов-одиночек показало, что они сохраняют тесные эмоциональные контакты с детьми, отдают много сил и средств заботе о них, очень переживают, если им не удается удовлетворить запросы своих детей или проводить с ними достаточно времени.

В настоящее время большая занятость женщин в профессиональной деятельности (в СССР в 1970-х гг. 92 % женщин работали вне дома) создает впечатление о равенстве женщин и мужчин в современном обществе. Однако при этом не изменились семейные роли тех и других. И. С. Клецина справедливо замечает, что женам дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом» на домашний труд. «Двойная занятость», «двойной рабочий день» остается одной из основных проблем семейных женщин. По данным исследований лишь 29-33 % мужчин разделяли с женами их женские домашние обязанности.

2. Оценка достигаемых женщинами результатов

Все знаменитые женщины, по мнению О. Вейнингера, стали таковыми потому, что вследствие половой пикантности все, что ими создается, привлекает большее внимание, чем, при равных условиях, творчество мужчин. Кроме того, к творениям женщины относятся более снисходительно, не предъявляется больших требований. Женщины достигают известности благодаря произведениям, которые вряд ли были бы отмечены, если бы были созданы мужчиной.

В соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняют его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее старанием (усилиями), случайной удачей или другими нестабильными причинами. При этом фактор «усилие» у мужчин расценивается как стабильный, как необходимое условие естественной мужской потребности в достижении, как средство преодоления барьеров и трудностей, возникающих на пути достижения цели.

Характерно, что даже женщины, по некоторым данным, имеют определенную предубежденность против самих себя, например, в сфере научной деятельности: студентки колледжей при оценке статей, написанных мужчинами и женщинами, отдали предпочтение первым. В эксперименте, в котором испытуемые обоего пола должны были оценить предлагаемые им на обозрение картины, одни из которых были якобы написаны мужчинами, а другие - женщинами, первенство тоже было отдано картинам «мужчин». В последние годы, однако, ситуация кардинально изменилась. Возможно, отвечавшие учитывали, что быть антифеминистом теперь не модно и поэтому скрывали свое истинное отношение к возможностям женщин. Во всяком случае, скрытый сексизм (принижение роли женщин в обществе) все еще существует.

гендерный неравенство женщина социальный

3. Социальные представления о предназначении и женщин в обществе

Социальные представления в отношении женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.

В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» - с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Во многих древних мифологиях луна, земля и вода трактуются как женское начало, а огонь, солнце и тепло - как мужское. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина - как пассивно-природная сила. Противоположны и социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые - «экспрессивными». Мужчина - это «кормилец», а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.

В 1902 г. в России вышел труд томского епископа Макария «Образование, права и обязанности женщины», в котором наиболее предпочтительными для женщин сферами приложения способностей объявлялись: ведение хозяйства и воспитание детей, а для несемейных женщин - обучение детей (преимущественно в младших классах), медицина (лечение женщин), благотворительность, миссионерская деятельность. Женщинам рекомендовалось также изучение философии, психологии, логики, астрономии, физики, но все это при условии выполнения ими хозяйственных обязанностей. Далее автор вопрошает: «А много ли найдется у женщины времени для умственного труда при добросовестном исполнении ею обязанностей супруги, матери детей и хозяйки дома? Умственную работу не приличнее ли считать междудельем, оставивши ее, как дело, по преимуществу, мужу; а ее дело - семья и хозяйство. Для этого она и назначена, для этого даны ей и способности, каких не дано мужчине».

Чаще всего сущность женщины характеризуется следующими особенностями: 1) женщина неполноценное и, в сущности, зависимое существо; 2) женщина низшее по сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя ограниченность и слабость; 3) по своей внутренней сущности она не представляет собой ценности; 4) ее основное предназначение - служить мужчине и быть ему полезной, вне системы сексуального партнерства и материнства ее существование бессмысленно и имеет второстепенное значение; 5) сама по себе женщина самоотверженна, любяща, терпима, нежна и сентиментальна, что и является ее высшими добродетелями.

Можно с уверенностью сказать, что с начала XIX в. до 1960-х гг. существовавшее на Западе определение роли полов за редким исключением не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма в рамках жесткой иерархической модели. Его сторонники апеллировали к природе, религии и традициям, которые якобы существовали с древнейших времен. Женщина рожала детей и вела хозяйство. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи, добывая для нее все необходимое в мирное время и защищая ее в годы войны.

Весь миропорядок держался на этом разграничении полов. Любое совпадение или смешение ролей рассматривалось как угроза освященным веками устоям, казалось чем-то противоестественным, отклонением от нормы.

Роли полов определялись соответственно «месту» каждого из них. Для женщины - это в первую очередь дом. Внешний мир - мастерские, фабрики и деловые конторы - принадлежал мужчине. Разделение мира по признаку пола (в общественной и частной жизни) привело к появлению двух строго противоположных установок в отношении мужчины и женщины, определявшихся их специфическими чертами. Находившаяся в домашнем уединении женщина вела хозяйство, растила детей, хранила семейный очаг. Для этого ей не нужны были смелость, честолюбие, решительность, предприимчивость. Мужчина же, напротив, ведя каждодневную борьбу за существование, должен был не уступать другим представителям своего пола и потому воспитывал в себе качества, считавшиеся для него естественными

В настоящее время многие из этих представлений потеряли свою силу, т. е. стали предрассудками, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту. Так, до сих пор дискутируется вопрос о том, может ли женщина выполнять роль эффективного лидера в семье и на производстве. Мешают объективному решению этого вопроса существующие в обществе гендерные стереотипы. Н. Портер с соавторами давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Удивительно то, что это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток.

. Феминизм как движение женщин за свои права

Организованная борьба женщин за равноправное положение с мужчинами началась в Англии во второй половине XIX в. Это буржуазное женское движение получило название суфражизм, а женщин, входивших в это движение, называли суфражистками. Свое подчиненное положение они объясняли «мужским эгоизмом».

Вскоре в ряде стран возникли различные феминистские организации, справедливо борющиеся за эмансипацию и равные политические и экономические права с мужчинами.

Однако феминистское движение не однородно. Есть феминистки - «сторонницы различий», которые подчеркивают желательность женских качеств, отличных от мужских (интуиции, эмоциональности, отсутствия эгоцентризма), и превращают их даже в источник гордости представительниц своего пола. Эти феминистки отвергают стереотипные качества мужчин и представления об их превосходстве. Они считают, что женщины по своей природе превосходят мужчин, этих «сексуальных хищников»; женская способность давать жизнь означает с их точки зрения то, что они олицетворяют «женские добродетели» трудолюбия, заботы и сотрудничества.

Когда женщины говорят о мужчинах как об «иных существах», приводя при этом аргументы типа «женщина никогда бы так не поступила» или «все мужчины такие бесчувственные», они нередко испытывают удовольствие просто от мысли о своей схожести с другими представительницами своего пола и об отличии от представителей противоположной гендерной группы.

С другой стороны, есть феминистки - «"сторонницы сходства», которые минимизируют гендерные различия и обращают внимание на сходство представителей разных полов. Некоторые из феминистски настроенных женщин-ученых даже полагают, что если женщины занимаются только «женскими» делами, то они сами не хотят стать людьми. Их лозунг - стать людьми, а не женщинами!.

Нельзя не отметить наступательную, порой агрессивную позицию феминисток, усиленно навязывающих свое мнение большинству женщин и предрекающих гибель цивилизации, если они не будут услышаны. Особенно это относится к американским феминисткам. В России это движение не имеет такого размаха: по данным петербургских социологов, феминистские установки разделяют только 20 % женщин. Большинство женщин все же считают, что главным природным предназначением женщин является материнство, любовь, семья, а мужчина - это добытчик, и его главным делом в жизни должна быть работа.

Феминизм - это не то же самое, что лесбийская любовь. Многие лесбиянки являются феминистками, но среди феминистов также много гетеросексуальных женщин и мужчин и геев (McCormick, 1994). За исключением нескольких экстремистов, которые заявляют, что гетеросексуальные женщины «спят с врагами», большинство феминистов придерживаются умеренных политических убеждений и имеют широкие взгляды на сексуальную ориентацию и многообразие сексуальных вкусов. Верно также и то, что многие лесбиянки не являются феминистками.

Иногда ультрафеминистки видят ущемление своих прав там, где их нет; например одна из феминисток считает, что имеется неравноправная оценка и восприятие мужчины и женщины даже с лингвистической точки зрения. Она указывает на то, что выражение «стать мужчиной» чаще всего означает «стать взрослым», тогда как выражение «стать женщиной»" означает подчиниться мужчине и потерять свою девственность. Жаль, что она не знает украинского языка, а то у нее появились бы более веские основания говорить о неравноправном восприятии мужчин и женщин. Ведь на этом языке мужчина - это «чоловик», а женщина - «жинка».

Развитие движения за освобождение женщин в изоляции от мужчин - это явление почти уникальное и характерное только для Америки. В Швеции, где женское движение добилось максимальных успехов, это движение называют не «освобождением женщин», а «дискуссией о половых ролях». Поэтому оно воспринимается не как исключительно женская проблема, в решении которой мужчины могут «помочь», а как проблема обоих полов, решая которую мужчины и женщины могут учиться друг у друга. Отчеты западноевропейских женских организаций показывают, что у них есть «гораздо более глубокое стремление «освободить» не только женщин, но и мужчин от их традиционной роли кормильцев семьи и соперников, что позволит мужчинам играть в семье активную и приносящую более глубокое удовлетворение роль».

В своем стремлении во всем видеть происки мужчин одна из феминисток поставила под сомнение даже возможность женщин выходить раньше мужчин на пенсию. Вот что она пишет по этому поводу: «Непрямая дискриминация вообще не присутствует в качестве концепции в трудовом праве большинства стран, однако она реально существует, обычно в виде протекционистского, по отношению к женщинам, законодательства. Ярким примером является более низкий для женщин возраст выхода на пенсию. Это приводит к уменьшению получаемого женщиной дохода в 2-3 раза. Скрываемая за заботой о здоровье реальная причина вытеснения женщин активного профессионального возраста с рынка труда заключается в том, что, с одной стороны, таким образом, осуществляется освобождение рабочих мест для нового поколения, с другой - предполагается, что «молодые бабушки» необходимы для присмотра за внуками, чтобы оба родителя могли работать, так как пособия, которые платит государство по уходу за ребенком, малы, а зарплаты одного работающего для содержания семьи не хватает». Конечно, в этих рассуждениях есть резон. Но нельзя забывать, что более ранний пенсионный возраст женщин вовсе не означает их обязательный уход с работы. Многие женщины работают и будучи пенсионерками. При этом во многих государствах разработаны такие законы о пенсиях, которые подравнивают женские пенсии к мужским.

5. Роль женщины в российском бизнесе

В бурные 1990е, многие женщины быстрее мужчин приспособились к новым правилам игры в условиях рыночной экономики. Сотни тысяч женщин стали челноками: они ввозили в страну потребительские товары для продажи на местном рынке. В последние годы на смену челночному бизнесу пришла организованная коммерция, но женщины по-прежнему играют большую роль в розничной торговле. 'Женщины поняли, что необходимо выживать в новых условиях, - поясняет один эксперт. - Если мужчины просто валялись на диване или спивались, то женщины работали, чтобы прокормить семью.

Более 40% малых предприятий в России принадлежат женщинам, утверждает Татьяна Черторицкая, председатель организации «Женский социал-демократический конгресс», объединяющей в основном работающих женщин, борющихся за равноправие. «Число женщин, занимающих руководящие посты в бизнесе, растет, а число мужчин - остается без изменений, - отмечает она. - Тем не менее, как показывают наши исследования, женщины по-прежнему получают более низкую зарплату: в среднем, женщина получает на 37% меньше, чем мужчина».

Если в бизнесе женщины добиваются немалого успеха, то в политике ситуация иная. При советском строе треть мест в парламенте была зарезервирована для женщин, но после крушения коммунистического режима эти квоты были отменены, и с тех пор количество женщин среди депутатов Государственной думы неуклонно снижается - сегодня они составляют лишь около 7%.ъ

По мнению многих россиянок, не сокращается гендерное неравенство и в семье. Мужчины традиционно возлагают на женщин бремя домашней работы и воспитания детей, не уважая в должной мере их профессиональных достижений. «В России для мужчин характерна самоуспокоенность, их психология меняется куда медленнее, чем у женщин», - отмечает Долецкая.

Нонна Газаева, в свои тридцать с лишним сделавшая карьеру консультанта по пиару, сетует, что россияне позаимствовали из западной культуры «джейсмбондовский» взгляд на отношения между мужчиной и женщиной, и не могут адаптироваться к изменившимся потребностям женщин. «Россия - по-прежнему «мужская» страна, - отмечает Газаева. - Мужчины считают совершенно нормальным безответственное поведение по отношению к женщинам в личных отношениях, но до сих пор не готовы признать их профессиональные амбиции».

Женский день, занимавший важное место среди советских «календарных дат», давно утратил связь со своими феминистскими истоками и превратился для мужчин в освященную традицией возможность «компенсировать» женщинам 364 дня пренебрежения, осыпая их комплиментами, цветами и велеречивыми тостами. Несмотря на прогресс в некоторых областях, многие женщины говорят, что с приближением 8 марта их охватывают в лучшем случае противоречивые чувства.

«Для меня этот праздник всегда имел неприятный привкус, - говорит профессор МГИМО Ирина Звигельская. - Кажется, что это единственный день в году, когда мужчины делом доказывают свою любовь. Но мне всегда казалось: будь они настоящими мужчинами, они делали бы это каждый день».

По словам экспертов, процветание, преобразившее жизнь некоторых женщин, в основном москвичек, пока не затронуло подавляющего большинства россиянок. «Для большинства женщин экономические условия только ухудшились, - отмечает Татьяна Тройнова, директор Женской информационной сети, осуществляющей контакт между местными женскими организациями. - Конечно, сегодня женщины более эмансипированы, у них возникло больше возможностей реализовать себя в бизнесе и торговле. Но даже там, чтобы добиться успеха, они должны проявить в 10 раз больше способностей по сравнению с мужчинами. Это не назовешь равноправием».

По данным недавнего исследования об уровне жизни россиян, проведенного независимым социологическим агентством «РОМИР Мониторинг», из 15% самых бедных россиян 68% составляют женщины. Многие из них - высокообразованные специалисты, чьи навыки остаются невостребованными в новых экономических условиях.

«Ценности в обществе диаметрально изменились, - отмечает Евгения Ванина из Института востоковедения РАН (она является видным специалистом по истории Индии, свободно говорит на хинди и английском, но получает всего 4000 рублей (130 долларов) в месяц). - Некоторые женщины сегодня могут разбогатеть, занимаясь пиаром, модельным бизнесом или рекламой, но врач, профессор, или фабричная работница не в состоянии даже свести концы с концами. Куда мы катимся?»

Вместе с тем, нужно отметить, что в России 42% всех руководящих должностей занимают женщины. Новое поколение предпринимательниц определяет характер растущей российской экономики, утверждает немецкая газета Die Welt, статью которой публикует Inopressa.

Вероятность встретить на предприятии женщину-менеджера в России больше, чем где-либо в мире, сообщает немецкое издание. На 89% российских предприятий женщины занимают одну из руководящих должностей. Для сравнения: лишь на каждом третьем немецком предприятии в руководстве фирмы можно найти женщину. 42% всех менеджеров в России - женщины, в Германии - всего 16%.

Самый показательный пример успешной женщины-бизнесмена, разумеется, Елена Батурина, глава строительной компании «Интеко». Единственная женщина-миллиардер в России, если верить данным Forbes.

Елена Батурина, которой сейчас 41 год, мать двоих детей, президент Российского союза конного спорта, жена московского мэра Юрия Лужкова, имеет контрольные пакеты Русского земельного банка, который обслуживает, в частности, счета городской администрации, и строительной фирмы ДСК-3, важного игрока на московском рынке строительства жилья, сообщает Die Welt.

В ее экономическую империю «Интеко» сейчас входят строительный трест, банк, цементный завод, торговая фирма, сельхозпредприятие и заводы, которые производят пластиковые кресла для стадионов, а также одноразовую посуду. Империя Батуриной долгое время была окружена покровом тайны, но ей пришлось открыть некоторые карты, когда она в прошлом году вышла на внутренний фондовый рынок, выпустив облигации на миллиард рублей.

Другой пример - Наталья Касперская (38 лет), которая на последней компьютерной ярмарке Cebit представляла свою фирму «Лаборатория Касперского». Дипломированный математик, она дает работу 280 сотрудникам, ее программисты работают над созданием самого популярного в России и одного из самых популярных в мире антивирусов.

Со своим тогдашним мужем Евгением и несколькими друзьями Наталья основала в 90-е годы фирму по разработке программного обеспечения. Это были дикие времена, ее предприятие, в отличие от сотни тысяч других, пережило дефолт 1998 года. Сегодня она первый человек на фирме, ее бывший муж возглавляет исследовательский отдел. Касперская, которая мыслит трезво и четко, подумывает о выходе на биржу. «К сожалению, специфика российской биржи не благоприятствует фирмам, занимающимся высокими технологиями. Если что, мы предпочли бы Nasdaq».

Анастасия Вавилова уже вывела свою компанию на биржу - она является генеральным директором аптечной сети «36,6». Сейчас в сеть входят 173 аптеки по всей России, а также фармацевтические предприятия. Оборот составляет 140 млн долларов. Выход на биржу - 20% акций было размещено на московской бирже - принес 14,4 млн. евро.

Российский союз малых предприятий считает, что 70% всех малых предприятий в России возглавляют женщины. Но Юлия Латынина, журналистка, пишущая на экономические темы, в это не верит. Она считает, что слишком часто бизнесмены записывают имущество на своих жен, чтобы в крайнем случае выйти из-под огня: «Женщины играют роль ширмы, за которой прячутся фактические игроки». Экономика в России, утверждает Латынина, продолжает и дальше оставаться, в основном, мужским делом.

В офисе Ольги Слуцкер висит портрет обнаженной работы Хельмута Ньютона. Ее охраняют, как банкира, ее водитель возит ее по городу в джипе Mercedes. Слуцкер - московская королева фитнеса. В ее клубах World Class полно управленцев мужского и женского пола, спасающихся от стресса. В российском деловом сообществе она, конечно, чувствует предубеждение, «потому что я женщина», но в бизнесе она своего добилась. Слуцкер, которая знает всех и каждого, говорит, что она чувствует движение женщин в менеджмент. «У нас сейчас занимается так много молодых женщин, которые находятся на высших руководящих должностях».

Если бросить взгляд на структуру крупных российских концернов, то в кресле шефа, как правило, не найдешь женщин. Так, все олигархи - в России насчитывается 25 долларовых миллиардеров - мужчины. Однако внутри предприятий кассой часто ведают женщины. Елена Васильева - главный бухгалтер самого большого российского концерна «Газпром», она же представляет в правлении своего шефа Алексея Миллера. Финансист Васильева (44 года) на самом дорогом российском предприятии может предоставить самую достоверную информацию о денежных потоках «государства в государстве».

Заключение

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию.

В настоящее время многие из бытовавших ранее представлений потеряли свою силу, однако сам по себе вопрос о предназначении мужчин и женщин не потерял свою остроту.

Признать существование неравенства означает согласиться более справедливо делить обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать, менять подгузники, стряпать, мыть пол и пылесосить, накрывать праздничный стол, а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых людей со свежими силами влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за перемен в гендерных ролях мужчина теряет хорошего помощника, который раньше заботился о его питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин половая принадлежность - это источник очень важной части их идентичности, части, которая включает роль добытчика в семье и четко отделяет то, что относится к мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных мыслей многие мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют существование неравенства.

Вопрос гендерных отношений в бизнесе в последнее время заметно актуализировался. Женщины занимают все более высокие позиции в компаниях. И если для мужчин бизнес-этикет давно прописан - в каком галстуке появляться на работе, как вести себя с сотрудниками, партнерами, то вопрос о том, какой должна быть бизнес-леди, остается открытым. Как она должна взаимодействовать с мужчинами-партнерами, подчиненными, что делать, если партнер по переговорам воспринимает ее, прежде всего, как женщину. Российский бизнес активно развивается, уровень переговоров очень высок, и многое зависит не только от хорошего знания предмета и понимания цели переговоров, но и от правильного позиционирования - и не только ролевого, но и гендерного, которое становится одним из инструментов управления переговорным процессом и, конечно же, влияет на результат.

Говоря о месте и роли женщины в бизнесе поневоле приходится сравнивать Россию с Западом. Правда, на Западе гендерные проблемы, похоже, давно решены. Женщины воспринимаются равноправными партнерами, они возглавляют компании, участвуют в управлении крупными корпорациями, такими, как IBM, Boeing, Sun Microsystems, General Motors, Pepsico, Xerox и т.д. В США, к примеру, составляется ежегодный рейтинг самых влиятельных бизнес-леди - президентов, вице-президентов и топ-менеджеров компаний и банков. Похоже, вопрос «Кто я, прежде всего, женщина или профессионал?» (в рабочее время!) американскими женщинами давно решен. В контексте западной бизнес-культуры человек оценивается прежде всего как профессионал, способный достигать поставленных целей, приносить прибыль. И в конечном счете становится неважным, кто возглавит дело - мужчина или женщина.

Российская бизнес-культура складывалась в условиях дикого капитализма - а это значит, агрессивная, соревновательная, жесткая среда, конкуренция, риск - мужские игры, где нет места эмоциям и рефлексии. Мир бизнеса «заточен» под мужчин. И наши бизнесмены с трудом воспринимают женщину как равноправного партнера. А напрасно. Выбор у них невелик - либо партнер, либо противник. Третьего не дано.

Список литературы

1.Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-158.

2.Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991.- № 4.- С. 74-82.

.Григорьев С.И., РАстов Ю.Е. Основы современной социологии. М., 2001.

4.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. М., 2003.

5.Маркова О.Ю. Женщина и общество: проблемы наступившего века. // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. <http://anthropology.ru/ru/we/parzv.html> СПб.: Санкт-Петербургское философское общество <http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html>, 2003. С.160-180.

6.Митина О. В. Исследование гендерного женского поведения в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1. - С. 179-191.

7.Мюллер У. Пол и организация // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 11. № 2. C.115-132.

8.Трофимова Е.Н. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях. Общественные науки и современность М., 2002. № 6.

9.Тульчинский Г.Л. Гендер, гражданское общество и свобода // Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конференции «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2002.

Похожие работы на - Роль женщины в российском бизнесе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!